Суть всех корейских MMORPG одна, и имя ей – подражание Diablo. В стране победившей геймерской культуры, где киберспортсмены почитаются как национальные герои, очень любят игры от Blizzard. И немудрено, что бурное развитие Интернета в 90-х в Корее привело к появлению большого количества MMORPG, которые брали за основу дизайн творения Blizzard. Краеугольный камень геймплея корейских MMORPG – монотонное истребление монстров с целью получать опыт и повышать уровень развития героя. Качаться нужно долго, а истреблять монстров – сотнями.
Как правило, крафт в корейских MMORPG реализован не в виде отдельного явления (как, например, в UO, EVE, WoW, EQ2), а скорее как довесок к уже существующей основе: из монстров выпадают компоненты (ресурсы, рецепты, готовые детали), из которых и собирается экипировка. В момент запуска корейской MMO-игры в ней либо отсутствует, либо очень бедно реализована социальная составляющая (необязательная с точки зрения корейцев), но она может быть добавлена уже в процессе развития (как это случилось с «Рагнарок Онлайн» или Lineage 2) вместе с другими «косметическими» особенностями, не влияющими заметно на основы геймплея. Для простого человека многие корейские MMORPG кажутся клонами Lineage 2 (в случае 3D) или «Рагнарок Онлайн» (для 2D-игр). На самом же деле это разные игры, построенные по одному и тому же рецепту.
Lineage 2 Разработчик:NCsoft CorporationИздатель:NCsoft CorporationРоссийский издатель:«Бука»Адд-он’ы:бесплатные контентные обновления (Сhronicles 1–5, Interlude)Официальный сайт:www.lineage2.comМодель распространения:покупка коробки с игрой + абонентская платаБесплатный пробный период:есть, но доступен не для всех
Еще одна корейская MMORPG, но, в отличие от «Рагнарок Онлайн», полностью трехмерная и с большим уклоном в PvP. Lineage 2 – вторая по популярности в мире игра (сразу после World of Warcraft), правда, своим успехом она обязана огромному количеству неофициальных серверов. «Линейка», как любовно называют ее фанаты, с первого взгляда подкупает своей невероятно красивой графикой. Конечно, сейчас она уже впечатляет меньше, чем после запуска, но все еще остается одной из самых приятных в жанре.
Игрок выбирает из 5 рас (эльфы светлые и темные, гномы, орки, люди) и двух классовых архетипов – маг или воин. По мере роста опыта ему придется еще раз дважды (на 20 и 40 уровнях) скорректировать свою специализацию. Финальных профессий для всех рас и архетипов много – 31.
Суть игры проста: убиваем монстров, получаем опыт. Это скучно и к тому же требует много времени. Но оно того стоит – по части возможностей как в PvE, так и в PvP. Рейдовые боссы в Linage 2 – самые большие и сильные. К примеру, когда был впервые убит дракон Антарас, победу праздновали более 500 корейцев. А ведь Антарас – уже давно как не самый страшный рейдовый босс.
Предпочитающим же меряться силами с другими игроками, а не мобами, будет интересно узнать, что в Lineage 2 теоретически возможно свободное PvP. Вам не надо спрашивать разрешения у несчастного, которого вдруг захотелось убить. Если жертва даст сдачи, значит, у вас было честное PvP. Если же просто умрет, не нанеся по вашему герою ни единого удара, считается, что вы совершили PK – Player Killing (убийство невинного, за что полагается немедленное перекрашивание вашего имени в красный цвет). Штраф за преступление непомерно высок: «покрасневший» игрок после смерти теряет не только часть опыта (обычное дело в момент смерти), но и выбранную случайным образом надетую на него вещь. И в этом главная беда: шмотки непомерно дороги, а компоненты для них добываются очень долго. Поэтому логично, что «красные» игроки существуют в игровом мире недолго. Бесчинствовать невыгодно, так как убийца ничего, кроме морального удовлетворения, не получит, а желающих помочь снять «красноту» вместе с экипировкой слишком много.
