Как гром среди ясного неба прозвучало в прошлом году заявление организаторов крупнейшей игровой выставки E3 о смене формата. В июле этого года мы могли наблюдать, что из этого вышло: грандиозное шоу для геймеров превратилось в E3 Media and Business Summit, закрытое бизнес-меропритиятие для прессы и профи от индустрии. Потеря былого размаха (вместо 70000 в 2005 году всего 4000 посетителей в 2007-м), смена прописки (выставка переехала из Los-Angeles Convention Center в гостиницы Санта-Моники, прибрежного района LA) и отсутствие развлекательной программы вряд ли в полной мере компенсировалось громкими анонсами и презентациями, которые все еще остаются визитной карточкой E3.
Впрочем, свято место пусто не бывает. Например, владельцы европейской Games Convention приложили массу усилий, чтобы привлечь внимание прессы и разочарованных геймеров к своему мероприятию, и преуспели в этом. Компания IDG World Expo, не первый год занимающаяся IT-выставками, и вовсе сделала ход конем: все в том же Los-Angeles Convention Center провела 18-21 октября Entertainment for All, ориентированную на обычных игроков. Чтобы выяснить, удалось ли E for All стать полноценной заменой E3, мы отправились в Лос-Анджелес...
Звуки му
Первые подозрения закрались в душу аккурат в момент открытия выставки: редкие посетители, скучающие участники... Никаким аншлагом, как в годы расцвета E3, и не пахло. Впрочем, теплилась надежда, что к середине дня все переменится: с утра пускали только тех, кто зарегистрировался на E for All до 1 сентября.
Ближе к трем часам с улицы донеслись звуки бравурной музыки: специально приглашенный оркестр исполнил несколько мелодий из видеоигр. Затем оркестранты, не прекращая терзать инструменты, проследовали в Convention Center, где к ним присоединились косплееры. Как и полагается, на костюмированном представлении преобладали персонажи японских игр, компанию которым составило несколько западных «звезд» – например, вездесущая Лара Крофт и Человек-паук. Фотосессия и мини-концерт заняли от силы минут 20, а вместе с ними закончилась и вступительная часть. Немногочисленные посетители и журналисты (по официальной статистике, E for All почтили вниманием 1100 «акул пера») разбрелись по стендам...
Легкое подобие E3
О былой E3 напоминала только выставка игрового арта Into the Pixel. Правда, искусство новой волны не слишком-то привлекало посетителей. Гораздо больше зевак отправилось к стенду Fatal1ty глазеть на соревнующихся – тем более что комментировала схватки одна из «двух с половиной» привлекательных девушек выставки. С booth babes как-то не сложилось: их было, прямо скажем, маловато, а симпатичных вообще – раз-два и обчелся. Уж поверьте на слово: в отношении женской красоты наш «Игромир» впереди планеты всей. На западных мероприятиях давно принято смотреть не на стендисток, а на игры…
Впрочем, как раз с играми вышла промашка. Многие издатели и тем паче разработчики E for All проигнорировали, те же, что приняли участие, отнеслись к событию с явной прохладцей. Electronic Arts, тяготеющая к гигантским стендам, на сей раз ограничилась весьма скромными площадями. Понятное дело, на которых демонстрировалось ограниченное количество проектов. Чуть ли не за всех отдувалась Nintendo, как всегда оформившая стильный стенд и обустроившая сцену, на которой постоянно проводились какие-то конкурсы и выступления. Думается, менеджеры компании зря старались – Microsoft и Sony выставкой пренебрегли, а потому бороться за внимание геймеров было попросту не с кем.
Пожалуй, вопросов не возникло бы, если б подтянулись другие крупные игроки. Но их можно было пересчитать по пальцам одной руки: компанию EA составили Intel, THQ, 2K Games и Konami. В итоге South Hall даже не был заполнен, а ведь та же E3 в лучшие годы занимала три зала. Многие посетители с явным раздражением критиковали ценовую политику IDG World Expo: самый дешевый двухдневный билет стоил $50, хотя обойти E for All, досконально изучая все выставляемые проекты, можно было максимум за 4-5 часов.
Стулом по морде!
Но все это еще полбеды. Самое большое разочарование – острый дефицит анонсов и интересных показов. На эксклюзив расщедрилась только Konami, впервые позволившая обычным игрокам, а не только прессе, прикоснуться к своему главному хиту – Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Только на стенде этой компании было хоть какое-то оживление: посетители не ленились постоять в небольшой очереди ради 15 минут счастья. Жалкие несколько строк вряд ли смогут передать весь восторг, подаренный игрой. Кроме того, мы уже не раз писали о MGS4. Поэтому просто еще раз подтвердим: Хидео Кодзима (Hideo Kojima) не сбился с верного пути.
