Едва ли Тоби Гард – «креативный отец» Лары Крофт – подозревал, какое влияние на игровую индустрию окажет его «дочка», над похождениями которой работало всего-то шесть человек (включая самого Тоби). А теперь о ней снимают фильмы, рисуют комиксы и делают анимационные сериалы. В течение пяти лет после релиза Tomb Raider каждая третья игра хотела быть похожей именно на Tomb Raider: мы выдержали массу откровенно проходных проектов и увидели
всего лишь пару-тройку таких, которые можно было записать хотя бы в хорошие. Да что там говорить – и сама Лара не так уж часто радовала: несколько лет назад разочаровываться в сериале начали даже самые преданные поклонники. Положение изменилось, когда появиласьTomb Raider: Legend. Но ведь можно (и должно!) рассказать всем заинтересованным лицам не только
о ней – мы расскажем в нескольких словах о каждой части и попытаемся проследить историю взлетов и падений сериала.
Tomb Raider (1996)
Платформы: PC (MS-DOS), Saturn, PS one, Mac, N-Gage, Pocket PC
Broken Sword, Civilization II, Duke Nukem 3D, Quake, Super
Mario 64, Twisted Metal 2,Ultimate Mortal Kombat 3, Z – список самых значимых проектов 1996-го можно продолжать еще очень долго. Но именно Tomb Raider по праву признана многими игроками и критиками лучшей игрой того года. Мало того, она оказалась одной из самых продаваемых игр для первой PlayStation
и одной из первых была издана в знаковой серии Platinum. Впрочем, награды и народная любовь вполне заслуженны.
Версия Tomb Raider с поддержкой Glide выглядела просто восхитительно. Tomb Raider: Unfinished Business (PC).Гибкости Лары в Legend можно было только позавидовать – впервые ее движения стали напоминать движения настоящего человека. Tomb Raider: Legend (PC).
В Tomb Raider было все, что необходимо хиту. Во-первых, революционная графика: движок оказался настолько хорош, что разработчики использовали его вплоть до Tomb Raider: Chronicles (а это 2000 год!). Во-вторых, отличная звуковая составляющая: эпический саундтрек композитора Натана Маккри создавал отменную атмосферу происходящего. В-третьих,
сюжет: нельзя не отметить рассказ о противостоянии главной героини и древнего божества, проснувшегося во время испытаний атомной бомбы. В-четвертых, уровни: игроку предстояло открыть секреты пещер Перу, подземных туннелей монастыря Святого Франциска в Греции, побывать в пирамидах Египта и посмотреть на тайны Атлантиды. Каждый из эпизодов разительно отличался от предыдущего – как головоломками, так и внутренним убранством. В-пятых, отметим игровой процесс: вместо простого «рубилова», которое
предлагали Doom, Quake и Duke Nukem 3D, в Tomb Raider сражениям с врагами было уделено не так уж и много времени. Наоборот – игрокам предлагалось вдумчивое блуждание по темным коридорам и решение головоломок.
И самое главное – в Tomb Raider был яркий и запоминающийся герой. Вряд ли игра заслужила бы столь лестные отзывы, если бы в главной роли оказался мужчина – а ведь именно о таком протагонисте размышлял Тоби Гард в самом начале.
В 1998 году для PC и Macintosh появилась Tomb Raider: Unfinished Business (если вы в тот момент жили в Северной Америке, то вам игра известна как Tomb Raider Gold), дополненная двумя эпизодами, не вошедшими в оригинальный вариант. Эта версия разошлась внушительным тиражом, но заслуги ее сомнительны – все четыре уровня Unfinished Business абсолютно безумны и представляют интерес только для самых закоренелых фанатов.
