Дела с игровой музыкой в Японии обстоят совершенно иначе, чем на Западе или у нас. При взгляде на магазинные полки, заваленные саундтреками, кажется, будто Страну восходящего солнца впору переименовать в Заповедник для композиторов и меломанов, – здесь для них созданы самые что ни на есть райские условия, а свобода творчества и вовсе воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но так ли много шедевров среди манящих обложками дисков? Акира Ямаока, при всём уважении к коллегам, признаётся, что терпеть не может почти все их сочинения. «Вся беда в национальном менталитете, – объясняет он. – Японцы – на редкость фанатичные геймеры и готовы маниакально скупать любые товары с атрибутикой понравившейся игры, не обращая внимания на качество».
И, по сути, автор мелодий к Silent Hill прав. Если проект хоть сколько-нибудь популярен, музыкальное сопровождение непременно выйдет отдельно огромным тиражом, причем ни издатели, ни звукозаписывающие компании не побеспокоятся отобрать наиболее удачные композиции. В ход идет все – даже десятисекундные фанфары, звучащие, к примеру, при загрузке меню. Не пугает никого и объём. Если для игры написано пять часов музыки, будьте уверены – официальный саундтрек займет минимум 4-5 дисков, не говоря уже о синглах, специальных изданиях и переизданиях. Уши у непосвященных увянут уже на первом часу – зачастую от однообразия. Вот и весь сказ: люди слушают то, во что играют. Как говорится, я сумасшедший фанат и горжусь этим.
И всё же японская музыка остаётся горячо любимой далеко за пределами родины, хотя сами японцы считаются наиболее благодарными слушателями. Недаром некоторые группы выпускают специальные «японские» версии своих альбомов (например, с редкими или не публикующимися больше нигде песнями) или же начинают официально продавать их в стране самураев несколькими днями ранее, чем в остальном мире. А крупнейшие местные игровые студии обзаводятся собственными «музыкальными» подразделениями. Несмотря на конкуренцию, японские композиторы скорей видят в коллегах из других компаний единомышленников, лично знакомы между собой, работают рука об руку над общими проектами и учатся у старших товарищей, среди которых наиболее известен Нобуо Уемацу.
Японский Джон Уильямс
Дружная компания: Нобуо Уемацу, Акира Ямаока, Джейсон Хейс (World of Warcraft), Кодзи Кондо и Такэнобу Мицуёси (Shenmue).
Нобуо Уемацу родился 21 марта 1959 года в японском городе Коти. Он не получил специального образования, но музыкой увлекался: поигрывал на клавишных инструментах в различных группах, писал мелодии для рекламных роликов. А когда друг из только что основанной Square предложил Уемацу в 1985 году сочинить саундтрек к видеоигре, тот не смог отказаться. Первые шаги компании в бизнесе, как наверняка помнят читатели «СИ», оказались неудачными: Square балансировала на грани банкротства, и её чудом спас талантливый разработчик Хиронобу Сакагути, придумавший и воплотивший на NES первую часть будущего сериала Final Fantasy. К успеху проекта приложил руку и Нобуо Уемацу. Хотя NES располагала всего пятью «инструментами»-каналами для воспроизведения простейших звуков (четыре канала отводились музыке, пятый – звуковым эффектам), Уемацу создал необычайно запоминающиеся мелодии, которые прекрасно подчеркнули игровые события. С тех пор он остается бессменным композитором сериала, а также выпустил многочисленные альбомы с оркестровыми и инструментальными темами из Final Fantasy.
Переняв опыт другого известного коллеги, Койти Сугиямы (о нём можно прочитать далее), Уемацу решил не ограничиваться студийными записями в попытках донести свои творения до слушателей. Его симфонические концерты собрали аншлаги не только в Японии, но и в Европе, Америке и Австралии. В 2003 году он создал группу The Black Mages, исполняющую рок-аранжировки композиций из Final Fantasy. «Чёрные маги» выпустили два успешных альбома и уже замахнулись на третий, в котором один из дисков будет посвящен японской мифологии, а также написали саундтрек к фильму Final Fantasy VII: Advent Children (в выходных данных альбома о Black Mages не говорится напрямую, но упоминается Уемацу и другие участники коллектива). Впрочем, такой творческий размах постепенно привел Уемацу к самокопированию и однообразию, и руководство Square Enix начало подыскивать мэтру помощников: его партнёрами по Final Fantasy X были Масаси Хамаудзу и Дзюния Накано, а по Final Fantasy XI – Наоси Мидзута и Куми Таниока. Роль напарников со временем становилась всё важнее и важнее. Уемацу намеренно отошёл от дел, покинул компанию и теперь сотрудничает с ней уже в качестве главы собственной студии. Игры, над которыми он работает, запоминаются ярким, поистине волшебным звучанием.
