В этом году игровым издателям полюбилась идея мини-Е3 – встреч, на которые зовут журналистов из наиболее важных для компаний специализированных изданий. Каждая такая встреча посвящена презентации свежих проектов: тех, что вот-вот поступят в продажу и тех, что пока еще находятся в разработке. Главная идея – показать, чем компания сильна, на что она делает ставку в грядущей борьбе за геймерское уважение и кошельки. Сейчас, когда я пишу этот репортаж, корреспонденты «СИ» уже отметились на презентации Midway и готовятся поехать в гости к Sierra. Мне же выпало в начале апреля отправиться в Сан-Франциско – на THQ Gamers’ Day.
Нынешняя подборка новинок THQ перекликается с прошлогодней линейкой. В 2007 году издательство опубликовало мультиплатформенную игру по мотивам «Рататуя», в этом – вновь трудится над проектом по лицензии от Pixar (Wall-E для PS3, Xbox 360, PC, Wii, PS2, DS и PSP). Конана из одноименного экшна от третьего лица сменил на боевом посту всадник Война из Darksiders: Wrath of War. Гонки на мотоциклах передали эстафету гонкам на «багги» ( Baja для Xbox 360 и PS3). Как и ожидалось, обзавелся cвежим выпуском реслинг WWE SmackDown vs. Raw. Инопланетяне же открывают новый сезон охоты на «мерзких людишек» в Destroy All Humans! Path of the Furon (PS3, Xbox 360). Впрочем, главную ставку THQ cейчас делает на две игры: Red Faction: Guerilla (хоть она и появится еще не скоро) и Saints Row 2. А теперь о самом запомнившемся – поподробнее.
Red Faction: Guerilla Разработчик: Volition Платформа: PC, PS3, Xbox 360 Дата выхода: 2009 год
«И на Марсе будут яблони цвести!» – обещала популярная песня тех времен, когда каждый третий, если не второй советский мальчишка мечтал стать космонавтом. А вот шутер от первого лица Red Faction, вышедший на PS2 гораздо позднее, в 2001 году, нарисовал куда более мрачную картину. «Алая планета» в XXII веке служит гигантским рудником – межзвездной Аляской, которой завладела могущественная корпорация. Наивные подростки записываются в шахтеры, надеясь сколотить состояние, но на деле обрекают себя на рабский труд в нечеловеческих условиях. Разве что за воздух, в отличие от марсианских обитателей из фильма «Вспомнить все», им платить не приходится. Кто-то копает не разгибаясь, а кто-то (в том числе главный герой) присоединяется к местным бунтовщикам из подпольной «Красной Фракции», чтобы показать проклятым капиталистам, на что способен разъяренный горняк. Пусть и в рамках жестко заданного сценария. Продолжение пополнило копилку отсылок к «Вспомнить все» новыми подробностями: шахтера сменил «совершенный солдат» из элитного подразделения. Сперва спецназовцы верой и правдой служили корпорации, но революционный дух оказался той еще заразой, и бывшие каратели превратились в заправских подпольщиков.
Но те, кто изображал Солида Снейка в стерильно обезличенных коридорах первой Red Faction, пробивал стены выстрелами из rail launcher и слышал вопли солдат в духе «Не стреляй, у меня кончились патроны!», прекрасно знают: главное в сериале – вовсе не шпионские страсти, а возможность разрушать декорации с пользой для прохождения. Так и тянет написать – «все декорации», но нет – самовольно разнести корпоративные гнездовья, умело понатыкав взрывчатку, не позволялось. «И не надо! – настаивали разработчики Call of Duty 4 еще летом прошлого года. – Если позволить игрокам сровнять с землей что угодно, это может серьезно испортить геймплей!» И добавляли, что обеспечивать GTA-подобные миры разрушаемыми ландшафтами нужно крайне продуманно и осторожно.