Портативные раскопки
Появление Tomb Raider на переносных консолях было вопросом времени: в этом плане даже удивительно, почему первая игра на Game Boy Color появилась только в 2000 году, ведь Eidos всегда старалась охватить все популярные консоли одновременно. Не связанных с основным сериалом игр для Game Boy всего три: Tomb Raider (2000) и Tomb Raider: Curse of the Sword (2001) для Game Boy Color, а также Tomb
Raider: The Prophecy (2002) для Game Boy Advance. Первые две являются типичными 2D-платформерами с небольшим вкраплением головоломок. The Prophecy предлагает вид сверху-сбоку, в остальном являясь не менее типичной для сериала игрой. Есть и свои версии Tomb Raider для всех телефонов с поддержкой Java: The OsirisCodex (2003), Quest for Cinnabar (2004) и Elixir of Life (2004), которые объединены в так называемую Tomb
Raider Trilogy Mobile. Все они являются непродолжительными платформерами (по 15 коротких уровней в каждом) с рядом любопытных загадок и зачем-то повышенной сложностью. Отдельно держится Tomb Raider: Puzzle Paradox (2006) – сборник небольших головоломок. Также существовали версии Legend и Anniversary для PSP – впрочем, мало отличавшиеся от версий для PC или Xbox 360, за исключением упрощенной по понятным причинам графики (еще стоит отметить,
что в Legend были проблемы с частотой кадров, однако в Anniversary разработчики успешно победили эту проблему). В случае с Game Boy Advance и Nintendo DS все было несколько иначе – Anniversary на них так и не появилась, а Legend была создана с нуля для каждой платформы. Сюжет остался прежним, но графика, уровни, а также управление были переработаны с учетом специфики каждой платформы – для Game Boy Advance это был обычный 2D-платформер,
а для Nintendo DS – не совсем обычный: во время сражений игроку предлагалось расстреливать противников с видом от первого лица.
В оригинальном же виде Tomb Raider была портирована на Pocket PC и N-Gage в 2002 и 2003 годах соответственно. Первую версию отличает не самое удобное для такого приключения управление (ввиду небольшого количества кнопок у подобных устройств, часть из них разработчикам пришлось разместить прямо на экране), а вторую – избыток графических багов и весьма невысокая скорость работы. Кстати, разработчики обманули игроков – в варианте для N-Gage отсутствуют обещанные авторами эксклюзивные
уровни. Единственное отличие от оригинала – по непонятным причинам Лара одета в костюм из Angel of Darkness.
Tomb Raider II (1997)
Платформы: PC, PS one, Mac
Не секрет, что Тоби Гард и Пол Дуглас (главный программист оригинала) не участвовали в создании сиквела, благодаря чему отдельные критики приняли игру довольно прохладно и засомневались в успешном будущем всего сериала. Но сценаристы и дизайнеры уровней остались прежними – так что, как говорится, тогда ничто не предвещало беды. Да и публика проголосовала кошельками, словом, большинство приняло Tomb
Raider II радушно – огромные продажи и скорость исчезновения второй части с полок магазинов тому подтверждение.
Игру и правда было за что хвалить, а отдельные едкие рецензии на Tomb Raider II казались попросту смешными. Прежде всего, нельзя не отметить улучшение картинки: к примеру, поддерживались практически все известные на тот момент графические ускорители, было добавлено динамическое освещение. В целом, движок значительно доработали, благодаря чему количество исчезающих
стен (настоящий бич Tomb Raider – особенно на консолях) удалось свести к минимуму, а дизайнеры сумели создать больше открытых пространств. Да и сами уровни на этот раз не ограничивались пусть и экзотическими, но унылым пещерами и тусклыми гробницами (а на фоне второй части они выглядели именно унылыми и тусклыми) – на просторах Китая, Венеции и Тибета игрока встречали незнакомые антагонисты, предлагались новые головоломки. Ларе предстояло побывать даже на нефтедобывающей вышке и прогуляться
по палубам затонувшего корабля, мирно покоящегося под каменными завалами. Разумеется, все это ради поиска древних артефактов.
Tomb Raider: Anniversary (PC).Tomb Raider 3: The Lost Artifact (PC).
