Каждую сотню лет потомки рода Бельмонт должны помешать воскрешению повелителя Тьмы, Дракулы. Если они опоздают, коварный граф-кровосос возродится из небытия и вновь попытается подчинить мир своей воле. Тогда останется только один шанс на спасение. И этот шанс – в руках игрока.
Новейшая представительница сериала Castlevania, Сastlevania: Portrait of Ruin (DS) (подробней о ней читайте в обзоре от Ильи Ченцова), удостоилась неплохого коллекционного издания: в черной картонной коробке, запечатанной бутафорской печатью, прячется диск с собранием лучших музыкальных композиций за всю двадцатилетнюю историю Castlevania, буклет с подборкой иллюстраций, стилус и именной кейс для хранения картриджа.
Впрочем, внимание приковывает совсем другое: небольшой бумажный вкладыш, так похожий на рекламные листовки, оказывается настоящим путеводителем по миру Castlevania. Ничто не забыто: и биографии героев из семейства Бельмонт, и хронология битв с нечистью, и сюжетные подробности. А когда вдобавок находишь в миниатюрном художественном альбоме высказывания разработчиков, начинаешь задумываться об истории сериала. О том, как все начиналось, как развивалось и что припасено на будущее.
Хроники «Каслвании»Castlevania (1986, NES)
Vampire Killer (1986, MSX2)
Castlevania II: Simon’s Quest (1988; NES)
Haunted Castle (1988; Arcade)
Castlevania Adventure (1989; GB)
Castlevania III: Dracula’s Curse (1990; NES)
Super Castlevania IV (1991; SNES)
Castlevania 2: Belmont’s Revenge (1991; GB)
Dracula X: The Rondo of Blood (1993; PC Engine Super CD-ROM2)
Castlevania: Bloodlines (1994; Mega Drive)
Castlevania: Dracula X (1995; SNES)
Castlevania: Symphony of the Night (1997; PS one, Sega Saturn)
Castlevania Legends (1998; GB)
Castlevania 64 (1999; N64)
Castlevania: Legacy of Darkness (1999; N64)
Castlevania Chronicles (2001; PS one)
Castlevania: Circle of the Moon (2001; GBA)
Castlevania: Harmony of Dissonance (2002; GBA)
Castlevania: Aria of Sorrow (2003; GBA)
Castlevania: Lament of Innocence (2003; PS2)
Castlevania: Dawn of Sorrow (2005; DS)
Castlevania: Curse of Darkness (2005; PS2, Xbox)
Castlevania: Portrait of Ruin (2006; DS)
Castlevania (1986, NES)Castlevania 2: Belmont’s Revenge (1991; GB)
Хлыст и святая вода – против вампирских клыков
Первая часть приключений славных вампироборцев вышла в 1986 году на NES; американцы и европейцы увидели ее в 1987 и 1988 году. На родине проект нарекли Akumajo Dracula (Demon Castle Dracula), но, перебравшись через океан, он обзавелся новым именем – Castlevania – необычным и одновременно очень узнаваемым, ведь и замок (сastle) и Трансильвания (Transylvania) вспоминаются при каждом пересказе легенды о графе Дракуле. Одновременно владельцы NES заполучили и революционную по меркам тех времен Legend of Zelda, не похожую на традиционные RPG, и отличный платформер Metroid. А у Castlevania не было даже аркадного прошлого и верного сонма поклонников, которые поддерживали такие бренды Konami, как Gradius и Contra. И тем не менее она не затерялась среди других громких релизов: напротив, обросла продолжениями. В частности, главный герой – Саймон Бельмонт – неоднократно появлялся в последующих частях, став очень известным и, что немаловажно, популярным среди геймеров персонажем. Несколько раз создатели лихо изменяли его внешность, несколько раз ему отводилась вспомогательная роль. Выражаясь сухим языком статистики, Саймон Бельмонт побывал протагонистом девяти (!) игр, хотя шесть из них – всего-навсего римейки.
В 1691 году Трансильвания, сто лет жившая без бед и угроз, переживает эпидемию чумы. И тут же (как будто одной чумы мало было!) в зловещем замке на краю леса возрождается граф Дракула. Набрав банду приспешников, он спешит отобедать теми, кто выжил. К счастью, едва темная тень легла на некогда мирные деревни, Саймон Бельмонт, потомок клана охотников на вампиров, встает на защиту людей. Вооружившись легендарным хлыстом Vampire Killer, он отправляется в замок графа, по пути истребляя все отродья тьмы, что осмеливаются преградить ему путь. Так, в одном из эпизодов ему даже удается победить саму Смерть.
