Хотя к началу XXI века наша страна уже лет десять была Российской Федерацией, а не Советским Союзом, разработчики не спешили адаптировать свои штампы, связанные с russkimi. Понять, что мы уже не «красные» и на смену серпу и молоту снова пришел двуглавый орел, для многих было непросто. Помогла смена президента – когда улыбающийся Ельцин отдал трон серьезному Путину, образ медведя с водкой затмил «волк КГБ» (помните, в BioShock?). Правда, новый образ был не лучше старого – вместо «государства странных коммунистов, победившего во Второй мировой» мы стали «государством странных демократов, которое не может закончить войну в Чечне». Сериал Call of Duty от Activision наглядно иллюстрирует эту трансформацию.
Call of Duty (сериал) Год выхода: 2003 и дале Изображаемый период: Вторая мировая, недалекое будущее
Первые игры сериала Call of Duty были посвящены Второй мировой войне, и нам неоднократно приходилось воевать за русских. Пусть эти шутеры делались не по учебникам, а скорее по мотивам таких фильмов, как «Враг у ворот», зато в них нас заставляли сражаться плечом к плечу с однополчанами, на городских улицах и открытой местности, в условиях, близких к реальным – правда, «эффект присутствия» зачастую достигался за счет жесткой заскриптованности событий.
Пропаганда: Да, несоответствия в военной форме, звездочки на знамени не с той стороны и одна винтовка на десять человек – но, по крайней мере, авторы признают сам факт победы России во Второй мировой и берут наиболее яркие, ключевые, можно сказать, символические эпизоды – Сталинградскую битву, штурм дома Павлова, взятие Рейхстага. Пусть историчность страдает, но идеологическое наполнение – на уровне.
Провокация: Стоило разработчикам в четвертой серии отойти от стереотипа и ввести «плохих русских» и «хороших русских» одновременно, как игроки тут же начали путаться – ведь те и другие были одеты в одинаковую форму. Многие сочли игру антироссийской пропагандой, и даже тем, кто сумел разобраться в сюжете, не слишком пришлась по душе история о том, как британские и американские спецподразделения действуют на нашей территории, словно у себя дома.
Republic: The Revolution Год выхода: 2003 Изображаемый период: абстрактный
Действие этой политической стратегии происходит в вымышленном государстве Novistrana («Новострания» в русской локализации), где ваш герой пытается партизанскими методами свергнуть правление диктатора Карасова, бывшего кагэбэшника.
Пропаганда: Параллелей с постсоветскими странами в игре немало. Псевдославянская речь, города с названием Березина, Екатерина и Пугачев, намеки на нашествие Наполеона, православная церковь. И из более поздних примет времени – архитектура в стиле «сталинский ампир», «кровавая гэбня», диссиденты... Сцены «танки в городе» и «разгон демонстрации полицией» выглядели пугающе знакомо.
Провокация: Пороху придумать нормальную письменность у авторов все-таки не хватило, и надписи на новистранском выглядели в духе «ЯEД ALEЯТ». Кроме того, игровая механика требовала, чтобы страна была небольшой – не Союз и не Содружество, а одна маленькая республика, как и обещалось в заголовке.
Shadow Hearts: Covenant Год выхода: 2003 Изображаемый период: 1915 год
RPG из славного рода Shadow Hearts знамениты экскурсами в прошлое, турпоходами с осмотром реально существующих достопримечательностей и встречами с видными деятелями былых времен. Действие Covenant разворачивается в 1915 году, во время Первой мировой войны. И пускай виртуальный Санкт-Петербург состоит всего из нескольких экранов-улиц, пускай приключения героев не заменят учебник истории – истреблять монстров в Эрмитаже от этого не менее увлекательно.
Пропаганда: С историческим материалом обошлись бережно: и император прекрасный семьянин, но не лучший правитель, и императрица боготворит Распутина, и народ в Санкт-Петербурге недоволен войной да прислушивается к социалистам. Даже то, что Распутин заключил сделку с дьяволом, не слишком противоречит образу колдуна из Сибири, который получил целительские способности невесть как и невесть от кого. Кстати, главный герой – наполовину русский, наполовину японец.
