Предисловие
К сожалению, игр, которые опираются на прошлое нашей страны, мало. И мне, человеку, который не безразличен к истории, вдвойне интересно поиграть в такие игры, тем более, если они качественные. И хотя это отечественный продукт, дебютная компьютерная игра компании Haggard Games, я могу с уверенностью сказать, что это не трэш. Вот мои доказательства. Неблагодарная профессия
Лубянка, 1951 год. На столе у подполковника Ячменёва лежит дело Семёна Алексеевича Строгова - персонажа, за которого нам предстоит пройти игру и главного протагониста, которое он зачитывает. Из него становится известно, что Семён Алексеевич состоит в звании майора военной контрразведки и является агентом-диверсантом высокого уровня. Вскоре дежурный приводит в кабинет самого Строгова. Тут-то, из первых вопросов подполковника, и становится понятно, почему Строгова арестовали: недавно был арестован Виктор Абакумов - бывший начальник контрразведки "СМЕРШ" (членом которой наш персонаж и является) и вообще высокий человек в государстве, и, соответственно, проводится очередная "чистка". Ячменёв пытается выяснить, были ли тесные связи или даже секреты вокруг этого человека через Строгова, не является ли он сам предателем (хотя на самом деле подполковник просто "роет" под него). Слово за слово речь заводится о заданиях, в которых лично принимал участие Алексей Строгов, первой из которых, под новым начальством, была операция "Людоед". Так начинается игра. Словом, сюжет игру не портит. Интересный, не даёт наскучить, но не отличается ничем таким особенным. Не одноразовый. Если Вы захотите перепройти игру, то он у Вас не вызовет отвращения и уж тем более рвотных позывов. Он в общем то является этаким предлогом для заданий, чтоб это не выглядело как абы знает что, сборник каких-то заданий за какого-то мужика, неизвестно чего добивающегося. Сюжет тут не главный, но свою роль выполняет. Есть интересные моменты: например, в ролике перед второй миссией генерал Клименко напоследок спрашивает Строгова по-немецки, проверяя его знание языка противника. Мною что-о зажато в кулачке-э ?
В этой игре на первом плане именно геймплей, стэлс-геймплей. Конечно, в игре есть все необходимое, чтоб устроить дикую мясорубку по превращению солдат вермахта в венские сосиски и баварские колбаски: 1)приличный арсенал, в который входят основные виды огнестрельного оружия (ППШ-41, MP-40, пистолет-пулемёт Томпсона M1A1 и множество другого, колличество которого сопоставимо с, например, первой Call of Duty), гранат, взрывчатки и различных приспособлений, с которыми можно сделать множество вещей; 2) разнообразие тактических подходов (даже к тактике "убить всех"). Но всё же именно стэлс является главным в игре. Каждая миссия по-своему уникальна, но всё же есть общие методы прохождения. Маскарад
Без переодевания Вы не пройдёте ни одну миссию в игре. На Вас должна быть хотя бы форма солдата, но лучше офицерская униформа. В большинстве случаев она даст Вам возможность практически свободно разгуливать по локации, не вызывая подозрений у фашистов. Кстати о заметности. У каждого противника есть свой радиус и сектор обзора. Он делится на 2 части: внешний, в котором враг Вас просто видит, и внутренний, в котором он спалит Вас гораздо быстрее или вообще моментально. Вверху экрана есть полоска заметности, которая показывает вашу "непалевность". Также есть значёк "Небезопасно", который появляется, когда вы поступаете подозрительно (например, тащите труп, переодеваетесь, носите при себе не немецкое оружие и т. д.). Добыть нужный костюмчик тоже надо уметь. Если Вы тупо расстреляете или зарежите врага, то фиг Вам, а не новый прикид. На костюмах остаются пятна крови, дырки от пуль и другие выдающие себя моменты (детализация не очень, так что Вы их вряд ли увидите, но поверьте: они есть). Есть 3 способа добыть себе "сарафан" противника: 1) оглушить, тоесть тупо подойти и вырубить его. Но это слишком шумно, и этот метод Вам пригодится раза 2-3; 2) задушить - накидываете удавку на горло и тянете, пока противник перестанет рыпаться. Это делается достаточно быстро, но при этом, что естественно, жертва погибает, а за это снимаются итоговые очки за миссию. 3) усыпить - достаёте хлороформ (его, между прочим, можна носить всегда - наш диверсант зажимает пузырёк со снотворным и платок в кулаках) и пичкаете его дрянью, пока он не уснёт (враги не просыпаются). Это, примерно, в 2 раза дольше, чем задушить удавкой, но при это не отнимаются очки за убийство. Да и не всегда можно пользоваться удавкой: некоторые ключевые цели убивать нельзя, а иначе как оглушить или усыпить обезвредить их никак.Кстати об оружии с глушителем. Его достаточно много. Я перечислю его: 1) Наган обр. 1895 г. с глушителем - самое распространённое безшумное оружие в игре. Почти всегда даётся перед игрой при выборе снаряжения (правда, в одной миссии Вы сможете его подобрать). Можете носить его с собой под одеждой. 2) Снайперская винтовка Мосина обр. 1891/1930 гг. с глушителем - может послужить Вам в начале некоторых миссий, но потом Вы будете вынуждены с ней расстаться, если, конечно, не хотите быть вычисленным. 3) DeLisle Carbine - британский карабин со встроенным глушителем. Большая дальность стрельбы, чем у нагана, но Вам также придётся его выбросить. 4) Sten Mk. III с глушителем - единственное автоматическое оружие с глушителем в игре. Доступно лишь в одной миссии в разведшколе и то ради показухи. Ничего путного вы с ним вы не сделаете, только если расстрелять наружных постовых, которые вам и так не мешают. Кстати, напоследок: в игре есть женские персонажи - это одна модель немецкой радистки в зелёной униформе. Не пытайтесь в неё переодется. Такой возможности нет... и слава Богу :) Плоско мыслишь ? Ты труп !