Отдельного упоминания заслуживают средства передвижения, возможность воспользоваться которыми впервые появилась именно во второй части: снегоходы и катера существенно сокращали время перемещения из одной точки в другую. К тому же, был значительно расширен список оружия (появились гранатомет, M-16 и даже гарпунное ружье для подводных сражений) и тех, на ком его предстояло опробовать. Если в первой части людьми были разве что боссы (а мисс Крофт в основном убивала животных и разного рода мутантов), то здесь
бандиты по количеству едва ли не превосходили разнообразных орлов, собак и тигров.
Gold-версия (опять же, названная Gold исключительно на территории Северной Америки, а в остальном мире игра известна как Tomb Raider II: Golden Mask) заставила себя ждать долго – спустя два года после релиза Tomb Raider II игрокам подарили пять новых уровней, собранных в один эпизод. Новых вариантов оружия или же средств передвижения
замечено не было. Опять же – как и в случае с Unfinished Business – эти уровни заставляли задуматься о вменяемости дизайнеров, их разрабатывавших.
Tomb Raider III (1998)
Платформы: PC, PS one, Mac
Tomb Raider 2 (PC).
Стахановские темпы производства сиквелов и отсутствие главного идеолога все-таки не пошли на пользу сериалу – в каком-то смысле сомнения критиков во времена релиза второй части оказались пророческими. Что, впрочем, не помешало Tomb Raider III стать весьма популярной игрой. Но тенденция к ухудшению была налицо.
Те же приятные графические изыски, вроде симпатичного дыма от гильз или убедительного тумана, не вызывали восхищения – стремительно устаревающий движок явно не соответствовал амбициям дизайнеров. Новые разработчики старались создать как можно больше исполинских уровней и открытых пространств на территории Индии, Невады, Лондона и Антарктики. Проблема в том, что никто не стремился маскировать недостатки движка, как делалось во второй части, – особенно это заметно в джунглях Индии, где окружение
больше напоминает театральные декорации, нежели пейзажи для видеоигры. PR-менеджеры клялись, что улучшенный движок позволяет без проблем создавать уровни «на природе», но на практике все выглядело посредственно.
Croft Manor
Отдельно стоит упомянуть особняк Лары Крофт, неизменно присутствующий в играх сериала еще со времен первой части. На самом деле, изначально это был довольно необычный, по меркам 1996 года, тренировочный уровень, где игроки могли освоиться с управлением и даже отыскать несколько любопытных секретов. С каждым годом разработчики предоставляли игрокам все больше свободы: тренировочный уровень обрастал новыми хитрыми ходами, становилось доступно больше комнат, находились неизведанные лазейки, появлялись новые загадки.
Например, если в первой части нам предложили исследовать только некоторые комнаты и залы особняка Лары, то уже во второй позволили прогуляться по окрестностям. С годами мисс Крофт осваивала новые движения, и замок обрастал еще большим количеством спортивных снарядов и препятствий. А в Legend так и вовсе приходилось решать задачки в духе простенького квеста. Ключевое слово – именно «простенького», так как чересчур усложненные головоломки наверняка отпугнули бы большинство игроков.
Tomb Raider: Unfinished Business (PC).Конечно, сейчас дизайн уровней выглядит довольно странно, но в 1997 году это был прорыв. Tomb Raider 2 ( PlayStation).
Из особо неудачных нововведений в игровом процессе можно отметить уровень с побегом Лары из тюрьмы, на котором нельзя было использовать оружие. Задумка любопытная, но реализованная столь топорно, что записывать ее в плюсы Tomb Raider III вряд ли кому-то захочется. Но фанаты не обращали внимания на недостатки: масса новых костюмов для героини, возможность прокатиться на багги, поплавать на каноэ, промчаться на шахтерской вагонетке, понаблюдать за убегающими противниками (к третьей части они
все же научились ретироваться при необходимости) и применить пару новых движений – этого хватало настоящим поклонникам. А вот остальным игрокам – едва ли. Особенно, как ни странно, раздражала возможность ползать на четвереньках (выглядело это, надо сказать, весьма пошло) – новое движение так отчаянно эксплуатировалось разработчиками, что игра за счет этого удлинялась в разы. Подумайте сами: вместо короткой перебежки приходилось долго плутать по пещерам. Это было скучно, но никто из разработчиков
не понимал проблемы: как же – ведь сами геймеры после второй части просили обратить внимание на исследования, а схватки с противниками сократить. Проблема ясна – желая угодить старым фанатам, авторы переусердствовали.
