«Мне очень нравится игра такая-то, что есть похожего?» – один из наиболее расхожих вопросов, которые геймеры задают друг другу. Встреча с Lost Odyssey стала для нас поводом вспомнить, какие еще ролевые игры для консолей сейчас находятся в разработке: как те, что вдохновлены классикой вроде Final Fantasy или Dragon Quest, так и те, что принадлежат к жанрам-гибридам.
Этот выпуск посвящен next-gen троице: PS3, Xbox 360 и Wii, а во второй части мы расскажем, как обстоят дела у PS2 и чем любителей RPG могут порадовать портативные платформы.
Wii
Разработки для Wii вполне предсказуемо делаются с таким расчетом, чтобы покорить игроков интересными геймплейными задумками, а не CG-роликами невиданной красоты. Тем не менее, выйти на PS3 или Xbox 360 той же Tales of Symphonia: Dawn of the New World пока, по всем признакам, мешает исключительно верность создателей платформе от Nintendo. Разнообразить управление за счет возможностей Wiimote и «нунчака» решаются немногие студии, хотя и классические RPG с пошаговыми боями обходят консоль стороной, уступая дорогу проектам на стыке жанров или со схватками в реальном времени.
Final Fantasy Crystal Chronicles: My Life As King Платформа: Wii Разработчик: Square Enix Издатель: Square Enix Дата выхода: март 2008 года (США)
Хотя My Life As King и относится к семейству Final Fantasy Crystal Chronicles, на этот раз Square Enix решила не впечатлять нас эффектными GC-роликами и возможностью отправляться на поиски приключений совместно с друзьями, а озадачить микроменеджментом фэнтезийного королевства в духе Simcity. Не все ж героям по пещерам шастать и сундукам шариться, пора и остепениться! Геймерам предстоит взять под свое покровительство юного наследника престола, который должен превратить пустырь в процветающую столицу. Строя различные сооружения, он разживается подданными, а те уж, в свою очередь, отправляются приумножать казну, добывать природные богатства и сокращать поголовье монстров в округе. Отстраивать государство с нуля и проверять на практике советы Макиавелли итальянским князьям американцы начнут в марте после запуска службы WiiWare, через которую и будет продаваться новинка.
Fragile Платформа: Wii Разработчик: tri-Crescendo Издатель: Namco Bandai Дата выхода: не объявлена
В списке «анонсированных RPG, о которых почти ничего не известно» Fragile наверняка заняла бы почетное место рядом с Magna Carta 2, Cry On и Star Ocean 4. Ее созданием занимается та же команда, что трудилась над Eternal Sonata, – tri-Crescendo, а местом действия выбран опустошенный мир, где обитает мальчик Сето. Как он ухитрился выжить в то время, как остальное человечество сгинуло, оставив после себя лишь руины мегаполисов, неизвестно даже ему самому. Чтобы разгадать этот ребус, а заодно, может быть, отыскать других спасшихся, Сето отправляется исследовать развалины, вооружившись фонариком, металлодетектором и… веткой. Wiimote сымитирует фонарик: геймерам предстоит указывать контроллером на затемненные области экрана (очевидно, чтобы всласть пошарахаться от теней), металлодетектор поможет отыскать спрятанные предметы, а вот зачем нужна ветка, в Namco Bandai пока не рассказывают.
Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers Платформа: Wii Разработчик: Square Enix Издатель: Square Enix Дата выхода: не объявлена
Герои Crystal Bearers исследуют тот же мир, что покоряли храбрецы в оригинальной Final Fantasy Crystal Chronicles для GameCube и еще откроют для себя персонажи FFCC: Ring of Fates для DS, приквела геймкубовского выпуска. Сюжетно игры разделены между собой несколькими столетиями, поэтому ядовитый туман, который когда-то заставлял путешественников держаться вместе, под охраной спасительного кристалла, в Crystal Bearers уже не угрожает всему живому. Хотя продюсер сериала, Акитоси Кавадзу, и обещал рассказать о Crystal Bearers побольше еще на прошлой TGS, пока доподлинно известно лишь, что она принадлежит к жанру action/RPG и отказывается от умильных дизайнов в пользу чуть более реалистичных.