Если же вы не хотите рисковать своим скарбом, есть еще один способ развлечь себя за счет нервных клеток других – клановые войны. Как и в «РO», кланы воюют за контроль над замками (осады проводятся раз в две недели). Члены враждующих фракций могут убивать друг друга в любое время и в любом месте, кроме городов, и никакого наказания за это не получат. Думаю, теперь ясно, из-за чего прожженные PvP-шники молятся на творение NCsoft.
Как и любая хорошая корейская MMORPG, «Линейка» со времени релиза не изменилась по сути (качаться, качаться и еще раз качаться), но обросла множеством приятных особенностей: возможность вырастить собственного скакуна (а после – и летающего дракона), соревнования среди монстров и тому подобные азартные мини-игры добавляют геймплею глубины. А рыбалка, где есть шанс выловить монстров из речки, это, по сути, еще один способ приобретать опыт. Приятные мелочи.
Плохо знающим иностранные языки полезно знать: хотя LA2 официально продается в России компанией «Бука», к сожалению, ни о какой локализации игры речи не идет. Играть вы будете на англоязычных европейских серверах.
Эта игра несколько выделяется из остальных, описанных в статье. Хотя бы за счет того, что она – CCG. «Берсерк Онлайн» – это компьютерная версия коллекционной карточной игры «Берсерк», отечественного аналога знаменитой Magic: the Gathering. Игроки выступают в образе волшебников, нанимающих перед началом боя существа-карты, которые и будут сражаться. Цель поединка – уничтожить всех существ противника. Количество серебра и золота, в обмен на которое волшебники набирают свои армии, оговаривается в условиях поединка.
Сразу же все карты оказываются на игровом столе, к тому же монстры могут передвигаться. Это роднит «Берсерк Онлайн» скорее с тактическими настольными играми, нежели с классическими CCG, где упор делается на стратегию.
Разработчики могли ограничиться лишь баталиями, но решили пойти немного дальше и наделили «Берсерк Онлайн» возможностями, более присущими браузерным MMORPG: нарисовали карту города, каждая локация которого – это отдельная чат-комната, где действуют свои правила поединков. В «Академии» не ведется статистика выигранных и проигранных боев, «растилище» создано для клановых войн (сервер автоматически поделит членов обоих кланов на пары), а в «торговых рядах» можно продавать ценности.
В целом игра бесплатна. Но если вы серьезно увлечетесь, то рано или поздно тактических возможностей стартовой колоды станет мало и вам наверняка захочется расширить свой набор.
Многими RF Online воспринимается не иначе как клон Lineage 2. Этим игра обязана своему корейскому происхождению: все же настолько однообразное «прокачивание» персонажа было впервые продемонстрировано именно в LA2.
Вселенная RF Online – это сеттинг, где соседствуют магия и технологии. В битве за планету Новус сошлись три расы: технократическая Федерация Беллато, священный Альянс Кора и империя разумных роботов Акретия. И все они сильно отличаются друг от друга. Беллато хоть и слабы сами по себе, но могут пилотировать МАУ – гигантских роботов. Служители Альянса Кора предпочитает колдовство и призывают волшебных существ себе на помощь. Представители Империи Акретия – страшные боевые машины, хотя и лишенные «магических» способностей.
Помимо оригинальных рас, RF Online пока что мало чем способна удивить. Квесты довольно невзрачны и обычно сводятся к схеме «убей N десятков мобов и сразу же получи награду», российский перевод не слишком удачен, а в качестве награды за выстраданную прокачку нам предложат RvR PvP (представители трех рас сражаются за обладание шахтами с редким минералом, послужившим причиной начала войны). В зависимости от того, какая группировка в данный момент доминирует на сервере, могут изменяться и соотношения курсов валют, что дает победителям экономическое преимущество. Но баланс в PvP пока что не отточен. Побеждает тот, у кого в инвентаре окажется больше баночек с целебным зельем. Быть может, в будущем это исправят, но пока RF Online остается игрой для фанатов.
