Поговорка гласит: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Однако обратное зачастую неверно – в девяностые годы прошлого века мы с огромным удовольствием играли в созданную в Германии стратегию Settlers, а начало XXI столетия прошло под знаком Gothic – классической компьютерной ролевой игры, где фэнтези-мотивы служили этаким прикрытием для, по сути, бандитской лирики, ведь события там разворачивались в колонии для преступников, огороженной магическим барьером, а наш
герой был одним из заключенных. Свобода действий и внимание к деталям (можно было жарить мясо на костре!) помогли игре завоевать популярность, в том числе и в России. Потом были продолжения и дополнения, однако части на третьей кривая качества пошла под горку. Разработчики, компания Piranha Bytes, расстались с издателем JoWooD, оставив ему права на название Gothic, и занялись... созданием, фактически, новой Gothic, только уже под другим именем, Risen.
Нам удалось встретиться с главным дизайнером и руководителем проекта Михаэлем Хоге (Michael Hoge) и задать несколько вопросов, пока его коллеги подготавливали ноутбук к демонстрации (компьютер только что транслировал картинку на большой экран и теперь почему-то не хотел показывать игру на своем).
? Что больше всего нравилось игрокам в сериале Gothic? Какие его ключевые характеристики вы решили перенести в Risen?
Думаю, людей привлекало исследование мира и ролевые элементы – поиски новых вещей, улучшение оружия и рост персонажа, диалоги. Кроме того, вам не нужно было создавать героя в начале, не нужно было выбирать ему класс, а можно было сразу начать игру, и уже там, примкнув к той или иной организации, формировать персонажа непосредственными действиями.
Все это будет и в Risen, но мы добавили к игре еще один аспект – ловушки и головоломки. Например, если вы забрались в подземелье и не знаете, как пройти дальше, вы можете превратиться в маленькое существо, чтобы пролезть в узкий проход, или использовать левитацию, чтобы перебраться через пропасть.
? То есть можно сказать, что Risen нацелена на ту же аудиторию, что и оригинальный сериал?
Да, прежде всего, на ту же. Если включить минимальный уровень сложности (а теперь у нас есть настройки сложности), Risen подойдет и казуальному игроку. Однако если не упрощать себе задачу, то в сражениях вам придется использовать весь спектр боевых приемов, контратаки и комбо-удары. Как и в старых «Готиках», вам нужно соблюдать определенный ритм, щелкая мышкой, чтобы эффективно выполнять цепочки ударов. Если вы просто будете быстро и часто давить на кнопку, комбо тоже получится, но гораздо
медленнее.
Да, мы постарались сделать игру более доступной. Оригинальная Gothic была не очень-то дружелюбной к пользователю, и мы решили исправить это, так что сейчас, например, журнал заданий может отображать на карте местоположение заказчика и цели, если вы того захотите. Мы, конечно, стремимся улучшать графику и звук, добавляем некоторые новые элементы, но в целом игра базируется на все той же концепции.
Когда Михаэль завел речь о превращении в «маленькое существо», я почему-то представил себе мышку. Оказалось, речь шла вот о таком гибриде краба и улитки (разработчики называют его «наутилусом»). Глядя на «клепаную» раковину, невольно задумываешься, зависит ли облик козявки от того, в какие доспехи был облачен геройНаш герой, хоть и без социальных навыков, за словом в карман не лезет. Остановившему его стражнику он запросто может съязвить что-нибудь вроде «Готов поспорить, у тебя до жути увлекательная работа». У этого часового работа скучная, и вы заслужите его расположение, если приведете ему девушку из борделя
? Как создавался мир Risen?
