Карьера Питера Мура, нынешнего главы EA Sports, впечатляет. Англичанин из Ливерпуля вполне мог бы всю жизнь тренировать спортсменов, благо образование позволяло. Но нет, сперва он дослужился до поста главы Patrick, французской компании, шьющей бутсы для футболистов, затем продвигал продукцию Reebok на международном уровне и, возможно, так и не занялся бы видеоиграми, если бы его не позвали в Sega – знакомить американцев с Dreamcast.
Следующая веха на жизненном пути Мура – Microsoft и кампания по популяризации Xbox. Он так рьяно агитировал публику покупать сперва первый «бокс», а затем Xbox 360, что его уход в Electronic Arts в июле 2007 года породил немало толков. Сейчас страсти уже улеглись, и когда наша польско-российская делегация встретилась с Муром во время лондонской презентации новейших разработок EA, никому и в голову не пришло разузнать насчет судьбы татуировок Halo 2 и GTA 4. Всех куда больше
интересовало текущее положение дел в ЕА Sports.
Но самая занятная подробность биографии Мура вскрылась вовсе не на интервью, а после, когда мы уже готовились покинуть верхний этаж выставочного центра The Ark (надо сказать, оттуда открывается роскошный вид на Лондон и в частности на стадион Челси). Как выяснилось, школьником он побывал в Ленинграде, и его самое яркое впечатление о нашей стране связано вовсе не с обворожительной переводчицей (как можно было бы подумать), а с двумя советскими подлодками, которые всплыли в тот самый момент, когда зарубежные
гости любовались морскими просторами и слушали запрещенную в те времена радиопередачу. «Что вы тогда почувствовали?» – интересуюсь я, предвкушая ответ. «Да у меня просто душа в пятки ушла!!» – ответствует Мур.
? Вы уже около двух лет руководите EA Sports и как-то упомянули, что согласились на эту должность благодаря Джону Ричитьелло, президенту EA. Дескать, он обрисовал очень привлекательную картину того, чего вы могли бы добиться, став главой спортивного подразделения. Какие планы у вас тогда были насчет EA Sports, что удалось воплотить в жизнь, что нет?
Строго говоря, я в компании пока лишь девятнадцать месяцев и перешел в нее потому, что меня привлекла система лейблов, которую внедрил Ричитьелло. Прежде структура ЕА выглядела так: существовали внутренние студии, занимавшиеся разработкой игр, и издательские отделы; другой схемы не было. ЕА Sports существовала как марка, но еще не cтала лейблом – той вертикальной структурой, которой ваш покорный слуга и управляет. Картина, которую Ричитьелло обрисовал, предполагала, что я возьму под свою опеку бренд
(мне и без того очень нравившийся) и сумею развить его. То есть, чтобы к нему относились не только «хардкорные» спортивные игры, но и смежные проекты, вроде EA Sports Active, которую вы сегодня видели. Девятнадцать месяцев назад мы даже мечтать не могли о чем-то похожем: только начали думать, как бы использовать Wii. Именно такой срок потребовался, чтобы оформить концепцию, прийти к финальному варианту (EA Sports Active) и воплотить его в жизнь – и мы очень гордимся достигнутым. Или вот
возьмем теннис – я думал, что никогда не пойму этот спорт, и ЕA Sports никогда не предлагала подобных симуляторов, но очень здорово, что мы все-таки вышли из своей «зоны комфорта»: освоились с новой платформой, сумели приспособить наши лицензии под другую геймплейную механику и перестали полагаться на преимущества, на которые привыкли рассчитывать, вроде реалистичной и сверхчеткой графики. Да, за то время, что я возглавляю EA Sports, команды под моим руководством добились очень многого
и для меня это предмет особой гордости. У нас появились новые оригинальные бренды, мы отлично потрудились над FIFA и даже несколько оторвались от конкурентов (имеется в виду Pro Evolution Soccer от Konami. – Прим. ред.). Я продолжил улучшать качество наших игр – NHL 09 и FIFA
09, например, лидируют среди прочих спортивных симуляторов по оценкам критиков (учитывалась средняя оценка в мировой игровой прессе по данным сайта-аггрегатора metacritic.com. – Прим. ред.) Считаю, нужно и дальше продолжать в том же духе.