Большой босс игровой музыки
Не меньше, чем Нобуо Уемацу, в Square Enix ценят Койти Сугияму – старейшего игрового композитора Японии. Он родился 11 апреля 1931 года в Токио, с юных лет пристрастился к классической музыке, которая постоянно звучала дома, а в школьные годы уже попытался сочинять небольшие музыкальные произведения. В 1958 году Сугияма с отличием окончил Токийский университет и десять лет проработал на телевидении: сперва штатным, затем внештатным директором. И потом решил все-таки серьёзно заняться музыкой. В начале 80-х он писал музыку для различных поп-исполнителей, анимационных фильмов и телешоу, а в 1986 году заступил на службу в Enix, тогда – конкурентку студии Square. Его первой работой на новом месте стал саундтрек к Dragon Quest для NES, написанный на PC-8801. Новинку приняли очень тепло, но «компьютерный» звук Сугияму не впечатлил. И он воплотил в жизнь то, что до него никому не приходило в голову: в том же году выпустил диск Dragon Quest I Symphonic Suite, на котором его произведения исполнил Лондонский филармонический оркестр. Позднее многие японские геймеры признавались, что познакомились с симфонической музыкой и полюбили ее именно благодаря этому альбому.
Событие следующего года также вошло в историю – Сугияма первым в мире дал концерт игровой музыки Family Classic Concert. В программу вошли мелодии из первой и второй части Dragon Quest. И первое представление, и последовавшие гастроли по родной стране оказались необычайно успешными: Сугияма неизменно собирал полные залы. В последующие годы он стал исполнять не только собственные сочинения, но и музыку других известных композиторов, например таких, как Нобуо Уемацу и Кодзи Кондо.
Терпение и труд всё перетрут
Ясунори Мицуда родился 21 января 1972 в городе Токуяма. Нетрудно догадаться, что юношеские годы будущего сочинителя пришлись на бурное развитие рынка видеоигр и появление первых домашних компьютеров. Мицуда решил, что компьютер для него важнее приставок, поэтому уговорил родителей купить его. Кстати, на нём он писал простенькие игры, а также мелодии. В старших классах его очень увлекло кино. Правда, в то время как многие школьники мечтали об актерской стезе, Мицуде не терпелось писать саундтреки к фильмам. Тут надо сказать, что будущий композитор, при всем своем честолюбии, был очень ленивым. Он занимался гольфом, плаванием и лёгкой атлетикой, да вообще хотел стать спортсменом, но из-за отсутствия упорства все увлечения оставались поверхностными. Чтобы так же не вышло с музыкой, Мицуде пришлось серьёзно поработать над собой. После окончания школы, в 1991 году, он уехал в Токио и поступил в музыкальный колледж, но из-за недостатка специального образования выбрал не старшую, а младшую группу. Преподаватели часто подсмеивались над ним, так как Мицуда плохо разбирался в тонкостях сольфеджио и никак не проявлял себя. Но несмотря на трудности, он старался как можно лучше усвоить материал. И вот однажды один из преподавателей порекомендовал ему устроиться на работу в Square. Мицуда послал в компанию три собственных композиции и был вызван на собеседование, где встретился с Нобуо Уемацу и Минору Акао (одним из композиторов сериала Front Mission). На собеседовании Мицуда заявил, что не собирается задерживаться в Square надолго, ибо амбиции приказывают быть независимым. Кроме того, он не скрывал, что не играл ни в одну Final Fantasy. Несмотря на вызывающую речь, на работу его все-таки приняли – благодаря присланным сочинениям. Мицуда был приставлен помощником к самому Койти Сугияме, но занимался не музыкой, а программированием звука и звукорежиссурой. Он многому научился у Сугиямы, но по-прежнему хотел творить и поэтому решился на новый рискованный шаг: направился к руководству компании и сообщил, что уволится, если ему немедленно не дадут шанса проявить себя. Увольняться не пришлось: Мицуду назначили ведущим композитором Chrono Trigger (1995), а помощниками – Нобуо Уемацу и Норико Мацуэда (Front Mission 2, Final Fantasy X-2). Этот проект стал переломным в его карьере и при этом самым сложным, так как Мицуда раньше не работал над оркестровым звучанием. За время работы над Chrono Trigger он заработал истощение организма, похудев на шесть килограммов, но доказал свой талант. Композитор пробыл в Square до 1998 года, написав музыку ещё для четырех игр: Front Mission: Gun Hazard, Radical Dreamers, Tobal No. 1 и Xenogears.
