Игры: Wolfenstein 3D (1992), Return to Castle Wolfenstein (2001)
По знаковому стечению обстоятельств Вторая мировая в шутерах началась с игры, признанной впоследствии родоначальницей всего жанра – с Wolfenstein 3D. Миниган, свастики на стенах, характерные коричневые солдаты и Гитлер нездоровой комплекции – совсем еще молодая в те годы id Software показала нацизм с довольно-таки нелепой стороны, ничуть не стесняясь и наплевав на политкорректность. Но то было детство: вышедший десяток лет спустя Return to Castle Wolfenstein расставил все по своим
местам, восстановив серьезность и на всякий случай свернув в оккультизм, чтобы никто не придирался. К «Вульфам» можно относиться по-разному («первый» сегодня вряд ли кому-нибудь интересен, а «второй» в свое время отнюдь не всем понравился), но несмотря ни на что они остаются главными возмутителями спокойствия в консервативной среде WW2-шутеров. Показать войну в разрезе могут многие, а вот домыслить, что в те годы могло твориться в фашистских кулуарах, – задача
явно не для всех.
Call of Duty
Игры: Call of Duty (2003), Call of Duty 2 (2005), Call of Duty 3 (2006), Call
of Duty: Roads to Victory (2007), Call of Duty: World at War (2008)
Call of Duty – второй после Medal of Honor голливудский шутер про Вторую мировую и один из главных сериалов своей тематики, доживший до наших дней (хоть и разок изменивший исторической традиции – в осовремененной четвертой части). Уже после первой серии стало ясно, что скучно не будет: в плане эстетики игра целиком ориентировалась на военные фильмы конца 90-х (в основном на «Спасти рядового Райана» и параноидальный «В тылу врага»). Действие в ней разворачивалось
на относительно небольшой территории, зато на игрока ежеминутно сыпались всякие радости вроде шальной гранаты или взвода пулеметчиков. В сиквелы эта схема перешла почти без трансформаций, менялись лишь главные герои, география и, изредка, качество графики. Проблема у сериала всего одна: каждая его часть по художественной ценности примерно равна кинофильму «Перл Харбор», который смотрели все, но мало кто пересматривал.
Battlefield 1942
Игры: Battlefield 1942 (2002)
Называть Battlefield 1942 первым многопользовательским шутером не совсем правильно – если покопаться в истории, то станет ясно, что все его элементы (классы бойцов, захват контрольных точек, угон бесхозной боевой техники) уже где-нибудь когда-нибудь встречались. Но Illusion Softworks каким-то невероятным образом удалось собрать их воедино, не запутавшись в составных частях, и с таким успехом, что игра произвела фурор еще до релиза. Первая же многопользовательская демоверсия стала хитом: пресытившаяся
Counter-Strike публика круглыми сутками осаждала немногочисленные серверы, чтобы дождаться своей очереди и умереть в первую же секунду. Добраться живым до самолета считалось удачей, успеть взлететь – настоящим чудом; ни один класс, ни одна единица техники не оставались без внимания. Случившийся в скором времени релиз закономерно вывел игру в лидеры хит-парадов и привлек еще больше игроков: найти пару десятков заполненных до отказа серверов несложно даже сегодня.
Brothers in Arms
Игры: Brothers in Arms: Road to Hill 30 (2005), Brothers in Arms: Hell’s Highway (2008)
Если какой-нибудь WW2-игре вообще подходит характеристика «интеллектуальный шутер», то это Brothers in Arms: Road to Hill 30. Не потому, что для успешного прохождения здесь требуются какие-то особые умственные способности, и не из-за общей нацеленности на любителей командной тактики (на самом деле играют все); просто это игра, в которой всем заправляет искусственный интеллект. Игрок в Brother in Arms, по сути, выступает в качестве доброй сиделки: раздает указания товарищам, кому где
сесть и что там делать, озирается по сторонам на предмет подстерегающих опасностей и время от времени щелкает по носу агрессивных чужих. Всем остальным руководит AI, причем иногда настолько успешно, что вмешательство игрока не требуется вовсе. В поздних сериях Brother in Arms, что характерно, элемент самоуправства отсутствует и руководить отрядом приходится ежесекундно и собственноручно – но так даже интереснее, верно?