«А как же осиновые колья, связки чесночных головок и серебряные пули?» – спросите вы. Неужели одним хлыстом, пусть и легендарным, можно проложить себе дорогу в пристанище жадных до крови монстров и не надоедает ли такая привязанность к единственному оружию? Вовсе нет: у Саймона под рукой целый арсенал вспомогательных убойных средств. Кинжал и секира, традиционное подспорье лихих воинов (достаточно вспомнить, например, Golden Axe) соседствуют с вооружением, освященным Церковью: крестом-бумерангом и склянками со святой водой. А самое необычное – секундомер – «замораживает» на месте рядовых врагов (и даже некоторых боссов).
Герои Леон - Рыцарь, первый раз сразившийся со злом еще в далеком 1094 году. Главный герой Castlevania: Lament of Innocence.
Соня - Блондинка с огненным хлыстом. Cтолкнулась с Дракулой в 1450 году и успела не только утихомирить графа, но и зачать ребенка от его сына Алукарда. Дебют: Castlevania Legends. История Сони вычеркнута из официальной хронологии событий сериала и не признаётся канонической.
Тревор - Злой и обидчивый, вступил в борьбу с графом в 1476 и продолжил уже в 1479. Звезда двух проектов: Castlevania III: Dracula’s Curse, Castlevania: Curse of Darkness.
Кристофер - Провоевал с 1576 по 1591 год, успев отметиться в двух проектах для Game Boy: The Castlevania Adventure и Castlevania II: Belmont’s Revenge.
Мария Ренар - Далекая родственница Бельмонтов, впервые столкнулась с графом в 1792 году. Играбельный персонаж в Dracula X: The Rondo of Blood и версии Castlevania: Symphony of the Night для Saturn. Секретный персонаж в Castlevania: Portrait of Ruin.
Саймон - Активно борется со злом в период с 1691 по 1698. Играет главную роль в таких играх, как Castlevania, Vampire Killer, Castlevania II: Simon’s Quest, Haunted Castle, Super Castlevania IV, Castlevania Chronicles.
Джонатан Моррис - Сын Джона, один из главных персонажей Castlevania: Portrait of Ruin, вступает в битву в 1944 году.
Рихтер - Сражается с отродьями мира Тьмы, начиная с 1792 года. Внезапно появляется в 1944 году с новой прической, но неизменно носит голубое. Засветился в таких играх, как: Akumajo Dracula: Rondo of Blood, Castlevania: Dracula X, Castlevania: Symphony of the Night, Castlevania: Portrait of Ruin.
Джуст - Сын (или внук – история преподносит его и так и так) Саймона. Вступает в борьбу с Дракулой в 1748 году, главный герой Castlevania: Harmony of Dissonance.
Райнхарт Шнайдер - Бросает Дракуле вызов в 1852 году. Несмотря на фамилию, он также – кровный родственник Бельмонтов. Герой Castlevania (N64).
Джон Моррис - Считается потомком Квинси Морриса из романа Брэма Стокера, сражается с вампирами в 1917 году. Каким-то образом и он породнен с Бельмонтами. Один из героев Castlevania: Bloodlines.
Джулиус - Потерял память после того, как в 1999 году последний раз отправил Дракулу спать крепким сном. Встречается в Castlevania: Aria of Sorrow, Castlevania: Dawn of Sorrow.
Castlevania II: Simon’s Quest (1988; NES)Castlevania (1999; N64)
Сам граф Дракула – не поклонник прогулок под луной и всю грязную работу сваливает на подчиненных. Иными словами, главный герой традиционным для игр той эпохи образом проходит уровень за уровнем, пока, наконец, не обнаруживает злейшего недруга, скучающего в тронном зале. После первого поражения тот не спешит расстаться с жизнью и перевоплощается в демоническую форму. А в некоторых играх сериала меняет облик и по второму разу. Так что хоть роль графа не изобилует репликами и выходами на сцену, последняя битва с ним запоминается надолго.
