Вся история современного человечества была, по сути, подготовкой к появлению видеоигр. Так, созданные древними ассирийцами статуи крылатых быков-шеду предвосхищали технологии имитации объемных предметов и их движения с помощью плоских проекций. Фигура быка состояла из двух, как бы сейчас сказали, «спрайтов» – вида спереди, изображавшего быка стоящим, и вида сбоку, где бык выглядел идущим.
Существуют также указания на то, что вавилонские зиккураты были, по сути, исполинскими игровыми консолями. В специальное углубление в стене зиккурата вставлялся набор глиняных табличек, задающих расстановку ловушек и препятствий. Затем в лабиринте рассыпали золотые монеты, после чего впускали раба и четырёх «призраков» – специально обученных воинов, начинавших на него охоту. Находящийся на возвышении вельможа командовал движением раба, стараясь, чтобы тот собрал все монеты и не попался «призракам». Существовали также наборы табличек для рабского футбола и гладиаторских боёв.
Задумайтесь – если бы не было древней истории, никогда бы не возникли такие хиты, как Sid Meier’s Civilization, Age of Empires и God of War. Вторая мировая война, унеся миллионы жизней, подготовила почву для десятков шутеров. Средневековье вдохновило Толкиена, идеи Толкиена помогли Гэри Гигаксу создать систему Dungeons & Dragons, которая, в свою очередь, породила практически весь современный жанр компьютерных ролевых игр. Однако по-настоящему развитие видеоигровой индустрии началось только во второй половине двадцатого века.
США
Бензопила Eager Beaver, главная героиня сериала Doom.
В 1966 году человечество стояло на грани исчерпания игровых ресурсов планеты. Дни и ночи горели мартеновские печи, выпуская оловянных солдатиков; для изготовления деревянных лошадок вырубались вековые леса; развитие рынка пластмассовых игрушек заставило США обратить внимание на нефтяные запасы Ближнего Востока. Именно тогда американскому военному инженеру Ральфу Баэру пришла в голову идея подключить к электронно-лучевой трубке две самолётных рукоятки управления (так называемые «джойстики»). С помощью этих «джойстиков» Ральф и его ассистент смогли управлять двумя точками на экране. Так началось развитие игровой индустрии и упадок военной авиации США. Чтобы скрыть тот печальный факт, что из-за нехватки джойстиков в стране практически прекратился выпуск самолётов, американцам пришлось распускать слухи о так называемых «истребителях-невидимках».
Тем временем друзья Ральфа ради шутки назвали одну из точек «мальчиком», а другую «девочкой». Так зародилась индустрия эротических видеоигр – самых древних на планете.
Со временем разработчики научились складывать из точек буквы. Однако развитию текстовых игр помешало то обстоятельство, что игроки не умели складывать из букв слова. Поэтому уже в 1980 году компания On-Line Systems (ныне Sierra), выпустив игру Mystery House, практически закрыла эру текстовых приключений и начала эпоху приключений графических.
Пионером в развитии домашних консолей и игровых автоматов стала компания Atari. Начав с одного автомата Pong, уже к 1982 году Atari производила картриджи в таком количестве, что ими можно было заполнить огромный карьер в пустыне Нью-Мексико. Что и было сделано.
Нолан Бушнелл, основатель компании Atari, создатель Pong.Роберта Вильямс (справа) – создатель первой игры в жанре Graphic Adventure.
В середине девяностых годов XX века неизвестным разработчиком было совершено очень важное открытие: персонажи, сыгранные плохими актёрами, гораздо больше похожи на людей, чем персонажи, нарисованные плохими художниками. Кроме того, видеоролики несли другую очень важную функцию – занимали место на широко распространившихся тогда компакт-дисках (CD-ROM). Немудрено, что компания Sony, принимавшая живейшее участие в разработке стандарта Red Book, используемого для записи CD-ROM, без проблем смогла занять лидирующее место среди производителей электронных развлечений – ведь только в штаб-квартире Sony стоял пишущий CD-привод.
Затмить по популярности игры с живым видео смогли только шутеры с видом от первого лица. Вначале разработчики из компании id Software тоже хотели снять видео, но из актёров у них под рукой оказалась только бензопила Eager Beaver. Выбор главной роли предопределил фабулу творения, позже названного Doom, и развитие американской игровой индустрии на ближайшие 15 лет.
Уилл Райт (Will Wright)
У дизайнера Уилла Райта все его знаковые игры получились случайно. Однажды он работал в редакторе вертолётного симулятора и вдруг понял, что создавать игрушечный городок ему интереснее, чем летать. Так появилась SimCity. Потом Райт работал над игрой, в которой нужно было заниматься дизайном домов. Чтобы проверить, насколько качественным получился дом, Райт придумал впускать в него виртуальных человечков. Вскоре Райт осознал, что наблюдать за человечками ему интереснее, чем строить. Так появилась The Sims. Спустя несколько лет Райт кушал суп, и ему попалась какая-то муха... Так родилась идея игры Spore.
