В этом году фирме Games Workshop исполняется 33 года. Достигнув былинного возраста, «Мастерская игрушек» собирается с помпой отпраздновать осенью 25-летие вселенной Боевого молота (Warhammer Fantasy Battles, WFB). Представьте: уже без малого четверть столетия мы с вами собираем книги армий и миниатюры орков и гоблинов, высокорожденных эльфов, бретонских паладинов, вампиров Старого Света и Империю людей, не считая всевозможных драконов, мантикор, демонов и отродий Хаоса! Тысячи миниатюр вымышленных созданий продаются в «белом металле» и пластике по всему свету, от старой доброй Англии, до Японии и Австралии.
Тысячи поклонников этого коллективного бреда каждую неделю выводят свои армии навстречу победам и поражениям, а общие тиражи книг «Черной библиотеки», дочернего издательства «Мастерской игрушек», давно уже перешагнули миллионный рубеж. Персонажи из обеих вселенных Боевого молота (Warhammer Fantasy Battles и Warhammer 40,000) – космические десантники, тираниды, крысолюди с дварфами и многие другие – прочно обосновались по ту сторону монитора и завтра станут героями эпических голливудских блокбастеров… Но самое главное, что за всеми этими картинками в книгах армий и кодексах, миниатюрами из блистеров и картонных коробок стоят живые люди, художники и скульпторы. Давайте познакомимся с ними!
Джон Бланш (John Blanche)
Сайт: www.lvxmvndi.com
Патриарх, бессменный ведущий художник, Леонардо да Винчи «Мастерской игрушек», с одинаковой легкостью изображающий и Зеленокожих, и личную гвардию Императора из далекого мрачного будущего. Джон Бланш всерьез уверен, что готика – это не архитектура минувших времен, а состояние души. Благодаря Джону Бланшу мы увидели Старый Свет в картинках в «Тени Рогатой Крысы», его графические работы неповторимы по стилю и насыщены деталями, как средневековые хроники. Благодаря его воображению мы узнали, как выглядят Сестры Битвы, черные храмовники космодесанта и рыцари ордена Пантеры. Никогда не изменяя красно-желто-черно-белой палитре, Джон создает окна в другие миры, которые открываются на стартовых боксах третьей редакции WH40K и Epic 40K, его великолепные черно-белые рисунки к пятой редакции WFB (Империя, орки и гоблины, скавены, эльфы и Псы Войны) помогли воплотить все эти образы в «белом металле», а с 1992 года – и в пластике.
Джон Бланш первым предложил концепцию Старого Мира, основанную на западноевропейском эпосе, скандинавских сагах и ирландских мифах. И если мы никогда не узнаем, кто первым пририсовал длинные ушки эльфам, то можем наверняка сказать, что именно Джон Бланш придумал зеленокожих орков, гоблинов и снотлингов в далеком 1982 году (за- а- адолго до Blizzard и Warcraft!).
Дэвид Галлахер (David Gallagher)
Сайт: нет
В начале девяностых годов растущие тиражи позволили Games Workshop перейти на шикарную цветную полиграфию, и уже в четвертой-пятой редакциях WFB Дэвид Галлахер выступил как блестящий мастер обложки. Его крепкий реалистический рисунок и веселый кавер-арт к кодексам скавенов, Империи, Псов Войны, орков с гоблинами и темных эльфов пятой редакции навсегда вошли в историю жанра. Даже теперь, когда обложками занимаются Карл Копинский и Пол Дейнтон (художники с потрясающей работоспособностью!), они всего лишь продолжают концепцию Дэвида и работавшего с ним Джеффа Тейлора («Вампиры» пятой редакции WFB). Именно они в середине девяностых годов впервые позволили нам увидеть существа Старого Света изображенными так детально и ярко. И пусть кодекс «Космических десантников» Дейва Галлахера, в свою очередь, был лишь римейком обложки Джона Стибика к Rogue Trader, самой первой реинкарнации WH40K, но галлахеровские космодесантники, стоящие до последнего спина к спине, навсегда врезаются в память каждого, кто их увидит.
