Cталин назвал артиллерию богом войны. Так ли это? Да, пушки громко грохочут, залпы окрашивают всполохами ночное небо, а снаряды не щадят никого. Но это безликая, слепая стихия, языческие силы природы. Настоящий бог войны, как и полагается, всеведущ и всемогущ. Он все видит, но его не видит никто. Он тщательно выбирает жертву и забирает ее жизнь неожиданно и жестоко. От него нельзя спрятаться или убежать. Он – снайпер.
Снайпер не воюет, он убивает. Не в горячке боя, не защищая собственную жизнь. Безжалостно и хладнокровно убивает людей, совсем не готовых к смерти. Снайпера ненавидят враги и сторонятся свои. Эта мрачная, одинокая, в чем-то байроническая фигура не могла не стать идолом массовой культуры – книг, фильмов и, конечно, игр.
Впервые геймеры смогли поймать врага в оптический прицел в GoldenEye 007, выпущенной в 1997 году компанией Rareware для приставки Nintendo 64 и ставшей одной из лучших видеоигр в истории индустрии. Задумка так понравилась, что впоследствии едва ли не все шутеры от первого лица обзавелись собственным вариантом снайперского оружия.
Снайперская винтовка позволяет быстро и легко убить противника из безопасного укрытия. Взяв её, игрок переходит в режим бога без всяких чит-кодов. В сложных играх «снайперский» уровень становится передышкой, возможностью наконец расквитаться с разозлившими врагами. Даже если те впитывали без всякого вреда для себя целые очереди из автоматов и пулеметов, одна пуля из снайперской винтовки всегда надежно успокаивала их мятежные души, особенно с появлением зональных повреждений и «хэдшотов».
Итак, виртуальный враг в виртуальной оптике виртуального прицела. Тянем виртуальный спусковой крючок, и в колонках гремит виртуальный выстрел. Ну а пока виртуальная пуля несется к виртуальной цели, проведем небольшой обзор снайперских игр.
В «Спецназ: проект Волк» прицелом ПСО-1 оснащена бесшумная снайперская винтовка ВСС «Винторез».В Hitman 2 оптический прицел позволит совершить немало нераскрытых преступлений.
Designated Marksman
– Снайпер! – стараясь перекричать шум боя, приказывает мне Туз. – Ориентир крайний дом слева. Уничтожить пулемет! Падаю на копну прелой соломы. Быстро прицеливаюсь и уже никого не слышу и ничего не вижу, кроме пулемета на чердаке. Стреляю раз, другой... Пулемет замолчал. Я посылаю в черный провал чердака еще три пули. Так будет вернее!
Петр Беляков, снайпер, Сталинград, 1943
Первым делом прочтите во врезке на стр. 86, чем снайпер отличается от солдата, вооруженного снайперской винтовкой. Последнего в англоязычных текстах называют designated marksman, «меткий стрелок». Собственно, в роли такого стрелка и выступает игрок во множестве командных шутеров от первого лица, предлагающих прицельную оптику на стрелковом оружии. Редко когда дистанция огня превышает 300-400 «игровых» метров, а стрелок передвигается в общих боевых порядках своего подразделения, выполняя общую задачу.
В однопользовательских FPS картина примерно та же, разве что роль товарищей по оружию снижена от незначительной до отсутствующей. Игрок, подобно терминатору, движется по уровню, меняя вооружение по желанию либо необходимости, и в том числе время от времени выбирает снайперскую винтовку. Во многих играх оружие с оптикой является единственным способом быстро, легко и безопасно для себя убить противника одним выстрелом, не грохоча длинной автоматной очередью и не нашпиговывая нудно свинцом из пистолета. Из общей массы выделяются тактические симуляторы Delta Force, Flashpoint и Armed Assault, в которых роль западного designated marksman и советского пехотного снайпера отражена точнее всего как по боевой работе, так и по применяемому вооружению.