Япония
Когда консоль Wii ещё называлась Revolution, её пульт получил неуклюжее прозвище «revmote». Болезненные ощущения, возникающие при продолжительном пользовании пультом, остряки окрестили «ревмотизмом».
В 1945 году, после просмотра фильма «Кинг-Конг», министерство обороны Японии всерьёз озаботилось защитой страны от огромных американских горилл и динозавров.
Однако ни Кинг-Конг, ни Годзилла на Японию так и не напали, а в стране в восьмидесятые годы XX века случился кризис перепроизводства гигантских роботов. Бесполезные боевые машины заняли всё свободное пространство на довольно маленьких Японских островах, так что простым гражданам приходилось ютиться в картонных коробках, буквально на головах друг у друга. К счастью, изобретателю Гунпею Йокою пришла идея переработать железных воинов на игровые консоли. Так появились приставки Famicom (1983) и Super Famicom (1990). Благодаря военным технологиям эти развлекательные системы оказались очень надёжными и продолжали работать даже после того, как разозлённые игроки бросали их об стену. Это позволяло разработчикам особо не заботиться о качестве игр – требовалось лишь обеспечить прочность носителя. Единственным недостатком игровых картриджей Famicom была необходимость постоянно дуть в них, чтобы они заработали. Это происходило потому, что картриджи производились по конверсии из губных гармоник. Несколько тонн этих музыкальных инструментов в Японию по ошибке прислали из Германии во время Второй мировой войны вместо нескольких сотен авиабомб. Из-за этого Японии пришлось использовать камикадзе вместо обычных бомбардировщиков и проиграть войну.
Узнав о том, что в поражении Страны восходящего солнца косвенно виноваты комплектующие к консолям, семейством Famicom заинтересовался даже бывший враг Японии, США. В Америке приставки получили названия Nintendo Entertainment System (NES) и Super NES (SNES) соответственно. Именно американцы установили, что NES выдерживает 8 ударов бейсбольной битой, а SNES – целых 16. Отсюда пошла традиция делить приставки на восьми- и шестнадцатибитные.
Версия Super Mario, выпущенная Nintendo для ворсовых ковров в 1990 году, – единственная, в которой Марио ездил на лошади.Марио (слева) и Луиджи (справа), создатели Сигеру Миямото (в центре).
Американские версии консолей от Nintendo комплектовались пси-передатчиком, внушавшим покупателям идеи о превосходстве японской расы. Неудивительно, что уже в начале девяностых годов молодёжь США полюбила аниме и начала пользоваться словами-паразитами «кавай», «бака» и «гомен насай».
В общем, всё шло хорошо, пока в дело не пошли лазерные глаза роботов, на базе которых была создана приставка Virtual Boy (1995). Многие покупатели этого стереоскопического устройства быстро лишились зрения. К счастью, один из пользователей догадался, что в жидкокристаллические глаза можно не смотреть, а тыкать гвоздиком. Так появилась Nintendo DS (2004). Постепенно совершенствуя гвоздик, дизайнеры Nintendo создали вначале пластиковый стилус, потом удлинённый пластиковый стилус (им была оборудована модификация DS Lite), а потом утолщённый стилус с гироскопом и инфракрасным сенсором. Играть им на Nintendo DS оказалось уже совершенно невозможно, так что для этого странного контроллера была создана приставка с не менее странным названием Wii. По легенде, оно возникло, когда один из продюсеров Nintendo набрал DS на русской клавиатуре, не переключив кодировку, а потом попытался протранскрибировать эти две буквы в латиницу.
К середине 2008 года набор движений, которые можно было совершать с помощью контроллера Wii, был полностью исчерпан, и консоль погрузилась в пучину забвения.
Японские игры
Space Infidels (Персия, 1380 г.)
Одна из первых игр для NES, Donkey Kong, была создана под влиянием уже упомянутого фильма о Кинг-Конге. Игра в общем повторяла фабулу фильма, только герой-капитан был заменён на плотника, а туземные динозавры – на бочки. Первоначально героя звали Jumpman (от английского «прыгающий человек»), но в последующих играх он получил имя Марио, от японского «маруй» – «круглый». Марио был весьма крупного телосложения, это и определило его дальнейший успех среди далеко не худеньких американских геймеров.
В 1996 году на японскую индустрию видеоигр чуть было не обрушился кризис, связанный с исчерпанием запасов губных гармоник. К счастью, местные сейсмологи, поставив рекорд по глубине бурения, неожиданно наткнулись на захоронение картриджей к консоли Atari 2600 с играми E.T. и Pac-Man. После небольшой модификации картриджи были адаптированы для работы с Nintendo 64 и выпущены под названиями Super Mario 64 и Legend of Zelda: Ocarina of Time.
