26 месяцев BioWare колдовала над Mass
Effect 2. Словно садовник, по весне
обрезающий побитую морозами яблоню,
она отрубала все, что раздражало,
мешало и не работало, сокращая и без
того негустую крону. Откусив
секатором с десяток засохших
ветвей, канадцы не привили ни одной
новой.
«Цербер» и другие звери
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 1.8 ГГц 1 Гб памяти GeForce 6800/Radeon X1600 Pro 15 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2.5 ГГц 2 Гб памяти GeForce 8800/Radeon HD 4870 15 Гб на винчестере интернет-соединение
Заключение из рецензии
на Mass Effect подходит и к
сиквелу. Нам снова показывают B-movie,
пусть и более зрелищный. Подобно
предшественнику, он обречен на
успех — в «космических операх» уже
который год свирепствует жесткая
засуха, а «Звездный путь» Дж. Дж.
Абрамса (J. J. Abrams) лишь подстегнул
ностальгию.
Так что командор Шепард опять
спасает Вселенную. На сей раз он
идет в бой под знаменем «Цербера» —
теневой военно-промышленной группы,
защищающей интересы человеческой
расы любой ценой. Именно ее ученые
собрали Шепарда по молекулам, когда
«Нормандия», подбитая неизвестным
противником, превратилась в груду
металлолома. Директор «Цербера»,
известный как Куриль… пардон, The
Illusive Man, потратил на чудесное
воскрешение миллиарды кредитов; не
меньше средств ушло на создание «Нормандии-2».
Цели и методы «Цербера» часто
противоречат нормам этики и морали,
но Шепард принимает предложение
бывших врагов — слишком высоки
ставки. Галактический Совет увяз в
политических дрязгах и напрочь
отрицает существование древней
цивилизации Жнецов, а тем временем
удаленные людские поселения
исчезают одно за другим. Подозрение
падает на «сборщиков» —
таинственную расу, чьи корабли
прибывают из портала Омега-4. Пока
что никто из прошедших через эти
врата не вернулся обратно.
Дабы совершить невозможное,
Шепарду нужна команда, еще больше и
пестрее старой. Получив от главы «Цербера»
охапку досье, командор начинает
поиск союзников, и повествование
замедляется до черепашьего шага.
Три четверти игры мы ищем
сослуживцев, выполняем их
персональные квесты и мотаемся по
системам ради бесхозных ресурсов.
Жалкие четыре миссии, включая
финальную, развивают основной
сюжет.
Кадровик-затейник
Но не куцая история, придуманная,
чтобы как-то отвлечь публику до
неизбежного нашествия армады
Жнецов в Mass Effect 3, печалит
сильнее всего. В предыдущих RPG «от
BioWare» команда пополнялась по мере
странствий, теперь же сбор экипажа
стал самоцелью. Ступив на борт,
помощники гурьбой идут к капитану с
личными просьбами, причем порой без
долгих разговоров тет-а-тет.
Конфликтные ситуации мелькают в
паре коротких сценок. Впрочем,
плевать на задушевные беседы не
стоит — помимо баллов «героя»/«отступника»,
вы услышите немало занятных
диалогов. Особенно удались матерая
уголовница Джек, деловитый
саларианский доктор Мордин и в кои-то
веки смешной пилот Джокер.
Побочные квесты — единственный
способ завоевать расположение
спутников. Несмотря на то, что
здешняя система далека от Dragon
Age: Origins с ее подарками и 100-балльной
шкалой лояльности, а сами задания,
за редкими исключениями, банальны,
игнорировать мольбы нельзя. Боец,
всецело преданный Шепарду,
приобретает дополнительный навык;
к тому же у него больше шансов
пережить решающий штурм. Если,
конечно, он не погибнет по дороге во
вражье логово из-за того, что
капитан забыл улучшить «Нормандию».
Обновки для корабля —
своеобразная защита от длинного
скриптового ролика, определяющего,
кому грозит смерть. Ленивый и
нетерпеливый игрок, стремящийся
поскорее рвануть к Омеге-4, рискует
растерять всю команду. Ради
спасения жизней придется битый час
елозить мышью по поверхности
планет, добывая ресурсы четырех
видов. Унылое развлечение
надоедает уже через пять минут, но
оно уж точно веселее тоскливых
поездок на «Мако» из Mass Effect.
Serious Shepard: The Second Encounter
Потеря неуклюжего БТР — мелочь по
сравнению с прочими переменами.
Корявый инвентарь, вечно
заваленный мусором, канул в Лету,
уступив место списку «стволов».
Менять броню дозволено только
нашему аватару (идеальная одежда —
уродливый красный скафандр из
коллекционного издания), остальные
ходят в том, что им подарили
художники. О модификациях для
оружия и щитов забудьте, ибо они
мутировали в апгрейды типа «+10 (20, 50)%
к урону всех членов отряда».