Студия Volition взялась проверить аргумент на прочность: Red Faction: Guerilla, не в пример предшественницам, обещает сменить покатушки по сюжетным рельсам на свободные рысканья по суровому марсианскому миру. Который станет еще суровей после того, как главный герой займется уничтожением зданий и заборов. А вид от третьего лица позволит игрокам налюбоваться на летящие во все стороны обломки бетона и штукатурки. Схлопотать куском арматуры по героическому лбу, увы, не выйдет. «Какие миссии выполнять, кого поддерживать, – мы оставляем решение вам» – с горящими глазами рассказывали создатели во время презентации играбельной демоверсии. На экране гигантский робот вгрызался в типовой барак точно в шоколадку. Вспомнив о перестрелках в Resident Evil 4, я решила от коллег по индустрии не отставать и опробовать новинку самолично. Пара минут – и мой боец с кувалдой наперевес бежит по дружественному поселению, а полы его шинели (да, никаких скафандров!) развеваются так энергично, будто вентилятор является обязательным элементом экипировки. Происходящее напоминает оживший комикс: в этом я убеждаюсь, как только с одного удара проламываю кувалдой дыру в стене и выбегаю на дорогу. Бестелесный голос по радио призывает всех сочувствующих прийти на выручку шахтерам, которых солдаты из Earth Defense Force поймали и под конвоем везут на допрос. Человеколюбие проигрывает любопытству; я возвращаюсь на базу, чтобы опробовать кувалду в мирных условиях. Прошел мимо слесарь – огреть его по темечку, стоит здание – пробить себе проход, железный ящик попался – и на нем испытать оружие! Машины ударам не поддавались, здания не разваливались, пока герой не уничтожал несущие стены, от ящиков отскакивали крышки, гражданские гибли, но – о чудо! – их знакомые по-прежнему относились ко мне по-человечески, не разбегались в стороны, а радиособеседник не спешил объявлять меня корпоративным прихвостнем. Возможно, для этого пришлось бы истребить всю базу или основательно завалить миссию? Немедленного возмездия за невыполненное задание также не последовало.
За соседней консолью коллеги вовсю исследовали возможности satchel сharge, расположив бомбы с таймером по четырем углам здания и затем подорвав их на расстоянии. Крыша осела, а коллеги отыскали еще одно оригинальное применение кувалде – попытались вскопать марсианскую почву. Та не вскапывалась, хотя еще в первой Red Faction после ракет в земле оставались кратеры (пусть и не всегда).
Из доступных машин поблизости оказались лишь грузовики; проломить автомобилем забор или стену барака так же просто, как и кувалдой. Горняцкая техника сработана на славу – от первого столкновения не разваливается и колеса не теряет.
Из дополнительного оружия в демоверсии засветились снайперская винтовка и противотанковый гранатомет. Патроны к винтовке (как и ракеты) сами собой не восполняются, но герой умеет автоматически собирать трофеи – вернее, складывается впечатление, что обоймы сами то и дело прыгают в его карманы, когда он спешит мимо поверженных противников.
Зато пока враги еще живы, одолеть их влегкую не выходит. Вернее, впечатление у меня сложилось двойственное: то неприятели бросаются врассыпную, прячутся за зданиями и всячески стараются отравить герою жизнь, а то ведут себя точно зеленые новобранцы – кидаются прямиком под пули (вполне возможно, что это всего-навсего огрех демоверсии). Без карикатурных удираний с воплями и тут не обошлось. Возвращаются ли поганцы обратно, понять сложно: в пылу боя за всеми не уследишь.
Мультиплеер будет поддерживать до 16 человек одновременно, причем в Volition обещают предусмотреть миссии, в которых высокая разрушаемость декораций сыграет важную роль.
Когда, вернувшись, я взахлеб рассказывала нашему консольному редактору, Артему Шорохову, о гигантских роботах и оседающих в облаке пыли бараках, он напомнил мне о шутере Black, который создатели не стеснялись называть «gun porn». Окажется ли вся Red Faction Guerilla откровенной одой разрушению, пока неясно, но то, что мне удалось увидеть, производит самое благоприятное впечатление. Интересно, в подарочное издание вложат миниатюрную кувалду?
