…Нет, не в далекой-далекой галактике. А прямо под боком – на родной планете Земля. Так вот, примерно 230 миллионов лет назад началась эра загадочных существ, о которых спорят до сих пор, – динозавров.
Где-то в 1820 г. внимание английских и французских исследователей привлекли окаменевшие зубы и кости больших размеров. Изучая их, они пришли к выводу, что окаменелости принадлежат необычайно крупным ящерам, жившим в доисторические времена. Сначала никто не думал, что все найденные останки относятся к самостоятельному виду. Впервые к такому выводу пришел лондонский профессор Ричард Оуэн, когда были обнаружены более полные скелеты. В 1841 году он предложил древних чудищ называть динозаврами – ужасными ящерами.
Зародившись в древнем океане и выбравшись на сушу, динозавры ходили по земле много миллионов лет. Возникали новые виды, вымирали старые, некоторые даже поднялись в воздух. Но примерно 65 миллионов лет назад всех их не стало – они исчезли. Почему и как это произошло, до сих пор остается загадкой. Выдвинуто множество теорий, но никто не может наверняка сказать, почему они вымерли.
Dino Wars
Самая древняя игра из описанных в нашем материале, вышедшая на PC и Amiga еще в 1990 году и представлявшая собой оригинальную помесь пошаговой стратегии и файтинга – соперники передвигали своих динозавров по клеткам, как в шахматах, а при столкновении двух «фигур» в одной точке бились за право на ней остаться. Причем подпорченное в поединке здоровье затем не восстанавливалось, и бойцов стоило беречь.
Jurassic Park (PC)Jurassic Park (Sega CD)
С чего все началось
В отличие от каких-нибудь ископаемых моллюсков, динозавры популярны не только среди ученых-палеонтологов, но и в массовой культуре. Чему немало поспособствовал знаменитый режиссер Стивен Спилберг в 1993 году с экранизацией бестселлера Майкла Крайтона. Используя передовые компьютерные технологии, он снял фильм «Парк Юрского периода», где динозавры предстали перед изумленными зрителями во всей своей доисторической красе. Картина имела неслыханный успех, получила три «Оскара» и до сих пор держится на седьмом месте в списке самых кассовых фильмов. Конечно же, столь выдающийся блокбастер не обошелся без сопутствующих проектов, и в том же 1993 году появилась игра Jurassic Park. Вернее, куча разных версий под все платформы: Sega CD, Amiga, PC, Game Boy, NES, SNES, Game Gear, Mega Drive, Master System.
Jurassic Park (Game Gear)Jurassic Park (NES)
Юрский период
Игровой сюжет повторял киношный – гениальный ученый сумел возродить динозавров и собрался устроить на тропическом острове развлекательный парк. Под прикрытием сильнейшей грозы саботажник отключает электрические заграждения, и доисторические хищники вырываются на волю. Главный герой, доктор палеонтологии Алан Грант, должен найти внука и внучку профессора, восстановить подачу электроэнергии и выбраться с проклятого острова.
При этом версии для NES и Game Boy были top-down action, на Amiga, PC и SNES процесс восстановления энергии превращался в примитивный FPS с отстрелом рапторов, а на сеговских Game Gear, Mega Drive, Master System игра и вовсе была сайд-скроллером. Особняком стоит версия для Sega CD – ее сюжет разворачивался после событий фильма, и вообще это была adventure, посвященная сбору яиц всех видов динозавров, водящихся на острове.
В силу исторических причин, отечественные игроки лучше всего помнят игры для NES и Mega Drive. И не только потому, что эти консоли были распространены сильнее прочих – сами проекты вполне достойные, без оглядки на лицензию. Поединок с тираннозавром, дрожь земли под ногами приближающегося стада трицератопсов, отличный саундтрек – если у вас была Dendy в начале 90-х, вы вряд ли пропустили эту игру.
