С возросшей популярностью видеоигр участились и разговоры об их вреде: как для психики, так и для физического здоровья. Cлухи о том, как прохождение Final Fantasy VIII приводит к самоубийствам, а виртуальные перестрелки превращают людей в невиртуальных инвалидов, плодятся с не меньшей скоростью, чем городские легенды о гигантских крысах в метро. Где же она, правда? Может, стоит выкинуть консоли на помойку, удалить с жесткого диска все до единой игры («Косынка»? «Сапер»?! Долой! Игры – зло!) и научиться играть на банджо или заняться керлингом?
Отделить истину от вымысла мы и попытаемся в нашей статье, проанализировав мнения и результаты исследований медиков-специалистов. Причем сперва те, что относятся к телесным недугам, оставив «чудовищ, порожденных сном разума» на потом.
Итак, какая геймерская болячка вспоминается в первую очередь? Естественно, расстройство зрения, которое в 90-х годах окрестили компьютерным зрительным синдромом (computer vision syndrome). Распознается оно по следующим симптомам: затуманиванию зрения, медленной перефокусировке c ближних объектов на дальние, двоению предметов, жжению в глазах, ощущению песка под веками, боли при движении глазных яблок и их покраснению. Эти явления называют астенопией («слабость глаза» в переводе с греческого), и возникает она не только при работе перед монитором или игрой за телевизором, но и при чтении. Дело в том, что в этих ситуациях мы надолго сосредотачиваем взгляд, и глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, слабеют, что приводит к близорукости. Профилактические меры известны всем, хотя пользуются ими единицы: глаза должны находиться на расстоянии не менее 30 сантиметров от дисплея (или книги); кроме того, необходимо как можно чаще смотреть в окно или хотя бы в дальнюю часть комнаты. Однако монитор, в отличие от книги, сам по себе является источником света (т.н. прибор активного контраста), что только добавляет сложностей. Во-первых, блики на экране мешают разглядеть изображение: люди начинают жмуриться, поворачивать голову, шею, а то и весь корпус. Во-вторых, ученые из Университета штата Огайо (Ohio State University) выяснили, что, глядя на дисплей, абсолютное большинство пользователей щурятся. Часто они этого сами не замечают, а прищуривание – незначительно, но даже в таком случае частота моргания уменьшается в два раза. Это может привести к сухости глаз, которая, в свою очередь, становится причиной зрительного дискомфорта и астенопии. Американским исследователям выход из ситуации видится в создании мониторов, подстраивающих контрастность и яркость под индивидуального пользователя, но офтальмологи советуют установить монитор так, чтобы смотреть на него прямо или сверху вниз, и при первых же симптомах сухости глаз поморгать и повращать глазами с опущенными веками.
Что касается различий между ЭЛТ- и LCD-мониторами, они не так очевидны как кажется. Согласно распространенному мнению, для человека опасно излучение от первых, хотя не исключено, что это всего лишь рекламный ход. Чисто физически речь может идти либо о тормозном излучении электронов, разогнанных с катодно-лучевой трубки на экран, либо об электромагнитном излучении трансформаторов и отклоняющих катушек. Однако о силе и вреде второго благодаря стандартам TCO говорить не приходится, а первое поглощается несколькими сантиметрами воздуха, так что единственный совет – не тыкаться носом в монитор. Во всяком случае, доподлинно не известно о пострадавших от этого пресловутого излучения. Кстати, Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья (США) (National Institute for Occupational Safety and Health) в 1997 году опубликовал исследование, не выявившее никакой связи между работой за компьютером и аномалиями развития плода беременных женщин; а Всемирная организация здравоохранения подтвердила, что компьютеры неповинны в раковых и сердечно-сосудистых заболеваниях. Фактически эти и другие исследования доказали мифическую сущность какого бы то ни было вредоносного излучения, исходящего как от монитора, так и от системного блока вообще.
Зато низкая частота вертикальной развертки ЭЛТ-монитора действительно идет не на пользу здоровью: вызывает раздражительность, нервное напряжение и даже головные боли. Устройство сконструировано таким образом, что луч проходит по экрану сверху вниз, обновляя изображение, и из-за инерционности зрения (если закрыть глаза, на мгновенье можно увидеть контуры окружения) на низких частотах мы замечаем мерцание, которое пропадает с повышением частоты (нормальной считается частота в 85 Гц, что для современных ЭЛТ-монитров – проще простого)
Существует мнение, что мелькание дисплея может спровоцировать эпилептический приступ или отрицательно повлиять на течение эпилепсии, но ни то, ни другое так и не было доказано. Даже повышенная чувствительность к мельканиям – не повод полностью отказываться от игр, если внимательно подойти к подбору дисплея и самих проектов.
Кроме того, группа ученых из Швеции сделала выводы о влиянии мониторов на появление аллергии, головную боль и кожный зуд. Как оказалось, при включении монитора пластик нагревается и выделяет трифенил фосфат, как раз вызывающий аллергическую реакцию. Впрочем, эта беда, судя по всему, не носит массовый характер.