В любом случае, Tomb Raider III за счет не особенно большого количества нововведений казалась скорее дополнением ко второй части игры, нежели полноценным продолжением. Официальный же add-on – The Lost Artifact – удивил. Примечательно здесь вот что: дизайнеры, как во времена Unfinished Business, создали совершенно безумные уровни, по странному стечению обстоятельств оказавшиеся увлекательнее всех представленных в Tomb Raider III.
Возможно, причина в том, что Лару Крофт уже не заставляли большую часть времени ползать на карачках.
Tomb Raider: The Last Revelation (1999)
Платформы: Dreamcast, PC, PS one, Mac
Неожиданно удачный проект после откровенно разочаровывающей Tomb Raider III – впечатления не испортил даже старый движок. Дизайнеры на этот раз умудрились так успешно завуалировать его недостатки, что нам попросту не к чему оказалось придраться (за редким исключением, конечно). Да и обещание вернуться к истокам разработчики наконец-то сдержали – им действительно удалось воссоздать атмосферу первой части. Разного рода прогулки в вагонетках и заплывы на каноэ исчезли – разработчики
не пожелали акцентировать внимание на вещах, которые в Tomb Raider совершенно не нужны, и оставили нам только поездки на мотоциклах и джипах. Но самое главное: в The Last Revelation удалось нащупать баланс между схватками и размышлениями над головоломками – перекосов в ту или иную сторону практически не было.
Пирамиды – неотъемлемая часть Tomb Raider, встречаются в каждой второй части и каждый раз радуют взгляд. Tomb Raider: The Last Revelation( PS one).
А еще разработчики преподнесли старым поклонникам по-настоящему приятный сюрприз: для тренировочных уровней использовался эпизод, в котором еще совсем юную Лару Крофт знакомый археолог обучал премудростям профессии (конечно, сводившимся к разного рода физическим упражнениям). Основной же сюжет строился вокруг амулета, с помощью которого Ларе Крофт предстояло победить бога Сета. Правда, в самом конце The
Last Revelation игроков поджидал неприятный (а для кого-то из недоброжелателей это был повод позлорадствовать) сюрприз – разработчики оставили открытым вопрос о дальнейшем существовании Лары. Другими словами, наша героиня оказалась погребенной под развалинами, но чем дело кончилось, никто так и не рассказал. Добавьте к этому интригующее название игры (The
Last Revelation – «Последнее откровение») и вы сразу поймете, по каким причинам некоторое время все считали эту игру последней. Впрочем, подобный ход только подогрел интерес к The Last Revelation.
Еще один занятный факт: бессменный автор музыки – Натан Маккри – на этот раз подменен Питером Коннелли. Что несколько удивительно, так как к Натану претензий вообще ни у кого не было – мало того, его саундтрек к Tomb Raider III заслужил похвалу критиков. Тем не менее, с этого времени у сериала Tomb Raider нет постоянного композитора – он меняется каждые 2-3 части.
Напоследок отметим, что впервые разработчики не стали потчевать публику дополнениями со странными эпизодами и подарили (в буквально смысле – в качестве бесплатного приложения к одному из номеров газеты The Times) нам в том же году только один уровень, повествующий об очередных приключениях Лары в Египте. Зато очень и очень хороший. И совершенно не безумный.
