iPhone: будущее игровой индустрии или всего лишь телефон?
Как поется в песне Боба Дилана, тот, кто проиграл сейчас, в будущем победит, ведь времена меняются. В оригинале эта строфа звучит так: «For the loser now will be later to win, for the times they are changing», и многие вспомнят ее, скорее всего, благодаря недавнему фильму «Хранители». А в 1984 году с такими словами обратился к акционерам основатель Apple Стив Джобс, готовясь представить почтенной публике плод долгих трудов своей команды – персональный компьютер Macintosh.
От него действительно зависела судьба корпорации. Предыдущий проект Apple, дорогостоящий и мощный компьютер Lisa, провалился, а IBM PC уже вовсю захватывал рынок. И «Макинтош», добившись в 80-х заметной популярности (во многом благодаря интуитивному интерфейсу и использованию мыши), спас «яблочную» корпорацию. Время триумфа Apple Стив Джобс уже не застал – поссорившись с начальством, покинул родную компанию.
Технические характеристики (iPhone 3G)
Размер: 115.5 х 62.1 х 12.3 мм.
Вес: 133 гр.
Дисплей: 3.5 дюйма.
Разрешение: 480х320 (у PSP – 480x272, у DS – два экрана по 256х192).
Процессор: ARM 1176, 620 МГц, фактически 412 МГц (у PSP – 333 МГц, у DS – два процессора, 67 и 33 МГц).
RAM: 128 Мбайт (у старых PSP – 32 Мбайт, у новых – 64 Мбайт, у DS – 4 Мбайт).
Внутренний накопитель: 8 или 16 Гбайт флеш-памяти.
Беспроводная связь: Wi-Fi (802.11b/g), Bluetooth 2.0.
Камера: 2 мегапикселя.
Мобильная связь: GSM 850/900/1800/1900
К середине 90-х Apple снова оказалась в аутсайдерах. IBM PC-совместимые компьютеры стали всемирным стандартом, Windows 95 расходилась как горячие пирожки, а Apple терпела одно поражение за другим и стремительно теряла деньги. В итоге руководству ничего не оставалось, как помириться с Джобсом и назначить его на должность гендиректора. И Джобс навел порядок: меньше чем через год анонсировал iMac – стильный и современный «Макинтош», вернувший Apple на пьедестал почета. Линейки iMac и MacBook
до сих пор пользуются спросом – по последним данным от компании NetApplications, каждый десятый пользователь всемирной Сети – «яблочник».
Но если «маки» не метят в лидеры компьютерной гонки, то в случае с музыкальными плеерами Apple забралась на недосягаемую высоту. Шутка ли – суммарные продажи всех версий iPod перевалили за 200 млн! Памятное изречение Боба Дилана, процитированное Стивом Джобсом в 84-м, стало реальностью 20 лет спустя – и не в компьютерной индустрии, а в музыкальной.
Времена начали меняться и для создателей мобильных телефонов, потому что Apple замахнулась и на их вотчину. В 2007-м в продажу поступает iPhone – многоцелевое устройство, совмещающее в себе и телефон, и плеер, и интернет-браузер, и многие другие функции – в частности, возможность запускать игры. Премьера «айфона» прошла на «ура» – меньше чем за два года Apple становится третьим по доходам создателем мобильников после Nokia и Samsung, а число проданных ею аппаратов
близится к двадцати миллионам. Популярность iPhone стремительно растет. Все приложения для модного гаджета распространяются централизованно, через онлайн-магазин App Store. Apple использует для них особый формат, который не понимают все прочие модели телефонов. Среди уже выпущенных новинок значатся представители столь именитых сериалов, как Katamari Damacy, Silent Hill и Metal Gear Solid. Неудивительно, что многие начали поговаривать: мол, iPhone пора ставить на одну доску с DS и PSP. Да
только вот зря.
Младший брат
У iPhone есть упрощенная и более дешевая версия без камеры, GPS и собственно телефона – iPod Touch. За исключением вышеперечисленных функций, iPod Touch как по железу, так и по начинке идентичен «старшему брату» – игры можно запускать и на нем. Правда, Apple по-разному относится к двум своим детищам: iPhone приносит ей прибыль регулярно, благодаря контрактам с операторами сотовой связи, а вот iPod Touch – нет. Поэтому обновления прошивки (без которых невозможен запуск некоторых
игр) для плеера платные. Такая жадность, кажется, беспрецедентна.