Real-Time Strategy
Close Combat
Игры: Close Combat (1996), Close Combat: A Bridge Too Far, Close
Combat 3: The Russian Front (1998), Close Combat 4: Battle of the Bulge (1999), Close Combat 5: Invasion Normandy (2000)
В стратегическом жанре Вторая мировая обжилась гораздо позднее, чем в шутерах. Началось все в середине 90-х с игры Close Combat, вылившейся впоследствии в одну из самых могучих стратегических/тактических династий. На фоне прочих игр своего класса Close Combat выделялась куда большим количеством деталек: подчиненные игроку отряды уставали, боялись, калечились, росли в опыте и вообще вели себя возмутительно правдоподобно – для той эпохи это была настоящая революция. Впрочем, не в меру
бодро стартовав, сериал забуксовал где-то в районе третьей части, скатившись в не самый изящный стратегический мейнстрим. Былая слава вернулась к нему лишь в 2000 году – после выхода абсолютно гениальной Invasion Normandy, ставшей для Close Combat своеобразным возвращением к истокам. Впоследствии на базе сериала было сделано несколько тренировочных симуляторов для вполне реальной армии – лучшего комплимента варгейму и не придумаешь.
Блицкриг
Игры: Блицкриг(2003), Блицкриг 2 (2005)
Самая правильная, исторически достоверная и внимательная к деталям стратегия на тему Второй мировой «Блицкриг» вышла пять лет назад и с ходу раздавила всех настоящих и будущих конкурентов. В ней было идеально практически все: начиная с кампании (как это обычно пишут, «основанной на реальных событиях») и заканчивая текстурами танков и ушанками на советских солдатах. Ресурсы, широкомасштабное строительство и прочие стереотипные элементы RTS пали жертвой истории: когда речь идет
о Той Самой Войне, условности и допущения превращаются в дурной тон. «Блицкриг» подытожил все, что было до него, и установил новые стандарты жанра. Вышедший двумя годами позже сиквел на деле оказался не продолжением, а ответвлением, осознанно шагнув в сторону традиционных RTS и умудрившись при этом остаться «Блицкригом». Ничего большего от игры, в общем-то, и не требовалось.
В тылу врага
Игры: В тылу врага (2004), В тылу врага 2 (2006)
В традиционных RTS судьба юнита крайне незавидна: его участь – до смерти бегать туда-сюда, преследуя порхающий курсор и иногда даже успевая перед кончиной кого-нибудь убить в угоду игроку-хозяину. В случае с «В тылу врага» все не так. Это RTS, но в ней нет юнитов, зато есть солдаты. Солдат не будет стоять на месте под выстрелами пулемета – он нырнет в сторону от линии огня, спрячется в канаве, проползет в грязи двести метров и проткнет штыком окопавшегося фрица, осторожно зайдя
с тыла. Впрочем, ничто не мешает выхватить пистолет и попробовать попасть в канистру с бензином, валяющуюся неподалеку от нападающего; в случае успеха будет много огня и шума (удачно организованная цепная реакция может стереть половину карты), в случае неудачи – конец миссии. Что характерно, все эти трюки игра вполне может исполнять самостоятельно: число действующих лиц здесь редко превышает десяток, и ни один персонаж не любит валять дурака. И да, это, правда, не шутер.
Company of Heroes
Игры: Company of Heroes (2006)
Фильм «Спасти рядового Райана» повлиял не только на воображение разработчиков Call of Duty, но и на маститую Relic Entertainment: ее стратегия Company of Heroes отличается от картины Спилберга разве что тем, что это игра. Серьезные боевые действия остаются за кадром; наша задача – посредством кучки солдат и одного танка выполнить небольшое, но важное задание. А потом еще дюжину. Высокое начальство в благодарность подкидывает подкрепление и технику, учит строить полезные сооружения
и показывает, в какую сторону идти. С каждой отбитой у фашистов стратегической точкой, с каждым взорванным пулеметным гнездом и уничтоженным «тигром» нарастает сложность, и рано или поздно игрок обнаруживает своих бойцов под стенами Берлина – ожесточенных, покрытых боевыми шрамами и готовых рвать фашистов зубами, лишь бы приблизить день победы. Рядового Райана, правда, так нигде и нет, ну и черт с ним.