Все началось с идеи «криминальной организации». Дальше, если у нас есть преступники, должна быть и «полиция», и какие-то законы. Так что мы придумали инквизицию и ее правила: никто не может свободно перемещаться по острову, кроме самих инквизиторов и магов, все остальные обязаны находиться в городах. Однако бандитам наплевать на эти указы, у них есть свой тайный лагерь. Вы можете присоединиться к разбойникам и сражаться с инквизицией или вступить в ряды инквизиторов и бороться
с разбойниками – этот выбор и определяет, как история будет развиваться дальше. Мы решили, что не будем использовать обычную схему «три стороны – три лагеря», как в сериале Gothic, а поместим две из них вместе: в портовом городе инквизиция борется с людьми дона, и вы вольны работать на тех или других. Следующая локация, самая маленькая – лагерь дона. Последняя – вулканическая крепость, где жили маги, но потом ее захватила инквизиция. Вы можете прийти туда своим ходом,
однако велика вероятность, что вас приведут туда силой – по указу верховного инквизитора ходить по острову разрешено только его воинам, так что, если вас обнаружат, то насильно забреют в рекруты.
В начале игрок, разумеется, не знает, что происходит на острове, но постепенно ему становится известно, что там творится: из-под земли поднялись древние руины, откуда валом повалила всякая нечисть. Король посылает инквизиторов разобраться, бандиты не прочь награбить золота в этих руинах, а маги просто хотят мира.
? В предыдущих «Готиках», если не ошибаюсь, герою в конечном счете нужно было поработать и на тех, и на других, и на третьих...
Умелый маг сможет не только пролететь над пропастью, но и повернуть рычаг с помощью телекинеза. Для неумелых магов в подземельях есть специальные комнаты, позволяющие временно обрести колдовские способности... а найдутся и такие места, которые, наоборот, «отключают» магиюВ начале игры, пока вы еще не выяснили расстановку сил, у вас будут дела, связанные с заданиями противостоящих друг другу организаций. Позже вы поймете подоплеку событий, история станет более линейной, и вам придется выполнить ключевой квест независимо от того, «в чьей вы команде». Однако вы будете и дальше получать задания от разных нанимателей, просто они станут менее важными, чем центральная линия сюжета.
(Тем временем игра наконец-то запускается, и Михаэль начинает комментировать происходящее.)
Итак, вы приходите в себя на берегу. Вокруг лежат трупы – вы единственный выжили в кораблекрушении. Для начала можете подобрать ветку и использовать ее как оружие, однако пока доступны только базовые приемы. Позже вы найдете лучшее оружие и научитесь лучше сражаться, однако справиться с теми монстрами, что встретят вас на побережье, можете и сейчас.
? И освежевать их тушки?
Да, но для этого нужен не только соответствующий навык, но и инструменты. Вообще, у нас много умений, помогающих создавать вещи самостоятельно: можно стать кузнецом, самому добывать руду и драгоценные камни. Разные «ископаемые» обладают разными магическими свойствами.
Всем навыкам обучают наставники, причем некоторые из них доступны только при сотрудничестве с определенными группировками. Например, сражаться посохом вас могут научить инквизиторы или маги, а искусно обращаться с топором – разбойники.
? А социальные навыки?
Их нет – мы просто постарались выдать вам в диалогах все возможные варианты.
? В игре очень красиво меняется время суток и погода. А на что эти изменения влияют?
Скажем, в дождливый день местность затягивает туманом, в сухую погоду – пыльно. Животные ночью спят, но не все.
? Расскажите, как работает магия?
Магия в игре представлена в виде рун, их добывают в руинах. Если вы играете волшебником, то сможете использовать их бесконечно. Если же ваш герой воин, ему будет доступен специальный квест. Выполнив его, он научится сам делать магические свитки, на которые копируются руны. Однако свитки не вечны.
После этого Михаэль показал нам, как работает замораживающее заклинание и левитация (нет, улететь с острова нельзя – высота и дальность полета ограничены запасом магической энергии). Когда мы спросили, не потерял ли герой физическую форму, увлекшись колдовством, нам немедленно продемонстрировали фирменное подтягивание на уступе. Что ж, свалиться с края карты здесь, наверное, будет проблематично – дело все-таки происходит на острове. Однако в остальном Risen выглядит вполне оправдывающей
наши ожидания.
***
На прямо заданный вопрос мы получили такой же прямой ответ – драконов в игре не будет. В утешение можете полюбоваться на некоторых других представителей местной фауны.