Идем на Запад. Российские игры на прилавках западных магазинов
Может быть, квесты у нас получаются чересчур мрачными для Запада?Еще одно направление, в котором российские разработчики не снискали себе лавры, – адвенчуры. Конечно, этот жанр мы освоили давно, но не могут же наши издатели продавать на Запад игры про Чапаева и братьев Пилотов! Долгое время единственным «нашим» успехом (и то относительным) можно было считать квесты о похождениях Шерлока Холмса от украинской компании Frogwares (первая игра, Sherlock Holmes: Mystery of the Mummy, вышла в 2002 году).
Летом 2006 года на прилавках западных магазинов появилась Pathologic от студии Ice-Pick Lodge (она же «Мор. Утопия»). У нас игру восприняли в целом позитивно, однако на Западе она провалилась из-за неудачной локализации, выполненной компанией G2 Games (немногочисленные зарубежные фанаты до сих пор делают свой перевод игры). Вышедший в 2008-м
квест Sublustrum от Phantomery Interactive в России собрал множество наград, а на Западе получил среднюю оценку 6 из 10.
Потом наступил долгий период западной оккупации – вплоть до конца 1990-х. Справедливости ради надо заметить, что за это время все-таки было сделано несколько вылазок на территорию условного противника. Так, еще в 1995 году вышел авиасим Su-27 Flanker от московской студии Eagle Dynamics, который снискал достаточно большую популярность среди поклонников жанра. Игра прославилась тем, что в отличие от других симуляторов того времени не предъявляла высоких требований к системным характеристикам.
В 1997 году за ней последовало продолжение Su-27 Flanker 1.5, а в 1999 году на прилавках западных магазинов появилась Flanker 2.0. О популярности этой игры говорит хотя бы тот факт, что «Фланкер» вспоминали едва ли не в каждом западном обзоре, посвященном «Ил-2 Штурмовик».
Наша справка
Su-27 Flanker
Разработчик: Eagle Dynamics
Издатель (у нас/на Западе): нет/SSI
Оценка на Западе (по gamerankings.com): 7.5
На передовой
«Проклятые земли» в 2001 году были приняты на Западе относительно неплохо, но их успех остался незамеченным на фоне триумфа «Ил-2» и «Корсаров».«Казаки» от украинской студии GSC Game World – одна из немногих «наших» RTS, прорвавшихся на Запад.
«Корсары 3», если верить «1С», пользовались за рубежом довольно большим спросом.
И все-таки долгое время игры вроде Su-27 Flanker являлись исключениями, подтверждавшими правило. Лишь в конце XX века ситуация стала меняться. Одну из первых попыток покорить иностранных геймеров предприняла Nival Interactive с «Аллодами» и «Аллодами 2»: в 1998 и 1999 годах они были выпущены зарубежным издательством Monolith Productions. Не забудем и «Дальнобойщиков», которые в 1999 году ушли на экспорт
под маркой ValuSoft. Нельзя сказать, чтобы эти игры получили отличную прессу или продались огромным тиражом, но в то время уже сам факт релиза за рубежом расценивался как успех.
А затем начался настоящий прорыв. Буквально за пару лет один за другим десантировалось сразу несколько успешных проектов. Те же «Дальнобойщики 2» (2000 год; позже появилось несколько дополнений) настолько покорили американцев, что в итоге ворвались в TOP-100 самых продаваемых игр в США за всю историю рынка. Причем критики от проекта восторга не испытали:
так, уважаемый сайт IGN оценил его в 6 баллов из 10, а журнал PC Zone UK – в 53 из 100. Это не помешало игре найти немало поклонников как в Европе, так и в США. А «Дальнобойщики 3», несмотря на солидный срок разработки, до сих пор остаются одним из самых ожидаемых российских проектов – об этом красноречиво говорит множество англоязычных
фан-сайтов.
Наша справка
«Дальнобойщики 2»
На Западе: Hard Truck 2
Разработчик: SoftLab-NSK
Издатель: 1С/JoWooD Productions
Оценка на Западе: 6.6
В 2001 году покорять западный рынок отправились «Корсары: Проклятие дальних морей» (они же Sea Dogs). «Акелла» попала в точку, выпустив приключенческую игру про пиратов именно тогда, когда был большой дефицит проектов подобного жанра. Впрочем, основную роль в успехе «Корсаров» сыграло качество продукта. Творение «Акеллы», издателем которого выступила Bethesda Softworks, довольно быстро обзавелось немалым числом
поклонников как в России, так и за рубежом. А закончилось все, как известно, тем, что студия Disney предложила переделать сиквел «Корсаров» в игру по мотивам блокбастера «Пираты Карибского моря».
