Он вскочил, молниеносно подстраивая ритм движений к скорости полета чудища, сделал три шага вперед, вольт и полуоборот, и сразу же после этого быстрый, как мысль, удар. Острие не встретило сопротивления. Почти не встретило. Он услышал вопль, но на этот раз, вопль боли, вызванной прикосновением серебра.
А. Сапковский. «Последнее желание»
Кто такой Геральт?
На вопрос, почему главным героем игры они выбрали именно Геральта, польские разработчики без колебаний ответили следующее: «Потому что невероятно сложно представить кого-то другого, кого-то лучшего, чем он, на это место. Геральт – один из самых проработанных фэнтезийных героев за всю историю художественной литературы. Очень характерный, глубокий и... человечный. Тем более, большинству фанатов хотелось знать продолжение истории».
Поляки совсем не лукавят. Немногие персонажи могут поспорить по проработанности с созданным Сапковским образом. И если в Восточной Европе и у нас в России «Ведьмака» знают и ценят многие любители фэнтези, на Западе и – особенно в США – Геральту еще только предстоит завоевать внимание избалованной аудитории.
Сюжет игры начинается спустя пять лет после окончания книжной саги. За его основу ответственны Яцек Комуда и Мацей Юревич – польские писатели, также известные как авторы настольной ролевой системы под названием «Дикие Равнины» («The Wild Planes»). Анджей Сапковский консультировал их, редактировал сюжет, давал советы и одобрил финальную версию сценария.
Геральт
Его дом – крепость Каэр Морхен, обиталище Ведьмаков. Он прошел испытание травами, перенес мутацию, после которой его волосы стали белыми, раны заживают как на собаке, а глаза видят даже в кромешной темноте. Его движения стремительны, отработаны до совершенства. Имя ему Геральт, он мастер меча и мэтр волшебства, убивающий чудовищ, которые нарушают покой людей... С собой он носит окованный сундучок, в котором тесно стоят флакончики из темного стекла. Это снадобья, с их помощью ведьмак получает нечеловеческие возможности или же лечит полученные в бою раны. Сделаны они из разных трав: красавки, очанки, чемерицы, молочая, дурмана, каждый эликсир – смертельный яд, но Геральт приучен к таким смесям с детства. После прочтения формулы и принятия зелья слух ведьмака обостряется, реакция становится молниеносной, сила ударов возрастает. Кроме того, он обучен нескольким простым заклинаниям-«знакам»: поджигание, телекинетический импульс, отшвыривающий врага, и т.п. Его обычная работа – уничтожать кровожадных монстров и получать за это деньги.
С некоторыми он сражается, убивает их, а других расколдовывает и превращает из упырихи в прекрасную принцессу или из клыкастого монстра в солидного мужчину. Некоторые считают ведьмаков выродками и наглыми обманщиками, выманивающими у легковерных селян плату. Кто-то ничего против них не имеет, другие же говорят: «Жаждешь справедливости – найми ведьмака». У Геральта есть четкие принципы – он не станет убивать разумное существо, если то никак не вредит и виновато лишь тем, что сильно отличается внешне. Кроме того, кодекс запрещает ему вмешиваться в дела мирские, но есть то, что проходит через сериал красной нитью: сверхчеловек, созданный для защиты людей от чудовищ, во время своих странствий все отчетливее понимает, что гомо сапиенс хуже любых, самых кровожадных монстров в мире. Наши братья по разуму с куда большей охотой употребляют дарованный свыше интеллект во вред ближнему, чем для добрых дел. Лживые и черствые, жестокие и самодовольные, они приносят соплеменникам и прочим расам столько боли и страданий, сколько не причинит и целая армия упырей. «Ведьмак» – вовсе не типичная западная сказка с рыцарями в сверкающих латах, благородными эльфами и гномами-рудокопами. Здесь правят балом расизм и геноцид; остатки непокорных нелюдей прячутся по лесам и совершают террористические акты, всемогущие волшебники проводят чудовищные генетические эксперименты, а простые жители боятся выходить за порог дома с наступлением темноты…
В жизни Геральта появляется девочка Цирилла – она предназначена ему судьбой, и она будет с ним. Геральт станет для нее самым близким человеком. Ведь она совсем одна: ее мать принцесса Павета и отец князь Дани пропали во время шторма. Ее бабушка королева Калантэ погибла при осаде Цинтры, так и не перехитрив Предназначение. Тогда все королевство было уничтожено, а внучка стала ведьмачкой. За стенами Каэр Морхен избалованная девчонка выросла в сильную, справедливую, храбрую девушку. Она очень дорога Геральту, а он ей, и они всегда будут стремиться к друг другу, таково Предназначение.