Дело в том, что на iPhone нет действительно хороших игр. Вообще. В перечне App Store уже свыше 50 тыс. наименований – и среди них не найдется ни одного продукта, который мог бы соперничать с топовыми проектами для любой из современных консолей, о которых мы активно пишем. В чем же причина?
Не в системных характеристиках, как минимум. iPhone по параметрам круче и PSP, и тем более DS (см. врезку) – но вот только по доступным интерактивным развлечениям этого не скажешь. Мы ждали хорошую трехмерную графику, как в какой-нибудь Crisis Core: Final Fantasy VII или God of War: Chains of Olympus, а в итоге получили либо просто некрасивые модели, либо спрайты. Качество картинки держится на уровне PS one, которая слабее «айфона» во много раз.
Впрочем, не только во внешнем виде дело. Самое главное зло, которое не дает и, возможно, никогда не даст нормальным играм появиться на iPhone, – тачскрин, рассчитанный на нажатия только лишь пальцами. Гораздо более эстетичный и удобный стилус использовать нельзя в принципе – в тачскрин встроены хитрые датчики, которые реагируют на тепло. Так что о точности прикосновений не идет и речи, равно как и о классическом управлении с помощью кнопок. Встроенные гироскопы, в отличие от пальцев, изображение
не загораживают, но тоже не панацея, потому что приходится крутить все устройство, а это зачастую весьма неудобно. Взять ту же Crash Nitro Kart: стала ли она интересней от того, что теперь на поворотах надо наклонять голову вслед за экраном? Сам Джон Кармак, энтузиаст iPhone, выпустивший для него Wolfenstein 3D и готовящий побочное ответвление Doom III, говорит: «Отсутствие настоящих кнопок – значительное ограничение. Нехватка тактильной отдачи приведет к тому, что геймеры
будут промахиваться мимо клавиш на экране во время сеансов». Собственно, в Doom Resurrection нам придется прицеливаться с помощью гироскопов – и это лучшее, что id, мастера по созданию FPS, могут выдумать для iPhone.
Свежие новости
В июне 2009-го Apple запустила новую модель телефона – iPhone 3GS. От прежней версии его отличает «подросшая» до 3 мегапикселей камера, опция записи видео и улучшенные технические характеристики (что, впрочем, сказывается только на скорости работы аппарата). Одновременно с релизом 3GS вышла и прошивка под серийным номером 3.0 для всех iPhone, благодаря которой устройство Apple можно «сдружить» со сторонними аксессуарами. Одним из первых появился страшненький геймпад GameBone Pro
в форме косточки. Подготовила его ранее не отличившаяся ничем компания 22Moo. С одной стороны, ребята подают хороший пример (ведь именно альтернативных устройств ввода команд iPhone больше всего и не хватает), с другой – очевидно, что геймпады для телефона никогда не приживутся в принципе. Уже хотя бы потому, что никто не станет делать игры для безвестного аксессуара, которым владеют полтора геймера-энтузиаста.
Кроме того, в отличие от Nintendo и Sony, Apple не делает игры. Ей и не надо – барыши и так в карманы текут рекой. Компания охотно раздает девкиты, дает зеленый свет огромному множеству приложений – действует куда более демократично, чем большая троица производителей консолей. На iPhone гораздо легче пробиться, чем на любую из приставок, – казалось бы, рай для инди-разработчиков. Но не все так просто. Ведь в App Store наименований не на порядок, а на два больше, чем в PSN и XBLA вместе
взятых. Некоторым энтузиастам везет, и они добиваются успеха; о других же мы попросту не слышим. Ник Ватт, основатель инди-студии Nnooo, жалуется, что именно нескончаемый поток приложений «понижает планку качества, и, соответственно, уменьшаются шансы возместить стоимость разработки». Рик Стром из Glowdot Productions более конкретен в своих высказываниях: «Раз у меня два платных приложения в хит-парадах, можно предположить, что у меня куча денег, да? Реальность куда более жестока. Чтобы занять
тридцать четвертое место в чарте социальных сетей, надо получать по 30-35 скачиваний за сутки. Стандартная цена – 99 центов, Apple забирает себе треть, и в итоге получается, что тридцать четвертое по продажам в популярной категории приложение приносит тебе $20 в день». С играми все еще хуже. Например, в непопулярной категории настолок нужно всего 6-8 ежедневных покупателей, чтобы попасть в топ-100 – то есть, выручка будет составлять четыре бакса. «Не забывайте, что в App Store более 36
тыс. наименований» (на начало июня 2009 года это число уже превысило 50 тыс. – Прим. ред.), – говорит Стром. – Если лидерам хит-парадов достаются такие «барыши», как думаете, что с остальными?»