Были попытки создания чисто «снайперской» игры, вроде Sniper: Path of Vengeance, CTU: Marine Sharpshooter («Морпех против терроризма»), Marine Sharpshooter 2: Jungle Warfare («Морпех против терроризма 2: Война в джунглях»), WWII Sniper: Call to Victory («Снайпер: дороги войны») и недавно вышедший Marine Sharpshooter 3.
Из настоящей винтовки можно пострелять в тире с огнестрельным оружем....а Long Range Shooting 2 продолжит обучение, добавив теоретических знаний по баллистике.
Однако большим успехом и известностью они не пользовались. Вероятно, причиной тому стала их скучность, поскольку по сути своей они остались банальными «рельсовыми» шутерами с ограниченным выбором вооружения. Какой-либо «ворошиловской» специфики в них не было, так что любителям громко и красиво пострелять играть было сложно и скучно, а апологетам именно снайперской стрельбы – наоборот, слишком просто и потому тоже скучно. Объявленный было «Снайпер» от «1С» (не путать с их одноименной локализацией ужасной игры от Mirage Interactive), видимо, отложен до лучших времен. Аркадно-консольный шутер Silent Scope весьма зрелищен, но к реальной работе снайпера имеет отдаленное отношение.
Недостаток реализма в популярных многопользовательских играх вдохновлял на пользовательские модификации, изменяющие доступные редактированию параметры стрелковой модели в сторону большей правдивости. Траекторию пули приводили в соответствие с таблицами стрельбы для каждого ствола и патрона, повышали убойное действие пули. Среди таких модификаций можно назвать знаменитые Counter-Strike и Day of Defeat для Half-Life; Forgotten Hope, Forgotten Hope 2 и Experience WWII для игр серии Battlefield; Red Orchestra и Infiltration для Unreal Tournament. Так, в Red Orchestra помимо проработанной баллистики появилась возможность целиться через открытый либо оптический прицел и стрелять с упора, а в Infiltration добавили параллакс оптического прицела, задержку дыхания на время прицеливания, а также систему расчета рикошета и пробивной способности пуль в зависимости от материала преграды, угла, под которым пуля в нее попадает, и скорости пули в момент попадания. После первого рикошета становится понятно, почему боевые уставы приказывают солдатам держаться дальше от стен. И здесь, наконец, нельзя использовать прибор ночного видения одновременно с оптическим прицелом – только ночной оптический прицел, если такой есть. Модифицированные игры существенно отличались от привычной беготни с пулеметом наперевес большей сложностью, но, тем не менее, нашли благодарных потребителей.
GoldenEye007 стал прадедушкой всех снайперских игр в истории.В Sniper Elite надо постоянно следить за индикаторами своей заметности (слева) и сердечного ритма (справа).
Снайпер
Наблюдать за поведением противника – моя страсть. Вот увидишь – из блиндажа выходит такой напыщенный фашистский офицер, важничает, повелительными жестами разгоняет солдат в разные стороны. Они точно выполняют его волю, его желания, его каприз. Но он не знает, что жить ему осталось считанные секунды.
Василий Зайцев, Сталинград, 1943
Пожалуй, из игр лишь Sniper Elite от британской Rebellion и отдельные миссии Delta Force, Flashpoint и Armed Assault позволяет в некоторой степени попробовать себя в роли одинокого волка и бога войны.
Даже игры для мобильных телефонов не могут обойтись без снайперов. Пример тому – Rainbow Six 3.