Красивая и опасная, ловкая и беспринципная чародейка Йеннифер станет для ведьмака единственной и желанной. Ее внешности завидуют многие, и никто даже не догадывается, что когда-то она была горбуньей. В ней сочетается прелесть и угроза, а цвет ее одежды – черный и белый – контраст, как зло и добро. Она стройна, гибка и грациозна, у нее роскошные иссиня-черные волосы, а глаза горят фиолетовым огнем.
Еще много кого встречает ведьмак на своем пути: поэт Лютик – верный спутник, большой шутник и бабник, жрица Нэннеке, краснолюд Ярпен Зигрин, чародейка Трисс Меригольд, разбойница Ангулема, лучница Мильва, вампир Эмиель Регис Рогеллек Терзиефф-Годфрой и другие. Кто-то из них встречается и в игре.
Хронология
Автор – Антон Степанов, проделавший просто невероятный объем работ над содержанием книг Сапковского.
Родерик де Новембр
Отпечатано Оксенфуртским университетом в типографии Иоахима Грока, в ознаменование 450-летней годовщины Первой высадки.
Том 1:
Первая высадка (764 год)
Эльфийское царство и Махакам в 764 году
Махакам
Эльфы
Брокилон, Дол Ангр и Ард Каррайт
Дол Ангр(-e) и Ард Каррайт
Брокилон
Первые крупные поселения
Третогор
Цидарис и Мирта
Марибор
Новиград
Вызима и Цинтра
Истоки Государства
Овладение Силой
Вторая и Третья высадки
Отделение Темерии
Собор Магов: Распознание Избранных
Распад Темерии
Падение эльфийского государства
Основание Венгерберга (792 год)
Шестилетняя война (804-810 гг)
Новиградская Уния (812 год)
Вэрденский договор
Том 2:
Учреждение Ордена Чародеев. Первый Капитул (836 год)
Вторая магическая война
Первая война за Цинтру (845-859 гг)
Колониальные войны (855-860 гг)
Третья Магическая война (862-864 гг)
Возвышение Новиграда. Времена Реакции (864-875 гг)
Завоевание Ривии (900 год)
Поглощение Лирии и аннексия Аэдирна (907-918 гг)
Цинтрийские войны с Ард Скеллиге (928-951 гг)
Оккупация Ривии (940 год)
Четвертая магическая война (964-965 гг). Каэр Морхен
Отделение Ковира (964 год)
Последняя война с краснолюдами Махакама (969-978 гг)
Виеракский мирный договор (979 год)
Возрождение Аэдирна (980 год)
Цинтрийский заговор (982 год)
Северные войны (998-1043 гг)
Южные войны (1020-1065 гг)
Переговоры в Лок Гриме (1065)
Вторая война с эльфами (1048-1058 гг).
Восстание Аэлиренн (1050 год)
Первый Эксетерский Трактат (1060 год)
Ривская Уния (1077 год)
Том 3:
Пятая магическая война (1090-1093 гг)
Нильфгаардский переворот (1132 гг)
Шестилетняя уния Цинтры и Лирии (1135 год)
Отделение южных провинций Цинтры (1140-1143 гг)
Смена правящей династии в Ковире (1100 год)
Проклятье Лары Доррен аэп Шиадаль и темерско-реданская династическая уния (1144-1161 гг)
Мятеж Фальки (1163-1164 гг)
Эльфы покидают Доль Блатанну (1165 год)
Великая чума (1166-1183 гг)
Образование Цинтрийской Академии Семи Свободных Искусств (1180 год)
Геммерия и Метина входят в состав Нильфгаардской империи (1181 год)
Цинтрийская смута (1182 год )
«Монструм». Осада Каэр Морхена (1185-1188 гг)
«Тихий переворот» в Хэнгфорсе (1195 год)
Передел Доль Блатаны (1200-1220 гг)
Начало правления Яна Кальвейта (1208 год)
Города и страны
В игре мы попадаем в Северные королевства, в первую очередь нас ждет знаменитая цитадель ведьмаков – Каэр Морхен. Ворота откроют города Вызима и Маена, а также Старый замок королей Темерии. И это лишь начало пути...
