Договор о неразглашении подписан, и вот нас впускают в небольшую комнатушку, где именитый разработчик собирается показать доверенной прессе новый проект. «Запомните! Никаких публикаций в ближайшее время!» – строго говорит PR-менеджер, обводит пристальным взглядом собравшихся и, наконец, впускает дизайнера. Тот весел и бодр, сразу со всеми знакомится. «Откуда вы, парни?». Вразнобой звучат ответы: «Швейцария… Австралия… GameSpy…» Очередь доходит и до меня. «А я из России» – «Серьезно? Круто! Ну что ж, начнем».
Встреча, одна из десятка в этот бурный четверг, проходит весьма плодотворно: журналисты раздразнены и ждут не дождутся официального анонса, разработчики получили первые отклики, издатель похвастался «жирным» эксклюзивом. Все языки мира, толпы деловито спешащих людей, гул голосов и топот шагов, отдающиеся в высоком потолке бизнес-центра, – никогда не знаешь, кого встретишь за ближайшим углом, Кодзиму или Кейна (который на самом деле, конечно, Джо Кукан, режиссер всех роликов в сериале Command & Conquer).
Для чего мы ездим на выставки? Казалось бы, все просто – возможность взять интервью у «звезд», лично посмотреть новинки, посетить презентации ведущих издательств. Да и престиж издания надо поддерживать – как же это, не сделать репортаж, осрамиться перед конкурентами и читателями. Но есть и более глубинная причина – необходимость «быть в теме». Новостные сайты и даже скачивание видео с пресс-конференций не дают полной картины – лишь находясь в самом выставочном центре, бегая от стенда к стенду и проталкиваясь через толпы очумелых геймеров, осознаешь истинный размах происходящего. Тут-то, кстати, и осознаешь удобство ноутбука, особенно легкого – сразу после показа (а то и прямо на пресс-конференции) разложил, написал заметку, вышел через Wi-Fi в Интернет и отправил коллегам в редакцию. В общем, спасибо компании Asus.
В музее видеоигр нашлось место и отечественному артефакту – «Веселым футболистам».Это лишь центральная часть огромного выставочного центра, от которой идут переходы в четыре огромных зала.
Город заклеен рекламными плакатами GTA IV и Wii, такси разъезжают с залепленными логотипом Halo 3 дверьми, по телевизору в трамваях крутят игровые рекламные ролики – несколько дней подряд Лейпциг живет Games Convention, событием, уступающим по количеству посетителей только знаменитой книжной ярмарке. Именно здесь понимаешь, что игровая индустрия – дейст-вительно многомиллиардный бизнес, в который вкладываются огромные деньги. И, что не менее важно, видишь разработчиков с горящими глазами, не устающих рассказывать о проекте десятый и сотый раз. Это люди, которые гордятся делом рук своих, настоящие творцы, которым важно мнение со стороны, и не только с точки зрения коммерческого успеха – упомянутый в начале дизайнер даже сперва растерялся при моем вопросе, не повредит ли показушная жестокость будущим продажам. А и верно – пускай об этом болит голова у продюсеров и отдела маркетинга.
И неважно, идет ли речь о маститой студии, поддерживаемой солидным издателем и успешной линейкой, или о небольшой неизвестной команде, выставка – отличный способ для всех заявить о себе. Например, если вы маленькая турецкая компания, делающая киберпанковский квест Culpa Innata про неприглядный мир будущего с окончательно победившим капитализмом, где каждого человека оценивают по тому, сколько он способен в потенциале заработать. Забавное явление – разработчики, которые не стремятся сказать что-то новое в жанре, а продвигающие по-средством игры идеи о мировом заговоре и скором экономическом коллапсе. На прощание подарили амулет от сглаза – хорошо хоть не пообещали, что тот защитит от внимания агентов транснациональных корпораций.
Такие плакаты висели по всему городу. Одна из многочисленных примет проведения выставки.Сказался ли тут скандал вокруг Both-babes на прошлогодней Е3, неясно, но симпатичных стендисток было очень мало.
Личное общение – кладезь знаний и впечатлений. Количество новых талантов и инстансов в Wrath of the Lich-King можно узнать и в Интернете, а вот возможность спросить главного дизайнера World of Warcraft, сколько, по его мнению, еще продержится лидер MMORPG-рынка, редко когда представится. Понимание сути, а не цифр и списка «фич» – важнейшее для журналиста при рассмотрении любого проекта. И если в Blizzard равняются на Ultima Online и EverQuest, неудивительно, что «ВоВ» (нет, не Великая Отечественная) проживет столько же, а то и больше.
