Хардкорные игроки в MMORPG уже привыкли вносить $15 абонентской платы в список ежемесячных расходов. Система подписки практикуется со времен первых графических MUD-ов и хорошо себя зарекомендовала. Но в последнее время разработчики все активнее переходят на новую модель free-to-play (F2P). В двух словах описать ее можно так: играй даром, но хочешь преимуществ – раскошеливайся.
Предпосылки
В начале 90-х годов, когда только начинал зарождаться жанр MMORPG, онлайновые игры делились на два типа: бесплатные (созданные энтузиастами и поддерживаемые на их собственные деньги) и с абонентской платой. Причем деньги нередко взимались за каждый час, и за удовольствие поиграть с другими людьми по сетке приходилось вносить кругленькие суммы. Первая по-настоящему успешная MMO Ultima Online установила стандарт системы оплаты для нескольких поколений онлайновых RPG. Игроки покупают коробку с клиентом, позволяющим играть 30 дней, и затем должны вносить по $15 за каждый следующий месяц, отдельно покупая дополнения. Такая схема устраивала всех. Разработчики получали средства на развитие проекта и поддержку серверов, а для фанатов 15 баксов – не такие уж большие деньги за возможность сутки напролет наслаждаться любимой игрой. Модель ежемесячной подписки переняли практически все MMO-хиты, начиная с культовой EverQuest и заканчивая вездесущей World of Warcraft.
В 2003 году в Азии вышла простенькая онлайновая игрушка MapleStory. В ней не было ничего принципиально нового – геймеры управляли анимешным персонажем, сражались с монстрами, прокачивали навыки и исследовали подземелья. Но издатель Nexon не брал денег с игроков. Завести героя в MapleStory и побегать по миру могли все желающие, а если кто-то хотел прикупить эксклюзивные вещи своему альтер эго, к его услугам оказывался виртуальный магазин. Подход был экспериментальным, и работники Nexon не ждали больших прибылей, но результат превзошел все их ожидания. За пять лет игру попробовали более 70 млн. человек во всем мире, что сделало проект не только одной из самых популярных MMORPG в истории, но также одной из самых коммерчески удачных.
Так выглядит магазинчик в казуальной игрушке Dance Online. Некоторые вещи можно купить на бонусы, заработанные своим персонажем, но самый эксклюзив — только за баксы.Habbo Hotel – просто рай для непризнанных дизайнеров. Юзерам доступны тысячи самых разных предметов интерьера и одежды, которыми они активно меняются друг с другом.
С тех пор многие пытаются повторить успех MapleStory. Модель F2P в последнее время стала настолько популярной, что в журнале «Forbes» аналитик Билли Пиджон заявил: «Если вы игровой издатель и не видите перспектив новой модели, то становитесь динозавром».
Достоинства F2P понятны – если за игру не нужно платить, то аудитория у нее будет гораздо шире. Например, в Азии основная клиентура MMORPG – подростки, у которых нет кредитной карты, чтобы оформить подписку. Также многие не готовы выкладывать деньги за игру, в качестве которой не уверены. Достаточно вспомнить неудачный релиз Vanguard: Saga of Heroes. Игра в момент выхода просто кишела багами и недоработками, но из-за отсутствия пробной версии, узнать об этом заранее люди не могли. В бесплатном проекте не нужно ничем рисковать – скачал клиент, зарегистрировал аккаунт, и ты уже бегаешь по миру в шкуре своего персонажа.
Есть и обратная сторона. Так как создание качественных квестов, подземелий и остального контента, характерного для больших MMO, обходится в кругленькую сумму, и модель F2P вовсе не гарантирует ее окупаемость, во многих играх этот самый контент очень ограничен. Какие-то задания, конечно, даются, но большую часть времени игрокам приходится прокачивать персонажа методично убивая монстров.
