Место трилогии God of War в
иерархии слэшеров сродни положению Baldur's Gate среди RPG и Half-Life
среди шутеров. Первая часть,
вышедшая в 2005 году, снискала
восторженные отзывы критиков,
покорила игроков и установила
новые стандарты в жанре: невиданные
на PS2 графические красоты,
запредельная, подчас
противоестественная жестокость,
нетривиальные головоломки и на
редкость приятная боевая система.
Продолжению удалось невозможное —
прибавить во всем. Пока слегка
ошалевшие конкуренты робко (и
безуспешно) пытались приблизиться
к уровню GoW 2, SCE Santa Monica
закончила работу над третьей,
финальной серией — путеводной
звездой для многочисленных
подражателей на ближайшие лет пять.
Grand Finale
Несмотря на скромные
нововведения, God of War 3
ничуть не уступает
предшественницам.
Зубодробительные «фаталити»
вершатся с помощью QTE, оружие
можно улучшить только за счет
красных сфер, выпадающих в основном
из поверженных врагов, — никакой
торговли и накопления капитала.
Пазлы удивляют своей изысканностью:
в ход идут музыкальные инструменты
(их еще нужно настроить), трупы
богинь становятся элементом
мудреных инженерных манипуляций,
даже друзьям человека досталось —
Кратос, словно заправский
квотербек, меткими пинками
зашвыривает злобных собак в портал.
Такая изобретательность выгодно
контрастирует с однообразными
задачками «дерните рычаг» или
«стрельните в кнопку».
Кратос на крыльях Икара (не
повторяя судьбу их прежнего
владельца) проносится над трясиной
вторичности, поглотившей рыцаря
Данте и всадника
Апокалипсиса. Заезженностью типа
«подрались — вскарабкались —
толкнули ящик и по новой»,
которой грешили бездарные клоны,
здесь и не пахнет. Нас то развлекут
интерактивной сценой, то подкинут
беспомощного NPC в нагрузку, то
подарят свидание с Афродитой. Сюжет
бодр и не впадает посреди
повествования в необъяснимую
летаргию.
Враг хорошего
В God of War существует
неписаное правило: любому
персонажу со временем обязательно
оторвут ноги, выколют глаза или
задушат собственными кишками. Ненормированные дозы жесточайшего насилия, исполненного с редким
кинематографическим мастерством и
извращенной находчивостью, делают GoW
столь милым сердцу поклонников
виртуального «мяса» и кровищи.
Неудивительно, что в этом мрачном,
неизлечимо больном и неописуемо
прекрасном мире почти нет места
положительным героям. Обитатели
Олимпа, забывшие о внутренних
склоках и готовые дать
организованный отпор титанам,
напоминают банду суперзлодеев из
комиксов. А суровому спартанцу
Кратосу отлично подошла бы роль
главного негодяя. Этот
хладнокровный и циничный убийца,
повинный в смерти своей семьи, не
привык к сантиментам. Его цель —
Зевс, и он не остановится ни перед
чем. Удары в спину, тысячи
загубленных жизней, да и конец
света — приемлемая цена, когда речь
идет о мести. Иной раз одержимость
Кратоса приводит к забавным
казусам: ну кто еще мог спасти
полуобнаженную принцессу от чудищ
только затем, чтобы тут же
перемолоть ее колесом механизма,
отворяющего ворота?
К решающей битве с богами Кратос
подходит основательно
переоснащенным. К «Клинкам
изгнания» (заменяют «Клинки
Афины») постепенно
присоединяются «Хлыст Немезиды»,
«Немейские кастеты» и «Когти
Аида». Каждый вид связан с
уникальным заклинанием, сам по себе
спартанец колдовать не умеет. И
если раньше вполне можно было
обойтись одними клинками, то теперь
бесполезных вещей попросту нет.
Исключение — малоэффективный «Меч
Олимпа» из режима ярости.
Новых противников немного.
Отметить стоит, пожалуй, химеру —
необычайно живучий гибрид льва,
змеи и горного козла. А медузы,
сатиры, минотавры и циклопы хорошо
знакомы всем, кто одолел две первые
части. Зато максимальное
количество врагов на экране
возросло с 15 до 50. Простор для
тактических маневров открыли
изменения в боевой системе. Желтая
полоска под индикаторами здоровья
и маны — это сила, питающая три из
четырех артефактов (кроме «самодостаточных»
крыльев Икара). Голова Гелиоса
служит фонариком и ослепляет
монстров, сапоги Гермеса придают
ловкость и быстроту, лук Аполлона
разит огненными стрелами. Гибкое
управление дает возможность легко
и удобно переключать оружие
непосредственно во время «комбо»
и использовать артефакты
соответственно обстановке.
Олимпийское золото
Последние месяцы перед релизом не
прошли впустую, и GoW 3 еще
похорошела, сбросив с пьедестала Uncharted
2. По сравнению с демо-версией,
показанной на Е3 2009, тени и
освещение стали гораздо
реалистичнее, а текстуры — четче.
Технология MLAA (Morphological Anti-Aliasing)
обеспечивает полноценное
сглаживание (чего на PS3 днем с огнем
не сыскать), и даже motion blur, зачастую
низводимый до роли «фигового
листка», здесь применяется
кстати и с умом. Понятно, почему SCE
Santa Monica отказались от CG-роликов — с
таким движком им сам черт не брат.
Талант программистов развязал
руки художникам и дизайнерам.
Восхитительные интерьеры
олимпийских палат с зеркальными
полами, огромные статуи (иногда —
живые) и глубины Тартара надолго
останутся в памяти. Схватки с «боссами»
посрамят любой голливудский
блокбастер, и пальма первенства тут
принадлежит мутанту Посейдону.
Поединок с ним имеет несколько «измерений»:
помимо трезубца, у океанского
владыки есть симбионт Левиафан —
многоголовая помесь лошади и каких-то
отвратительных морских гадов.
Сражение происходит на спине
титана, который тоже порой
встревает в ход битвы. Хотя и в
других слэшерах вроде Bayonetta были
гигантские «боссы», лишь в GoW
3 неожиданные дальние планы
камеры позволяют насладиться
поистине циклопическим масштабом
баталии.
* * *
Кто же все-таки в этой вселенной
Кратос — «чума» или последняя
надежда, — мы будем гадать до самых
титров. Да, повествование не
обошлось без некоторых условностей
и неувязок, зато на сюрпризы
разработчики не поскупились.
Стремясь уйти от набивших оскомину
клише, они добавили рефлексию а-ля Max
Payne и толику философского
подтекста (см. древнегреческий
афоризм в эпиграфе к игре). Вот уж
чего никогда не ждешь от слэшера,
так это пищи для размышлений.
God of War 3 не только играючи
затмевает коллег по жанру, но и
заставляет по-новому взглянуть на
возможности целой платформы. Не
думайте, что SCE Santa Monica создала
просто качественный проект,
интересный узкому кругу ценителей,
— это несомненное достижение для
индустрии вообще.
552 Прочтений • [Рецензия на игру God of War 3 (PS3 review)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]