Другой недуг, о котором много говорят, – карпальный туннельный синдром, он же синдром запястного канала (carpal tunnel syndrome, CTS). Больные жалуются на ослабление рук и пальцев, их онемение, неприятные ощущения в области запястья, а также боль при попытке поднять тяжелый предмет. Таковы побочные эффекты от сужения канала, в котором находится срединный нерв, проходящий через запястье между тремя костными стенками и поперечной связкой. Вызывает сужение неудобное положение ладони, частые монотонные сгибания и разгибания руки в области запястья и однообразные нагрузки на одни и те же группы мышц, так что страдают этим заболеванием, например, заводские рабочие. Распространено мнение, что «туннельный синдром» – заодно бич и офисных служащих, однако споры об этом не утихают до сих пор. Например, в 1997 году Национальный институт профессиональной безопасности и здравоохранения США в исследовании связи CTS и определенных профессий, не упомянул тружеников мыши и клавиатуры. Позднее Гарвардская школа медицины (Harvard Medical School) опубликовала отчет, основывавшийся на исследованиях 2001 и 2003 годов, в котором утверждалось, что работа на компьютере не является причиной туннельного синдрома. Однако Канадский центр профессионального здоровья и безопасности (Canadian Center Occupational Health and Safety), как и некоторые другие организации, считает, что неправильное обустройство рабочего места вполне может вызвать не только туннельный синдром, но и расстройства плечевой и шейной мускулатуры. Канадцы дают ряд советов: пользуйтесь подставкой для рук на клавиатуре и ковриком для мыши с подушечкой, а также не забывайте делать перерывы в работе и разминать запястье. Как бы там ни было, создание эргономичной и совершенно безопасной мыши с «горбиком» продолжается до сих пор.
Надо отметить, что приверженцам консолей рано облегченно выдыхать, ведь они находятся в зоне риска вибрационной болезни. Это профессиональное заболевание лесорубов, трактористов, людей, работающих за станком, и прочих, чья деятельность неразрывно связана с вибрацией. Рабочие, подвергавшиеся вибрации в течение 3-15 лет, жалуются на снижение силы, отечность, характерные боли, дрожание рук. Кто бы мог подумать, что в 2002 году врачи в детской больнице в Ливерпуле примут пациента с разновидностью этой болезни – вибрационным поражением рук (hand-arm vibration syndrome). Им оказался 15-летний подросток, по 7 часов в день проводивший за Sony PlayStation. Исследования не выявили никаких травм у пациента и сделали вывод, что виной всему послужила именно вибрация геймпада. После этого случая Sony порекомендовала владельцам Playstation делать 15-минутный перерыв после каждого часа игры. Во всяком случае, тогдашний глава Sony по связям с общественностью в Великобритании Дэвид Уилсон (David Wilson) заявил, что ничего подобного с собственными тестерами компании не случалось, а уж «они играют больше, чем кто бы то ни было». Хотя этот инцидент – скорей исключение из правил, а не обыденное происшествие, поневоле задумаешься, так ли уж плохо исчезновение вибрации из PS3.
Еще один скандал вокруг Sony произошел в Японии совсем недавно. Геймер по имени Аой Байли (Aoi Bailee), счастливый обладатель PS3, неожиданно обнаружил, что у него появились проблемы с эрекцией. По его словам, в скорбном происшествии виноват беспроводной контроллер SIXAXIS, в котором используется зловредная технология Bluetooth, – по неосторожности он держал его возле области паха. Врачи, впрочем, пока не спешат с выводами. И это логично, потому что консоль проживала дома у Аой максимум четыре месяца, а многие другие люди носят в карманах брюк мобильные телефоны годами, и не жалуются. К тому же вопрос влияния радиоволн на организм человека остается спорным. В то время как одни ученые видят в них причину и головных болей, и опухолей мозга, и повышения числа разрывов нити ДНК, другие доказывают отсутствие каких бы то ни было взаимосвязей между радиоволнами и обменом веществ, а также клеточной структурой и онкологическими заболеваниями. Проведенные опыты, как правило, разрозненны, а результаты их не проверены, поэтому однозначно называть радиоволны виновницами ухудшения здоровья человека пока рано. Тем не менее, всемирная организация здравоохранения рекомендовала продолжить исследования этой проблемы.
Для всех геймеров, пренебрегающих спортом и утренней зарядкой, не должны быть откровением (если вы не поклонник Wii или Dance Dance Revolution, разумеется) ни гиподинамия, т.е. нарушения функционирования организма при ограничении двигательной активности (отеки и онемения ног, общая слабость, снижение выносливости), ни сколиоз (искривление позвоночника), ни столь редкий для молодых людей геморрой. Встречаются и менее распространенные синдромы, такие как грудной, при котором ввиду длительного сидения сдавливается грудная клетка, а значит, затрудняется поступление кислорода в организм. Читателям наверняка интересно будет знать, что одна из японских фирм предложила свой способ борьбы с болью в спине и шее после продолжительной игры на консолях: подушку, позволяющую держать спину и голову в удобном положении, с углублениями для рук по бокам и специальной подставкой для подбородка. Но насколько она удобна на самом деле, остается вопросом.
Как видно, многие расхожие мнения касательно влияния игр на человека оказались лишь предрассудками. Но это вовсе не значит, что геймеры наделены особой устойчивостью к болезням. Компьютеры и телевизоры, как и большая часть достижений научно-технического прогресса, способны ослабить человеческое здоровье, хоть и не следует клеймить их (и игры вместе с ними) как абсолютное зло, превращающее детей в калек. Чтение и просмотр телепередач не менее опасны для нашего зрения, чтобы стать импотентом, не обязательно обзаводиться PS3, туннельный синдром можно заполучить еще тысячей и одним способом, а гиподинамии и сколиозу точно так же подвержены, к примеру, водители. Абсолютно здоровых людей не бывает, надо лишь помнить, что игры – всего лишь один из источников повышенного риска.
2-я часть «Игры и здоровье»>>
574 Прочтений • [Игры и здоровье] [12.04.2012] [Комментариев: 0]