Игра «Красный космос» поставила меня как главного редактора в тупик. Публиковать обычную рецензию нельзя, поскольку не совсем ясно, что делать с оценкой. Сравнивая «Красный космос» с другими разработками для PC, мы были бы вынуждены выставить ей менее пяти баллов, что по нашим правилам закрывает проектам путь в журнал. Завышать оценку (как «вещи в себе») тоже нельзя – все же «Красный космос» не поставить на одну доску даже с пазлами, вроде Lumines. Но и обходить ее стороной не годится. Так родилась идея специального обзора без оценки, где мы делимся впечатлениями. Окончательный вердикт игре – за вами, дорогие читатели. Ждем ваших писем.
Спросите обычного человека на улице, какими он представляет себе компьютерные и видеоигры. Наверняка он ответит, что это такой специфический вид бездарного отдыха – сидеть за клавиатурой и мышью и стрелять по нарисованным монстрам. Если поинтересоваться у заядлого геймера, тот выдаст список основных жанров с описанием особенностей каждого из них. Но далеко не каждый любитель компьютерных игр понимает, например, прелесть RPG или сложных пошаговых стратегий, где ставятся более глобальные задачи, чем «победить всех врагов на уровне» или «прийти к финишу первым». И слова «в игре есть мир, в котором можно жить» многие понимают в духе GTA – дескать, «можно бродить по городу куда хочешь и стрелять по прохожим, которые прикольно разбегаются». И это нормально – невозможно заставить всех геймеров разбираться во всех видах игр и увлекаться каждым из них.
«Интерактивная новелла» (interactive fiction, IF; здесь и далее речь идет о японской разновидности) – наверное, самый кошмарный для журналиста жанр. Игровую механику в нем описать очень легко, а вот объяснить, почему это кому-то может быть интересно, – практически невозможно. Наверняка вам известно, что IF – это когда вы сидите перед экраном, смотрите на статичные картинки, пролистываете гигантские простыни диалогов и изредка (именно изредка!) выбираете один из вариантов ответа на вопрос, не имея ни малейшего представления о последствиях своего решения. Никакого «экшна», никакого оружия, юнитов, монстров, денег – ничего этого нет. Только картинки и диалоги. Ответы на вопросы – единственный способ повлиять на развитие событий. Зачем все это нужно? Более всего распространено мнение, что IF придуманы как более-менее законный способ показывать малолетним геймерам рисованную порнографию, то бишь хентай. А простыни текста и вообще диалоги – средство растягивать прохождение, чтобы геймер не мог просмотреть все картинки за пять минут. Это не так. Посудите сами: зачем покупать диск, мучиться с прохождением ради нескольких иллюстраций, когда в Интернете можно скачать гигабайты куда более качественного хентая? В IF «работает» целый комплекс из текста, озвучки, графики и интерактива. Уберите одну составляющую – и вся прелесть игры исчезнет. При этом тематика может быть любой; беспорядочный секс с подружками, учительницами и кузинами – лишь один из возможных вариантов. А то, что на Западе локализуются в основном именно его разновидности – проблема исключительно западных издателей, а никак не разработчиков новелл. IF – это, по сути, аудиокнига с иллюстрациями, объединяющая в себе особенности обычной литературы, комиксов и видеоигр. Если в ней есть хороший сюжет, интересный мир и яркие персонажи, ее и без интерактива купят и будут смотреть. Возможность влиять на развитие событий, однако, позволяет в решающие моменты повести сценарий по иной ветке и кардинально изменить финал – и это (когда геймер действительно «втянулся в игру») и есть главная «фишка» жанра. И если какие-то RPG или шутеры хвастаются наличием двух-трех концовок, в IF их могут быть десятки.
«Красный космос» от студии Dreamlore, о которой сейчас пойдет речь, является второй российской интерактивной новеллой в японской стилистике и, на мой взгляд, одной из важнейших (не путать с «лучших») отечественных игр последних лет. Разработчики намеренно отказались как от прямого подражания японским аналогам, так и от создания отечественной, лубочной интерактивной новеллы, и выдали полное самоиронии, китча и кросскультурных цитат произведение специально для нашего аниме-фэндома. Российские геймеры ставят знак равенства между IF и хентаем? Хорошо, в «Красном космосе» не будет ни одной картинки даже с малейшим намеком на эротику. Принципиально. В IF (как и в аниме) принято рассказывать о жизни подростков, спасающих мир? Хорошо, в игре будут только взрослые – члены команды космического корабля, не страдающие манией величия. Поклонники аниме любят выискивать у художников «ворованных персонажей»? Главная героиня игры будет намеренно срисована с Рэй Аянами, но так, чтобы формально никто не смог этого доказать. А в одном из кадров даже появляется крейсер нарнов из «Вавилона-5» – чтобы было веселее. При этом, что важно, цитаты занимают не более трех процентов всех картинок; все остальное – полностью оригинальные иллюстрации. А эти три процента – намеренная провокация, которая сработала. Даже персонажи и сюжет создавались как будто в противостоянии с людьми, заведомо похоронившими проект, поскольку «в России не умеют делать игры». «Соколовский и Максимов – ненатуральные русские фамилии. Наверное, сценарий придумывали тупые американцы», – пишут разработчикам анонимные геймеры. «Позвольте, это фамилии героев Великой Отечественной войны», – отвечает им продюсер. Что особенно грустно, отсылки к «Евангелиону» в игре находят мгновенно, а к «Солярису» и Стругацким – отнюдь. Не все, кто встречает по одежке, способен провожать по уму.
