Выставка сократилась в размерах, но сохранила основную функцию. Крупнейшие игровые компании по-прежнему используют E3, чтобы рассказать прессе о планах на будущее, а мы уже доносим услышанное до вас. Говорят, что E3 в этом году стала куда скучнее – никаких анонсов новых приставок или громких скандалов. Но ничего удивительного в этом нет – время хвастовства характеристиками железа и жалоб на сложности программирования для PlayStation 3 прошло. Победит тот, кто предложит геймерам больше всего хороших игр. Что планируют Sony, Nintendo, Microsoft и крупнейшие независимые издательства? Об этом мы сейчас вам и расскажем.
Microsoft
Конференцию Microsoft, как и прежде, вел Питер Мур. Тогда еще не было известно, что топ-менеджер сразу после E3 покинет Microsoft и уйдет в Electronic Arts, поэтому журналистам он показался слишком вялым. Многие шутили: странно, что он не сделал себе новую татуировку в честь анонса Viva Pinata: Party Animals – чем игра хуже GTA IV и Halo? Но раз уж это его последняя пресс-конференция – зачем стараться?
Послание, которое Microsoft стремилась донести до аудитории, можно сформулировать так: «В этом году мы предлагаем вам самые громкие блокбастеры и крутые эксклюзивы». Доказательство этого заявления очень простое – предрождественская линейка игр для Xbox 360, которую Питер Мур безапелляционно назвал «самой лучшей в истории индустрии». Из пресс-конференции были исключены разговоры о планах компании на 2008-2009 годы и о тенденциях развития индустрии. Вместо этого Microsoft сфокусировала внимание прессы на конкретных проектах, которые поступят в продажу до конца 2007 года (единственное исключение – Resident Evil 5). Их оказалось довольно много, и все же обошлось практически без сюрпризов, из-за чего журналистам пресс-конференция показалась довольно скучной.
Были и отдельные яркие моменты. Впервые широкой публике был показан геймплей Rock Band – эдакого ультимативного музыкального симулятора, объединяющего в себе геймплей сразу Guitar Hero, Donkey Kong и SingStar. Питер Мур вместе с тремя разработчиками из студии Harmonix прямо на сцене устроил мини-концерт. Один из немногих неожиданных анонсов – игра Viva Pinata: Party Animals, аналог Mario Party, отчего-то разрабатывающийся не Rare, а Krome Studios. Однако главными козырями Мура cтали даты анонса уже давно заявленных игр – например, Mass Effect и Halo 3.
И, конечно, цифры. «По текущим продажам мы идем нос к носу с Nintendo Wii и опережаем в два раза PS3», – заявил Мур. Всего с ноября геймеры США потратили на приставки Xbox 360 и игры для них около 2.4 млрд долларов. Все это помогло серьезно вырасти всему рынку, и к концу года впервые в истории США объем продаж игр превысит объем продаж музыки. Как считает Мур, произойдет это благодаря Xbox 360 (к слову, Nintendo считает, что за это же благодарить надо DS). Ведь самый высокий пик продаж в США пришелся на Рождество 2004 года, когда одновременно вышли GTA: San Andreas и Halo 2. Сейчас история должна повториться благодаря Halo 3 и GTA IV.
И не только. Большие надежды возлагаются на Project Gotham Racing 4, Bioshock, Assassin’s Creed, Call of Duty 4: Modern Warfare, Beautiful Katamari и Ace Combat 6. С гонками вообще все прекрасно – ожидается, что недавно поступившая в продажу Forza Motorsport 2 разойдется тиражом более 1 млн экземпляров. Казуальную аудиторию Micosoft намерена привлечь семейными играми, вроде Scene It (по сути – клон Buzz! The Big Quiz для PS2), фанатов аниме – новым боевиком от Ubisoft по мотивам Naruto. любителей консольных RPG – Lost Odyssey. В свое время большой победой Microsoft было привлечение на свою сторону Electronic Arts с ее спортивными симуляторами, и теперь ни одна пресс-конференция корпорации не проходит без демонстрации их свежих версий. Новый Madden NFL ‘07 представляла настоящая звезда NFL – Регги Буш.
Особое внимание, разумеется, было уделено и службе Xbox Live с ее 7 млн. подписчиков . К следующему июлю Microsoft намерена довести их число до 10 млн. С помощью Xbox Live Arcade геймеры 45 млн. раз скачивали игры, число которых к концу года превысит сотню. Среди них – Sonic the Hedgehog, Hexic 2, Track and Field, Bomberman Live и еще множество любопытных вещиц. На скачиваемый контент геймеры уже потратили 125 млн. долларов, и все больше и больше компаний выкладывают свои материалы на Xbox Live. На E3 стало известно, что Disney сделает доступной всю свою библиотеку классических лент – как игровых, так и анимационных. Кроме того, мы говорили о GTA IV, но ведь главное преимущество версии для Xbox 360 заключается в том, что ее обладатели скачают два дополнительных эпизода этого криминального боевика. На PS3 же их не будет, хотя выйдут оба варианта одновременно. Наконец, Microsoft не забыла и о существовании персональных компьютеров – Viva Pinata и Gears of War появятся на PC также в конце этого года.
