Я хочу твою душу,
Мне нужна твоя душа,
Я хочу твою душу,
Мне нужна твоя душа.
А, а, а. Richard D. James «Come to Daddy»
Удобная штука — паранормальщина:
за тысячи лет не растеряла ни
грамма популярности. И сегодня нет-нет
да и промелькнет отцовская тень, в
родовом поместье раздастся грохот
цепей, а знаменитый режиссер
напомнит скупердяям о недремлющих
рождественских духах… Уж на что
неисчерпаемая тема, особенно у
британцев. Им свойственны
дружеские отношения с эпатажными
персонажами вроде Дракулы, Джека
Потрошителя и чудовища
Франкенштейна. К разного вида
чертовщине они подходят с
традиционно тонким чувством юмора
и ворохом нравоучений в придачу.
Впрочем, бывают и исключения. Тот же Боакс (Jonathan Boakes), например.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 1.4 Гб на винчестере
Несмотря на то, что серия Dark
Fall с отростком The Lost Crown
привычно эксплуатировала
привычные нематериальные материи,
автор на полном серьезе
рассказывал истории. Получалось
мрачно, бескомпромиссно и
ничуточки не смешно. Джон, конечно,
удачно вышел на фактически
нетронутую нишу любительского
хоррора, превратив ее в фирменный
почерк. Только раскрывать или, того
пуще, революционизировать
неисчерпаемую тему он что-то не
стремился. Подчеркнуто
классическая формула, известная
как «хороший призрак = свободный
призрак», перекликалась с приемами
заправских икс-сериалов и
соответствующими литературными
приемами. Популярность пришла
отчасти от царившего тогда
безрыбья, отчасти — от надежды,
которую самоучка подарил
приунывшим коллегам по несчастью. «И
правда, зачем ждать милости от
издателя, когда в наших же силах не
дать жанру усохнуть?» Многих
воодушевил его подвиг. С одним из
них, Мэттом Кларком (Matt Clark), Боакс
даже стал работать в паре. И Lost
Souls — без лишних оговорок
совместный проект. Осталось
выяснить, совместим ли он с нашими
чаяниями.
Эхо Довертона
Начнем с того, что кардинально
повлиять на механику Dark Fall
Мэтт не мог в принципе — Barrow Hill
была всеми родинками похожа на
объект восхищения. И тем
подозрительнее результат стараний
творческого союза. Претерпевший
массу пластических операций рецепт
страха граничит с беспрецедентным
решением повернуть время вспять и
отбросить нас на исходную позицию.
Снова заброшенная железнодорожная
станция Довертона. Снова мы
выныриваем из туннеля на встречу с
унылым залом ожидания, вонючей
столовкой и трехэтажным отелем без
звезд; теперь, правда, в роли
безымянного и безработного
инспектора полиции. После
неудачного расследования дела об
исчезновении девочки Эйми он
вернулся в обветшалый отель через
пять лет, надеясь кого-то отыскать.
А может, и не он, а его искали кто-то
или что-то? Или вообще никто никого
и не искал?..
Излюбленный штамп «нырок в
неизвестность» с успехом
провернули в очередной раз. Хотя
уже с первых минут озадачивает
некий таинственный абонент Эхо,
шлющий SMS с подсказками на
телефонный номер инспектора.
Приготовьтесь распрощаться с
разрешенной некогда свободой.
Коммуникатор направляет наши шаги,
засыпая зашифрованными посланиями.
Если Эхо приказал собрать набор
разноцветных глаз — извольте
немедленно собрать. Печаль
прогресса в лице «Пилы» и прочих
модных веяний потеснила
нелинейность и отпечаталась
обидным синяком. Мистический
саспенс дал резкий крен в сторону
жесткого, «осязаемого» ужастика,
где упор принято делать не на треск
половиц и легкие покалывания в боку,
а на омерзительные и беспокойные
картины. Их подсовывают под нос при
каждом удобном случае, словно
нарочно не желая оставлять нам
простор для воображения.
Картины, что темнить, изображены с
большим тщанием: здесь и утыканные
ножницами матрацы, и разрисованные
загадочными символами стены, и
манекены неизвестного
происхождения, и, естественно,
грязные сортиры с копошащимися
тварями внутри. Количество деталей,
призванных усилить эффект чьего-то
болезненного помешательства, очень
велико, и вся станция оказалась
преображенной до неузнаваемости.
Столовая с остатками еды по углам,
заваленные хламом коридоры,
потрескавшиеся куклы без глазниц и
разукрашенные под бесовскую
хохлому номера. Боакс и Кларк
вдохновлялись совершенно разными
произведениями кинематографа, от
примодненных авангардистов до
корифеев итальянской и японской
школ. Но именно такой разброс и не
позволил им достичь той невесомой
грани, что выгодно отличала Dark
Fall от остального хоррора.
Девочки мертвые в глазах
Авторы никогда не делали ставку
на литературность приключений,
сосредотачиваясь на историчности и
удушливой атмосфере. Словом,
справедливо не переоценивали силы
и не старались выжать из себя
продолжительные монологи и диалоги
(поползновения The Lost Crown
только подтвердили диагноз).
Журналы и газетные вырезки,
разумеется, стабильно попадались в
сервантах и мусорных баках — как ни
крути, каноны надо блюсти. Lost
Souls не отклонилась от курса.
Сюжет с пропажей Эйми и главным
подозреваемым, водившим с ней
дружбу, обрисован в схематичных
набросках и не довлеет над
происходящим. Герой
заинтересованно расспрашивает
встречных привидений, что обычно
выливается в отдельные истории
постояльцев и мелкие поручения «во
имя упокоения заблудшей души». Сама
малышка иногда возникает где-нибудь
за спиной, чаще затем, чтобы просто
сыграть в салочки или жмурки. Коп
страдает и играет.
И в этой чехарде с прочесыванием
окрестностей по зову SMS, сбором
ключей от закрытых дверей, решением
несложных пазлов, наконец,
ориентировкой на местности
незаметно забываешь про тревогу.
Метаморфозы, произошедшие с
железнодорожной станцией, не стали
сюрпризом, поскольку все
задействованные ходы были давно
записаны, а по-настоящему увлечь
оказалось нечем. Наиболее
любопытные эпизоды — кувырки в
прошлое от лица «заблудших душ» — и
те выстроены по единой схеме:
собрать вместе ряд принадлежащих
им предметов, перенестись в
довоенный отель, получить
информацию о персоне и потом
стребовать с нее каменный диск,
покрытый знаками. Дисков много,
коллекционирование процветает,
предназначение их не ясно вплоть до
развязки. Ограниченность приемов у
англичан, признаться, огорчила.
Однако куда сильнее огорчает
воплощение задумок в жизнь. Друзья
по неясным причинам
собственноручно вырыли себе могилу
и превратили адвенчуру в сущую
пытку. Вместо 360-градусного
кругозора, в который логично
эволюционировали бы статичные
картинки, в нашем распоряжении…
статичные картинки. Повертеть
головой мы можем лишь по нажатию «стрелки»,
после чего камера, сопровождаемая
нетерпеливым ворчанием игрока, ме-е-едленно
едет в указанном направлении.
Особенность движка либо
осмысленная причуда — сейчас не
суть важно. Попытки завершить
трилогию на яркой ноте провалились
одна за другой, несмотря на
очевидный профессиональный рост
представителей Darkling Room (потусторонние
завывания в исполнении Боакса
хороши как никогда). Тьма накрыла
Довертон…
1350 Прочтений • [Рецензия на игру Dark Fall: Lost Souls] [21.04.2012] [Комментариев: 0]