Как и в случае с играми для других мобильников, разработки для iPhone по большей части просты до примитивности: сложно вспомнить хотя бы один серьезный хардкорный проект, оставшийся таковым при переносе на эппловский наладонник. Аудитория iPhone состоит в основном не из геймеров, и это заметно. Разве иначе оказались бы среди самых востребованных приложений всякие покеры и «косынки» или особенно популярные в узких кругах недохентайные недоигры? App Store вообще во многом напоминает сайт с тысячами
простецких браузерных развлекушек, за каждую из которых завсегдатаи с радостью заплатят доллар-два, побалуются полдня и забудут.
Resident Evil 4 для «айфона» недолго лежала в японском iTunes. Буквально через пару дней после публикации игру убрали по просьбе разработчиков: мол, нужно доделать кое-чтоEnviro-Bear 2010 с каждым днем становится все популярней. Тысячи «айфоноводов» в восторге: медведь-водитель разъезжает по лесу в поисках еды
И поэтому возникает резонный вопрос – а с чего бы детищу Apple вообще становиться платформой, подходящей для любителей игр? Пока что к этому нет никаких предпосылок. На iPhone пользуются спросом незамысловатые поделки, а что-то хотя бы чуть-чуть более хардкорное, вроде MGS Touch, – нет. Последняя, несмотря на громкое имя и толпы поклонников творчества Хидео Кодзимы, ни разу не побывала в топ-10 по продажам.
За год существования App Store в нем не появилось ни одного проекта, который оправдал бы приобретение устройства в качестве портативной приставки. Ни казуальные игрульки, ни чрезмерно упрощенные ответвления известных сериалов, ни редкие и зачастую неудачные порты не самых лучших ретрохитов не делают iPhone чести, а отсутствие классической и привычной всем схемы управления заставляет усомниться, что действительно стоящие произведения когда-либо появятся в этом формате.
Времена меняются. Apple уже прочно укрепилась на рынке мобильных телефонов, и поддержка iPhone со стороны независимых разработчиков поистине огромна. Но все же интерактивные развлечения на такой платформе скорее направлены на то, чтобы помочь убить время, а не на нечто большее. Именно поэтому игры для iPhone не удостоятся своей рубрики в «СИ», как и прочие проекты для мобильников. Но можете не сомневаться, что о действительно важных событиях и громких анонсах мы исправно будем сообщать в новостных
блоках.
Личные впечатления
Скажу честно: я соблазнился многофункциональностью iPhone. Когда вопрос о покупке нового коммуникатора встал ребром, я припомнил и дико неудобный браузер PSP, и всеобщую истерию по iPod, и слоганы Apple о том, что у них все «просто работает». Не разочаровал меня только браузер: Safari действительно хорош, проблем с памятью (как на двух портативных консолях) тут нет, а управление с тачскрина удобно. В качестве телефона детище Apple тоже вполне себе ничего – набирать SMS с помощью экранной
клавиатуры, например, куда быстрее, чем на обычной, даже при том, что здешний вариант Т9 зачастую выдает непотребщину. Но вот остальное… Во-первых, привязка к оператору связи с грабительским тарифом (извините, но я не слишком-то много звоню и привык тратить на сотовую связь 200 руб./мес., а не 1000). Во-вторых, привязка к iTunes, который мне до сих пор не был нужен совершенно. В-третьих, залить музыку так, чтобы «просто работало», не получилось: в iPod нельзя накидать МР3-файлы в заранее упорядоченных
папках. Он вообще папки не распознает. Десять лет я слушал музыку в WinAmp, в МР3-плеерах, в PSP, и ни разу до iPod у меня не было никаких проблем с сортировкой песен. С iTunes она появилась. «Яблочники» скажут, что там все можно настроить так, чтобы было удобно, – я не соглашусь. Удобно так, как привычно, а в iTunes «как привычно» уже нельзя.
