Подводить итоги года можно по-разному. Можно собрать все вышедшие игры в большое решето и отсеять середняки, оставив только лучшее. А можно просмотреть новостную ленту за год, день за днем, выбрать из нее самые интересные и важные кусочки и аккуратно наклеить их в альбом, рассортировав по месяцам.
Январь
Из-за традиционно тяжелых послепраздничных ощущений январь был не слишком информационно насыщен, однако в первые дни 2007 года произошло несколько весьма интересных и важных событий.
Примерно через две недели после окончания зимних каникул, когда праздничный синдром уже сошел на нет, было официально объявлено о создании отечественного клуба разработчиков GD Club. Изначально в него вошли представители 14 компаний, включая «1С», «Акеллу», «Буку», Gaijin Entertainment, Alawar, KranX и других. Доподлинно известно, что игро-клабберы провели в течение года несколько закрытых встреч, наверняка полезных для участников, однако общественный выхлоп от работы клуба в течение года для непосвященных практически незаметен.
А неделей раньше новостные ленты всколыхнуло известие о конкурсе новосозданной компании Vogster, решившей отдать за грамотную игровую идею 50 000 долларов. За приз боролись более 400 проектов, но деньги в результате ушли Алексею Сытянову, придумавшему самый оригинальный геймплей в своем имажинарном «Пути меча». Вручение чека на соответствующую сумму состоялось на КРИ 2007, где игровая общественность убедилась, что стоимость идей выросла от пяти копеек за пучок до полусотни тысяч долларов за штуку.
Одновременно с этим компания Sony объявила дату начала продаж своей приставки PlayStation 3 в Европе. Знаменательное событие, которое должно было символизировать окончательное пришествие next-gen на нашу планету, назначили на 23 марта. К сожалению, оно будет омрачено совершенно дикими ценами (842 доллара в Великобритании и 778 долларов в континентальной Европе) и не самым лучшим паблисити. Однако это было лишь начало больших изменений, последовавших для платформы PS3 в 2007 году.
Сразу после новогодних каникул в эфире российского канала MTV появилась программа «Виртуалити». В начале года компания Microsoft объявляет о продаже 10.4 млн консолей Xbox 360, что, по мнению представителей компании, обеспечивает ей безоговорочное первое место среди платформодержателей (помните, как весь 2006-ой редмондцы утверждали, что первый, кто достигнет installed base в 10 млн приставок, станет победителем в этой «гонке вооружений»?) Увы, дальнейшие события покажут, что Microsoft была не права. До мощного спурта Nintendo оставались считанные месяцы.
Февраль
С момента анонса европейского запуска PS3 прошло всего несколько недель, как Sony сообщила невероятную новость – в Старом Свете ее флагманская приставка будет выпускаться с урезанным функционалом. Из нее вынут Emotion Engine – важную составляющую, обеспечивающую обратную совместимость с PS2. И хотя эту роль взял на себя программный эмулятор, «осадочек остался» – раньше Sony очень щепетильно относилась к возможности запускать на ее приставках классические игры. Как оказалось в дальнейшем, это было не единственное изменение, ожидавшее платформу PS3 в Европе в частности и в мире вообще.
Из Microsoft неизвестным образом просочились слухи о готовящейся новой версии Xbox 360, призванной исправить недостатки самой старой next-gen консоли. Говорят о HDMI-разъеме, жестком диске на 120 Гбайт, встроенном приводе HD-DVD и цене в 479.99 долларов. Слухи оправдаются в марте, когда на рынок поступит версия Elite – без встроенного HD-привода, но зато в стильном черном корпусе.
С февраля Xbox 360 официально продается в России, в крупнейших сетевых магазинах электроники за него спрашивают 15 699 рублей (около 580 долларов США). Приставка стала второй next-gen платформой, запущенной в нашей стране (Wii появилась в продаже в последнюю неделю декабря 2006 года). Справедливости ради стоит сказать, что был еще пилотный запуск, но официальное пришествие «тристашестидесятого» состоялось именно в феврале. Sony со своей PS3 задержится еще на пару месяцев.