Единственным серьёзным соперником компании Nintendo долгое время была Sega. Созданный гениальным дизайнером Юдзи Накой ёж Соник был значительно быстрее и синее Марио, чем и снискал себе любовь. Нака не учёл одного – малого срока жизни ежей. И если в 1991 году Соник ещё бодро прыгал и бегал, то в начале XXI века впал в старость и стушевался за спинами своих более молодых друзей – таких как афроёж Shadow. В 2007 году стало окончательно ясно, что дни Соника сочтены. Именно тогда вышла Mario & Sonic at the Olympic Games, где Соник соревновался в беге с Марио – и не всегда выигрывал.
В Японии также зародился жанр консольных ролевых игр. Его становление происходило, как это ни парадоксально, исключительно благодаря несовершенству платформ, на которых выходили игры. Так, NES не могла отображать на карте одновременно и героев, и монстров – поэтому бои с врагами в вышедшей в 1987 году Final Fantasy происходили случайным образом и на отдельном экране. Техническое ограничение было принято за дизайнерский замысел – и продержалось в сериале до самой Final Fantasy X, выпущенной на гораздо более мощной PlayStation 2 в 2001 году.
Точно так же нехватка пикселей (а позже – полигонов), отводимых на изображение персонажей игры, заставляла художников и моделлеров придавать героям гротескные черты, чтобы они хоть как-то отличались от рядовых обитателей фантастических вселенных. Позже эти ограничения исчезли, однако мода на протагонистов с огромными мечами и странными причёсками, а также героинь с непомерно большой грудью почему-то осталась.
Таблица 1. Как образуются названия игр для консолей от Nintendo КонсольНазваниеПримерыNESОбычно содержит слово MarioMario Bros., Dr. Mario Mario’s Time MachineSNESSuper <название игры предыдущего поколения>Super Mario Bros., Super Metroid, Super Double DragonNintendo 64<название игры предыдущего поколения> 64Super Mario 64, Dr. Mario 64, Star Fox 64Game Boy Advance<название игры предыдущего поколения> AdvanceSuper Mario Advance, Tekken Advance, Mortal Kombat AdvanceNintendo DS<название игры предыдущего поколения> DSSuper Mario 64 DS, Tetris DS, Harvest Moon DS
Задания для самостоятельной работы:Расшифруйте сообщения о превосходстве японской расы, скрытые в игре Super Mario Brothers.
Перечислите всех персонажей игр, пострадавших при переезде в Японию.
Ближний Восток
Индийская версия Resident Evil, где герой танцевал и пел с зомби, была локализована на Западе под названием Michael Jackson’s Moonwalker.
Развитию игровой индустрии и культуры в странах Ближнего Востока мешали местные законы. Коран запрещал изображать людей и животных, поэтому до изобретения «тетриса» бедным арабам приходилось довольствоваться игрой Space Infidels.
Впрочем, революция все же случилась. Первые нелегальные копии китайского «тетриса» завезли в Египет бедуины-кочевники. Пластмассовые «кирпичики» заложили для объема в денежную «куклу», которой рассчитались с бедуинами израильские мафиози. Они как раз купили у кочевников партию «живого товара» – первых туристок из стран бывшего социалистического лагеря, потерявшихся в песках африканских пустынь по дороге к пляжу. Долгое время никто из бедуинов не знал, что делать с загадочными кусками пластмассы, пока кто-то из них не применил батарейку на задний отсек тетриса. Но и после этого довольно долго никто не умел правильно пользоваться. Ими пытались освещать шатры, их использовали как инструмент для гадания о судьбе. Так продолжалось до тех пор, пока в пустыне не подобрали, вместо очередной туристки, молодого турецкого гастарбайтера, приехавшего в Египет строить отель для новых русских. Он случайно увидел работающий «тетрис» и чисто рефлекторно стал делать с кирпичами то, что умел лучше всего – собирать их в кучу. Так Ближний Восток узнал о том, что такое игры.
Жители арабских стран стали целенаправленно искать информацию, и постепенно правда выплыла наружу. Тогда они так обиделись, что тут же эмигрировали в Европу. Так в европейских странах возникла этнокультурная проблема переселенцев. Тем временем, выходцы из арабских стран принялись осуществлять свои давние мечты – делать то, что раньше было нельзя, привнося в обычные жанры восточный колорит. Так, братья Йерли, выходцы из Турции, живущие в Германии, основали компанию Crytek и сделали курортно-туристический симулятор Far Cry, спешно загримированный под шутер, дабы хоть как-то вписаться в требования рынка.