Его деятельность вне стен компании напоминает путь, который проделал Нобуо Уемацу: создание собственной студии и совместные проекты с Square в дальнейшем. Огромным успехом Мицуды как вольного художника стал саундтрек для Chrono Cross (1999) в кельтском стиле. Именно кельтские мотивы преобладают в творчестве Мицуды, и наиболее ярко они выразились в сольном альбоме Kirite (2005), который одновременно служит музыкальной иллюстрацией к книге The Five Seasons of Kirite за авторством Масато Като, сценариста Chrono Trigger и Chrono Cross.
Музыка для водопроводчика
Фото на память: Джерон Мур, Кодзи Кондо, Джереми Соул.
Кодзи Кондо прославился, написав музыку для Super Mario Bros. (1985), игры всех времён и народов, а также для других проектов компании Nintendo, в том числе и небезызвестного сериала Zelda. Кондо родился 13 августа 1960 года в Нагойе, рос в музыкальной семье, много слушал классику и джаз. Как и другие композиторы, в детстве он сочинял несложные вещи для фортепиано, однако серьезно учиться будущей профессии начал только с семнадцати лет. В начале 80-х Nintendo требовались музыканты для новых проектов. Кондо ухватился за эту возможность, хотя плохо представлял, с какими техническими трудностями столкнется. Звуковой чип NES, способный проигрывать четыре монофонических звука, разительно отличался от привычных ему инструментов, и Кондо сильно волновался. Саундтрек к Devil World (1984), написанный под чутким руководством Акито Накацуки, стал для него самой настоящей школой игрового композитора, причем обучение прошло настолько удачно, что следующее задание было не в пример ответственнее: музыкальное сопровождение к Super Mario Bros. знаменитого Сигеру Миямото.
Окрыленный оказанным доверием, Кондо вместе с программистами Nintendo добился необычайно богатого (по тем временам) звучания без каких-либо модификаций «начинки» консоли. Пятый канал, который обычно отводили под звуковые эффекты, использовали для музыки: для звуков он высвобождался только в нужные моменты. Все композиции длились не больше 4 минут, но благодаря разнообразию и мелодичности никогда не надоедали. Кроме того, они были тесно связаны с происходящим на экране: когда Марио передвигался по солнечной поляне, звучал веселый жизнерадостный мотив, а переход в подземелье подчеркивался сменой темпа и более мистическим настроем музыки. Такой подход сохранился в играх до сих пор.
Главная тема водопроводчика Марио породила не меньше вариаций, чем Jingle Bells или «В лесу родилась елочка». На первом официальном саундтреке – обычной аудиокассете – вторая сторона была целиком отдана оркестровой версии мелодии, количество прочих официальных и фэнских интерпретаций не поддаётся исчислению. Всё это очень радовало Кондо, но мечтал он не об этом. Он ждал момента, когда технические характеристики консолей улучшатся и симфоническая музыка зазвучит непосредственно в игре.
Мечты сбылись уже в новом тысячелетии, когда Nintendo выпустила GameCube (2001), «понимавшую» полноценные аудиофайлы и воспроизводившую звук в высококачественном формате Dolby Pro Logic II. К тем играм сериала The Legend of Zelda, которые разрабатывались для GameCube, Кондо написал потрясающие симфонические композиции. Он также внёс вклад в развитие интерактивной музыки, которая менялась в боях в зависимости от успехов игрока. Сейчас Кодзи Кондо пишет музыку для Wii и Nintendo DS. И, кажется, останавливаться на достигнутом не собирается.
Нобуо Уемацу, Койти Сугияма и Кодзи Кондо – имена, которые стоит запомнить в первую очередь, начиная знакомство с японской игровой музыкой. Но кроме них есть интересные композиторы-новаторы, расширившие рамки классических стилей или придумавшие собственные.
