Семь компьютерных и пять консольных игр, миллионы поклонников по всему миру – Unreal был и остается одним из самых успешных и популярных игровых сериалов. Далекое космическое путешествие растянулось почти на десять лет, и нет никаких сомнений – продолжения будут. Вселенная Unreal бесконечна, как и все настоящие вселенные.
История эта началась еще в прошлом веке. 30 мая 1998 года состоялась премьера нового, революционного шутера от мало кому тогда известной студии Epic Megagames. Коробку с диском украшала претенциозная надпись Unreal: «нереальный, фантастический» и, одновременно, «фальшивый». Не самый лестный эпитет, верно?
На тот момент фирма выпустила несколько платформеров (в том числе о приключениях зеленого кролика Jazz Jackrabbit) и робофайтинг One Must Fall: 2097. Никто и не предполагал, насколько обширны планы у «эпических мегагеймеров».
Авторы бросили вызов самому Кармаку с Ромеро. За три года до вышеупомянутого релиза в секретных лабораториях Epic Megagames началась разработка игрового движка под кодовым названием Unreal Engine. С помощью этого инструмента можно было конструировать невероятные и прекрасные виртуальные миры. На смену инфернальному дизайну от id Software пришли цветные туманы, волшебная иллюминация и нездешние инопланетные пейзажи. Название Unreal подошло как нельзя лучше. Не суррогат, но иная реальность!
Истосковавшиеся по космической фантастике геймеры получили увлекательный «межпланетный» сюжет. Тюремный звездолет Vortex Rikers совершил вынужденную посадку на планете На Пали. Местные жители, четверорукие нали, оказались крайне миролюбивыми существами. Другое дело – их хозяева, злобные скаар. Эти твари проникли в упавший корабль и убили всех арестантов. За исключением главного героя, заключенного под номером 849. Он сумел бежать, но что может сделать безоружный человек против орды пришельцев? Оказывается – очень многое. Например, проникнуть на базу захватчиков и уничтожить их поголовно. Необходимое примечание: в статьях перед выходом Unreal говорилось о том, что 849 – женщина, но в самой игре пол героя нигде не указывается.
Прежде чем отправляться восвояси с планеты, отчаянный наш каторжанин мог ознакомиться со здешними красотами и достопримечательностями. Посетить Небесный град, взобраться на Солнечный Шпиль, прогуляться по вражеским территориям или попробовать себя в роли мессии. Наивные аборигены искренне уверовали в его божественную природу.
Не только стрельба и смертоубийство – игрок занимался расследованием природы местного феномена, минерала таридия, как-то связанного со сверхсильным гравитационным полем планеты. Той ловушкой, в которую и угодила земная посудина с зеками. В поисках ответов наш естествоиспытатель обследовал шахты Рраджигара, храм водной богини Шизры и Арену Тьмы – место ритуальных жертвоприношений. Сражался со скаар и жутким Титаном, первым и самым простым боссом. Прочие оппоненты оказались куда опаснее. Вроде крылатого Варлорда с ракетной установкой или Королевы скаар, ловко телепортирующейся по полю брани. С ее смертью корабль-матка взрывается, а герой улетает прочь с негостеприимной планеты в спасательной капсуле. Но топливо быстро заканчивается, и он остается дрейфовать на орбите...
Уже через год в продажу поступило дополнение – Unreal Mission Pack: Return to Na Pali. Героя подбирает военный звездолет Bodega Bay, командир которого предлагает нам вернуться на планету, выдвинуться на место крушения дредноута Prometeus, добыть бортовой журнал с информацией о секретном оружии, а потом активировать передатчик. Многое изменилось за время его отсутствия. На смену скаар пришли жестокие и беспринципные пришельцы-«наемники», готовые на любые преступления ради наживы. Даже бравые космопехи, и те стали ярыми его врагами – военные предпочитают хранить секреты в тайне и десантируют карательный отряд. Как и в первой части, герой остался один против всех. Спасаясь от преследования, он бежал на север, в полярные области На Пали. При попытке вернуться на Bodega Bay вояки запустили в корабль 849-го самонаводящуюся ракету, но тот сумел направить ее на сам крейсер.