MapleStoryEverQuest
Цена виртуальных вещей
Игры с виртуальным магазином, где можно купить своему персонажу эксклюзивные шмотки, составляют более 90% всех F2P MMO. В Азии такая система оплаты называется VAS (Virtual Asset Sales). Как показывает практика, у каждой, даже самой захудалой «гриндилки», находятся фанаты, которые стремятся быть лучше остальных и уделяют игре кучу времени. Именно они и составляют основную клиентуру. Если все вокруг бегают в зеленых плащах, хардкорщик обязательно захочет купить синий – таким образом он покажет, что относится к игре серьезно. Часто услугами магазинов пользуются состоятельные люди, которым проще потратить сотню долларов на зелья скоростной прокачки и сэкономить свое время. Конечно, процент людей, готовых потратиться в бесплатной игре, невелик – по подсчетам экспертов, от 5 до 15%. Но этого вполне хватает, чтобы обеспечить зарплату разработчикам и поддерживать сервера. Ведь некоторые F2P-проекты насчитывают миллионы игроков!
Многие из продаваемых предметов – одноразового использования, и покупатели возвращаются в е-шоп снова и снова. Глава компании Three Rings однажды признался, что некоторые из игроков MMORPG Puzzle Pirates вложили в своего персонажа более $10 тыс. Чтобы заработать такую сумму с одного подписчика WoW, Blizzard бы понадобилось 55 лет. В случае с некоторыми виртуальными мирами вкладываемые суммы достигают сотен тысяч долларов. Например, создатели Second Life продают в частное владение целые острова, где хозяева могут вести внутриигровой бизнес.
Игровые вещи обычно не продаются за деньги напрямую, а покупаются за виртуальную валюту. На сайтах, поддерживающих десятки казуальных MMO, она является общей для всех проектов. Например, компания Ijji, один из ведущих издателей онлайновых игр, использует G Coin. Посетители могут за настоящие деньги пополнить виртуальный кошелек и затем расплачиваться монетками в вещевых магазинах каждой игры Ijji.
Не всем нравится такой подход. Многие жалуются, что приходится тратить кучу времени на прокачку, добывать кровью и потом ценные вещи, а какой-то богатей добьется тех же результатов намного меньшими силами – просто отдав денежку разработчикам. Но игр, где покупные предметы влияют на баланс, немного. Разработчики осознают, что это может подорвать в игре экономику и оттолкнуть многих ветеранов, поэтому предлагают в основном косметические товары: яркие наряды, зверушек, напитки с временными усилениями или красивые титулы. Ситуация, когда можно приобрести за пару тысяч баксов редкий доспех, падающий с сильнейшего монстра, характерна скорее для пиратских серверов Lineage 2 и «браузерок».
Наbbo HotelAnarchy Online
Подписка и реклама
Еще один распространенный вид F2P-модели – дополнительная подписка. Некоторые игры предоставляют всем желающим бесплатный доступ, но при этом геймеры получают лишь часть контента. Если они хотят исследовать мир глубже и достать своему герою более приличную экипировку, то должны стать членами клуба платных подписчиков, приплачивая от $5 до $10 ежемесячно. Именно на таком принципе основана одна из самых популярных F2P-игр RuneScape. Несмотря на давно устаревшую графику, у проекта шестимиллионная армия поклонников, среди которых около миллиона пользуются преимуществами платной подписки.
Такую же систему выбрала NCsoft для своей новой MMORPG Dungeon Runners. Причем разработчики все так хитро устроили, что чем больше вы будете играть, тем сильнее ощутите тяготы халявной жизни. Все редкие виды оружия и доспехов, без которых сложно одолеть высокоуровневых гадов, рассчитаны на «платников». Только избранные могут пользоваться банком и складывать туда груды трофеев, целебные эликсиры у них занимают меньше места в рюкзаке, а в случае очередей на сервере, они имеют приоритет. Создатели откровенно дают понять, что если люди планируют серьезно играть в Dungeon Runners, то вынуждены зарегистрировать платный аккаунт, иначе придется туго.
