Хотя официальный запуск Xbox 360 в Европе давным-давно состоялся, даже сейчас Microsoft поставляет консоли далеко не в каждую страну Старого Cвета. Но и ограничиваться давно освоенными территориями вроде Великобритании, Франции или Германии, в корпорации не собираются. Xbox-экспансией в европейском подразделении Microsoft руководит Стефан Лампинен. Рассказывая о своем видении перспектив российского игрового рынка, он неизменно вспоминает о других компаниях: и держателях консолей-конкуренток, и издательствах, причем как зарубежных, так и наших, отечественных. «Я несколько лет проработал в Sega и Electronic Arts, - поясняет Стефан. – Вдобавок, до того, как устроиться в Microsoft, три года сотрудничал с Nokia, занимался мобильным контентом и играми. Благодаря этому опыту, мне легче оценивать ситуацию в целом. Иначе я бы только и делал, что твердил вам о нашей приставке».
За его плечами немало успешных кампаний – недавно в Швеции господину Лампинену присудили премию за вклад в развитие местной игровой индустрии. Во время одного из визитов в Москву он согласился дать интервью «СИ», и я не могла не расспросить Стефана о его нынешней работе и планах Microsoft на будущее.
Стефан, расскажите, пожалуйста, какие цели вы ставите перед собой сейчас, после запуска Xbox 360?
На долю консольных проектов в России пока приходится около 15% от общего объема продажи игр, и одна из моих задач здесь (я приезжаю к вам уже в пятый раз за последние шесть месяцев) – понять, какие шаги нам необходимо предпринять для развития местного рынка. Одной компании это, разумеется, не под силу – мы рассчитываем, что нас в определенной степени поддержат как Sony с Nintendo, так и Ubisoft, Electronic Arts и Activision. Вся инфраструктура производства и распространения видеоигр нуждается в улучшениях. Например, важно, чтобы в разработках появлялись знакомые геймерам реалии, вроде улиц Санкт-Петербурга в PGR 4. Важно, чтобы ценовая политика магазинов была прозрачной для покупателей и все знали: за Assassin’s Creed придется заплатить столько-то, а за FIFA – столько-то. Необходимы и достоверные статистические данные по продажам, и хорошо организованная служба поддержки клиентов. Вдобавок, мне бы хотелось, чтобы в России больше регионов было обеспечено широкополосным доступом в Интернет. Так, в Турции количество широкополосных подключений составляет 4.5 млн, а в России – 2.5 млн (по мартовским сводкам Мининформсвязи, все не так печально – за прошедший год эта цифра увеличилась почти вдвое и сейчас составляет 4.8 млн. – Прим. ред). Когда пользовательская база вырастет до определенных размеров, мы сможем запустить Live. Зато у вас хорошо обстоят дела с игровой прессой и предостаточно отличных местных разработчиков и инженеров.
Конечно, важно, чья консоль окажется более успешной по продажам, но если оценивать перспективы российского рынка более широко, то, как я считаю, через два года по прибыльности он вполне может значительно обогнать тех, кому сейчас уступает: страны Бенилюкса, Скандинавию, Испанию, Италию.
Когда вы собираетесь открыть Xbox Live для жителей России?
Пока мы только прощупываем почву для Live – многое зависит от того, о чем я уже упомянул. Мы в Microsoft хотим, чтобы к официальному запуску у нас появились игры от российских разработчиков, проекты с родными для россиян реалиями, а широкополосным доступом к Интернету были бы в полной мере обеспечены и другие города помимо Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, некоторые геймеры и без нашей поддержки уже сидят в Live.
Как вы собираетесь поддерживать местных разработчиков?
Мы все чаще идем на диалог с российскими студиями: налаживаем с ними связи как на Game Developers Conference, так и здесь. Например, из штаб-квартиры Microsoft в Редмонде сюда все чаще приезжают делегации. Я сам хорошо знаком с руководством «1С». Полагаю, вскоре мы сделаем официальное заявление по этому вопросу.
Почему запуск Xbox 360 в России был отложен на ноябрь 2007 года? С какими трудностями вы столкнулись?
Мы не могли начать официальные продажи консоли, не убедившись, что готовы предложить для нее игры на понятном пользователям языке (например, Viva Pinata) и с местным контентом, вроде той же санкт-петербуржской трассы в PGR. Вдобавок, первый Xbox не импортировался официально в Россию, и поэтому, в отличие от наших конкурентов из Sony, нам нечего было рассчитывать на широкую известность отдельных сериалов вроде Halo или самого бренда Xbox. Так что время ушло и на выработку стратегии по завоеванию рынка. Кроме того, мы хотели, чтобы продвижением консоли в России занимались не англичане или американцы, а здешние специалисты.
Если смотреть глобально, то мы запустили Xbox 360 в Южной Африке в сентябре 2006 года, в Польше, Чехии и Венгрии – в ноябре, затем, в апреле 2007 года, состоялся запуск в Саудовской Аравии, а в ноябре настала очередь России. Как я считаю, мы движемся достаточно быстро. Возможно, сейчас мы займемся освоением турецкого рынка. Но там, где нет подходящей инфраструктуры, нас не будет.
Как вы следите за продажами Xbox 360? Какова ваша оценка их динамики на местном рынке?