Наша справка
«Пираты Карибского моря»
На Западе: Pirates of the Caribbean
Разработчик: «Акелла»
Издатель: 1С/Bethesda Softworks
Оценка на Западе: 6.6
Предложение, насколько нам известно, поступило в самый последний момент, поэтому времени на доработку практически не осталось. Авторы наспех что-то исправили, переписали несколько названий, а актриса Кира Найтли (Keira Knightley) начитала текст для вступительного ролика. Результат следует признать неоднозначным. C одной стороны, игра заметно уступала первой части и в итоге стала, пожалуй, главным разочарованием 2003 года. С другой – благодаря громкому названию «Пираты Карибского моря» разошлись
тиражом в 2 миллиона экземпляров, чего «Корсарам 2», давайте признаем честно, на западном рынке никогда бы не удалось. Так или иначе, «Пираты Карибского моря» стали для российских разработчиков первым опытом создания игры на основе известной лицензии.
Первое направление прорыва: симуляторы
Взгляд изнутри
РС Игры: Есть мнение, что российские игры на Западе получают хорошие оценки, но продаются недостаточно хорошо. Так ли это?
Анатолий Субботин («1С», руководитель группы продвижения игровых программ): Не соглашусь с этим утверждением. Авиасимулятор «Ил-2» – весьма успешный с коммерческой точки зрения продукт. При этом стоит учитывать, что жанр игры далеко не самый массовый. И «Дальнобойщики 2» не сильно отстают от «Ил-2». «Вторая
мировая» в своей категории показала хорошие результаты. «Космические рейнджеры 2» тоже стали одной из самых продаваемых наших игр в США.
При издании игр за рубежом нужно соблюдать местные законы и правила. Из «Ил-2 Штурмовик» пришлось вырезать свастику«Авиасимулятор из России. На этом обзор можно заканчивать» (журнал PC Zone UK про Lock On).
«Ил-2 Штурмовик» – самая «долгоиграющая» российская игра на Западе.
Первые успехи стали наглядным доказательством того, о чем много раз говорили отечественные разработчики: нет понятия европейской или российской индустрии, есть хорошие и плохие игры. Большим соблазном было бы написать, что американские геймеры очень удивились, не обнаружив в российских играх боевых медведей или водку вместо снадобий. Но никакого предвзятого отношения иностранцев к нашим проектам замечено не было.
Исторически сложилось так, что российские игры прорывались на зарубежные рынки по нескольким направлениям. Во главе одного из них оказался «Ил-2 Штурмовик». Вышедшая в 2001 году игра оказалась безусловным хитом, лидером в своем жанре и даже законодателем мод. Об успехе «Ил-2 Штурмовик» говорят и восторженные отзывы критиков, и самая широкая география продаж среди всех российских проектов, и тот факт, что суммарный тираж с учетом всех дополнений составляет более 2 миллионов
копий.
Наша справка
«Ил-2 Штурмовик»
На Западе: IL-2 Sturmovik
Разработчик: 1C: Maddox Games
Издатель: 1С/UbiSoft Entertainment
Оценка на Западе: 9.0
На этом экспансия игр про российскую военную технику на Запад не закончилась. В 2003 году уже известная вам студия Eagle Dynamics закончила авиасимулятор Lock On: Modern Air Combat, который выпустила все та же Ubisoft. В силу своей хардкорности игра не смогла похвастаться впечатляющими продажами, но обзавелась группой преданных фанатов. Достаточно сказать,
что на основе Lock On получивший множество кинематографических наград сериал The Adventures of Bill & John – самая известная в мире машинима (фильм, смонтированный из игрового видео).
