Идея жестоких гоночных соревнований, где основной целью была бы не только и не столько необходимость добраться из одной точки в другую, сколько уничтожение противников (а за компанию и всех, кто подвернется под горячую покрышку), витала в воздухе достаточно давно. Сама мысль могла родиться в голове всякого гонщика, которого чересчур утомили собственные рабочие будни, однако так или иначе, на бумаге идея осела стараниями писателя Иба Мельхиора (Ib Melchior) в коротеньком рассказе The Racer. А в 1975 году мир увидел фильм Death Race 2000, основанный на рассказе Мельхиора, и год спустя по мотивам фильма была разработана аркадная Death Race. Игра сочетала в себе исключительную жестокость (очки засчитывались за задавленных «гремлинов», по сути – пешеходов) и соревновательный элемент (можно было играть вдвоем). Вот она – точка отсчета для всех без исключения DeathTrack, Carmageddon и прочих игр про дорожные бесчинства, о которых мы вам сейчас и расскажем. И не удивляйтесь, если не встретите здесь какие-нибудь Demolition Racer или 187 Ride or Die – мы постарались вспомнить если не лучшее, то хотя бы заслуживающее упоминания.
MegaRaceAuto Assault
«Гладиаторы нового поколения» Краткая характеристика: нарезка и шинковка противников в ограниченном пространстве размером от небольшого футбольного поля до нескольких квадратных километров. Географические точки – произвольные. Средства уничтожения противника: все мыслимые и немыслимые – от пулеметов до лазеров и портативных атомных бомб, с успехом помещающихся в багажнике среднестатистического легкового автомобиля. Музыкальная составляющая: преимущественно тяжелая. Электронные композиции не приветствуются.
Atari Lynx сложно назвать популярной портативной консолью даже с большой натяжкой – огромные размеры, рекорды по скорости пожирания пальчиковых батареек и отсутствие достойной библиотеки игр быстро отправили ее на свалку истории. Но благодаря BattleWheels многие до сих пор вспоминают о ней с умилением: не особенно концентрируясь на сюжете, игра давала возможность простому обывателю сесть за руль автомобиля и устроить небольшое постапокалиптическое destruction derby с применением оружия. С нее и началась популяризация гладиаторских боев за рулем с применением оружия. Однако бум подобных игр пришелся на середину и конец 90-х – период рассвета PS One.
Именно тогда появилась нежно любимая в России Twisted Metal (TM). Одним из создателей сериала стал Дэвид Джаффи (David Jaffe), сейчас более известный как ведущий дизайнер сериала God of War. В отличие от BattleWheels, Twisted Metal предлагала игрокам на выбор нескольких персонажей, управлявших принципиально разными транспортными средствами: от грузовиков и багги до такси и даже мотоцикла. Именно это, а также черный юмор и большой ассортимент арен (во второй части, наиболее популярной, география состязаний расширилась от Москвы до Нью-Йорка) и сделали проект запоминающимся. Был и еще один фактор – абсолютно индифферентное к законам физики поведение автомобилей позволяло не концентрироваться на управлении, что давало возможность быстро разобраться в игре даже в принципе далекому от таких развлечений человеку. Нужно отметить, что компания SingleTrac, ответственная за разработку первых двух Twisted Metal, заскучала от привычной «наземной» концепции уже после релиза Twisted Metal 2: World Tour, и взялась за подводные сражения с тем же принципом – Critical Depth. Проект не был особенно популярным, и SingleTrac вернулась в привычную колею, выпустив неплохую Rogue Trip: Vacation 2012 – фактически, Twisted Metal под соусом… симулятора туристических поездок (водители не на жизнь, а не смерть боролись за внимание единственного пассажира). Однако даже такая оригинальная концепция не спасла студию от закрытия.
QuarantineInterstate ‘76
Убежавшие на вольные хлеба сотрудники основали компанию Incognito Entertainment, прославившую себя новыми играми сериала: Twisted Metal: Small Brawl (версия TM для детей – какая забота!), Twisted Metal: Black и Twisted Metal: Head-On. В начале 2007 года Incognito выпустила Calling All Cars!, схожую по концепции с Twisted Metal, но с мультяшной графикой и видом сверху. Что до Twisted Metal III и Twisted Metal 4, возложенных на плечи 989 Studios, то они не дотягивали до работ SingleTrac. Единственные проекты, действительно вплотную подобравшиеся по качеству и популярности к Twisted Metal – две части Vigilante 8, частично использующие сеттинг Interstate ’76 (чем и ненавистны большинству поклонников последней, ибо серьезно страдают от безумного, закрученного вокруг инопланетных технологий сюжета).