? Вы принимаете участие непосредственно в создании игр?
Нет, я в это даже не вмешиваюсь, и команды только рады. Я присутствую на product review: мне показывают готовый продукт, объясняют его особенности. Езжу в две основные студии – в Ванкувере и в Орландо (во Флориде) примерно каждый квартал, чтобы узнать, как продвигается разработка. Каждый день по электронной почте общаюсь с командами. Под моим началом трудятся одни из самых талантливых разработчиков во всем мире (всего в EA Sports 1400 сотрудников), и как только мы понимаем, в каком направлении двигаться,
самое лучшее, что лично я могу сделать – это не мешать им.
? Почему вы решили больше не выпускать NHL на PC?
Мы постоянно изучаем состояние компьютерного рынка, продолжаем искать способы обеспечить спортивными играми тех, кто по-прежнему хранит верность PC. И, как вы знаете, по нескольким причинам дело это непростое. Из года в год продажи PC-версий наших новинок падают. Конечно, существуют наименования, у которых перспективы лучше, чем у других. Но я смотрю, как распродаются различные платформы, и что мы делаем, как распределяем ресурсы, какая складывается ситуация вокруг широкоэкранных телевизоров. И мне кажется,
что все больше людей говорят: «Я хочу играть в спортивные симуляторы на консолях». Экономическая ситуация сейчас непростая, мы не можем себе позволить неприбыльные проекты. А извлечь денежную выгоду из компьютерных игр – достаточно сложно.
? Но ведь необязательно низкие продажи PC-версии свидетельствуют, что хоккей на PC не востребован. Бывает, консольные версии, как в случае с недавней NHL, попросту оказываются лучше по качеству.
Цифры свидетельствуют об обратном: продажи PC-вариантов NHL на протяжении последних пяти лет непрерывно падали. При этом по качеству NHL могла бы считаться лучшей игрой, которую мы когда-либо делали в принципе (хотя я, конечно, не хочу принижать достоинства той же FIFA). Вообще же лично я – как Питер Мур, а не как президент EA Sports – считаю, что игру вроде NHL нужно проходить, глядя в настолько высококлассный монитор, насколько возможно, но такой, который размещается
на стене, а не на столе. Это мое личное мнение как поклонника спортивных игр: просто не представляю, как играть в хоккей на PC, когда есть консольные версии. Тем не менее, сейчас мне приходится делать достаточно трудный выбор. Число сотрудников EA Sports сократилось, и, соответственно, мы не должны распыляться, нам необходимо сосредоточить внимание на меньшем количестве игр, меньшем числе платформ, причем таких, которые могут способствовать продажам и, соответственно, росту прибыли. Тогда удастся сохранить рабочие
места. Как вы видите, на мое решение влияют простые экономические факторы. Так что прошу заранее извинить меня, если какой-то проект не выйдет на той платформе, которую вы любите: делать каждую игру в версиях абсолютно для всех консолей попросту неразумно с деловой точки зрения.
Тем не менее, cчитаю, что наши успехи на PC-рынке (переживающем спад, в то время как консольная продукция находится на подъеме) более чем удовлетворительны. И это при том, что проблема с контрафактной продукцией стоит по-прежнему остро. Мы поддерживаем больше геймеров в онлайне, чем продаем физических копий игры (что также следствие пиратства). PC-онлайн требует уйму денег, доходы же с него равны нулю, поэтому мне приходится перебирать различные бизнес-модели для PC-пользователей. Тем не менее, несмотря на
все трудности, мы и дальше будем выпускать определенные тайтлы – например, FIFA, – в вариантах и для ПК. В общем-то, мы это и сейчас делаем, и, по моему мнению, делаем хорошо – продажи на уровне, хотя и ниже, чем у консольных версий. Мы добились нынешнего положения на рынке, потому что хорошо умеем адаптировать свои спортивные выпуски для разных территорий, а NHL (рассказывающая об американском чемпионате. – Прим. ред.) для этого не подходит.
Главное же, что наша стратегия – собрать отдельную команду, которая бы специализировалась на PC, и поручить ей делать проект с нуля специально для ПК, а не, скажем, пытаться приспособить PS3-версию под новую платформу и новую схему управления.