Opoona Платформа: Wii Разработчик: ArtePiazza Издатель: Koei Дата выхода: 25 марта 2008 года (США)
Кому только не поручали спасать от неминуемой гибели государства и целые миры в RPG! Роль защитника всего живого примеряли на себя и человекодраконы, и роботы, и совсем уж невиданные зверюшки. К последнему подвиду относится и Опоона (Opoona) – потомок Стражей Космоса (Сosmo Guards), а по совместительству маленькое шарообразное существо, что хранит оружие… на голове. Опоона вместе с родными путешествовал на звездолете по галактике, пока по таинственной причине корабль не разбился, а всю дружную семью «колобков» не раскидало по неизвестной планете. Задача Опооны – воссоединиться с братьями и сестрами, а заодно восстановить экосистему временного пристанища. Разработчики из Koei заточили управление исключительно под «нунчак» Wii: например, чтобы пульнуть в недруга помпоном с головы героя, необходимо сперва оттянуть аналоговую рукоятку назад, подождать, пока снаряд накопит энергию, а затем дернуть рукоять вперед. К отряду колобков присоединятся и персонажи-люди, а разживаться деньгами вся честная компания будет и в боях, и за счет подработок, например, гостиничным администратором или сапёром.
Oboro Muramasa Youtoden Платформа: Wii Разработчик: Vanillaware Издатель: Marvelous Дата выхода: не объявлена
Двухмерная action/RPG в наш просвещенный век трехмерной графики? Продюсер Хасимото Ёсифуми, который опекает новое детище студии Vanillaware, уверен, что сейчас игровая графика переживает самый настоящий ренессанс 2D. А способствуют этому геймеры-ветераны: издатели учитывают их ностальгию по тем временам, когда полигональные модели безнадежно проигрывали по красоте нарисованным от руки спрайтам. Oboro Muramasa Youtoden будет еще сильней, чем ее предшественница Odin Sphere, походить на заправский beat’em up: разработчики обещают увеличить дозу экшна. Окунуться в списанный с феодальной Японии мир готовы (пока) два играбельных персонажа: ниндзя Киске, который страдает от едва ли не самой популярной болезни среди вымышленных героев – потери памяти, и фехтовальщица Момохимэ (интересно, что ее имя означает «принцесса-персик» – у любимой женщины водопроводчика Марио появилась конкурентка!). В Oboro Muramasa Youtoden можно будет выбирать между традиционным и «Wii-шным» управлением, хотя подробности пока не разглашаются.
Tales of Symphonia: Dawn of the New World Платформа: Wii Разработчик: Namco Bandai Издатель: Namco Bandai Дата выхода: не объявлена
Первая Tales of Symphonia известна за пределами Японии исключительно благодаря оригинальной версии для GameCube: отправить в кругосветное путешествие порт для PS2 потомки самураев так и не решились. События Dawn of the New World (еще недавно известной как Knight of Ratatosk) разворачиваются спустя два года после финала ToS: объединение двух миров прошло неудачно, и немало людей погибло. Лишился родителей и шестнадцатилетний Эмиль Кастаньер (Emil Castagnier), которому досталась ведущая роль в этом выпуске, причем он твердо уверен, что в их гибели повинен Ллойд Ирвинг, бывший главный герой ToS. Однажды, как заправская Жанна Д’арк, Эмиль слышит голос свыше: ему, впрочем, поручают не спасти Францию от захватчиков, а отыскать в горах девочку Марту. Марта разжилась неким артефактом, Рататоском, и теперь может отлавливать и разводить монстров, превращая их в верных союзников. Помимо дальних родственников Пикачу, в битвах примут участие и персонажи, засветившиеся в первой ToS, и новые соратники. Бои, как и в прочих Tales of, проходят в реальном времени и полностью трехмерны.
Xbox 360
Календарь релизов для Xbox 360 подвергся той же напасти, что и его аналог для PS3: неназванные сроки выхода у эксклюзивов. Некоторые проекты и вовсе давно перестали обрастать свежими сведениями, исчезнув с новостных радаров. И все же на любой шаг конкурентов у Microsoft находится ответ. «Делаете тактическую RPG? Вот и мы издаем тактическую RPG! Square Enix творит для вас специальный проект? Так и нас она не забыла!».