Интерактивные новеллы, как правило, сторонятся политики. Но «Красный космос», повествующий о приключениях интернациональной команды фрегата «Юрий Андропов» космического флота СССР, – исключение. Человек, хорошо знакомый с последними годами Советского Союза и умеющий проводить параллели c днем сегодняшним, должен вздрогнуть, услышав предыдущую фразу. Куда более простой политический якорь – колоритный грузин Мераб, единственный член команды, действующий безупречно во всех сюжетных ветках. Сценарист «Красного космоса» – прекрасный рассказчик; он не разжевывает сюжет, а показывает людей в разных ситуациях и предлагает геймеру самостоятельно разобраться в том, что они собой представляют. Наибольший накал страстей происходит в момент, когда капитану – главному герою – предстоит вычислить предателя, взорвавшего двигатель корабля. Перекрестный опрос троих подозреваемых и свидетелей позволяет понять, что творится в головах у каждого, однако никаких вещественных доказательств и подсказок в игре нет. Антисоветские высказывания? Подозрительное происхождение? Показная безупречность и лояльность? Принимать решение придется исходя лишь из собственных ощущений. Что особенно важно, при каждом новом запуске предатель определяется случайным образом, поэтому прочитать FAQ в Интернете и все узнать заранее нельзя. Единственный человек на борту, которому капитан может доверять по-настоящему, – девушка-андроид. Она же является скрытым главным героем «Красного космоса» – именно ее вам предстоит провести через все преграды до той единственной из концовок, которую можно назвать хорошей. Отчего так вышло? Страдает ли капитан от тайной страсти к андроиду, как это в порыве гнева предположил психолог? Считает ли себя недостаточно сильным лидером, неспособным управлять другими – живыми – людьми в сложной ситуации? Кто из членов команды корабля действительно работает на американцев? Многие вопросы, поднятые в игре, так и остались неотвеченными.
«Красный космос» – далеко не идеальная интерактивная новелла. Ей прежде всего не хватает масштабности. Здесь нет элементов «симулятора знакомств»; во многом поэтому и диалогов с вариантами выбора ответов практически нет. За все время прохождения какие-либо решения придется принимать от силы два-четыре раза. Часть картинок нарисована относительно хорошо, но большая часть – аккуратные ученические работы, не более того. К тому же, их мало – для перебивок между условными эпизодами постоянно используется один и тот же фон, и на десятый раз хочется запустить в экран чем-нибудь тяжелым. В «Красном космосе» есть всего две мини-игры – в карточного «дурака» и во взлом кодового замка (методом «угадай пропущенный член числовой последовательности»). Озвучка местами хромает – актеры говорят неестественно; к счастью, ближе к финалу, во всех ключевых диалогах, они вживаются в роли. «Красный космос» хороша не сама по себе, а как явление, как первопроходец на рынке интерактивных новелл в России. При всех своих недостатках она действует на геймера ровно так, как рассчитывали разработчики. Взяв игру домой, я не остановился, пока не прошел ее всеми мыслимыми вариантами. Потом я попробовал представить себе обычный проект (какой-нибудь FPS), сделанный на бюджет «Красного космоса» и продающийся за те же деньги, и меня едва не стошнило. У меня нет ни времени, ни желания в сотый раз бродить по уровням с видом от первого лица и стрелять в монстров – если только это не хит уровня Halo 3. Однако я готов покупать игры, вроде «Красного космоса» в количестве двух-четырех штук в месяц, проходить каждую за два-три вечера и чувствовать себя вполне комфортно. Точно так же, как я несколько раз в месяц захожу в книжный магазин и ухожу из него с увесистым пакетом. Ведь жанр IF привлекателен еще и тем, что у двух проектов вполне может быть идентичная игровая механика, но при этом они не воспринимаются как копии друг друга. Главное – чтобы каждый предлагал достойный сюжет с интересными персонажами. У Александра Щербакова, продюсера «Красного космоса» и руководителя Dreamlore, вряд ли возникнут с этим проблемы.
Как я уже говорил, под IF я здесь понимаю японскую разновидность жанра. Так вот, в Стране восходящего солнца PC-игры – узкая ниша, разработка собственных крупных проектов не ведется, и интерактивные новеллы для персонального компьютера – удел небольших студий с маленькими бюджетами, у которых нет средств выйти на консольный рынок. Было бы прекрасно, если бы хотя бы часть российских команд разработчиков взяла на вооружение их опыт и переключилась с низкобюджетного трэша для массовой аудитории на низкобюджетные приличные нишевые игры – в том числе и IF. Ведь поле для творчества огромно. С нетерпением ждем первую российскую хентайную аниме-игру и первый «симулятор знакомств». А пока – ставим на полку «Красный космос» и качаем с официального сайта обои с андроидом, пингвином и провокационным слоганом, неуместным на страницах «Страны Игр».