? Вы упомянули о трудностях, связанных с пиратством. Но сейчас некоторые компании используют такой метод борьбы с ним: получают основной доход от онлайновых сервисов для игры, а не собственно продукта. Подобная модель, к слову, используется в Battleforge (необходимые для игры карты, а также доступ к онлайновым баталиям оплачиваются отдельно. – Прим. ред.) Почему бы EA Sports в таком случае не отказаться от ежегодных релизов FIFA или NHL и перевести сериалы в онлайн: предлагать пользователям
контент в обмен на абонентскую плату? Выгодна ли вам эта система?
Как раз по такой схеме мы публикуем FIFA в Азии. Подобные проекты (приносящие прибыль за счет микротранзакций. – Прим.ред.) называем MSG или играми mid-session. Несомненно, мы внедрим эту модель и на Западе так скоро, как только сможем. Например, вы находитесь в России, скачиваете программу-клиент небольшого размера (можно играть и через браузер, но лучше использовать именно клиент), и получаете доступ к некоторому бесплатному контенту (предположим, сможете устраивать матчи между «Зенитом»
и московским «Динамо») Если вам нужны остальные команды российской лиги, будьте добры выложить два доллара. Или же, скажем, за пять долларов в месяц вы сможете пользоваться полной версией FIFA. Как только перестанете обновлять подписку, доступ вам перекроют. То есть, существуют разные бизнес-модели микротранзакций, но именно такой путь развития мне видится наиболее перспективным. Азия сейчас заметно обгоняет Восточную Европу в этом плане, здесь практически полностью отказались от продажи физических
копий новинок, потому что качество онлайновой связи очень высоко. Покупатели же быстро захотели играть помногу, пробовать и то, и другое, причем бесплатно, но при этом были согласны на микротранзакции. Обычная модель распространения продукции (в оффлайновых магазинах предлагаются коробочные версии) сейчас для нас неэффективна, особенно в отдельных регионах вроде России, где очень распространено пиратство. Не спорю, ваше правительство сейчас принимает меры, чтобы справиться с проблемой, но нам выгодней бороться
с жуликами именно тем способом, который мы используем в Aзии.
? А что насчет службы OnLive? Ведь когда в интервью The Guardian вы упоминали перспективные модели распространения PC-игр, ваше описание совпало с тем, что сейчас обещают создатели OnLive.
Если OnLive ждет успех и идея «облачных игр» (cloud gaming; модель, при которой игра физически запускается на удаленном сервере, а человек получает к ней доступ через онлайн. – Прим. ред.) приживется (а мы искренне надеемся, что так и произойдет), EA Sports непременно поддержит эту инициативу. Нам несложно предоставить необходимый код, – в презентации OnLive на GDC как раз использовались проекты EA. Но служба пока еще не запущена, не зарекомендовала себя в полевых условиях, еще не набрала
критическую массу пользователей. Между тем мы хотим сделать собственную платформу, несколько отличную от OnLive и завязанную на применении клиентских программ, но не сомневайтесь,OnLive непременно поддержим, если служба будет востребована.
? Новые спортивные дисциплины вы сейчас рассматриваете?
Да, конечно! Мы находимся в постоянном поиске.
? А какие конкретно?
Вот этого я вам сказать не могу, но мы пристально следим за трендами, за тем, что сейчас популярно и увлекательно (в других интервью Питер Мур напрямую высказывался, что его весьма интересуют смешанные боевые искусства, поскольку бокс уже отжил свое. – Прим. ред.) Например, только в этом квартале до магазинов доберутся EA Sports Active и Grand Slam Tennis (пока
точная дата релиза Grand Slam Tennis не названа, но до сих пор сообщали, что в третьем квартале он появится лишь в Японии, а европейцам достанется в четвертом. – Прим. ред.) Мы не собираемся почивать на лаврах, всегда держим руку на пульсе и ищем способы развить наш бренд.
? Не так давно у EA была возможность выкупить лицензию на создание игр под брендом «Формулы-1» и возродить свой сериал, который был популярен семь или восемь лет назад. Однако этого не произошло – новые гонки по лицензии F1 делает Codemasters. Почему вы не стали бороться за бренд?