Огненные, замораживающие и другие
патроны приравнены к специальным
умениям. Ролевая система заметно
упрощена: всем, кроме Шепарда, даны
четыре способности — по четыре
ступени в каждой. «Прокачка» до
упора — занятие небыстрое, ведь
очки опыта нынче дают строго за
квесты.
Враги вообще бесполезны в
привычном для RPG смысле — ни денег,
ни барахла. Единственное, что
остается после мгновенно
пропадающих трупов, — картриджи с
термозарядами, одноразовыми
поглотителями тепла. По сути, это
универсальные боеприпасы для
автоматов, дробовиков, винтовок и
пистолетов (у тяжелых пушек заряды
свои), заменившие перегрев из ME.
Неудивительно: стрельбы так много,
что позавидует иной «спинномозговой»
шутер. «Мясо» берет количеством,
вываливаясь, прилетая и выбегая
щедрыми порциями. Ума у них хватает
максимум на то, чтобы встать за
преградой, уровни страдают
синдромом «copy/paste», а повреждения и
боевая механика столь просты, что
Шепард и его двое компьютерных
товарищей без труда «успокоят»
любую толпу. Главное — помнить о
том, что разные модели оружия по-своему
действуют на плоть, броню и силовые
поля. Лишь изредка авторы
подбрасывают сюрпризы вроде
таймера или солнечной радиации,
вынуждающей держаться в тени.
Импортные штучки
Mass Effect 2 — не первый
калечный экшен в наших краях. Fallout
3, болевшая схожим недугом,
восполняла ущербность огромным
миром и мрачной атмосферой. BioWare же
налегает на эффектные заставки.
Дайте герою голос, вложите деньги в
анимацию, поставьте красивые
ракурсы камеры — и дежурный обмен
репликами превратится в
интерактивный фильм. Да, моральный
выбор по-прежнему балансирует
между двумя полюсами — чопорной
добродетелью и импульсивным, порой
до глупости резким, отступником (причем
игра вознаграждает за тягу к одному
из экстремумов, открывая
максимально удобные фразы). Да,
ситуации вырваны из учебника «101
клише BioWare» — готовьтесь
выгораживать подсудимых, лечить
население от чумы и расхлебывать
последствия научных экспериментов.
Зато подача — на высоте.
Здорово оживляют действо QTE-вставки,
заставляющие внимательно следить
за происходящим. Когда на экране
появляется красный или голубой
значок, игрок должен тотчас принять
решение и нажать кнопку. Герой
может помочь раненому неприятелю,
вразумить напарника ударом в
челюсть или схватить за грудки
полицейского, обвинившего
беззащитную девушку в краже.
Раздражительный ренегат палит при
первом же случае, что иногда
полезнее доброго слова.
Другая идея, достойная похвалы, —
импорт «сейвов» из Mass Effect.
В последний раз такое разрешали
разве что в Wizardry 8 и серии Quest
for Glory. Если файла под рукой нет,
извольте сотворить персонажа «с
нуля». Ничего сверхважного вы не
упустите, но все же приятно видеть
влияние былых поступков, будь то
послание от королевы ракни,
нежданная встреча с любимым
человеком или благодарственные
письма. Халявные ресурсы в дар тем,
кто набрал 50 уровень или выше, тоже
не повредят. Надеюсь, в Mass Effect 3,
закрывающей трилогию, события
предыдущих частей отразятся и в
мелочах, и в общей сюжетной канве.
К 2012 году не мешало бы и картинку
пригладить. Программисты BioWare
уменьшили время загрузки (прощайте,
ненавистные лифты Цитадели!), «сшили»
крупные локации в единое целое и
уничтожили «тормоза», но… дорогой
ценой. Антуражи опять бедны
деталями, текстурам недостает
четкости, а спрайтовая публика на
балконах Илиума — и вовсе
издевательство над глазами. И ладно
бы это безобразие творилось на
стареньком Xbox 360… На шаманские
танцы с включением FSAA сетовать
бессмысленно — родимое пятно Unreal
Engine 3.
B-Movie Effect 2
Mass Effect 2, похоже, дрейфует
туда, куда вот-вот причалит Heavy
Rain. Вынести за скобки
шаблонные пострелушки — и выйдет
неплохой боевик, который не грех
посмотреть один раз. Идти на второй
заход не советую — если вы
соскучились по космофантастике,
лучше купите пять сезонов «Вавилона-5».
Заодно узнаете, откуда черпают идеи
канадские разработчики.
P.S. Жаль, финальной песни
нет. Два года назад BioWare Edmonton явила
миру талантливых земляков — пост-роковый
квартет Faunts с
композицией «M4 (Part II)». В ME2
титры ползут под просто
симпатичную электронную музыку Джека
Уолла (Jack Wall).
1314 Прочтений • [Рецензия на игру Mass Effect 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]