Почти с самого своего появления видеоигры балансировали между красотой и интерактивностью. Ещё на восьмибитных компьютерах вроде Commodore 64 и ZX Spectrum заставочные картинки обычно превосходили по качеству внутриигровую графику. Причин тому было несколько: во-первых, не хватало ресурсов системы – процессор не обеспечивал достаточно быструю смену кадров, а памяти недоставало для хранения сколь-нибудь значительного объема графических образов; во-вторых, над играми тогда работали сравнительно небольшие коллективы, так что на создание множества красивых картинок просто не хватало человеко-часов. Неудивительно, что уже тогда многие разработчики задумывались о способах изготовления графики, не требующих кропотливого «вышивания» точка за точкой в тогдашних редакторах.
Помощь молодому жанру пришла от доброго дедушки – кинематографа, ведь именно он славился умением запечатлевать людей «как живых». Да и сама интерактивность не была для него внове. Первая попытка дать зрителям ощущение, что они управляют происходящим на экране, была предпринята задолго до появления персональных компьютеров.
Режиссёр Вильям Касл очень любил сопровождать демонстрацию своих фильмов каким-нибудь трюкачеством. Например, протащить над залом скелет на верёвочке в самый напряжённый момент, или выдать всем зрителям специальные очки, с помощью которых они могли видеть призраков в ленте «Тринадцать привидений». Для фильма «Господин Сардоникус» (1961 г.) Касл придумал вот что: перед финальной сценой режиссёр собственной персоной появлялся на экране и предлагал зрителям... проголосовать, стоит ли убить злодея или пощадить его. В зависимости от результатов, киномеханик должен был показать «плохой» либо «хороший» конец фильма. Хотя, сказать по секрету, на самом деле финал всегда крутили один и тот же (догадайтесь, какой).
Очередной толчок идея гибридизации игр и кино получила с распространением домашних видеомагнитофонов. В начале девяностых годов XX века вышло огромное множество настольных игр, к которым прилагалась специальная кассета (так называемые VCR games, «видео-игры»). Правила сильно отличались – кое-где кассету надо было специально перематывать, в более гуманных версиях – только иногда останавливать (например, в детективах, где участникам предлагалось сделать какие-то выводы после просмотра сцены). Наконец, в некоторых вариантах кассета просто запускалась с начала до конца без остановки. Игроки двигали фишки согласно правилам, и каждый раз, когда ведущий на кассете обращался к ним, выполняли его требования. Одним из самых популярных сериалов такого рода был Nightmare (Atmosfear в Европе), где игроки изображали фантастических чудищ,– вампиров, ведьм и оборотней, – вышедших на охоту за страхами друг друга. Существовала и «видео-игра» по мотивам «Звёздных войн», где ведущим и главным злодеем в одном лице был сам Дарт Вейдер.
Понятно, что «видики» были не очень удобным устройством для подобных развлечений. Линейный доступ сильно ограничивал их возможности – постоянно прокручивать кассету взад-вперёд было неудобно, да ещё и был риск «умотать не туда». Те же «видео-игры», в которых кассета крутилась своим ходом, были одноразовыми.
Спасение пришло с изобретением компакт-дисков, на которые можно было записать достаточное количество информации, и быстро к ней обращаться в произвольном порядке. Теперь кусочки видео можно было компоновать как угодно – всё зависело только от фантазии (и финансовых возможностей) создателей. С финансами зачастую было туго, поэтому во многих играх, использующих живое видео, участвуют не профессиональные актёры, а сами разработчики или «люди с улицы». Впрочем, встречаются и знаменитые имена. Во второй части нашей статьи мы вспомним наиболее интересные вехи в истории интерактивного кино, а также узнаем, кто из звёзд чаще всего светился в играх. Сразу оговорюсь, что мы не будем упоминать интерактивные мультфильмы, такие как сериал Dragon’s Lair, и электронные тиры вроде Mad Dog McCree – о них мы недавно писали в рубрике «Аркада». Зато поговорим о проектах, в полной мере не являющихся «игрофильмами», но интересно использующих фотографии или видео с живыми актёрами.
Mean Streets (1989)
Жанр: фантастика/детектив
В ролях: Крис Джонс (Текс Мерфи)
Сюжет: 2033 год, Сан-Франциско. Сильвия Лински, дочь университетского профессора, нанимает частного детектива Текса Мерфи, чтобы расследовать убийство её отца, Карла Лински. Постепенно Текс понимает, что смерть Лински связана с таинственным проектом «Оверлорд». Тем временем череда таинственных убийств продолжается...
