После смены формата E3 казалось, что у организаторов японской Tokyo Game Show теперь все козыри на руках и именно их выставка становится крупнейшим и важнейшим мероприятием для игровой индустрии во всем мире. Да и они сами так полагали: ожидая наплыва посетителей из-за границы, даже увеличили число бизнес-дней (когда доступ закрыт для простых смертных) с одного до двух. И в каком-то смысле просчитались. Решение американцев сделать E3 менее помпезной и перенести даты проведения на июль не увеличило автоматически значение TGS. А вот планы игровых издательств сбились: теперь те просто не знали, когда и что показывать. Некоторые – как Ubisoft и Konami – и вовсе сделали главные анонсы вне крупных выставок. Если же учесть, что в июле была E3, в августе – Games Convention, Penny Arcade Expo, Blizzcon, Edinburgh Interactive Game Festival, а в сентябре – AM Show и Games Convention Asia, то получается, что к TGS компании просто устали от бесконечных мероприятий. Да и посетители – тоже; недаром за четыре дня на выставку этом году пришло почти столько же человек, сколько и за три дня в прошлом. А если учесть количество пересечений (многие приходили туда на два-три дня, а считали их как разных людей), то, видимо, даже меньше. Объяснить это можно, конечно, тем, что прошлогодняя выставка проводилась перед запуском PlayStation 3 и Nintendo Wii, а сейчас все с рынком и так понятно. Видимо, поэтому организаторы не теряют надежды и обещают, что в следующем году TGS тоже будет идти четыре дня, причем не в сентябре, а в октябре– подальше от Games Convention.
Первый день выставки, утро: у стендов почти никого нет. Зато у магазина Square Enix уже выстроился почетный караул: брелки, выпущенные к 20-летию сериала FF расхватают уже через полтора часа после открытия.Каждый день компании прощаются с посетителями подобным образом: все барышни-консультанты выстраиваются перед стендом в линейку на радость фотографам.
Стать последним крупным мероприятием года, впрочем, не так уж плохо, поскольку почти все важные проекты осени на TGS были показаны в играбельном виде. Взять хотя бы Project Gotham Racing 4 – на E3 трасса в Петербурге не работала, а на TGS – пожалуйста. Раннюю версию Uncharted: Drake’s Fortune мы уже изучали в офисе «Софт Клаба» (российский дистрибьютор игр от SCEE, если вы не в курсе), а на TGS была самая свежая. То же касается Devil May Cry 4, Unreal Tournament III и еще десятков важных проектов. Некоторые– как LittleBigPlanet, Nights: Journey of Dreams и Eye of Judgement – мы раньше видели со стороны, а вот опробовать лично не могли. Еще интереснее было смотреть на игры, показываемые впервые. Больше всего внимания, конечно, привлекла демоверсия Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. На пару с очередным трейлером это было главное блюдо выставки – куда там DualShock 3! White Knight Story мы поначалу не узнали – казалось, что это какая-то малоизвестная корейская MMORPG, которую зачем-то перенесли на PlayStation 3 – но затем пристально изучили, поразившись легкости, с которой герои расправлялись с противниками (возможно, в полной версии все изменится?). Soul Calibur Legends нас разочаровала, Gran Turismo 5 Prologue на первый взгляд ничем не отличается от Gran Turismo HD, Ninja Gaiden: Dragon Sword удивила удобным управлением, а Echochrome для службы PlayStation Network (как и в свое время LocoRoco для PSP) впечатлила оригинальностью задумки.
В «мобильной» игре по Kingdom Hearts Сора успевает даже побыть хакером!Музей ретроигр рассчитан на всех: кому-то интересно впервые прикоснуться к истории, а кому-то – заново пережить ее.
Впрочем, выставки мы посещаем отнюдь не только, чтобы брать интервью и смотреть на свежие игры. Редакторы журнала обязаны быть в теме последних тенденций в индустрии. А погрузиться в мир современных развлечений можно только на крупнейших международных мероприятиях. Именно поэтому ведущий редактор консольного раздела обязан ездить на TGS и E3, а PC-раздела – на Games Convention. Что за тенденции мы обнаружили? Например, все японские издательства единодушно делают ставку на DS и Wii и спешно создают для них игры. На TGS 06 было всего четыре проекта для Wii, на TGS 07 – несколько десятков (и это с учетом того, что Nintendo игнорирует выставку). Однако в большинстве своем это поделки по мотивам аниме, подражания Wii Sports и WarioWare и довольно странные адаптации обычных игр (вроде Dynasty Warriors) с использованием возможностей Wiimote.