Турецкое правительство поняло, какие выгоды это сулит, и проспонсировало производство проекта Kabus 22 (2007) – патриотического клона Resident Evil. Под личиной апокалиптического боевика скрывался, фактически, путеводитель по Стамбулу, где происходило действие игры.
Европа
Германия
По строгим немецким законам, в стране нельзя открыто продавать игры, в которых убивают людей или льётся красная кровь. Несмотря на это, германская игропромышленность славится прежде всего не боевиками про роботов с зелёной кровью, а неторопливыми градостроительными стратегиями.
Франция
Тиранид (Ravener) и зерг (Hydralisk).
Главными игроразрабатывающими компаниями Франции были Cryo Interactive Entertainment и Ubi Soft. Разница между ними заключалась в том, что Cryo выпускала красивые неиграбельные проекты, а UbiSoft – красивые играбельные. В 2003 году Cryo закрылась, а Ubi Soft сменила название на Ubisoft и стала выпускать игры по мотивам романов Тома Клэнси.
В 2005 году компания Nintendo обвинила Ubisoft в плагиате. Объектом нападок стала игра Tom Clancy’s King Kong. Японцы утверждали, что это тот же Donkey Kong, только с бочками, заменёнными на динозавров. Мишелю Анселю, главному дизайнеру игры, пришлось доказывать свою невиновность по старинному японскому обряду, отрубив своему герою Рэйману руки и ноги и скормив его кроликам.
История игр по мотивам вселенной Warhammer
В 1975 году англичане Иэн Ливингстон и Стив Джексон основали компанию Games Workshop, которая занималась производством настольных игр в двух вселенных: средневеково-фэнтезийной Warhammer, где люди сражались с эльфами и орками, и футуристической Warhammer 40000, где люди сражались с футуристическими эльфами, орками и инопланетянами-тиранидами, обладавшими коллективным разумом. Немудрено, что авторы видеоигр то и дело создавали продукты, которые были подозрительно похожи на творчество Games Workshop.
Так, в 1994 году компания Blizzard выпускает стратегию Warсraft: Orcs & Humans про войну орков с людьми. Однако Games Workshop промолчала, потому что сама же позаимствовала орков у Толкиена. Blizzard обрадовалась и в 1995 году выпустила вторую серию Warсraft, а потом футуристическую StarCraft, где люди воевали с инопланетянами-зергами, обладавшими коллективным разумом. Однако Games Workshop промолчала, потому что сама же придумала тиранидов по образцу «чужих» из одноимённого фильма.
Кроме того, Games Workshop создала спортивный настольный проект Blood Bowl, в котором люди, орки и эльфы играли в американский футбол. В 2004 году Cyanide Studios выпускает игру Chaos League, где люди, орки и эльфы играли в американский футбол. Функционеры Games Workshop не выдержали, поймали разработчиков из Cyanide и заставили их играть в футбол с орками, а тех, кто выжил, – делать игру по мотивам Blood Bowl.
В 1996 году компания Blizzard решает создать походовую ролевую фэнтези-игру, непохожую на Warhammer. Однако при первом запуске движка на компьютере заклинило кнопку «пробел», отвечающую за переход хода. Несмотря на это, игра работала довольно шустро, так что решили так и оставить. Назвали её Diablo, в честь машины Lamborghini Diablo, которую автор хотел купить себе на деньги, вырученные от продажи игры.
Задания для самостоятельной работы:Создайте игру по мотивам вселенной Warhammer. Выиграйте тяжбу с компанией Games Workshop.
Посмотрите на изображения гидралиска из StarCraft и тиранида из Warhammer 40000. Укажите черты сходства и различия.
Россия «Тетрис» (1987) «Петька и Василий Иванович спасают галактику» (1998) «Вангеры» (1998) «Петька и Василий Иванович 2» (1999) «Петька 3» (2001) «Космические рейнджеры» (2002) «Петька 4» (2003) «Петька 5» (2004) «Петька 6» (2005) «Петька 7» (2006) «Петька VIII» (2007)
В наше время девелоперские студии активно осваивают Чёрный континент. Африка – непочатый край аутсорсинга. Местные жители готовы работать за кусок хлеба и нутром чуют популярную гангстерско-рэпперскую тематику. Армия чернокожих программистов, вооружённых заводными компьютерами, может стать серьёзной угрозой для разработчицких сил всех стран. Падут ли Европа и США перед нашествием с жаркого юга? Будущее покажет. Посмотрите на изображения гидралиска из StarCraft и тиранида из Warhammer 40000. Укажите черты сходства и различия.
Задания для самостоятельной работы:Найдите зависимость между номером игры про Петьку и годом, в который она была выпущена.
Дополните этот список.
772 Прочтений • [Видеоигры в контексте мировой истории] [12.04.2012] [Комментариев: 0]