На континенте расположены свыше двадцати княжеств и королевств, более сотни городов и поселений, десятки рек и озер, горных возвышенностей, несколько крупных лесов и несметное количество всевозможных интересных мест. На простое перечисление всего придуманного и описанного в книгах не хватило бы и целого журнала, поэтому представляем только самое важное.
Темерия – крупное королевство между реками Яруга и Понтар. Столица – Вызима. Король – Фольтест. Геральдический знак – серебряные лилии на черном фоне.
Зеррикания – юго-восточное государство, заросшее джунглями, родина прославленных алхимиков и боевитых татуированных амазонок. Главной религией здесь является культ Золотого Дракона.
Цинтра – княжество (королевство) на левом берегу р. Яруги, около ее устья. Столица – Цинтра. Во время «Первого Пришествия» захвачено имперцами и превращено в провинцию Нильфгаарда.
Нильфгаард – мощная и агрессивная империя, располагающаяся южнее Яруги, давно ассимилировавшая соседние государства и теперь притязающая на Северные королевства. Собственно в империи Нильфгаардом называют только земли, лежащие в окрестностях столицы в нижнем течении р. Альбы.
Вердэн – королевство на западе Правобережья Яруги. Геральдический знак – синий с черно-золотыми шахматными клетками.
Брокилон – лесной массив к востоку от Вердэна, место обитания дриад.
Каэр Морхен – замок ведьмаков в Каэдвене. Был разрушен во время нападения фанатиков, считавших ведьмаков монстрами. Частично восстановлен.
Разработчики из CD Projekt Red поделились воспоминаниями о том, как создавалась Вызима. В книгах это густонаселенный крупный город, и, несмотря на сказочный антураж, в игре необходимо было построить настоящий средневековый мегаполис. За этим в CD Projekt Red обратились к учебникам истории – изучили эпоху, совершили экскурсии в города, где еще сохранились заповедные уголки средневековья, и собрали в итоге множество культурного и исторического материала. Трудолюбивые поляки с ювелирной точностью воссоздали столицу Темерии так, будто бы она действительно существовала в реальности, а не только в книгах Сапковского. Город получился «живым», и, оглядевшись по сторонам, вы заметите огромное количество разнообразных деталей: старинные трещины в фундаменте зданий, зашарпанные мостовые, крохотные сырые переулки, следы от краски на стенах... Помимо «говорящей» архитектуры, которая может поведать немало различных историй из прошлого, в городе есть множество персонажей, от уличных бродяг и грабителей, стражников и торговцев, до важных для сюжета NPC.
Расы
Созданная Сапковским вселенная населена людьми, эльфами, гномами, краснолюдами и дриадами. Однако характер и поведение рас в романе польского писателя отличается от того, что мы привыкли видеть в классическом фэнтези. Не то чтобы они сильно отличались от канонических толкиеновских – разница больше в условиях, в которых они оказались. Писатель провел тонкие параллели между сказочной вселенной и проблемами современного общества, с огромным пластом религиозных, расовых и культурных различий, которые приводят к непониманию и конфликтам.
Люди
Согласно древней легенде, люди пришли в этот мир во время «Первого пришествия». Упомянутое в летописях словосочетание «впервые сошедший» означает, что люди приплыли на континент на судах. Обосновавшись на новом месте, люди начали активно захватывать территории, строить города и замки, вытесняя остальные расы в леса и горы. Вначале надменные эльфы не принимали людей всерьез, думая, что вскоре все представители человеческой цивилизации исчезнут. Старшая раса кровью заплатила за гордыню – вскоре люди стали строить города на руинах эльфийских столиц.