Первая фантастическая MMORPG Anarchy Online изначально была основана на ежемесячной подписке, но с ростом конкуренции и снижением интереса к игре Funcom решила привлечь новых игроков сладким словом «халява». В 2004 году в мир Руби-Ка кинулись толпы фрубов (так называют «бесплатников» в AO), получив возможность исследовать земли не только из оригинальной игры, но и первого дополнения Notum Wars. Предложение Funcom, как и ожидалось, вызвало всплеск активности на серверах, ведь по глубине и возможностям AO на голову выше азиатских F2P-игр. Халявщики могут без проблем прокачаться до 220-го максимального уровня, но чтобы оценить контент последних дополнений: The Shadowlands, Alien Invasion, Lost Eden, нужно купить их отдельно и перейти на ежемесячную подписку.
City of HeroesExteel
В 2006 году Funcom анонсировала еще один интересный ход. На просторах Руби-Ка появились интерактивные вывески, рекламирующие продукцию Toyota, а затем и других компаний. Авторы объяснили, что полученные деньги пойдут на развитие игры, так что это в интересах геймеров. Фрубам выбора не оставили, но платным подписчикам компания разрешила отключить щиты или выводить на них рекламу вымышленных товаров, вписывающихся в рамки вселенной AO.
Другой фирмой, которая собирается внедрить в свой проект «двигатель торговли», стала уже знакомая нам NCsoft. В популярной супергеройской MMORPG City of Heroes щиты объявлений, расставленные в Paragon City и Rogue Isles, скоро начнут предлагать геймерам реальные товары. Правда, все они будут проходить цензуру, и никаких сигарет, алкоголя или порнухи подписчики не увидят. А те, кто на дух рекламу не переносят, смогут ее отключить или, как в случае с AO, просматривать изображения несуществующих в реальном мире товаров.
Если верить исследованиям Рекламной ассоциации США, более 90% американских компаний готовы вложиться во внутриигровую рекламу, и жанр MMORPG для этого подходит как нельзя лучше. Ведь если одиночные игры отправляются на полку после первого прохождения, в онлайне люди остаются порой на долгие годы. Аналитики считают, что со временем разработчики MMO смогут получать основной доход именно от рекламы. Остается только найти ненавязчивый способ реализовать ее внутри виртуальных миров.
Самые популярные free-to-play игры Habbo Hotel (86 млн. регистраций) — не совсем игра, скорее, социальная сеть или интерактивный чат, где юзеры могут создать мультяшного аватара и с его помощью обустроить собственный отель. Большую часть времени игроки занимаются обменом всевозможных предметов интерьера и одежды, украшением своего жилища и хождением в гости друг к другу. Чтобы сделать времяпровождение подписчиков более веселым, создатели добавили разные мини-игры типа снежков и шлепков в бассейне. Компания Sulake периодически проводит конкурсы, и победителям достаются уникальные вещички для виртуального дома — предмет особой гордости каждого завсегдатая Habbo.
Yulgang (70 млн. регистраций) — одна из самых раскрученных игр в Азии, о которой знает практически каждый китайский подросток. Игроки выступают в роли мастеров восточных единоборств, развивая разум, тело и дух. Поднабравшись сил, новоявленные брюсы ли присоединяются к одной из двух противоборствующих сторон, включаясь в войну Порядка и Хаоса, которая решит судьбу мира. В Yulgang реализовано много стандартных для MMORPG вещей, включая гильдийские дома, ручных питомцев и крафт, но разработчики также добавили несколько новинок. Например, систему ярости, которая накапливается в бою и увеличивает способность к атаке. Боевая система также выглядит динамичнее, чем в других играх, так как геймеры могут использовать не только спецудары, но и разрушительные комбо-связки.
