Тимур Муцаев – человек не публичный. Он не слишком любит давать интервью, немногословен и предпочитает доказывать не словом, а делом. Между тем он – знаменитейший российский концепт-художник, приложивший свою талантливую руку к множеству замечательных отечественных проектов: «Проклятые Земли», «Вивисектор: Зверь внутри», «Князь 2», «Бригада Е5: Новый альянс», «Адреналин: Экстрим-шоу», «Не время для драконов», «Санитары подземелий»… Сейчас он работает в немецкой Crytek, и в вышедшем наконец-то сверхожидаемом шутере Crysis есть и его вклад. А совсем недавно Тимур стал отцом, с чем мы его от всей души поздравляем! Полное имя: Тимур Муцаев Дата рождения: 7 апреля 1978 года Специализируется в: рисовании Работал над: «Меркурий 8», «Горький 17», Hired Team, «Проклятые земли», Derelict, «Вивисектор: зверь внутри», Neuro, «Князь 2», «Койоты: Закон пустыни», «Санитары подземелий», «Бригада E5: Новый альянс», Soldiers, «Дальнобойщики», «Адреналин: Экстрим-шоу», «Не время для драконов», «Death Track: Возрождение», Crysis и ещё несколько неанонсированных проектов. Последняя впечатлившая игра: Medieval 2: Total War По жизни любит: детство Не любит: ненависть Домашняя страничка: http://mutsaev.com Вы всегда мечтали работать именно над играми? Как попали в игровую индустрию?
Однажды увлёкся фантастическими рассказами, под впечатлением которых начал рисовать взахлёб. Я всегда представлял, как эти персонажи живут, двигаются, попадают в передряги. И игры категорически привлекли меня возможностью увидеть свои образы на интерактивном полотне. Ведь интересно, когда твой персонаж оживает. Попасть в игровую индустрию мне помог Юлий Назаренко – мой товарищ и креативный соратник. Вскоре после нашего знакомства мы решили приобщиться к игровой индустрии и организовали команду Ramartworks.
Вы начинали ещё в 1997 году в Snowball с работы над «Меркурием-8» (который так, к сожалению, и не вышел...). В «Стране Игр» за 97 год еще появилось превью игры с вашими рисунками. Что можете сказать о том этапе жизни?
Для «Меркурия 8» я делал одни из первых своих эскизов, это была техника для двух рас. Помню, у меня пошли мурашки от удовольствия, когда впервые увидел трехмерную модель, созданную по моему наброску.
Тот номер хорошо помню. Он был для меня чем-то наподобие «диплома от гейминдустрии», с которым я «рисовался» перед сокурсниками в Художественном училище. Было дело молодое.
А что случилось дальше? Вы ведь ещё работали в NMG, Nival, Action Forms и «1С». Расскажите об этом поподробнее.
Из меня рассказчик худой, да и биографические подробности быстро забываю за отсутствием интереса. Но если вкратце, то попробую. После «Меркурия-8» нарисовал трех персонажей для «1С» – проект «Горький-17». С NMG работа происходила через Сергея Миронова. Если не ошибаюсь, он руководил проектом Hired Team. Хочу отметить, что он мог сделать описание героев так, что у меня не возникало вопросов. Хотелось только быстрее взять в руки карандаш. В Nival поехали с Александром Пановым, который работает там и по сей день. Это было хорошей «путевкой в жизнь». Однажды (до всех моих официальных работ) мой друг скачал демоверсию Chasm от Action Forms. Мы играли всю ночь, по нескольку раз. Изучали каждый отрезок уровня, каждую деталь. В общем, мои впечатления переросли в два рисунка на тему Chasm.
Позже Юлий Назаренко связался с Action Forms, и в итоге нас пригласили в гости. Там я сразу проникся симпатией к городу Киеву. Потом получили первый крупный арт-заказ, который с Сашей делали, находясь уже в Орле. Потом переехал в Киев и проработал в Action Forms более двух лет. После поехал в Москву и около двух лет работал внештатником, в основном над проектами «1С». Далее опять переехал в Киев для работы в Bravo Interactive, сотрудничал с KranX. Сейчас являюсь сотрудником Crytek.