Пресс-конференция показала, что Microsoft чувствует себя уверенно и не собирается ничего резко менять в своей политике (например, выпускать джойпады с распознаванием движений, игры на HD-DVD или подражать PlayStation Home). У Xbox 360 все хорошо. Игр много, выйдет еще больше. Сетевая служба популярна. Единственная неприятность – жалобы на частые поломки приставок. И с ней Microsoft справилась по-рыцарски – задним числом продлила всем гарантию. Конечно, есть опасность, что Nintendo обгонит Xbox 360 по количеству пользователей, но еще ничего не решено. Еще не появились на прилавках Halo 3 и GTA IV.
Nintendo
Часто говорят, что Nintendo Wii – приставка, которую покупают себе девушки и бабушки. И что Nintendo именно такую аудиторию и старается привлечь в первую очередь. Это не так. Кажется, Nintendo поняла, что в рассказах о расширении аудитории видеоигр зашла слишком далеко, и поспешила разъяснить свои планы.
Главным на пресс-конференции Nintendo были не игры, а образ консолей Wii и DS, сложившийся в головах потребителей. Демонстрировался он с помощью газетных вырезок, статей в Сети, цитат из телепередач и тому подобных образчиков современной массовой культуры. Что важно, все авторы прикольных клипов о Nintendo Wii на Youtube и практически все покупатели приставки – хардкорные геймеры. Повторяю еще раз: покупают приставку все те же самые люди, кто раньше брал себе Nintendo 64 и GameCube плюс часть поклонников PS2, PC и Xbox. Плюс какое-то (незначительное, не более, чем у PSP или PS2) количество простых смертных, которые берут приставку случайно.
Разница между Wii и остальными системами в том, что на обычных приставках, как правило, в семье играет только один человек – владелец. А вот на Nintendo Wii – он и другие его домочадцы. Вряд ли девушка, не являющаяся поклонницей игр, сама пойдет в магазин и купит себе приставку. Но благодаря Nintendo Wii геймеру стало проще объяснять и ей, и друзьям, и родным, зачем ему нужно тратить деньги на электронные развлечения. Таким образом, проекты, вроде WiiFit и WiiSports не только расширяют аудиторию консоли, но и изменяют отношение общества к видеоиграм вообще и улучшают отношение к играм внутри семьи. И это действительно очень важно. PlayStation 3 позиционируется как универсальный медиацентр для всей семьи, но тогда Nintendo Wii – универсальный игровой центр. Сильно, правда?
На пресс-конференции Nintendo в каком-то смысле извинялась перед обычными геймерами и спешила их успокоить. Нет, компания не собирается сосредотачиваться лишь на проектах для самой широкой аудитории, вроде Wii Sports. Конечно, она анонсировала WiiFit, но еще и подтвердила, что совсем скоро выпустит Metroid Prime 3: Corruption, Super Smash Bros. Brawl и Super Mario Galaxy. Очередная игра о Марио – и вовсе идеальный пример компромисса между хардкорными и казуальными геймерами. Ведь оригинальный платформер Super Mario Bros. был в равной степени интересен и начинающим, и профессиональным геймерам – идеальное развлечение для всей семьи. Те же качества должна сохранить и новая часть. С ней несложно разобраться, но лишь самым опытным бойцам она раскроет все секреты. Никуда не исчезают и хардкорные проекты на DS – взять хотя бы The Legend of Zelda: Phantom Hourglass.
Любопытный факт: уже после E3 на конференции разработчиков в Великобритании был прочитан доклад с названием «Создание игр для жены Миямото». Муж не раз упоминал ее в интервью, но всерьез ей пресса заинтересовалась после доклада Сигеру Миямото на GDC. Так вот, WiiFit на полном серьезе можно назвать «идеальной игрой для жены». Йога, аэробика, танцы, – и все это с помощью Nintendo Wii прямо у вас дома. На месте Nintendo я бы назвал игру Yasuko Miyamoto’s WiiFit.