История, впрочем, на этом не заканчивается. Перед гибелью Дракула проклинает Саймона и весь его клан. Верные прихвостни прячут куски графского тела по разным уголкам мира и ставят условие – если не собрать их вовремя и не сжечь в условленном месте (все тот же замок) в назначенный час, Саймон попросту умрет, и род его никогда не продолжится. Для героя куда ни кинь – всюду клин, а для разработчиков – отличный повод подготовить продолжение.
Для современных геймеров прохождение Castlevania тех времен вряд ли станет легкой прогулкой. Главным образом, из-за совершенно неприемлемого управления: Саймон отказывается разворачиваться в определенные моменты или спрыгивать с лестниц. Да и для заставших версию на NES геймеров сложность игрового процесса казалась катастрофически завышенной. И это несмотря на то, что уровней-то всего шесть, пусть в конце каждого из них и поджидает босс. Босс, кстати, непременно позаимствован из близких по духу классических фильмов ужасов. Франкентштейн, Медуза и мумии-близнецы, как известно, были давними друзьями графа Дракулы, часто навещали его в загородном доме и любили вести светские беседы за бокалом лучшей человеческой кровушки.
В том же 1986 году, спустя буквально несколько недель после выхода Akumajo Dracula, Konami издала Vampire Killer для домашних компьютеров MSX2. Игра миновала Америку, выйдя только в Японии, Европе и Бразилии. По сути, это была все та же, хоть и основательно переработанная первая Castlevania. Из-за особенностей платформы традиционным «сайд скроллингом» пожертвовали, зато увеличилось количество головоломок. Например, чтобы продвинуться на следующий уровень, необходимо открывать запрятанные в лабиринтах сундуки и собирать специальные ключи (skeleton keys). Именно в Vampire Killer впервые появились и торговцы, готовые продать борцу с вампирами ценные предметы.
Они сражались за родину Алукард (Эдриан Фаренгейт Тепес). Сын графа Дракулы и смертной женщины по имени Лиза. Хотя отец пытался воспитать его по своему образу и подобию, Алукарду вампирьи идеалы оказались чужды. Сражается со Злом в Castlevania III, Castlevania: Symphony of the Night, а также Aria of Sorrow и Dawn of Sorrow.
Иоаким Армстер. Секретный персонаж Castlevania: Lament of Innocence, вампир. Не может использовать дополнительный арсенал и склянки с лекарствами, зато лихо дерется пятью мечами. Сталкивался с Леоном в 1094 году.
«Тыква» (Pumpkin). Секретный персонаж Castlevania: Lament of Innocence. Похож на ребенка, забывшего снять маскарадный костюм. Запугал Дракулу в 1094 году.
Грант ДаНести. Пират, основное оружие – кинжалы. Подменял Тревора Бельмонта в Castlevania III.
Сайфа Бельнадес. Волшебница, сразилась с Дракулой в 1476 году. Альтернативный персонаж Castlevania III.
Гектор. Бывший оружейник Дракулы, перестал служить коварному вампиру примерно во время событий Castlevania III. А в 1479 лично сразился с ним и бывшим коллегой-оружейником Исааком в Castlevania: Curse of Darkness.
Максим Кишине. Закадычный друг Джуста Бельмонта и секретный персонаж Castlevania: Harmony of Dissonance.
Натан Грейвз. Ученик охотника на вампиров, дерется легендарным «Хлыстом Охотника». Главный герой Castlevania: Circle of the Moon.
Корнелл. Оборотень, который пытается спасти приемную сестру от графа Дракулы в Castlevania: Legacy of Darkness.
Кэрри Фернандес. Юная, но уже весьма одаренная волшебница, потомок Cайфы из Castlevania III. Несмотря на нежный возраст, так и рвется сразиться со злом в Castlevania: Legacy of Darkness и Castlevania (N64).
Генри Олдри. Рыцарь, спасенный в детстве Корнеллом. Его сюжетный квест – самый короткий в Castlevania: Legacy of Darkness.
Эрик Лекард. Напарник Джона Морриса в Castlevania: Bloodlines, появляется как призрак в Castlevania: Portrait of Ruin.
Стелла и Лоретта Лекард. Обращенные в вампиров барышни после излечения становятся играбельными персонажами в Castlevania: Portrait of Ruin.
Шарлотта Олин. Напарница Джонатана Морриса в Castlevania: Portrait of Ruin.
Сома Круз. Замкнутый подросток, который учится в Японии по обмену в далеком 2035 году. Главный герой Castlevania: Aria of Sorrow и Castlevania: Dawn of Sorrow.