Дальнейшая судьба боевитого заключенного неизвестна, а вот его похождения обернулись полномасштабной галактической войной. Горя жаждой мщения за убийство Королевы, империя скаар напала на Землю. В 2215 году было образовано Новое Земное Правительство (NEG), которое смогло помирить три крупнейших корпорации – «Лиандри», «Аксон» и «Изанаги» и объединить землян перед угрозой вторжения пришельцев. Война закончилась в 2216 году после Семидневной осады, в ходе которой скаар уничтожили множество городов и убили миллионы людей. Но, благодаря отваге коммандос, взявших на абордаж корабль-матку и разрушивших его, земляне одержали победу.
Unreal выделялся не только превосходной графикой и обширными уровнями с открытыми пространствами, но и интеллектом врагов. Скаар грамотно использовали укрытия, постоянно перемещались и уворачивались от выстрелов игрока, да еще и меняли тактику в зависимости от того, какое оружие против них применялось. Другая особенность сериала – альтернативные режимы огня почти у всех стволов, что существенно разнообразило мультиплеер. Часть из них, с небольшими изменениями, прошла через все Unreal-игры. Самая известная, пожалуй, «шоковая» винтовка ASMD, стреляющая либо лучом, либо медленно летящим сгустком плазмы. Если по нему попадал луч, сгусток взрывался, нанося огромные повреждения всем поблизости.
Unreal II
Публика требовала продолжения. За день до 4 февраля 2003 года у магазинов выстроились километровые очереди из геймеров. Unreal II: The Awakening стала хитом продаж, но сама по себе оказалась хоть и очень красивым, но ничем не выдающимся шутером (средняя оценка в прессе – 7.5).
Действие разворачивается в 2251 году. В подчинении у нас оказался Джон Дальтон – бывший космопех, а теперь специалист по делам земных колоний. Большую часть времени он занимался инспектированием дальних гарнизонов, пока не получил задание – собрать семь частей древнего инопланетного артефакта и одновременно – очень мощного оружия. Джон путешествовал с планеты на планету, собирал улики, отстреливал врагов и решал головоломки. Между заданиями мы коротали время на звездном корабле «Атлантис» и общались с экипажем. Главной помощницей Джона стала Аида, первый офицер. В юности она проявляла удивительные способности, особенно в делах стратегического планирования. Но, угробив население целой планеты, полностью утратила интерес к военному искусству. Бортовой инженер Айзек занимался модификацией оружия и разработкой новых моделей. Замечательный мастер, но неравнодушный к выпивке. Пилот «Атлантиса», инопланетянин Не’бан, выполнял сугубо комическую функцию. Очень уж забавным был его английский и особое наивное отношение ко всему происходящему.
Поисками артефакта заинтересовалось несколько сторон сразу. Люди, представленные организацией Terran Colonial Authority, миротворческими силами правительства Новой Земли. Старые враги – скаар, но им досталась только маленькая роль. Корпорация «Лиандри» – мировой мегаконсорциум, глава которого мечтал заполучить артефакт и потом использовать в личных целях. Корпорация «Изанаги», армия которой была представлена «воинами-призраками» – самыми опасными противниками в игре. И еще три инопланетные расы – дракки, каи и тоски.
Создатели
Первоначально компания Epic Games называлась Potomac Computer Systems. Ее отцом-основателем стал Тим Суини (Tim Sweeney). Все произошло в 1991 году в городе Роквилль, штат Мэрилэнд. Дебютом для студии стала игра ZZT, выполненная в ANSI-графике. Язык, на котором была написана ZZT, очень скоро стал сверхпопулярным у игровых разработчиков. Игра распространялась условно-бесплатно.
Некоторое время спустя Epic MegaGames выпустили еще несколько интересных программных продуктов, таких как Epic Pinball, Jill of the Jungle. Одновременно компания занималась публикацией игр от сторонних производителей – Safari Software. Программисты этой студии написали такие игровые хиты, как XLand’s Robbo, Heartlight и Electro Man. Позже они вошли в коллекцию Epic Classics.
В 1998 году компания Epic MegaGames представила свой главный релиз – трехмерный шутер Unreal. Главной гордостью разработчиков стал собственный, уникальный игровой движок Unreal engine. В 1999 году изменилось название студии и ее местонахождение. Сотрудники Epic Games переехали в Кэри (штат Северная Каролина). Именно там началась работа над консольным хитом Gears of War и Unreal Tournament 3.
Большой турнир
Год 1999-й ознаменовался выходом еще одного «нереального» хита – Unreal Tournament.