Сам я большой поклонник «Формулы-1», но создание игр – прежде всего бизнес. Вы озвучиваете, сколько готовы отдать за лицензию. Если цена не совпадает с той, которую запрашивает правообладатель, далее события могут развиваться по-разному. Скажем, я готов отдать за этот микрофон (показывает на микрофон в руках польского журналиста) триста долларов, а вы просите за него две тысячи, и я говорю: «Хмм, возможно, нет». Я не хочу сказать, что за лицензию F1 просили очень
много: мы подготовили достаточно интересное, по моему убеждению, предложение, вели переговоры с представителями «Формулы-1», но затем к делу подключилась Codemasters, и мой хороший друг Роб Казинс (глава Codemasters. – Прим. ред.) выдвинул свой, очень привлекательный вариант, и мы пожелали их команде удачи.
? В прошлом году EA Sports запустила новый бренд, EA Sports Freestyle, который, по замыслу, должен был объединить спортивные игры для массовой аудитории, не интересующейся той же Fifa. В магазинах появились Facebreaker и Сelebrity Sports Showdown, но им не удалось добиться впечатляющих результатов по продажам. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
Нам важно не останавливаться на достигнутом, и мы никогда не побоимся попробовать нечто новое. Facebreaker была экспериментальным проектом. Лично я думал, что ее примут получше, ведь я большой поклонник этого жанра, работал в Sega, когда вышла Ready
2 Rumble, которую я просто обожал. Карикатурный, мультяшный стиль Facebreaker нам виделся очень оригинальным, но оказалось, что публику он не привлекает. Вернее, продажи были на уровне, но ниже, чем я ожидал. Знаю, что и авторы проекта очень разочарованы. Да, иногда такие «первопроходческие» проекты удаются, иногда нет, но мы в любом случае не забросим эксперименты: не откажемся от оригинальных, не привязанных к сериалам, новинок, продолжим тестировать новые геймплейные приемы. Индустрия видеоигр
в этом смысле очень близка к голливудской «фабрике грез»: некоторые фильмы становятся хитами, а некоторые – не оправдывают ожидания. Главное – не останавливаться.
? У вас был и другой эксперимент – 3 on 3 NHL Arcade, первый скачиваемый хоккейный симулятор от EA Sports (доступен в Xbox Live и PSN). Другие похожие игры (скачиваемые) от вас ждать?
Да, несомненно! 3х3 оказалась для нас весьма успешной. Мы воспользовались шумихой вокруг хоккейного сезона, побезобразничали с художественным стилем, добавили интересные геймплейные возможности, – одним словом, предложили отличное развлечение всего за десять долларов. Затем, когда в этом году начался мартовский сезон (матчи первого дивизиона NCAA. – Прим. ред.) – «мартовское безумие», как его называют, – мы выложили в Xbox Live NCAA
Basketball 09: March Madness Edition, позволяющую просимулировать события текущего турнира. Феноменальный успех имел скачиваемый режим для FIFA 09 – FIFA 09 Ultimate Team. В дальнейшем подобную игровую механику, завязанную на коллекционирование карт, мы будем внедрять и в другие симуляторы – те, где она окажется уместна. Все эти опыты показали, в каком направлении стоит работать EA Sports, как оставаться интересными пользователю, пока продолжается тот или иной спортивный сезон.
? А на PC в ближайшее время что-нибудь кроме FIFA и FIFA Manager выйдет?
Если вы спрашиваете, выпустим ли мы что-то на диске, то мой ответ, вероятно, будет отрицательным. Но если вас интересует, обеспечим ли мы интерактивными развлечениями владельцев PC, то я, скорее всего, скажу «Да». В этом отличие сегодняшнего дня от прошлого: онлайн приобретает все больший вес, возникают проекты сервисов вроде OnLive, которые не предполагают, что вы будете владеть физической копией игры. Да и консоли в конечном счете станут чем-то вроде больших жестких накопителей, где-нибудь лет
через двадцать. Даже дисковода в них не будет. Широкополосный Интернет станет настолько привычным, что любую новинку вы попросту закачаете прямо на консоль. Cпортивные игры для PC, к сожалению, заметно сдали позиции – больше, чем любые другие, но для нас данная сфера по-прежнему важна, и мы будем искать способы сделать этот бизнес более прибыльным.