Tomb Raider: Chronicles (2000)
Платформы: Dreamcast, PC, PS оne, Mac
Chronicles была так насыщена акробатикой, что игру запросто можно было назвать симулятором циркового гимнаста. Tomb Raider Chronicles ( PC).
К моменту выхода Tomb Raider: Chronicles публика уже давно разделилась на два лагеря: одни смеялись над недостатками сериала Tomb Raider и отсутствием внятных нововведений, а другие превозносили каждую часть до небес. Что примечательно, апологеты защищали не столько саму игру и ее разработчиков, сколько Лару Крофт. Впрочем, хотя армия
ларолюбов на тот момент все еще была невелика, но она уже практически не пополнялась – верность мисс Крофт хранили лишь старые «солдаты». Осознавая это, в Core Design клятвенно обещали следующую игру сериала сделать особенной. А пока что самым преданным служителям культа личности женщины-археолога они были готовы предложить Chronicles.
Анонс Chronicles обрадовал поклонников: как же, если объявлена следующая серия, то Лара наверняка выжила в финале The Last Revelation. Но после релиза огорчению не было предела: игра не давала ответов на вопросы, а весь сюжет состоял из воспоминаний друзей Лары Крофт о ее приключениях на улицах Рима, или, скажем, во «чреве»
русской подводной лодки. Еще стоит отметить, что в этой части разработчики замахнулись на стелс-лавры Metal Gear Solid, заставляя на протяжении целого уровня красться и прицельно отстреливать противников, пока те не успели включить сигнализацию. Надо ли говорить, что попытка соревноваться с упомянутыми играми была не очень удачной? Действительно же интересной находкой оказался разве что уровень, где Ларе предстояло провести «вылазку в море», облачившись в водолазный костюм, но только ради этого проходить
игру не стоило. К тому же, это была одна из самых сложных частей сериала: в основном из-за перебора с акробатикой – догадаться, что до определенных платформ не только можно, но и нужно допрыгнуть, оказалось практически невозможно. А бесконечные попытки и подсматривания в прохождение, само собой, удовольствия не доставляли.
Tomb Raider: The Last Revelation (PS one).Нужно отметить, что с каждой частью Лара не только изучала большее количество движений, но и становилась подвижнее. Tomb Raider: The Last Revelation (PC).
И если к The Last Revelation Питер Коннелли написал весьма интересный саундтрек, то короткие милитаристические зарисовки из Chronicles можно смело назвать самым слабым звуковым сопровождением за историю сериала. Принимая во внимание все сказанное и не забывая об окончательно устаревшем движке, можно утверждать: Chronicles –
самая ненужная часть Tomb Raider.
Tomb Raider: Chronicles встречала игрока непогодой, массой костюмов для Лары и плохими уровнями.Tomb Raider Chronicles (PC).
Tomb Raider: Angel of Darkness (2003)
Платформы: PC, PlayStation 2, Mac
В Anniversary игрока встречали старые знакомые... только на этот раз их было больше. Tomb Raider: Anniversary (PC).
В Core Design основательно взялись за Angel of Darkness и наобещали публике столько всего интересного, что даже самые убежденные скептики с нетерпением стали ждать результата. Одно только упоминание о новом движке уже давало надежду на лучшее. А несколько лет обещаний абсолютно нового во всех отношениях проекта, бесконечные переносы даты
релиза, расширение команды разработчиков и появление на широких экранах фильма Lara Croft: Tomb Raider с Анджелиной Джоли в главной роли только подливали масла в огонь – похоже, на этот раз появится настоящий хит!