Извинения и оговорки на фоне общего победного настроения Nintendo выделялись очень явно. Реджи Физ-Эмей (наконец-то, мы узнали, как правильно произносится его фамилия), вице-президент по маркетингу в американском подразделении, в очередной раз сообщил, что Nintendo DS уже выиграла маленькую войну с PSP, а Nintendo Wii обойдет Xbox 360 по общим продажам к концу года. При этом он несколько раз оговорился, что нельзя считать успех приставок временным или случайным. Если нельзя, то зачем вообще об этом говорить? Уже давно ясно, что никто в индустрии толком не понимает, чем так хороши Wii и DS, но раз так вышло, что люди их покупают, – все издательства спешно поручают командам разработчиков проекты для этих платформ. Вот, например, Ubisoft пообещала выпустить карманный самоучитель по языкам – My Word Coach, за которым последуют виртуальные тренажеры по всему, что только можно, – вплоть до свиданий с девушками. Сработает это или нет – неизвестно. У Sony c Talkman же не вышло. До сих пор казалось, что хотя бы руководство самой Nintendo осознает, что происходит на рынке, и имеет четкие планы на ближайшие несколько лет. Увы – похоже, тайным знанием владеет лишь Сатору Ивата.
Нетрудно было также заметить, что линейка игр от самой Nintendo (да и не только) в этом году в целом копирует то, что мы видели на GameCube. Анонс Mario Kart Wii с рулем и появление WiiZapper (конструкции в виде пистолета, в которую вставляются Wiimote и «нунчак») были в целом ожидаемыми. Новый канал Check Mii Out, предназначенный для обмена аватарами по Сети, смотрится дико примитивно на фоне красот PlayStation Home, а сервис WiiWare – правильный, но запоздалый ответ на Xbox Live Arcade. И, тем не менее, почему-то как раз сейчас Nintendo попала в точку. То, что не хотелось покупать на GameCube, оказалось востребованным именно теперь. Карикатурные Mii-аватары гораздо милее и приятнее, чем идеальные модели людей из PlayStation Home. «Настало время, когда Nintendo поведет за собой индустрию, – подвел итог пресс-конференции Физ-Эмей. – Мы предлагаем уникальные интерактивные развлечения. Будущее – за нами». Аудитория бешено зааплодировала. Это безумие? Нет, это Nintendo!
Sony Computer Entertainment
Пока Microsoft хвасталась лидерством на рынке домашних консолей нового поколения, а Nintendo – на рынке портативных, Sony оставалось лишь вспомнить, что PlayStation 2 с ее 118 млн владельцев все еще остается самой популярной приставкой всех времен и народов. Больше никаких вменяемых цифр Sony представить не смогла (впервые за много лет), поэтому сосредоточилась на сервисе PlayStation Home и играх для PlayStation 3.
Конечно, игры для PSP также показывали, но ничего принципиально нового не припасли – очередные части SOCOM, Syphon Filter, WipеОut и The Sims 2. При всем к ним уважении, это не то, ради чего можно покупать приставку. Даже обновленную – более тонкую и легкую. Даже с портретом Дарта Вейдера.
Достаточно любопытная тенденция – одновременный выпуск проектов для PlayStation Network и PSP, как в случае с Echochrome. Это действительно удобно всем – особенно если версию для PSN предлагается скачать с UMD для PSP. Главное отличие PSN от Xbox Live Arcade, на котором сделал акцент Фил Харрисон, – отсутствие ограничений на размер игры (64 Мбайт). Это позволяет выпускать в таком формате достаточно «увесистые» проекты, вроде Tekken: Dark Resurrection,WarHawk и WipеOut HD. И это уже серьезный плюс для PSN и PS3 в целом. Серьезный прирост популярности PSN может дать сотрудничество Sony c NCsoft, издательством, специализирующимся на MMORPG. В конце концов, на Xbox 360 пока вменяемых MMORPG нет и не предвидится (кроме порта устаревшей Final Fantasy XI).
Что касается игр для PS3, то большая часть проектов от независимых издательств – те же, что мы увидим на Xbox 360. Два временных эксклюзива – шутер Haze от Ubisoft и Unreal Tourmanent 3 от Midway – очевидно, призваны сгладить эффект от скорого выхода Halo 3.