Конец XXIII века. Горнодобывающие компании подпольно проводят особые турниры, участники которых изничтожают друг друга на особых аренах, но после смерти тут же возрождаются, и побеждает набравший наибольшее число убийств. Так господа-капиталисты хотели снизить недовольство среди шахтеров на фабриках в глубоком космосе, ужасные условия труда на которых приводили к вспышкам насилия и даже кровавым восстаниям. В 2291 году корпорация «Лиандри» официально организует Большой турнир, который становится вполне законным времяпрепровождением.
Через некоторое время кровавое шоу завоевало высочайшие рейтинги, а бойцы стали этакими спортивными знаменитостями, делящимися на команды-кланы. Кого среди них только не было: бывшие военные, наемники, инопланетяне (в том числе старые враги – скаар), генетически модифицированные мутанты, киборги, роботы и заключенные, сражающиеся за свободу. Нынешний чемпион – Ксан Кригор, когда-то предводитель восстания роботов-шахтеров на астероиде LBX-7683. Теперь, с «перепрошитой» памятью, он возглавляет спонсируемую «Лиандри» команду боевых машин The Corrupt.
Unreal Tournament – одна из первых игр, полностью «заточенных» под сетевые баталии, предложившая несколько новых их разновидностей. Такие как Last Man Standing (у каждого участника было определенное количество «жизней»; задача была выжить), Assault (одна команда штурмовала объект, вторая защищала) и Domination (на уровне было несколько особых точек, удерживание которых приносило очки). Кроме того, при желании правила матча менялись посредством так называемых «мутаторов»: пониженная гравитация, невидимость всех игроков, оружие, убивающее с одного выстрела...
Отличная графика и музыка, выдающийся интеллект ботов, запоминающиеся арены и продуманный баланс вооружения – все это обеспечило UT любовь игроков и превращение в серьезную киберспортивную дисциплину. А долгую жизнь проекту дал доступный инструментарий, с помощью которого можно было делать собственные уровни и модификации.
В 2002 году выходит продолжение Unreal Tournament 2003 (цифру 2 в названии поменяли на номер года, чтобы отразить спортивную ориентацию проекта), уже на движке второго поколения. Пропал режим Assault, зато появились три новых. В Bombing Run, явно вдохновленном американским футболом, игрок захватывал мяч специальной пушкой и со всей прыти бежал к вражеским воротам. В случае опасности он мог выстрелить мячом, передав пас товарищу по команде. В Invasion несколько геймеров вместе отражают нашествие орды инопланетян. Осложняется все тем, что жизнь у каждого только одна. Mutant же – вариация древней забавы «царь горы». Один игрок имеет бесконечные патроны и невидимость, остальные пытаются его убить. Кому это удается, становится мутантом. Изменился урон и действие некоторых стволов, какие-то пропали, появились новые. Кроме того, по уровням были разбросаны особые «пилюли», повышающие уровень адреналина. Также он увеличивался при убийствах и захвате вражеского флага.
Тратить адреналин можно было на временное повышение скорости, урона, получение невидимости или регенерацию. Фанаты приняли UT 2003 не очень дружелюбно: новые режимы не тянули на полноценную замену Assault, слишком сильно поменялись арсенал и динамика игры.
18 марта 2004 года вышла Unreal Tournament 2004, на первый взгляд, мало чем отличающаяся от UT 2003. Но именно небольшие изменения, вроде возвращения Assault и снайперской винтовки, улучшенной картинки и быстродействия, а также встроенного голосового чата вернули сериалу былую славу. Очень скоро UT 2004 стала одной из наиболее популярных сетевых забав. Также в распоряжение игроков попала разнообразная боевая техника, особенно активно используемая в режиме Onslaught. Команды захватывали разбросанные по карте энергетические узлы; цель была провести цепочку узлов до вражеской базы и уничтожить энергоядро противника.
Что касается консолей, помимо портов оригинального Unreal Tournament на Dreamcast и PlayStation 2, и Unreal II – на Xbox, на приставке от Microsoft вышли две части Unreal Championship. Что интересно, UT 2003, по сути, является портом Championship, поскольку разработка для Xbox началась раньше. Но в процессе геймплей версий для разных платформ получился довольно непохожим, и на PC игра вышла раньше. Ее консольная товарка не оправдала ожиданий геймеров. Авторы обещали огромные, рассчитанные на 64 игрока, арены и боевую технику, но обещания так и не сбылись. Печальную известность проект обрел и как первая консольная игра, к которой выпустили скачиваемый через Live! патч для исправления багов, производительности и баланса.