Guild Wars Разработчик:ArenaNetИздатель:NCsoftРоссийский издатель:«Бука»Адд-он’ы:Factions, Nightfall, Eye of the NorthОфициальный сайт:www.guild-wars.ruМодель распространения:покупка коробки с игройБесплатный пробный период:отсутствует
Образно говоря, игровой процесс Guild Wars можно разделить на две составляющие – PvE и PvP. На это намекают уже в самом начале, предлагая при генерации выбрать тип персонажа – Role-playing character или PVP-only character. PvE-герой, на первый взгляд, особо ничем не отличается от протагонистов из других MMORPG: стандартная процедура генерации, последующий рост в уровне с обязательной добычей новой экипировки, а также изучением новых умений и т.д. Но на этом сходство заканчивается. Во-первых, максимальный уровень вашего протеже (20-й) набирается за одну-две недели неторопливой игры. Во-вторых, в GW большое значение отводится сюжету, согласно которому персонаж – самый настоящий Герой, спасающий королевства.
Разработчики решили очень щепетильный для жанра вопрос: как сделать так, чтобы каждому новоиспеченному герою хватило веселых приключений, да и другие при этом не остались обделены. Ответ оказался на удивление прост: создать для каждого свою копию вселенной.
Фактически весь игровой мир, кроме городов, состоит из особых зон. Города и населенные пункты – общие для всех. Но за их пределами у вас будет своя, уникальная копия локации – инстанс. Никто не побеспокоит вас и вашу группу. Все квесты, которые можно взять на локации, и снующие по местности мобы никуда не денутся, никто не опередит.
Вещи в GW не ценятся так сильно, как в других MMORPG. Самые редкие и дорогие экземпляры привлекательны исключительно своим уникальным внешним видом. И не ищите здесь обширной и сложной системы крафта. Хотя хлам, выпадающий из монстров, можно разобрать на материалы, но сделать из него удастся только броню, которую никто, кроме вашего персонажа, надеть не сможет. Успех в мире GW обеспечивают светлая голова и прямые руки, но никак не уровень и экипировка героя.
К недостаткам GW хотелось бы отнести слабую социальную модель. Игра страдает тем же недугом, что и приснопамятный Acheron’s Call 2: взаимодействие между участниками случайно и редко. Группа собралась на миссию, выполнила ее, все поблагодарили друг друга и разбежались. Чаще всего можно даже не смотреть на имена своих компаньонов. Скорее всего, они вам больше никогда не пригодятся. Игроки в PvE Guild Wars – это сборище случайных знакомых на несколько часов.
Но, как уже говорилось в начале статьи, помимо PvE в творении ArenaNet есть и сильная PvP-составляющая. Если вдуматься, это вообще две разные игры. PvP в Guild Wars – это киберспорт. С ежедневными тренировками команд, турнирами и внушительными денежными призами.
На данный момент есть 5 режимов сражений с другими людьми: Team\Random\Gladiator Arena (бои 4х4), Guild Versus Guild (наверное, самый элитарный вариант – командные бои гильдий 8х8 за место в мировом рейтинге и праве участвовать в Guild Wars World Championship), Heroes Ascent (опять-таки бои команд по 8 человек, но действует принцип «царь горы»), Alliance Battle (битва за удержание контрольных точек 12х12, доступен владельцам Factions) и Heroes Battle (игрок и еще 7 управляемых им NPC против другого игрока с такой же шайкой – доступен в Nightfall).
PvP-only-персонаж сразу же получает максимальный уровень, лучшее оружие и броню. Так как воевать вам предстоит не в одиночку, а с командой и против шайки врагов, обычно PvP-персонаж создается для выполнения конкретных задач в группе. Обилие комбинаций классов (их 10, каждый герой может выбрать себе основную и вспомогательную профессию), умений (на каждый класс приходится около 200 скиллов, но выбрать разрешат только 8) и атрибутов (влияют непосредственно на действие умений, выдают по 5 на каждый класс), наконец, количество человек в команде – открывают почти безграничный простор для тактико-стратегического мышления. Люди, которые умеют придумывать новаторские и эффективные составы команд (кстати, в игре их называют «билдами») ценятся почти так же, как и хорошие лидеры.