Тенденции – их не уловишь, сидя в Москве, читая аналитические материалы и глядя на фотографии. Интересный факт: почти все мультиплатформенные игры показывают на Xbox 360, а на вопросы о версии для PS3 смущенно опускают глаза или отделываются туманным «через полгодика видно будет». И именно сейчас сказывается то, что консоль Microsoft появилась на рынке раньше и у разработчиков было больше времени освоить ее функционал. Прошел первый вал переделок старых идей с улучшенной графикой, выстрелило несколько хитов, показывающих, на что на самом деле способна Xbox 360, и настало время высокотехнологичных проектов, затмевающих все, что мы видели и даже лишь представляли себе год-полтора назад. Правдоподобная физика, красочные текстуры, отличная анимация, огромные пространства и десятки действующих лиц на экране – и все это в какой-нибудь The Chronicles of Narnia: Prince Caspian. Никто и не ожидает от очередного побочного продукта кинопроизводства всего перечисленного – а вот поди ж ты, сцена штурма замка и великан, пинками разбрасывающий солдат, врезаются в память. И подобное наблюдаешь на стенде любого издателя – наступает эра настоящего, так сказать, nextgen.
GTA IV на выставке не показали. В качестве небольшого утешения – забавные пластиковые фигурки.В дальнем зале, отведенном под детские и обучающие игры, обосновалась коллекция ростовых фигур известных героев.
Громкие заявления традиционно приберегают для Е3, но все равно на пресс-конференциях можно узнать немало нового о политике той или иной компании. Так, новую стратегию Midway можно охарактеризовать как «меньше, да лучше». То есть не распылять усилия и средства на десятки проектов, а сосредоточиться на хитах. А применение одной мощной мультиплатформенной технологии (Unreal Engine 3.0) существенно сокращает затраты на разработку, упрощает одновременные релизы на PC и консолях, а также позволяет разным подведомственным студиям использовать наработки друг друга – например, создатели BlackSite: Area 51 позаимствовали систему разрушений у Stranglehold. А Activision, конечно же, не преминула напомнить всем, что в первом полугодии 2007-го обогнала по доходам Electronic Arts и стала самым успешным независимым издателем в мире. Что характерно, большую часть барышей компании принесли игры по мотивам фильмов: Shrek the Third, Spider-Man 3 и The Transformers, и эту практику она прекращать не собирается, в частности большие надежды возлагаются на Bee Movie Game.
Повсюду – знакомые лица. На стенде Vivendi сталкиваюсь со шведами из Massive: «Когда же выйдет номер с Лениным и Марксом? Мы каждую обложку вставляем в красивую рамку и вешаем на стену». Успокаиваю: «Уже скоро. Обязательно вышлем вам экземпляр». Все российские компании здесь также представлены и, как нарочно, сгрудились в одном углу бизнес-центра. У них забот хватает – многие давно виденные нами игры впервые показываются западной публике, и к тем из них, что имеют мировую известность, интерес огромный. «Три в квадрате» от «Акеллы»: Disciples III, Jagged Alliance 3, Postal 3, возрожденные древние бренды от «1С»: «King’s Bounty: Легенда о рыцаре» и «Death Track: Возрождение», дополнение к «Сталкеру»… Наверное, единственный случай, когда проживание в России дает преимущества перед зарубежной прессой. А еще – повод собраться в пивном ресторане и с размахом отметить День независимости Украины.
Под PlayStation 3 отвели немалую часть одного из залов, разбив ее на несколько «комнат». Вот гостиная с уютными креслами…Оказывается, в видеовикторины действительно кто-то играет. К слову, панков в Лейпциге очень много.
Впечатления, впечатления и еще раз впечатления – Дарт Вейдер, играющий в настольный футбол с мелким парнишкой, концерты самодеятельности в Rock Band возле шикарного трейлера Electronic Arts, немецкие дети, что-то гортанно скандирующие перед сценой, с которой кидают в толпу футболки и прочий «лут» (ассоциации с Гитлерюгендом прямо-таки непроизвольные – проверено на каждом русскоговорящем коллеге). Чопорная аудитория в костюмах и вечерних платьях, с понимающим видом слушающая арию из Stranglehold в исполнении оперной певицы… Передать все это невозможно, равно как полученный опыт, но мы старались – и не забудьте про видео на диске в следующих номерах. Только зарождающемуся у нас игрушечно-выставочному бизнесу есть на что равняться – ведь и Games Convention пришлось побороться за место под солнцем. А там, глядишь, и местным мероприятиям придется посвящать репортаж в двух частях.
…а вот – сами видите что. Спору нет, задумка интересная. Еще бы она подкреплялась достойной подборкой игр…Столь пустынным стенд Blizzard был только в первый день. Во все последующие геймеры запрудили все свободное пространство поблизости.<<1-я часть Games Convention 2007