Почему ваш выбор пал на Crytek? Что понравилось? Как команда?
С Crytek начал сотрудничать удаленно как фрилансер, далее по собственной инициативе решил работать в самой фирме. Хотел пожить в Германии, это и определило мой выбор. В Crytek работаю почти три года, здесь получил хороший профессиональный опыт. С командой – всё в порядке.
А как вам Германия?
Симпатию к Германии, наверное, испытываю с детства: качественные модели самолётов и танков, которые покупал нам отец. Фигурки рыцарей (производства ГДР), качество которых чётко определяло силу твоей армии в боях солдатиков, немецкий комикс Spiderman, в который я частенько поглядывал при рисовании... Рассказы деда о войне с немцами и о качестве их техники, дизайн немецкой каски времен Второй мировой... Первое, на что обратил внимание в Германии – это чистота, вежливость, продуманность и рациональность во всём. Особенно отличия очевидны, когда приезжаю домой в Россию, глаза атакует тоска.
В прошлом году вышли «Санитары Подземелий» от «1C». Что скажете о проекте? Играли ли – понравилось? Какой вклад вы внесли в проект?
Игра порадовала. Местами задевала ностальгические струны, напоминая о Fallout. Мой вклад в эту игру минимальный: несколько картонов на постеры и рисунок на коробку игры.
А вы сами любите компьютерные игры?
Игры люблю, как толстячок пончики! Помню, когда был на втором курсе Орловского художественного училища – заработал на первый PС. Тогда ещё Warcraft II вышла, в результате чего я не сдал сессию и остался на второй год. Больше с учёбой так не поступал и благополучно окончил ОХУ. Правда, всё чаще и чаще достаю из коробок старые игры. Например, сейчас играю в замечательную игру Arcanum.Яркий пример продукта для настоящего игрока, а не для ненасытной массы, под которую так увлеченно создают суррогаты большинство разработчиков. Поэтому сейчас у меня, скорее, игровая диета, что в свою очередь неплохо освобождает время для более полезных занятий.
Вам ведь по душе вселенная Fallout? Сейчас в Bethesda Softworks работают над третьей частью. Что скажете о смене разработчика? Видели ли что-нибудь из игры?
Был рад, что разработка Fallout 3 оказалась в умелых руках, но не питаю иллюзий по поводу успешного воскрешения тех ощущений, которые давали две первые части. Первый официальный ролик только укрепил мой скепсис в этом отношении. Поживём – увидим.
Что вы больше всего любите создавать?
Персонажей.
Насколько часто вы рисуете вживую, красками и карандашом? А как часто – планшетом? Как примерно делите между ними свое внимание?
Почти все эскизы делаю карандашом, иногда маркерами. Краски на данный момент заменил Adobe Photoshop. Представьте, что я собрался в лес за грибами, прихватив нож и корзинку. Корзинка для меня в таком случае – бумага, ножик – карандаш, вся остальная «кухня» с грибами – это 2D-пакет. Поэтому приготовление блюда и собирание компонентов к нему – для меня два разных процесса, которые проще делать последовательно, чем одновременно.
Любимые художники?
Из наших – почти все Передвижники, а из современных зарубежных это Justin Sweet, John William Waterhouse, Norman Rockwell, Frank Frazetta, Tom Kidd, Craig Mullins, Scott Robertson...
Что пожелаете начинающим художникам?
Не врать и не бояться.
Все мы родом из детства...
Тимур: «Ну погоди», сломанные игрушки, разрисованные обои и журналы, детский сад, тихий час, суп с гренками, пластилин на полу, тряпка и полы, походы на заводские свалки, футбол, костёр, «сергибуз», «казаки-разбойники», гаражи, стройки, сторож, «спичкострелы», солдатики, речка, школа, Дедовы железки, школа, каток, первая любовь… Любимая книга детства – «Хроники Нарнии». «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Моделист-конструктор», «За рулём», «Крылья родины». Хотел стать космонавтом, водителем-дальнобойщиком, повелителем джина и художником по металлу. Детство прошло, и полагаю, что не зря, оно даёт мне много творческой энергии и по сей день.