Йоко Бельнадес. Дальняя родственница Сайфы, появляется в Castlevania: Aria of Sorrow, но сыграть за нее можно только в Castlevania: Dawn of Sorrow.
Castlevania Adventure (1989; GB)Castlevania: Aria of Sorrow (2003; GBA)
В поисках идеальной формулы
С каждым последующим продолжением Castlevania видоизменялась. Хотя суть оставалась прежней – главный герой рвался сквозь неистребимые полчища летучих мышей, скелетов да рыцарей-копьеносцев на встречу с финальным боссом – добираться к цели приходилось по-разному. Castlevania II: Simon’s Quest, одна из наиболее простых (если не считать некоторых заковыристых головоломок) игр сериала, позаимствовала у Vampire Killer пазлы с ключами и отказалась от деления игрового мира на уровни, предложив геймерам свободно исследовать окрестности точь-в-точь как в Metroid. Кое-что перепало и от RPG: в поисках мощей Дракулы Саймон заходит в города, где разговаривает с NPC и закупается всем необходимым в магазинах.
Сastlevania III: Dracula’s Curse вернулась к уровневой структуре. Взамен свободы путешествий разработчики предусмотрели сюжетные развилки: закончив большинство уровней, геймер выбирал один из предложенных вариантов пути. К основному герою (на сей раз Тревору Бельмонту) добавилась троица открываемых дополнительно персонажей, причем их можно было задействовать в качестве помощников (игрок переключался между главным бойцом и напарником).
Dracula X: The Rondo of Blood – единственная «Каслвания», не покинувшая пределы Японии, – сохранила сюжетные развилки и порадовала поклонников анимационными роликами, более того – считалась одним из лучших двухмерных платформеров тех времен. Необычным оказался выбор платформы: до этого представительницы сериала (кроме Vampire Killer) хоть и перекочевывали на домашние компьютеры, но сперва выходили на приставках от Nintendo. Для The Rondo of Blood в Konami выбрали малораспространенную 16-битную NEC PC Engine Super CD-ROM2 (в Штатах известную как TurboGrafx-16, в Европе – TurboGrafx), которая в 1993 году лидировала по качеству графики. Последующие Castlevania также выходили на консолях от разных компаний, крайне редко превращаясь в межплатформенные проекты: погоня за новинками для поклонников сериала, в отличие от фэнов той же Metroid, нередко становилась непосильной задачей.
Так, например, в 1994 году появилась Сastlevania: The New Generation (в Америке – Castlevania: Bloodlines) исключительно для Mega Drive, а в 1995 – Сastlevania: Vampire’s Kiss (в Штатах для нее подобрали новое название: Сastlevania: Dracula X) уже только для SNES. Vampire’s Kiss рассказала ту же историю, что и Dracula X: The Rondo of Blood, но геймплей и оформление были сильно урезаны. А вот Bloodlines оказалась гораздо интереснее – действие игры происходит в 1917 году, когда воскрешенная по неосторожности племянница Дракулы решает, в свою очередь, вернуть к жизни дядюшку (японская версия игры утверждает, что ради этого она самолично развязала Первую мировую войну!). Отважные охотники на вампиров Джон Моррис и Эрик Лекард гоняются за исчадиями ада по всей Европе, успевая посетить и Версаль, и знаменитую Пизанскую башню (башня на самом деле раскачивалась!), и немецкую военную фабрику со скелетами в касках. Хватило необычных находок и в геймплее – например, в греческом храме постоянно меняется уровень воды, а в замке графини Бартли (той самой племянницы) героев ждут совершенно сумасшедшие зеркальные иллюзии.
Игры, которых как будто не было
Составляя официальную хронологию событий сериала, Кодзи Игараси сперва исключил из нее не только Castlevania: Legends (GB), в которой появлялся сын Алукарда и Сони Бельмонт, и обе игры для N64, но и Сastlevania: Circle of the Moon. Впрочем, к двадцатилетию сериала он решил, что Circle of the Moon вполне вписывается в историю воскрешений Дракулы.
Castlevania: Bloodlines (1994; Mega Drive)Castlevania: Symphony of the Night (1997; PS one, Sega Saturn)
Рождение легенды
Говоря о «Каслвании» сейчас, нельзя не посетовать, что на Xbox и PlayStation 2 ее представляют невзрачные игры. Наиболее близки по духу к ранним проектам разработки для GBA и DS. Насчет последних, кстати, поклонники тоже не могут прийти к единому мнению, и причиной тому служит не столько отказ от традиционных элементов геймплея, сколько непривычный графический стиль.
