Фанаты давно ждали выхода Fallout 3, но проекту не везло. Изначально игра создавалась Interplay, однако в 2003 году компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, и работу пришлось остановить. Позже права на разработку приобрела Bethesda. 30 мая этого года в Париже был устроен показ игры для европейских корреспондентов, куда пригласили и нас. К сожалению, версия, которую нам представили, была не самой свежей, так как последний билд сочли недостаточно стабильным для выхода «на люди». Тем не менее, демонстрация оказалась многообещающей.
Игра начинается с рождения героя. После того как доктор обращается к его отцу и спрашивает, как назвать ребенка, игрок может выбрать пол персонажа и решить, как тот будет выглядеть. Далее герой ускоренными темпами проходит несколько стадий взросления, а мы узнаем, что действие происходит в Убежище (The Vault), обитатели которого вот уже двести лет скрываются от последствий ядерной войны под бдительным оком вышеупомянутого отца (озвученного Лайамом Нисоном). Однако в один прекрасный день именно он, первым из всех обитателей за много лет, покидает бункер. Это событие и служит настоящей завязкой игры. Что случилось, почему отец героя ушел из Убежища? Чтобы найти ответ на этот вопрос, придется отправиться вслед за ним на поверхность, в постъядерный Вашингтон.
Нам показали пейзажи и интерьеры, на фоне которых разворачивается действие игры, врагов, оружие, наручный PipBoy и все прочее. Перед нами предстали узкие подземные коридоры, полные диких упырей (Feral Ghouls, изуродованные радиацией мутанты, напоминающие зомби) и их более опасных собратьев – светящихся диких упырей (Glowing Feral Ghouls), источающих смертоносную радиацию и атакующих с помощью гамма-излучения. Нам продемонстрировали также и открытые пространства, населенные тяжеловооруженными гигантами-Brute.
Во время схватки с упырями мы увидели, как работает система VATS (Vault-tec Assisted Targeting System): время останавливается, давая игроку возможность прицелиться в определенную часть тела одного или нескольких противников. Каждому органу соответствует шанс попадания, выраженный в процентах, так что можно выбрать тот отросток, в который проще попасть, или постараться нанести болезненную рану, но с небольшой вероятностью. Отстрелив врагу ноги, вы заставите его ползать по земле, попадание в голову разнесет ее на тысячу кусочков. Однако на стрельбу, как в оригинальной Fallout, расходуются очки действия (action points), их количество зависит от вашей ловкости, так что бесконечно воевать «на паузе» нельзя. Как только вы перейдете обратно в реальное время, очки начнут понемногу восстанавливаться.
Еще одна отсылка к классике одиннадцатилетней давности – ваш четвероногий друг, пес Dogmeat, которого можно найти сравнительно быстро. В бою от него, возможно, не так уж много пользы, зато собака умеет разнюхивать, что где плохо лежит, и приносить вам свою добычу. В ходе некоторых миссий вы получите шанс завербовать и более боеспособных спутников, но самый верный ваш помощник – старый добрый наручный компьютер PipBoy 3000. С его помощью можно сохранять игру, просматривать информацию о заданиях и параметрах персонажа; кроме того, в него встроены счетчик Гейгера и рация.
Все эти элементы, вместе взятые, заставляют верить, что скоро в послужном списке Bethesda окажется одним хитом больше.
Из первых рук
После презентации мы смогли пообщаться с Питером Хайнсом (Peter Hines), вице-президентом Bethesda по маркетингу и PR.
Привет, Пит. Давно ли вы работаете в Bethesda, чем занимались до этого?
Уже около девяти лет, раньше я занимался маркетингом вне игровой индустрии, сотрудничал с сайтом FiringSquad, через них и вышел на Bethesda.
Понятно. Во время презентации нам показалось, что анимация несколько недоработана – нет отдачи при выстрелах, враги двигаются несколько деревянно и прочее в том же духе. Это будет исправлено?
Версия, показанная сегодня, – пре-альфа. У нас есть более свежая, но ее пока нельзя демонстрировать. Так что над теми вещами, что вы упомянули, прямо сейчас ведется работа – у нас ведь еще есть несколько месяцев. К релизу все будет в лучшем виде. Если посетите Е3, заходите – мы там покажем новый билд, гораздо более симпатичный.
Рады слышать. В игре множество видов оружия. Доступны ли какие-нибудь улучшения для него?
Да, у нас около пяти десятков разных стволов, или, точнее сказать, их типов. Непосредственно улучшать их нельзя, однако можно создавать новые версии каждого из них.
И как это работает?
Представьте, что вы раздобыли в игре мотор от пылесоса или какую-нибудь на первый взгляд ненужную трубу. Однако, если вы найдете или купите соответствующую схему, то сможете с помощью этих деталей улучшить свое оружие.
Мы заметили, что в игре можно быть «плохим», убивая ни в чем не повинных людей, или «хорошим», помогая им. Будет ли этот выбор иметь какие-то далеко идущие последствия?