В начале февраля Take-Two анонсировала безнадежно брутальный проект Manhunt 2, предыдущая часть которого принесла издательству немало проблем. Сиквел принесет их еще больше: игру придется даже отложить, потому что рейтингующие комиссии не смогут выставить ей рейтинг, а ритейлеры откажутся ставить на полки. Take-Two неизвестно зачем пойдет на обострение, защищая «право на художественный вымысел», но это только раззадорит борцов с жестокостью в играх. В результате, после внесения в проект определенных изменений, он в конце концов появится на прилавках.
В индустрии новый издатель: выходцы из почившей Gathering of Developers Майк Вильсон (Mike Wilson) и Харри Миллер (Harry Miller) основали компанию со странным названием Gamecock. Впоследствии эти ребята не раз засветились на новостных лентах – в частности, они пообещали провести одновременно с Е3 игровую выставку E.I.E.I.O. (Expo for Interactive Entertainment: Independent and Original), еще раз подтвердив свою странную привязанность к вычурным названиям.
Sony неожиданно снижает поставки своей портативной приставки PSP – по мнению аналитиков, компания готовит новую облегченную версию этого устройства. Представитель британского отделения Sony Рэй Магуайр открыто обещает новую PSP, однако Дэвид Карракер из американского отделения объявляет эти обещания неофициальными.
Март
С первым месяцем весны большие изменения произошли в компании Take-Two: хотя до скандала с Manhunt 2 еще далеко, в издательстве меняется руководство. На собрании акционеров смещен Пол Эйбелер, место которого занял Штраусс Зельник. Надо отметить, что новые начальники, несмотря на полагающееся рвение, провалили выход четвертой серии Grand Theft Auto – главной «дойной коровы» издательства и одного из самых (если не самого) ожидаемых проектов 2007 года.
PS3 наконец-то стартует в Европе, открывая эпоху повсеместного некстгена. Праздник портит известие об урезанной функциональности да итальянские ритейлеры, сорвавшие единовременный запуск и начавшие продавать приставку за несколько дней до назначенного срока. Зато к этому моменту на платформе было целых 30 игр, а первым английским покупателям подарили 45-дюймовые HDTV-телевизоры.
День в день с этим событием в России начались продажи долгожданного экшна S.T.A.L.K.E.R., явившего собой триумф воли над обстоятельствами. Биография этой игры широко известна, однако сам факт ее выхода может послужить наглядным примером того, что амбициозный проект может разрабатываться неприлично долго и при этом не «протухнуть».
Апрель
Трудно поверить, но платформа Sega Dreamcast официально поддерживалась до апреля 2007 года. Легендарная приставка перестала выпускаться целых шесть лет назад, однако жизнь ее продолжалась благодаря усилиям коммьюнити. Sega долго не решалась выдернуть вилку из розетки, но в конце концов ей пришлось это сделать. Dreamcast была официально умерщвлена в апреле 2007 года. В Sega наверняка почтили ее память минутой молчания.
В апреле же в московской гостинице «Космос» состоялась традиционная конференция КРИ – пятая по счету. На церемонии вручения наград лучшей игрой была признана Disciples 3 от .dat и «Акеллы».
Всего через несколько месяцев пребывания PlayStation 3 на рынке Sony решила отказаться от младшей версии этой приставки – той, что комплектовалась 20-гигабайтным жестким диском и продавалась за 499 долларов. Однако на смену ей придет версия с 40-гигабайтным диском, полностью лишенная аппаратного модуля обеспечения обратной совместимости. «Старший» вариант тоже изменится – его укомплектуют более вместительным жестким диском на 80 Гбайт.
А 20 апреля PS3 пришла в Россию – с помощью Vellod Impex и SoftClub. В наши палестины завезли 60-гигабайтные приставки, цену на них выставили на уровне 21 999 рублей (около 800 долларов).