Известный британский гейм-дизайнер Джулиан Голлоп (Julian Gollop, соавтор X-COM и многих других игр) несколько лет назад рассказывал, что западные издатели по-разному относятся к работе с российскими компаниями. Ubisoft или, например, Bethesda Softworks всегда с большим удовольствием работают со студиями из России, в то время как Take-Two Interactive на подобное сотрудничество идет довольно неохотно. По утверждению боссов Take-Two, российские разработчики часто выходят за рамки, установленные контрактами,
и делают то, что им нравится,
порой игнорируя указания издателя.
В числе отечественных игр, с большим или меньшим успехом выходивших на Западе, можно назвать самые разные проекты: вертолетный симулятор «Ка-50 «Черная акула»», танковый «Стальная ярость:
Харьков 1942», ну и, конечно, Pacific Fighters, она же «Перл-Харбор» – «тихоокеанская» версия «Ил-2 Штурмовик», выпущенная в 2004 году все той же Ubisoft.
Второе направление прорыва: варгеймы
Взгляд изнутри
РС Игры: Есть ли у вас отрицательный опыт общения с западными издателями?
Анатолий Субботин: Сложностей в сотрудничестве с западными издателями было множество. Из самых распространенных можно назвать неплатежи, неудачный маркетинг, плохую организацию работы. Столкнуться пришлось почти со всеми неприятностями.
«Блицкриг»: «Русские разработчики показали, что значит Вторая мировая война» (рецензия в журнале PC Gamer UK).«Операция Silent Storm»: «Когда русские начнут делать в играх нормальную графику, цены им не будет» (форум Gamespot).
На Западе Men of War («В тылу врага 2» + дополнения) является одним из самых успешных в плане продаж проектом.Здесь «Вторая мировая» вышла в упрощенной форме, но для западных игроков издательство Battlefront отстояло хардкорную версию. И оказалось в итоге право.
Еще одно направление, уверенно освоенное российскими разработчиками: игры, в которых приходится управлять уже не одной, а несколькими боевыми единицами. Одной из первых на этом участке фронта себя проявила Nival Interactive: в 2003 году студия выпустила «Блицкриг», получивший от западных изданий несколько наград в категории «Лучшая хардкорная стратегия года».
Редкий случай – в среднем оценки игры на Западе были даже выше, чем у нас, в России. Чем-то проект приглянулся иностранцам, в том числе создателям Company of Herоes, которые в числе источников вдохновения не раз указывали «Блицкриг».
Наша справка
«Блицкриг»
На Западе: Blitzkrieg
Разработчик: Nival Interactive
Издатель: 1С/CDV Software Entertainment
Оценка на Западе: 8.0
Конечно, не всегда у наших разработчиков все получалось легко и гладко. Почти одновременно с «Блицкригом» все та же Nival Interactive закончила работу над «Операцией Silent Storm», которой за кордоном прочили большое будущее – после презентации на игровой выставке E3 сразу несколько авторитетных западных изданий включили игру в список самых перспективных проектов года. Однако в итоге ее релиз прошел почти незамеченным и продажи никак нельзя было
назвать выдающимися. Главной проблемой стало то, что компания Encore Software, далеко не самый успешный западный издатель, не смогла организовать выход игры должным образом. Достаточно сказать, что игровые издания не получили копий игры. Неплохие оценки она все-таки заслужила, однако момент был упущен.
Разрабатывать по-русски
Российская студия могла стать автором одной из игр по вселенной Warcraft.Вообще отечественные студии довольно часто берутся за создание игр по лицензии или за аутсорсинг (выполнение части работ). И Nival с нашумевшими пятыми «Героями» – далеко не единственная компания, зарекомендовавшая себя на этом поприще. Например, питерская Creat Studios, основанная в начале 90-х, за время существования успела отметиться работой над проектами таких издателей, как Activision, Electronic Arts, LucasArts. В активе студии, помимо прочего, значится PSP-шутер Coded
Arms: Contagion, сделанный по заказу Konami, – первая в истории российская игра для японского рынка.
Правда, путь этот отнюдь не усыпан розами – случались в истории российской игровой индустрии и провалы. Питерская же контора Animation Magic, Inc., появившись в 1992 году, отметилась выполнением громких заказов, в том числе созданием гоночной серии NASCAR Racing. Но самый, пожалуй, интересный проект компании – квест Warcraft Adventures: Lord of the Clans, который студия разрабатывала под руководством Blizzard Entertainment. К сожалению, в 1998 году он был закрыт
ввиду «низкого качества исполнения». Однако есть и иная версия: глядя на низкие продажи других адвенчур, боссы Blizzard просто испугались убытков и похоронили игру.