Но более-менее достойные игры такого плана можно встретить на любых платформах. Для Xbox – RoadKill, для Dreamcast – продолжение Vigilante 8, для PS2 – Motor Mayhem, для PSP – недавние BattleZone или Fired Up, для PC – Crashday и Necrodome (между прочим, это была одна из первых достойных игр, в которых можно было покидать средство передвижения и вести бой на своих двоих). Но проблема в том, что всем им чего-то не хватает. Одним – удобного управления, другим – приличной графики, третьим – запоминающихся персонажей. Так что, больше всего повезло владельцам консолей от Sony – за исключением PlayStation 3, на любой из них можно найти Twisted Metal! Да и этот досадный пробел в линейке скоро будет заполнен – Дэвид Джаффи признался, что разработка новой TM для PS3 уже ведется.
Full AutoBandits: Phoenix Rising
«Жизнь на колесах» Краткая характеристика: история здесь не заканчивается на вступительном ролике. Как правило, основная цель – выжить, но нередко владельцы бронированных авто придерживаются неких благих целей и уверенно к ним движутся сквозь череду сюжетных миссий. Средства уничтожения противника: приземленные – пулеметы, небольшие ракеты, которые можно закрепить на крыше автомобиля. При необходимости – пистолеты и прочая мелочь, позволяющая отстреливать неприятеля, не покидая (а иногда и покидая) средство передвижения. Музыкальная составляющая: практически любая – от разудалого техно до спокойного эмбиента, в зависимости от общей стилистики игры и происходящего на экране.
Последнее время нам предлагают едва ли не полноценные ролевые игры о приключениях на дороге, но когда-то все было намного проще – миссии линейны, а геймплей не блещет разнообразием. Разумеется, свободы передвижения также не было – приходилось ехать строго по заданному маршруту. Впрочем, уже тогда уделять время подобным играм было интересно – стоит только вспомнить Spy Hunter, Mach Rider, Roadblasters или Major Motion. Каждая из этих игр была очень качественной разработкой для своего времени. Хотя по сути они мало отличались друг от друга – едем по заранее проложенной трассе из точки А в точку Б и отстреливаемся от противников.
В девяностые все изменилось, и на игроков посыпались более разнообразные предложения. К примеру, в Streets of SimCity, в которой мы играли роль марионетки на ТВ-шоу и выполняли миссии в угоду публике, была интересная находка: возможность путешествовать по собственноручно созданному в SimCity 2000 городу (увы, это был единственный положительный аспект игры, страдавшей от множества багов и огрехов в дизайне).
Death RaceBattleWheels
Разработчики Quarantine и Road Warrior забрасывали нас в другое недалекое и не особенно радостное будущее, где в попытках борьбы с преступностью был огражден стеной целый город (Kemo City). Ситуация осложнилась, когда население попытались «вылечить», запустив в воду специально разработанное по такому случаю лекарство. Стало еще хуже – фактически, «лекарство» превратило большую часть населения в шизоидных маньяков, которые поубивали меньшую часть. Чтобы убраться из города, герою, Дрейку Эджуотеру, придется скопить немалую сумму наличными, работая таксистом. Впрочем, когда Дрейк выбирается за пределы Кимо-сити (это происходит во второй части – Road Warrior), то понимает, что в нем было не так уж и плохо. Нельзя не отметить, что первая и вторая части кардинально отличаются – в Quarantine мы сами оборудуем на заработанные деньги автомобиль и вольны колесить там, где вздумается. В Road Warrior наоборот – приходится слепо следовать сюжетной линии, а оружие нам выдают пассажиры. Кстати, хотя Ex Machina и Bandits: Phoenix Rising не скованы родственными связями (однако сходство прослеживается через любимый в народе постапокалиптический сеттинг), но различие примерно то же самое – в первой мы играем роль перевозчика и самостоятельно заботимся о собственном авто, а во второй нас слепо тащат по сюжету. Упоминая Ex Machina, нельзя забывать и другую небезынтересную российскую игру – «Вангеры» за авторством K-D Lab, которая пришлась по душе всем без исключения любителям нестандартного дизайна и поклонникам freelance-геймплея.