? EA всегда старается приобретать спортивные лицензии, в то время как ее конкуренты – та же Pro Evolution Soccer тому примером – обходятся и без них, вводят оригинальные механики, чтобы компенсировать отсутствие лицензии. Как вы думаете, когда лицензированного контента очень много – не идет ли это игре во вред?
У меня есть сразу несколько ответов на этот вопрос. Бывает, что лицензия есть и у нас, и у конкурентов, как в случае с нашей NBA и NBA 2K9. Что до Konami, то нам важна аутентичность. «То, что есть в игре, вы найдете в игре», – девиз EA Sports. Футбольный клуб Челси будет выглядеть как клуб Челси: с синими футболками, Джоном Терри, Фрэнком Лэмпардом, участвовать в матчах английской премьер-лиги на стадионе «Стэмфорд Бридж». Мы не заменим его какой-то вымышленной лондонской
командой с безликими игроками. Не хочу сказать, что так поступают наши конкуренты, но мы всегда верим в важность инвестиций в футбол. За последние шестнадцать лет мы заключили соглашения с FIFA и UEFA, не забываем о Бундеслиге, английской премьер-лиге, Ла Лиге, потому что нам нужна аутентичность, которая обеспечивается их присутствием. Мы заключаем различные соглашения – например, ЕА – платиновый спонсор Челси. Также вкладываем деньги в Арсенал и в Spurs, поддерживаем – напрямую или косвенно
– сотни профессиональных футболистов, задействуем их в наших маркетинговых кампаниях, как того же Рональдиньо или Руни. Просто набрать пару лицензий и слепить что-то полунастоящее-полувымышленное – это не для нас. Нам важно, чтобы все было полностью достоверно.
? В каком случае вы дадите зеленый свет игре, для которой лицензий не требуется?
Далеко за примером ходить не придется – EA Sports Active. Это полностью оригинальный проект, который мы разработали с нуля, – ему не требуется сильной лицензионной поддержки, чтобы выглядеть убедительно и реалистично. Или, например, Fight Night Round 4. В этом случае нам нужно было лишь привлечь отдельных боксеров, а не лигу или организацию.
? Но вы упоминали, что хотели задействовать образы известных тренеров в EA Sports Active – ведь это тоже по сути лицензирование.
Мы руководствуемся четырьмя принципами: аутентичность, инновация, конкурентоспособность и своевременные апдейты. Когда я оцениваю игру, то спрашиваю себя: верно ли мы отображаем реалии данного вида спорта, насколько удачно конечный продукт воплощает ожидания геймеров, их представления о том, какой игра должна быть. Так произошло и с EA Sports Active. Я спросил себя: «Требуется ли одобрение профессионалов?» – «Да». Скажем, для маркетинговой кампании EA Sports Active в Штатах мы
привлекли Боба Грина – тренера, которого американцы хорошо знают и которому доверяют (он работает со знаменитой Опрой. – Прим. ред.) Попросту хотим быть достоверными, и если для этого требуются лицензии или поддержка лиг, то стараемся их получить.
? Вы как-то упомянули, что за счет ЕА Sports Active хотите привлечь новую аудиторию – прежде всего, женщин-геймеров. Мне кажется, это немного нечестно – в том смысле, что парням вы даете шанс «сделать карьеру мечты», сыграв за знаменитого футболиста или хоккеиста, но женщинам похожую возможность не предоставляете – не предлагаете им почувствовать себя известной фигуристкой, например.
Прежде всего хочу уточнить, что Active все-таки предназначен и для мужчин тоже, я сам с удовольствием использую его для тренировок. А еще: когда мы проводим опросы среди дам, выясняется, что даже если в игре есть возможность выбрать персонажа женского пола, они предпочитают играть за парней. Например, наши исследования показали, что когда барышни играют в NBA Live, то чаще выбирают Коби Брайанта, чем Кэндис Паркер. Мы очень любим женские виды спорта, но, к сожалению, очень часто сталкиваемся с тем,
что девушки-геймеры предпочитают как раз мужские.
? Существует мнение, что независимым разработчикам нечего и пытаться делать игры для Wii – на этой платформе успех имеет лишь продукция от Nintendo. Что вы думаете по этому поводу?
