Популярность боевых роботов в Стране восходящего солнца – и повод для шутки, и тема для серьезных обсуждений. Ведь с одной стороны, это совершенно бесполезные и уязвимые в реальном бою механизмы, а с другой – уже на достаточно серьезном уровне в США ведутся разработки специальных экзоскелетов для солдат. Представьте: в недалеком будущем по территории современного Ирака расхаживают двуногие махины с огромными пушками, уничтожая все на своем пути. Неправдоподобная картина и вместе тем жутковатая – а ну как и впрямь подобное произойдет?
Как бы то ни было, японцев хлебом не корми – дай посмотреть на боевых роботов. Достаточно вспомнить безумно популярный сериал Gundam, обеспечивший работой не одну китайскую фабрику: с конвейеров сходят миниатюрные фигурки грозных машин, а печатные станки штампуют плакаты и комиксы на радость поклонникам. Не остались в стороне от роботомании и видеоигры. В 1995 году по заказу компании Square маленькая команда разработчиков G-Craft, известная лишь пробными поделками для SNES, представила широкой общественности новинку - Front Mission. К тому времени тактические RPG уже не были редкостью, хотя до выхода знаменитой Final Fantasy Tactics оставалось еще два года: до геймеров добралась и первая Fire Emblem для NES, и Ogre Battle для SNES. И все они, как по заказу, повествовали о фэнтезийных мирах, в которых герои сражались на мечах да пиках и мерялись глубиной магических познаний. Front Mission от этого стереотипа отказалась, заменив великие империи могущественной корпорацией, а колдунов – учеными. Спустя несколько лет схожим образом обошлась с канонами RPG и Final Fantasy VII. В Front Mission действие происходит в будущем, магия уступила место пулеметам с винтовками, а рыцари превратились в пилотов гигантских боевых машин («мехов»), которых здесь называют «ванзерами». Ванзеры играют главную роль везде: от глобальных политических событий до жизни отдельных второстепенных NPC.
И в первом, и в последующих выпусках сериала ванзеры неизменно состоят из одинаковых частей: ноги, руки, туловище, броня и вооружение, причем некоторые модели комплектующих кочуют из одной игры в другую. Как и автомобили в гоночных симуляторах, роботы поддаются тюнингу: закупка новых деталей сжирает большую часть заработанных в боях денег.
Оружие крепится на обеих руках и плечах ходячей крепости. Стоит уничтожить одну руку, как отказывает все вооружение, находящееся на поврежденной стороне. Для ближнего боя используются либо собственные кулаки ванзера, либо специальные кастеты. На средних дистанциях в ход идут пулеметы, дробовики, урон от которых зависит от расстояния до противника, и гранатометы. И, наконец, для дальних дистанций применяются ракетницы или специальные минометы. Баланс в игре достигается за счет той же зависимости, что и в фэнтезийных сородичах: самые мощные юниты, ракетчики, не могут быстро пройтись из одного угла арены в другой. Вдобавок, оружие и экипировка обладают собственным весом, лишая роботов прыти.
Бои в Front Mission выглядят так же, как и в остальных пошаговых стратегических RPG: трехмерная карта поделена на клетки, в перестрелках учитываются особенности ландшафта. Зато необычно представлены хитпойнты: у всех составных частей свои линейки здоровья. Уничтожите ноги – юнит начнет передвигаться еле-еле, повредите корпус – развалится вся машина.
За один ход можно продвинуться на несколько клеток, затем (или вместо) чего, напасть на противника, если он находится в радиусе поражения, использовать предметы, либо залезть в вещмешок. Со второй части появились очки AP (Active Points): каждое действие стоит определенное количество АP, так что приходится соизмерять риски – когда пострелять дважды, а когда благоразумно отступить, чтобы не лишиться юнита во время вражеского раунда.
Front Mission
Платформа: SNES, WonderSwan Color, PS one, Nintendo DS
Издатель: Square
Разработчик: Square, G-Craft
Дата выхода: 24.02.1995, 12.07.2002, 23.10.2003, 22.03.2007 - Япония
Square выпустила первую часть для SNES в далеком 1995 году, но перевода на английский не удостоился ни оригинал, ни последующие переиздания для Wonderswan Color и PS one. Впервые западные игроки смогли приобщиться к битвам «ванзеров» после выхода любительского патча для образа SNES-версии, а американская локализация варианта для DS появилась в продаже 23 октября прошлого года.