MapleStory (50 млн. регистраций) — двумерная MMORPG, с виду напоминающая консольные скроллинговые аркады. Графика в ней полностью нарисована от руки, а за персонажем игроки наблюдают сбоку. Новички начинают свое путешествие на летающем острове, где проходят обучение, и к 10 уровню выбирают один из доступных классов: колдун, мечник, лучник, воришка или пират. А дальше отправляются в большой мир с многочисленными городами, подземельями и монстрами. Одной из уникальных особенностей MapleStory являются мини-игры, которые подойдут и для геймеров-одиночек, и для дружеских компаний.
Perfect World (20 млн. геймеров) — один из последних азиатских хитов, всколыхнувший весь Китай. На фоне потока корейских поделок, он выделяется отличной графикой, здесь множество квестов и миром, по качеству дизайна не уступающих вселенным из платных ММО. Также разработчики добавили большое количество самых разных занятий, начиная c воздушных полетов и поиска кладов и заканчивая гонками на ездовых псах. На востоке игру даже окрестили «китайской World of Warcraft», и многие считают, что она оправдывает свое название. Это действительно идеальный мир для тех, кто ищет достойную F2P-игру.
RuneScape (более 6 млн. активных игроков) — старенькая игрушка, прообразом которой стала онлайновая текстовая RPG DeviousMUD. Главным достоинством RuneScape является возможность играть без скачивания клиента, прямо в окне браузера. Игроки путешествуют по огромному миру Gielinor, разделенному на королевства, сражаются с монстрами, исследуют подземелья и принимают участие в ролеплейных мероприятиях. Так как с 2001 г. графика практически не изменилась, она выглядит довольно примитивно на фоне современных MMORPG, но, по мнению поклонников, у RuneScape есть свой шарм и в нее очень легко начать играть.
MapleStory стала первой по-настоящему успешной F2P игрой и примером для подражания для многих разработчиков.Ijji.com – один из самых популярных игровых порталов, где посетители могут выбрать F2P игру на свой вкус и заняться шоппингом в виртуальном магазине.
Взносы и статистика
Платные add-on’ы – в жанре MMORPG вещь традиционная. Но создатели некоторых игр не просто предлагают купить дополнения, а поддерживают свой проект за их счет. Самый известный пример – игра Guild Wars, в которой отсутствует абонентская плата, и вся выручка идет от продаж новых кампаний. Причем игроки не обязаны их устанавливать, но если захочется больше приключений в новых локациях, удовольствие обойдется в $30 за каждый новый add-on.
Тех, кто любит соперничество, разработчики соблазняют спортивными мероприятиями. Например, Ulimate Baseball Online могут скачать и оценить все желающие, но для серьезных геймеров проводятся соревнования со взносом $5 и призами до $4.5 тыс. Разработчики взимают процент с этих денег и так зарабатывают себе на хлеб.
Недавно даже такая компания-гигант, как Blizzard, ввела взносы за участие в официальных турнирах 3v3 на гладиаторских аренах WoW. Игроки, уверенные в своих силах, могут заплатить $20 и создать персонажа 70 уровня на специальном сервере. Те немногие, кто смогут пройти все раунды квалификаций и победить в финале, получают приличный куш. Хотя, конечно, WoW нельзя назвать F2P-игрой, но за игру на турнирном сервере абонентская плата не берется.
Такой доспех можно запросто купить за несколько сотен долларов на пиратском сервере Lineage 2. Если добавить еще тыщонку, то владельцы сервера предоставят достойную бижутерию.Эту летающую доску нельзя достать в игре, но можно приобрести за 10$ в игровом магазине Anarchy Online. По словам разработчиков, недостатка в покупателях у них нет.