Первая игра сериала о Тексе Мерфи, в которой дизайнер Крис Джонс примерил личину непутёвого детектива. Видео как такового там почти не было – в основном оцифрованные фотографии. Авторы правильно поняли, что именно в детективном жанре очень важно видеть выражение лица того, кого ты допрашиваешь. Впрочем, то ли из-за постобработки, то ли из-за «таланта» актёров многие лица выглядели весьма карикатурно. Зато к поиску улик и бесконечным допросам прилагались аркадные перестрелки с бандитами и даже трёхмерный авиасимулятор (у Текса, как у любого уважающего себя футуристического детектива, был личный летающий автомобиль).
Dark Seed (1992)
Жанр: мистика
В ролях: Майк Доусон (Майк Доусон)
Сюжет: Пробудившись после ужасного кошмара, главный герой, Майк Доусон, чувствует сильную головную боль. Что, если сон был не сон, и у него в черепе на самом деле зреет нечто чужеродное? Чтобы узнать истину, Майку придётся заглянуть на Тёмную сторону.
Героя здесь не только играл главный дизайнер, его ещё и звали так же! Соединив картины Г. Р. Гигера с живыми персонажами, авторы добились неповторимого визуального эффекта. К сожалению, механика игры оставляла желать лучшего – многие задачи решались методом тыка. Идея существования двух взаимосвязанных параллельных миров получила дальнейшее развитие в продолжении, Dark Seed II (1995). Там контраст между Normal и Dark World стал ещё явственнее, сценарий – ещё мрачнее, а головоломки – немного логичнее. Да, и Майка Доусона играл уже не Майк Доусон.
Mortal Kombat (1992)
Жанр: боевик/восточные единоборства
В ролях: Ричард Дивизио (Кэно), Элизабет Малецки (Соня Блейд), Карлос Песина (Райден), Даниэль Песина (Джонни Кейдж, Скорпион, Саб-Зиро, Рептайл), Хо Сунг Пак (Лю Канг, Шэн Цунг)
Сюжет: На далёком острове в неизвестном море странный колдун собирает лучших воинов со всей планеты на турнир по боевым единоборствам. Однако они даже не подозревают, что в их руках заключена судьба мира, и не только нашего.
Как создать хороший файтинг, если ты не разбираешься в жанре? Конечно, сделать упор на графику и насилие. Мультяшным героям SF были противопоставлены оцифрованные актёры, сделанные видимо из пропитанного кровью поролона, так как при самом слабом ударе из них вырывались красные фонтаны. Особенно детям нравились добивания с вырыванием органов. Разбавлял список персонажей-людей четверорукий Горо. Фотогерои прожили в сериале до Mortal Kombat III включительно. В четвёртой серии их сменили трёхмерные модели.
Myst (1993)
Жанр: мистика/приключения
В ролях: Рэнд Миллер (Атрус, Ахенар), Робин Миллер (Сиррус)
Сюжет: Открыв таинственную книгу, озаглавленную «Мист», герой внезапно проваливается в странный мир, полный загадочных устройств, и оказывается вовлечённым в семейные неурядицы изобретателя Атруса и двух его сыновей, Сирруса и Ахенара. Кому из них доверять? И сможет ли он выбраться из этого места?
Чтобы собранная братьями Миллерами презентация не казалась такой уж унылой, они сами снялись в ролях местных обитателей, заточённых в книжках и бормочущих оттуда игроку всяк свою правду. Рэнд Миллер добросовестно отработал Атрусом в четырёх играх сериала Myst, хотя и неоднократно отмечал, что эта работа ему не нравится. Но давление фанатского сообщества оказалось сильнее. В Myst V, правда, живого Атруса заменил полигональный, говоривший его голосом.
The 7th Guest (1993)
Жанр: ужасы
В ролях: Роберт Хиршбек (Генри Стауф)
Сюжет: Карьера игрушечных дел мастера Генри Стауфа оказывается под угрозой после того, как дети, покупающие его кукол, начинают погибать один за другим. Стауф уединяется в своём особняке, и однажды шесть человек получают приглашения посетить его, однако ни один не возвращается. Спустя некоторое время, в особняк отправляется седьмой гость, чтобы выяснить все обстоятельства этого странного дела.