На стенде Arc System Works листовки раздавала Валентайн, новый персонаж вселенной Guilty Gear. Без визитных карточек на TGS – никуда. Представляться устно в Японии – несолидно.
Мы уже писали, что на западных выставках найти игры для PlayStation 3 можно только на стенде Sony – почти все мультиплатформенные проекты показываются в версии для Xbox 360. Однако на японцев это не распространяется. Более того – многие вещи на TGS показывались в двух вариантах. На стенде Koei демонстрационные консоли с Dynasty Warriors 6 для Xbox 360 и для PlayStation 3 стояли рядом. Обе версии похожи как две капли воды. Но к первой стояла очередь в пять человек, а ко второй – в двадцать пять. Похожая ситуация наблюдалась с Devil May Cry 4. Если взглянуть на данные о продажах, можно с уверенностью сказать, что потомки самураев (за исключением нескольких сотен тысяч сумасшедших фанатов, скупающих все выходящие приставки) в принципе не готовы принять американскую приставку. Даже если на ней будет много хороших игр местного производства. Поэтому игровые издательства из Страны восходящего солнца никогда не смогут поддерживать исключительно Xbox 360. И, как следствие, не смогут не поддерживать PlayStation 3.
Подробнее о консольных войнах мы расскажем чуть дальше, но вот именно о PSP – пару слов прямо сейчас. На мероприятии SCEE перед выставкой предлагалось изучить всю линейку игр для PlayStation 3 (пара десятков проектов), а PSP там была всего одна (да и то, кажется, с MotoGP). Собственно на TGS проектов для PSP было очень мало; и самые приличные из них – римейки от Square Enix. Продолжение Talkman, интерактивные справочники по одежде – возможно, все это очень интересно. Но хотелось бы тогда услышать от Sony четко и ясно, каким она видит будущее PSP и как представленная на выставке линейка с этим будущим согласуется.
Юмор ситуации в том, что интерактивные справочники как раз отлично прижились бы на портативной приставке. Равно как и интерактивные комиксы, вроде Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel 2: Sons of Liberty. И разного рода поделки по мотивам аниме. Tokyo Game Show наглядно доказывает: игры, состоящие из кучи текста, статичных картинок и меню, где можно что-то выбирать, могут быть интересными и очень популярными среди японских геймеров. Отличный тому пример – сериал Phoenix Wright (к слову, пришедшийся ко двору и на западном рынке). Сложность в том, что PSP до сих пор воспринимается геймерами и разработчиками как система, способная выводить качественную трехмерную графику (в отличие от DS), и поэтому как-то неуместно растрачивать ее на «просто-картинки» и «просто-текст». А проекты с качественной трехмерной графикой стоят дорого и не факт, что хорошо продадутся. Так что PSP переживает кризис идентификации или, если выражаться по-русски, лебедь, рак и щука тянут ее в разные стороны. Будем надеяться, что Sony выберет правильный путь для портативной приставки.
Далее мы расскажем вам, какие проекты выставки мы считаем самыми громкими и важными. Во всех случаях (кроме специально оговоренных) речь идет о показах рабочих демоверсий, а не одних лишь рекламных роликов. Подробнее о некоторых из них мы уже рассказывали в разделе «В разработке», о других – лишь будем. Большая часть этих игр выходит к концу года – именно тогда, когда будет определяться исход большого рождественского сражения консолей за сердца геймеров. Можете попробовать погадать на тему того, кто же выйдет из него победителем.
Попали на TV
На мероприятиях, вроде TGS, налаживаются связи, которые невозможно организовать перепиской по электронной почте. Очень важно, чтобы «Страну Игр» действительно знали за границей. На TGS в этом году наша команда дала десятиминутное интервью для японского бизнес-телеканала Nikkei CNBC. Главный редактор рассказал о нашей компании и журнале «СИ» – истории, задачах, новых проектах, в том числе – Gameland TV. Я говорила о новейших трендах игровой индустрии в России и в мире. Игорь Сонин, редактор группы околоигровых рубрик и спецкорреспондент, поведал о сходствах и различиях между японскими и российскими геймерами и о популярности японской массовой культуры в России.
Награды «Страны Игр»
Мы решили отметить наиболее запомнившиеся нам стенды компаний специальными наградами. Это не значит, что остальные были чем-то плохи – просто работали обычно, в нормальном режиме.