Saints Row 2 Разработчик: Volition Платформа: PS3, Xbox 360 Дата выхода: 26 августа 2008 года (США)
Как-то Грег Донован, продюсер Saints Row 2, заявил в интервью: «Баги в сиквеле непременно будут!» Сетевая общественность немедленно всполошилась. Когда разработчики свое детище нахваливают – это дело привычное, но когда ругают еще до выхода – кто не насторожится? С тех пор Доновану приходится на встречах с журналистами пояснять – дескать, он попросту имел в виду, что безупречных игр не бывает.
Отвоевывать аудиторию у GTA IV вторая Saints Row собирается при помощи двух козырей: нарочитой гротескности происходящего на экране и кооперативного режима. Местный генератор персонажей штампует героев, которые выглядят угловатыми манекенами рядом, скажем, с джонами шепардами из Mass Effect, зато на количество заготовок для моделей создатели не поскупились. Настройке поддается все: от типа фигуры до походки и способов выражать презрение или одобрение без слов. Не все жесты доступны с самого начала: некоторые откроются лишь по мере прохождения. Наращивать подопечному «пивное брюшко» не запрещала и оригинальная Saints Row, но сиквел вдобавок искореняет половое неравенство: отныне разрешено играть за женщин. Пока я создавала итальянскую матрону, мои коллеги успели моментально состарить и вновь омолодить виртуальную красавицу, а затем превратить ее из мускулистой амазонки-мулатки в скелетоподобную негритянку. Как выяснится впоследствии, старушка приживется в городке Stillwater ничуть не хуже крутобедрых девиц; более того, когда такой «божий одуванчик» лупцует дорожным знаком подбежавшего молодца, зрелище выходит на редкость комичное.
Родившись на свет, персонаж оказывается в личном бандитском прибежище. Выглядит оно сперва крайне бедно, но как только вас зауважают окрестные братаны, появятся средства и на кожаные диваны, и белый рояль, и шест, который тут же – на радость подельникам – облюбует стриптизерша. Очками доверия (respect points), по словам Донована, героя премируют за особую ловкость в бою и при угоне машин, расправы над другими бандами и чрезмерную жестокость. К примеру, когда по нему открывают стрельбу, он может воспользоваться случайным прохожим как живым щитом. А затем самолично с ним поквитаться – свернуть шею или выстрелить в голову. Интересно, что в ситуации с заложником разные NPC ведут себя по-разному: стражи правопорядка палить по невинной жертве не решаются, зато бандиты угрызений совести не испытывают.
«Раньше вы упоминали, что SR2 будет довольно мрачной по сравнению с предшественницей. Но пока ее не сравнить по виду со, скажем, нуарными детективами. Где обещанная безрадостность?» – спрашиваю я продюсера, посматривая на экраны за его спиной. На одном синеволосая дамочка в розовых штанах с легкостью швыряет ящики в неприятелей, на другом упитанный крепыш исполняет победный (и довольно скабрезный) танец над поверженным полицейским. «Мы прежде всего имели в виду сюжет, – поясняет Донован. – Герой знает, что кто-то его предал, он горит желанием отомстить, так что все куда серьезней, чем раньше». Тем временем барышня спускается в по-настоящему неприглядную канализацию: Stillwater разросся как вширь, так и вглубь (создатели уверяют, на 45% по сравнению с оригиналом). Водятся ли крокодилы в местной подземке, я разглядеть не успела: игравший за даму журналист решил опробовать еще одно нововведение – полеты. Ему достается ярко-рыжий биплан. Хотя за реализмом Saints Row 2 не гонится, биплан, тем не менее, вчистую срисован с «боинговского» Stearman – учебного самолета, выпущенного после Первой мировой. Разве что пулеметов на той модели не было, а в игре – по понятным причинам – они есть. Облететь разрешается хоть весь город, но при попытке выбраться за его пределы биплан натыкается на прозрачную красную стену.