Ни слова не было сказано о Final Fantasy XIII, зато всех лишний раз успокоили: Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots никуда не исчезла. Однако сила Sony Computer Entertainment – в ее внутренних студиях, и за их счет компания вполне может вытянуть приставку. Ratchet and Clank Future: Tools of Destruction, Killzone 2, Heavenly Sword, Drake’s Fortune, LittleBigPlanet, Gran Turismo 5 и новый проект Infamous от команды Sucker Punch – это уже вполне приличная линейка. Откуда взялись все эти игры сейчас и почему они не были анонсированы и выпущены раньше? Есть ощущение, что Sony, наконец-то, поняла, что не способна полноценно поддерживать все три платформы одновременно, отказалась от поддержки PS2 и свернула до минимума разработку игр для PSP. Достаточно задаться простым вопросом: где Gran Turismo 4: Mobile? Ответ очевиден – ей пожертвовали, чтобы ускорить работу над Gran Turismo 5. И это абсолютно правильно. Главное для компании сейчас – поднять PlayStation 3 с помощью как полноценных релизов, так и проектов для платформы PlayStation Network. В отличие от Microsoft, Sony на пресс-конференции вперемешку показывала и те игры, которые выйдут осенью, и те, которые еще не скоро появятся на прилавках. Причем праздничные релизы – практически целиком продукция независимых издательств. Топ-менеджеры Sony в интервью фактически признаются, что сезон 2007 года для компании все равно провален, но зато в 2008-2009 годах PlayStation 3 наберет обороты и возьмет реванш. Ведь к тому времени подоспеют и Metal Gear Solid 4 с Final Fantasy XIII, и многие крупные проекты от внутренних студий Sony. А PSP? PSP доказала жизнеспособность и никуда с рынка не исчезнет, но и пытаться догонять и перегонять DS уже бесполезно.
Самое главное для Sony сейчас – больше никогда не давать микрофон Джеку Треттону, руководителю американского отделения компании. Он чуть было не испортил все дело.
Electronic Arts
Пресс-конференцию крупнейшего независимого издательства в любом случае сравнивали бы с мероприятиями «большой тройки», и Electronic Arts выступила достойно – интересные анонсы, хорошо срежиссированное шоу, яркие ораторы. Но вот сценарий пресс-конференции многих журналистов шокировал.
Центральное место на пресс-конференции заняло представление нового бренда – EA Casual Entertainment, который встанет в один ряд с EA Sports. Игры для самой широкой аудитории, по мнению Electronic Arts, – это и простенькие пазлы да карточные игры с сервиса Pogo.com, и более серьезные проекты для Nintendo Wii и других приставок. Так, танцевально-музыкальный симулятор Boogie вполне можно сравнивать с культовым Space Channel 5. Необычные персонажи, хорошая подборка треков и любопытные бонусы, вроде поддержки 3D-очков и возможности записывать видеоролики со своими выступлениями, – все идет в плюс к игре. К казуальным же можно отнести проекты для мобильных телефонов. Их названия хорошо всем знакомы: Madden, Harry Potter, NBA Live, Bejeweled, The Simpsons и Tetris. Под эгидой EA Casual Entertainment также выйдет сборник мини-игр EA Playground для Nintendo Wii и симулятор телеигры Smarty Pants. Это ответ на Wii Play и сериал Buzz от Sony соответственно. Последний крупный проект от EA на пресс-конференции – музыкальный симулятор Rock Band – успел засветиться на пресс-конференции Microsoft и тоже не слишком походил на традиционные интерактивные развлечения.
Вы спросите: а где же обычные игры от Electronic Arts? Где Need for Speed ProStreet? Какой смысл о них рассказывать подробно – эта сторона издательства и так хорошо известна всем геймерам.
Activision
Чуть выше я упоминал, что EA – крупнейшее независимое издательство. Так вот, уже после окончания выставки пришло известие, что в настоящий момент лидер по продажам в США – Activision, а EA впервые за десять с лишним лет была смещена с первого места. Как же так вышло?
Дело отнюдь не в буме на казуальные игры. Activision строго следует урокам EA и просто выпускает много предсказуемо хороших проектов. Разве что «дойные коровы» у компании другие. Например, это сериал Tony Hawk, новая часть которого – Tony Hawk’s Proving Ground – как было объявлено, «вернет геймплей к корням». Представлял ее лично Тони Хок, который рассказал об улучшенном управлении, новых замечательных режимах, показал видео из игры и прокомментировал его.
Вторая важная часть линейки Activision – игры по мотивам фильмов. На сей раз менеджеры компании решили выделить Bee Movie и Spiderman: Friend or Foe. Интересы человека-паука представлял комиксист Стэн Ли (да-да, компания под каждый значимый проект пригласила на пресс-конференцию звезду). Кстати, знаете, чем Activision отличается от EA? Ее игры по мотивам фильмов получают стабильно 6.5-7.0 баллов из 10, а аналогичные проекты EA – 7.5-8.0. Остальные издательства, как правило, производят страшный мусор.