На фоне этих событий из Sony был уволен Кен Кутараги – знаменитый «отец PlayStation», ответственный за медленный запуск PS3 и последовавший дефицит. Должно быть, в этот момент в офисе Nintendo раздался демонический смех Сатору Иваты. В Интернете немедленно появились слухи о том, что Кена позовут в «большую N», но они не подтвердились. Функции большого босса взял на себя Каз Хираи. В конце года Кутараги дадут утешительный приз – академия интерактивных наук и искусств наградит его «за прижизненные достижения».
В апреле игровой мир отмечал памятную дату – 25 лет исполнилось легендарной платформе ZX Spectrum.
Май
Традиционно «короткий» из-за череды праздников месяц выдался, пожалуй, самым спокойным в году. Обычно на май приходилась выставка E3, питавшая журналистов информационными поводами на год вперед. Но в этом году E3 пройдет только в июле и в сильно урезанном формате.
Sony выпустила PS3 с жестким диском на 80 Гбайт, которую первоначально хотела продавать только в Корее. Но потом компания меняет свои планы и начинает продвигать ее повсеместно.
Примерно в это же время Sony публикует итоги финансового года – ее операционная прибыль упала на 68%. Основой причиной таких неутешительных результатов стал дорогостоящий «лонч» PlayStation 3 и не самые бодрые продажи консоли.
В Сети появляется неофициальная информация о закрытии американского офиса Nival и уходе из команды Кевина Бахуса, «западного лица» и одного из отцов приставки Xbox. Представители Ener1 Group также рассказали, что занимаются реорганизацией «Нивала». К концу года компания еще заявит о себе – самым неожиданным образом.
Июнь
Вынесен приговор по первому в России делу о праве собственности на онлайн-продукт. Валентин Киселев, создатель неофициального сервера игры Ragnarok, был признан виновным и получил 3 года тюремного заключения условно, без обязательств возместить нанесенный ущерб.
Спустя два с половиной года после выпуска Halo 2 на консоли Xbox, этот блокбастер добрался и до PC – правда, только в версии для Windows Vista. Одна из главных фич проекта – возможность играть с консольщиками через Live. Это стоит игрокам лишние 50 долларов, которые приходится платить за «золотой» аккаунт в сервисе.
Первые предвестники несчастий, которые скоро обрушатся на голову Take-Two из-за Manhunt 2: юрист Джек Томпсон заявил, что эта игра является «симулятором убийств для подростков», которую хорошо бы запретить. Особое неприятие у него вызывает версия для Wii, где знаменитым джойстиком можно имитировать использование настоящего оружия. По слухам, Nintendo сама была инициатором портирования этого проекта на свою платформу – якобы для того, чтобы не создавать у нее имиджа «детской» приставки.
За этими громкими событиями тихо прошла новость о том, что капитализация Nintendo ненадолго и ненамного, но все-таки превысила таковую у Sony. Конечно, сравнивать две эти компании не совсем корректно (все-таки у Sony профиль пошире), но факт остается фактом: «большая N» вновь заявила о себе как о полноправном участнике большой консольной тройки. На этом «победное шествие» Nintendo по новостным лентам не закончится.
Июль
Лето в игровой индустрии считается «мертвым» сезоном, когда вся активность замирает перед осенним и новогодним обострением. В этом году все было наоборот: июль оказался одним из самых информационно-насыщенных месяцев.
Во-первых, именно в июле прошла обновленная E3 c подзаголовком «Media and Business Summit». Переход в «закрытый режим» вызывает неприятие у прессы, а один из индустриальных аналитиков настолько не впечатлился новым форматом, что потребовал «немедленно вернуть все назад». Но видавшие всякие виды организаторы заявили, что новая E3 прошла так, как они ожидали, и никаких возвратов к старому не будет. Игровая публика скорбит.
В июле также случилось несколько громких уходов. Игровое подразделение Microsoft покинул Питер Мур, фронтмен платформ Xbox и Xbox 360. Он направился в Electronic Arts, которая наверняка была рада заполучить столь языкастого и хваткого парня.
В то же время Sony покинул Дэвид Джаффи, человек, создавший гениальный тайтл God of War. Хитрый дизайнер долго отрицал слухи о своем уходе, но в конце концов решил покинуть компанию ради собственной студии, названной Eat Sleep Play.
