«Метро 2033» было рождено,
чтобы стать шутером. Московский
метрополитен, где ютятся те, кто не
сгорел в атомном пожаре Третьей
мировой, — идеальный антураж для
компьютерной игры. За двадцать лет
станции превратились в города-государства,
принадлежащие разным группировкам
— военным, коммерсантам, «браткам»,
коммунистам и неофашистам. Здесь
выращивают свиней и грибы,
используют довоенные патроны
калибра 5,45 в качестве денег и
мечтают об одном — дожить до
следующего дня.
Читающая стреляющая
Москва
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.5 ГГц 1 Гб памяти GeForce 8800/Radeon HD 2800 7.5 Гб на винчестере интернет-соединение
Рекомендуемые требования
Core 2 Quad/Phenom X4 3 ГГц 2 Гб памяти GeForce GTX 275/Radeon HD 5870 7.5 Гб на винчестере интернет-соединение
Есть в «Метро» и классический
герой — обычный парень Артем со
станции «ВДНХ», волею судьбы
попавший в необычные
обстоятельства. Вернувшись из
очередного похода в разрушенную
столицу, сталкер по прозвищу Хантер
поручает ему миссию чрезвычайной
важности: добраться до Полиса, что
на пересадочном узле «Библиотеки
имени Ленина», и предупредить
тамошний Совет о новой опасности.
«Черные» — так называют
загадочного противника — угрожают
не только обитателям Калужско-Рижской
линии, а сразу всему
цивилизованному метро. Эти мутанты
страшнее, чем призраки, «демоны»,
свинорылые «упыри» и аномалии —
их трудно убить, а столкнувшиеся с
ними бойцы теряют рассудок.
Читавшие бестселлер Дмитрия
Глуховского знают, что произошло
дальше. В былые времена путь Артема
занял бы 19 минут; в 2033-м его ждут
долгие странствия по нескольким
веткам и замерзшим улицам мертвого
мегаполиса. Колея, разумеется, одна
— подобно Half-Life,
молчаливого персонажа ведут от
старта до финиша по аккуратно
проложенному маршруту, разбавляя
перестрелки скриптовыми
сюрпризами.
Киевская студия 4A Games серьезно
поработала с первоисточником.
Сценаристы расширили ряд эпизодов,
изменили расстановку сил, добавили
альтернативную «оптимистическую»
развязку и вырвали с корнем добрую
пару глав (вряд ли кому-то охота
слушать бредни сектантов с «Серпуховской»).
Самая забавная перемена коснулась
сцен на поверхности. В оригинале
сталкеры предпочитали устраивать
вылазки ночью, чтобы уберечь себя
от невыносимо яркого солнца и
опасных тварей. В игре герой
путешествует днем, стараясь успеть
до заката. Немудрено: в сумерках
заснеженные руины смотрелись бы не
так впечатляюще.
Осторожно, двери закрываются
Тяга киевских студий к советской
индустриальной романтике, давшая
начало «Анабиозу», S.T.A.L.K.E.R., Collapse и You Are Empty,
обрела постоянную прописку в
московском метро. Один кадр
заменяет несколько абзацев. Каждый
уголок пропитан духом подземки и
напичкан уймой деталей, подчас
незаметных с первого взгляда, будь
то тесная, но уютная «ВДНХ»,
фашистский форпост, заброшенный
участок тоннеля или внушающий
благоговение Полис.
4A Games совершила то, что удавалось
немногим, объединив художественную
и техническую стороны графики.
Процессор и видеокарта не зря
скрипят от натуги на максимальных
настройках — великолепное
освещение, шейдерные спецэффекты,
сотни мелких предметов и
изумительно красивый дым создают
всамделишный, обжитой мир.
Десятки случайно подсмотренных
нами сценок и диалоги, взятые прямо
из книги, погружают еще глубже. К
месту пришлась и музыка. Мрачный
эмбиент и грустные гитарные
аккорды — заключительные штрихи к
картине безысходного будущего,
портят которую лишь англоязычные
указатели станций (в русском-то
издании!) и навязчивый продукт-плейсмент
новинок из серии «Вселенная „Метро
2033“». Ну хорошо, показали их
обложки разок-другой как прикол для
поклонников, но это же не повод
назойливо тыкать носом!
Mind the gap
Впрочем, не реклама подпортила
итоговую оценку. «Метро 2033»
— коллекция незабываемых образов,
пример толкового переноса книги в
интерактивный формат, наконец,
потрясающая постъядерная «чернуха».
Увы, при всем стремлении ее нельзя
назвать отличным «рельсовым»
FPS.
4A Games очень многое сделала верно.