Однако их успеху предшествовал сногсшибательный триумф Castlevania: Symphony of the Night (1997) для PS one (годом спустя появилась версия для Saturn). Руководить ее созданием пригласили опытного программиста Кодзи Игараси (по его собственному признанию, большого поклонника Castlevania III), который с тех пор бессменно опекает сериал.
Хотя на N64 уже вышла трехмерная Super Mario 64 (1996), переходить на 3D в Konami не спешили. Зато в очередной раз преобразили игровой процесс: Symphony of the Night на манер Castlevania II отказалась от уровней, но и многочисленных городов да деревенек вы в ней не найдете. Взамен вам впервые предложат исследовать замкнутый, но цельный мир: битком набитое потайными ходами, секретными комнатами и укромными уголками родовое гнездо аристократа Дракулы, не отвлекаясь на знакомство с окрестностями (впрочем, один раз все-таки разрешат прогуляться по лесу). Причем доступ к новым помещениям открывается по мере того, как главный герой разучивает новые способности с помощью особых предметов – в точности как Самус Аран в Super Metroid (SNES) двумя годами ранее. Кроме того, в лучших традициях ролевых игр он совершенствуется как боец, получая опыт в битвах.
Дом графа Дракулы – построй свое зло!
Те, кто действительно читал Стокера, мгновенно убедятся, что версия Konami мало чем напоминает легендарный роман. Дракула в Castlevania хоть и отмечен печатью времени, но на ладонях у него не растет шерсть, да и свободное время он проводит не с женами-красотками, а в обществе Смерти и Бельмонтов. Тем не менее, не все в сериале – вымысел разработчиков. Рассмотрим, к примеру, замки, в которых обитал граф. В частности, на обложке музыкального сборника Dracula Perfect Selection изображен реально существующий замок Нойшванштайн, построенный большим поклонником опер Рихарда Вагнера, баварским королем Людвигом II. Он же показан во вступлении к Symphony of the Night. Заинтересовавшиеся могут изучить историю замка здесь: http://www.neuschwanstein.com. А на обложке американского издания Symphony of the Night и в Castlevania: Legends увековечено бенедиктинское аббатство Мон Сен-Мишель (Франция). «Официальный» замок Дракулы, Bran Castle в Румынии, был построен рыцарями Тевтонского ордена в 1212 году: он украшает обложку Сastlevania: Dracula X (SNES). Наконец, в той же части использовался вымышленный замок Калиостро, что впервые появился в полнометражном анимационном фильме Lupin III: The Castle of Cagliostro.
Castlevania Chronicles (2001; PS one)Castlevania: Circle of the Moon (2001; GBA)
Правда, на сей раз вызов древнему вампиру бросает не Бельмонт, а его собственный отпрыск – Алукард, чей дебют состоялся еще в Castlevania III, где он был одним из секретных персонажей. После победы над отцом он погрузился в сон, чтобы не поддаться зову «проклятой крови» и не повторить судьбу родителя. Однако после таинственного исчезновения Рихтера Бельмонта Алукард неожиданно просыпается и отправляется лично выяснять, что же происходит.
В битвах он использует как собственные таланты, так и дружественных демонов. Они сопровождают хозяина во время путешествий по замку, принимают на себя удары и нападают на обидчиков. Надо отметить, что с ними связана одна нехорошая история: из американской версии некоторых таких помощников убрали. И хотя особой нужды в них не ощущалось, такая потеря говорила не в пользу локализации.
Зато управление не вызвало никаких нареканий: геймерам особенно полюбились двойные прыжки, мгновенные отскоки от нежити и возможность разворачиваться в воздухе. Новые уловки отлично помогают против разросшегося паноптикума врагов: адские твари стали хитрей и пронырливей.
В Symphony of the Night разработчики впервые отважились ошарашить игроков «фальшивой» концовкой. Избежав преждевременного финала, можно было узнать настоящее продолжение сюжета и открыть огромную неисследованную территорию. Изменилось и основное оружие: потомки Бельмонтов полагались на хлысты (к примеру, тот же Рихтер вооружен знаменитым «Убийцей Вампиров»), а Алукард предпочитает мечи и катаны. Впрочем, к его услугам также боевые цепы, кастеты и нунчаки. Обилие вариантов снаряжения просто ошеломляет! А вот дополнительный арсенал остался прежним: топоры, святая вода, распятья. Прикарманить больше одного вида «запасного» оружия не позволяется – взяв новое, Алукард, как и многие его предшественники, автоматически выкидывает уже имеющееся.