Продолжение, Unreal Championship 2: The Liandri Conflict (рабочее название – Unreal Tournament 2005), поступило в продажу в апреле 2005 года. Оно развивало идеи оригинала: отличающиеся не только внешним видом, но и способностями (скорость, прыгучесть, живучесть, виды альтернативной стрельбы и получаемые от адреналина бонусы) группировки, большая сюжетная составляющая в синглплеере. Кроме того, появился вид от третьего лица и холодное оружие. В режиме Nali Slaughter клинки были единственным разрешенным оружием, и нужно было зарезать как можно больше нали (и подвернувшихся под руку соперников).
Unreal Tournament 3, которой посвящена тема этого номера, вышла и на PC, и на консолях. Как сложится судьба сериала дальше? Какие релизы выйдут под грифом Unreal? Может быть, массовая многопользовательская игра с множеством арен и возможностью подключения самодельных миров? Ответить на этот вопрос практически нереально, ведь разработчики Epic Games обладают уникальным талантом – умением удивлять. Что день грядущий нам готовит?
Нереальная технология
Все игры, созданные с применением технологии от Epic Games, игрового движка The Unreal Engine, сразу и не перечислишь. Достаточно вспомнить такие хиты, как Deus Ex, Thief: Deadly Shadows, сериалы Tom Clancy’s Splinter Cell и Brothers in Arms, Gears of War, Bioshoсk, чтобы понять, насколько он универсален.
И это не только трехмерные шутеры, но и онлайновые ролевые игры, вроде Lineage II и Vanguard: Saga of Heroes.
Unreal Engine используется практически на всех игровых платформах (Dreamcast, Xbox, Xbox 360, PlayStation 2, PlayStation 3 и Wii) и операционных системах (Microsoft Windows, Linux, Mac OS и Mac OS X). С помощью языка UnrealScript можно быстро соорудить новый уровень или игровой мод. Не требуется никаких особых навыков, чтобы освоить эту науку.
Впервые Unreal Engine был использован в 1998 году. Авторы шутера Unreal доверили ему множество задач, начиная с отрисовки моделей, расчета баллистики и заканчивая искусственным интеллектом. Вторая версия движка, Unreal Engine 2 делалась для игры Unreal Tournament 2003. На этот раз геймеры смогли познакомиться с новой Ragdoll-физикой и редактором UnrealEd. Были улучшены многие программные компоненты, появилась поддержка таких игровых платформ, как PlayStation 2, GameCube и Xbox.
Третье поколение движка делалось специально для девятого и десятого DirectX, Xbox 360 и PlayStation 3. HDRR, попиксельное освещение (per-pixel lighting) и динамические тени – это далеко не все новые технологии и эффекты, которые анонсировали разработчики Unreal Engine 3. Более десятка компаний стали партнерами Epic Games. Поддержку движка осуществляют такие гранды, как Atari, Activision, Capcom, Disney, Konami и многие другие – в производстве находятся более 30 проектов. В августе 2005 года вице-президент Epic Games Марк Рейн сообщил о начале работ над очередной, четвертой версией Unreal Engine, ориентированной на консоли нового поколения.
Нереальные расы
Скаар (на русскоязычных сайтах распространено неверное написание «скаарджи») – раса агрессивных полунасекомых-полурептилий, представленная во всех играх. Их кожа – зеленая, желтая или голубая. Каждая тварь вооружена острыми клыками. Некоторые скаар (преимущественно – воины) используют имплантаты, улучшающие боевые характеристики. Любимое оружие этих чудищ – острые бритвы Razik, внедренные в конечности. Их Y-образная форма используется в символике всего сериала. Помимо рукопашной, с помощью лезвий можно разить врага электрическими разрядами. Несмотря на варварские обычаи и культуру, скаар отличаются весьма высоким интеллектом. Их общество делится на кланы, враждующие друг с другом. Во главе всех кланов стоит Королева, которая откладывает яйца и следит за численностью стаи. Скаар стремятся поработить все разумные расы и преуспели в этом: три иных народа, нали, кралл и изариане, стали их рабами. Также существуют гибриды человека и скаар, специально выращенные для Великого турнира.
Краллы – высокоинтеллектуальные гуманоиды. В бою часто применяют копья, которые стреляют шарами плазмы. Используются скаар в качестве охраны. Точно неизвестно, как именно Краллы попали в неволю, но они ненавидят своих поработителей и при случае их атакуют.