Из-за ошибок при съемке все актёры приобрели призрачную ауру. Авторы, недолго думая, переписали сценарий, сделав героев привидениями. Кроме того, The 7th Guest стала одной из первых игр, разместившихся аж на двух компакт-дисках (на втором был записан получасовой саундтрек в формате Red Book). Кстати, композитор Джордж «Фэт Мэн» Сэнгер нашёл исполнительниц для песен... в соседней парикмахерской. Продолжение игры, The 11th Hour, было сделано несколько более «взрослым» (читай «кровавым»), но не сильно отличалось по игровой механике. Распутал головоломку – смотри кино.
Critical Path (1993)
Жанр: фантастика/боевик
В ролях: Эйлин Вейсингер (Кэт)
Сюжет: Вертолёт со спецназовцами разбился на острове злобного генерала Мина. Кэт отправилась на разведку, а её раненый товарищ остался в командном центре, чтобы наблюдать за её продвижением, и по необходимости помогать. Только слаженные действия позволят им сбежать с острова и справиться с подручными генерала!
По слухам, игра выросла из технологической демоверсии, показывающей возможности интерактивного кино. Игрок не может управлять Кэт, однако способен набирать коды и нажимать кнопки, включая различные устройства. В некоторых местах ему также доступен выбор маршрута. Но правильный путь был всё равно один (отсюда и название игры). В дальнейшем тему непрямого управления событиями развили такие проекты, как Night Trap, где события происходили сразу в нескольких комнатах, и игроку нужно было переключаться с одной камеры на другую, по мере необходимости активируя ловушки.
Rise of the Triad (1994)
Жанр: боевик
В ролях: Том Холл (Эль Оскуро), Джо Зиглер (Себастьян Крист), Джордж Бруссард, Скотт Миллер
Сюжет: Отряд спецназа отправляется в крепость злого гения, чтобы помешать его планам по уничтожению мира.
Редкая игра, в которой вы можете зверски уничтожить практически весь тогдашний коллектив компании Apogee, а некоторых ещё и по несколько раз. Шутер, сделанный на сильно модифицированном движке Wolfenstein 3D, стал значительно живее с добавлением фотореалистичных спрайтов врагов, разлетающихся тонн мяса и интересных игровых режимов, вроде «собачьего» и «грибного».
Under A Killing Moon (1994)
Жанр: фантастика/триллер
В ролях: Крис Джонс (Текс Мерфи), Джеймс Эрл Джонс (голос Большого Пи)
Сюжет: Согласившись выполнить задание графини Ренье, частный детектив Текс Мерфи неожиданно оказывается замешан в дела таинственного культа.
В третьей игре о похождениях Текса Мерфи появилось более качественное видео. Игроки также получили полную свободу при осмотре помещений – вместо перехода между фиксированными видами можно было свободно гулять по комнатам, как в каком-нибудь Doom и искать улики в ящиках и за шкафами. Продолжение, The Pandora Directive (1996), прославилось нелинейным сюжетом. Игру можно было проходить одним из трёх параллельных путей. Возможных концовок было и того больше – целых семь. Финал и развитие истории зависели от выбора в диалогах, который Текс совершал по ходу игры.
Command & Conquer (1995)
Жанр: технотриллер
В ролях: Джо Кукан (Кейн)
Сюжет: Землю поражает таинственная напасть – вещество, названное тиберием, перерабатывающее минералы в особые кристаллы, богатые полезными веществами, но смертельно ядовитые. Религиозно-террористическая организация «Братство Нод» считает появление тиберия предвестием новой эры и готовится перевернуть мировую экосистему, чтобы включить в неё новый элемент. Террористам противостоит GDI («Глобальный совет безопасности» в русском переводе), организация, созданная противниками нового порядка.
Межмиссионные брифинги в виде перемежающихся «сводок с фронта» и штабных заседаний стали фирменной отличительной чертой сериала Command & Conquer (C&C), вместе с танком «Мамонт» и бессменным главным плохишом – лысым Кейном. Сыгравший его Джо Кукан был по совместительству режиссёром всех роликов C&C. В ответвлении Red Alert, постепенно превратившемся в жуткую «развесистую клюкву», появился ещё один харизматичный злодей – Юрий (Удо Киер), этакий гибрид Ленина, Распутина и Вольфа Мессинга.