Сюжет первой части разворачивается во времена битв за острова Хаффмана – те находятся в нейтральных водах между двумя сверхдержавами OCU (Oceania Community Union) и USNC (United States of the New Continent), и обе мечтают на них хозяйничать. Первая война началась в 2070 году, продлилась два года, и закончилась подписанием мирного договора, по которому острова делились поровну между странами. Спустя двадцать лет из-за странного убийства нескольких офицеров USN вспыхивает вторая война. Геймеру предлагается от лица юного Ллойда Клайва возглавить группу наемников - Canyon Crows. Изначально Ллойда с командой отправляют охранять фабрики USN, однако на них внезапно нападает дружественный офицер Дрисколл, который похищает напарницу героя, Карен. Год спустя, после безрезультатных поисков, Ллойд переходит на сторону OCU, чтобы докопаться до истины.
Игра состоит из 30 миссий, в перерывах между которыми предлагается апгрейдить боевые машины и общаться с другими персонажами. Обычно в разговорах поясняются сюжетные перипетии, но иногда, благодаря болтовне, можно и нового бойца в команду заполучить.
Очков AP еще не существует: ванзеры, как юниты в Final Fantasy Tactics, могут продвинуться на разрешенное расстояние, а затем устроить пальбу из любого вида оружия. Спустя 15 миссий каждый ванзер обзаводится ракетной установкой или чем-то подобным. Что интересно, опыт накапливается отдельно для различных видов вооружения.
Начиная с самой первой Front Mission, дизайном персонажей почти всегда занимается знаменитый Eситака Амано, хотя по внутриигровым портретам в версии для SNES так сперва и не скажешь – не отличает героев та «не от мира сего» красота, на которой мастер сделал себе имя.
Переиздание для PS one было значительно улучшено по сравнению с первоисточником: разработчики перезаписали музыку, перерисовали уровни (хотя спрайты героев не тронули), избавились от дозагрузок между аренами и добавили возможность прервать анимацию дуэлей в любой момент. А главное, появился еще один полноценный набор сюжетных миссий. Если в оригинале вы играли за OCU, теперь разрешалось взглянуть на мир и глазами офицеров USN. Именно вариант для PS one лег в основу римейка для DS.
Сопутствующие товары: саундтрек первой Front Mission был издан, как водится в Японии, отдельно. Не обошлось и без руководств по прохождению – Military Guide и двухтомного Official Guide. Вдобавок вышел художественный альбом Front Mission in Huffman, а также комикс и новелла, которые взяли за основу события игры.
Front Mission 2
Платформа: PS one
Издатель: Square
Разработчик: Square, G-Craft
Дата выхода: 25.09.1997 - Япония
События второй части разворачиваются в 2102 году. Отважный офицер OCU Эш Фарук и его сотоварищи втираются в доверие к повстанцам из когда-то независимой республики, а ныне – полноправных владений Союза, чтобы сорвать заговор против правительства.
С переходом на новую платформу карты стали полностью трехмерными, хотя полигонными моделями юниты представлены лишь в дуэлях – по аренам по-прежнему разгуливают спрайты.
Front Mission 2 вышла только в Японии, но тем не менее, меню и некоторые сообщения переведены на английский. Поначалу разница между первой и второй частью практически незаметна, однако со временем становится очевидно: боевая система значительно усовершенствована. Например, появились очки AP, а на скорость ванзера влияет и вес переносимых вещей. Вдобавок, улучшился баланс оружия: теперь ракетница – не панацея от всех бед. Противник действует слаженней, чем раньше: чтобы подточить оборону игрока, вражеские ванзеры сосредотачивают огонь либо на лидере команды, либо на самых слабых юнитах. Обогатился и набор умений - во второй части их число выросло до 56, включая 8 специальных, предназначенных только для определенных персонажей.