Dinopark Tycoon
Dinopark Tycoon (PC)
Старенький (1993 года) экономический симулятор, в котором мы сами разбиваем парк Юрского периода. Динозавры становятся доступны путем передовых методов клонирования. Перед покупкой можно прочитать характеристики ящера, чтобы знать, чем он питается, и просто пополнить багаж знаний. Затем надо выделить участок под вольер, обнести его электрической оградой или бетонной стеной для крупных экземпляров, проследить, чтобы клетка тираннозавра не оказалась возле загона с травоядными. И, конечно же, своевременно кормить питомцев. Наполнив парк экспонатами, начинаем привлекать публику рекламой на телевидении. Кроме того, посетителям тоже требуются удобства – надо построить закусочные, места общего пользования, киоски с сувенирами, а также поддерживать чистоту и порядок на территории. Кстати, ухаживать за динозаврами нам тоже придется – чем толковее будут расположены клетки и чем короче дорожки между ними, тем быстрее и эффективнее уход за животными. Интересный геймплей, качественная анимация и звуковое сопровождение обеспечили игре успех как среди пользователей PC, так и 3DO.
Пошло-поехало
Само собой, после такого успеха никто бы не остановился. В 1994 году для Game Boy и SNES вышла Jurassic Park Part 2: The Chaos Continues – сайд-скроллер, посвященный истреблению всего живого на острове, но полноценное продолжение появилось лишь в 1997 году, с выходом фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир». По сложившейся традиции, под разные платформы вышли сильно отличающиеся игры.
Пользователи PC, перешедшие к тому времени от DOS к Windows, довольствовались RTS (!) Chaos Island. В течение 12 миссий нам предлагалось вести армию ящеров против охотников и диких, неподконтрольных игроку динозавров. Jurassic Park: The Lost World, вышедшая на Game Boy, Game Gear, Mega Drive, Game.Com, PS one и Saturn, была более привычным сайд-скроллером. Причем в версиях для двух последних, более современных платформ нам давали поиграть за динозавров, в том числе за знаменитого T-rex.
Jurassic Park (Mega Drive)Chaos Island
Сказ о руке
Все перечисленные игры создавались разными компаниями и здорово отличались друг от друга. Сам виновник «диномании» имел отношение лишь к последним проектам – Lost World и Chaos Island. После них в 1998 году компания Dreamworks Interactive, основанная Стивеном Спилбергом, выпустила игру Trespasser, а мы поместили ее на обложку 31-го номера «Страны Игр».
Заслуживала ли игра такого внимания? Нельзя сказать, что проект был грандиозным, но необычным – уж точно. Скриншоты обещали весьма красивый по тем временам FPS. То, что получилось в итоге, отличалось красотой и видом от первого лица, но назвать игру чистым шутером никто бы не решился.
Героиня попадает на загадочный остров в результате аварии небольшого частного самолета. К сожалению, выживает только она, поэтому и надеяться приходится только на себя. С самого начала мы пытаемся понять, где находимся и что вокруг происходит. И выясняем, что это тот самый остров из фильма, только заброшенный и необитаемый. Если, конечно, не считать многочисленных доисторических монстров.
Мы бродим по руинам парка, ищем фрагменты записей, что оставил после себя профессор, стремясь выбраться с острова. А бояться есть кого – у многих обитающих на острове древних гадов очень много острых зубов и не менее острое желание полакомиться человечинкой.
Trespasser (PC)Jurassic Park: Survival (PS2)
Изначально к обещаниям разработчиков о присутствии реальной физики в проекте и невиданной интерактивности окружающего мира относились как к рекламному ходу. Но после выхода игры даже заядлые скептики были приятно удивлены. У каждого предмета был свой центр тяжести и вес. При стрельбе из автомата хрупкая героиня не могла прямо держать ствол из-за отдачи, а при подъеме предмета с земли прогибалась под его весом, если он был достаточно велик.