Кнут без пряника
Хотя большинство героев сериала используют один и тот же кнут, переходящий по наследству вот уже больше тысячи лет, уровень владения «Убийцей вампиров» сильно отличается не только от поколения к поколению, но и для одного и того же персонажа в разных играх. Саймон, например, до Super Castlevania IV умел бить врагов только прямо перед собой, зато в этой игре он машет фамильным достоянием в восьми направлениях. Мало того, в той же четвертой «Супер-Каслвании» Саймон вдруг научился цепляться хлыстом за специальные кольца и перепрыгивать через пропасти, как Индиана Джонс. Многие Бельмонты (и не-Бельмонты) умели еще и воспламенять хлыст, делая атаки более болезненными для врагов. Среди фирменных защитных приемов – размахивание кнутом на манер пропеллера и даже... простое свешивание его после удара, впервые представленное тоже в Super Castlevania IV. Этой «ленивой» тактикой пользовались, например, Джуст Бельмонт и Джонатан Моррис – она весьма удобна для окончательного низведения тех монстров, которые и так находятся внизу.
Castlevania: Curse of Darkness (2005; PS2, Xbox)Castlevania: Harmony of Dissonance (2002; GBA)
Отличный саундтрек, в котором нашлось место и джазовым мелодиям, и органной музыке, а также невероятно красивые двухмерные декорации помогли впечатлить даже тех поклонников платформеров, которые до этого и не подозревали о вечном противостоянии Дракулы и Бельмонтов. При этом, что удивительно, продажи игры (особенно в Штатах) оказались на редкость низкими. Тем не менее, у Symphony of the Night набралась такая армия фэнов, что Konami не забывает о проекте и сейчас, занимаясь его подготовкой для службы Xbox Live. Да и появление ее на PSP точно не за горами. Только спешим вас предупредить: так называемая «адаптация», скорее всего, будет использовать уже существующий перевод. Увы, то ли «Каслвании» переводились в страшной спешке, то ли переводчикам доплачивали за собственные сочинения, но вольностей в диалогах хватает.
Например, в японской версии Symphony of the Night был такой персонаж – граф «Оорокку», которого американцы нарекли Olrox. Однако начитанные люди сразу поймут, что что-то здесь не сходится. И действительно, на самом деле графа звали Орлоком – это прямая отсылка к вампиру из фильма «Носферату». А в Aria of Sorrow неожиданно объявилась Curly, хотя создатели наверняка имели в виду Кали, многорукую индийскую богиню.
Трансильванские сейфы
В то время как все приличные люди прячут добро в сундуках и шкафах, богатые на выдумку вампиры со времен самой первой Castlevania хранят деньги, зелья, особые сердечки для подзарядки дополнительного оружия (!) и распятья (!!!) в канделябрах. Дескать, какой пришлый охотник на кровососов захочет поребячиться, сщелкивая кнутом свечки! А что кресты повсюду припрятаны, так это чтобы местные не надумали хозяйское добро воровать.
Castlevania III: Dracula’s Curse (1990; NES)Dracula X: Rondo of Blood (1993; PC Engine Super CD-ROM2)
Двухмерные виды – отголосок прошлого или дорога в будущее?
В промежутке между Сastlevania: Symphony of the Night и Castlevania: Circle of the Moon (GBA, 2001) сериал обогатился трехмерными воплощениями: Castlevania (N64, 1999) и Castlevania: Legacy of Darkness (N64, 1999). Их продажи значительно превысили катастрофические результаты «Симфонии». Критики сходились в том, что изометрический вид реализован неплохо, а дизайн мира (в очередной раз вернувшегося к уровневой структуре) интересен и таит немало сюрпризов. Тем не менее, за обоими проектами закрепилась необъяснимая слава «провальных», и «Каслвании» для Playstation 2 не использовали находок предшественниц.