К ведению Activision относятся сериалы Quake и Doom и их отпрыск Enemy Territory: Quake Wars, которого мы уже устали ждать. Разработчики рассказали о классах персонажей и различиях между строггами и землянами. О Call of Duty 4: Modern Warfare мы уже подробно рассказывали в предыдущих номерах «СИ», и здесь ничего нового не увидели. Американский офицер на сцене, красивый трейлер – аплодисменты аудитории. Сериал, который начинался как один из подражателей Medal of Honor, стал одним из лидеров жанра FPS и одним из краеугольных камней успеха Activision.
И, наконец, Guitar Hero III. Ее представлял Slash, бывший гитарист группы Guns N’ Roses. Оказывается, он будет одним из боссов Guitar Hero III, за него можно будет сыграть, и еще он сочинил часть композиций. Класс! Кстати, лидером по продажам Activision стала не за счет проектов по мотивам фильмов и даже не Call of Duty; благодарить следует… Guitar Hero II. Музыкальные симуляторы нынче в моде.
Midway
Как известно, в последние несколько лет Midway переживает расцвет. Когда-то компания клепала посредственные аркадные игры и жила за счет сериала Mortal Kombat. Сейчас же у нее есть несколько суперпопулярных сериалов, и она постоянно выкатывает все новые и новые оригинальные хиты. Правда, есть подозрение, что смена поколений приставок сильно подорвала финансовое положение компании. Поскольку количество приличных игр на E3 от Midway удручает.
Началась пресс-конференция с показа Stranglehold. В красивом трейлере Чоу Юн-Фат (Chow Yun Fat) в роли Капитана Текилы разделывался с четырьмя врагами в лучших традициях боевиков Джона Ву. Midway объявила, что к PS3-версии будет прилагаться HD-версия фильма «Круто сваренные», которым, оказывается, вдохновлялись авторы Stranglehold. Все это уместится на одном диске формата Blu-ray.
Второй козырь в линейке Midway – Blacksite: Area 51. Предыдущая игра сериала рассказывала об инциденте на секретном объекте в штате Невада, новая – о том, как содержащиеся на базе инопланетяне все же вырвались на свободу. По сути, это очередной высокобюджетный FPS с современным оружием, современным же геймплеем (возможность управлять техникой, спецспособности и тaк далее) и любопытным сюжетом. На пресс-конференции также сделали акцент на системе морали ваших трех подопечных – дескать, если напарники не будут уверены в своем лидере, то вряд ли будут слушаться – скорее постараются спрятаться в укромном месте.
Ну и, наконец, третье и основное блюдо. Марк Рейн, вице-президент Epic Games уточнил, что Unreal Tournament 3 выйдет в ноябре и на PS3, и на PC. Дескать, многие геймеры неверно поняли слова представителей Sony и решили, что на компьютере игры тоже не будет. Он также рассказал, как сильно любит комьюнити моддеров и что ждет не дождется, когда их ручки доберутся до UT3.
Собственно, на этом показ Midway и закончился. Немного странно, что компания вообще ничего не сообщила о новом Mortal Kombat – лишь показала геймплей Ultimate Mortal Kombat для DS. Будем надеяться, что Эд Бун не сидит сложа руки. Также была анонсирована игра Aqua Teen Hunger Force Zombie Ninja Pro-Am для PS2, но я сильно сомневаюсь, что вам она интересна.
Konami
У нас сложилось впечатление, что работникам Konami сообщили о пресс-конференции за десять минут до мероприятия. Малоизвестные прессе люди по бумажке (!) с запинками (!!) прочитали скучный пресс-релиз (!!!) и показали нарезку роликов. Главные игры для Konami на этой E3 – Dance Dance Revolution: Hottest Party (Wii), Contra 4 (DS), Castlevania: The Dracula X Chronicles (PSP) и Metal Gear Solid 4 (PS3). Единственный и очень важный сюрприз – официальный анонс Silent Hill 5 (PS3, Xbox 360). Об игре известно очень мало – лишь то, что главного героя зовут Алекс Шеперд и он возвращается домой с войны. Его младший брат Джошуа исчез, и искать его придется в том числе и на улицах Сайлент Хилла… Композитором сериала по-прежнему остается знаменитый Акира Ямаока.
Скучающие физиономии журналистов осветились улыбками, когда на сцену вышел Хидео Кодзима. Вообще, Хидео Кодзима выступал на E3 дважды. В первый раз – на пресс-конференции Sony, показывая ролик Metal Gear Solid 4. Он был веселый, улыбался, говорил через переводчика и поведал, что MGS4 – последняя игра сериала, и нa ней приключения Снейка закончатся. В ответ зал смеялся минуты три. Это понятно. Все свои, все в теме. Знают, сколько раз Кодзима заявлял ровно то же самое.