Twisted Metal: BlackRock’n’Roll Racing
И если разработчики Quarantine, Bandits, и Ex Machina дают возможность переместиться в будущее, то компания Activision, напротив – отсылает в альтернативные 70-е, где игроку приходится за баранкой автомобиля лично бороться с топливным кризисом в США. Дополнение под названием Nitro Pack (фактически, это был приквел) было тепло принято публикой, но вот продолжение – Interstate ‘82 – надежд не оправдало. Все дело в том, что Interstate ’82 была нацелена на более широкую публику и несколько упрощена. В итоге фанаты семидесятых остались недовольны игрой-восьмидесятницей, хотя незнакомым с оригиналом сиквел пришелся вполне по душе.
DeathTrackCalling All Cars!
А вот Beyond Games, заручившись поддержкой Accolade, в конце 90-х реализовала мечту многих игроков, объединив в одно целое Carmageddon и Quake – нам приходилось не только сидеть за баранкой автомобиля, но и нередко выходить из машины для пеших стрелковых променадов. Redline снабдили сюжетом, повествующим о весьма мрачном будущем, в котором наша планета оказалась едва не уничтожена из-за сократившейся орбиты луны, а общество поделилось на враждебные группировки.
Напоследок упомянем Auto Assault – единственную полностью многопользовательскую игру которая попадает в категорию «Жизнь на колесах». Сеттинг – постапокалиптический, возможность покидать средство передвижения – в обязательном порядке. К сожалению, Auto Assault пришлась по душе всего лишь нескольким тысячам игроков, чего для поддержания проекта в актуальном состоянии и последующей разработки оказалось недостаточно.
CarmageddonCarmageddon II: Carpocalypse Now
«Размазывающие по асфальту» Краткая характеристика: прямые потомки Death Race, в которых нередко приходится не только отмахиваться от назойливых оппонентов, но и давить пешеходов (в простонародье – педестрианов). Впрочем, в некоторых играх потенциальные пешеходы и носа не суют за пределы своего автомобиля. Как правило, это их не спасает. Средства уничтожения противника: бамперы автомобиля, боковые юбки автомобиля, утыканные шипами колеса автомобиля. Иногда даже крыша автомобиля. Но это уже как повезет. Музыкальная составляющая: с гиканьями и претензиями на серьезность – от Iron Maiden и Rob Zombie до Fall Out Boy и Papa Roach.
Кто бы мог подумать, что SCi и Stainless изначально разрабатывали обычную незамысловатую гонку, в которой насилие играло далеко не самую главную роль. И только после начала разработки пришла идея сделать что-то большее. Последующие попытки заполучить лицензию на Death Race – тоже отдельная эпопея. Впрочем, согласитесь, что в конечном итоге плюнув на это дело, и назвав игру Carmageddon (как несложно догадаться, название состоит из двух слов – Car и Armageddon), разработчики не прогадали.
Road Rash (PC)BattleZone (PSP)
Победить в Carmageddon можно тремя различными способами: банально выиграть гонку, уничтожить всех соперников и передавить всех пешеходов на уровне. Первое, за редким исключением, слишком утомительно и скучно. Последнее – практически нереально, принимая во внимание, что на одном уровне вполне может находиться до нескольких сотен «педестрианов». А вот уничтожать оппонентов – самое интересное занятие. К тому же, за это прибавляют наибольшее количество драгоценных секунд, которые очень быстро тают, если вы не сбиваете прохожих, не проходите чекпойнты или же не пытаетесь уничтожить других любителей промчаться с ветерком.
В некоторых странах Carmageddon просто запрещали. В других – выпускали только после замены спрайтов живых людей на зомби и роботов. Carmageddon II: Carpocalypse Now и Carmageddon: TDR 2000 вызывали не такие бурные эмоции – пусть графика с каждой частью выходила на новый уровень, но сложность убивала все положительные чувства. Например, во второй части разработчики попытались ввести систему миссий, в которой требовалось за весьма ограниченные сроки сделать определенные действия – например, уничтожить ряд объектов. В третьей же игрока заставляли проходить чекпойнты, не оставляя времени на устранение противников или погони за пешеходами (которые, к тому же, в свободное от прогулок время стали заниматься спортом и вели себя на порядок проворнее).