Практически все, что находится вокруг, можно потрогать, подвинуть, взять или использовать каким-либо образом. Например, положить доску на камень и сделать импровизированные качели. Или выстрелить в ржавую дверь от машины, лежащую на краю скалы, чтобы та при падении прибила незадачливого динозавра. Или оторвать доску от забора и попытаться отбиться ею от раптора… Какие-то предметы можно было только протащить за собой по земле, а какие-то – взвалить на плечо. И все это – одной рукой, которой можно двигать в разные стороны: вращать кистью, поворачивать в плече, вертеть предмет в руках.
Остров, между тем, жил своей жизнью – травоядные паслись, хищники охотились на них и дрались между собой, и, в общем-то, никому не было до нас дела. Если не лезть под нос голодному тираннозавру, вполне обходилось без стрельбы, и основная часть процесса отводилась решению головоломок с применением уже упомянутой физической модели. А огромные открытые пространства и почти настоящий лес успешно скрадывали нехватку полигонов на модельках. Казалось бы, вот она, революция! Но, увы, наш прогноз о славном будущем игры не оправдался: необычность и чудовищные системные требования отвратили пользователей от проекта и задвинули Trespasser на задворки истории.
Самый добрый динозавр
Если по прочтении данной статьи у вас осталось ощущение, что все без исключения динозавры игровой индустрии – сплошь беспощадные длиннозубые твари, которые подлежат немедленному уничтожению, знайте – это не так. За всех своих кровожадных родственничков отдувается один лишь Йоши. Строго говоря, Йоши – это не только гордое имя собственное, но и название целого народца разноцветных динозавриков. Что мы о них знаем? Йоши – второстепенный (но очень милый!) герой из мира усатого водопроводчика Марио, с японского его имя можно перевести как «лучший» или даже «счастливый». Между прочим, так оно и есть – персонаж оказался таким классным, что ему без раздумий отдали целую игру! Потом еще одну. И еще… Сейчас насчитывается уже более десятка сольных выступлений Удачливого Супердракона (как величают милягу на родине), такой чести не добивался ни один житель Грибного королевства (кроме сами-знаете-кого). Есть в послужном списке хвостатого и появление на ТВ-экране, и несколько неожиданных камео – в играх серии The Legend of Zelda и даже Metal Gear Solid! В общем, никаких сомнений относительно того, кто самый известный в мире динозавр, у редакции «Страны Игр» не возникает.
Третья волна
В 1999 году на PS one вышла Warpath: Jurassic Park – файтинг, продолживший традиции Primal Rage, и до выхода третьего фильма в 2001 году разработчики угомонились, но уж затем выложились по полной программе. Так, на PC вышла Jurassic Park 3: Danger Zone! – проект для детей, компьютерный вариант настольной игры а-ля «Монополия», с бросками кубика и передвижением по клеточкам. А смысл всего этого заключался в том, что, выполнив определенное количество заданий и пройдя все испытания, мы находили четыре образца ДНК динозавров, похищенных из лаборатории. На пути к цели встречались мини-игры, головоломки и даже что-то вроде файтинга. Весь игровой процесс сопровождали небольшие справки обучающего характера, повествующие о динозаврах.
Другой PC-проект, Jurassic Park 3: Dino Defender (причем от той же компании Knowledge Adventure), уже не был рассчитан на детей: архаичная action/adventure в духе старенькой Flashback – путешествия по уровням с переключением рубильников и использованием разнообразных предметов. И, как и Danger Zone, посредственная поделка под громким именем. Владельцам Game Boy Advance повезло больше – целых три игры, причем не самых плохих. Island Attack и The DNA Factor были незатейливыми action/adventure, а вот Jurassic Park III: Park Builder – полноценным management в духе Dinopark Tycoon.