Сейчас человеческая раса господствует на всем континенте. Однако это положение очень зыбко, и люди все еще не могут чувствовать себя в полной безопасности на завоеванных землях и даже в городах. Чудовища и опасные животные обитают даже в самых защищенных уголках. В ответ на это несколько сотен лет назад человеческие маги вывели первого ведьмака: сверхчеловека, созданного и взращенного ради одной-единственной цели – убивать монстров.
Эльфы
Когда-то самая могущественная раса на континенте, приплывшая на него на сияющих белых судах за тысячу лет до «Первого пришествия», во времена книжных событий влачит унизительное существование на грани исчезновения. Сегодняшний их дом – дремучие леса, где эльфы остаются верны традициям и устоям. Но там живут далеко не все. Многие, не выдержав таких условий и жаждая лучшей доли, перебрались в городские гетто. Там они стараются во всем походить на людей и потихоньку забывают исторические корни. Другие выбрали путь сопротивления, присоединившись к скоятаэлям (эльфам-повстанцам). По характеру эльфы крайне противоречивы – они умны, талантливы и возвышенны, отличаются отменным долголетием и жизненной силой. Но, как и на солнце есть черные пятна, в душах эльфов таится жестокость, презрение и лютая ненависть к другим расам, равнодушие и надменность.
Краснолюды
Задолго до прибытия эльфов краснолюды господствовали на континенте. Потом вынуждены были уйти в горы, уступив эльфам лучшие земли. С тех пор изменилось очень многое... Краснолюды ужились с людьми и прекрасно чувствуются себя в городах, где зарабатывают различным промыслом – врожденная деловая хватка и упорство делают краснолюдов отличными банкирами и ремесленниками. А немалая сила и выносливость – одними из лучших в мире наемников. Во многом краснолюды являются полной противоположностью стройным и статным эльфам – они невысоки, коренасты, не слишком красивы, предельно прямолинейны и упрямы. Они всегда излучают оптимизм, хотя порой бывают слишком невоспитанными и выделяются непомерной любовью к богатствам. Интересно, что краснолюд считается полностью взрослым, лишь когда его борода достигнет уровня пояса (что происходит примерно в пятидесятилетнем возрасте).
Гномы
Когда на континенте не было еще ни эльфов, ни людей, ни даже краснолюдов, на нем жили гномы. Они очень похожи на краснолюдов внешне, но гораздо слабее, да и ростом чуть ниже. Главное различие между двумя расами – это огромный, выдающийся гномий нос. Гномы не слишком преуспели в военном искусстве, зато лучшее оружие в мире делают именно они. Однако не стоит забывать, что гномы, как и краснолюды, обожают золото.
Дриады
Внешне похожие на прекрасных человеческих женщин, они одеты в особую маскирующую одежду, сшитую из лоскутов ткани различных оттенков зеленого и коричневого и усыпанную листьями и кусочками коры. Благодаря этому они незаметны в лесу, родном Брокилоне, где гостям никогда не рады, и обычно последнее, что видит перед смертью незнакомец, – стрела, выпущенная из лука дриады. Однако не только они, но и весь лес таит опасность для чужака: волчьи ямы с заостренными кольями, самострелы, падающие деревья, «ежи» – игольчатые шары на веревках. Дриады живут в обществе, состоящем полностью из представителей женского пола, а мужчин используют только для воспроизводства будущих потомков. Порой дриады похищают человеческих девочек, чтобы пополнить свои ряды свежими силами. Выпив волшебной воды из недр Брокилона, девочка забывает свое прошлое и становится одной из них, но магическими способностями, данными с рождениями настоящим дриадам, она обладать никогда не будет.
Мимики
Также известны как подвойняки, векслинги, бедняры, допплеры. Возникновение городов нарушило естественную среду, в которой они жили, теперь они могут принимать любую внешность, в собственном же обличии похожи на что-то растекшееся, с длинными лапами, с карикатурно расплывшейся физиономией. Бедные, мягкосердечные допплеры, копирующие только добрые качества, не понимающие зла, не способны не только на убийство, но даже на небольшой обман или воровство. Но и среди них есть исключения – иначе среди людей не выжить.