Tales of Vesperia Платформа: Xbox360 Разработчик: Namco Bandai Издатель: Namco Bandai Дата выхода: не объявлена
Сперва Namco Bandai анонсирует продолжение Tales of Symphonia для Wii, которое получает название Dawn of the New World и использует графический движок оригинала для GameCube. А затем вдруг переключается на платформу от Microsoft, заявляя Tales of Vesperia как эксклюзив для Xbox 360. Слухи о возможной версии для PS3 не подтвердились. Главным героем новой Tales of... станет бывший рыцарь Юри (Yuri), занятый изучением пока не названной технологии древних. У него есть друг, Флинн (Flynn), который рыцарское звание сохранил и тем самым подкинул Юри повод постоянно ему завидовать. Графически Tales of Vesperia напоминает Eternal Sonata, но придерживается характерного для Tales of стиля. Судя по показанному трейлеру, одним из играбельных персонажей станет волк. Интересно, обучат ли его говорить с остальными искателями приключений на одном языке?
Infinite Undiscovery Платформа: Xbox360 Разработчик: tri-Ace Издатель: Square Enix Дата выхода: не объявлена
Cоздатели Valkyrie Profile упорно замалчивают подробности и Star Ocean 4, и Infinite Undiscovery, но, как выяснилось, покажут свежие трейлеры обеих игр, а заодно и видео некоего третьего, еще не анонсированного проекта, до Tokyo Game Show 2008 и даже до E3. Те ценители RPG, которые предзакажут Star Ocean: The Second Evolution (PSP), получат бонусный диск с записью всех вышеперечисленных роликов.
Пока же об Infinite Undiscovery доподлинно известно, что сражаться с монстрами в ней предлагается без отрыва от исследования местных достопримечательностей, как принято в MMORPG и Final Fantasy XII. А в схватках с боссами декорации еще и меняются в зависимости от действий героев.
Fable 2 Платформа: Xbox360 Разработчик: Lionhead Studios Издатель: Microsoft Дата выхода: 15 ноября 2008 года (США)
Когда Питер Молинье рассказывает о Fable 2, он говорит тихо, почти зловеще, акцентируя внимание слушателя на главном аспекте – боевой системе. То, что сиквел его ролевого проекта стал мрачнее и жестче, было известно давно. Теперь к этим качествам добавилась еще и глубокая боевая система. Та, что была представлена в оригинале, вполне справлялась с задачей, но Молинье захотел ее упростить и… расширить. Каким образом? «Простота» достигается введением единой боевой кнопки: Х. Все удары без исключения повешены на эту кнопку, и таким образом игроку не придется заучивать длинные комбинации и пытаться связать одну цепочку с другой. Многогранность боевой системы построена на ритмике – быстрое нажатие спровоцирует быстрый удар, для более сильной атаки кнопку придется подержать одну-две секунды, контратаки же активируются с Х, нажатой после вражеского выпада. Просто, красиво, динамично. Разумеется, ролевая система тоже без внимания не осталась. Всё, начиная со шрамов, оставшихся после ожесточенных схваток, и возможности отдать деньги и драгоценности во время нападения бандитов, построено по «модели жизни», и убедиться в этом мы сможем уже этой осенью.
Cry On Платформа: Xbox360 Разработчик: Mistwalker/Cavia Издатель: AQ Interactive Дата выхода: не объявлена
«Выпей зелье, Алиса, и станешь маленькой-маленькой; выпей другое – и станешь великаном!» На этой идее основывается совместный проект Mistwalker и Cavia, Cry On, где маленькая девочка Салли путешествует по загадочному миру вместе с волшебным существом Богл. Богл может стать маленьким и уместиться на плече Салли, а может вырасти до размеров гиганта, и тогда очередь кататься верхом достанется девчушке. Хотя проект был анонсирован достаточно давно, за прошедшие три года информации не прибавилось. Хиронобу Сакагути давно перестал давать интервью относительно Cry On, а намеченная дата японского релиза была благополучно забыта.
