Признаемся честно: впервые узнав, что после долгих мытарств разработку легендарной Jagged Alliance 3 отдали молодой, никому ранее не знакомой студии F3 Games, мы очень сильно удивились. На самом деле, хотя студия и основана лишь в 2004 году, «новичками» их назвать никак не получится – костяк компании составили настоящие ветераны отечественной игровой индустрии, прежде работавшие в Nival, G5 Software, других ведущих российских игровых студиях. Для них JA 3 – проект далеко не первый. А то, с какой серьезностью и вниманием коллектив относится к разработке продолжения великой игры, позволяет надеяться, что результат будет стоящий.
F3 GAMES: The First FreeLancering Firm
Здравствуйте, F3 Games! Расскажите, пожалуйста, об истории студии. У кого и когда появилась идея основать собственную компанию? Как это произошло?
Привет. Изначально никаких идей по созданию отдельной студии не было. К этому шагу нас вынудила сама действительность и особенности бытия отечественной игровой индустрии. Не открою великой тайны, если скажу, что большинство из штатных и внештатных сотрудников F3 Games уже успели плодотворно потрудиться во многих известнейших компаниях. Причем именно над теми проектами, которые заставили иностранных коллег признать саму возможность разработки в России игр, соответствующих их высоким требованиям. Таким образом, коллектив F3 Games сложился задолго до основания самой студии, из весьма квалифицированных специалистов, имеющих солидный опыт в достаточно известных в кругах разработчиков. В какой-то момент встал вопрос о совместной работе коллектива над одним, крупным проектом. Условия, предлагаемые главными «игростроительными» фирмами Отечества, по различным причинам мягко говоря, не устроили многих. Ведь не каждый, даже опытный специалист, стремится или способен стать еще одним Архиповым, Мирошниковым или Орловским. Да многие этого просто и не хотят. Но при этом и оставаться «вечными студентами» также не желают. Вот и пришлось всерьез задуматься о создании для этих людей отдельной студии. Тем более что похожий, такой опыт, вне игровой индустрии, у нас уже имелся.
Jagged Alliance 3 стал вашим первым проектом? Или были другие задумки для дебютной игры, отложив которые, вы взялись за разработку продолжения легендарного JA?
Jagged Alliance 3 – первый проект компании. Но начиналось все не с него. Первоначально мы предложили компании «Акелла» проект с предварительным названием «Багровые тучи». Он был посвящен действиям спецназа в годы холодной войны в странах третьего мира. То есть, мы ни от чего не отказались, а немного изменили направление. Просто сначала не ожидали, что издатель предложит нам делать такою игру, как Jagged Alliance 3.
Что значит для вас вселенная Jagged Alliance?
Несомненно, для нас Jagged Alliance – больше чем игра. Это один из самых известных миров в жанре тактических стратегий. Более того, лично знаем многих уважаемых в индустрии людей, начавших делать игры именно под влиянием этого легендарного проекта.
А как вы относитесь к разработчику предыдущих частей – канадской Sir-tech? Знакомы лично с кем-нибудь из создателей?
Относимся с уважением. Немного знакомы с небезызвестным Шоном Лином, успевшим отметиться в Silent Storm.
Расскажите о философии вашей студии. В чем она заключается? Будете ли вы развиваться до уровня Nival или Crytek со штатом свыше 200 человек, или вам достаточно 30-40 разработчиков и одного проекта раз в два-три года?
Сама история создания студии показывает, что идеология нашего предприятия серьезно отличается от большинства тех, что ныне существуют в отрасли. Мы не только не стремимся к количественному росту, но даже далеко не всегда готовы сотрудничать с малознакомыми нам людьми (а знакомых у нас немало). Поясним. Например, некоторые из нас именно поэтому и покинули Nival, что там начался процесс индустриального и количественного роста. Такие вещи просто не проходят. Что-то приобретая, разрастающаяся компания, обычно что-то и теряет.... Но это отдельная тема. Можем лишь добавить, что в плане качественного роста мы готовы на многое. А вот в плане количественного – вообще не хотелось бы расширять штат студии более чем до 30 сотрудников.
А почему именно «F3 Games»? Как родилось название студии? Аббревиатура F3 соответствует официальному названию компании. Как некогда у Е3 – Electronic Entertainment Expo, так и у F3 – The First FreeLancering Firm.