Final Fantasy XI Разработчик:Square EnixИздатель:Square EnixРоссийский издатель:Акеllа OnlineАдд-он’ы:Rise of the Zilart, Chains of Promathia, Treasures of Aht Urhgan, Wings of the GoddessОфициальный сайт:www.playonline.com/ff11us/index.shtmlМодель распространения:покупка коробки с игрой + абонентская платаБесплатный пробный период:отсутствует
Final Fantasy XI – во многом уникальная игра, обладающая несколькими достоинствами. Во-первых, это одна из немногих мультиплатформенных MMORPG. Познакомиться с ней можно как на PS2, так и на PC. Во-вторых, вы увидите достаточно уникальных особенностей, не присущих ни западным, ни корейским методам дизайна. Немудрено, ведь игру делали японцы. В третьих, это конечно же привязанность к именитой серии jRPG Final Fantasy, от коей игре достались некоторые знакомые детали вроде чокобо, «синей» магии, а также вызова уже знакомых фанатам существ.
Сразу стоит оговориться, что FF XI сложно освоить. Интерфейс трудно назвать интуитивно понятным. В бою все действия выполняются через менюшки, что типично для приставочных RPG, но PC-геймеры с непривычки будут рвать на себе волосы. Прокачка персонажа еще тяжелее, чем в Lineage 2. К 10 уровню возникает жесткая необходимость в сбалансированной группе.
Но мы бы не писали об этой игре, если бы она не была достойна внимания. FF XI славится одним из самых лучших PvE-контентов для высокоуровневых персонажей (его еще называют high-end-контент). Еще один интересный момент – экономика. Деньги из монстров в FF XI не выпадают (разве только из beastmen, да и то в мизерных количествах), поэтому единственный способ обогащения – торговля. В остальном все обычно: сугубо добровольное PvP, выращивание личного ездового чокобо, крафт...
Помимо сложностей в освоении и интерфейсе, к недостаткам FF XI стоит отнести достаточно слабую графику – игра изначально разрабатывалась на PS2. И, в отличие от других игр жанра, со временем визуальная часть почти не менялась. Спорной также стала идея случайного распределения персонажей-новичков по серверам. Хотя потом в обмен на виртуальные деньги можно изменить «прописку», но зачем это надо было так усложнять изначально – непонятно.
EVE Online Разработчик:ССP GamesИздатель:ССP GamesРоссийский издатель:NetvilleАдд-он’ы:бесплатные контентные обновления (Exodus, Revelations)Официальный сайт:www.eve-online.comМодель распространения:покупка коробки с игрой + абонентская платаБесплатный пробный период:14 дней
EVE Online – это единый для всего мира сервер. В игре постоянно присутствует от 15 до 35 тысяч игроков – неплохой показатель для онлайновых игр (больше лишь у Second Life). Научная фантастика – хоть и знакомый, но далеко не так заезженный MMO-сеттинг. Поэтому, если вы устали от сказочек, советуем обратить на игру внимание. И хотя EVE Online по сегодняшним меркам нельзя назвать популярной (всего 300 тысяч подписчиков против миллионов, играющих в LA2/RO/WoW), у нее есть свои преданные поклонники, причем в основном это матерые волки, повидавшие немало MMORPG. Причина этого – свобода. Вам больше не нужно заниматься прокачкой. Просто выберите необходимое умение, и вам скажут, когда оно будет освоено. Пока идет учеба, даже не нужно находиться в игре. Умений – пара сотен, все и сразу они не понадобятся. Но если вдруг вы решите изменить род деятельности, заново создавать персонажа не нужно. Достаточно лишь определиться с необходимыми для выбранного занятия умениями.
Хотя игрок поначалу и создает портрет своего персонажа, но чаще он будет видеть ту посудину, на которой в данный момент летает. Новый корабль можно либо купить, либо построить. Если корабль подорвут злобные NPC или подлые игроки-пираты, вы получите судно начального уровня совершенно бесплатно. Все уцелевшее оборудование, что было установлено на сгоревшем корабле, достается победителю. Так что если вы не уверены, что переживете потерю только что купленного линейного крейсера, ради которого честно копали астероиды целый месяц, лучше в него даже не садитесь.