Еще одно потрясение, связанное с iTunes, заключается в том, что iPhone «привязывается» к конкретному компьютеру с конкретной медиабиблиотекой. Мы не заливаем музыку на плеер, мы синхронизируем его с наполнением нашего iTunes. И если, не дай бог, что-то на компьютере потерлось, при синхронизации оно исчезнет с iPhone – иначе никак. Свободно манипулировать файлами в телефоне попросту невозможно. На практике это значит, что если вы зайдете в гости к другу, услышите понравившуюся музыку и попросите
закачать на мобильник, ничего не получится: даже если уговорите товарища поставить себе iTunes, при синхронизации потрется все, что было на вашем устройстве. Таким образом, надо полагать, Apple стимулирует покупку песен из iTunes Store.
И последний штрих: при апгрейде прошивки (необходимом для многих игр) стирается все наполнение iPhone. Потом, конечно, можно все синхронизовать обратно, но перекачивать туда-сюда десяток гигабайт информации из-за простого апдейта – удовольствие сомнительное.
Шесть ответвлений известных сериалов
Metal Gear Solid Touch
Помните, в начале MGS4 Отакон говорил Снейку, что, мол, тамошние сражающиеся стороны ни в чем не виноваты, и их хорошо бы не трогать? Так вот, в MGS Touch (идущей в целом по событиям четвертой части) это превратилось в «Снейк, убей 12 солдат и перейдешь на следующий уровень». MGS Touch имеет такое же отношение к MGS4, как Metroid Prime Pinball к, собственно, Metroid Prime – вроде бы и смысл схожий, и уровни
знакомые, да вот только ощущения совсем не те. И если MPP был хорошим пинболлом, то MGST – далеко не лучший тир. Графика спрайтовая, геймплей однообразный, но самое главное – это никоим образом не тот MGS, который добился мировой славы.
Silent Hill: The Escape
Говоря про мобильный Silent Hill, приходится с трудом подбирать цензурные слова. Помните скринсейвер с 3D-лабиринтом в Windows 95-98? Так вот, The Escape – то же самое, только более уродливое и менее увлекательное. Серые, до безумия унылые коридоры населены одинаковыми монстрами, которые умирают от пары выстрелов, а убивают одним прикосновением. Предложен десяток уровней, в каждом из которых надо найти ключ и принести к выходу. Выполняете задание – герой выдает
реплику в духе «Надо отсюда выбираться, где же выход?» Вот и весь сюжет («to be continued» в финале звучит поистине угрожающе). Управление кошмарно. Графика тоже. Музыка, как ни странно, Акиры Ямаоки. Над мобильной Silent Hill трудилась KCET, а не западные разработчики. Что ж, японцы побили все рекорды: Origins и Homecoming были до ужаса посредственны, но The Escape плох настолько, что воспоминания о нем хочется стереть
из памяти. Выйди она на DS, мы бы расщедрились на оценку в один балл.
Dance Dance Revolution S
Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением о том, что DDR сделан для аркадных автоматов, а в худшем случае – домашних танцевальных ковриков. И в последнюю очередь он уместен на «айфоне», где пол-экрана загораживают пальцы, а по отображаемым на тачскрине кнопкам стучать удовольствия мало – тактильной отдачи-то нет. Саундтрек DDR S не только миниатюрен, но и совершенно никудышен по наполнению.
I Love Katamari
В отличие от флагманов линейки Konami, Katamari при переносе на iPhone практически не изменилась… по сравнению с ущербной PSP-версией. Сперва шариком было дико неудобно управлять – он подчинялся лишь гироскопам, и телефоном приходилось едва ли не жонглировать. К счастью, вышло обновление, добавившее возможность поворачивать «катамари» за счет стрелочек по бокам экрана. Впрочем, даже после апдейта играть и не так удобно, и куда менее интересно.
