Хидеки Камия (Hideki Kamiya),
именующий себя не иначе как «режиссером»,
явно не привык останавливаться на
достигнутом. В 2001 году,
вооружившись концепцией Resident
Evil 2, он создал популярнейший
слэшер Devil May Cry. Спустя
почти девять лет японский визионер
решил переплюнуть собственное
творение, а заодно утереть нос
своим бывшим работодателям из Capcom,
и по сей день успешно
эксплуатирующим Данте. Правила
прежние — жестокий и ураганный
боевик, замешанный на своеобразной
эстетике. Но теперь — с демонической
учительницей-госпожой в главной
роли. Интригует?
Ведьма из blur
Отчасти Камия удалось
задуманное. Японские рецензенты
еще осенью пропели Bayonetta
дифирамбы и поставили высокие
оценки, не обращая должного
внимания на одно огромное «но»: ее
PS3-порт впору продавать за полцены.
По причинам, известным лишь
сотрудникам компании SEGA, графика
выглядит безнадежно устаревшей.
Богатую детализацию и сочные
краски X360-версии сменили тусклые и
расплывчатые текстурки, показатель
fps обычно вдвое (а то и втрое) ниже,
тени безобразны. Какой толк от
любых режиссерских ужимок и
выкрутасов, если придут
программисты SEGA и просто замажут
картинку тоннами омерзительного «мыла»?
Визуальные дефекты — к сожалению,
не единственное врожденное увечье,
которое досталось
многострадальной PS3-версии от
криворукого издателя. Bayonetta
буквально задыхается от нехватки
оперативной памяти, и загрузка
нужна постоянно: при включении меню
паузы, визите в магазин, сохранении
и даже когда Байонетта подбирает
предмет. Вездесущая надпись «Loading»
раздражает едва ли не сильнее
приторного j-pop в саундтреке. (Здесь
я призываю обладателей консолей от
Sony подумать: стоит ли вообще читать
дальше?)
Etis, atis, animatis…
Bayonetta — история о
сложных взаимоотношениях ведьм и
жрецов. Олицетворяя силы тьмы и
света соответственно, они издревле
оберегали две половины
могущественного артефакта «Глаза
мира» от чужих рук, поддерживая
мировой баланс в
неприкосновенности. В конце концов
оба клана перегрызлись и дружно
сгинули. Пробудившаяся после
пятисот лет сна Байонетта,
страдающая амнезией, бродит по
вымышленному европейскому городу
Вигриду в поисках осколков своего
прошлого, попутно перемалывая орды
божественных посланников.
Что происходит в мире Bayonetta,
психически здоровый человек не
сможет понять вплоть до финала. Не
пытайтесь вникнуть в суть
повествования. В затонированных
сепией флэшбеках и диалогах
здравого смысла и логики не больше,
чем в песне про «Волшебного
кролика». Любимый прием
сценаристов — разыграть
трагическую смерть одного из
персонажей, а потом внезапно
организовать «чудесное спасение» и
вернуть его живым и невредимым.
Нечто похожее провернули и с «боссами».
Сколько бы Байонетта ни отправляла
их на съедение чертям в преисподнюю,
они прилетают снова и снова.
Некоторые — раза по четыре.
По замыслу авторов, главная
героиня, очевидно, должна источать
нечеловеческие дозы женственности
и обаяния. На вкус и цвет товарищей
нет, любители хентая наверняка
будут довольны. Хотя кроме
странноватых пропорций, крыльев
бабочки и леденцов во рту внешне
Байонетта ничем особо не
примечательна. Зато ее противники
приятно удивили. Разработчики от
души поглумились над культурным
наследием эпохи Возрождения,
нарисовав громил с лицами
купидонов, ожившие фрески и уйму
других гротескных уродцев. Апофеоз
дизайнерской мысли — ангелы в виде
автомобилей и катеров.
Ни слова о мётлах!
Впрочем, по одному немаловажному
пункту Bayonetta оставляет
далеко позади даже самых
титулованных представителей жанра.
Понаблюдайте несколько минут, как
ведьма истребляет стайки
служителей света, и Данте, Неро и
Кратосы неизбежно покажутся вам
беспомощными паралитиками.
Стрельба «по-македонски» —
позавчерашний день. Почему бы не
прикрутить стволы еще и к каблукам?
А там уж способов устроить врагам
локальный армагеддон — сотни.
При немыслимом количестве
изначально доступных «комбо»
потрясает их зрелищность и
простота исполнения (безотносительно
двух «детских» уровней сложности).
Водопады свинца, взмахи катаны,
призыв демонов (те гигантские руки
и ноги на скриншотах) с помощью
шевелюры и акробатические этюды
сливаются в феерический танец
смерти. Уклонение от вражеской
атаки в последний момент
активирует «Witch time» — аналог slo-mo.
Заполнив шкалу магии, Байонетта
может пытать и казнить несчастных
серафимов прямо в бою посредством «железной
девы», гильотины, бензопилы и
прочих милых штуковин. По желанию
героиня принимает облик животных (пантеры,
летучих мышей или птицы) —
чрезвычайно полезный, подчас
необходимый навык. Отдельного
упоминания заслужили эпические
схватки с «боссами», иногда
занимающие целую главу. Здесь Bayonetta
вновь заставляет конкурентов
краснеть. Сотканный из волос
громадный паук, пожирающий
истерзанное чудище размером с
жилой дом, — это ни с чем не
сравнимо.
Естественно, подлинная цель — не
тупо убить всех, а убить красиво,
быстро и чисто. После каждой из 16
глав нам присуждают определенный
рейтинг и соответствующее
вознаграждение в нимбах. Много
погибали? Часто лечились? Вряд ли у
вас хватит денег на апгрейд оружия,
увеличение здоровья и маны, дорогие
аксессуары и наряды в адской
лавочке. Умереть, между тем, легко
уже на «Normal», где пресловутый
button-mashing не сработает. Херувимы не
дремлют, ингредиентов для целебных
конфет мало, а дизайнеры нет-нет да
подсунут посреди видеоролика
неожиданную QTЕ-вставку.
Выход — начинать сначала, благо,
сохраняться дают перед любым
уровнем. Высший пилотаж — пройти
эпизод, не получив урона и не
прервав «комбо». Лучшие результаты
попадают в онлайновую таблицу
рекордов — неплохой повод выйти за
рамки 10-12 часов, отведенных на
кампанию.
* * *
За динамичную боевую систему
хочется простить авторам и мутное
повествование, и штампованный
сюжет, и музыку на любителя, и
бестолковую камеру. Единственное,
на что не посмотришь сквозь пальцы,
— отвратительное портирование на
PS3. С таким же успехом издатель мог
запихнуть весь тираж под бульдозер.
506 Прочтений • [Рецензия на игру Bayonetta (PS3 review)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]