Второй раз геймдизайнер выступал уже на пресс-конференции Konami. Там Хидео Кодзима был очень злой, нервный и, вопреки обыкновению, говорил по-английски сам, без переводчика. Он сказал, что все его друзья отговаривали его от поездки на E3. Дескать, «никого из наших там не будет, выставка умерла, забудь о ней». Но он сам был на всех E3 с 1995 года, презентация новых трейлеров MGS на E3 стала для него и его команды традицией, поэтому он вопреки всем приехал и привез-таки новый трейлер. И еще он надеется, что в следующем году с E3 «все будет в порядке», что бы это ни значило.
После этого публике предложили расходиться. Сначала никто не поверил – думали, это шутка, и сейчас Konami продолжит мероприятие. Но потом нас настойчиво попросили освободить помещение. Сложно сказать, почему так вышло – есть мнение, что Konami (равно как и другие японские издательства) недовольна нынешним форматом E3, и решила это продемонстрировать посетителям.
THQ
Самая веселая и зрелищная пресс-конференция вышла у THQ. Wii-версию Raw vs. Smackdown 2008 представляла чемпионка США по реслингу (по версии WWE) на пару с еще одной красоткой. Прямо на сцене они устроили показательный матч, размахивая Wiimote. Рефери даже пришлось их утихомирить, чтобы девушки ненароком не разбили плазменный телевизор.
THQ в этом году чувствует себя великолепно, ее топ-менеджеры уместно шутили на сцене и явно были горды тем, что делают. Действительно, у THQ есть что показать по всем направлениям. Из игр по мотивам кино – Cars: Mater-National и Ratatouille. Из экшнов от третьего лица а-ля God of War и Devil May Cry – Conan. Сразу хочу уточнить: этот «Конан» – однопользовательская игра, и не надо путать ее с Age of Conan: Hyborian Adventures от Eidos.
Как говорят в THQ, сейчас каждая приличная компания разрабатывает хотя бы три военных симулятора одновременно, но у THQ он пока один – Frontlines: Fuel of War. Игра была впервые представлена еще на прошлогодней E3 и является вариацией на тему Battlefield со злободневным сюжетом (Запад воюет с Россией за нефть). Что касается оставшихся симуляторов, THQ обещает наверстать упущенное и через год выдать еще шесть штук. Может быть, шутка, может – нет.
Не так уж давно стартовавший сериал Destroy All Humans! в скором времени обзаведется сразу двумя продолжениями. Destroy All Humans! Path of the Furons выйдет на PlayStation 3 и Xbox 360, Destroy All Humans! Big Willy Unleashed – на PS2, Wii и PSP, причем основной будет версия для Wii. Версия для Xbox 360 выглядит слабовато по меркам консолей нового поколения, но в остальном просто великолепна. В сериале впервые появятся полноценные воздушные бои, а также, кхм-кхм, инопланетяне-буддисты.
Любая приличная компания должна иметь в разработке несколько автосимуляторов, и у THQ есть что показать публике: Juiced 2: Hot Import Nights, Stuntman: Ignition, MotoGP’07 и MX vs. ATV Untamed выглядят более чем прекрасно и способны легко затмить тот же Motorstorm.
Что касается оригинальных игр и Nintendo Wii, этот сектор в THQ прикрывает de Blob. Достаточно странный проект – цветной шарик катается по черно-белому городу и возвращает в него жизнь. Выглядит любопытно, но есть ощущение, что персонажей, мир и идею авторы придумали, а геймплей – пока нет.
Тему God of War, помимо Конана, развивает боевик Darksiders. Главный его герой – Война, один из четырех Всадников Апокалипсиса, по каким-то причинам потерявший почти все свои способности. Сценарий для игры пишет известный комиксист Джо Мадуэйра (Joe Madureira).
В финале THQ вернулась к теме зрелищных боев без правил с очередной игрой сериала UFC. Нокаут.
Ubisoft
Крупнейшее европейское издательство выступило на E3 довольно вяло, что неудивительно – в мае компания провела собственную мини-выставку UbiDays, где и анонсировала новые игры. А повторять те же слова дважды как-то скучно. На пресс-конференции Ubisoft поделилась планами о развитии сериала Petz, к которому вскоре добавится игра Dolphinz. Все, кто давно хотел купить себе дельфиненка, должны быть счастливы, правда? Имитатор гитары для DS под названием Jam Sessions пресса восприняла тоже сдержанно – все помнят, чем закончилась история с Electroplankton.