Еще немного о персоналиях: в июле пришло известие, что Билл Гейтс потерял звание самого богатого человека в мире. Вакантное место занял мексиканский миллиардер Карлос Слим Хелу.
После этого случается кажущееся невероятным событие: после семнадцати лет единоличного лидерства в индустрии компания Electronic Arts уступает издательству Activision по продажам в США. Разница в выручке – 397.8 млн долларов против 365.7 млн у «электроников», однако этого достаточно, чтобы Activision ненадолго почувствовала себя на вершине мира. Благодарить за чудесные результаты стоит необычайно сильную линейку и тайтл Guitar Hero 2, однако Activision так понравилось быть лидером, что она сделает все, чтобы потеснить Electronic Arts. Но до самого конца года об этом ничего не будет известно.
Тем временем в конце июля Electronic Arts проводит презентацию своего российского отделения. Журналистам рассказывают о великолепных перспективах российского рынка, который должен вырасти вдвое за ближайшие три-пять лет.
В самом начале июля Microsoft вынуждена признать наличие серьезных недоработок в консоли Xbox 360, что приведет к увеличению гарантийного срока до трех лет и потребует целого миллиарда долларов вложений. Одновременно с этим оказывается, что MS не сможет выполнить свой план по поставкам консолей – вместо запланированных до конца года 12 млн единиц она отправит на прилавки лишь 11.6 млн.
И надо же такому случиться, что именно в июле Sony решила все свои проблемы с производством PlayStation 3 – стоявшие на пути компании «технологические трудности» были полностью преодолены, и теперь, теоретически, ничто не может помешать платформе в ее победном шествии по планете. Одна загвоздка: Wii, также будучи в известном дефиците, уже почти догнала по продажам Xbox 360.
После долгих официальных заверений о том, что «ничего подобного Sony делать не собирается», представители компании признаются, что втайне готовят обновленную портативную приставку PSP, которая будет на 33% легче оригинала, на 19% тоньше, а работать будет быстрее.
Август
Случилось то, чего ждали и опасались – Take-Two официально объявила о задержке Grand Theft Auto 4. В качестве причин издательство неубедительно ссылается на трудности разработки для PS3. Становится понятно, что 2007 год остается без одного из главных хитов, и даже обнаружившаяся впоследствии в трейлере к игре композиция русского народного рэпера Сереги не способна утешить игроков. Менее чем через два месяца, в октябре, геймеров лишат еще одного суперхита 2007 года, Metal Gear Solid 4.
На фоне этого известия проходит сообщение об отправке Halo 3 «на золото». Верный оруженосец Microsoft будет выпущен в сентябре – рановато для праздничных продаж, но сила бренда сделает свое дело – третья серия похождений бронированного убер-солдата станет одним из главных хитов 2007 года.
Горечь от задержки GTA4 немного скрашивает выпуск шутера BioShock, издаваемого той же Take-Two. Почти в это же время издатель переименовывает разработчиков – студию Irrational Games, в 2K Boston и 2K Australia. Игра получает положительные отзывы критиков и быстро продается, акции издателя идут в рост. Впоследствии BioShock войдет во все списки «главных игр года».
Без особой помпы EA увеличивает свою долю в Ubisoft – теперь вместо 19.9% ей принадлежит 24.86%.
На консольной арене – несколько практически незамеченных новостей. Microsoft разрешила создавать игры, требующие наличия жесткого диска (ранее разработчики должны были не принимать его в расчет, чтобы обеспечить стопроцентную совместимость с младшей версией Xbox 360). Также без шума начинаются продажи Xbox 360 с портом HDMI (ранее доступном только в Elite-версии). Наконец, Microsoft снизила цену на свою приставку в континентальной Европе.
А тем временем в Канаде зафиксировано небывалое доселе событие: в этой стране впервые в истории игровой индустрии месячные продажи PS3 превысили таковые у Xbox 360.