Зато неприятно удивляет то, что анимацию ударов невозможно отменить, и даже небольшие миссии сразу растягиваются минут на двадцать. Возможно, именно из-за этого второй выпуск так и не перебрался на Запад. Интересное дополнение к стандартному геймплею - это некий прообраз компьютерной сети. По ходу игры вам даются названия сайтов и пароли для доступа к ним. Огромной пользы просмотр страниц не приносит, но информация, написанная на сайтах, помогает проникнуться общей атмосферой игры. Плюс ко всему - содержимое сети переведено на английский.
Front Mission 3
Платформа: PS one
Издатель: Square
Разработчик: Square
Дата выхода: 02.09.1999 - Япония, 22.03.2000 - США, 11.08.2000 - Европа
Третья часть считается одной из самых удачных Front Mission: в ней два набора сюжетных заданий, а суммарное число боев превышает сотню. Действие разворачивается в 2112 году, во времена гонки вооружений. Ваш герой - Кадзуки Такемура, тест-пилот Kirishima Heavy Industries, корпорации OCU, которая производит ванзеры. Казуки вместе с другом Рёго доставляют заказ на военную базу Йокосука, где сталкиваются лицом к лицу с группой диверсантов. Тут же предусмотрена и развилка: герои могут либо пойти разными дорогами, либо и дальше держаться вместе. В зависимости от выбора события будут развиваться по одному из двух вариантов, хотя без нескольких общих для обоих «путей» сцен не обойдется.
Геймплей становится все ближе к современному варианту. Очков AP отныне хватает и для нападения, и для обороны, предусмотрено множество навыков на каждый случай жизни. Появились даже приемы, ухудшающие характеристики неприятельских ванзеров: например, в состоянии confused те бьют вполовину слабей. Но главная особенность FM3 - то, что пилоты превратились в самостоятельные юниты и способны как из личного оружия пострелять, так и пустую боевую машину занять.
Второе, что сразу бросается в глаза, - разработчики значительно развили идею компьютерной сети (теперь она называется Ten-Mou). Между миссиями, помимо апгрейда ванзеров, тренировок и разговоров с NPC, можно выйти в Интернет будущего, почитать электронную почту. В странах есть собственные сервера, причем часто нелегальные, адреса которых необходимо искать в этих письмах. Многие сайты, или их разделы закрыты паролем. Получить доступ помогают хакерские программы и некоторые NPC. Вознаграждение за труды – деньги, запчасти для роботов, а порой даже оружие. Но чаще всего почта и сайты служат источником дополнительных сведений о происходящем в мире FM3.
И, наконец, третье - это опыт и система оценки качества боя. Очки опыта теперь накапливаются отдельно для каждого класса оружия - пулеметов, дробовиков и т.д. По окончании сражения выдаются не только деньги, но и детали от вражеских «ванзеров», а также медаль. Тип медали (платина, золото, серебро, бронза) определяется в зависимости от состояния роботов игрока после боя, от числа уничтоженных неприятелем юнитов и от вида использованного оружия. Для примера: применив ракетницу, платину вы уже не получите.
Дизайном персонажей для третьей Front Mission занимался не Ёситака Амано, а Акихиро Ямада, который наиболее известен как художник манги Record of Lodoss War: The Lady of Pharis, создатель эскизов героев для анимесериала Rahxephon и иллюстратор многочисленных новелл.
Сопутствующие товары: Обязательный двухдисковый сборник аудиотреков и четыре руководства по прохождению (Platinum Expert Manual, Speedy Guide for Beginners, Official Strategy Guide), а также художественный альбом Perfect Works с эскизами ванзеров и их кратким описанием.
Front Mission 4
Платформа: PlayStation 2
Издатель: Square Enix
Разработчик: Square Enix
Дата выхода: 18.12.2003 - Япония, 15.07.2004 - США
Если третья часть могла похвастаться двумя наборами сюжетных миссий, то в четвертой действия развиваются так: сперва вам предлагается сыграть за одну команду героев, а затем за другую, причем пути обоих отрядов изредка пересекаются.