SpyHunterHi-Octane
Конечно, мы не могли оставить в стороне сериал Road Rash, пусть он и посвящен гонкам на мотоциклах. Наездники на двух- и трехколесных (в Road Rash: Jailbreak были мотики с коляской) болидах не брезговали самыми грязными трюками в борьбе за первое место – таранить противников, бить их кулаками, ногами, дубинками и цепями было в порядке вещей. Они, разумеется, отвечали вам тем же. Соревнования проходили на неогороженных трассах со встречным движением, а также шальными пешеходами и, разумеется, полицейскими, которых хлебом не корми – дай кого-нибудь арестовать. Высокие скорости, от которых уши закладывало, роскошные аварии, отправлявшие незадачливого гонщика в многометровые полеты и фотореалистичная графика (в 32-битных версиях) помогли Road Rash надолго утвердиться на пьедестале «жестоких мотогонок».
Разработчики FlatOut не позволяют устроить массовую давку на улицах, но во всем остальном перед нами все те же смертельные гонки (хотя и с несколько несерьезным уклоном – достаточно посмотреть, как ведет себя водитель при столкновении), в которых можно не только пытаться прийти первым, но и запросто уничтожать противников. При большом желании сюда же можно отнести и Destruction Derby от Psygnosis – правда, в ней все-таки радость от разрушения была скорее на втором плане и выходила на первый исключительно в режимах арены.
Carmageddon: TDR 2000Dethkarz
«Будущее зависит от тебя» Краткая характеристика: возможны варианты с заранее определенными переменными, которые в целом мало что меняют: недалекое (далекое) будущее, все плохо (хорошо), колониальная планета (родная Земля), человечество находит способы развлечения (вынужденного уменьшения жителей) за счет смертельных гонок. Средства уничтожения противника: как правило, ничего лишнего – ракеты, лазеры и мины. Музыкальная составляющая: электронная, со скорее эфирными, нежели навязчивыми вкраплениями гитарных риффов. Возможен легкий индастриал.
Всеми до сих пор любимая оригинальная DeathTrack, строго говоря, не совсем вписывается в этот раздел: ассортимент оружия там был весьма широкий, зато саундтрек вопиюще неподходящий – мидишное бренчание на пианино, напоминающее импровизацию тапера для немого кино. Но тема жестокого будущего была раскрыта в полной мере. Впрочем, от недостатка схожих игр мы никогда не страдали – достаточно вспомнить культовую MegaRace (во второй и третьей части превратившуюся в нечто совсем уж неудобоваримое), где игроку предстояло принять участие в жестоком ТВ-шоу, безумную гонку за выживание Hi-Octane или сверхскоростную Wipeout (где средства передвижения больше напоминают самолеты), без очередной части которой не обходится ни одна новая консоль от Sony.
Wipeout PureTwisted metal 2: World Tour
К концу девяностых вообще от гор подобного добра разбегались глаза – запутаться было проще простого. Компания 3dfx Interactive, покорившая массы графическими ускорителями Voodoo, дала всем без исключения недобросовестным разработчикам повод творить якобы представляющие ценность продукты для PC минимальными силами. На полки иногда попадали настоящие алмазы, но по большей части это были обычные пустышки – максимум спецэффектов, незамысловатая звуковая составляющая, отсутствие хотя бы каких-то нововведений и захватывающего геймплея. Разумеется, никакого сюжета: только вступительный ролик – нарезка из игровых повторов. Даже те проекты, что тогда были на слуху – S.C.A.R.S., Dethkarz, Extreme-G – сейчас вспомнят немногие. Но были и успешные попытки выделиться: например, разработчики Rollcage позволяли игрокам перемещаться не только по дороге, но и по другим более-менее ровным поверхностям без потери скорости.
Extreme-GCrashday
С началом нового века все как-то позабыли о заветах DeathTrack – с ходу в голову приходит разве что Full Auto, где одним из немногих интересных нововведений была возможность повернуть время вспять. Действительно стоящей игрой была и «Механоиды: Гонки на выживание» от российских разработчиков – можно было бы сказать, что создатели всего лишь взяли на заметку Wipeout, но в «Гонках на выживание» все заезды проходили на открытой местности, а не в специально проложенных для этого желобах.