Особенности национальной войны
Союзники - Страны антигитлеровской коалиции (кроме Советского Союза) в играх стали чем-то вроде Альянса из WarCraft III: в том смысле, что их солдаты выглядят вроде бы по-разному, но никто этого не замечает – союзники едины, и все тут. Американцы, британцы, французы – какая разница? Вследствие этого далекий от военного дела пользователь вряд ли сможет различить, кто есть кто на поле боя, да это обычно и не требуется – в большинстве случаев в роли союзников
вполне успешно выступают американцы. Узнать звездно-полосатых предельно легко: они смотрят суровым взглядом патриота, говорят на правильном, хоть и «ватном» английском и постоянно лезут туда, где им не рады. В бою стремятся показать себя героями, всегда идут впереди и стараются, чтобы невидимая камера запечатлела их в наиболее выгодном ракурсе. Количество игр с союзниками (американцами) в главных ролях уже давно превысило все пределы приличия, но продолжает пополняться. Советский Союз - В играх Советский Союз традиционно считается «третьей силой» – где-то косвенно (Battlefield 1942), где-то прямо (сериал Call of Duty). Безоговорочно причислить коммунистов к союзникам разработчики не могут как в силу идеологических причин, так и в угоду исторической достоверности – все-таки между СССР и его партнерами по коалиции было ничуть не меньше разногласий, чем между СССР и Германией. Коммунистическая романтика, к которой западный мир всегда проявлял
дикий интерес, стал основой игрового имиджа Советского Союза. Подходы разнятся: кто-то рисует сумасшедших иванов в ушанках, кто-то стремится к исторической достоверности. Ключевую роль в этом играет как географическое положение страны-разработчика, так и жанр игры. Стереотипные черты советского солдата, впрочем, так или иначе проявляются во всех тематических играх: обилие звездочек на шинели и где только можно, русская речь (в особо запущенных случаях – кокни, язык лондонских бедняков), мощная комплекция
и совет «не влезай – убью» во взгляде.
Германия - Побежденных никто не любит. Фашистская Германия должна проиграть в силу уже того, что она – фашистская Германия. Поэтому ее солдаты должны быть максимально злыми и отталкивающими, чтобы не вызывать жалости. Что характерно, нацистская символика в угоду новому времени даже в играх начинает превращаться в табу – разработчикам приходится изворачиваться. В ход идут приемы тысячелетней давности – черный цвет, кирпичные лица и гавкающие голоса. Фашистская армия
должна производить впечатление непобедимой силы – чтобы свернувшие ей шею союзники выглядели как можно более героически. У немцев самая устрашающая форма, самые большие танки и самые злые овчарки (разумеется, немецкие), но это все исключительно элементы нагнетания атмосферы – каждому известно, кто победил в итоге.
Япония - На самом деле японцы в играх про Вторую мировую – это такое бесплатное развлекательное дополнение к нацистской Германии. Историю войны, хотя бы примерно, знают все, и всем понятно, что ничего веселого на Тихом океане происходить не могло, как и везде в те годы. Тем не менее, Япония со своей восточной загадочностью привнесла в тематические игры то, чего не смогла дать насквозь черная Германия, – частичку пародии. Ну, вы знаете – император Сева, камикадзе,
красные солнца на белых полотнищах и снующие повсюду одухотворенные коротышки… Средний западный игрок так устроен, что физически не может серьезно воспринимать бегущего на него японца, даже если японец с автоматом и потерял где-то чеку от гранаты. За что там полвека назад воевал император – совершенно неважно; обычному телезрителю интересно в первую очередь то, что и у Оси, оказывается, тоже есть свой загадочный иван в ушанке, а с иванами, как известно, скучно не бывает.
Пошаговые стратегии и тактические игры
Commandos
Игры: Commandos: Behind Enemy Lines (1998), Commandos 2: Men of Courage (2001), Commandos 3: Destination Berlin (2003), Commandos: Strike Force (2006)
Самая большая ошибка, которую может совершить случайный любитель стратегического жанра, – начать знакомство с Commandos с их поздних частей. За свою десятилетнюю историю сериал успел мутировать из умной стелс-стратегии в условно умный экшн, что вызвало негодование львиной доли поклонников. Последнюю игру в линейке (Strike Force) мало что роднит с первыми сериями, и отзываться о ней хорошо не принято. Совсем другое дело – родоначальник сериала и его сиквел. Commandos: Behind Enemy
Lines в свое время стала чуть ли не главной игрой 1998 года. Инфильтрации, диверсии, шесть узкоспециализированных героев и планирование действий на сто миллионов шагов вперед – больше всего игра напоминала шахматы с шестью фигурами по одну сторону доски и легионом черных пешек по другую. Появившийся на волне успеха сиквел лишь приумножил находки первопроходца. Третья серия, впрочем, благополучно стерла в порошок все хорошее, но о ней говорить не будем – мертвых лучше не тормошить.