Интересную идею подкинули для разработчиков MMO создатели сайта Facebook.com. В прошлом году в этой социальной сети была запущена мини-игра Food Fight, где юзеры могут швырять друг в друга виртуальными сладостями. Покупаются они за игровые деньги, которые начисляются за… ответы на анкетные вопросы. Геймерам достаточно заполнить несколько опросников, подготовленных маркетологами крупных компаний, и затем получить на свой счет бонусы. Интересно, что в таких анкетах нередко встречаются одинаковые вопросы, и если система находит совпадения (что подтверждает достоверность информации), то бонусов дают больше. Таким образом, за пару минут потраченного времени игроки получают виртуальные тугрики, компании – нужную им статистику, а разработчик – плату за анкетирование. Все довольны.
Хотя игровая индустрия выросла в многомиллиардный бизнес, не перевелись еще в мире энтузиасты, которые выпускают настоящие F2P-игры, где не нужно платить ни за время, ни за эксклюзивные вещи, ни за дополнительный контент. Так как их созданием занимаются или одиночки, или небольшие группы разработчиков, качества и разнообразия MMORPG А-класса ждать не приходится. Но некоторые проекты, как минимум, интересны. Например, игра Gekkeiju Online дает возможность побегать в роли анимешного персонажа по средневековому миру, где погода оказывает огромное влияние на геймплей. А в PlaneShift (находящейся на стадии альфа-версии, но уже играбельной) действие происходит внутри гигантского сталактита. Хотя создатели этих игр не требуют денег, самые преданные фанаты порой сами им помогают, перечисляя деньги в виде добровольных пожертвований.
Dungeon Runners
Заключение
Хоронить платные MMORPG пока рано. World of Warcraft, EVE Online, Age of Conan и другие большие хиты будут еще долго привлекать хардкорных игроков, которые все свое свободное время проводят в любимом мире, имеют высокие запросы к качеству и готовы за него платить. Но для казуальных ММО F2P-модель – уже стандарт. В Азии платные игры можно пересчитать по пальцам, да и западные издатели начинают вступают на новое поприще. Достаточно зайти на сайты K2, Ijji и других крупных игроков на рынке онлайновых развлечений – там у каждой игрушки свой магазинчик. Разработчики постоянно экспериментируют с новыми моделями оплаты, и в ближайшем будущем мы наверняка увидим еще более гибкие варианты.
Интервью c Сергеем Орловским
В последние месяцы взгляды российских любителей малозатратных качественных массивно-многопользовательских развлечений обратились в сторону компании Nival Online. Ранее она выступала как издатель таких free-to-play проектов, как «Пиратия» и Granado Espada, а ныне готовит свою MMO – многообещающую «Аллоды Онлайн». Мы расспросили президента компании Сергея Орловского о новом проекте и перспективах бесплатных MMO-проектов в России.
Как мы узнали из анонса «Аллодов Онлайн», игра будет распространяться по модели free-to-play. Почему Nival выбрала именно ее? Ведь схема, основанная на ежемесячной абонентской плате, стала уже стандартной для MMORPG класса «А». Нет ли опасений, что в России, где народ особенно любит «халяву», процент геймеров, готовых тратить на любимое развлечение деньги (когда есть возможность играть даром), будет очень небольшим? Интересно также ваше мнение о рынке MMORPG в России. Почему он так слабо развит по сравнению с той же Азией? Кругом однотипные «браузерки», но практически нет проектов типа EverQuest 2 или World of Warcraft. Какие онлайновые RPG могут заинтересовать русское игровое сообщество?
Сам рынок онлайн-игр в нашей стране еще только формируется, поэтому никаких устоявшихся моделей оплаты пока нет. Например, самая популярная Lineage 2 в основном живет на условно-бесплатных пиратских серверах, с весьма замысловатыми способами оплаты, поощряющими игровой дисбаланс. World of Warcraft требует абонентских платежей, а браузерные игры – обычно free-to-play.