Сентябрь
Подвинься, Microsoft! Приставка Wii, эта наглая белая выскочка, опровергает заявление MS о том, что лидирующей платформой будет та, что первой наберет 10 млн пользователей. Несмотря на то что Nintendo испытывает постоянные проблемы с производством своей консоли, в сентябре она обходит Xbox 360 по продажам.
Это неприятное для MS известие нивелируется выпуском в свет долгожданного Halo 3. Никто не ожидает, что игра будет радикально отличаться от двух приквелов, да это и не требуется: верные фанаты готовы покупать тайтл в астрономических масштабах, и к середине декабря его тираж достигнет 5 млн копий.
В то же время продажи BioShock, вышедшего всего месяц назад, достигают 1.5 млн. копий.
12 сентября компания Valve запускает сайт Steam Community, «социальную сеть» для пользователей системы Steam, во многом напоминающую Xbox Live.
Sony, наконец-то решившая свои проблемы с небольшой фирмой Immersion Technology, объявляет о запуске в производство джойстика DualShock 3, в котором вернется простая, но оказавшаяся столь ценной функция вибрации. Кроме того, в сентябре в продаже наконец-то появляется PSP Slim & Lite.
В России выходит в эфир «первый телеканал для геймеров» Gameplay-TV. К сожалению, только в тестовом вещании и только по спутнику. В рабочий режим до конца года канал так и не вошел.
Из Nintendo, переживающей, пожалуй, лучшие времена за последние несколько лет, собираются уходить сразу три видных пиарщика: директор по пиару Бет Ллевелин (Beth Llewelyn), вице-президент по маркетингу Перрин Каплан (Perrin Kaplan) и старший вице-президент Джордж Харрисон (George Harrison). Причина – якобы нежелание переезжать из Редмонда в Нью-Йорк и Сан-Франциско.
Октябрь
В первую неделю октября компания Sony объявила о выпуске 40-гигабайтной версии своей приставки PlayStation 3 – последнего на данный момент обновления этой платформы. Происходит странное: производители решили полностью отказаться от обратной совместимости с PS2, что на фоне «борьбы за старые игры», проводимой Nintendo и Microsoft, выглядит просто удивительно. Зато новая версия PS3 обходится дешевле в производстве, что позволяет сбросить цену. Журналисты немедленно пишут, что это «ответ на Halo 3». Но последняя продается куда лучше: в начале месяца пришло сообщение, что за первый день продаж тайтл собрал 170 млн долларов, а за первую неделю – уже 300 млн.
Несмотря на столь впечатляющие показатели, создатели трилогии Halo, студия Bungie, принимают волевое решение и уходят из-под крыла Microsoft. И что самое удивительное – корпорация их отпускает.
Неприятная новость – отложен мега-тайтл Metal Gear Solid 4, пожалуй, наиболее ожидаемая эксклюзивная игра для PS3. Геймеры всего мира приуныли – вместе c GTA4 это был наиболее многообещающий способ потратить свои кровные 59.99 долларов.
Sony продала 60% производственных мощностей, используемых для сборки процессора Cell, своему партнеру, компании Toshiba. Скорее всего, сделка между токийскими фирмами стала следствием убытков игрового подразделения Sony.
Яркое напоминание о том, что в игровой индустрии возможно все, делает небезызвестный Ричард Гэрриотт. Маститый игродел решил полететь в космос – кто ж ему запретит? Ultima и Tabula Rasa за плечами, деньги в кармане, теперь можно и туда, куда не доберется ни один зловредный геймер – на МКС. Новость эта наверняка заставила приподняться не одну бровь.
Поставлена точка в истории с топ-менеджерами Nintendo, не пожелавшими переезжать с компанией в другой город. О своем уходе из американского отделения компании сообщает вице-президент по маркетингу Перрин Каплан, проработавшая в компании 15 лет. Примерно в это же время маркетинговый журнал Brandweek назвал президента североамериканского подразделения корпорации Nintendo Реджи Физ-Эме «маркетологом года».