Нали – коренные жители планеты На Пали. Гуманоиды с четырьмя руками. Самок нали замечено не было, существует лишь древняя статуя, изображающая налийку. Это – древняя богиня грома Вандора. Наивные аборигены предпочитают традиционный уклад жизни и игнорируют технический прогресс. Основной род занятий – земледелие. Нали считают, что скаар – «демоны, спустившиеся с неба». Будучи очень религиозными, четверорукие гуманоиды возвели множество сакральных сооружений, церквей и соборов. Медитируя, некоторые нали могут парить в воздухе и становиться прозрачными. Каста жрецов часто использует специальные татуировки, чтобы продемонстрировать свой статус.
Ген Мо’ Кай – люди-ящерицы с планеты Арборея. Их общество тоже состоит из кланов, но руководить ими могут и самцы, и самки. Ген Мо’ Кай – прирожденные охотники и воины. Очень подвижные и ловкие, они часто становятся победителями Великого Турнира. Следуя древним церемониям, эти гуманоиды скрывают лица под ритуальными масками.
Изариане сами занимались работорговлей, пока не попали в рабство к скаар. Благодаря своей извращенной природе, изариане получают удовольствие от этого униженного положения. Более всего они напоминают обезьяноподобных насекомых. У них четыре руки и две ноги, удлиненная голова и голубая кожа. В жилах изариан течет синяя кровь. Их общество похоже на муравейник. Он обладает собственным коллективным разумом, по отдельности изариане думать не могут. Скаар часто используют их в качестве пехоты, вооруженной электрическими разрядниками.
Каи (или тоск) напоминают по внешнему виду людей. Они кочуют по космическим просторам, выполняя самую тяжелую работу для временных нанимателей. Многие расы считают каи неприкасаемыми, грязными созданиями. В том числе – из-за их низкого интеллекта. Есть информация, что каи – наследники некогда могучей расы тосков. Исследование ДНК говорит именно об этом. Просто со временем они выродились и превратились в мусорщиков Вселенной.
Дракки – раса насекомоподобных роботов. Их родная планета находится за пределами обитаемого космоса, а потому местонахождение ее неизвестно. Дракки используют боевые лазеры и сами себя ремонтируют. При этом они одержимы изуверскими экспериментами и часто ставят опыты над пленниками, модифицируя их тела.
Аракниды – еще одни насекомые. Они так и не научились звездоплаванию, зато стали непревзойденными солдатами. Все благодаря мутациям и переменам в генетическом коде.
Наемники – раса пришельцев, союзников скаар. Обычно они обитают в промышленных районах, две главные их задачи – контролировать популяцию нали и заниматься производством оружия и боевой техники.
Некрисы – раса белоглазых живых мертвецов, созданных в лабораториях Phayder Corporation. Их бледные тела покрывают многочисленные татуировки. Родина некрисов – планета Омикрон 6. Технология оживления заключается в следующем: кровь мертвых людей обрабатывали специальные наноботы, получившие название Nanoblack. Некоторые «воскрешенные» помнили свою прошлую жизнь, некоторые – теряли память навечно. В любом случае они перестают стареть, становятся сильнее и быстрее обычного человека, но теряют способность к состраданию и прочим человеческим эмоциям. Их сообщество представляет собой секту фанатиков, которыми движут лишь ненависть, жажда крови и чудовищная жестокость. Процесс изготовления некриса – крайне дорогое дело, и позволить себе такие расходы могут только целые корпорации, вроде «Лиандри», но из них выходят славные ассассины и террористы. В Unreal Tournament 3 некрисы начали полномасштабную войну против человечества.
Календарь UnrealUnreal – 25 мая 1998 года Unreal Mission Pack: Return to Na Pali – 31 мая 1999 года Unreal Tournament – 26 ноября 1999 года Unreal Tournament 2003 – 1 октября 2002 года Unreal II: The Awakening – 4 февраля 2003 года Unreal Tournament 2004 – 18 марта 2004 года Unreal Tournament 2004 DVD Edition – 13 апреля 2004 года Unreal Tournament 2004 Editor’s Choice Edition – 21 сентября 2004 года Unreal Tournament 3 – ноябрь 2007 года
Консоли Unreal Tournament (Dreamcast) – 14 марта 2001 года Unreal Tournament (PlayStation 2) – 26 октября 2000 года Unreal Championship (Xbox) – 15 ноября 2002 года Unreal II: The Awakening (Xbox) – 10 февраля 2004 года Unreal Championship 2: The Liandri Conflict (Xbox) – 8 февраля 2005 года Unreal Tournament 3 (PlayStation 3) – 2007 и (Xbox 360) – 2008 годы.