Некоторые решения, которые вы примете, способны серьезнейшим образом повлиять на дальнейшее развитие событий, например, открыть или закрыть вам доступ к определенным миссиям. И речь не только о ваших отношениях с людьми – даже то, как вы обращаетесь со своей собакой, влияет на ход игры.
А можно поподробнее?
Если вы помогаете людям, не обижаете собаку и вообще ведете себя хорошо, то получаете положительные очки кармы. Убийства мирных жителей, плохое обращение с четвероногим другом и прочие гадости негативно влияют на карму, меняя дальнейшее развитие истории и концовку.
То есть выбор игрока имеет более серьезные последствия, чем в Oblivion?
Без сомнения. В Oblivion геймеру тоже предоставлялся выбор, но он не влиял на общее течение игры, а в Fallout 3 каждое принятое вами решение не останется без последствий. Таким образом, у нас будет не так, как в других играх, одна хорошая концовка и одна плохая, но буквально сотни вариантов финала, зависящих от уровня кармы и ваших поступков.
Кстати, раз уж мы заговорили об Oblivion, Fallout 3 использует улучшенный движок этой игры. Возможно, было бы проще и дешевле лицензировать готовый «мотор»?
На рынке сейчас просто нет готовых движков, которые бы удовлетворяли нашим нуждам. Посмотрите хотя бы на Take 2/Rockstar – они тоже делали GTA IV своими силами. Для игр с большим открытым миром программную основу нужно разрабатывать индивидуально, чтобы достичь наилучшей производительности. Fallout 3 – наша третья такая игра после Morrowind и Oblivion, и я думаю, что мы до сих пор неплохо справлялись и сами.
Вы говорите, что в игре нас ждет огромный мир, большая открытая карта. Не наскучит ли игроку по пути из пункта А в пункт Б по десять раз проходить одни и те же места?
Да, мир Fallout 3 действительно велик, но мы собираемся разрешить быстро преодолевать те локации, которые вы уже зачистили, так что вам не придется идти через всю карту пешком. К сожалению, я пока не могу рассказать, как это будет реализовано.
Много ли времени займет прохождение?
Если вы хотите завершить игру как можно быстрее, то потратите около суток, однако она способна занять игрока и на сто часов, если проходить все побочные миссии и пробовать все интересные «фишки». Так что в этом отношении Fallout 3 – типичная «песочница», вроде вышеупомянутой GTA IV.
Ну, если говорить о GTA – у меня и многих моих друзей вот какая проблема с этим сериалом: где-то на полпути нам становится скучно, и мы просто не доигрываем до конца, не говоря уж обо всех необязательных заданиях.
Насчет GTA не знаю, а вот по Oblivion у нас есть информация – благодаря системе достижений на Xbox 360 можно отследить, кто чем занимается, и мы выяснили, что большинство покупателей не только добрались до финиша, но и заинтересовались многими вещами, не обязательными для прохождения. Так что мы уверены, что люди, которые купят Fallout 3, получат достойное развлечение за свои деньги, и все наши дополнительные «вкусности» не пропадут зря.
Развивая тему достижений: на Xbox 360 игра будет, понятное дело, интегрирована с Xbox Live, на PC – с Games for Windows Live. А предусмотрена ли поддержка entitlements и Home в версии для PlayStation 3?
Про entitlements пока ничего сказать не могу, а что касается Home – насколько я понимаю, это будет нечто вроде «места встречи» любителей онлайновых игр. Посколько Fallout 3 – однопользовательская, не думаю, что в интеграции Home есть смысл.
Будут ли разные версии игры отличаться по производительности?
Минимально. Конечно, владельцы мощных компьютеров смогут играть в большем разрешении, а те, у кого машины послабее, смогут «ухудшить» графику, чтобы поднять частоту кадров, но в целом все три версии будут выглядеть более-менее одинаково. У нас хорошие отношения и с Sony, и с Microsoft, так что нам помогли оптимизировать производительность и на Xbox 360, и на PlayStation 3.
Что ж, поговорим о версии для PS3. В последнее время на этой платформе появляется все больше игр, требующих установки на жесткий диск перед игрой. Например, Devil May Cry IV для этого требуется целых 26 минут, а Metal Gear Solid IV – 8 минут в начале, и еще по 6 для каждой новой «главы». Будет ли необходима установка для Fallout 3?
Как и во многих других играх, у нас задействован динамический кэш. Наиболее часто используемые файлы сохраняются на жесткий диск. Размер кэша – около 4.6 гигабайт. Это место резервируется на жестком диске, но работа с ним идет незаметно для игрока, так что установка, как в приведенных вами примерах, не понадобится.
Увы, наше время на исходе. Последний вопрос: не знаю, известно вам или нет, но у Bethesda в России немало фанатов. Что бы вам хотелось сказать им – и остальным нашим читателям?
Уж поверьте, я знаю – недаром же я вице-президент по маркетингу и PR. Мы сердечно благодарим их за поддержку и доверие, которые они оказывали нам все эти годы. Надеемся, что Fallout 3 превзойдет их ожидания.