Впрочем, если бы негативный опыт сотрудничества преобладал, эта статья была бы написана совсем в другом тоне. А так на любую неудачу находился успешный проект. Немалой популярности на Западе, например, добилась серия «В тылу врага»: достаточно сказать, что в 2006-м авторитетный сайт Gamespot по результатам опроса в США поставил «В
тылу врага 2» на пятое место в списке самых ожидаемых игр года. Можно вспомнить еще ряд проектов, получивших за рубежом хорошие отзывы и неплохие для своего жанра продажи, например «Блицкриг 2» (2005) или «Вторую мировую» (2007).
Наша справка
«В тылу врага»/«В тылу врага 2»
На Западе: Soldiers: Heroes of World War II/Faces of War
Разработчик: Best Way
Издатель: 1С/Codemasters
Оценка на Западе: 8.0
Третье направление прорыва: экспериментальное
Взгляд изнутри
РС Игры: Что самое трудное в продвижении игр за рубежом?
Анатолий Субботин: Что касается продвижения, то основная сложность здесь – это конкуренция с другими играми. Уходят годы на то, чтобы пресса и пользователи по заслугам оценили наши проекты, ведь они привыкли «получать» десятки проектов уровня Gears of War. К сожалению, и наши коллеги по цеху не очень помогают в этом нелегком деле –
множество отечественных игр просто недотягивают даже до средних оценок.
Запрос «Space Rangers 3» в Google крайне популярен.Говорят, официальное фанатское сообщество книжной серии «Дюна» просило доверить возрождение стратегии Dune авторам «Периметра».
«Я и не знал, что в России так любят Magic the Gathering» (западный форум по «Демиургам»).Выпущенный в 2001 году «Шторм» у нас получил очень высокие оценки, а вот иностранная пресса выставила проекту средний балл.
Стратегии, к слову, не обязательно должны быть посвящены Второй мировой войне. Все тот же 2001 год ознаменовался выходом на прилавки такой неординарной игры, как «Демиурги» от Nival Interactive. Через два года последовало продолжение. Поклонники коллекционных карточных игр ликовали, что «хоть кому-то удалось удачно перенести на экраны концепцию Magic the
Gathering».
Наша справка
«Демиурги», «Демиурги 2»
На Западе: Etherlords/Etherlords 2
Разработчик: Nival Interactive
Издатель: 1С/Fishtank Interactive, 1С/Strategy First
Оценка на Западе: 7.5, 7.5
Творение Nival – первый отечественный «эксперимент», прогремевший на Западе и наглядно показавший: «тупых американцев», как любят говорить наши юмористы, можно покорить не только дорогим экшном с шикарной графикой. Если составить рейтинг на основе оценок, выданных нашим играм зарубежными изданиями, то наверху будут преобладать именно экспериментальные проекты, выходящие за рамки классических жанров. У того же «Периметра»,
в 2004-м ставшего самой новаторской стратегией года, за границей нашлось достаточно фанатов, чтобы авторитетный игровой сайт IGN включил дополнение к игре в список самых ожидаемых стратегий 2006 года. Причем на тот момент было вообще неизвестно, выйдет там игра или нет. Жаль только, что развить успех K-D Lab не удалось: «Периметр 2: Новая Земля», вышедший
у нас в декабре 2008 года и через два месяца на Западе, провалился на обоих рынках. Это еще раз доказывает: игры, как правило, одинаково воспринимаются и у них, и у нас.
Наша справка
«Периметр», «Периметр: Завет императора»
На Западе: Perimeter, Perimeter: Emperor's Testament
Разработчик: K-D LAB
Издатель: 1С/Codemasters, Paradox Interactive
Оценка на Западе: 7.7, 7.2
Однако частенько даже заведомо качественные проекты могут показывать неважные результаты из-за плохого маркетинга и пиара. Примером тому служат «Космические рейнджеры». Первая часть серии на Западе вышла с опозданием в полтора года (у нас – в декабре 2002-го, у них – в июне 2004-го) и была выставлена на прилавки не самым матерым издателем
Micro Application. Крупнейшие игровые сайты вроде Gamespot или IGN даже не поставили ей свою оценку. И если в России «Космические рейнджеры» без особой рекламы смогли завоевать немало поклонников, то на Западе о существовании первой части большинство игроков узнали только после успеха второй.