Hearts of Iron
Игры: Hearts of Iron (2002), Hearts of Iron 2 (2005)
Студия Paradox слепила Hearts of Iron в спешке из потрохов Europe Universalis и получила в итоге одну из лучших глобальных стратегий в истории жанра. Hearts of Iron не ставит целью рассказать что-либо о Второй мировой войне; ее задача – всего лишь показать игроку мир таким, каким он был в 1936 году, а все остальное приложится. Война обязательно будет (глобальные события «зашиты» в игру по умолчанию), но как именно она начнется… Здесь возможны варианты. Играть дозволяется
под любым флагом, заключать альянсы и договоры о ненападении можно с кем угодно, и ничто не мешает разработать советскую атомную бомбу раньше американской – были бы средства, связи и мозги. Hearts of Iron разрешает перекраивать историю самым диким образом и не выглядит при этом нелепой: любое событие на местной геополитической арене следует из кучи предпосылок, стечений обстоятельств и несчастных случаев. Но ведь именно так история и пишется!
Silent Storm
Игры: Silent Storm (2003)
Походовую тактическую игру Silent Storm сделала Nival Interactive, и это уже говорит о многом: что с компанией происходит сейчас, все прекрасно знают. Silent Storm подкупает интересным геймплеем и неплохо выглядит даже сегодня; в 2003 году она и вовсе казалась откровением. От разработчиков ждали новую Jagged Alliance, но на деле получилась игра, аналогов которой игровой мир еще не знал. Она была слишком сложно устроена, чтобы вписаться в рамки какого-либо одного жанра. Кому-то Silent
Storm казалась пошаговойходовой стратегией (action points, «конец хода», узкоспециализированные персонажи), кому-то – RPG (растущие в навыках герои, их характеры и вещизм), а для кого-то она и вовсе была забавной игрой про войну и неуклюжие панцеркляйны (единственное фантастическое допущение в сюжете). Если близкий ей по духу сериал Commandos явно существует для тех, кто смотрел в детстве слишком много фильмов про Шварценеггера, то сама Silent Storm тяготеет скорее к русскому
народному Штирлицу.
Combat Mission
Игры: Combat Mission: Beyond Overlord (2001), Combat Mission: Barbarossa to Berlin (2002), Combat
Mission Afrika Korp (2004)
Сериал Combat Mission всегда стоял особняком среди варгеймов: в него играли, главным образом, жадные до исторической и прочей достоверности мыслители, широкая же публика таких проектов всегда благоразумно избегает. Тем лучше: единственная причина, по которой Combat Mission до сих пор жива, – небольшой, но сплоченный круг поклонников, которые и сегодня не прочь сыграть партию-другую в Barbarossa to Berlin. На первый взгляд Combat Mission напоминает скорее настольную игру, фигурки
в которой кто-то решил заменить топорными 3D-моделями. На самом деле так оно и есть: партии могут растягиваться на долгие, очень долгие часы, и созерцание неподвижных пейзажей и отрядов очень скоро становится привычным и ничуть не раздражающим занятием. Сделать ход просто; сделать правильный ход многие не смогут и за всю жизнь.
Симуляторы
Ил-2: Штурмовик
Игры: «Ил-2 Штурмовик», «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения», «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения – Дороги войны», «Ил-2
Штурмовик: Забытые сражения. Асы в небе», «Ил-2 Штурмовик. Операция «Барбаросса»», «Ил-2 Штурмовик: Дороги войны 2», «Ил-2 Штурмовик: Чужое небо».
Говорить что-либо об этой игре даже как-то неудобно: мир назвал ее лучшим авиасимулятором всех времен еще полдесятилетия назад, и с тех пор ровным счетом ничего не изменилось. Оригинальный «Штурмовик» в свое время перевернул в жанре все, что можно, став в итоге, кажется, единственным проектом своего класса, который остается игрой, даже несмотря на предельную реалистичность и маниакальное внимание в деталям. В нее можно играть как посредством разнокалиберных джойстиков и РУД, так и вооружившись
лишь клавиатурой и желанием полетать в свое удовольствие – столь удачно совмещать несовместимые, вроде бы, вещи удается отнюдь не всем. «Забытые сражения» (формально – аддон, фактически – сиквел), вышедшие двумя годами позже первой части, дополнили и расширили оригинальную концепцию: благодаря им количество пилотируемых самолетов многократно превысило запросы среднего игрока, а по масштабам «Ил-2» и вовсе почти сравнялся с самой Второй мировой.