Зато цикл на GBA, сохраняющий верность двухмерным декорациям, неизменно пользуется любовью геймеров, начиная с Castlevania: Circle of the Moon. Ее главный герой – Натан Грейвз, отпрыск другого знаменитого рода вампироборцев – исследует старинный замок в поисках графа Дракулы, которого воскресили верные прихвостни. Победы над противниками, как и в «Симфонии», поощряются очками опыта и выпадающими предметами, а за каждого убитого босса Натан получает новые умения. Владеет он и магическими заклинаниями (для магии придумана интересная карточная система). После первого прохождения открываются дополнительные режимы: сперва игрока одаривают кодом, позволяющим сыграть за мага. Его физические характеристики заметно занижены, зато в стартовой колоде целых двадцать карт. Затем следуют режимы бойца, стрелка и заключительный, воровской. В последнем выше всего параметр удачи, и выживать предлагается, используя подвернувшиеся под руку предметы.
Трудности перевода
Искаженные имена героев, неверный перевод диалогов – не единственная беда локализованных представительниц «Каслвании». Из-за чехарды с переводами сложно проследить хронологию сериала: одно и то же название зачастую обозначает несколько совершенно разных игр (вспомним ту же Final Fantasy). К примеру, Akumajo Dracula – заголовок как самой первой Castlevania в Японии, так и ее переделанной версии, изданной в Европе под названием Vampire Killer. А Vampire Killer, в свою очередь, японское наименование Castlevania: Bloodlines, которую в Европе уже кличут Castlevania: New Generation. Да и само название Castlevania делят три проекта – первоначальный, Akumajo Dracula Apocalypse (N64, 1999) и игра 2001 года для GBA, лучше всего известная как Castlevania: Circle of the Moon.
Super Castlevania IV (1991; SNES)Vampire Killer (1986, MSX2)
GBA SP с более ярким экраном еще не появилась, когда вышла Сastlevania: Harmony of Dissonance (2002), заранее рассчитанная на тусклый экран оригинальной консоли. Спрайты героев и врагов на ярком фоне выделялись неплохо, зато сразу же бросалась в глаза скупая анимация. Да и дизайн уровней оказался на редкость однообразным. Последовавшая в 2003 году Сastlevania: Aria of Sorrow исправила и эти недостатки, и отошла от уже приевшейся сюжетной формулы, вместо средневековья предложив вампироборцам отправиться в 2035 год (где, впрочем, точно так же резвятся скелеты). В 2005 году игра получила прямое продолжение на Nintendo DS, Castlevania: Dawn of Sorrow.
Разумеется, история сериала Castlevania все еще далека от завершения. Однако какой путь развития выберут разработчики дальше – большая загадка. Свяжет ли «Каслвания» судьбу с портативными консолями навсегда, или случится-таки чудо, и мы увидим идеальное переложение оригинальных идей на новых домашних платформах? Скрестим пальцы. Уже того, что сериал не собираются хоронить, достаточно для надежды.
ФактыCastlevania упоминается в таком безобидном сериале Konami, как Tokimeki Memorial. Впрочем, назвать это «упоминание» броским невозможно, ведь речь идет об одной из доступных иконок для курсора – Марии.
Известно, что в оригинальной версии Metal Gear Solid на PS one один из боссов – Psycho Mantis – считывал содержимое карты памяти и комментировал увиденное. Выглядело это так: если на карте памяти, к которой обращался злодей, находился один или несколько сейвов к Symphony of the Night, он восклицал «You like Castlevania, don’t you?».
В выпущенной для платформы Sega CD игре Snatcher тоже есть небольшое упоминание о сериале Konami. В баре, носящем гордое название Outer Heaven («Это Снейк!»), можно встретить двух ряженых – один одет как Дракула, другой – как Бельмонт. И пока стриптизерша на сцене исполняет пиксельный танец, эти двое обсуждают недостатки первых частей сериала («Я помню, как бесился, когда не мог просто спрыгнуть с лестницы вниз!»). Позднее игроку дается такое пояснение: «Это Саймон Бельмонт и владыка Тьмы, Дракула. Они выглядят подозрительно и, похоже, одеты как персонажи популярной видеоигры конца двадцатого века, Castlevania».
Сериал Castlevania оказался настолько удобен для прохождения в дороге, что компания Tiger выпустила карманную приставку с одной-единственной игрой – Simon’s Quest. Ее до сих пор можно найти в продаже, стоимость вряд ли превысит $10.
Castlevania: Dawn of Sorrow (2005; DS)Castlevania: Lament of Innocence (2003; PS2)