И всё-таки в чём-то мы похожи
Рика Муранака и Митиру Яманэ никогда не были дуэтом и особо не пересекались по каким-либо проектам, но их объединяет одна маленькая особенность. Рика и Митиру – женщины-композиторы. Обе родились в Токио, но когда точно – неизвестно. В детстве воспитывались в классическом духе – брали уроки игры на фортепиано. Рика ещё подростком уехала в Чикаго, где изучала джазовое фортепиано в Северо-Восточном Университете Иллинойса (Northeastern Illinois University). В свою очередь Митиру, окончив лицей, поступила в одну из наиболее престижных музыкальных академий Японии – Школу искусств Аити Кенрицу (Aichi Kenritsu Art School).
Недюжинный талант Рики Муранаки проявился еще во время учебы, поэтому она часто выступала с такими известными джазовыми музыкантами, как Вуди Шоу Стэн Кентон, Арт Блэйки и Фредди Хаббард. Сразу после окончания университета с ней связались представители звукозаписывающей компании Columbia Records и предложили контракт как исполнителю и музыкальному продюсеру. Её самым успешным сольным альбомом стала пластинка под названием Slice of Life, где вокалистами выступили Дуайт Дюкс, Стефани Би и Синтия Харрел. По воле случая Рика оказалась в Konami. Её пристроили в музыкальное подразделение, работавшее в ту пору над Metal Gear Solid 2. Так она познакомилась со штатным композитором Норихико Хибино и приглашённой звездой – голливудским композитором Гарри Грегсоном-Уильямсом. Саундтрек Metal Gear Solid 2 полюбился и простым геймерам, и критикам, поэтому творческому трио Норихико, Гарри и Рики поручили и музыкальное сопровождение Metal Gear Solid 3. Вдобавок, Рика привлекла к работе Синтию Харрел, исполнившую будущий хит Snake Eater.
Митиру Яманэ после окончания колледжа преподавала музыку и попутно искала более серьёзную работу. Через объявление в газете о поиске композитора она вышла на Konami и была принята с распростёртыми объятиями. Первым проектом в новом коллективе стала TwinBee (1991) для аркадного автомата, музыкальная начинка которого была схожа с NES. В 1994 году Митиру написала саундтрек к Castlevania: Bloodlines (Mega Drive), но известность ей принесла другая представительница сериала – Castlevania: Symphony of the Night (1997) для PS one. Митиру написала очень мрачную оркестровку, выдержанную в готическом стиле. По личным причинам она ограничилась всего несколькими композициями для последующих частей, что очень возмутило поклонников, которые уже не представляли себе замка графа Дракулы без ее симфоний. К их большой радости, Митиру вернулась в 2003 году с потрясающим саундтреком к Castlevania: Harmony of Dissonance (PS2), а в прошлом году исполнила мелодии из сериала на концерте игровой музыки в Лейпциге.
Акира Ямаока и все, все, все
Мэри, Акира и Джо на премьере «Сайлент Хилла».
Акира Ямаока появился на свет 6 февраля 1968 года. В юности он совершенно не подозревал, что станет композитором: мечтал посвятить себя гончарному искусству. Попутно он возился с компьютером, записывая на него всевозможные звуки, а также играл в панк-группах на гитаре. Когда обучение основам дизайна в Токийском колледже искусств подошло к концу, Ямаока понял, что звукозапись – то, чем он хочет заниматься больше всего. Поэтому дальнейшую судьбу он связал с компанией Konami, куда устроился в 1988 году звуковым дизайнером видеоигр. Постепенно Ямаока приобщился к написанию музыки, проявил себя как хороший композитор и аранжировщик, но за почти двенадцатилетнюю карьеру ни в одном проекте не занимался самостоятельно всем музыкальным сопровождением. Такой проект появился только в 1999 году и назывался он Silent Hill. Ямаока создал насыщенный звуковой фон и написал очень мрачную музыкальную дорожку. Игра быстро приобрела популярность, и Konami разработала продолжение. Саундтрек к Silent Hill 2 (2001), записанный с использованием электрогитары и электронных инструментов, был принят еще более восторженно, чем предыдущий. Ямаока вмиг стал негласным представителем сериала, поэтому руководству Konami ничего не оставалось, как назначить его сопродюсером и позже главным продюсером Silent Hill.