Witcher – польское открытие 2007 года
Пожалуй, ни одна польская игра не поднимала такой предрелизной суматохи и не добилась такого внимания геймеров, как The Witcher. Количество предзаказов на игру по всему миру составило свыше 750 тысяч копий, что для CRPG, созданной не именитыми студиями уровня Bioware или Bethesda, очень хороший результат. Вместе с выходом игры на территории США и Великобритании в широкой продаже появятся и сами литературные произведения Анджея Сапковского, наконец-то качественно переведенные на английский язык. Одним словом, мы имеем дело с зарождением нового развлекательного бренда, созданного CD Projekt и Atari. Разработчики не скрывают, что The Witcher – лишь первая часть будущего сериала. Лишь бы продажи не подвели.
Прайс-лист200 линтаров – цена за василиска 100 марок – цена, предложенная чародеем за исследование глаза ведьмака. 1000 марок – цена, предложенная чародеем за возможность вскрытия тела ведьмака. 25–35 талеров – цена выступления известного барда на свадьбе. 10 талеров – цена попугая 1 талер – цена мерки овса в военное время (сильно завышенная) 2 нобиля – цена тарелки супа в военное время (сильно завышенная) 1 крона – цена фунта муки в военное время (сильно завышенная) 400 крон – цена хорошего лука 10.5 флоренов – месячное жалование артиллерийской прислуги 300 гривен – стоимость колонны имперской артиллерии 30 флоренов – обычная награда за голову 100 флоренов – цена за Геральта, установленная Ширру
Годовая добыча крупного прииска – 5-6 тысяч гривен
Интервью с разработчиками CD Projekt Red
Приветствуем! Как чувствуете вы себя теперь, когда четырехлетний труд завершен? Устроили ли вы большую вечеринку после отправки игры на золото?
Привет! Да, у нас было целых две вечеринки по случаю выпуска игры. Одна – внутренняя для нас и наших семей (а они, между прочим, испытали на себе тяжесть всей работы даже больше, чем мы сами), и одна – премьер-party в Варшаве. Конечно же, Atari также организовала ряд премьер во многих странах. Как мы чувствуем себя? Хорошо! Что сказать ещё? «Ведьмак» – успешная игра, и мы безумно рады, что фанатам во всем мире она понравилась. Также мы получили очень хорошие оценки от игровой прессы по всему миру.
А сам Анджей Сапковский видел готовую версию игры?
К сожалению, он был очень занят в последнее время и не смог прийти на премьеру игры, и Анджей ещё не видел финальной версии «Ведьмака». Но он уже знает, насколько успешной получилась наша игра, и мы очень надеемся, что ему она тоже очень понравится.
Насколько здорово было взять за основу вселенную «Ведьмака»? Признавайтесь, может быть, кто-то из команды хотел стать ведьмаком?
Результаты нашего официального расследования, проведенного внутри студии, подтвердили, что, как минимум, половина команды представляла себя в роли ведьмака хотя бы единожды в течение разработки игры. На самом деле это, конечно, просто ребячество. Мы очень любим мир, созданный Сапковским, и, пожалуй, это лучшая из всех возможных вселенных, на основе которой мы могли бы сделать нашу первую игру.
Расскажите немного, какими усилиями далась вам работа над проектом – в численном измерении. Знаете, как порой любят писать в титрах американских блокбастеров – выпито столько-то литров газировки, съедено столько-то килограммов чипсов, проведено энное количество выходных за работой в офисе...
Некоторые из ребят в нашей команде провели в офисе столько времени, что, пожалуй, даже забыли свои настоящие имена, заодно приобретя новые ник-неймы. У них «не было жизни». Если серьезно, вся наша студия работала очень упорно, многие из нас продолжали трудиться по ночам. Количество сотрудников, занятых в проекте (включая фрилансеров), составило свыше сотни человек.