Карл и Стефан Копинские (Karl & Stephan Kopinski)
Сайт: www.karlkopinski.com
Два брата-графика, чей талант проявился и в стартовых книгах великой шестой редакции WFB, вышедшей в 2000 году: «Империя» и «Орки и гоблины». В мастерстве не уступая Адриану Смиту, братья Копинские вместе с Полом Дейнтоном (главой отдела оформления книг в Games Workshop) создают сотни рисунков. Все оформление изначально делается в цвете, однако, по традиции «Мастерской игрушек», в книгах армий и кодексах вспомогательные иллюстрации, кроме вкладок, должны быть черно-белыми, поэтому для печати рисунки специально обрабатываются. Общий вклад Копинских в новые редакции Warhammer воистину неоценим. Практически каждый месяц выходят переиздания книг армий или новый кодекс – и там мы встречаем их работы. Скрупулезное знание деталей рыцарских доспехов и снаряжения гвардейцев Империи, а также военной униформы в общем, заставляют меня уважать их труд и верить, что именно на таких художниках и держится мир военно-исторической и фантастической иллюстрации.
Адриан Смит (Adrian Smith)
Сайт: www.adriansmith.co.uk
Адриан Смит начинал свою карьеру, работая над оформлением варгеймов Warzone и Chronopia, которые выпускались ныне покойной Target Games. В 1999 году он стал штатным художником Games Workshop. Слегка «чернушный» стиль Смита оказался идеальным для изображения самых мрачных сцен из вселенных «Боевого молота». Оформление книги «Орды Хаоса» стало эталоном изображения демонических тварей, и теперь ни одна книга Games Workshop, посвященная Темным богам, демонам и отродьям Хаоса, не обходится без иллюстраций Адриана Смита. По моему мнению, его тираниды еще более зловещи, чем демоны, впрочем, советую убедиться в этом самостоятельно, зайдя на его сайт.
Фантастические, гротескные и одновременно убедительные образы к карточным коллекционным играм (CCG) по вселенным «Боевого молота», вышедшим в 2002 году, а также обложки книг «по мотивам» Warhammer (Liber Chaotica и Armageddon) и сборников иллюстраций, дают повод назвать Адриана Смита настоящим Иеронимом Босхом «Мастерской игрушек». Из других работ мэтра можно отметить графическую новеллу Broz, созданную им совместно с Пэтом Миллсом (Pat Mills), «крестным отцом британских комиксов».
Джес Гудвин (Jes Goodwin)
Сайт: нет
Не зря при упоминании фамилии Гудвин на память приходит «Волшебник изумрудного Города», Джес – действительно «великий и ужасный»! Он занимается концепт-артом и технологическим дизайном пресс-форм для всех боксов Games Workshop и возглавляет 3D-подразделение, в котором после твердотельного моделирования на «Макинтошах» появляются пресс-формы танков и боевых машин. Благодаря Джесу мы знаем, как выглядят Land Raider космодесанта и Devilfish тау. Облик Абаддона-Разрушителя, дизайн космодесантников Хаоса и боевых костюмов тау также разрабатывал он. Не говоря уже о том, что в 1998 году именно Джес создал на бумаге доспех космодесантника, который мы затем увидели вначале в пластике, а потом и на экранах компьютеров в Warhammer 40,000: Dawn of War.
Как делаются миниатюры
В XVI-XVII веках технология была следующей: в гипсовой пластине штихелем вырезали половину будущей фигурки, потом передавливали контур на другую такую пластину и выбирали вторую половину солдатика, впрочем, миниатюры все равно получались плоскими. По месту появления их называли «нюрнбергскими». Такой способ изготовления дожил и до наших дней, однако в XX веке технический прогресс позволил использовать литейные станки с центрифугой, а значит, делать и более объемные фигурки. Их начали выпускать в нескольких масштабах: 54 мм (М 1:32), так называемый «коллекционный», потому что такие миниатюры обладают богатой деталировкой, или 20 мм (М 1:72), «авиационный», потому что сначала в этом масштабе стали выпускать пластиковые самолеты и только потом фигурки людей.