Настоящим откровением стала Sid Meyer’s Civilizations IV: Revolution. Разработчики умело перенесли на приставки казалось бы «писишную» до мозга костей игру и заслужили бурные аплодисменты. Смена платформы никак не сказалась на очаровании четвертой «Цивы», к тому же за счет удобного управления играть стало более комфортно. На существенные преобразования геймплея рассчитывать не стоит, но кое-какие мелкие изменения все же произошли: например, проигрывающий схватку отряд можно попытаться вывести с поля боя. Внушает доверие и отношение авторов к своему детищу: хотя игра уже сейчас выглядит завершенной (по крайней мере, мы не нашли изъянов в небольшой демке), подопечные Сида Мейера не торопятся с релизом: он состоится не раньше 2-го квартала 2008 года. И правда: поспешишь – людей насмешишь.
Самым любопытным проектом на стенде EA оказался Warhammer Online. Хотя игру делают далеко не новички в MMORPG, многочисленные заимствования видны с первых же секунд знакомства. Систему выдачи квестов, концепцию схваток, элементы интерфейса авторы явно одолжили у близзардовцев. Сюрпризом это не стало, но все-таки претенциозный проект должен обладать какой-то неординарной особенностью. Таковой, впрочем, можно считать вселенную Warhammer. Глядя на то, как тщедушный гоблин ловко орудует здоровенной алебардой, грех не пустить слезу умиления. Но это чувство быстро испаряется, а вот осознание того, что играешь в клон World of Warcraft, наоборот не выходит из головы.
Не заскучали мы на выставке лишь благодаря проекту Smack Down vs Raw 2008. Симулятор реслинга оказался разудалым файтингом, и в мгновение пленил наши сердца, хотя нас вряд ли можно отнести к ярым поклонникам этого вида «спорта». В реальности реслинг – заранее срежиссированное шоу, а в игре геймер активно влияет на исход боя. Конечно, ни о каком равновесии речь не идет: неоднократный чемпион Гробовщик (Undertaker) практически непобедим, но за возможность огреть сопеника стулом по морде можно со многим смириться. Бойцов маловато, однако все они, как и полагается, весьма колоритны. Разнообразие же достигается за счет множества режимов. В одном из них, стоя на лестнице, надо удерживать определенное время чемпионский пояс, висящий над рингом. Задачка нетривиальная: чтобы не грохнуться оземь, свалившись с верхотуры, нужно сначала переломать кости сопернику и отбить ему голову. Так можно выгадать несколько драгоценных секунд спокойствия, пока оппонент лежит в отключке. Мы же говорим – очень веселая игра!
Перемен требуют наши сердца
Конечно, на выставке показывали и заводной Unreal Tournament 3, и пару музыкальных хитов – Rock Band и Guitar Hero III: Legends of Rock, но все равно чувствовалось – размах не тот, нет чувства праздника и приобщения к прекрасному.
Справедливости ради отметим, что кое в чем организаторы E for All все же преуспели. Поклонники киберспорта могли понаблюдать (или поучаствовать) за турниром, организованным Major League Gaming. Для геймеров, желающих связать свою судьбу с индустрией, проводилась действительно полезная двухдневная серия семинаров Game Career Seminar. Жаль только, что из звезд присутствовал на ней лишь Дэйв Перри (Dave Perry), лучшие годы которого давно позади, да и сами лекции оплачивались дополнительно и стоили весьма внушительно – $165 (минимум $115 за один день). Хотя, с другой стороны, за хорошее образование давно принято щедро платить. Удался и концерт игровой музыки Video Games Live!, однако его стоит расценивать, скорее, как отдельное мероприятие: прошел он в другом здании, а билеты опять-таки влетели в копеечку (никак не меньше 30 «зеленых»).
Итоги «интернациональной» выставки уже известны, а статистика кажется просто убийственной для организаторов. За 4 дня E for All собрала 18000 посетителей, тогда как, казалось бы, локальный российский «Игромир-2007» может похвастаться более внушительными цифрами – почти 50000. Функционеры IDG World Expo, однако, бьют себя пяткой в грудь и обещают собрать геймеров в Convention Center и на будущий год. С чего взялся такой оптимизм, непонятно, зато абсолютно ясно, что на E for All придется поставить крест, если выставку не постигнут большие перемены!
1301 Прочтений • [E for All] [12.04.2012] [Комментариев: 0]