Провокация: Принцесса Анастасия перенимает способности у монстров при помощи фотоаппарата; Распутин не устраивал покушений на Николая II.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater Год выхода: 2004 Изображаемый период: 1964 год
Эклектичный сериал MGS бывает то реалистичен до тошноты, то невероятен до смеха. В третьей части один американский шпион пробирается на территорию закрытого советского города Целинноярска, чтобы убить другого американского шпиона (как будто дома разобраться не могли). По пути герой сражается с солдатами ГРУ, автоматчиками в летающих ступах, крокодилами, привидениями, полковником Волгиным и советским гигантским боевым роботом Шагоходом. Кульминация наступает, когда полковник Волгин эмпирически оценивает первичные половые признаки героя и заключает: это вовсе не Иван Райденович Райков, а американский шпион!
Пропаганда: Самый правдоподобный персонаж – конструктор Гранин, алкоголик и патриот, изобретатель двуногого Метал Гира.
Провокация: Солдаты на летающих ступах, крокодилы в болотах отечества, придурочные советские офицеры-ниндзя, безумный космонавт с надписью «БЕЙ!» на шлеме, неведомый фрукт «яблоко молоко» и, конечно, феерический лозунг «Война. Мир. Змейка» в начальных титрах.
Shin Megami Tensei: Devil Summoner Год выхода: 2006 Изображаемый период: Япония, начало XX века
Согласно сюжету игры (по жанру она – action-RPG), пошел уже двадцатый год правления императора Тайсё, хотя на деле тот процарствовал всего 15 лет. Так что хоть создатели и стараются отразить дух эпохи, конфликт между старыми порядками и индустриальным прогрессом, к абсолютной исторической достоверности они не стремятся, предпочитая показать альтернативное развитие событий. Главный герой, молодой заклинатель демонов, устраивается на работу в частное детективное агентство, чтобы успешнее оберегать японскую столицу от сверхъестественных недругов. В ходе расследований он встречается со сбежавшим из России Распутиным. Одиозный колдун не оказывается главным противником заклинателя, но насолить ему успевает.
Пропаганда: Распутин то и дело вставляет в фразы отдельные слова на русском – даже по-советски обращается к герою - “товарищ". Убедительно охоч до женщин.
Провокация: Чудесно воскресший киборг-Распутин с командой клонов, лубочный гопак вокруг матрешек.
Destroy All Humans! 2 Год выхода: 2006 Изображаемый период: шестидесятые годы XX века
Мировой тур инопланетянина Крипто под лозунгом «Дезинтегратором по бездорожью и разгильдяйству» прошел по (несуществующим) городам США, Японии, Великобритании и Советского Союза. Как всегда, в бедах человечества (и алиенства) оказались виноваты злобные русские, однако авторы предусмотрели шикарный сюжетный поворот, чтобы отвертеться от упреков в антисоветчине. Мы, пожалуй, не будем говорить, в чем он состоял – а то вдруг кто-нибудь еще не доиграл?
Пропаганда: Русские в игре выглядят достаточно убедительно. Вездесущие агенты КГБ в строгих черных костюмах и с нездоровой страстью к водке – верим! Закрытый городок Tunguska, где по улицам расхаживают вооруженные солдаты и старушки в платочках, а среди пятиэтажек промзоны понуро торчит памятник Ильичу, тоже сделан на удивление правдоподобно. И даже цензурные и нецензурные восклицания, вроде bojemoi и tvoyu mat’, персонажи употребляют к месту.