В западных MMO-играх схема внесения денег по подписке возникла не потому, что она представляет собой идеальную экономическую модель, а лишь в силу того, что этот способ наиболее привычен для жителей Америки и Европы. Для западного человека совершенно естественно детально планировать свой ежемесячный бюджет и оплачивать кредиткой все покупки, включая квартиру, машину, интернет, мобильник, телеканалы – и игры. У нас же жизнь бурлит – никто не знает, что может случиться завтра. Российскому игроку проще отдать один раз 1000 рублей и быть уверенным, что больше тратиться на игру не придется. В этом мы больше азиаты, чем eвропейцы, и нечего здесь стесняться. Во всяком случае, даже если захочется раскошелиться – это будет свободным выбором игрока, а не необходимостью.
Поэтому у нас модель free-to-play и является более популярной. Она пришла с Востока: из Кореи, Японии, Китая. Благодаря ей китайский MMO-рынок уже сейчас обогнал американский. Там, кстати, сначала тоже пытались по-западному сделать подписку, но безуспешно, и остановились на бесплатной модели, которая теперь, хоть и с опозданием, начинает завоевывать Европу и США. Сегодня многие ведущие западные издатели ММО имеют F2P-проекты класса «А» в разработке, но их выход запланирован лишь на 2009-2010 год, так что мы банально обгоняем. Сама же модель free-to-play – более демократичная. Да, у нее тоже есть недостатки, но при правильной реализации их не больше, чем у подписки. Ведь из самого определения «free-to-play» следует лишь то, что можно так или иначе играть бесплатно. К сожалению, на большинстве пиратских серверов и низкокачественных браузерок эта модель была реализована неправильно и потому она напрочь сбивает игровой баланс. Нам сейчас приходится исправлять положение. Мы хотим показать публике рынок free-to-play с «человеческим лицом».
Какие бонусы смогут получить геймеры, вложив определенную сумму в «Аллоды Онлайн»? Будут ли в выставленном на продажу гардеробе вещи, повышающие характеристики или дающие игрокам иные преимущества? Планируете ли вы ввести платный контент, как это реализовано, к примеру, в Anarchy Online?
Для «Аллодов Онлайн», на основе опыта других проектов, мы разрабатываем ту гармоничную формулу бесплатной игры, на которую в дальнейшем будут ориентироваться все отечественные разработчики. Основные принципы нашей модели: отсутствие подписки, премиум-аккаунтов и каких-либо ограничений для людей, играющих даром. Нам нужны бесплатные геймеры, чтобы делать мир насыщенным и интересным. В «Аллодах Онлайн» будет магазин, однако мы не собираемся продавать вещи, которые невозможно раздобыть в игре, и не станем торговать товарами, нарушающими баланс. Наоборот, многие предметы удастся получить только в игре, купить за деньги их будет нельзя. Мы хотим уравнять в правах, условно, студентов, готовых посвятить игре большое количество времени, и тех, кто в силу своей занятости не может уделять онлайну более двух часов в день. Словом, в «Аллодах Онлайн» будет работать правило «деньги = время», но ни в коем случае не «деньги = сила».
Перед выбором модели F2P вы наверняка изучили статистические данные. Расскажите, какой в среднем процент от всех игроков составляют «платники»? Что чаще всего они покупают в игровых магазинах? Кто эти люди – просто состоятельные поклонники или хардкорщики, старающиеся быть впереди всех?
Если рассматривать в качестве примера ММО-рынок Китая, то онлайновые геймеры составляют около 4% от всего населения страны. При этом нет ни одной предпосылки к тому, что в России должно быть меньше. Таким образом, через год в нашей стране будет около 7 млн онлайн-игроков. Следуя той же аналогии, цифра в 3-4 млн пользователей «Аллодов Онлайн» для нас вполне достижима. Российские игроки очень лояльны к MMORPG-проектам – и количество таких игроков постоянно растет. Что касается плательщиков, то их количество колеблется от 7 до 15% активных игроков. Наш опыт показывает, что процент в большей степени зависит от самого проекта, чем от рынка. А в игру мы верим.