Roberta Williams’ Phantasmagoria (1995)
Жанр: ужасы
В ролях: Виктория Морселл (Адриенн), Дэвид Хомб (Дон), Роберта Вильямс
Сюжет: Супружеская пара – писательница Адриенн и фотограф Дон – переселяется в старое поместье, раньше принадлежавшее иллюзионисту Золтану Карно. Но были ли его фокусы такими уж безобидными и не сыграет ли наследие мага последний трюк над ничего не подозревающими новосёлами?
Роберта Вильямс часто говорила, что замыслы игр рождаются у неё «за кухонным столом». В таком случае «Фантасмагория» знаменует собой переход от карамельных описаний правящей династии королевства Дэвентри (King’s Quest) к мясным блюдам. Виктория Морселл и Дэвид Хомб так любили (а потом убивали) друг друга, что и правда сблизились, а потом… разошлись. Продолжение, Phantasmagoria: The Puzzle of Flesh, сюжетно почти не связанное с первой игрой, было сделано в духе скорее Стивена Кинга, чем Эдгара По. Сюжет стал менее предсказуемым и более взрослым, подкачала только концовка.
The Beast Within: A Gabriel Knight Mystery (1995)
Жанр: мистика
В ролях: Дин Эриксон (Гэбриел Найт), Джоанн Такахаши (Грейс Накимура)
Сюжет: Гэбриел Найт, писатель и потомственный борец с нечистью, приезжает в родовое поместье в Баварии, чтобы заняться своим новым романом. Однако местные жители, встревоженные нападением оборотня в Мюнхене, призывают героя на помощь.
На примере сериала о Гэбриеле Найте можно проследить эволюцию изобразительных средств, доступных игроразработчикам. Первая серия использовала спрайты; во второй Гэбриела играл актёр; в третьей игре он стал трёхмерной моделью. Что интересно, вторая серия – единственная, в которой героя не озвучивал Тим Карри. Хоть голос у него и знатный, сам он на блондина Гэбриела не похож. Зато в том же 1995 году вышла Frankenstein: Through the Eyes of the Monster, где Карри сыграл заглавную роль. Кстати, это был единственный случай, когда Карри присутствовал в игре лично, а не только «играл голосом».
Wing Commander III: Heart of the Tiger (1995)
Жанр: фантастика
В ролях: Марк Хэмилл (полковник Блэйр), Джон Рис-Дэвис (генерал Таггарт), Малькольм Макдауэлл (адмирал Толвин), Тим Карри (голос Малека)
Сюжет: В ходе космической войны с захватчиками-килрати земляне несут большие потери. Враг уничтожил «Конкордию», флагман земного флота. Главный герой, полковник Блэр, должен принять участие в рискованной атаке на мир килрати…
Третья серия космосимулятора WC сделала двойной скачок – спрайтовые корабли сменились полигональными, а межмиссионные рисованные сцены – видео. Авторы не только привлекли к съемкам культовых актёров, но и сохранили нелинейность сюжета. На разработку игры было потрачено $3 млн. WC IV стоила и того дороже – $10 млн! Теперь во время съемок использованы настоящие декорации. Сценарий принципиально отличался от предыдущих серий и рассказывал о том, что случается с героями, когда войны заканчиваются. Увы, фанаты упрекали игру за то, что в ней «слишком много кино».
Toonstruck (1996)
Жанр: комедия/анимация
В ролях: Кристофер Ллойд (Дрю Бланк), Дэн Кастелланета (голос Флакса Вайлдли), Тим Карри (голос графа Нефариуса)
Сюжет: В ночь перед дедлайном художник-аниматор Дрю Бланк внезапно попадает в созданный им мир до отвращения симпатичных зверюшек. Однако у мультяшной вселенной есть и тёмная сторона. Тамошние жители постоянно терроризируют умильных зайчиков и медвежат. Наведет ли Дрю порядок в рисованной стране и успеет ли сдать свою работу в срок?
Игровой ответ «Кролику Роджеру», с головоломками, основанными на шутках в духе классических американских мультфильмов. Ллойду не впервой было играть с мультяшками, и не его вина, что игра провалилась. Может быть, всё дело в том, что в финальную версию попала только половина от изначально задуманного объема игры? Но, пожалуй, и этого было многовато – Toonstruck получилась несколько вымученной чередой гэгов, хотя и неплохих. Авторы забыли, что мультики про койота Вилли и кролика Багза не зря длятся 5-10 минут.