Самое плохое в Sniper Elite – паскудный сюжет. Авторы постеснялись в открытую признаться, что их герой – нацистский снайпер, и придумали дикую байку про американского секретного агента в Берлине. Суть от этого не изменилась: снайпер в немецкой форме убивает из немецкой винтовки советских солдат. В русской локализации «Бука» превратила американского агента в советского, а русских солдат – в предателей-власовцев, наверное, от дикой ненависти к коммунизму нацепивших себе на ушанки красные звездочки. Ну да забудем про сюжет, в конце концов, в игре есть многопользовательский режим, в котором можно примерить гимнастерку нашего снайпера, или даже очаровательной снайперши. Несмотря на досадную необходимость изредка бегать, поливая выскакивающих из ниоткуда врагов очередью из ППШ, большую часть времени игрок проводит, спрятавшись в берлинских развалинах и медленно переползая с места на место. Стрелять приходится редко, врагов нужно выискивать среди руин, а то и выманивать любопытных вовремя брошенным булыжником. Прятаться надо и самому, выбирая укрытия и фон, с которым проще слиться. Индикатор «маскировки» всегда находится на экране, и желательно держать его не ниже 50%. Маскировать стоит и звук своего выстрела, открывая огонь лишь на фоне пулеметных очередей или артиллерийской канонады. Противник ведет себя вполне разумно, например, снайпер на крыше, сделав выстрел, спрячется, и второй раз станет стрелять, уже сменив позицию. Раненного солдата, весьма правдоподобно катающегося по земле и вопящего от боли, постараются вытащить его товарищи, тем самым подставившись под пулю. Огонь ведется в основном на небольшой дальности, от 50 до 200 метров, хотя ближе к концу игры, на аэродроме Темпельхоф, есть возможность для рекордного километрового выстрела. В игре смоделированы три снайперские винтовки – немецкая Gewehr 43 и советские «трехлинейка» Мосина и СВТ-40. Сетки прицелов почти одинаковы и идентичны современным западным сеткам типа mil-dot, то есть не соответствуют историческим прототипам (ПБ для «трехлинейки», ПУ для СВТ-40 и ZF4 для G43), к тому же, добавлена возможность переменного увеличения, которой настоящие прицелы тех лет не обладали. Естественно, никакой предварительной настройки установок прицела с введением поправок на дальность и ветер в Sniper Elite, как и в других играх, нет, равно как и возможности пристрелять винтовку на дальность. Тем не менее, неплохо смоделирована баллистика, на которую влияют дистанция стрельбы, скорость и направление ветра, а также положение стрелка – если он лежит на косогоре и вертикальная линия сетки прицела не строго перпендикулярна горизонту, это надо учитывать при определении необходимых вертикальных поправок, равно как и высоту цели по отношению к стрелку: в гору или с горы пули летят по-разному.
Armed Assault: designated marksman на прицеле у sniper.Дизайнеры обложек не особо утруждают себя поисками оригинального изобразительного решения.
На дрожание винтовки влияет поза и состояние стрелка, поэтому для хорошей точности стрелять надо лежа, успокоившись и задержав дыхание. «Спецназовские» миссии в Delta Force, Flashpoint и Armed Assault дают почувствовать себя в шкуре снайпера из спецподразделений. Как правило, действовать приходится в одиночку: скрытно подобраться к огневой позиции, обнаружить цель, уничтожить ее и скрытно уйти. Помимо стрельбы, задачей может быть разведка и подсветка целей лазером для наведения артиллерийского или авиационного удара (этим занимаются и юниты-снайперы во множестве RTS). Прицелы здесь уже похожи на прототипы, хотя и не регулируются.
Впрочем, в Delta Forcer возможность изменения установок прицела была: игрок сначала определял дистанцию до цели с помощью некоего волшебного дальномера, выдающего точные данные прямо на окуляр, и подстраивал прицел на нужную дальность, вращая колесо мыши. Схема, конечно, очень упрощенная, но она по крайней мере вводила в игру само понятие пристрелки. Когда дело доходило до онлайновых снайперских дуэлей, в которых участники перестреливались с расстояния в километр и больше, без регулировки прицела попасть в цель не стоило и мечтать.
Помимо прочего, Infiltration моделирует ночную подсветку прицела ACOG (Advanced Combat Optical Gunsight) для штурмовых винтовок.В Red Orchestra точно воспроизведена несложная сетка немецкого четырехкратного оптического прицела Zielfernrohr 4-fach (ZF.4).