И пусть те же инопланетные соревнования Rock’n’Roll Racing и немного детская (исключительно с первого взгляда!) Death Rally имеют изометрическую и вертикальную перспективу соответственно, мы также не можем о них не упомянуть. К тому же, первая была важной частью коллекции немалого количества владельцев Mega Drive, а вторая заставляла игроков просиживать ночи в попытке победить десятки противников, среди которых затесался сам Дюк Нюкем.
RollcageDestruction Derby 2
«Автосвалка»
На свалку угодили только орки из Warhammer 40 000 на своих безумных бронеповозках – гоночная игра Gorkamorka, основанная на одноименной настольной, так и не дожила до релиза. Хотя демо-версия для PC существует – вы без труда сможете найти ее в сети (увы, по понятным причинам, официальной страницы у игры нет). У проекта были шансы стать как минимум небезынтересной игрой для PC и Dreamcast, но судьба распорядилась иначе. Так что о полноценных соревнованиях орков нам пока остается только мечтать.
Хронология (1976 – 2008)1976 - Death Race (Arcade) 1983 - SpyHunter (Arcade, Apple II, Atari 2600, Coleco Vision , Commodore 64, NES, PC, ZX Spectrum) 1985 - Mach Rider (NES) 1988 - Major Motion (Amiga, Atari ST), Roadblasters (Amiga, Amstrad CPC, Atari Lynx, Atari ST, Commodore 64, NES, ZX Spectrum) 1989 - DeathTrack (PC) 1991 - Road Rash (Amiga, Atari ST, Game Boy, Game Boy Color, Game Gear, Mega Drive, Sega Master System), Super Spy Hunter (NES) 1992 - Road Rash II (Mega Drive) 1993 - BattleWheels (Atari Lynx), Rock’n’Roll Racing (Mega Drive, SNES) 1994 - MegaRace (PC, 3DO, Sega CD), Quarantine (PC, 3DO), Road Rash (3DO, PlayStation, Saturn, Sega CD, PC) 1995 - Destruction Derby (PC, PS One, Saturn), Hi-Octane (PC, PS One, Saturn), Quarantine II: Road Warrior (PC), Road Rash 3: Tour De Force (Mega Drive), Twisted Metal (PS One), Wipeout (PC, PS One, Saturn) 1996 - Death Rally (PC), Destruction Derby 2 (PC, PS One), MegaRace 2 (PC), Necrodome (PC), Twisted Metal 2: World Tour (PS One), Wipeout 2097/XL (PC, PS One, Saturn, Macintosh, Amiga) 1997 - Carmageddon (PC, Macintosh), Carmageddon: Splat Pack (PC), Extreme-G (Nintendo 64), Interstate ’76 (PC), Interstate ’76: Nitro Pack (PC), Streets of SimCity (PC) 1998 - Carmageddon II: Carpocalypse Now (PC), Dethkarz (PC), Extreme-G 2 (PC, Nintendo 64), Road Rush 3-D (PlayStation), Rogue Trip: Vacation 2012 (PS One), S.C.A.R.S. (PC, PS One, Nintendo 64), Twisted Metal III (PS One), Wipeout 64 (Nintendo 64), «Вангеры» (PC) 1999 - Carmageddon (PS One), Interstate ’82 (PC), Redline (PC), Road Rash 64 (Nintendo 64), Road Rash: Jailbreak (PlayStation), Twisted Metal 4 (PS One), Wipeout 3 (PS One) 2000 Carmageddon (Nintendo 64), Carmageddon TDR 2000 (PC), Wipeout 3: Special Edition (PS One) 2001 - Carmageddon (GBC), XG3: Extreme-G Racing (GameCube, PS2), MegaRace 3 (PS2), Motor Mayhem (PS2), Twisted Metal: Black (PS2), Twisted Metal: Small Brawl (PS One) 2002 - 2002 – Bandits: Phoenix Rising (2002), Wipeout Fusion (PS2) 2003 - Rock’n’Roll Racing (GBA), RoadKill (GameCube, PS2, Xbox), XGRA: Extreme G-Racing Association (GameCube, PS2, Xbox) 2004 - FlatOut (PC, PS2, Xbox) 2005 - Ex Machina (PC), Fired Up (PSP), Twisted Metal: Head-On (PSP), Wipeout Pure (PSP) 2006 - Auto Assault (PC), BattleZone (PSP), Crashday (PC), Ex Machina: Meridian 113 (PC), FlatOut 2 (PC, PS2, Xbox) 2007 - Ex Machina: Arcade (PC), FlatOut: Ultimate Carnage (Xbox 360), Wipeout Pulse (PSP) 2008 - Twisted Metal: Head-On (PS2)
Ex MachinaWipeout
Машины, которые делают больно
Будьте уверены – вызвав такси Дрейка Эджуотера из Quarantine, вы моментально доберетесь до нужной точки и не рискуете попасть в пробку, ведь один только потертый и местами обугленный кузов этого видавшего виды автомобиля распугает всех водителей и пешеходов. А уж арсенал точно убедит всех окружающих в вашей правоте. Впрочем, если затор на дороге будет слишком сильным, не тратьте зря ракеты и патроны – всегда можно объехать по бездорожью. Ведь эта модель выгодно отличается от других воздушной подушкой.
