В Sony больше не делают ставку на эксклюзивные проекты и живо интересуются российским игровым рынком. Чем живет компания и каковы ее планы на будущее, рассказал «Стране Игр» президент европейского отделения Sony Computer Entertainment Дэвид Ривз.
В вашем ведении находятся как крупные рынки, вроде британского и французского, так и новые, развивающиеся – российский и восточноевропейский. Как вы оцениваете потенциал последних?
Да, есть огромный потенциал, и эти новые рынки очень важны для нас. Причем продавать мы там рассчитываем не только PS2. Мы обнаружили, что Россия, Польша и Чехия очень быстро откликаются на выпуск технических новинок и охотно переключаются с устаревших приставок на новые. Тамошние геймеры покупают не так уж много игр и приставок, но они очень хорошо разбираются в них – возможно, даже лучше, чем их собратья из Великобритании или Франции. Как мы будем развивать новые рынки? Во-первых, увеличим наш штат в Восточной Европе. Например, мы удвоим число сотрудников, отвечающих за Россию. Во-вторых, мы собираемся локализовать больше игр. Раньше мы не придавали этому большого значения. Собственно, локализацией до сих пор занимались, в основном, пираты, и вы, наверное, в каком-то смысле благодарны им за это (смеется). Но теперь за дело мы возьмемся сами. Список языков широк: например, Singstar мы собираемся переводить не только на русский, но и на греческий, и на сербохорватский. Да и не только Singstar, а и другие наши крупные проекты. И наконец третье: мы будем вкладывать больше денег в раскрутку нашей продукции. Раньше нас, конечно, не слишком привлекали Россия и Украина, и на рынке властвовали пираты, но с ростом вашей экономики появилось множество людей, готовых покупать легальную продукцию. Кроме того, в Россию пришли сети гипермаркетов из Германии и Франции, и они тоже потеснили пиратов.
Кстати, знаете, что тормозит развитие нашего бизнеса в России? Время, которое требуется на то, чтобы получить технические сертификаты на мобильные устройства. Например, видите эту новую модель PSP? (Показывает новую, легкую PSP). Требуется целых восемь или девять месяцев, чтобы получить разрешение на ее приемник WiFi! Приставка появится в Германии где-то в сентябре, в России – не раньше середины ноября, и мы ничего не можем с этим поделать. То же самое – на Украине.
Какие игры, по вашему мнению, подстегнут продажи PlayStation 3 в рождественский сезон?
Вчера мы анонсировали Starter Pack для PS3, и я думаю, что в конце лета и начале осени нас ждет значительный рост продаж. Ближе к Рождеству свое веское слово скажут не только наши внутренние проекты Singstar, Ratchet & Clank, Uncharted: Drake’s Fortune и Heavenly Sword. Я очень рассчитываю на EA, и еще Ubisoft с Haze, и Midway с Unreal Tournament 3. Не стоит забывать о Gran Turismo 5 Prologue, а также типичных хитах сезона – гонках и спортивных играх.
Раньше в линейке PlayStation 3 было немало эксклюзивных проектов от независимых разработчиков, но многие из них потеряли этот статус. Взять хотя бы Ace Combat 6 и Virtua Fighter 5. Фанаты недовольны. Что вы по этому поводу предпринимаете? И можно ли быть уверенным в том, что эксклюзивами останутся хотя бы Tekken 6 и Metal Gear Solid 4?
Да, Metal Gear Solid 4 точно останется. Я в этом уверен. Но не думаю, что сейчас наличие эксклюзивов так уж важно. Мы считаем, что лучше создавать нечто оригинальное своими силами, чем полагаться на других людей. Конечно, мы могли сохранить эксклюзивность GTA IV, отдав 60 млн. долларов США – именно столько заплатила Microsoft. Но зачем? Мы хотим сами определять свою судьбу. Конечно, нам не раз предлагали платить деньги за эксклюзивность, раньше мы так и делали – в случаях с GTA, Tomb Raider, Pro Evolution Soccer. И это окупалось. Сейчас у нас другая политика. Лучше мы потратим деньги на Uncharted: Drake’s Fortune, LittleBigPlanet или что-то еще более современное. Думаю, что и пользователи рано или поздно оценят наш подход. Времена изменились. Все упомянутые вами игры – прошлого поколения. И Tekken – тоже игра из прошлого. Сейчас нам нужны игры будущего.