Если кто-то кое-где у нас порой…
– Операция очень и очень тщательно подготовлена. Скажем, если есть тридцать восемь снайперов, то каждому снайперу определена цель, и он все время видит эту цель. Она, цель, перемещается, и он глазами, так сказать, перемещается... Постоянно... Постоянно. Таким вот образом...
Борис Ельцин, Москва, 1996
К счастью, трагедий уровня Второй мировой войны человечество вот уже полвека как умудряется избежать. Но и мира тоже нет. Крупные региональные войны, «горячие точки», террористические атаки, захваты заложников – меткому стрелку всегда найдется работа. Естественно, у снайпера полицейского или контртеррористического подразделения есть свои секреты. Действовать приходится в основном в условиях городской застройки, расстояния меньше, посторонних гражданских больше, преступник зачастую внешне неотличим от заложников или прохожих. Полицейский снайпер может не опасаться вражеского артобстрела, ему не надо пробираться за линию фронта и выживать в одиночку на подножном корме. Жизнь его в чем-то проще, чем у армейского коллеги. Но и ответственность в правильном определении цели выше.
В таких случаях стрельба ведется чуть ли не в упор, так что тут уже не до баллистических тонкостей (траектория пули почти прямолинейна), гораздо важнее тактика применения снайпера и правильная отработка пробиваемости различных преград и рикошета пуль. Так, даже обычное оконное стекло может изменить траекторию пробившей его на пути к голове злодея пули, и та попадет не точно в мозжечок, а на полсантиметра в сторону. Убьет – да, но не отключит мгновенно все двигательные функции, что чревато неприятностями, например, если террорист держит руку на кнопке бомбы или угрожает пистолетом заложнику.
«Альфа Антитеррор» предлагает широкий выбор бесшумных снайперских винтовок. Ну а на случай, если надо снять злодея за километр или пробить кирпичную стену, есть крупнокалиберная В-94.В Delta Force зеленая цифра справа от вертикальной нити в прицеле показывает расстояние до цели, желтая слева – дальность, на которую настроен прицел.
Оружие применяется относительно маломощное, что позволяет снизить заметность, с одной стороны, и избежать побочных жертв – с другой. Никому не нужно одной крупнокалиберной пулей завалить сначала грабителя, а потом еще троих зевак за стенкой. При антитеррористических операциях зачастую используется оружие с глушителями, так как его недостатки в виде дозвукового боеприпаса некритичны на минимальных дистанциях и окупаются выгодой от малозаметности применения.
В играх работа контртеррористического снайпера показана в сериях Rainbow Six и «Альфа Антитеррор». В них, прежде всего, требуется правильно расположить своего снайпера, обеспечить ему хороший вид на цель и надежное укрытие, в нужную минуту отдать приказ на открытие огня. Непосредственно стрельба не столь важна, в «антитеррористических» играх геймер обычно работает не столько за снайпера, сколько за его командира. Особняком стоит разработка словацкой Byte Software SPECNAZ: Projekt Vlk («Спецназ: проект Волк» от «1С»), где игроку в роли бравого спецназовца доведется вдоволь пострелять от первого лица, в том числе и из хорошо смоделированного бесшумного «Винтореза».
Если бы не отвратительная прыгучесть протагониста, эту игру даже можно было бы порекомендовать к покупке. А в SWAT 4 полицейский снайпер представлен отдельным окошком на экране, на которое можно переключиться и поразить неосторожно вышедшего на простреливаемое пространство преступника.
Никаких градусов, только тысячные
Если не брать отсебятины или фантастических придумок дизайнеров, в играх чаще всего встречаются оптические прицелы с сетками трех видов:
Простое перекрестье без верхней части, с «пеньком» в центре. Так устроены сетки советских прицелов ПУ, ПЕ и ПБ, немецкий ZF.4 (скопирован немцами с ПУ) и британский No.32 времен Второй мировой войны. Американский M73B1 тех же лет выглядит еще проще и представляет собой обычный крестик из двух прицельных нитей – вертикальной и горизонтальной. Эти прицелы настраивались маховичками, которыми вводились вертикальные поправки на дальность и горизонтальные на ветер. Поскольку поправки в играх не предусмотрены, стрелять приходится по наитию и опыту.