Spectral Force 3 Платформа: Xbox360 Разработчик: Idea Factory Издатель: Atlus Дата выхода: 25 марта 2008 года (США)
Третий выпуск не выходившего на Западе сериала куда сильней походит на традиционные тактические RPG, чем представительницы cемейства Generation of Chaos, первыми выбравшиеся за пределы Японии и познакомившие иностранцев с творчеством студии Idea Factory. Битвы заставляют вспомнить об ATB-системе из Final Fantasy: на атаки и передвижение по клеткам карты персонаж расходует «очки действия» (Action Points). Когда они заканчиваются, боец вновь получит право хода лишь после того, как запас AP полностью восстановится. Как и прежде, бок о бок с главным героем, на этот раз молодым воином без обязательств перед каким-либо королевством, будет сражаться целая армия соратников – при условии, что ему удастся их завербовать. Разработчики обещают 150 играбельных персонажей, хотя всех единовременно выпустить на арену наверняка не позволят. Чтобы заработать на жизнь и продвинуться по сюжету, отряду предстоит наниматься на службу к местным государям (интересно, дозволяется ли служить двум господам одновременно?) и выполнять разнообразные квесты, заодно обеспечивая победу одной из десяти возможных стран в «Первой Войне Мира-Нигде» (The First Neverland War).
Operation Darkness Платформа: Xbox360 Разработчик: Success Издатель: Atlus Дата выхода: III квартал 2008 года (США)
То, что европейским разработчикам и в страшном сне не приснится, их японские коллеги уже давно используют в видеоиграх. Тема альтернативной истории, Второй Мировой, пышногрудых немок и сбежавшего на подводной лодке Гитлера (низкий поклон Persona 2: Innocent Sin) не нова для жанра, но поставить на место фюрера мага и колдуна, а немецкую армию пополнить за счет вампиров и упырей – неслыханная наглость! Впрочем, не только оккультизм отличает Operation: Darkness от других собратьев по жанру. По мере продвижения по сюжету ветераны будут набирать уровни, повышать свои характеристики, получать новые умения. Про мечи, щиты и пики придется забыть: вурдалаков и оборотней близко лучше не подпускать, а потому оружия лучше винтовки, заряженной серебряными пулями, для солдата союзников не найти. Из уже известных разочарований, с которыми придется смириться, – средненькая графика, едва дотягивающая до планки консолей нового поколения. Впрочем, тактическим RPG такое можно простить.
Magna Carta 2 Платформа: Xbox360 Разработчик: Softmax Издатель: Banpresto Дата выхода: не объявлена
Другим таинственным долгостроем для Xbox 360 является Magna Carta 2. Игра была анонсирована в сентябре 2005 года, и с тех пор о ней ничего не слышно. Примечательно то, что на самом деле Magna Carta 2 является третьей частью, и что еще удивительнее, компания Softmax заявила ее как консольный эксклюзив; изначально игры серии, в связи с корейской родословной, создавались для PC.
PS3
Владельцы PlayStation 3 в один голос жалуются: не хватает классических JRPG! Время прошло, но ситуация не изменилась: на платформе конкурента, Xbox 360, жанр представлен куда лучше. Впрочем, часть отметившейся там интеллигенции, позднее, без лишнего шума, была анонсирована и для PS3, причем в дополненных версиях, но порой с пометкой «лишь для Японии». Скажем, в пока не спешащей на Запад Eternal Sonata для PS3 разрешат взять в команду Крещендо и Серенаду – героев, которые в версии для Xbox 360, участвовали в происходящем лишь как NPC.
Тем не менее, внушительная череда грядущих RPG для консоли Sony пока не выглядит такой уж триумфальной. Несмотря на громкие названия и приятные сюрпризы вроде того, что преподнесла Sega, дата релиза слишком уж часто не раскрывается. А это значит, что в полной мере насладиться обещанным великолепием нам удастся разве что в ближайшие несколько лет, но вряд ли – в году нынешнем.