В форме "высокого фрица" Вы сможете расхаживать по базе почти свободно, проникать в нужные места, доставать необходимые предметы и т. д. Все миссии сводятся к этому. Всё действия персонажей цикличны - это даёт Вам преимущество. Необходимо изучать последовательность действий каждого, расчитывать нужное время и т. д. Надо думать, обращать внимание на всякие мелочи, вплоть до того, какой рукой пишет гад за столом и как часто он ходит в туалет :( Но эту "суть" геймплея усложняет, и, соответственно, украшает множество няшностей: взлом замков, перекусывание колючей проволоки и решёток, установка мин и растяжек (ну это так, побеситься :), вождение транспорта (есть грузовик, мотоцикл с коляской и несколько моделей легковых автомобилей), возможность сломать или остановить работу некоторых приборов (сирена, електрогенератор и т. д.), использование различных предметов игрового мира (тарелок, вилок, бутылок и др.) для различных целей (отвлечение охраны, например) и много-многое другое. Также радует возможность пройти миссию десятками различных способов и нестандартные решения во время прохождения. Для примера, в некоторых миссиях есть возможность отравить свою цель. Всё это не даёт Вам наскучить, иногда появляется желание перепройти тот или иной момент или миссию целиком. Уже хорошо, что всё не чёрно-белое...
Так как это дебютный проект отечественных разработчиков 2007 года выпуска, то надо делать определённую скидку на счёт графики. Конечно, можно сделать супер мега графу, так чтоб аж дух захватывало и казалось, что попал в кино про войну, но это, отнюдь, не главное. Картинка не блещет: лицевую анимацию можно было сделать лучше, текстурки вырисовать подетальнее, сделать более мягкое сглаживание. От этого бы игра совсем не пострадала. Но что есть, то есть. В конце концов, в напряжении происходящего действа нет времени любоваться мутными картинами на стенах корридоров гестапо и спрайтовой ростительностью вне построек. Разведчик не имеет права на ошибку
А вот разработчики могут недоделывать и "косячить", учитывая будующие прибыли. И Haggard Games воспользовались этим правом в полной мере. По этому поводу можно сложить приличный списочек. Бесит немота персонажей: на совещаниях, в разговоре враги и союзники, шевеля своими квадратными губами, не издают ни звука. Озвучка учтена лишь в нескольких случаях (когда идёт бой, когда вам не разрешается пройти в какое то место и ещё несколько моментов). Из грамофонов доносится одна и та же мелодия (благо, в миссии против американцев из динамиков орёт американский мотивчик, спасибо разрабам за это). Опять же плохая прорисовка: иногда персонаж ходит по воздуху или его стопы проваливаются в пол, прилипание гранат и непростреливание пуль на краях объектов и т. д. Слаживание тел, с чем приходится иметь дело часто, тоже терпит недостатки. В одном месте можно сложить сколько угодно трупов, ведь они проходят друг сквозь друга (хотя, со стороны тактики это плюс :), иногда они не падают полностью на землю, а голова торчит, словно на подушке. Иногда труп ни как не хочет уместиться в туалетной кабинке, например. Вот зайдёт кто-нибудь, а оттуда ноги торчат, и прохожий, не открывая двери, сразу заметит именно труп, а не человека, справляющего нужду. Раздражает корявость интерфейса и управления. Во время просмотра инвентаря игра на паузу не ставится, предметы достаются медленно, а иногда вообще не достаются. Например, нужен хлороформ, а сначала достаётся удавка, а потом уж снотворное. А пока Вы будете тыкать на клавишу, а Ваш герой перебирать предметы в инвентаре, как девушка в своей сумочке, Вас спалят триста раз. Персонаж не умеет крутить головой и оборачиватся. Кривая анимация - настоящий бич игры. Ну и, конечно, не умный ИИ, куда уж без этого. Это всё, конечно, портит игру, ну да ладно. Спишем это всё на неопытность и малый бюджет. Итоги
В общем, игра хорошая. Да, она кривая. Да, не весь потенциал её раскрыт. Но в то же время я бы не сказал, что она непродуманная, унылая. Это, повторюсь, далеко не трэш, можно с интересом играть и перепроходить. Сделайте это и Вы.
1130 Прочтений • [Этот обзор для PC версии игры Death to Spies.] [11.04.2012] [Комментариев: 0]