Harvester (1996)
Жанр: мистика/ужасы
В ролях: Гилберт Остин (мистер Мойнахан)
Сюжет: Стив пробуждается в чужом городе, в чужой семье, и с удивлением узнаёт, что вот-вот должен жениться на незнакомой ему девушке, Стефани. Впрочем, познакомившись со Стефани, Стив постепенно проникается симпатией к ней. Однако вскоре невеста пропадает, оставив после себя лишь обглоданный череп с позвоночником. Но погибла ли Стефани на самом деле? И если нет, что с ней случилось? Чтобы найти ответы на эти вопросы, Стиву придётся вступить в таинственную Ложу и совершить множество ужасных преступлений.
Завязка игры чем-то напоминала Dark Seed II, однако на самом деле авторы гнули совсем другую линию. Финал в духе то ли «Матрицы», то ли обманок Шьямалана, ставил всё на свои места – фактически игра самоуничтожалась в конце, засаживая игроку в голову бомбу похлеще той гадости, что досталась Майку Доусону. Фигурально выражаясь, конечно. Живое видео с гротескными кровавыми эффектами в духе Mortal Kombat делало игру ещё более сюрреалистичной.
Bad Mojo (1996)
Жанр: мистика
В ролях: Майкл Соммерс (Роджер), Майк Гиллиам (Эдди), Сьюзан Волкан (Анжелина)
Сюжет: Обманом заполучив кучу денег, Роджер готовится покинуть город, однако внезапно превращается… в таракана. Замызганный отель становится огромным полным опасностей лабиринтом. Роджеру предстоит пройти через огонь и воду, чтобы снова стать человеком и узнать правду о своём прошлом.
Оживающие газетные вырезки, очень крупный план дохлой крысы и сверхэффективное использование 256-цветной палитры – художественный стиль Bad Mojo был странным, но безупречным. Даже дохлятина и тухлятина смотрелись уместно – этому способствовал и свежий взгляд на вещи. Впечатляла и актёрская работа – Роджер в исполнении Майкла Соммерса предстал очень необычным человеком, заслуживающим как превращения в насекомое, так и счастливого финала. Помимо людей, в игре снялись и многочисленные животные, такие как кот и мыши. Сам таракан, правда, был ненастоящий.
Tex Murphy: Overseer (1998)
Жанр: фантастика/триллер
В ролях: Крис Джонс (Текс Мерфи), Майкл Йорк (Джон Сент-Гидеон)
Сюжет: 2043 год. Частный детектив Текс Мерфи рассказывает своей новой подружке, Челси Бандо, почему он до сих пор носит обручальное кольцо, хотя жена, Сильвия Лински, давно покинула его. История Текса переносит нас в тридцатые годы XXI века, когда он расследовал своё первое дело...
Overseer – римейк Mean Streets, созданный специально для демонстрации преимуществ технологии DVD, только-только набиравшей тогда обороты. Покупателям предоставлялся выбор – купить игру на нескольких «сидюках» и мучиться, меняя их в приводе и разглядывая зернистое видео, либо приобрести один DVD и наслаждаться небывало чёткой картинкой. Впрочем, качество изображения было единственным различием между версиями.
«ГЭГ: Отвязное приключение» (1999)
Жанр: мистика/комедия
В ролях: Александр Копов (Гарри)
Сюжет: Специальный агент Гарри отправляется в замок маркиза и маркизы де ля Бурбон, чтобы выяснить, как обитатели замка связаны с сатанинским Тёмным братством.
«... А потом пришли русские и всё опошлили». Убийственная пародия на Myst, Phantasmagoria и прочих, которых немало в нашей сегодняшней подборке. Александр Копов (кстати, по совместительству продюсер, автор сценария, режиссёр и, разумеется, ведущий дизайнер) оказался удивительно похож одновременно на Гэбриела Найта, Ларри Лаффера, Гайбраша Трипвуда и даже Адриенн Делейни. Плюс здоровая эротика как основа игровой механики – как можно забыть «Гэг-бой» и пазл «собери прыгалку из трусиков и лифчиков»? Увы, продолжение (кажется, даже два) плавно скатилось до состояния «russo questo vulgaris».