«Ведьмак» отправлен в печать и благополучно расходится немалыми тиражами по всему миру, пресса и игроки в восторге. Долгая эпопея в четыре с лишним года благополучно завершилась. Чем планируете заниматься в ближайшем будущем?
Позвольте нам сохранить немного интриги относительно наших планов на будущее. И, к слову, мы все ещё работаем над Witcher – выпускаем патчи. А вот для анонса чего-то нового пока ещё не пришло время...
Интервью с ND Games – партнером польских разработчиков и официальным издателем «Ведьмака» на территории РФ:
Расскажите о вашем сотрудничестве с CD Projekt Red во время разработки The Witcher?
Нам было очень приятно сотрудничать с нашими польскими коллегами. На всех этапах работы они оказывали нам самую активную помощь и оперативно предоставляли все нужные материалы. Бета-тестированием мы занимались вместе, постоянно приезжая друг к другу «в гости», чтобы проверить очередную версию.
Что можете сказать о локализации проекта? Насколько трудно она вам далась? Сколько времени занял этот процесс?
С начала работ до выхода игры прошло около 8 месяцев. Без преувеличения можно сказать, что мы проделали колоссальную работу. Судите сами – самое скоростное прохождение игры занимает около ста часов. Только текст перевода в общей сложности занимает около мегабайта, а при озвучке было задействовано 50 актеров. Вообще, мы очень ответственно подошли к переводу – работали сразу с двумя версиями – оригинальной польской и английской. Дело в том, что по требованию мирового издателя – компании Atari – в английском варианте диалоги были сильно сокращены. Мы же решили выпустить более полную версию, основываясь на первоначальных диалогах. Плюс к тому, сравнение польской и английской версий помогло нам избежать эффекта «испорченного телефона», неизбежно возникающего, когда делаешь перевод перевода. В общем, мы проводили на работе дни и ночи, но не жалеем о потраченном времени – локализация получилась по-настоящему качественной.
Вспомните какие-нибудь интересные моменты, всплывшие во время подготовки русской версии.
Мы никак не могли найти того, кто должен озвучивать самого Геральта. Ни один из актеров, пробовавшихся на эту роль, не казался нам достаточно убедительным. И вот, как-то после работы мы решили развеяться и пошли в кино. Там показывали «Доказательство смерти» Квентина Тарантино. Как только мы услышали русский голос главного героя, мы поняли: это как раз то, что нам нужно. Еле-еле мы дождались титров, чтобы наконец-то узнать имя обладателя голоса. Им оказался Владимир Зайцев. Выйдя из кинотеатра, мы уже точно знали, что именно он будет озвучивать Геральта. Именно так и произошло.
Чем обусловлен и какой ценой дался выход «Ведьмака» в России раньше, чем по всей Европе?
Ну, во-первых, это связано с нашей извечной проблемой – пиратством. Если бы английская версия вышла раньше русской, это неизбежно повлекло бы за собой создание неуклюжих кустарных переводов, которые бы очень сильно испортили впечатление от игры. А во-вторых, что самое главное, для компании CD Projekt Red российский рынок является одним из наиболее приоритетных. Выход русской версии раньше европейской – это дань уважения российским игрокам, которых CD Projekt Red планирует удивить еще не раз.
P.S. Отдельное спасибо Татьяне Елкиной за помощь в подготовке материала.
Денежные валютыОрен – темерская монета, перед «Первым пришествием» шесть с половиной оренов равнялись одной новиградской кроне. Линтар – каингорнская монета Марка – каэдвенская монета. Крона – реданская монета, чеканится в Новиграде, поэтому называется новиградской. Коппер – разменная новиградская монета (1/100 кроны) Нобель – темерская монета (вариант – полнобеля) Гривна – темерская крупная денежная единица, а также крупная имперская денежная единица (60 флоренов). Пятак – мелкая темерская монета Грош – мелкая темерская монета Талер – монета королевства Цидарис и княжества Бремервоорд. Геллер – разменная монета Цидариса (1/100 талера) Дублон – крупная золотая монета Тынфа – старинная имперская мелкая серебряная монета Флорен – нильфгаардская монета (3 грамма золота)