EVE многогранна, богатство игрового мира оставляет далеко позади большинство других игр жанра, а возможности игрока почти безграничны: торговля, производство, война или работа на одну из многочисленных мега-корпораций. Все это сразу же доступно, и ничто не станет подталкивать вас к чему-то, чего вы делать не хотите.
Экономика в EVE полностью контролируется игроками. И при желании что-нибудь купить сначала придется найти того, кто хочет эту вещь продать. С политикой – то же самое. Хотя и существуют безопасные зоны космоса, где соблюдается закон, большая часть вселенной EVE – это тысячи звездных систем, которые контролируют корпорации и альянсы игроков. И если вы хотите жить в таких небезопасных системах (там и руда редкая встречается, и миссии занятные дают), то было бы неплохо сначала договориться с их хозяевами. Или свергнуть их.
Теоретически, в EVE возможно самое массовое PvP. На памяти автора только в этом году дважды были бои между флотами с численностью около тысячи кораблей в каждом, чтобы доказать врагу «кто в этом мире хозяин». И хотя баталии эти обычно страшно замедляли работу сервера, сам факт их возможности впечатляет.
EVE Online не относится к простым играм. Свобода отпугивает добрую половину потенциальных пилотов. Но игра более чем достойна внимания. Несмотря ни на что ее популярность медленно, но неуклонно растет, а в русскоязычном ММО-сообществе EVE уже давно заработала статус культовой.
Пара слов о локализации: сейчас компания «Нетвиль» занимается переводом клиентской части с привлечением добровольцев из русскоязычного сообщества EVE Online. И хотя пока что перевод нельзя назвать готовым даже наполовину (слишком много текста все еще не переведено, а то, что переведено, нуждается в корректуре), работы по улучшению ведутся. Но отдельного российского сервера все равно не будет.
World of Warcraft Разработчик:Blizzard EntertainmentИздатель:Blizzard EntertainmentРоссийский издатель:«СофтКлаб»Адд-он’ы:Burning Crusade, Wrath of the Lich King (в разработке)Официальный сайт:www.wow-europe.comМодель распространения:покупка коробки с игрой + абонентская платаБесплатный пробный период:отсутствует
Король MMO-жанра, WoW – мечта любого издателя. Проект стал причиной роста более чем 100% рынка онлайновых игр, поводом для зависти конкурентов и в то же время очной демонстрацией того, что именно маркетинг нынче – всему голова.
Blizzard в очередной раз сотворила революцию из воздуха, позаимствовав лучшее из других игр и мастерски отшлифовав шероховатости. Кроме того, свою роль сыграл популярный бренд. WoW прост в освоении, за ним приятно проводить время. И что бы там ни говорили прожженные поклонники MMORPG, игра всегда ставит перед нами ряд целей. Не самая красивая с технической точки зрения графика не так бросается в глаза благодаря просто-таки совершенному дизайну, что в итоге заставляет WoW смотреться лучше, чем технически более совершенный Lineage 2.
Останавливаться на каких-то отдельных особенностях просто нет смысла, так как их набор стандартен (уровневая система с классами и расами, квесты, RvR PvP между Альянсом и Ордой, крафт, социальная часть). Стоит лишь упомянуть, что в WoW все выполнено на высшем уровне, когда каждый аспект приходится по вкусу максимально возможному числу людей. WoW – лучший выбор для новичка. В нем нет «хардкорных» элементов, почти все интуитивно понятно, а популярность такова, что завлечь своих друзей из реальной жизни будет совсем несложно.
И в тоже время простота концепций WoW – это палка о двух концах. Несмотря на огромную базу подписчиков, обычно большинство игроков редко задерживаются в нем более чем на полгода. Игра имеет ограниченное и исчерпывающее себя со временем содержание, коему недостает глубины. К сожалению, Blizzard не смогла поставить производство адд-он’ов к игре на поток. Burning Crusade пришлось ждать почти два года, хотя содержимое его вы исследуете максимум за пару месяцев. Если бы эта проблема была решена, количество активных подписчиков «самой популярной ММОRPG в мире» было бы намного больше восьми миллионов.
Плохо знающим языки – на заметку! Недавно нас порадовали счастливой новостью: игру вскоре переведут на русский язык.