Она не полезла в «песочницу»
заигрывать с «искусственной
жизнью» и не стала надевать на
себя ролевые лохмотья. Станционные
барыги, торгующие оружием,
снаряжением и боеприпасами, —
первое и последнее, что есть тут от
RPG. Дизайнеры ловко жонглируют
экспозицией, сражениями, поездками
на дрезинах и зрелищными моментами,
не уступая коллегам из Valve; к чести
киевлян, они обошлись без
надуманных головоломок. «Чекпойнты»
расставлены через короткие
промежутки. Уровни загружаются
почти мгновенно.
Некоторые визуальные элементы
напрямую связаны с происходящим.
Запотевший противогаз напоминает о
необходимости установить свежий
фильтр (к счастью, Артем
справляется с этим без нашей помощи).
Если же по стеклу побежали трещины,
лучше поскорее найти бесхозный
противогаз — и без того гадкий
московский воздух стал к 2033 году
совсем ядовитым. Дневник — планшет с
нацарапанными на нем заданиями и
стрелкой «волшебного» компаса;
чтобы прочесть буквы в темноте,
герой освещает страницу зажигалкой,
которую держит в левой руке. Еще
одна интересная мысль —
механический зарядник для фонаря.
Пощелкайте мышью десять секунд, и
луч какое-то время будет бить
дальше и ярче. А перезарядка «стволов»,
особенно пятизарядного дробовика —
настоящая песня!
Увлекшись тонкостями, авторы не
довели до ума главное — сами битвы.
«Метро 2033» страдает
легкой формой той же болезни, что
сразила S.T.A.L.K.E.R., «Анабиоз»
и толпу «отечественных шутеров»
рангом пониже. Монстры, а нередко — и
люди, почти не реагируют на ранения
и порой принимают на грудь гораздо
больше свинца, чем положено. О том,
что пуля вошла в тело, можно понять
лишь по капелькам крови. Вместо «расчлененки»
и предсмертной агонии — падение
одеревеневших каркасов. Ясно, что
здесь не Euphoria,
но скучно же расстреливать таких
«терминаторов», не одаренных
интеллектом… Дурнее разве что «эпическая»
расправа над амебами.
Другой промах — «стелс», не
прощающий ни единой ошибки. Выдали
себя или, не дай бог, решили
поиграть в Сэма Фишера и зарезать
часового ножом, — вся округа сразу
встанет на уши и уже не успокоится.
Можете сидеть хоть в кромешной тьме
— противники засекут Артема, даже не
включая фонарики. И плевать они
хотели на его «шпионский»
костюм.
4A Games, конечно, не претендовала на
лавры Splinter Cell и Deus Ex,
но зачем раздавать автоматы с
глушителями и оснащать револьвер
надствольным арбалетом, если
система настолько безжалостна?
Лучший способ тихо проскочить
через фашистскую территорию и
получить еще пару баллов на «правильный»
финал — обойти неприятелей лесом:
скакать по хитросплетениям труб,
подвешенным заботливыми
создателями, и гасить керосиновые
лампы.
Выход есть
И все-таки восемь часов пролетают
со свистом, вызывая жгучее желание
вернуться в подземку. Умелое
повествование, богатая атмосфера и
отменная графика поднимают «Метро
2033» на когда-то недосягаемый
западный уровень.
Не верьте слогану. Будущее у этого
мира есть, и оно куда светлее, чем
кажется поначалу.
Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 10 из 10
При создании проекта команда 4A Games
использовала 120 Гц-мониторы и очки 3D
Vision. «Метро 2033»
заслужила наивысший рейтинг
совместимости от NVIDIA — «3D Vision
Ready», — и это чувствуется с первых
секунд. Никаких артефактов, проблем
и показной вычурности, удобный
трехмерный прицел, приятное
ощущение глубины.
Разглядывая интерьеры «ВДНХ»
и «Рижской» в стерео-3D,
невольно обращаешь внимание на
уйму мелких объектов. Мне довелось
пройти несколько глав на системе с двумя GeForce GTX 480, работавшими в SLI-связке,
где я не только оценил эффект
объема, но и увидел пользу от тесселяции,
доступной в DirectX 11, — безупречно
закругленные кружки, тарелки,
патроны и прочий скарб выглядят как
настоящие. Coup de grace — пылинки,
летающие перед экраном.
Правда, удовольствие дорогого
стоит. «Метро 2033»
требовательна к системным ресурсам,
а с 3D — и подавно. Готовьте «топовое
железо».
Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.
1112 Прочтений • [Рецензия на игру Metro 2033] [21.04.2012] [Комментариев: 0]