Самый популярный стенд: Level 5 (Inazuma Eleven)
Известный независимый разработчик организовал отдельный стенд отнюдь не ради White Knight Story или Dragon Quest IX: Guard of the Starry Night. Он был посвящен Inazuma Eleven – футбольной RPG для DS. Стенд все дни осаждали толпы геймеров, но отнюдь не ради ее достоинств. Просто всем отстоявшим в очереди выдавали на память картридж с демоверсией Inazuma Eleven и мини-историей Professor Layton and the London Holiday. Такая вот суровая правда жизни.
Самая скандальная игра: Sega ( Senjou no Valkyrie: Gallian Chronicles)
Вообще говоря, для всего мира это сюрприз выставки. Создатели Sakura Taisen и Skies of Arcadia объединили усилия, чтобы сделать анимешную пошаговую стратегию с элементами RPG о том, как в 1935 году альтернативный Советский Союз вторгается в альтернативную Латвию, замаскировавшись под альтернативную Германию. Гордая прибалтийская республика ожесточенно сопротивляется. Поэтому для нас это самая скандальная игра выставки.
Лучшая линейка игр: Sony Computer Entertainment (PS3)
На Tokyo Game Show издательство привезло очень сильную подборку игр от внутренних студий – лучше, чем у любой другой компании. Собственно, все, что мы хотели увидеть, кроме, разве что, Killzone 2. Пожалуй, эта осень будет жаркой.
Разочарование выставки: Square Enix
Римейки, римейки и еще раз римейки. И только для портативных консолей. И очень много красивых обещаний. Ни один из крупных проектов – даже Final Fantasy Crystal Chronicles для Wii – нельзя было пощупать.
Самое большое семейство клонов: Koei (Dynasty Warriors)
Стратегических игр, где главную роль играют не войска, а сверхмощные генералы, собственноручно расправляющиеся с вражескими ордами, все еще не так много, чтобы они заполонили землю, но число их неуклонно растет. На стенде Koei можно было ознакомиться с Dynasty Warriors 6 (два варианта), Samurai Warriors: Katana и Bladestorm: The Hundred Years’ War. Кроме того, Arc System Works показывала схожую по духу Guilty Gear 2 Overture, а Capcom – Sengoku Basara 2: Heroes.
Самая необычная игра: Sony Computer Entertainment (Eye of Judgement)
Необычность игры заключается в основном в том, что никто не может понять, зачем она нужна. Сложнейшие технологии используются, чтобы можно было в прямом смысле слова вручную делать ходы в коллекционно-карточной игре, а информацию о победах и поражениях просчитывал бы компьютер. Это прикольно – вот лучшая характеристика Eye of Judgement.
Самый пустой стенд: SNK Playmore
Огромное пространство стенда было забито портами старых хитов на Xbox Live Arcade и Virtual Console. Metal Slug 7 и новый King of Fighters: Maximum Impact – слишком мало.
Лучшие игры выставки
«Войну консолей» в чистом виде, как на E3, здесь устроить не получится. Nintendo в TGS не участвует, поэтому DS и Wii представляют только проекты от независимых разработчиков. На наш взгляд, приставки от Microsoft и Sony выступили практически на равных с некоторым перевесом в сторону PS3.
PS3Главная игра: MGS 4: Guns of the PatriotsAssassin’s Creed
Devil May Cry 4
Gran Turismo 5 Prologue
LittleBigPlanet
Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction
Time Crisis 4
Uncharted: Drake’s Fortune
Unreal Tournament III
White Knight Story
XBOX360Главная игра: Halo 3Ace Combat 6: Fires of Liberation
Assassin’s Creed
Beautiful Katamari
Devil May Cry 4
Guilty Gear 2: Overture
Lost Odyssey
Project Gotham Racing 4
Virtua Fighter 5
Viva Pinata: Party Animals
WiiГлавная игра: Resident Evil: Umbrella ChroniclesAce Combat 6: Fires of Liberation
Assassin’s Creed
Beautiful Katamari
Devil May Cry 4
Guilty Gear 2: Overture
Lost Odyssey
Project Gotham Racing 4
Virtua Fighter 5
Viva Pinata: Party Animals
DSГлавная игра: Dragon Quest IVAce Combat 6: Fires of Liberation
Assassin’s Creed
Beautiful Katamari
Devil May Cry 4
Guilty Gear 2: Overture
Lost Odyssey
Project Gotham Racing 4
Virtua Fighter 5
Viva Pinata: Party Animals
PSP>Главная игра: Crisis Core: Final Fantasy VIIAce Combat 6: Fires of Liberation
Assassin’s Creed
Beautiful Katamari
Devil May Cry 4
Guilty Gear 2: Overture
Lost Odyssey
Project Gotham Racing 4
Virtua Fighter 5
Viva Pinata: Party Animals