Не появился. Наверное, причина была в попытках объять необъятное – разработчики слабо понимали, в какую сторону им двигаться, и напичкали Angel of Darkness массой бесполезных элементов. Вернее, они могли бы быть нужными, если бы не хромая реализация. Немалую часть игры Лара проводила за унылыми беседами (!) – у кого-то получить
толику информации, у кого-то раздобыть заветный предмет. Все бы ничего, но реплики и мотивация персонажей были явно надуманными, а сами уровни мучили игрока бесконечными подгрузками (будь то PC или PS2 – неважно). Помимо «квеста», разработчики решили добавить щепотку RPG – отныне Лара постепенно училась прыгать дальше и двигать более тяжелые вещи. Звучит неплохо, но выглядит нелепо – тем более, когда разработчики находят подобным головоломкам применение слишком часто. Stealth-режим
также пришелся не к месту: противники были или чересчур глухими, или обладали совершенно удивительным слухом – золотой середины в Core Design так и не нашли. Зато смогли отыскать другое очень интересное решение – недруги после умерщвления попросту исчезали. Изящно, не находите? Вот только тогда зачем было городить огород со скрытным прохождением?
Говорят, что в Underworld также будут рукопашные схватки. Остается надеяться, что не такие топорные, как в Tomb Raider: Angel of Darkness.Страсть Лары к переодеванию была по достоинству оценена поклонниками – каждый новый костюм встречался бурными аплодисментами. Tomb Raider 3: The Lost Artifact (PC).
Не помогла даже годами ожидаемая поддержка мыши – она была реализована столь топорно, что лучше бы ее попросту не было. Впрочем, как и возможности отправить на тот свет противника голыми руками – в основном из-за той же системы управления. И самое скверное: то ли в Eidos Interactive так торопились к дате появления второго фильма о Ларе, The Cradle of Life, на широких экранах, то ли в Core Design устали столько лет мастерить Angel
of Darkness, но последняя была переполнена багами. Большую часть из них разработчики так и не исправили, а ведь некоторые ошибки не давали возможности пройти игру, и приходилось начинать заново.
Напоследок хочется процитировать Игоря Сонина, который такими словами завершил свой материал об Angel of Darkness в 2003 году: «Новый Tomb Raider запомнится нам как пример замечательного с виду проекта, в который можно играть, только пересиливая себя. Лара есть. Лары здесь сколько угодно – а вот геймплея
за ее… ммм... округлостями как-то не видно». Такова суровая правда.
Tomb Raider: Legend (2006)
Платформы: GameCube, GBA, Nintendo DS, PC, PlayStation 2, PSP, Xbox, Xbox 360
Фактически, на Nintendo DS Legend превратилась в обычный 2D-платформер – просто за счет подвижной камеры у игрока создавалось более приятное впечатление о графике. Но не об управлении – в этой версии оно было просто отвратительным.
И да простят меня поклонники Tomb Raider, только в Legend Лара Крофт наконец-то перестала выглядеть как силиконовая кукла. Но это не главное: впервые за добрый десяток лет это была безоговорочная победа – без скидок на прежние заслуги, вереницу продолжений (опять же – не всегда удачных) и пышные формы. Кто помог Ларе Крофт вновь
достичь вершин? Наблюдая за потугами Core Design, Eidos Interactive больше не могла молчать – к разработке Legend в спешном порядке привлекли не только Crystal Dynamics, но и самого Тоби Гарда (правда, его участие было весьма ограниченным).
Результат – по всему миру продано почти три миллиона экземпляров. Большая часть из них пришлась на первый месяц продаж – и это помогло Legend превратиться в самую быстро продаваемую игру сериала. Нововведения и исправления можно перечислять очень долго: например, сама Лара Крофт стала подвижнее, изучила массу новых движений (на этот раз –
полезных), обзавелась портативным компьютером и магнитным гарпуном. Представленные уровни теперь были на порядок разнообразнее. Даже неожиданные QTE-вставки (весьма модное явление для 2006 года) не казались лишними. Нельзя не отметить и картинку – Legend выглядела просто потрясающе (и неплохо смотрится до сих пор): огонь впервые в сериале стал похож
на настоящий, стекающие по телу Лары капли дождя выглядели как никогда естественно, а заприметив куст или дерево, совершенно не хотелось отворачиваться (как это было раньше). Для владельцев особо мощных видеокарт разработчики припасли «секретное оружие»: включение опции Next Generation действовало абсолютно на всех; и прежде неплохо смотревшаяся графика обретала удивительную, просто непостижимую по тогдашним меркам красоту. Да что там говорить – это была совершенно другая игра, новая страница
сериала, сделанная профессионалами для всех без исключения, а не только для узкого круга поклонников.