Название отражает суть и принципы построения компании, равно как и то, что многие сотрудники в свое время «фрилансили». А еще на клавиатуре есть такая клавиша!
Что можете сказать о вашем зарубежном издателе – Strategy First? Канадцы известны трепетным отношением к проектам и большой ролью участия в играх. Как это происходит в вашем случае?
Именно так и происходит. Все приходится согласовывать с канадцами. Это очень тяжелые условия: сдавать работу сразу двум издателям, российскому и западному. Плотно работаем с Ричардом Терьеном, вице-президентом по разработке компании Strategy First. Ричард уже два раза встречался с нами в России, и пока его отзывы доброжелательны.
Он принимал непосредственное участие в создании дизайн-документа, его мнение важно для нас, мы постоянно совещаемся, буквально каждый день, и если что-то меняем по ходу разработки, то только с его согласия.
Jagged Alliance 3: Новые подробности из первых рук
На каком этапе сейчас разработка JA3?
Уверенно движемся к альфа-версии, все работы идут по плану. Дата выхода сдвинута, но не из-за трудностей с разработкой, а в связи с желанием издателей увеличить объем игры по сравнению с изначальными планами.
Какие наемники из Jagged Alliance 2 переберутся в третью часть? Кого мы не увидим в продолжении, а кто станет новичком?
В новую версию перекочуют около 30 наемников из числа известных игрокам и прибудет порядка 10 новичков. Наем происходит, как и ранее, через имеющийся у игрока ноутбук с Интернетом. Также мы собираемся избавиться от сайта M.E.R.C, обойдясь сайтом A.I.M. Большинство легендарных наемников сохранено, среди них полюбившиеся игрокам «Тень» (Shadow), Scope и семья Долвичей. Что касается подкрепления из новичков, то, безусловно, мы постараемся сделать их позаметнее. Вот пример биографии одного из новичков:
Ким «Гадюка» Ли. Многие думают, что Ким Ли китаец, но на самом деле никто не знает, откуда родом этот замкнутый азиат. В минуты откровенности над теплым трупом врага он иногда произносит загадочную фразу: «У нас, на Острове Небоскребов, такие слабаки не доживали до двенадцати лет». Кто отыщет на карте родину Кима? Это Сингапур, Гонконг, Манхеттен? К слову, он не выносит китайскую еду, китаянок и Компартию Китая.
Дополнительная информация: Там, где даже бывалые бойцы считают, что пора приготовиться к примерке деревянных костюмов, Ким Ли с неизменным воодушевлением смотрит на мир через прицел любимой штурмовой винтовки G4.
А как изменятся полюбившиеся герои – в частности, Иван Долвич?
Возможно, немного постареют или сменят прическу.
А почему вы выбрали движок Silent Storm? Насколько сильно вы его изменили?
Движок взяли потому, что рассчитывали сдать проект в короткие сроки. Возможности движка известны, ведь мы уже работали с ним на самом Silent Storm и участвовали в создании ТЗ для него. Но движок уже устарел, так что переработать пришлось очень многое. Серьезно изменили графическую часть. Увеличили качество текстур, улучшили освещение, ночь стала похожа на ночь, а день – на день. После оптимизации увеличившиеся уровни заработали без потери FPS. Кроме того, добавлена вода. Учитывается передвижение персонажей в тени и по освещенному участку. Потолки с комнат снимаются только при заглядывании в окно, дверь, пролом или при входе в помещение. Всего сразу и не расскажешь...
Ожидаются ли ночные миссии? Как они будут происходить?
Ожидаются. И не только ночные, но закатные и рассветные. Итого четыре времени суток. Появился Stealth-режим для ночных операций, который позволит игроку одним нажатием кнопки отправить бойца по такому пути, чтобы он самостоятельно избегал освещенных участков. Хочу уточнить, что игра у нас не mission-based, поэтому слова «миссия» мы стараемся избегать.
Насколько свободен игровой мир?