«Плоды желаний» (2003)
Жанр: триллер/эротика
В ролях: актеры неизвестны
Сюжет: Получив приглашение пожить у некой Марго, главный герой оказывается в уединённом домике, полном симпатичных девушек. Ситуация располагает к эротическим приключениям, однако обитательницы дома ведут себя весьма странно…
Ни для кого не секрет, что аналоги японских хентайных «симуляторов свиданий» с живым видео прижились на русской почве. Несмотря на «низкий жанр», в них встречается немало любопытных находок, таких как нелинейное развитие сюжета, зависящее от неочевидных факторов. Эротический триллер «Плоды желаний», созданный разработчиками знаменитого «Звёздного наследия», интересен тем, что в нём от поведения героя зависит не только то, в скольких откровенных сценах ему удастся поучаствовать, но и то, кем протагонист окажется в конце. Увы, актёрская игра и, гм, хореография здесь оставляли желать лучшего.
Bad Milk (2000)
Жанр: авторское кино
В ролях: актеры неизвестны
Сюжет: Хлебнув просроченного молока, герой оказывается между жизнью и смертью и должен преодолеть многие препятствия, чтобы вернуться к нормальному существованию.
Психоделическое приключение Bad Milk по сути чем-то похоже на 7th Guest – игрок решает цепочку головоломок, чтобы продвинуть сюжет. Необычность кисломолочного продукта в том, что сами загадки выполнены не стандартным пререндеренным 3D, а активно используют живое видео, причём самым неожиданным образом.
Soviet Unterzogersdorf (2005)
Жанр: политическая сатира
В ролях: Харальд Хомолка-Лист (Владислав Гомулка), Иван Аверинцев (голос Владислава Гомулки).
Сюжет: Проснувшись утром, партийный секретарь Владислав Гомулка с ужасом обнаруживает, что вверенное ему социалистическое государство загадили американские хулиганы. Герою предстоит провести импровизированный субботник, а потом отомстить захватчикам.
Уморительнейшая пародия на наше недавнее прошлое. Авторы умело играют на контрасте окружающей героя разрухи и бодрых лозунгов, которые то и дело произносит партсекретарь. Для большей аутентичности Гомулка говорит на русском языке (с немецкими либо английскими субтитрами). Декораторы мастерски превратили милую австрийскую деревушку в задрипанный советский анклав, а актёры сыграли в лучших традициях «Монти Пайтона».
Fate By Numbers (2007)
Жанр: фантастика/детектив
В ролях: Николь Мишлер (Элис Сэнгер), Януш Мадей (Борис Азимов)
Сюжет: Выполняя задание одного из своих клиентов, частный детектив Элис Сэнгер неожиданно получает пулю в плечо. Выйдя из больницы, Элис решает выяснить, по пунктам: кто её подставил, кто стрелял и что было в чемоданчике, который она должна была забрать в тот несчастливый день.
Fate by Numbers – выпускная работа группы студентов из Голландии, которую они предлагают на суд игроков совершенно безвозмездно. Выглядит творение весьма профессионально – по крайней мере, для девяностых годов, когда жанр был в самом расцвете. В целом игра напоминает истории о Тексе Мерфи, сюжет интересен, актёрская игра неплоха, а головоломки нетривиальны. Стоит ли говорить, что жанр не умер? Конечно! Так пожелаем ему жить и здравствовать, пока на свете есть люди, не боящиеся камеры.
В заключении
Естественно, в наше время технологии уже достаточно развиты, чтобы, раз позаимствовав обличие актёра и записав озвучку, его модель можно было использовать на протяжении хоть всей игры. Так, ещё в 1998 году на PlayStation вышел боевик Apocalypse, главный герой которого говорил голосом Брюса Уиллиса и был смоделирован по его образу и подобию. А в вышедшей в 1999 году Omikron: Nomad Soul фигурировала не только музыка Дэвида Боуи, но и его виртуальный двойник. Все помнят Такеси Канесиро и Жана Рено в Onimusha 3 и Михаила Пореченкова в «Инстинкте». Трёхмерных дублёров можно ставить в любые позы и заставлять выполнять самые рискованные трюки, а зарплаты они не просят (правда, моделлеры работают не бесплатно...). Однако наследие интерактивных фильмов до сих пор живёт – так, недавняя Experience 112 использует непрямой метод управления героиней через систему камер наблюдения, чем-то напоминающий Critical Path и Night Trap. Авторы сериала Command & Conquer, не желая спускаться в «долину живых трупов», продолжают снимать для своих игр настоящее кино. Не отстают и независимые разработчики...