Провокация: То, что советский премьер на самом деле оказался… ну, как бы так сказать, чтобы секрет не раскрыть… не совсем русским… нет, не так. Не от мира сего? В общем, в том, кем Миленков оказался на самом деле, все-таки есть некоторая натяжка. Хотя какая может быть натяжка в игре, где в главной роли – лупоглазый «зеленый (Крипто: «Я не зеленый!») человечек»? Вторую клюквенность мы нашли на официальном сайте игры. О «спортсмэнке и комсомолке» Наталье там говорится «daughter of Ivan and Boris». Или это вроде как «дочь полка»? Ну, и то, что двое русских при встрече говорят на ломаном английском – это, конечно, тоже смешно, но ясно зачем сделано – чтобы зарубежный игрок понял, о чем речь.
Civilization IV Год выхода: 2007 Изображаемый период: вся человеческая история
«Мы наш, мы новый мир построим!» – таков девиз «Цивилизации» и прочих глобальных стратегий. Играйте хоть за Россию, хоть за Китай – все равно ходов через пять история у вас наверняка пойдет совсем не тем путем, что описан в учебниках. Однако, сколь фантастичен не был бы ход игры, авторы все равно пытаются придать разным нациям некоторую индивидуальность и узнаваемость.
Пропаганда: В Civilization IV фигурируют два российских правителя: Петр и Екатерина, в дополнении Warlords к ним добавился Иосиф Сталин, представленный «агрессивным индустриалистом». Петр, по версии Сида Мейера, является «философом» и сторонником экспансии, а его любимый строй – полицейское государство. Екатерина обладает творческими и экономическими талантами и горой стоит за наследственное право. Все достаточно нейтрально, благопристойно и похоже на правду. Уникальное войско, доступное русским, – казаки. Почему бы и нет?
Провокация: Если в 1917 году вы внезапно окажетесь во главе Союза Советских Рабовладельческих Республик, вините сами себя. Хотя, конечно, играть в Civilization «исторически корректно» намного сложнее, чем «как играется».
Grand Theft Auto IV Год выхода: 2008 Изображаемый период: наши дни
Герой игры – не русский (серб), но общаться с нашими бывшими соотечественниками ему приходится едва ли не чаще, чем со своими, и духом от игры веет прежде всего русским, а не сербским. Печальным таким эмигрантским русским духом.
Пропаганда: Михаил Фаустин, владелец кабаре «Перестройка», строит светлое будущее для своей дочки и в стремлении стать «настоящим американцем» выбрасывает из дому… любимый самовар жены. Грустно, смешно, но правдиво. Увы, «третья волна эмиграции» не обогатила Соединенные Штаты гениальными учеными, писателями и деятелями искусств – ведь Россию отныне покидали не по политическим убеждениям или из-за гонений, а в погоне за «американской мечтой».
Провокация: Игра раскрывает тему гастарбайтерства под новым углом. Легко говорить «понаехали тут», пока сам не окажешься «понаехавшим». GTA IV намекает нам, что для «гостей страны» существует лишь преступный путь, да и его рисует не радужными красками. Нет бы сделать хорошую игру про адаптацию иммигрантов легальными методами!
Японцы, в отличие от американцев, с русскими воевали в открытую. Значит, и знаем мы с ними друг друга получше. В японских файтингах то и дело мелькают имена вроде Зангиева и Потемкина, да и в играх других жанров, пусть и фантастических, русская тема затрагивается весьма часто и раскрывается достойно – правда, речь идет все больше о делах давно минувших дней.
Как видите, и в век глобализации амплитуда колебаний «клюквометра» не слишком снизилась. Некоторым разработчикам просто нравится «гнать пургу» про Россию, а многим игрокам, с другой стороны, гораздо милее медвежий пляс, чем унылые новостные сводки. Главное, чтобы у вас самих на плечах была человеческая, а не медвежья голова. Если авторы игры «неправильно» изображают русских – да кого угодно! – возможно, их видение не менее интересно, чем какая-нибудь «национальная идея», которой тоже не все россияне слепо следуют. Игры «про русских» дают нам возможность взглянуть на себя чужими глазами – а это не самый плохой способ самопознания. <<1-я часть «В тени развесистой клюквы»
806 Прочтений • [«В тени развесистой клюквы». Часть 2] [12.04.2012] [Комментариев: 0]