Mass Effect Galaxy
Этот проект вышел поинтереснее: побочная история, рассказывающаяся в Galaxy, канонична и представляет двух героев, которые впоследствии появятся во второй части Mass Effect. В ней, правда, нет ничего необычного (брутальный лысый мужик спасает галактику), да и в ME2 можно будет спокойно играть, не зная о батарианском теракте, но все же приятно. Геймплей, как водится, звезд с неба не хватает, но, по меньшей мере, не столь плох, как в большей части iPhone-релизов
от Konami. ME Galaxy – шутер с видом сверху (как, например, Super Probotector для SNES), который легко пройти за пару часов. Герой автоматически стреляет по находящимся в зоне видимости врагам, а игрок активирует спецспособности да передвигает персонажа наклонами «айфона». Не та игра, которую можно хвалить, но и не самый худший способ истратить три доллара.
Vay
Единственная заслуживающая упоминания JRPG для iPhone – порт игры пятнадцатилетней давности с Sega CD. Vay – очень шаблонная 16-битная RPG с пошаговыми боями. Она не имеет никакой художественной ценности и так и канула бы в Лету, если б над ее локализацией не работала легендарная Working Designs (ее перевод, к слову, не используется в портативной версии, что вмиг делает ее абсолютно никчемной). Бич iPhone-развлечений – ужасное управление, и Vay исключением не стала: разработчики
порта поленились сделать виртуальную крестовину в углу экрана. Чтобы передвинуть персонажа, который не обучен ходить по диагонали, приходится каждый раз нажимать на нужную точку.
Шесть заслуживающих внимания iPhone-эксклюзивов
Fieldrunners и GeoDefense
Общепризнанно, что лучшие представительницы жанра Tower Defense именно на iPhone. Красочная графика, обилие уровней, неизменно увлекательный геймплей: оборона форта от неприятелей. В Fieldrunners враги-букашки ползут по полю, а игрок строит у них на пути лабиринт из автоматически стреляющих башенок с разным боезапасом. В GeoDefense маршрут букашек прописан заранее, и защиту приходится планировать с учетом его особенностей. Время убивается на ура, как и со всеми хорошими Tower
Defense, но это все-таки далеко не полноценная замена RTS.
Tap Tap Revenge
Музыкальная игра на манер Guitar Hero: нужно отбивать тремя пальцами заданную последовательность в такт мелодии. Как следует из названия, создатели во многом вдохновлялись линейкой Dance Dance Revolution, и в итоге превзошли авторов оригинала. Выпущенная Konami для iPhone DDR S, не снискала и малой толики той популярности, что обрела TTR – благодаря простоте, удобству и приятному саундтреку. Вышли две бесплатные части TTR, Tap
Tap Dance с улучшенной игровой механикой и три специальных издания с песнями известных исполнителей – Nine Inch Nails, Weezer и Coldplay.
Rolando
В двух словах: клон Loco Roco. Провожаем веселых героев-кругляшей к выходу с уровня, наклоняя телефон (едва ли не единственная игра, ругать которую за это не получается), рисуя мостики и активируя всевозможные механизмы. Rolando красочна и увлекательна, хотя и слишком вторична. Но любителям Loco Roco определенно рекомендуется обратить на нее внимание – механика знакомая, а уровни поразнообразнее будут.
ExZeus
Одна из самых графически продвинутых новинок для «айфона»: здешняя картинка вполне на уровне Nintendo 64. Да и геймплей динамикой напоминает Sin & Punishment: ExZeus – тоже рельсовый шутер с обилием взрывов. Правда, с гигантским человекоподобным роботом вместо симпатичной героини. Играть, впрочем, дико неудобно: просто не успеваешь быстро целиться и увертываться от обильного перекрестного огня. А ведь приходится еще постоянно постукивать пальцами по экрану, чтобы активировать
различные атаки. Будь в ExZeus хорошее, отзывчивое кнопочное управление, ее можно было бы даже похвалить.
GalaxyOnFire
Приятный космический шутер, сильно напоминающий трилогию Colony Wars с PS one. Главный персонаж – пилот истребителя. Ему доведется и налетчиков отстреливать, и сопровождать инопланетян, и покупать на вырученные деньги апгрейды для своей железной птицы. Из плюсов – приятная графика и возможность выбрать более подходящий тип управления: можно пользоваться экранным джойстиком.
1113 Прочтений • [iPhone: будущее игровой индустрии или всего лишь телефон?] [12.04.2012] [Комментариев: 0]