Microsoft Combat Flight Simulator
Игры: Microsoft Combat Flight Simulator: WWII Europe Series (1998), Microsoft Combat Flight Simulator: WWII Pacific Theatre (2002), Combat Flight Simulator 3: Battle for Europe (2002)
Боевая серия авиасимуляторов от Microsoft окончательно перегорела еще семь лет назад – когда вышел Combat Flight Simulator 3. Это, наверное, и к лучшему: запас прочности сериала все равно иссяк еще где-то на стадии второй части; дальше так продолжаться не могло. Третья серия, тем не менее, стала по-своему знаковой: идея «демократичного авиасимулятора» (на которой весь Combat Flight Simulator и держался) не только получила в ней дальнейшее развитие, но и в результате зашла в
тупик. Игра больше всего на свете боялась спугнуть случайного игрока: реалистичной ее можно было назвать лишь очень условно, а место технической достоверности в итоге заняли симпатичные европейские пейзажи под крылом самолета и куча разнообразных миссий. Combat Flight Simulator 3 не нужен отставным пилотам в орденах, да и не стремится к этому: его задача – показать обычному зрителю, как жили и что видели во Вторую мировую такие же среднестатистические летчики.
Panzer Elite Action
Игры: Panzers Elite Action: Fields of Glory (2006), Panzer Elite Action: Dunes at War (2007)
Если Microsoft Combat Flight Simulator 3 показывал войну глазами среднестатистического летчика, то Panzer Elite Action – война глазами танкиста; разве что не обычного, а вполне себе героического. На самом деле Panzer Elite Action не симулятор вовсе – это максимально бодрая и красочная игра про то, как одни танки мнут, плющат и взрывают другие. Играть можно на стороне одной из трех сил (фашисты, союзники и Советский Союз), но выбор фракции не так уж и важен: в большинстве случаев
боевые действия все равно сводятся к методичному и очень шумному истреблению техники противника в руинах опустошенной Европы. В Panzer Elite Action постоянно что-то горит, гремит и разлетается в клочья: игра целиком состоит из одноклеточного веселья, и в этом ее главное достоинство. О реалистичности забудьте – вряд ли кому-то захочется быть семьсот двадцать пятым мертвым танкистом на Курской дуге.
World War II Online: Battleground Europe
Игры: World War II Online: Battleground Europe (2001)
Первый в истории MMOFPS World War II Online: Battleground Europe (или просто Battleground Europe) симулирует нечто гораздо более глобальное, чем танки или самолеты – он симулирует войну целиком. Точнее, ее кусочек – 350 000 квадратных миль Западной Европы и боевую деятельность французских, британских и немецких войск. Игрок здесь всего лишь рядовой солдат: как и тысячи других пользователей по всему миру, он подключается к серверу, выходит в поле, видит вдали противника и умирает,
чтобы, разумеется, вскоре начать все заново. RPG-элементы, обилие разнообразной техники, тактическое командное взаимодействие и стратегические битвы за территорию – Battleground Europe оказалась слишком сложной для своего времени и получила признание лишь много лет спустя. Игра живет и развивается до сих пор – говорят, преданные игроки за прошедшее со дня релиза время успели не один десяток раз переписать мировую историю.
Другая война
Неожиданный ход лошадью в свое время сделала LucasArts, выпустив шутер Republic Commando с рядовыми республиканскими клонами в главных ролях. Игра получилась замечательной и коммерчески успешной, что продемонстрировало общественности занятный факт: оказывается, «Звездным войнам» совсем необязательно показывать игроку световые мечи и джедаев,
чтобы оставаться «Звездными войнами». Игры на тему Второй мировой сегодня медленно, но неуклонно сворачивают к той же идее.
Симулятор снайпера – шутер Sniper Elite, в который, морщась и плюясь, поиграла, кажется, вся широкая русскоязычная аудитория, стал в своем роде знаковым. К нему можно относиться по-разному (для кого-то он был оскорблением и святотатством, для кого-то – заурядным FPS), но интересна здесь сама тенденция – стремление быть «не как все»
без ухода в пошловатую альтернативную историю. Взять Вторую мировую и слепить на ее наследии что-нибудь свое, личное. Игроиндустрия отличается от кино уже хотя бы тем, что разработчик не имеет права показывать в стотысячный раз высадку в Нормандии – игрок не поймет; зато любое инакомыслие здесь сопровождается куда меньшим общественным резонансом.