Прицел ПСО-1 советской винтовки СВД. Тут сетка устроена сложнее и состоит из нескольких частей. Появилась горизонтальная шкала тысячных. Одна «тысячная» – это угол, под которым виден предмет размером 1 м с расстояния в 1000 м; угол этот составляет 1/6000 окружности, или 1 миллирадиан. Таким образом, в градусах 1 тысячная (записывается 00-01) определяется так 360/6000, то есть 0.06 градуса. Благодаря использованию тысячных стрелок может быстро и без особого труда определить расстояние до цели, размер которой ему примерно известен, разделив этот размер в метрах на количество тысячных, под которым видна цель, и умножив результат на 1000. Так, если принять средний рост человека за 1.8 м и солдат противника виден под углом в три тысячных, расстояние до него составляет 1.8 / 3 х 1000 = 600 метров. Создатели ПСО-1 пошли еще дальше и ввели в сетку прицела специальную шкалу, состоящую из двух линий – горизонтальной и возрастающей кривой. Шкала расположена в левой нижней четверти и предназначена для быстрого определения дальности: необходимо подвести фигуру вражеского солдата так, чтобы она «стояла» на горизонтальной линии и касалась головой кривой, и тогда на горизонтальной шкале под фигурой будет обозначено расстояние до цели ростом 1.7 метра. В таблицах стрельбы для разных сочетаний винтовок и боеприпасов к ним указаны стандартные поправки в тысячных, которые надо вводить на различных дальностях и при различных скоростях и направлениях ветра. Также в ПСО-1 помимо основного угольника, обозначающего точку прицеливания, есть дополнительные угольники, рассчитанные на дальности в 1100, 1200 и 1300 метров, хотя из СВД так далеко обычно и не стреляют. В играх, где нельзя внести поправки в прицел, это помогает правильнее прицелиться.
Прицел типа mil-dot (от milliradian dot, миллирадианная точка). Характерен для современных западных снайперских винтовок и представляет собой перекрестье, на прицельные нити которого нанесены специальные отметки. Угловой размер отметки составляет 0.25 тысячной, расстояние между отметками 0.75 тысячной (у прицелов некоторых производителей соотношение может быть 0.8 на 0.2), расстояние между центрами отметок – ровно 00-01. В практическом смысле использование прицела mil-dot мало отличается от ПСО-1.
Operation Flashpoint достоверно показывает будни рядового со снайперской винтовкой Драгунова в руках.Forgotten Hope стал одним из самых популярных реалистичных модов.
Семья будет довольна?
Я ни в кого не стрелял. Меня арестовали только потому, что я жил в Советском Союзе. Меня просто подставили.
Ли Харви Освальд, Даллас, 1963
Отдельно стоит сказать и о темной стороне сегодняшней темы. Джон Фицджеральд Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Отари Квантришвили, Максим Курочкин – всех этих весьма разных людей объединяет одно печальное обстоятельство: точку в их жизненном пути поставил убийца со снайперской винтовкой. Моделирование недоступного по моральным и правовым причинам опыта внутри безопасного виртуального мира весьма привлекательно. Проще говоря, к услугам желающих почувствовать себя в роли автора громкого убийства есть несколько соответствующих игр.
Hitman: Codename 47 вышла в 2000 году и стала настоящим хитом, последовали вторая, третья и четвертая части. Непосредственно стрельба в произведении IO Interactive достаточно проста, но самым интересным для игрока бывает то, что происходит до нее и сразу после. Нужно найти цель, добраться до нее и потом улизнуть от взбешенной охраны.