Честное слово, я надеюсь, больше компаний скажет: «Нет, не будем и пытаться делать игры для Wii», потому что нам это только сыграет на руку. Приставка расходится очень хорошо, ее нельзя игнорировать. Если вы – международная компания вроде ЕА, вы не можете просто сосредочиться на двух топовых консолях – Xbox 360 и PS3 – и забыть об остальных. Мы не боимся осваивать Wii и соревноваться с Nintendo на ее поле. Смотрим на это с такой позиции: стоило ли три года назад увеличить команду,
занимающуюся Wii-проектами? Да, несомненно. Довольны ли мы нынешней ситуацией, когда Nintendo выпускает Wiimotion Plus (насадка для контроллера, позволяющая более точно отслеживать его положение в пространстве. – Прим.ред.) и с нетерпением ждет, как мы используем ее в новом выпуске Tiger Woods и Grand Slam Tennis? Конечно. Считаю,
перспективы перед EA Sports открываются просто отличные, хотя не отрицаю, легкой победа не будет. В Nintendo трудятся поистине гениальные разработчики. И когда вы сами производите железо, то знаете все его особенности – куда лучше, чем независимая студия. И в то же время это отличная мотивация для компании – таки научиться делать все правильно.
? Как вы думаете, каким образом разовьются спортивные игры в ближайшие, скажем, пять лет?
Я думаю, нам следует еще более достоверно воссоздавать настоящие состязания. Мы уже предприняли подобные шаги в NBA – предусмотрели «динамическую ДНК» (система, которая почти в реальном времени отслеживает поведение участников текущих матчей и соответствующим образом изменяет статистику и навыки командного состава в виртуальных состязаниях. – Прим.ред.). В FIFA 09 добавили режим Live Season. Но я считаю, важно воспроизводить в точности то, что в спорте происходит.
Например, сейчас в разгаре плейофф кубка Стэнли (интервью состоялось в конце апреля. – Прим. ред), и мне нужно в NHL 09 как-то показать, что San Jose Sharks вот-вот вылетят из-за Anaheim Ducks. Как обеспечить своевременные обновления? Мы все лучше справляемся с такими задачами, но считаю, нужно и дальше совершенствоваться, а именно – расширять онлайновые возможности.
? Как вы думаете, когда на смену нынешнему поколению консолей – PS3 и Xbox 360 – придет новое?
Жизненный цикл современных консолей скорее всего окажется достаточно продолжительным. Взгляните на Wii: она до сих пор не подешевела ни на доллар. Playstation 3 также, по моему мнению, – еще уценять и уценять. Наверное, мы все сейчас надеемся, что руководство Sony не изменит курс и продолжит ее удешевлять – возможно, даже до уровня Xbox 360 или Wii. Да и стоимость Xbox 360 вполне можно было бы еще раз снизить. То есть, новые ценовые обвалы впереди, а значит, и консоли не скоро уйдут со сцены. Не
думаю, что в ближайшем будущем хоть кто-то из нынешних платформодержателей представит новую консоль.
? Что вы ждете от нынешней Е3?
Мне не терпится снова увидеть такую Е3, которая дает представление о мощи и масштабе игровой индустрии. Меня не слишком радует стоимость возвращения к истокам, но прошлогодняя выставка оказалась сплошным разочарованием: она была слишком уж камерной, невзрачной. Очень интересно посмотреть, что же получится у организаторов на сей раз.
? Вы – человек очень занятой и все же находите время для ведения блога. Как вам это удается и насколько полезным оказывается тот фидбек, который вы получаете?
Я очень много работаю над блогом, мне помогает секретарь. Мы решаем, о чем именно поведать публике, позже я читаю каждую запись, многих комментаторов уже помню по никнеймам. Знаете, они все очень пылкие, серьезно ко всему относятся. Иногда, бывает, получаю сообщения вроде: «Вас нужно уволить!», но меня это не задевает. *смеется* Мне жена то же самое порой говорит. Иногда жалуются, что слишком много пишу о Ливерпуле – дескать, надо больше о видеоиграх говорить. Случаются и комплименты, такие
комментарии получать очень приятно. Как инструмент, блог очень полезен и я призываю разработчиков читать блоги и заводить свои. Природа нашего нынешнего общения друг с другом сильно изменилась по сравнению с тем, что было два или три года назад.
1140 Прочтений • [Интервью: Питер Мур] [12.04.2012] [Комментариев: 0]