C 16 по 18 октября этого года в Киеве прошла уже вторая восточноевропейская конференция разработчиков казуальных игр CGA Europe: East 2007, привлекшая еще больше компаний и внимания со стороны индустрии.
В отличие от прошлогоднего мероприятия, все доклады и круглые столы проводились в конференц-центре гостиницы «Президент-отель», в которой остановилось большинство участников, а не в отдаленном бизнес-центре, что пошло только на пользу. Общение не прерывалось ни на минуту: из переговорных и со стендов компаний оно плавно перемещалось в лобби отеля и специально снятые номера. По словам организаторов, именно возможность личных переговоров стала главным положительным впечатлением от CGA Europe: East 2006, особенно у западных партнеров.
Несмотря на то что восточноевропейские разработчики давно работают в этом бизнесе и производят примерно треть всех казуальных игр, до прошлого года у американцев все равно бытовало мнение о медведях в ушанках с балалайками. Но в прошлом году они убедились, что в России, на Украине и в Белоруссии (за редким исключением, именно в этих странах сосредоточены людские ресурсы) есть множество квалифицированных команд, что привело к множеству выгодных контрактов, открытию региональных офисов и покупкам. Так, Oberon Media объявила о поглощении украинской Friends Games и дочернего предприятия компании Nikitova Games – находящейся в Санкт-Петербурге Kenjitsu. Президенты купленных фирм заняли руководящие посты в новообразованном представительстве Oberon в Восточной Европе.
Таким образом, CGA Europe: East служит не только местом общения представителей индустрии, но и оказывает очень сильное влияние на развитие местного бизнеса. Количество участников нынешней конференции – свыше 500 – доказывает высокую степень интереса к происходящему на постсоветском пространстве. Но вообще, если говорить о тенденциях в целом, положение дел не сильно отличается от мирового – последнее время о «казуалках» заговорили все, особенно в непрофильной серьезной прессе вроде New York Times. Низкий порог вхождения, (потенциально) высокие прибыли, рост рынка по несколько сотен процентов в год и приход венчурных инвесторов привлекают массу желающих урвать кусок пирога. Холодные головы, впрочем, сравнивают весь этот ажиотаж с печально известным бумом «доткомов».
Предпосылки кризиса можно заметить уже сейчас – если несколько лет назад в мире выходило 50 проектов, то сейчас их количество превышает пять сотен. И это, заметьте, лишь те, которые отобраны и выпущены порталами и издателями. А сколько игр не прошло строгий (и при подобной конкуренции становящийся все более тщательным) отбор и сколько начинающих студий осталось не у дел? Поэтому быть маленьким независимым разработчиком сейчас весьма рискованно.
С другой стороны, все больше «хардкорных» компаний обращает внимание на неохваченную аудиторию, и в Киев приехало несколько весьма значимых фигур: глава отдела поддержки разработчиков SCEE Джордж Бэйн, директор по приобретениям Eidos Ян Ливингстоун и Ричард «Levelord» Грэй из Ritual, которую недавно приобрела Mumbo Jumbo. Известный дизайнер успел приложить руку к такому казуальному хиту, как Luxor 3, а недавно посетил Владивосток, где Mumbo Jumbo купила местную Hot Lava. Интересным получилось и выступление вице-президента по развитию бизнеса все той же студии Майка Суареза. Человек, успевший поработать в Electronic Arts, Activision и Rockstar, теперь переносит опыт в новую индустрию. Меньшие бюджеты, маленькие команды, больше возможностей экспериментировать – безусловные плюсы. К которым, впрочем, далеко не все гиганты готовы – слишком уж привыкли ворочать миллионами и управлять коллективами по сотне человек.
У казуальщиков, впрочем, хватает и своих звезд – всеобщее внимание привлекал Джейсон Капалка из PopCap, один из людей, сделавших отрасль такой, какая она есть сегодня. Именно его компания одна из первых предложила пользователям скачивать игры и потом покупать их. Сейчас эта схема кажется веками существовавшей, но тогда только попытка PopCap увенчалась успехом. Бизнес-модель, годами использовавшаяся в shareware, вдруг «выстрелила», и такие названия, как Bejeweled, Bookworm, Zuma, знакомы даже самым хардкорным геймерам.
Наконец, одно из главных событий конференции – профессиональный конкурс Innovate 2007, организованный компанией IT Territory с призовым фондом в $200 тысяч. Интернациональное жюри, составленное из ветеранов индустрии, рассмотрело десятки представленных участниками проектов, и в последний день мероприятия огласило результаты. Первое место заняла британская Hanako Games с игрой Twinkle Toes Skating, второе – американская Pretty Good Games с PicnicPolice, и на третьем месте – россиянин Николай Кузьмин с проектом Magic Circles. Каждый победитель получил контракт на разработку и крупный аванс. Еще несколько компаний выиграли в других номинациях: «Самая затягивающая», «Лучший персонаж» и т.п. Судьи отметили высокий уровень работ, как по качеству производства, так и по свежести идей. Что доказывает, что потенциал у молодых команд огромный и конкуренция в будущем будет лишь расти. А рынок, по оценкам экспертов, в 2008 году увеличится до полутора миллиардов долларов.
Российский рынок также бурно развивается, в среднем на 25% ежемесячно. Сегодня разделы с казуальными играми есть почти на всех порталах Рунета – Rambler, Mail, РБК... Приезд Yandex на конференцию говорит о многом. При этом поставщиками контента по сути выступают только три компании – Alawar, Nevosoft и IT Territory.
Если раньше в Рунете были представлены игры только от восточноевропейских разработчиков, а российские студии интересовали Запад только как поставщики контента, сегодня ситуация меняется и на российском рынке появляются локализованные версии хитов, созданные западными командами. Так, например игры от Оберона, iWin, Сандлота и других представлены в коллекциях Alawar и Nevosoft.
Вообще, за последние год-два качество отечественных проектов резко выросло. Возможность экспериментировать с «малой формой» и за счет этого отшлифовать все аспекты привлекает все большее число крупных cтудий – KranX, Gaijin, GFI, G5 и это не предел. Да и среди казуальных разработчиков появились «мэтры», которые на равных конкурируют за первые места в топе на западных порталах. И это идет лишь на благо игрокам, так как в гонке за симпатией аудитории в первую очередь выигрывают сами игроки, поскольку получают более высококачественный контент.
Конференция окончательно показала, что издатели не планируют останавливаться на достигнутом на рынке PC-игр. Одной из самых обсуждемых тем стало портирование казуальных игр на другие платформы. Мобильные телефоны и Mac’и, «Игрокубы» – платежные терминалы с казуальными играми от Alawar, Wii, DS, Xbox 360, телевизионные приставки – такое ощущение, что казуальные игры в ближайшее время проникнут на все платформы. Так что светлое будущее не за горами.