В действительности у разработчиков сегодня не такой уж и большой выбор: все жанры уже освоены, знаменитые битвы показаны, остается идти либо в глубины военной истории, либо на все четыре стороны (в смысле попробовать что-нибудь сымпровизировать). Второй вариант всегда чреват рисками и обвинениями в «попрании всего святого», но вполне может и выстрелить; первый же – путь относительно спокойный и гарантированно ведущий к успеху. Здесь, впрочем, в качестве обязательного условия выступает наличие
у разработчиков прямых рук, без которых обычно получаются сплошь Axis & Allies.
Вторая мировая в игроиндустрии пока и не думает заканчиваться. Вот-вот выйдут Company of Heroes: Tales of Valor (несколько новых юнитов и миссий), насквозь многопользовательская Battlefield 1943 (тихоокеанский
театр, максимальная простота и дружелюбность) и стратегия Men of War от украинской Best Way (3 кампании, уклон в ранние годы войны). Чуть позже – тактическая игра Battlestations: Pacific (сиквел Battlestations:
Midway, в центре событий – воздушные бои американцев с японцами над Тихим океаном). В конце лета должна появиться третья серия глобальной стратегии Hearts of Iron, которая непременно будет подробнее, достовернее и интереснее предшественниц (в качестве главных достоинств заявлены предельная детализация всех общественно-экономико-политических систем
и, ха-ха, трехмерная графика). Все это – игры предельно осторожные, качественные и знающие границу дозволенного. Они не пытаются изменить историю или кого-то чем-то удивить, а всего лишь методично собирают по кусочку за серию мозаику той самой войны. Когда-нибудь они ее соберут, и тема Второй мировой в играх перестанет быть актуальной – все, что можно было сказать, будет сказано. Очень хочется верить, что к тому моменту актуальной не станет какая-нибудь другая война.
По местам славы
Рассказать обо всех событиях Второй мировой войны играм не под силу, поэтому разработчики пытаются показать хоть что-то.
Нормандская операция
(6 июня 1944 – 25 августа 1944) - Высадка союзников в Нормандии давно стала для западного мира главной операцией Второй мировой. Наиболее ярко и зрелищно (но не слишком достоверно с точки зрения истории) операция была показана в шутере Medal of Honor. После него Нормандия стала обязательной экскурсионной точкой в каждой второй игре про союзников и фашистов.
Битва за Британию
(9 июля 1940 – весна 1941) - Битвой за Британию называют массированное нападение немецких ВВС на территорию Великобритании, в ходе которого Гитлер планировал завоевать господство в воздухе и расчистить путь для десантников (так и не состоявшаяся операция «Морской лев»). Сражение продолжалось без малого год и завершилось победой британских воздушных сил. Битва за Британию – любимая тема разработчиков авиасимуляторов.
Сталинград (17 июля 1942 – 2 февраля 1943) - Сталинградская битва считается переломным моментом в ходе Второй мировой войны: с нее началось победоносное шествие Красной армии на Берлин. Оборона Сталинграда стала самой кровавой операцией войны: в ней стороны потеряли в общей сложности более двух с половиной миллионов человек. Посмотреть на битву глазами западного обывателя можно в сериале Call of Duty, поучаствовать в ней – в Battlefield
1942.
Курская битва
(5 июля 1943 – 23 августа 1943) - Битва на Курской дуге традиционно считается одной из крупнейших (и важнейших) танковых операций Второй мировой: по разным данным, в ней участвовали от шести до десяти тысяч танков. Для СССР она была оборонительной (началась с наступления немецких войск в рамках операции «Цитадель»), однако в итоге увенчалась успешным контрнаступлением Красной армии. В силу масштабов, Курская битва воспроизводится в играх небольшими
кусочками – один из них можно увидеть, например, в Battlefield 1942.
Штурм Берлина - Главная операция Второй мировой (рассказывать о деталях которой явно излишне) давно стала одной из ключевых тем в играх всех жанров – начиная c «Блицкрига» и заканчивая вездесущим сериалом Call of Duty. Подходы могут разниться (кому-то нравится быть отдельно взятым рядовым Зайцевым, а кому-то руководить всей операцией), но суть всегда одна: взятие Берлина – миссия большая, сложная и обязательно последняя. После
нее – только парады!
3719 Прочтений • [Вторая мировая в играх. Хроники апокалипсиса] [12.04.2012] [Комментариев: 0]