Наша справка
«Космические рейнджеры», «Космические рейнджеры: Доминаторы»
На Западе: Space Rangers, Space Rangers 2: Dominators
Разработчик: Elemental Games
Издатель: 1С/разные
Оценка на Западе: 7.9, 8.5
Те западные геймеры, кому довелось о ней узнать, торопились познакомить с необычной игрой товарищей, демонстрируя им наследника Elite и Star Control 2. Отчасти именно благодаря их усилиям был подготовлен плацдарм для успеха второй части (2006). «Космические рейнджеры 2» в разных регионах выходили под разными названиями и от разных издателей, но в итоге оказались в числе самых продаваемых отечественных игр за рубежом. Если же брать средние оценки
критиков, то вторая часть «Рейнджеров» является самым популярным отечественным проектом на Западе после «Ил-2 Штурмовик».
На пути к золотому веку…
Взгляд изнутри
РС Игры: Помогло ли громкое, но слегка подзабытое название King’s Bounty пробиться игре на Западе?
Анатолий Субботин: Довольно трудно определить влияние бренда на успех игры. Скорее, его заслуга именно в данном случае минимальна. Думаю, что качество самой игры послужило в итоге толчком для возрождения интереса к названию. «King’s Bounty: Легенда о рыцаре» – это качественный проект международного уровня, и он
заслуженно стал популярным.
Кто-то из западных журналистов на Gamespot заметил, что, если российская игра является стратегией в мире фэнтези, успех ей обеспечен.Heroes of Might and Magic V: «Наконец хоть кто-то догадался выделить гномов в отдельную расу» (журнал PC Gamer UK).
Red Orchestra: Heroes of Stalingrad – наступление в абсолютно новом для российских разработчиков направлении. Станет ли она исключением или правилом?В случае с «King's Bounty: Легенда о рыцаре» удачно сошлось все: и положительные отзывы прессы, и высокие продажи
Рано или поздно издательские редуты должны были пасть под натиском волны успешных проектов. Прорыв состоялся в 2005 году, когда Ubisoft официально объявила о том, что доверяет возрождение сериала Heroes of Might and Magic российской компании Nival Interactive. Иностранные журналисты говорят, что решающим аргументом в пользу «Нивала» стали «Демиурги» – Ubisoft якобы искала студию, уже имевшую удачный опыт создания игр в схожем жанре. Впрочем, сейчас
важно то, что наша студия взялась за известную зарубежную лицензию, прорубив окно на Запад. Пусть речь не шла об абсолютно оригинальном проекте, контракт с Ubisoft стал подтверждением того, что российскую игровую индустрию признали во всем мире.
Наша справка
Heroes of Might and Magic V
Разработчик: Nival Interactive
Издатель: Nival Interactive/Ubisoft Entertainment
Оценка на Западе: 7.9
Про Heroes of Might and Magic 5 нельзя было сказать: «Заслужил положительные отзывы, продавался относительно хорошо – ну и замечательно». Впервые отечественные разработчики создавали не просто популярную игру, а игру с мировым именем и множеством поклонников по всему свету, которые внимательно следили за процессом и готовы были отнестись к результатам максимально критично. Однако Nival Interactive с задачей справилась на отлично.
О причинах, по которым в России стало возможно появление проектов такого уровня, сказано немало. Можно вспомнить и то, что отечественные студии накопили достаточно опыта для создания проектов мирового уровня; и то, что работа россиян по-прежнему обходится достаточно дешево. Да и тот факт, что названия «1С», Nival Interactive и «Акелла» на Западе уже хорошо узнаваемы, тоже должен был сыграть свою роль.
Немного портит впечатление разве что история с лицензией на Jagged Alliance 3D и Jagged Alliance 3, которую Strategy First в конце концов забрала у компании GFI, оставшись недовольна качеством исполнения. Но все же вышедшие
в 2006 году пятые «Герои» стали лишь первой каплей в золотом дожде лицензий, пролившихся на Россию. «Акелла» и студия F3 Games взялись за создание третьей части Jagged Alliance – проект должен выйти на прилавки в 2010 году. В конце 2009 года «Акелла» и Strategy First совместными усилиями выпустят Disciples
3: Renaissance от московской студии .dat.