В остальном все было довольно традиционно – трейлеры Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction, Rayman Raving Rabbids 2 и Tom Clancy’s Endwar. Бурю восторгов вызвал ролик игры по мотивам The Lost. Она была анонсирована давным-давно, но Ubisoft хранила молчание, и казалось, что проект давным-давно отменен. Несколько более подробной презентации удостоился военный симулятор Brother’s in Arms: Hell’s Highway – прессе рассказали, как действует индикатор риска для засевших в укрытии бойцов. На этой E3 чуть ли не каждая компания сочла нужным заявить какой-нибудь эксклюзив для Wii. В случае Ubisoft это – Nitrobike, ничем не примечательный мотосимулятор с управлением, заточенным под Wiimote. На всякий случай компания подтвердила, что Haze остается эксклюзивом для PS3, и продемонстрировала не слишком убедительный ролик.
Главным блюдом пресс-конференции была демонстрация рабочей версии Assassin’s Creed, которую представляла продюсер, Джейд Рэймонд. Все было честно – настоящий игровой уровень, элементы интерфейса, живые враги. Джейд рассказала, что в Assassin’s Creed главное – подкрасться незаметно, ударить, а затем скрыться. Впрочем, об этом мы и так догадывались. У Assassin’s Creed есть одна проблема – ее уже давно хочется не изучать по демоверсиям, а купить и пройти до конца.
Disney Interactive
Обычно компания Disney мало ассоциируется с играми. Понятное дело, что на GBA постоянно выходят какие-то дешевые поделки по мотивам диснеевских мультфильмов, но вряд ли это интересно более-менее серьезным геймерам.
Однако пресс-конференция была собрана не просто так. Например, Уоррен Спектор (известный по Wing Commander, Ultima и Deus Ex) сообщил, что его новая студия Junction Point Studios будет работать над новым проектом для Disney. Ни названия, ни даже жанра пресса так и не узнала, но вряд ли это очередная проходная игра по мотивам мультфильма.
Второе важное заявление – анонс нового сетевого сервиса под названием «D gamer». Это что-то вроде Xbox Live, но рассчитано специально на фанатов диснеевских мультфильмов. С помощью сервиса можно будет общаться с партнерами по играм, создавать аватары и обмениваться виртуальными подарками. Первая игра, поддерживающая его, – The Chronicles of Narnia: Prince Caspian, очередная часть «Хроник Нарнии», которая приурочена к одноименному фильму.
Главная «обычная» игра от Disney – свежая часть шутера Turok. Она выйдет уже в феврале следующего года и посвящена приключениям Джозефа Турка на планете динозавров. Особой цензуре игра не подверглась – рептилии охотно пожирают людей, и на детское развлечение новый Turok никак не похож.
В остальном все было достаточно предсказуемо: Hannah Montana: Music Jam и High School Musical: Sing It – музыкально-развлекательные игры по мотивам диснеевских телешоу. К счастью, их было не так много, и журналисты не сломали себе челюсти, зевая от скуки. Будем надеяться, что через год к «Турку» Disney Interactive добавит еще пару-тройку высокобюджетных проектов и заставит конкурентов как следует понервничать.
Take-Two
Как известно, в последние месяцы Take-Two перенесла несколько потрясений. Сначала со скандалом сменилось руководство компании, а затем цензоры фактически запретили Manhunt 2. Take-Two относится к самым богатым издательствам, однако львиную долю дохода приносит сериал Grand Theft Auto. Take-Two хочет изменить это положение, но пока, увы, не очень-то получается.
Помочь в этом Take-Two взялся Сид Мейер, представивший на пресс-конференции Sid Meier’s Civilization Revolution. Что показательно, она выходит на PS3, Xbox 360, Wii и DS, но не на PSP и не на PC! Сид Мейер пообещал, что Цивилопедию можно будет читать в онлайне, рассказал пару слов о новой механике и сообщил, что можно будет победить, вовсе не ввязываясь в войны. Но в целом, похоже, это все та же старая добрая «Цивилизация».
Другая важная часть линейки Take-Two – спортивные игры, выходящие под лейблом 2K Sports. Так как на пресс-конференции собралась преимущественно американская пресса, ей продемонстрировали геймплей All-Pro Football 2K8 – симулятора американского футбола. Впрочем, как и в случае с EA, только десять фанатов могут четко сказать, чем новая часть отличается от старой. К тому же, пользователи уже много лет голосуют долларом за игры от EA, и непонятно, почему это должно быть не так в этом году.
Более всего публике интересен был боевик Bioshock. Прекрасная графика, завораживающий мир, умелая постановка сюжетных роликов – настоящий приключенческий боевик нового поколения. Жаль, что всего лишь один в линейке Take-Two.