Мнение Евгений Закиров: Визуальные новеллы – дикость для российского рынка компьютерных игр. Они не прижились на Западе, где поклонников подобных проектов – всего ничего, но всегда были очень популярны в Японии. Наши соотечественники из Dreamlore, создатели вот уже второй игры в этом жанре, переняли опыт азиатских разработчиков, но не стали слепо копировать их идеи, а напротив, попытались адаптировать их, привить проекту свои, русские черты. Вторая попытка оказалась во много раз удачнее первой, и именно в ней прослеживается работа по «обрусению». Графика, визуальная составляющая, безусловно, важна, но что смогут сделать картинки без сопровождающего их текста? И стоит ли рисовать персонажей нарочито «анимешными»? В этом плане «Красный космос» оставляет двоякое впечатление. Сюжет, диалоги, характеры персонажей, их речевые характеристики – все на высоте, все проработано тщательнейшим образом. История затягивает с первых же минут и не отпускает до конца; плюс, в игре несколько концовок, а значит, важнейшее жанровое условие соблюдено – «Красный Космос» можно и нужно проходить несколько раз, открывая для себя новые сюжетные подробности. С рисунком же не все так хорошо. Главный недостаток – отказ от модного CG-лоска, осторожное использование цветов и слабые, не сказать бедные, тени. Там, где японские умельцы изощряются, в «Красном Космосе»… просто приличная картинка. Это не так плохо, благо рисунок действительно достойный, но для того, чтобы проект «выстрелил», нужно что-то большее. Сиквел исправит?
Алексей Дубинский: Советский антураж совершенно не раскрыт. Ни замполита, ни особиста, ни комсомольских собраний. Собственно, если бы сторонами конфликта были заявлены не СССР и США, а Императорская Румыния и Демократическая Республика Майя, игру бы это не затронуло ни на йоту.Если вы ждали визуальных детективных ребусов в духе «инспектора Варнике» – расслабьтесь. Чистенькая свежеотутюженная форма на офицере, только что тушившем мощный пожар в машинном отделении, вовсе не свидетельствует, что ни на каком пожаре он не был. Был. Просто он всегда выглядит одинаково и имеет три малоотличающихся выражения лица на абсолютно все случаи жизни, от оргазма до суицида (кстати, японские игроделы могут вздохнуть спокойно – даже если Шнайдер и забавляется втихую с андроидом, на экране секса, как и положено в СССР, нет). Допросы вяловаты, и никаких цепочек рассуждений капитан не строит, предпочитая ткнуть пальцем в подозреваемого и заявить «Все указывает на то, что виноват именно ты!» После чего – спойлер! – выхватывает пистолет и производит арест метким выстрелом в спину.Звук откровенно бедноват, да еще и периодически глючит. Очень не хватало грузинского, немецкого и чешского акцентов у членов экипажа из союзных республик. Зато озвучка, напоминающая голоса из «Роботека», ностальгически сочетается с приватизированными оттуда же «роботами» VF-1.Недостатков у игры много, но все же удивительным образом она все равно затягивает в свои неторопливые сети. Если за окном ужасная погода, на столе кружка горячего чая, а в душе умиротворение – несколько часов приятно давящего чувства безысходности вам обеспечены.
Наталья Одинцова: Нужны ли визуальной новелле диалоги, которые будут звучать не более естественно, чем выдержки из протокола внеочередного Пленума ЦК КПСС? Когда о пожаре в машинном отделении старпом сообщает так, будто пересказывает скучную книжку, – стоит ли списывать все на условности жанра? И если ни одного из героев в финале не жалко, такими ли уж запоминающимися они были? «Красному Космосу» как повествованию не хватает убедительности. Вроде бы тема благодатная – фантазии на тему альтернативной истории. Ан нет, собственно альтернативная история (если не считать ярых поисков американского шпиона и «звезднополосатой» погони) осталась за бортом. Да и поиски шпиона свелись к тыканью наугад в подозреваемых – а ведь какой многообещающей была интрига! Речевые характеристики могли бы дополнить портреты персонажей, но поверить доброй половине актеров попросту невозможно: настоящие эмоции в голосе того же Мераба появились лишь во время ругани на саботажников. Не обошлось и без технических огрехов. Во время поисков предателя капитан не может зайти в медблок, а игру на мобильном телефоне нельзя запустить. Хотя, постойте, откуда взялась мобильная связь в космосе? Впрочем, всегда остается надежда на светлое будущее: что следующий проект от Dreamlore будет гораздо лучше. И еще – что «Красный Космос» сподвигнет и других на создание интерактивных новелл: непременно с колоритными героями, закрученным сюжетом и удобочитаемыми диалогами.
1819 Прочтений • [«Красный космос» Александра Щербакова] [12.04.2012] [Комментариев: 0]