Заметно изменились бои. Главное усовершенствование - это система связей-линков, отчасти напоминающая комбо-удары из Disgaea. Если персонажи запрограммированы на совместные действия (образовывать пары предлагается за счет Linking Points), они могут атаковать одновременно – при условии, что у них хватает AP, а противник находится в радиусе поражения. Сперва бойцу удастся скооперироваться лишь с одним соратником (на большее попросту не хватит Linking Points), но по мере прохождения игры геймер наберет достаточно очков, чтобы включить в цепочку и всю команду. Линки увеличивают урон от ударов; использовать их важно с умом, чтобы не потратить зазря AP и патроны. Кстати, патроны в FM4 – не безграничны, и вполне возможна ситуация, когда юнитам нечем будет стрелять.
Рюкзаки ванзеров обучились множеству других полезных функций помимо транспортировки инвентаря: чинить попавшие в беду юниты; служить сенсором для ракет, так что у последних радиус действия становится безграничным; выводить из строя электронику врагов. По сравнению с Front Mission 3 система умений еще больше разрослась, но отныне навыки срабатывают случайным образом. И, наконец, пилоты ванзеров вновь перестали быть самостоятельными персонажами, а заодно и испарилась сеть Ten-Mou.
Сопутствующие товары: в дополнение к FM4 вышли саундтрек, три руководства (Official Guide Book Complete Edition, Official Perfect Guide, Official Guide Book) и двухтомная новелла.
Front Mission 5: Scars of War
Платформа: PlayStation 2
Издатель: Square Enix
Разработчик: Square Enix
Дата выхода: 29.12.2005 - Япония
Пятая часть пока так и не перебралась за океан, хотя рецензенты журнала Famitsu оценили ее довольно высоко, выставив четыре восьмерки по десятибалльной шкале, а Square Enix еще в 2006 году зарегистрировала в Штатах патент на подзаголовок Scars of War.
Сюжет крутится вокруг уже знакомых битв за острова Хаффмана, и показывает, как лучшие друзья могут оказаться по разные стороны войны. По времени большая часть событий происходит между FM2 и FM3, и по ходу заданий вам будут попадаться многие персонажи-ветераны – к примеру, Эмма из третьей части и Дэрилл из FM4 – причем их разрешается взять в команду. Как второстепенные персонажи периодически будут мелькать Кадзуки и Рёго, правда, в основном, в возвращенном Colosseum.
Графический движок значительно усовершенствован, что сказалось как на внешнем виде ванзеров, так и на декорациях. Не обошлось без нововведений и в геймплее: хотя у персонажей изначально задан класс, они могут использовать навыки других классов (пусть и с некоторыми ограничениями), экипировав соответствующее оружие. Впервые в сериале действует friendly-fire – урон наносится любому ванзеру, оказавшемуся на линии огня. Сами боевые машины разрешается усовершенствовать, не тратясь на покупку новых деталей, а проапгрейдив уже имеющиеся за счет «очков перемоделирования» (remodel points).
Текстовые диалоги персонажей сменились полностью озвученными роликами на движке. Правда, в четвертой части и для японского релиза была предусмотрена английская озвучка; в FM5 же от этого отказались.
Сопутствующие товары: в дополнение к пятой части пока вышли лишь саундтрек и два руководства – Official Guide Book и Official Perfect Guide. Кстати, Perfect Guide - самый большой мануал, из когда-либо выходивших изданий по Front Mission, - насчитывает целых 544 страницы!
Front Mission: Gun Hazard
Платформа: SNES
Издатель: Omiya Soft
Разработчик: Square
Дата выхода: 23.02.1996 - Япония
Gun Hazard - первая игра по мотивам вселенной Front Mission, которая отказалась от пошаговых «шахматных» сражений, взамен предложив геймерам двухмерный шутер с участием ванзеров. Большинство уровней достаточно коротки, что компенсируется их невероятно огромным количеством - 97! Как и в обычной Front Mission, между заданиями вы путешествуете по мини-карте, по пути посещая магазины. Причем никто не запрещает перепройти миссию для прокачки персонажа. Биться обычно предстоит в одиночку, но игра позволяет нанять ванзера-помощника под управлением AI.