Disgaea 3 Платформа: PS3 Разработчик: Nippon Ichi Издатель: Nippon Ichi Дата выхода: август 2008 года (США)
Совсем недавно представитель тактического безобразия, Disgaea, вышла на PSP, и вот сейчас готовится к американскому релизу полноценный сиквел «старших частей» для PS3. На самом деле, поводов для радости не так уж много. Нас ожидает все та же Disgaea, с малопривлекательной на первый взгляд графикой, с интересным, смешным, а местами – взрывным сюжетом, но подготовленная для выставления напоказ в высокой четкости и потому выглядящая немного нелепо. Изменения в визуальной части – косметические, и что мешало издать Disgaea 3 на PS2, остается загадкой. С другой стороны, все проекты Nippon Ichi сперва воспринимаются с недоверием, и только после подробного изучения мнение о них меняется. Игроков ожидает много новых персонажей, среди которых – демоны Лорд Бигстар и Сальватор Великий. Шутки таятся уже в их именах: так, «Лорд» - это часть имени Бигстара, а Сальватор, видное лицо Десяти Джентльменов, на самом деле девушка.
Final Fantasy XIII Платформа: PS3 Разработчик: Square Enix Издатель: Square Enix Дата выхода: не объявлена
С анонса Final Fantasy XIII прошло немало времени, но Square Enix и не думает раскрывать секреты новой части популярнейшего сериала. За прошедший год копилка сведений о FFXIII пополнилась лишь описанием мира, где есть верхний слой – процветающая колония Cocoon – и нижний, дикий, Pulse, существующий за счет кристаллов пока неизвестной природы. Из «саммонов» (Summons) в тринадцатой части ожидается Шива (Shiva), несколько видоизменившаяся с момента последней встречи. Отныне она меньше напоминает снежную королеву и не стесняется использовать технику. Строить предположения, впрочем, пока рано – разработчики не определились с датой выхода игры, и каждый скормленный публике трейлер может оказаться не тем, что фанаты готовы в нем увидеть. Кстати, разработчики уже успели сменить название движка с малопривлекательного White Engine на загадочный Crystal Tools. Еще раз подтвердив, что FF XIII и разрабатываемая параллельно Versus XIII остаются эксклюзивами для PS3, Таку Мурата, человек, принявший участие в создании Crystal Tools, сообщил: движок прекрасно работает и с Xbox 360, и с PC.
Star Ocean 4 Платформа: PS3 Разработчик: tri-Ace/Square Enix Издатель: Square Enix Дата выхода: не объявлена
В четвертом выпуске Star Ocean главного героя зовут Эдж, а его спутницу – Рейми, и им предстоит, подобно Джону Шепарду, путешествовать по галактике на звездолете. Боевая система позаимствована у Star Ocean 3, хотя без значительных доработок не обошлось. Что именно видоизменили создатели, почему персонажам не сидится на одной планете и чем еще порадует нас четвертая часть, создатели из Tri-Ace не уточняют.
Final Fantasy XIII Versus Платформа: PS3 Разработчик: Square Enix Издатель: Square Enix Дата выхода: не объявлена
«Мир этой Final Fantasy позаимствовал черты нашего сегодняшнего мира, а главное, его неприглядные стороны. Эта игра будет больше о людях, чем те научно-фантастические карикатуры, которые мы так часто видим», – убеждал Тецуя Номура, автор XIII Versus, журналистов сайта Eurogamer. В самом свежем «улучшенном и дополненном» трейлере персонажи и впрямь разъезжают на вполне современном автомобиле, но при этом умудряются сигать вниз с высоченных зданий и выживать, а заодно противостоять граду пуль. Кроме того, в Versus бок о бок существуют как технологически развитые государства, так и земли, застрявшие в средневековье. Тем не менее, все они одинаково полагались на силу Кристаллов (по одному у каждой страны), и все, кроме родины главного героя, растратили свое сокровище на военные нужды, а теперь зарятся на единственный оставшийся. Бои будут больше похожи на сражения в Kingdom Hearts, чем на традиционные пораундовые схватки; а еще Номура никак не забудет Dirge of Cerberus и грозится ввести элементы шутера от третьего лица и в XIII Versus.