Одним из инструментов бритого убийцы может быть винтовка с оптическим прицелом, и тогда Hitman превращается в тактический симулятор криминального снайпера. Переодевания, устранение свидетелей… Один, на чужой территории, выполняющий смертельно сложное задание, ненавидимый всеми и невидимый никому – пожалуй, в чем-то киллер очень похож на элитного армейского снайпера в тылу врага.
В Marine Sharpshooter 2 разработчики вместо родного mil-dot привинтили на М40А3 главного героя чудо.По дальномерной шкале ПСО-1 видно, что до злодея 400 метров.
Если Hitman хвастается множеством эффектных способов лишить клиента жизни, то гораздо менее знаменитая JFK Reloaded посвящена одной лишь стрельбе. Задача игрока – совместить в пространстве и времени голову президента США Джона Фицджеральда Кеннеди и пулю, выпущенную человеком по имени Ли Харви Освальд 22 ноября 1963 года из винтовки итальянского производства Carcano M91/38. Никакой тактики, никакой необходимости пробираться на огневую позицию или уходить с нее после выстрела. Игра начинается сразу на шестом этаже полиграфического склада, то есть там, откуда Освальд стрелял в 35-го президента США, винтовка направлена на улицу Вязов, по которой уже движется кортеж Кеннеди. Остается прицелиться и сделать в течение восьми секунд три выстрела. Поскольку JFK Reloaded позиционируется не как игра, а скорее как исторический симулятор, то наибольшее количество призовых баллов заработает тот игрок, который точнее всего воспроизведет стрельбу Освальда: первый выстрел – промах, через 3.5 секунды второй выстрел, поразивший губернатора и президента, и еще через 5 секунд третий и последний, всадивший пулю в голову коллеги Хрущева по Карибскому кризису. Дистанция стрельбы минимальна, поэтому основное внимание разработчики из шотландской компании Traffic Games уделили не внешней баллистике пули, а ее поведению после попадания в цель. Пожалуй, это единственная игра, в которой пуля пробивает мягкие ткани и изменяет траекторию при попадании в кости внутри тела. Разумеется, тщательно отработан рикошет от твердых поверхностей вроде асфальта или бетона. Могущественная семья Кеннеди по понятным причинам с первого взгляда невзлюбила JFK Reloaded, и игра быстро исчезла из продажи. Сейчас ее можно найти только на сайтах abandonware или в пиринговых сетях.
JFK Reloaded тщательнее всех подходит к вопросам путешествия пули внутри тела. Причем вполне определенного тела, принадлежащего президенту Кеннеди.Лысый правонарушитель пользуется какой-то продвинутой вариацией СВД с измененным для красоты прицелом.
Про зайцев и волков
Я думал сначала говорить подробно в моих записках вообще о ружейной охоте, то есть не только о стрельбе, о дичи, о ее нравах и местах жительства в Оренбургской губернии, но также о легавых собаках, ружьях, о разных принадлежностях охоты и вообще о всей технической ее части.
Сергей Аксаков, Москва, 1852
Помимо военных, полицейских и преступников, есть еще множество людей, обожающих выслеживать цель, стрелять в нее издалека, потом кидать в кузов пикапа и потрошить. Разумеется, это охотники. Ну а для тех, у кого слабая печень, нет времени либо возможности выехать в лес с верным ружьем, или просто жалко убивать зверей, найдутся отличные охотничьи игры, прежде всего серий Deer Hunter, Big Game Hunter и Trophy Hunter. Эти игры более-менее похожи друг на друга, различаясь лишь местом охоты, доступными виртуальному охотнику оружием и дичью, которую собственно и нужно выследить и подстрелить. Типичную охотничью игру можно назвать «снайпер на отдыхе». Звери не стреляют в ответ и не вызывают себе на помощь авиацию. Но подстрелить кабана или оленя вовсе не так уж просто. Его надо найти, выследить, подобраться к нему так, чтобы зверь не почуял опасности, а еще лучше – подманить, определить дальность, силу и направление ветра, настроить прицел, выстрелить и попасть. В отличие от военного снайпера, на выбор охотнику предлагается до двадцати различных стволов с достаточно хорошо проработанной баллистикой – винтовки с продольно-скользящим затвором, помповые ружья, автоматические винтовки, а для особых оригиналов – даже револьверы и арбалеты. Стрельба проработана хорошо, в руках охотника не бьющая по прямой лазерная вундервинтовка, а нормальное ружье с обычным или оптическим прицелом.