В последние годы разработчики экспериментируют с новыми способами извлечения прибыли из онлайновых игр. Например, в City of Heroes скоро планируют ввести внутриигровую рекламу реальных продуктов. Как вы считаете, перспективны ли такие решения и какие еще варианты можно ожидать в ближайшем будущем?
Реклама в онлайн-играх – это очень перспективное направление, в котором Восток опять обогнал Запад. Онлайн-игры в Азии стали культурным мейнстримом, собирают миллионные аудитории за счет своей доступности, превращаясь во все более привлекательные медиа-площадки. Рекламодатели во всех странах видят эти тенденции и перестают воспринимать игровую аудиторию как нечто незначительное. Они начинают в такие проекты вкладываться. Вообще, реклама, гармонично интегрированная в игру, не раздражает пользователей. Согласно всем исследованиям, геймеры воспринимают product placement без какого-либо отторжения, как дополнительный фактор реалистичности самого игрового мира. Когда в какой-нибудь гонке вдоль дорог стоят щиты с «настоящей» рекламой вместо эмблем издателя/разработчика, или в хоккейном симуляторе, например, на бортах площадки видны известные логотипы – это всегда «оживляет» игру. Естественно, при условии грамотной и ненавязчивой интеграции продукта или услуги в проект. Кроме того, размещение рекламы в игре дает разработчикам дополнительную возможность улучшать качество проектов, сохраняя бесплатность для игроков. Ведь если платит рекламодатель – то игроку все обходится дешевле. Думаю, геймеров это только порадует.
Возвращаясь к «Аллодам Онлайн»: еще когда Nival выложила в Сети первые скриншоты из игры, сразу пошли разговоры, что она во многом напоминает World of Warcraft – графикой, стилем оформления персонажей и мира. После презентации на КРИ мнение только укрепилось. Насколько сильно игра Blizzard повлияла на разработчиков «Аллодов» и стоит ли ожидать сходства в других областях, например, интерфейсе и особенностях классов?
Все разработчики «Аллодов Онлайн», безусловно, играли в World of Warcraft. Это совершенно естественно, так же как и то, что они знакомы с большинством других популярных онлайн-проектов. Очевидно, что, создавая «Аллоды», мы изучали опыт лучших игр, понимая, какие их элементы понравятся российским геймерам. Мы этого не скрываем. Но если вы вспомните, то и World of Warcraft в свое время обвиняли в похожести на EverQuest, а EverQuest в похожести на Meridian 59; его, в свою очередь, на DikuMUD, и т.д. Подобные сравнения неизбежны из-за того, что MMORPG, в принципе, достаточно стабильный и сложившийся жанр. Но! Помимо более-менее стандартного геймплея на островах, в «Аллодах Онлайн» появится новый уникальный пласт – это Астрал с его астральными путешествиями, кораблями и битвами. Такого в других играх еще не было – думаю, игрокам в «Аллоды Онлайн» будет на что полюбоваться.
Подождите совсем немного – скоро мы подробно расскажем о Хадагане, покажем, как выглядит Империя, и аналогий с детищем Blizzard сразу станет гораздо меньше. В хорошем смысле (улыбается). А потом, согласитесь, что сравнение с World of Warcraft – далеко не самое худшее. Ведь на сегодняшний день – это лучшая игра в мире. А то, что Nival Online делает проект, который уже сейчас оценивают по меркам лидера мирового рынка, демонстрирует, что наша онлайновая игровая индустрия уже находится на мировом уровне. Пусть даже с небольшим отставанием. Что для нашей страны – редкость! Поэтому – ждите очень интересных новостей и анонсов по «Аллодам Онлайн». Они появятся в ближайшее время.
City of HeroesМин Ким из компании Nexon считается ведущим специалистом по модели F2P.
1588 Прочтений • [Прелести халявы: Free-to-play идет в наступление] [12.04.2012] [Комментариев: 0]