31 октября Nintendo ставит и еще одну точку. Вслед за Sega, со слезами на глазах распрощавшейся с Dreamcast, Nintendo разом останавливает поддержку консолей NES, SNES, Nintendo 64, Game Boy и Game Boy Pocket. Утешением для нинтендофилов остается лишь то, что любимые игры для платформ-ветеранов они смогут купить еще раз – для Wii Virtual Console.
Ноябрь
Как будто вспомнив о том, что год скоро закончится, новости стали делать «наши» разработчики и издатели. В середине ноября американо-белорусская компания Wargaming.net объединилась с белорусской же студией Arise, навязав ей свой бренд; «1C» же за неизвестное количество денег купила у «Акеллы» ее внутреннюю студию «Морской Волк», оставив взамен права на проект «Морской охотник».
А вот Nival никого не купил, но вернул себе былую независимость, изящно уйдя от своего покупателя – технологического холдинга Ener1. Чуть раньше онлайновое подразделение компании официально анонсировало самый известный секрет в индустрии – проект «Аллоды Онлайн», а заодно пачку лицензированных MMO.
О своей первой MMO-игре объявляет известный отечественный разработчик Gaijin Entertainment, анонсировавший проект «Тайный город онлайн».
За рубежом подводят итоги главной пристрелочной недели года – подарочного сумасшествия, следующего за праздником Дня Благодарения. Microsoft и Nintendo пришли на финиш практически ноздря в ноздрю – на 350 тыс. проданных Wii пришлось 316 тыс. Xbox 360. Sony предпочитает молчать о уровне продаж PS3, но осторожно замечает, что они выросли на 245%.
В ноябре в новостных лентах неоднократно фигурирует название Atari, но увы, ничего хорошего о ней не сообщается. В начале месяца появляется отчет о падении квартальных продаж на 49% и увеличении убытков с 7.3 до 11.9 млн долларов. Затем компанию покинул исполнительный директор Дэвид Пирс, проработавший на своем посту около года. К этому моменту Atari растеряла почти все свои лицензии и студии, и сама признала тот факт, что может вообще прекратить свою деятельность.
В Москве проходит второй «ИгроМир». Благодаря усилиям организаторов мероприятие получается поистине международным: к нам официально приехали представители Sega, Microsoft, Sony, Electronic Arts. Конечно же, были все «наши» – «1С», «Акелла», «Бука», «Нивал», «IT-Территория» и все-все-все. Посмотреть на игры в 57 павильон ВВЦ за три дня пришли около 45 тысяч посетителей.
Декабрь
Год подходит к концу, нужно срочно доделывать дела! Мы бы даже сказали, дошивать: компании «1С» удалось привлечь к ответственности торрентовода Сергея Аврамова, разместившего в Интернете программное обеспечение фирмы для свободного скачивания. Результат разбирательства – любитель торрентов получил два года условно, что случилось впервые за всю историю отечественной борьбы с сетевым пиратством.
Кроме того, «1С» завершили сделку по покупке краснодарской компании Ino-Co, известной по проекту «Кодекс войны».
Blizzard, Vivendi и Activision тоже решили поторопиться с судьбоносными решениями – и образовали новую компанию Activision Blizzard. Никто не мог даже представить, что такое возможно – очень уже необычной показалась эта сделка. Зато в итоге мы получили самое значительное событие года (объем сделки – фантастические 18.9 млрд долларов) и нового игрока на рынке, способного потягаться с самой Electronic Arts! Некоторое время спустя после этого события академия интерактивных наук и искусств заносит в свой зал славы имя президента Blizzard Entertainment Майкла Морхайма.
И надо же такому случиться, что похожая мысль пришла в головы представителей сразу четырех отечественных «онлайновых разработчиков», которые сообща создали холдинг Astrum Online Entertainment, объединивший компании Nival Online, IT Territory, TimeZero и NIKITA Online. Параллели со сделкой Activision-Blizzard напрашиваются сами собой – по крайней мере, для непосвященного в индустриальное закулисье это было столь же неожиданно.
Таким был год две тысячи седьмой сквозь призму нашего игромировосприятия. Полный неожиданностей и «ожиданностей», детективных историй и сказок со счастливым концом. Год был замечательный – думаем, и новый будет не хуже.