Сейчас точные сведения по количеству проданных консолей собрать очень сложно, и мы ведем переговоры по этому поводу с «Эльдорадо», «Союзом» и дистрибьюторами. По сравнению с моей родной Швецией, Россия – просто гигантская страна, и чтобы оценить темпы роста продаж, мы сперва провели так называемый предварительный запуск (soft launch), но он не все прояснил. Зато ноябрьский запуск показал очень хорошие результаты – гораздо лучше, чем на многих других рынках. Дело в том, что Xbox 360 привлекает хардкорщиков, любителей FPS – всех тех, кто раньше играл исключительно на PC.
Вы согласны с утверждением, что Европа станет главной ареной консольных войн в этом году?
Да, это верно. У Xbox 360 очень значительное преимущество в CША, а Nintendo, надо отдать ей должное, неплохо справляется в Европе. И я хочу, чтобы Россия стала чем-то вроде новой фигуры в уже существующей расстановке сил в Старом Свете. Как мне кажется, через два года местный рынок видеоигр по объемам продаж обгонит и Италию, и страны Бенелюкса. Не только за счет Xbox 360, но и благодаря усилиям Sony, Nintendo, Electronic Arts, Buena Vista (я вскоре с ними встречаюсь, чтобы обсудить местный контент), а также российских компаний вроде «1С» и «Софтклаба». Мы заинтересованы в том, чтобы развивать этот рынок совместно с ними, у нас есть неплохие шансы на победу, хотя, конечно, чья консоль окажется успешней, в итоге зависит от покупателей.
Что насчет локализаций? Какие у вас планы?
Для нас они очень важны, хотя решение – локализовать игру или нет – принимают, прежде всего, издательства. Что касается Microsoft, то мы обеспечим переводом все новинки, которые издаем сами. Сейчас я стараюсь найти способ заинтересовать сторонние компании – например, Activision вполне в состоянии расширить ассортимент локализаций, у Buena Vista все отлично обстоит с компьютерными играми, но консольным проектам они также могли бы уделять больше внимания.
А что насчет японских студий? Складывается впечатление, что они очень неохотно соглашаются на перевод своих разработок.
Японский рынок уникален тем, насколько обособлены друг от друга заядлые геймеры и «казуальщики». У японцев совсем другое мышление. В 2002 году, когда я работал в Electronic Arts и занимался играми от сторонних разработчиков, меня очень удивило, что на тот момент в Японии среди 100 самых продаваемых проектов было всего 6 наименований от западных студий. Microsoft очень основательно потрудилась над тем, чтобы наладить отношения с японскими разработчиками, потому что, как вы знаете, Xbox 360 не настолько успешен в том регионе, как нам бы хотелось. Но вот их нежелание локализовать… Знаете, для меня это раньше не было одной из главных задач, но теперь я обязательно обращу на это внимание, когда мы будем планировать весь местный контент.
Наши читатели беспокоятся, какие именно приставки вы поставляете в Россию. Это новейшие конфигурации?
Да, те модели Xbox 360, которые мы продаем в России, снабжены самым свежим чипом и HDMI-портом, и их легко отличить от консолей времен предварительного запуска. Вы получаете приставки, произведенные специально для вашей страны, – это и нам облегчает составление прогнозов продаж.
Заметки на карте
Переключив карту на нижний экран, вы почти в любой момент можете делать на ней пометки, в том числе отмечать наиболее удачный с вашей точки зрения маршрут, ловушки или расположение сундуков с ценностями. Поначалу заметки кажутся ненужной пристройкой к игровому процессу, но позднее обходиться без них будет очень непросто.
А что насчет сервисных центров?
Пока мы сотрудничаем по этому вопросу с распространителями – они заменяют неисправные консоли на новые.
Кого вы стараетесь привлечь в первую очередь, «казуалов» или заядлых геймеров?
И тех, и тех. Конечно, тех же поклонников FPS нам будет нелегко завоевать – многие предпочитают в шутерах полагаться на «мышь», а не на джойпад. Но мы рассчитываем, что консоли привлекут «компьютерщиков» графическими возможностями и играми, не отнимающими чересчур уж много времени. А чтобы не упустить начинающих, предложим им те новинки, которые легко освоить, ведь даже в Gears of War не так-то просто разобраться с наскока.
Как вы решаете, какие комплектации Xbox 360 представить на рынке?
Мы действуем в зависимости от ситуации. Обычно запускаем в продажу не меньше двух конфигураций и дальше определяемся, предлагать ли покупателям комплекты и какие. Пока наша главная задача – уменьшить разброс цен и объяснить потребителям, почему консольные игры дороже компьютерных. Я лично, например, делю цену на время, проведенное за игрой, – мои дочери часами просиживают за Viva Pinata – и выясняется, что это более дешевое увлечение, чем, скажем, в кино ходить.
Я уже создал в Швеции торговую ассоциацию (одну из первых в Европе) и хочу добиться того же в России.Какими вы видите задачи такой ассоциации?
Обеспечивать индустрию достоверными статистическими данными, определять, что приемлемо в играх (это касается в первую очередь насилия), что допустимо писать в сведениях о продукте на обложке, просвещать – например, снабжать информацией родителей или публичных деятелей.
Напоследок Стефан пообещал, что в ближайшем будущем нас ждет еще несколько громких анонсов, и действительно, буквально спустя пару недель выяснилось: корпорация снизила цены на все три конфигурации Xbox 360 в России. А когда готовился этот номер, пришло еще одно важное известие: зафиксированы цены на те игры, которые Microsoft издает самолично. Не исключено, что до конца весны и Live наконец-то станет официально доступен российским геймерам.
1149 Прочтений • [Microsoft ставит на Россию] [12.04.2012] [Комментариев: 0]