Primal Rage
Primal Rage (Mega Drive)
Эту игру 1995 года выпуска помнят все поклонники файтингов, хотя сама по себе ничего особенного она не представляла – одно из многих подражаний Mortal Kombat, с нарочитой жестокостью и безжалостным добиванием противника. Популярность ей обеспечили не только солидный список охваченных платформ (3DO, Amiga, PC, Game Boy, Mega Drive, Jaguar, PS One, Saturn, Sega 32X, SNES), но и необычные участники боев – динозавры и гигантские обезьяны. Да еще и безумный сюжет в придачу – упавший на Землю метеорит, уничтожение человеческой цивилизации и вылезшие из глубин монстры, сражающиеся за господство над тем, что осталось от планеты
Свободное плавание
Казалось, тема «Парка Юрского периода» так и будет продолжаться все новыми и новыми фильмами и играми в дополнение к ним. Но Спилберг решил остановиться и сделать передышку. А вот разработчики из Knowledge Adventure не угомонились.
В 2002-м году они «осчастливили» PC-геймеров помесью жанров в лице Jurassic Park: Dinosaur Battles. Под стать бредовому сюжету, в котором хищный велосираптор должен найти потерявшихся в парке детей и проводника, время от времени вступая в поединки с другими ящерами, была непродуманная система улучшения ДНК «героя», позволяющая без хлопот создать непобедимого монстра.
Последняя игра серии – Jurassic Park: Operation Genesis, выпущенная в 2003 году для PC, PlayStation 2 и Xbox. Создатели вновь взяли за основу неустаревающую Dinopark Tycoon, но разбавили будни директора парка небольшими миссиями – спасением кого-то из посетителей от вырвавшегося хищника или фотографированием питомцев.
Jurassic War
Подобно Chaos Island, вышедшая в 1996 году Jurassic War представляет собой стратегию в реальном времени, только куда сложнее. С одной стороны, все как обычно: занимаемся строительством, растим воинов-людей, а также воинов-динозавров, с помощью которых защищаемся и нападаем на соседей, дабы захватить плодородные территории и укрепить могущество. С другой – восемь разных племен, каждое со своей специализацией, прокачка и экипировка юнитов (пяток параметров на выбор) и магическая система. Это в 96-то году! Забавная деталь – главным ресурсом в игре является мясо, которое добывается охотой на диких ящеров и используется не только для найма новых, но и для лечения имеющихся бойцов.
Turok
Turok 2: Seeds of Evil (PC, N64)
Если в играх по лицензии Jurassic Park динозавры представлены либо безмозглыми животными, которые нападают, только когда голодны, либо питомцами, за которыми надо ухаживать, то в серии Turok нам приходилось истреблять кровожадных инопланетных монстров руками индейского воина. Первая часть, Turok: Dinosaur Hunter, вышла в 1997 году и стала довольно популярной – один из немногих FPS для Nintendo 64, к тому же с необычными мишенями и большими открытыми пространствами. Правда, за высокую детализацию и просторы пришлось платить: туман, скрывающий окрестности и начинающийся буквально в нескольких шагах от героя, стал настоящим проклятием серии. Если консольный туман оправдывало маломощное железо, то у пользователей PC он вызывал неописуемое раздражение.
Вторая часть вышла в 1998 году и называлась Turok 2: Seeds of Evil. В игре прибавилось оружия (не менее 20 видов!) и монстров, улучшилась графика. Но на фоне вышедших в том же году Half-Life, SiN и Unreal корявенький порт с допотопным геймплеем не имел ни малейшего шанса на успех. Видимо, именно поэтому следующие две части, мультиплеерная Turok: Rage Wars и Turok 3: Shadow of Oblivion, выходили только на консолях (к «большой версии» на N64 еще со времен второй части в дополнение прилагался action для Game Boy Color).
И только в 2002-м году нас попотчевали версией для современных платформ под названием Turok: Evolution. Пресловутый туман наконец-то рассеялся, но этим все плюсы игры исчерпывались. Ужасную FPS-часть дополняли кошмарные полеты на птеродактиле – понятия «сюжет», «графика», «удобная камера» безжалостно попирались дизайнерами Acclaim. Впрочем, версия для Game Boy Advance была вполне симпатичным сайд-скроллером. Но, как бы то ни было, всего за историю серии продано 5 миллионов копий, а этим мало кто может похвастаться.