Работая над третьей частью, он задумался о новом звучании и решил записать для игры композиции с женским вокалом. Ямаока отправился в Лос-Анджелес и устроил прослушивание, на которое пришло более пятидесяти кандидаток. Так он нашёл Мэри Элизабет МакГлинн (Мелисса Уильямсон – один из её многочисленных псевдонимов) – американскую актрису с потрясающим голосом. В США же Ямаока познакомился с Джо Ромерса – также сильным вокалистом и не менее талантливым музыкантом. Для Silent Hill 3 (2003) и Silent Hill 4: The Room (2004) Ромерса написал девять песен, две из которых исполнил сам (в остальных поет Мэри). Фанаты SH пришли в восторг, а Акира, Мэри и Джо стали настоящими друзьями.
А теперь немного о Мэри и Джо. Им часто приходится озвучивать различных персонажей в аниме, но творчество Джо более разнообразно, ведь основной смысл его жизни – музыка. Он профессионально играет на ударных инструментах, гитаре и бас-гитаре, занимается продюсированием и звукорежиссурой. Вы не поверите, но Джо является обладателем престижной музыкальной награды «Грэмми» за игру на ударных в песне The Missing Years американского фолк-исполнителя Джона Прайна. Джо также работал с такими известными музыкантами, как Дональд Бёрд и Боб Дилан. Вы спросите, почему Джо Ромерса до сих пор неизвестен? По его словам, он никогда не продвигал свою музыку, да и пока что не собирается этого делать. Тем не менее в прошлом году он выпустил сингл The New World, в котором, правда, не спел, а лишь зачитал текст. Сейчас Ромерса заведует студией Shadow Box Studio, под маркой которой выпускает демодиски с собственной музыкой, а также барабанит в группе Blue Baron.
Совсем недавно Акира Ямаока, Мэри Элизабет МакГлинн и Джо Ромерса закончили работу над саундтреком к Silent Hill: Origins (PSP), но из-за многочисленных переносов игры он до сих пор не вышел. Сейчас они заняты музыкой к Silent Hill 5.
Лучшая игровая музыка 2006 (японская секция) Metal Gear Solid: Portable Ops. - Портативная версия знаменитого игрового боевика унаследовала электронно-оркестровый стиль оригинала. Но здесь вы не услышите мелодий Гарри Грегсона-Уильямса, исходя из чего сделаете совершенно правильный вывод: музыка хороша, но без размаха.
Xenosaga Episode III. - Звуковая дорожка отчасти напоминает Gothic 3 с поправкой на то, что действие игры происходит в sci-fi вселенной, поэтому в композициях часто встречаются электронные ударные, синтезаторные звуки и гитарные риффы. К тому же написала эту музыку женщина-композитор Юки Кадзиура.
Legend of Zelda: Twilight Princess. - Новая «Зельда» и новая музыка от Кодзи Кондо. Двадцатиминутный промо-саундтрек игроки могли найти в коллекционном издании игры, однако полная версия до сих пор не выпущена.
Blue Dragon. - Двухчасовая оркестровая дорожка от Нобуо Уемацу рассчитана на преданных фанатов композитора, но вряд ли способна зацепить новых слушателей. Любопытная особенность только одна – песню Eternity исполнил Ян Гиллан, вокалист легендарной британской рок-группы Deep Purple.
Final Fantasy XII - Яркие пафосные симфонии и мистические инструментальные зарисовки от молодого композитора Хитоси Сакимото. Среди особенностей саундтрека — ставшая хитом песня Kiss Me Good-Bye, исполненная известной англо-японской певицей Анжелой Аки.
Okami. - Потрясающий инструментальный саундтрек к стильной Okami (см.«СИ»№224) разместился на шести дисках (пять отданы под музыку из самой игры, шестой – специальное приложение c фортепианными аранжировками). Написан он шестью композиторами и выстроен по принципу чередования энергичных и спокойных мелодий. Любители японской этники без ума!
Persona 3 - Сёдзи Мэгуро уверенно оперирует различными электронными ритмами, создаёт заводные танцевальные номера с женским вокалом и спокойные lounge-композиции. Оценить его работу по англоязычному изданию Persona 3 мы сможем не раньше июля, когда игра выйдет в Штатах.
God Hand - Свежая работа Масафуми Такады, во многом известного как автора саундтрека Killer7. Масафуми работал над God Hand под впечатлением от музыки 60-х и 70-х годов, однако не оставил в стороне и современные проявления электроники. Альбом носит название God Tracks; в него вошли 23 лучшие композиции. <<1-я часть «Игровой музыки»3-я часть «Игровой музыки»>>
872 Прочтений • [Игровая музыка. Часть 2: путь самурая] [12.04.2012] [Комментариев: 0]