Надеюсь, проект «Снайпер» от «1С» не похоронен окончательно. На скриншоте прекрасно видна сетка советского прицела ПУ.Snipersim не столько игра, сколько именно симулятор. Скучный, но точный. Сетка mil-dot показывает, что расстояние до цели около 630 метров.
Ваши пальцы пахнут порохом
Кстати, о снайперах. В таких специфических условиях их роль трудно переоценить. За 1999 год в округе было подготовлено 150 инструкторов, которые обучали снайперов по особой программе.
Геннадий Трошев, Москва, 2001
Особняком стоят программки, написанные энтузиастами для энтузиастов, ведь не только игроки любят оружие, но и стрелки любят компьютеры. Прежде всего, это многочисленные электронные таблицы стрельбы, помогающие быстро и точно выставить на прицеле правильные поправки в полевых условиях, во-вторых – электронные помощники, помогающие при ручной набивке патронов отмерить нужное количество пороха и дроби и понять, что получится в результате, в третьих – перенесенные в КПК или ноутбук карточки стрельбы, обычно заполняемые на бумаге. Все это сугубо профессиональные программы, к играм не имеющие никакого отношения. Есть попытки создания интерактивных учебников, иллюстрирующих влияние множества переменных на траекторию полета пули. Так, например, Long range Shooting и ее продолжение Long Range Shooting 2 бесконечно скучны внешне (игрок курсорными стрелками вводит в прицел горизонтальные и вертикальные поправки и «стреляет» по неподвижной учебной мишени), но зато просчитывают влияние на точку попадания таких переменных, как давление, температура и влажность воздуха, высота стрельбища над уровнем моря, сила, направление ветра и его порывы, тип оружия и боеприпаса, дальность до цели. Пожалуй, это единственный стрелковый симулятор для PC, в котором не используется мышка.
Long Range Shooting научит, как пользоваться оптическим прицелом...В Day of Defeat энтузиасты заботливо присыпали оптику пылью и грязью. Для антуража.
Впрочем, нельзя пройти мимо любительской попытки создать правильный игровой симулятор снайпера, который незатейливо называется Snipersim. Работы идут медленно, проект находится в стадии вечной беты, но даже в таком виде предлагает очень хорошую баллистику и неплохую модель взаимодействия всего комплекса «стрелок-оружие-патрон» при стрельбе из винтовки M24 с прицелом Leupold M3A патроном 7.62x51mm NATO M118LR. Автор и по совместительству вебмастер крупного стрелкового сайта snipercentral.com обещает когда-нибудь довести Snipersim до коммерческого релиза, ну а пока демоверсию можно скачать с его сайта.
Виртуальный противник дергается и падает на виртуальную землю, превратившись в виртуальный труп. Можете украсить виртуальный приклад еще одной зарубкой. Сколько их там уже – сотни, тысячи?
Тема слишком обширна, чтобы рассказать в одной статье про все существующие игры, в которых в руки геймера попадает снайперская винтовка. Да и, положа руку на сердце, далеко не все эти игры заслуживают хоть какого-то упоминания. Однако самые значимые в статью все-таки попали.
В целом «стрелковые симуляторы» могут дать некоторое представление о том, как действует оружие и с какими трудностями сталкивается стрелок при решении типичных снайперских задач.