Наверняка вы слышали о ситуации с Manhunt 2. Что там произошло?
Sony не запрещала эту игру. Да, конечно, любой проект должен получить наше одобрение, прежде чем поступит в продажу. И мы можем его не дать, если в игре есть возмутительные сцены насилия, секса, религиозные оскорбления и так далее. И мы одобрили Manhunt 2. Более того, PEGI и другие ассоциации оценили игру и дали ей рейтинг. Но английская ассоциация BBFC ее отклонила. Да, в прошлом мы отвергали игры, посвященные наркотикам, – например, тот же NARC – и другие проекты, о которых теперь никто ничего не знает, но Manhunt 2 – нет. Я не считаю, что игра чем-то хуже, чем первая часть. Она даже лучше, просто ее сюжет не подходит для детей. Но при этом если английское, немецкое или итальянское правительство запретят ее – это их право. Если Take Two решит издать игру, скажем, в России, то мы дадим свое разрешение.
Как вы объясните конфликт с англиканской церковью?
Им не понравилось то, что образ Манчестерского собора был использован в Resistance. Не понравилось то, что люди умирают в церкви. Но они даже не играли в игру! И не знают, что она, вообще-то, научно-фантастическая. Им просто рассказали о том, что в ней есть собор и есть насилие. Тогда они обратились в прессу и заявили, что мы не имеем разрешения. Мы ответили: «Окей, подавайте на нас в суд». Но наши оппоненты не подали, потому что разрешение и не требуется. Сейчас они наконец выяснили, о чем игра, поняли, что никакого оскорбления церкви не наносится. И все стихло.
Есть мнение, что вам сейчас не хватает людей, чтобы поддерживать сразу все три приставки? Где, например, Gran Turismo 4 Mobile?
Да, вынужден признать: у нас не хватает людей, чтобы поддерживать все три приставки во всех трех регионах. И с этим нужно что-то делать.
Каким вы видите будущее PSP?
Вы видели на пресс-конференции новую версию консоли? Это, конечно, не PSP 2, а обновленная версия. Есть три вещи в PSP, которые надо исправить. Первая – размер. Вот попробуйте (дает мне PSP). Она тоньше и легче. Вторая – больше оригинальных игр для PSP. Никаким железом это не решить – нужны оригинальные игры от наших студий и от независимых разработчиков. Третья – нам нужны сервисы. Видео по запросу, скачиваемые фильмы, GPS, удобный доступ по WiFi. Существующие сервисы также нужно доработать. В Лейпциге мы покажем вам кое-что новенькое.
Собираетесь ли вы как-либо продвигать создание самодельных игр для PS3?
Да, конечно. Вот возьмите хотя бы ту же LittleBigPlanet. Кто угодно – вы и ваши друзья, например, – может создать уровень и выложить его в Сеть. Если мы одобрим его, вы сможете распространять свое творение через нашу службу как бесплатно, так и за деньги. Я не думаю, что в Metal Gear Solid 4 и GT5 будет такая штука, но, например, в Calling all Cars без нее не обойдется.
Помните историю с закрытием интернет-магазина Lik-Sang? В чем он провинился? Ведь вы сами отказались от региональной защиты в играх.
Дело отнюдь не в играх. Lik-Sang начал поставлять PSP в Англию за шесть месяцев до релиза. У нас не было запчастей, не было сервис-центров, и мы были вынуждены отвечать клиентам, что не можем ничем помочь с ремонтом. Это наносило огромный ущерб имиджу Sony. А вот софт импортировать можно без проблем. Кроме тех игр, правда, которые не имеют официального возрастного рейтинга. Это незаконно.