А в хваленом кооперативном режиме, как выяснилось, пока нет splitscreen. Появится ли он в дальнейшем – тайна за корпоративными печатями. Но если миссии и впрямь будут такими разнообразными, как клянутся в Volition, а забавы старушек-бандиток не приедятся на пятом часу, Saints Row 2, возможно, и отвлечет кого-то из поклонников фриплея от лощеной GTA IV.
Darksiders: Wrath of War
Разработчик: Vigil
Платформа: Xbox 360, PS3
Дата выхода: 2008 год
Откровение Иоанна Богослова, возможно, один из наиболее часто цитируемых библейских текстов. Образы Апокалипсиса запечатлены на картинах и гравюрах, оживают на страницах книг, в фильмах и песнях. Конец света пугает наших современников не меньше, чем людей средневековья – и сейчас в пещере под Пензой остаются затворники из числа тех, кто еще в ноябре 2007 года укрылся там в надежде переждать гибель рода человеческого. «Это же фанатики! – скажете вы. – Мало ли кому что в голову взбредет!» Тем не менее, попытки истолковать пророчество или обрисовать собственное видение того, что последует за крахом земной цивилизации, не прекращаются. В THQ решили не следовать примеру Fallout и «Безумного Макса»: главная роль в action/adventure Darksiders отведена Войне, одному из четырех легендарных всадников Апокалипсиса. Играбельную версию на Gamer’s Day не привезли, зато показали ролик с отрывками из геймплея.
За дизайн персонажей отвечает известный комиксист Джо Мадуэйра, который и ангелов, и демонов представил техногенными созданиями в духе Warhammer 40K. Уговаривали его, как оказалось, недолго: с THQ Мадуэйра сотрудничал и раньше. Конец света, по сюжету Darksiders, наступает незапланированно, и когда силы небесные начинают разбираться в произошедшем, то объявляют козлом отпущения Войну. Тот же, в свою очередь, пытается восстановить честное имя и – в лучших традициях боевиков – выяснить, кто же его подставил. В отличие от авторов Saints Row 2, создатели не обещают, что игра выйдет мрачной: напротив, гигантские соборы, полуразрушенные небоскребы и огненные ямы пока смотрятся поживей, чем декорации Hellgate: London.
В тандеме «экшн и адвенчура» главенствовать будут всевозможные головоломки. Разработчики специально уточнили, что на разнообразные ребусы не поскупились, хотя тот, что демонстрировался в ролике, весьма походил на задачки из God of War: герой ухватился за каменный блок и затем швырнул его, чтобы перебраться через пылающую пропасть. «А как насчет паззлов, учитывающих физику?» – поинтересовалась я, но прямого ответа не получила. Дескать, упражнений на сообразительность будет много, а какие именно – еще увидите. Боевая система намеренно упрощена, но Войне разрешат подбирать все, что плохо лежит (куски арматуры, например), и задействовать в схватках. Враги пользуются теми же привилегиями и так же любят пошвыряться бесхозными предметами. Где-то на полпути к всаднику вернется конь, который обучен собственным спецприемам. Нам показали, как Война верхом на скакуне пытается одолеть песчаного червяка, и пояснили: попасть в пустыню, где обретается монстр, удастся и на своих двоих, но сразиться с ним на равных – лишь оказавшись в седле.
Не все создания на полуразрушенной Земле мечтают расправиться с героем или отобедать им. Ангелы и демоны заняты сведением счетов и то и дело самозабвенно бьются поблизости, пока Война решает очередной ребус. Совсем избежать схваток с ними не удастся: кто-нибудь из небесного или адского воинства всенепременно подкараулит нас среди городских развалин.