Но для некоторых старых фанатов это был серьезный удар: как же, впервые игра сериала Tomb Raider неимоверно проста, так коротка и абсолютно линейна. Они правы: финальные титры можно было увидеть через 6-7 часов после начала – не так уж и много для Tomb Raider. Но разве это минус? Извольте: лучше уж испытать легкое чувство голода после прохождения, нежели пресытиться к середине игры. А что касается линейных уровней – зато они были на порядок лучше проработаны, нежели
закоулки джунглей Tomb Raider III, коридоры военных баз Chronicles или парижские трущобы Angel of Darkness. К повторному прохождению стимулировали и довольно хитро запрятанные бонусы на всех без исключения уровнях. Поклонники могут сказать: «Это было и раньше!» Все верно: проблема в том, что прежде раскиданные щедрой рукой дизайнеров артефакты оказывалось не так интересно искать.
Tomb Raider: Anniversary (2007)
Платформы: PC, Mac, PlayStation 2, PSP, Wii, Xbox 360
Циркулировавшие в начале 2006 года слухи о римейке первой части заинтересовали многих – все-таки Legend серьезно привлекла внимание к некогда именитому сериалу, едва не выброшенному нерадивыми разработчиками на задворки игровой индустрии. Изначально общественность была немного обескуражена сообщением об издании игры исключительно для PSP, но буквально неделю спустя все стало на свои места – игра была анонсирована не только для «черного кирпича», но и для PC, а также
для PS2. Кстати, самое смешное, что версия для PSP появилась на два месяца позднее, нежели Anniversary для PC и PS2. Но ближе к делу – Anniversary как удивила, так и разочаровала многих игроков и критиков.
У первых были свои доводы: переработанное управление, обновленный дизайн уровней (благодаря чему теперь игру можно назвать нелинейной), масса приятных нововведений, да и картинка местами была даже лучше, чем в Legend (еще бы – Anniversary использовала усовершенствованный движок Legend). В словах вторых также
была своя истина: игровой процесс едва ли можно было назвать современным, а сюжет так и вовсе, по меркам 2007 года, был смехотворным. Впрочем, истории никогда не были сильной стороной Tomb Raider.
Tomb Raider: Anniversary (Wii).В Tomb Raider: Legend Лара меняла костюмы при каждом удобном случае. Кроме того, впервые в сериале игрокам позволили при повторном прохождении уровня самим выбирать, во что одеть героиню. (Tomb Raider: Legend, PC).
Спустя несколько месяцев появились версии для Wii и Xbox 360. В первой изменения коснулись управления: например, целиться нужно было с помощью нунчака (что несколько усложняло игру), да и в простеньких ранее QTE-вставках требовалось совершать более активные действия с помощью контроллера. Головоломки также приходилось решать с помощью нунчака – можно смело сказать, что большая часть из них была переработана. Причем иногда следовало не просто соединять с помощью нунчака какие-то объекты, но и проводить
самые настоящие раскопки, используя несколько новых предметов – например, кисточкой счищать со стен пыль и грязь, рисовать символы для решения головоломок или прорубать себе дорогу в следующую комнату. И если версия для Wii была самой инновационной с точки зрения игрового процесса, то вариант для Xbox 360 отличался самой симпатичной картинкой: переработанное освещение и текстуры повышенного качества даже сейчас выглядят на HD-телевизорах весьма эффектно. Изначально игра распространялась «порциями»:
через Xbox Live Marketplace бесплатно можно было загрузить только Croft Manor – а 4 эпизода Anniversary получить отдельно, и уже за деньги (в конце 2007 года появилась и коробочная версия).