Но варгеймерские масштабы другие: классический – 25 мм или 28 мм (М 1:56), есть и сверхпопулярный 15 мм, и 10 мм, и даже 6 мм. Warhammer начинал с 25 мм и теперь уходит ввысь до 28 и даже 30 мм, чтобы дети и подростки могли спокойно красить детали.
Сначала, как и для 3D-модели, создается на бумаге рисунок, концепт-арт, потом на проволочный каркас налепливаются мышцы из специальной массы-«зеленки» (green stuff), части тела и одежда, причем инструменты используются самые разнообразные – от причудливых скульпторских стеков до обычной иголки при создании кольчуги.
Потом это все формуется, и пресс-форма отправляется на доработку штихелем, а затем в литейный цех.
Миниатюра из «белого металла» состоит из 2-3 частей, очень прочна и детализирована, впрочем, все больше и больше людей, орков и эльфов появляется в пластике, который удобно резать для создания собственных вариантов поз и конверсий. Пластик дешев в изготовлении, но очень дорог в создании пресс-форм, поэтому в нем выходят самые распространенные боксы пехоты, кавалерии и артиллерии. А теперь – даже драконы и гиганты!
Брайан Нельсон
Сайт: нет
Демиург Зеленокожих, создатель самых лучших хаоситов WFB – как рыцарей в «белом металле», так и воинов Хаоса в пластике, Брайан, как и близнецы Перри, долгое время работал в военно-исторической миниатюре, занимаясь XVIII веком и наполеоникой. Но навсегда вписал свое имя в пантеон славы Games Workshop, сотворив в 1999-2003 годах самых убедительных и запоминающихся орков! Поучаствовав в создании огров, новой книги армий и новой расы в WFB, великолепных по лепке и концепции, Брайан покинул Games Workshop – и мы можем только сожалеть об этом…
Алан и Майкл Перри (Alan & Michael Perry)
Сайт: www.perry-miniatures.com
«Неистовые близнецы» сейчас заняты вселенной «Властелина Колец», именно они вдвоем лепят сотни фигурок к этому модельному ряду по известному фильму, не забывая о собственной фирме Perry Miniatures, занимающейся военно-исторической миниатюрой. Именно Алан и Майкл являются старейшинами в отделе по лепке миниатюр GW. В свое время я по-настоящему влюбился в бретонцев и имперцев, вылепленных близнецами, именно из-за точнейшего соблюдения деталей и достоверности в экипировке доспехов, базирующихся на костюмах времен Столетней войны и «нарядах» ландскнехтов (для Империи людей WFB). Близнецы занимаются военно-исторической реконструкцией, ездят на мероприятия и шоу, посвященные противостоянию Алой и Белой Розы и Бургундским войнам. В 1996 году на одном из таких шоу при выстреле из пушки Майкл лишился кисти правой руки и теперь использует специальный протез-захват для миниатюр (Майкл – левша и работает левой рукой, впрочем, как и Алан).
Братья Перри создали направление Warhammer Ancient Battles, участвуя в этом замечательном проекте как иллюстраторы, скульпторы и геймдизайнеры. Одаренные, яркие личности, одержимые своей работой, вселяющие в сердца поклонников любовь к военной истории и возрождающие образы армий прошлого в своих миниатюрах – вот кто для меня близнецы Перри. Сейчас они заняты выпуском линейки пластиковых миниатюр, посвященной Гражданской войне Севера с Югом в США (уникальных в своем роде, впрочем, вы можете узнать все подробности на сайте братьев).