По сюжету в 2024 году cтартовал международный проект по постройке орбитального лифта для доставки солнечной энергии на Землю. Однако спустя 12 лет исследователи обнаружили новые источники топлива, и орбитальный лифт моментально устарел, а техника, использовавшаяся для его постройки, была приспособлена под военные нужды. Впрочем, геймплей от этого замысловатей не становится: перестрелки на скроллящихся экранах, которые изредка прерываются скриптовыми сценками.
Сопутствующие товары: саундтрек от Нобуо Уемацу и Ясунори Мицуды вышел на двух дисках. Вдобавок были опубликованы три руководства по прохождению (Military Guide, Official Fan Book и Official Guide Book) и комикс.
Собственный ванзер
Компания Kotobukiya, специализирующаяся на миниатюрных модельках персонажей различных игр и анимесериалов, не обошла вниманием и Front Mission. Начиная с третьей части, для коллекционеров выпускаются маленькие пластмассовые ванзеры, которые можно собрать и раскрасить по собственному желанию. Кроме того, сама Square Enix выпускает по сериалу наборы гасяпонов – фигурки все тех же роботов, но еще меньших размеров.
Front Mission: Alternative
Платформа: PS one
Издатель: Square
Разработчик: Square
Дата выхода: 18.12.1997 - Япония
Как и Gun Hazard, этот выпуск не похож на обычные Front Mission: разработчики решили попытать счастья в жанре RTS, хотя стратегии в духе Сommand & Conquer и в те времена, и сейчас крайне редко выходят на консолях.
Опыт оказался не слишком удачным: главный недостаток Alternative в том, что это не столько стратегия, сколько «меха-симулятор». Перед началом миссии игрок указывает маршрут обхода основных точек на карте, а затем любуется, как ванзеры выполняют задание, периодически отдавая им приказы. Команд совсем немного, основных же лишь две: «атаковать всех» и «атаковать одного противника». Тем не менее, совсем уж особняком в сериале Alternative не стоит: от предыдущих частей она унаследовала диалоги между миссиями, систему апгрейда роботов, и навыки, которые юниты теперь применяют автоматически. Впечатляет достойная по тогдашним меркам графика: невзрачные декорации первых уровней вскоре сменяются красиво текстурированными ландшафтами. Сюжет предусматривает более пяти различных концовок.
Сопутствующие товары: непременный саундтрек и три руководства (Official Guide Book, Guide Book и Perfect Players Guide) – вот и все, что можно приобрести в Японии вдобавок к самой Alternative.
Front Mission Online
Платформа: PlayStation 2, PC
Издатель: Square Enix
Разработчик: Square Enix
Дата выхода: 08.12.2005 - Япония
По сути это шутер от третьего лица, действие которого разворачивается в мире Front Mission, во время второй войны за острова Хаффмана. Разработчики, впрочем, именуют свое детище «онлайновой тактической RPG с элементами экшна». Впрочем, весь мир здесь – набор гигантских арен для одиночной или совместной охоты на ботов, а также полномасштабных сражений с другими игроками. Front Mission Online существует в вариантах для PlayStation 2 и PC, причем сервера у них общие. Обе версии поддерживают VoIP для переговоров. К сожалению, все это счастье доступно только японцам.
Front Mission 2089
Платформа: Mobile
Издатель: Square Enix
Разработчик: Square Enix
Дата выхода: 15.08.2005 - Япония
Как и многие другие сериалы Square Enix, Front Mission не избежала «мобилизации». Действие в телефонном выпуске, как подсказывает название, разворачивается в 2089 году, и опять компания обыгрывает уже приевшийся многим сюжет о дележе островов Хаффмана и противостоянии двух супердержав - OCU и UCS. Боевая система позаимствована у первой оригинальной Front Mission – на мобильных телефонах воспроизводятся и изометрические локации, и анимация дуэлей. Все это дополняет красивая рисованная графика.
Но, как сообщили разработчики, далеко не все в Японии обожают сотовые и мечтают возиться с ними денно и нощно – ради любителей других форматов Front Mission 2089 сейчас портируют на DS. Сценарий и видеоряд будут переработаны, чтобы римейк не показался нынешним геймерам устаревшим и чересчур куцым. Дата релиза пока не объявлена.