В славном деле создания игр про динозавров успела поучаствовать и украинская команда Action Forms, впоследствии порадовавшая нас «Вивисектором». В 1998 году она выпустила первую часть «охотничьего симулятора» Carnivores. Сюжет отправлял игрока в далекое будущее, где люди обнаружили целую планету, заселенную динозаврами. И не придумали ничего лучше, как охотиться на них.
Купив лицензию на отстрел какого-то вида и выбрав снаряжение, отправляемся на поиски трофеев. Как и положено на настоящей охоте, нужно выследить, заманить и подстрелить добычу. А в таком деле главное – терпение. Далеко не все особи – безобидные травоядные. Среди них найдутся и кровожадные зубастики, которые не прочь полакомиться вами. Тем приятнее потом полюбоваться на подстреленного тираннозавра в комнате для трофеев.
Игра хоть и немного скучна (чай, не FPS), но путешествовать по окрестностям довольно интересно: большие пространства, леса, горы, реки и облака, отбрасывающие на землю тени. Вдобавок весьма правдоподобное рычание динозавров и их модели. В общем, в своем жанре Carnivores подняла планку на приличную высоту.
Carnivores 2 (PC)Carnivores: Cityscape (PC)
Годом позже вышла Carnivores 2. Изменений кот наплакал: расширился арсенал, прибавилось динозавров, появилась ночная охота, весьма утомительная для глаз из-за залитого зеленым цветом монитора. А если перенести игру в северные края, припорошить снежком и подкинуть туда мамонтов и снежных людей, получится Carnivores: Ice Age, вышедшая в 2001 году. Достойное упоминания новшество – следы крови, которые оставляет на снегу раненное животное.
К четвертой части у Action Forms хватило совести оставить в покое престарелый движок, а также перенести действие Carnivores: Cityscape с безлюдных просторов в город. Над одним из мегаполисов потерпел крушение корабль, перевозивший динозавров и мутантов, которых успели наплодить шустрые ученые. Теперь все эти твари бегают по улицам, и вам предстоит их перебить. Или, наоборот, поиграть за динозавра (причем в каждой миссии – за нового). Все, что у вас есть, – когти и зубы. Здоровье поправляете, поедая людишек.
В проекте использовался движок от Serious Sam, что, наряду с симпатичной графикой, превратило скучноватый симулятор в задорный FPS с аптечками, кучей оружия и прочими атрибутами жанра – словом, Turok, каким он мог бы быть, если бы разрабатывался изначально под PC.
Инстинкт выживания
Инстинкт выживания (PC)
Если бы этот проект имел чуть более завершенный вид, то желанная награда «Самый нестандартный проект КРИ 2006» была бы в кармане AlterLab Development. И вполне обоснованно. Где еще вам предложат влезть в шкуру динозавра и реально почувствовать, каково это – быть стремительным хищником или неповоротливым пожирателем зелени. В процессе игры вы будете набирать очки опыта, которые необходимо распределять по уникальному для каждого вида «дереву способностей», что в итоге превращает молодую особь в матерое животное. Предполагается, что игра отобразит эволюцию животного мира от мезозойской эры (более 100 млн. лет до н.э.) до наших дней. Но как это будет реализовано, пока непонятно. А в силу бурного развития онлайновых игр, «Инстинкт выживания» вообще может превратиться в экзотическую MMORPG.
Dino crisis
Dino Crisis (PC, PS 2)
Capcom, создатели всем известного сериала «ужастиков» Resident Evil, в 1999 году выпустили в свет первую часть Dino Crisis для PS one, а в 2000 году – на PC и Dreamcast. Проще всего сюжет, да и геймплей заодно, описать как «Resident Evil встречается с Jurassic park». На секретном острове, в секретной лаборатории, ученые работали над секретным проектом. Как водится, случилась катастрофа, от которой должен пострадать целый мир. Нелегкая задача спасения человечества ложится на хрупкие плечи рыжеволосой дамочки по имени Регина и ее напарников-спецназовцев.