Valkyria Chronicles Платформа: PS3 Разработчик: Sega Издатель: Sega Дата выхода: IV квартал 2008 года (CША)
Неожиданный сюрприз от Sega поведает историю маленькой европейской страны Галлии, в 1935 году втянутой в Мировую войну. Главными героями станут Вэлкин Гюнтер и его боевой товарищ Алисия Мелькиотт. Именно им предстоит будить дух патриотизма в согражданах и проводить важнейшие боевые операции. Псевдоисторический антураж и додуманные японскими разработчиками тайны первой и второй мировых воин не станут новостью для мира видеоигр, зато механика сражений, вполне возможно, перевернет бытующее представление о жанре. Здешняя боевая система носит название BLITZ и расшифровывается как Battle of Live Tactical Zones. Задумка заключается в том, что в начале хода герой отдает общие приказы на тактическом экране, а после их утверждения получает полный контроль над расставленными на карте солдатами, управляя ими как в настоящем экшне. Каждый боец обладает уникальными характеристиками и, соответственно, собственной шкалой передвижения. Чего в Valkyrie of the Battlefield окажется больше – тактики или боевика? – мы узнаем уже совсем скоро: японский релиз намечен на второй квартал 2008 года, да и американский уже подтвержден.
The Last Remnant Платформа: PS3, Xbox360 Разработчик: Square Enix Издатель: Square Enix Дата выхода: III квартал 2008 года (Япония)
Тысячелетия назад баланс сил в мире сохраняли артефакты, Remnants. Время шло, люди возводили вокруг них селения, научились использовать их силу, в результате чего многие артефакты (высотой, напомним, с азиатский небоскреб), оказались во власти не тех людей и стали служить не тем целям. Нарушенный баланс выплеснулся в мировую войну, и главный герой, чью сестру похитили коварные злодеи, – активный ее участник. Приведенный пересказ, возможно, дает неполное представление о политических интригах, сторонах конфликта и противоборствующих армиях; Square Enix бережет сюжетные подробности, подогревая интерес к проекту. Главный герой, Раш, примет участие в десятках масштабных и кровопролитных сражений, не имея ни малейшего представления о том, что не поделили правители мира и у кого нет права обладания могучими артефактами. Его задача – сражаться, а вот как именно – вопрос пока нерешенный. О боевой системе известно немного, но главная идея ясна: несмотря на то, что битвы пошаговые, они динамичны (чудеса!) и максимально зрелищны.
White Knight Chronicles Платформа: PS3 Разработчик: Level 5 Издатель: Sony Дата выхода: не объявлена
White Knight Chronicles – своеобразный идейный наследник Fable, в котором восточные ( японские) черты одержали верх. Так, игра начинается с создания персонажа. На выбор предлагается восемь уже готовых моделей, однако игроку разрешат их подправить или создать целиком и полностью нового героя. Привычный ролевой процесс преобразит артефакт, с помощью которого протагонист может превращаться в огромного белого рыцаря. Все сражения происходят прямо на карте, но чтобы затеять драку, придется подойти к противнику вплотную и нажать Х. Недруги различаются по типам поведения на манер MMORPG-шных монстров: одни гуляют по горам да лугам в свое удовольствие и никого не трогают, другие не попытаются напасть сами, но обязательно прибегут на помощь, если их собрата мутузят искатели приключений, и, наконец, третьи сами охотятся на игрока. Уникальной чертой боевой системы White Knight Chronicles станут «цепочки». Заранее создав связки ударов в шесть ходов, игрок переключается между ними с помощью крестовины. За все отвечает одна кнопка, поэтому если после первого нажатия герой нанес простой удар мечом, то в следующий он продвинется по цепочке вперед и, допустим, ударит по противнику огненным заклинанием. Графика White Knight Chronicles оставляет исключительно восторженные впечатления, однако до конца не ясно, доживет ли продемонстрированное великолепие до финальной версии. В той демке, что показывалась на TGS 2007, частота смены кадров падала через каждые десять шагов, и иногда это заканчивалось зависанием.