Однако ценность их для практического обучения стрельбе не просто низка, а стремится к нулю. Игры заменяют «жизненные» умения по маскировке и обнаружению притаившегося снайпера противника весьма символическими эрзацами, упрощенно подходят к тактике и не дают никаких практических моторных навыков обращения с оружием: все-таки легкая мышка на столе и несколько килограммов грохочущей и рвущейся из рук оружейной стали мало похожи друг на друга, а монитор – плохая замена прицельной оптике.
Поэтому, если вам действительно интересен снайпинг, вы любите стрелять и с ностальгией вспоминаете то время, когда могли делать это за государственный счет, оторвитесь от компьютера и не пожалейте времени и денег на хороший тир с огнестрельным оружием, вроде московского «Хищника», а еще запишитесь в страйкбольный клуб, возьмите винтовку с оптическим прицелом и поползайте вволю на собственном пузе, отстреливая живых противников.
Снайпер или sniper?
Не всякий солдат, вооруженный винтовкой с оптическим прицелом, является снайпером. И речь сейчас не о высоких материях вроде боевой и политической подготовки, избранности и олимпийского одиночества бога войны и подобной дури. Нет, все гораздо проще. По мере того как автоматическое оружие задрало до небес соотношение потраченных патронов на одного убитого противника, во многих армиях мира стали уделять внимание не только плотности огня, но и меткости. Первым и очевидным шагом стало создание организаций, готовящих метких стрелков, например ОСОАВИАХИМ/ДОСААФ и Schutzenbund, а также отбор строевых солдат, показавших особые успехи в стрелковых упражнениях.
Вторым и не менее очевидным шагом было дать хорошо подготовленным стрелкам оружие, подходящее для огня не на подавление, а именно на поражение. В советской армии таким оружием стала СВД (снайперская винтовка Драгунова), оснащенная прицелом ПСО-1 и официально предназначенная для огневой поддержки мотострелкового взвода. Надо сказать, что это уникальный случай разработки специализированного оружия, в армиях других государств обычно используются штатные автоматические либо полуавтоматические винтовки вроде M-16, к которым добавлены оптические прицелы и сошки; как правило, используются более мощные и точные боеприпасы, хотя сохраняется возможность стрельбы обычными, т. н. «валовыми» патронами. Боец с СВД входит в состав каждого отделения и работает под непосредственным руководством командира, уничтожая живую силу находящегося в боевом соприкосновении противника – прежде всего, офицеров, связистов и расчеты тяжелого вооружения на дальностях до 600 метров.
Снайпер же в традиционном понимании этого термина работает один либо в паре с наблюдателем, подчиняется командиру более высокого ранга и работает независимо от линейных стрелковых подразделений. В его задачи входят разведка, уничтожение особо ценных целей в ближнем тылу противника и снайперский террор. Снайпер ведет огонь на дальностях до километра, а при применении крупнокалиберных винтовок – и более. Рекорд результативного снайперского выстрела на сегодняшний день принадлежит канадскому снайперу Робу Фурлонгу (Rob Furlong), выстрелом из 12.7-мм винтовки McMillan TAC-50 убившему афганца с расстояния 2.430 километра. Как ни странно, для выполнения задачи снайперу вовсе не обязательно постоянно попадать в цель: снайперский террор, или запугивание вражеских войск, существенно затрудняет нормальное функционирование ближних тылов противника. Сама возможность попасть под снайперскую пулю заставляет вражеских солдат передвигаться лишь по укрепленным путям и/или в темное время суток. В Советской Армии самой яркой страницей в снайперском движении стала Великая Отечественная война. К сожалению, в последующие годы снайперов-профи из войск убрали, заменив солдатами с СВД на уровне отделений. Снайперы в исходном понимании этого слова остались лишь в спецподразделениях.
Желающим поохотиться на крупного зверя стоит обратить внимание на Deer Hunter. Вон какой красавец…«Снайпер: дороги войны» предлагает собственную вариацию на тему сетки прицела, близкую к английскому No. 32.
4321 Прочтений • [Снайперская винтовка в руках геймера] [12.04.2012] [Комментариев: 0]