В деморолике Darksiders выглядит ярко, но слова о незатейливой боевой системе настораживают: неужто мы увидим прошлогоднюю Conan, но с еще меньшим количеством приемов?! На счастье разработчиков, новинке не придется тягаться с God of War III. Дата релиза той пока не объявлена, а Война прибудет на Xbox 360 и PS3 еще до конца этого года, так что конкурировать ему предстоит лишь с Кратосом из второй части. Посмотрим, окажутся ли головоломки достаточно интересными, чтобы компенсировать нехватку сложных комбо-ударов и выделить Darksiders среди прочих «слэшеров».
de Blob Разработчик: Blue Tongue Платформа: Wii, DS Дата выхода: 2008 год
Jet Set Radio без скейтбордистских трюков – такое впечатление производит de Blob, платформер о похождениях живчика-колобка, который самоотверженно отвоевывает родной город у зловещей корпорации INKT. Его главное оружие – яркие краски, его главный враг – унылые серые тона. PC-версия вышла еще в прошлом году, но за пределы Штатов не выбралась. А сейчас de Blob разрабатывается в версиях для Wii и DS. На Gamer’s Day показывали лишь вариант, заточенный под «нунчак» и Wiimote. Громкая музыка в зале начисто заглушила собственный саундтрек демоверсии, помешав оценить и качество мелодий, и несколько важных особенностей игры. Как поведал представитель студии Blue Tongue, разработчики позаимствовали у ритм-симуляторов, вроде Patapon, идею тесно связать то, что геймеры увидят на экране, с тем, что они услышат. В начале каждого уровня нас будет приветствовать абсолютная тишина, но когда колобок запрыгает по серым улицам и домам, разбрызгивая краску с каждым приземлением, зазвучит мелодия. Разным цветам соответствует свой набор инструментов, и чем резвей герой заскачет по стенам, тем бодрей будет музыка. Пока за попадание в такт особых наград не дают, но в Blue Tongue вовсю трудятся над придумыванием поощрений для игроков с хорошим чувством ритма.
Минималистская «мультяшная» графика смотрится на Wii предсказуемо хорошо. Сперва мне показали сюжетный режим. Залить первую же площадь краской не составило труда – пара деревьев, незатейливые домики. Игра между тем услужливо подсказывала, что за каждую размалеванную стену я набираю очки и вот-вот, когда накоплю нужную сумму, смогу пройти через ворота дальше. Кроме того, попутно меня обучали смешиванию цветов: если красный колобок потопчется на желтой «краскозаправке», то станет оранжевым. В дальнейшем задания, как пообещал демонстратор версии, будут усложняться. Разрастутся вширь и ввысь дома, заполнятся строениями улицы, в городах появятся ручьи и озера (попав в воду, колобок облезает и становится серым), а враги начнут активно нападать. Один из дополнительных режимов посвящен как раз освоению уровней, доверху набитых недругами из INKT. Предусмотрен и мультиплеер на четверых (со split-screen). Задача игроков в нем – закрасить больше монохромных поверхностей, чем соперники, так что изобилие сложных построек – и впрямь то, чего de Blob сейчас не хватает и что очень бы хотелось увидеть в будущем.
Battle of the Bands Разработчик: Planet Moon Платформа: Wii Дата выхода: 23 мая 2008 года
Battle of the Bands – попытка THQ окучить делянку музыкальных симуляторов и в то же время сделать что-то не слишком похожее на уже существующие игры. При этом как ни старается Battle of the Bands рядиться под новинку, все равно выходит Guitar Hero, да еще и без гитары-контроллера. Посудите сами – нам предлагают выбрать себе ансамбль и помериться силами с группой, которая играет музыку другого стиля. Скажем, попытаться забороть «кантри» испанскими народными мелодиями. Перед схваткой участники назначают себе «удары». Различаются они количеством нот, которые необходимо правильно сыграть. Например, есть у нас в запасе трехнотный «спешал». Значит, на каждой третьей правильной ноте будет загораться значок, подтверждающий, что если и это препятствие будет взято, меткий снаряд подпортит вражеское представление. Предусмотрены и дуэли: одна сторона стреляет, другой позволено изредка защищаться при помощи кнопки «B» на Wiimote. Мелодия же меняется в зависимости от того, кто выигрывает. Побеждает «кантри» – композицию начнут играть на банджо. Побеждают «рокеры» – гитарные риффы станут изобильней. Хоть геймплей переворота в жанре и не совершает, выглядят ансамбли достаточно потешно: наравне с «готами» соревнуются… римские легионеры!