Стрелять по-русски
Kreed была «нашим ответом Doom 3», но слишком уж неубедительным.Шутеры – один из жанров, в котором нашим разработчикам никак не удается достойно проявить себя. До сих пор памятна история с выходом в 2003 году широко разрекламированного шутера The Kreed от воронежской студии Burut. Но в итоге «убийца» Quake и Unreal провалился
(не с точки зрения коммерческого успеха, а в том, что касается признания игроков и прессы) как в России, так и на Западе, где вышел через год. Да и остальные FPS, созданные в нашей стране, в лучшем случае годились лишь для внутреннего потребления. Если бы не помощь украинских разработчиков, которых де-факто относят к отечественной игровой индустрии, положение было бы совсем аховое. Xenus и, самое главное, S.T.A.L.K.E.R. заслужили неплохие отзывы и приличные продажи.
Совсем недавно на прилавках появилась Majesty 2: The Fantasy Kingdom Sim, разработку которой Paradox Interactive решила доверить студии «1С»: Ino-Co. Здесь опять, если верить словам западного издателя, не последнюю роль сыграл опыт разработчиков, отметившихся «Кодексом войны».
Наша справка
Majesty 2: The Fantasy Kingdom Sim
Разработчик: 1С: Ino-Co
Издатель: 1С/Paradox Interactive
Оценка на Западе: 7.7
Не все, впрочем, видят в происходящем сейчас повод для радости. Многие указывают на то, что и предоставленные российским разработчикам лицензии, как и их собственные проекты, принадлежат к малопопулярным жанрам вроде пошаговых стратегий; и на то, что Heroes of Might and Magic V при всей известности бренда вряд ли когда-нибудь превзойдет по тиражу Gears of War.
Российские компании все активнее наступают на западные игровые рынки. В марте 2007 года «1С» приобрела права на знаменитое имя King’s Bounty. Таким образом в 2008 году на прилавках оказалась «King’s Bounty. Легенда о рыцаре» – первый проект, сделанный уже не по одолженной западными владельцами лицензии, а по собственной. И если о будущем Heroes of Might and Magic можно только гадать, то «1С» может свободно
развивать успех «Легенды о рыцаре», благо игра вошла в число наиболее коммерчески успешных российских проектов на Западе.
Наша справка
«King's Bounty. Легенда о рыцаре»
На Западе: King's Bounty: The Legend
Разработчик: Katauri Interactive
Издатель: 1С/Atari
Оценка на Западе: 8.3
В августе этого года «1С» сделала еще одно громкое заявление: компания выступит зарубежным издателем шутера «Red Orchestra 2: Герои Сталинграда», созданного западной же компанией Tripwire Interactive. Это игра от победителей конкурса разработчиков Make Something Unreal, посвященная блокаде Сталинграда… Может, вскоре и у нас наконец появится свой «русский шутер», о котором мы мечтаем так много лет? В любом случае выражение «русская игра за рубежом»
приобрело новое значение; теперь речь идет уже о проектах, созданных зарубежными студиями под присмотром отечественного издателя.
В общем, наступление российских игр на Запад пока продолжается. Наши разработчики сотрудничают с крупнейшими зарубежными издательствами, а для иностранцев проекты с российской пропиской давно перестали быть синонимом выражения «дешево и сердито». В ближайшее время на чужой территории высадится десант в составе «Дальнобойщиков 3» и «Приключений капитана Блада». А Nival попробует покорить с «Аллодами» западный
рынок онлайновых проектов. Остается наблюдать за происходящим и радоваться появлению интересных игр.
Правда, разразившийся во всем мире экономический кризис делает будущее российских разработчиков отнюдь не таким безоблачным, как хотелось бы. Это с одной стороны. А с другой – ушли в прошлое те времена, когда крупный проект мог окупить себя за счет продаж на российском рынке. Теперь, чтобы покрыть затраты, необходимо добиться успеха за рубежом, а значит, пройти испытание кризисом смогут лишь те, кто действительно умеет делать игры мирового уровня.
2374 Прочтений • [Идем на Запад. Российские игры на прилавках западных магазинов] [12.04.2012] [Комментариев: 0]