Суть игры – бродим по заброшенным лабораториям, отстреливаем динозавров, которых на нашу голову вывели ученые, и распутываем простенькие головоломки. Коварные рептилии, схлопотав очередь из автомата, театрально падают – язык на бок и глаза стеклянные. А проходишь мимо – набрасывается, зараза, со спины. Так что лучше не пренебрегать контрольным выстрелом в голову. Для особых фанатов припасен особый режим, где требуется убить как можно больше ящеров за ограниченное время. И выложить результаты на сайте разработчиков.
В том же 2000 году Capcom выпустила Dino Crisis 2 для PS one. В результате неудачного эксперимента научная база и прилегающий городок перенеслись на 65 миллионов лет назад, и Регина со товарищи отправляются в далекое прошлое, чтобы спасти непутевых ученых от доисторических тварей. Игровой процесс все тот же – стреляем ящеров, решаем задачки. Правда, за убийства теперь еще получаем очки (с бонусами за двойные убийства), которые тратим в специальных терминалах на оружие, бронежилеты и аптечки. Все это разбавляется разнообразными мини-играми: расстрел бешеного стада трицератопсов из пушки, гонки на танке, примитивный файтинг, доступный в секретном режиме Extra Crisis…
Primitive Wars: Legend of the Land
Еще одна RTS, неведомым образом угодившая на обложку 112-го номера «СИ», удостоившаяся рецензии на страничку за авторством великого и ужасного Назарова и 28 баллов (в овеянном легендами 2002 году оценки в журнале выставляли сразу четыре редактора). Рептилии в игре были лишь одной из рас, наряду с демонами, людьми и эльфами, а игровой процесс замечательно охарактеризовал герр Поморцев: «Классическая RTS. По крайней мере, не хуже остальных – жаль только, что она не вышла лет эдак пять назад».
Dino Crisis 2 (PC, PS 2)Dino Crisis 3 (Xbox)
Версия для PC вышла лишь спустя два года и могла похвастаться человеческим разрешением 1024х768х32 (в отличие от первой части, которую портировали «как есть», и выглядела она, прямо скажем, ужасно). Правда, на фоне приличных моделей и анимации размытые задники изрядно портили картину.
Dino Crisis 3 вышла в 2003 году только на Xbox, и действие ее перенеслось… в далекое будущее. В роли бравого командира галактического спецназа игрок проникает на колонизационный корабль, исчезнувший 300 лет назад и внезапно объявившийся в обитаемом космосе. Задача – разобраться, что произошло, и найти выживших. Трудности – динозавры всех мастей, вдобавок генетически модифицированные. Ну а помогут верные напарники, широкий выбор оружия и реактивный ранец. Интересно было также смещать целые секции корабля, открывая доступ в ранее неисследованные уголки.
Peter Jackson’s King Kong
Peter Jackson’s King Kong
Игровой вариант киноблокбастера Питера Джексона, как и оригинал, просто кишит динозаврами и прочими древними животными. Возможно, на острове Черепа были и мирные особи, но в угоду законам жанра вам, за редким исключением, будут встречаться одни лишь кровожадные твари. Пожалуй, на сегодняшний день – это лучшее компьютерное воплощение доисторической реальности. Чего только стоят встречи со стадом диплодоков, сносящим все на своем пути, или преследование парой величественных Тирексов утлого плотика с вашим героем! Не следует забывать и про возможность лично приложить руку к вымиранию видов, как от первого лица с карабином наперевес, так и от третьего – за могучего обезьяна.
Тираннозавр – самый популярный «злодей» среди разработчиков игр про динозавров.А еще из «ужасных ящеров» с минимальными изменениями можно делать инопланетных монстров.