Автомобиль Red Eagle из Carmageddon, похожий на панкующую «Феррари», распугал и передавил не одну сотню пешеходов, так что лучше как можно скорее забирайтесь на дерево, если встретите его на пути. А если доведется посидеть за рулем, то учтите – рессоры у этой машины жестковаты, и некоторое время вам придется к ним привыкать.
Клоуны участвуют в самых неприятных детских кошмарах – известный факт. Вашим же взрослым кошмаром в Twisted Metal вполне может стать этот вагончик с мороженым, которым управляет самый настоящий клоун по прозвищу Sweet Tooth. Мороженое приготовлено по оригинальному рецепту – с напалмом. Как говорится, подавать охлажденным.
Любая машина в Death Rally при должном упорстве способна победить в гонке, но именно эта станет серьезным противником. Почему? Вы сами поймете, если внимательно посмотрите на бампер. Только не очень близко,
а то можете и без глаза остаться!
Позвольте, что здесь делает этот танк, и какое отношение он имеет к этому материалу? А кто ж ему что скажет – он же танк! Найдя эту смертоносную машину в Grand Theft Auto, вы могли точно знать, что на улицах Vice City нет никого круче вас. Пусть сама GTA немного выбивается из темы нашего обозрения, но пройти мимо этого экземпляра мы просто не имели права.
Если вы вдруг планируете дожить до 2052 года (а лучше – до 2097, когда соревнования станут наиболее популярны), то имейте в виду, что одной из самых значимых команд в соревнованиях Wipeout будет FEISAR. Потрясающий дизайн, идеальное сочетание цветов, одни из лучших двигателей будущего на борту – что еще нужно водителю XXI века? Разумеется, оружие! Но и с этим проблем не будет.
Школьные автобусы очень удобно использовать в сложные времена не только для перевозки большого количества людей (вспомните фильм Mad Max или последнюю экранизацию Resident Evil), но и для сражений на дорогах. Еще бы – попробуйте уничтожить такую махину! Без танка из Vice City обойтись будет непросто. Одна беда – слишком уж этот автобус удобная мишень – большой, да еще и ярко-желтый.
Именно за рулем Picard Pirahna в Interstate ’76 Грув Чемпион умудрился остановить нефтяной кризис в США, так что этот автомобиль можно смело ставить в музей. А можно и не ставить – он успешно переживет еще не один десяток жарких сражений.
Любое средство передвижения из Rollcage способно доставить немало неприятностей даже танку из Vice City – быстрые, маневренные, способные разворачиваться едва ли не на пустом месте. К тому же, даже не особенно разгоняясь, можно промчаться по ближайшей стене или потолку любого туннеля. Отличное решение для туннельных пробок.
Желтый Road King с обложки FlatOut 2 – выбор не для слабых духом. Управлять этим авто будет непросто даже профессионалам, но освоившим желтого монстра все будет нипочем: Road King с легкостью способен разбить вдребезги противника, и после этого даже с большими повреждениями без проблем добраться до финиша.
FlatOut 2Gorkamorka
1677 Прочтений • [Агрессоры на трассе: история боевых гонок] [12.04.2012] [Комментариев: 0]