Ну и, наконец, главное блюдо – Grand Theft Auto IV. Вдобавок к двум давно знакомым всем трейлерам разработчики запустили демоверсию и показали, как виртуальный Нико бродит по Либерти-сити, садится в роскошную тачку и катается по городу. Вполне достойная графика – особенно если учесть размеры игрового мира и свободу действий. Впрочем, других отличий от старых GTA пока не видно. GTA IV выходит в октябре этого года на PlayStation 3 и Xbox 360 (PC-версия пока не заявлена вовсе). Думаю, не нужно ходить к гадалке, чтобы понять, на чем Take-Two озолотится в 2007-2008 финансовом году.
Игры из ангара
Легко заметить, что немало крупных компаний – в основном, японских – не проводили собственные пресс-конференции, ограничившись обычной экспозицией в ангаре и апартаментами в отеле для встреч с журналистами. Среди них – Namco Bandai, Capcom, Sega и Square Enix. Дело в том, что компании попросту не привезли на выставку ничего такого, ради чего стоило устраивать пресс-конференцию. Японские издательства находятся в особенно невыгодном положении – через пару месяцев пройдет Tokyo Game Show, и вполне логично готовить демоверсии игр к своей собственной выставке. К тому же, в августе пройдет Games Convention в Лейпциге, и там тоже надо что-то показывать. Так что лишь через пару месяцев мы сможем рассказать вам, чем же живет эта часть индустрии.
Пока же Namco Bandai прячет от журналистов Soul Calibur IV и Soul Calibur Legends, Capcom в очередной раз дает возможность поиграть в Devil May Cry 4, Atlus хвастается Persona 3, NCsoft – Tabula Rasa, а Square Enix раздает интервью о Final Fantasy XII: Revenant Wings, новой части Final Fantasy: Crystal Chronicles для DS и очередном дополнении к Final Fantasy XI. Sega окончательно превращается в наполовину «писишное» игровое издательство по образцу Activision и EA, но тем не менее показала Nights: Journey of Dreams. Правда, пока без Wii-управления. Игра уже есть, а как к ней приспособить Wiimote – пока неясно.
Из российских компаний в этом году на E3 приехали лишь «1С», «Акелла» с Postal 3 и GSC Gaming World с приквелом S.T.A.L.K.E.R.
Более подробно о планах всех компаний и показанных ими играх вы сможете прочитать в разделе «В разработке» в этом и грядущих номерах «Страны Игр».
Питер Мур – прессе
О пресс-конференции Microsoft
Мне показалось, что пресса была разочарована. Не было ни очередных татуировок, ни анонса Metal Gear Solid для Xbox 360. В этом году мы приняли решение сфокусироваться исключительно на ближайших рождественских релизах и ничего не рассказывали о планах на 2008-2009 годы и будущем индустрии. Увы, сейчас это было бы неуместно. В праздничный период все три консоли должны представить публике, что у них за душой, и в первую очередь это игры. И на пресс-конференции мы выложили карты на стол.
О жизни после Halo 3 и GTA IV
Too Human, Alan Wake, Halo Wars, Fable 2, Banjo Kazooie. Пять эксклюзивов от внутренних команд, которые выйдут в 2008 году.
О пресс-конференциях Sony и Nintendo
У Nintendo все прошло традиционно: Реджи, Ивата-сан, Миямото-сан. Что касается Sony, их эксперимент с вещанием из Home любопытен, но я не уверен, что мне понравилось. Мне все это показалось натянутым.
О тайных дефектах Xbox 360
Нет какой-то одной-единственной причины, по которой приставки выходят из строя. Есть целый комплекс проблем. Понадобилось 12-14 месяцев наблюдений за людьми, которые активно используют консоль, чтобы обнаружить тенденции к поломке. Они возникают при очень специфичных условиях, и мне не хотелось бы вдаваться в технические подробности. Мне бы хотелось, чтобы геймеры рассуждали так: если появилась проблема с Xbox 360 – ее решит Microsoft.
О Стране восходящего солнца
В Японии нельзя все измерять одними только продажами железа. Это всего лишь малая часть очень сложных отношений между Microsoft и местными компаниями. В этой стране главное – уважение, достоинство и умение сохранять лицо при любых обстоятельствах. Конечно, очень просто заявить: «Да-да, мы понимаем, что вести бизнес в Японии невозможно – местные геймеры не любят американцев, они слишком преданы японским компаниям, им не нравятся иностранные игры». Кому нужны эти жалкие извинения? Пусть даже мы продаем 3 тыс. консолей в неделю – ну и что? Важно, что мы там есть. Просто сам факт присутствия на рынке. Ведь Япония – колыбель нашей индустрии. Немало лучших игр производится там до сих пор. Мы собираемся представлять интересы многих японских издателей в Европе. Мы очень уважаем этих людей, а они уважают нас. Им нравится то, что мы не боимся трудностей и не сдаемся. И благодаря этому у нас и у вас есть игры вроде Lost Odyssey.