Игрок волен действовать по своему усмотрению, но на постоянной связи со «штабом». Заказчику может и не понравиться его полная свобода в какой-то момент и тогда заказ будет отменен. Кроме того, в конфликт втянуты одновременно четыре группировки, интересы которых подчас пересекаются на одних и тех же заданиях. Так что игроку придется поработать головой, чтобы успешно двигаться вперед. Собственно, движение вперед подразумевается для группировки, интересы которой защищают наемники под вашим руководством. Игроку не возбраняется заняться и своими делами, поискать новое оружие, например, забыв про задание, но тогда его группировка не сможет столь успешно развиваться, подчиняя себе все больше и больше городов. Хотя возможно, что игрок случайно раньше времени выполнит стратегически важную задачу, ускорив тем самым ход событий. По-разному может получиться, в двух словах и не расскажешь.
Пару слов о сюжете. Насколько он важен для игрока? Сколько ожидается концовок?
В войну в стране Северн втянуты четыре группировки. Официальное правительство, соседнее государство Агаван, партизаны-мятежники и некая крупная, я бы сказал, мегакорпорация. Цель каждой стороны – захватить Северн. Игрок присоединяется к одной из группировок и всесторонне ей помогает, подчас весьма грязными способами. Игрок поймет, насколько умно он действует, оценив территорию влияния собственной стороны в стратегическом режиме и по сообщениям электронной почты от заказчика.
Расскажите об основных нововведениях, которые отличают JA 3 от предыдущих частей сериала? Кроме перехода в третье измерение и физики.
В первую очередь, это введение полноценного стратегического режима. Где игрок сможет следить за зонами влияния группировок, перемещаться, узнавать прогноз погоды, которая может повлиять на успех планируемой операции в определенном регионе. Кроме того, стратегический режим будет обладать собственным AI, который играет одновременно за четыре стороны. Безусловно, группировка, к которой присоединится игрок, постарается обеспечить ему посильную поддержку в боевых действиях, но это уже вопрос баланса.
Оружие и реалистичная огнестрельная модель. Насколько тщательно вы за ними следите? Какие новые стволы добавятся по сравнению с JA 2?
Часть стволов пропадет, часть будет добавлена. Всего в игре около сотни единиц огнестрельного и холодного оружия, взрывчатки, навесок на оружие и различных приспособлений. Уйдут, в первую очередь, стволы, одинаковые по характеристикам. Ричард Террьен во время встречи у нас в офисе дал добро на самостоятельную подборку средств борьбы за мир во всем мире. Благо мы работаем с известным (и не только у нас) специалистом по оружию Борисом Юлиным. Благодаря ему за оружие я спокоен. «Подходить к вопросу будем как всегда тщательно, стремясь воссоздать все максимально реалистично в пределах необходимого», – это его слова.
Что с мультиплеером?
Мультиплеер будет – «это однозначно», как говаривал Владимир Вольфович. Более того, программная часть уже реализована и протестирована на небольшом количестве клиентов. Большего пока не скажу, так как сейчас по этому поводу мы ведем переговоры с канадским издателем и куратором проекта.
Как вы считаете, что найдет в игре фанат вселенной Jagged Alliance, а что человек, который до этого в знаменитую серию ни разу не играл?
Для фанатов мы постараемся сохранить дух знаменитой серии. Это одна из основных задач и тут нас постоянно контролируют канадские партнеры, положившие начало этой легенде. Насчет хардкорности однозначно пока сказать не могу, равно как и насчет казуальности. Постараемся, чтобы всем было интересно. Что касается тех, кто в этот сериал ни разу не играл, то конечно хотелось бы, чтобы под ее влиянием кто-то пришел в геймдев, как это было с предыдущими JA.
Команда
Николай Рузанов
Александр Валенсия-Кампо
Антон Трутце
Андрей Казаков
Юрий Жучков
Борис Юлин
Андрей Банников
Юрий Поляков
Владимир Ольдерогге
Сергей Чупраков
В JA 3 отвечает за: скрипты.
Работает в студии со дня основания.
Возраст: 32 года.
Специализируется в: Искусственный интеллект.
В разработке игр: уж и не помню... давно было... «Parkan Железная стратегия», «Ударная сила», «Метро-2»,«Вертолеты Вьетнама: UH-1», «Танки Второй Мировой: Т-34 против Тигра».
Любит: как ни странно – работать... иногда...
Не любит: теплое пиво.
Девиз: KISS: Keep it simple, stupid.
Первое, что сделает, когда JA 3 выйдет: куплю яхту в масштабе 1 к 42 (наверное, хватит денег) или Infiniti примерно такого же размера...