Вселенная Warcraft зародилась в далеком 1994 году, когда свет увидела первая из игр ныне легендарной серии, называвшаяся просто – Orcs and Humans. При невероятной увлекательности и новизне этой стратегии в реальном времени на безыскусную сюжетную линию мало кто обращал внимание. Есть орки, есть люди, и война между ними. Что еще нужно?
Оказалось, многое, и к представлению мира Азерота в следующих сериях сценаристы из Blizzard Entertainment подошли со всей ответственностью. Создана богатая история вселенной, охватывающая несколько тысячелетий, представлены новые диковинные расы, континенты и даже целые миры! С экранов мониторов сказочный Азерот перешел на страницы книг, комиксов, настольных и карточных игр. И сейчас, 13 лет спустя, жизнь продолжается, вселенная расширяется и находится на пике популярности.
Эколюция стратегий Warcraft с первой по третью часть (слева направо).
Становление Легиона
На заре времен во Вселенной обитала раса легендарных Титанов-созидателей. Смысл их жизни заключался в том, чтоб привести в порядок пустынные мaиры и подготовить их к приходу новых поселенцев.
Но даже у столь могущественных созданий в Хаосе Бесконечной Пустоты отыскались достойные противники – демоны. Можно и не говорить, что обитателям Преисподней замыслы Титанов пришлись не по нраву. Пантеон развязал с демонами беспощадную войну и противопоставил тварям своего лучшего воителя, Саргераса.
Долгие века тот успешно уничтожал отродий по всей вселенной, но бесконечные сражения повредили рассудок Саргераса. Он разуверился не только в своём деле, но и в жизненных принципах Титанов, отверг порядок и принял сторону Хаоса. Перейдя на сторону демонов, Саргерас собрал неисчислимое воинство – Пылающий Легион – и отправил его в захватнический поход по бескрайним просторам Великой Тьмы. До сих пор неизвестно, сколько миров успело поглотить прожорливое пламя Легиона...
Минули эоны, легендарные Титаны давным-давно покинули Вселенную, а победное шествие Пылающего Легиона под знаменем Хаоса все продолжалось. Далеко не все обитатели миров смертных готовы были без боя отступить пред сокрушительным натиском демонов. Иные могучие сущности приняли сторону Света, чтобы дать отпор тварям Бесконечной Пустоты. И полем сражений, что определят судьбу всей Вселенной, стал мир, названный Азеротом.
Расы и народы
В Азероте Титаны столкнулись с мириадами враждебных духов стихий, которые поклонялись непостижимым злобным сущностям – Старым Богам. Обеспокоенный происходящим, Пантеон послал войска против духов, разрушил цитадели Старых Богов и заточил эти пять сущностей глубоко под землей.
Многие столетия Титаны перекраивали поверхность планеты, пока наконец на ней не остался один-единственный континент. В центре его они поместили озеро, излучавшее загадочное сияние. Титаны назвали его Колодцем Вечности, и оно должно было стать живительным источником для всей планеты. Когда наступили сумерки последнего дня творения, Титаны нарекли континент Калимдором, что значит «страна вечного звездного света».
Дальнейшая судьба молодого мира оказалась всецело в руках младших рас, о которых и пойдет наш рассказ.
Драконы. Покидая Азерот, Титаны оставили хранителями мира пятерых Великих Драконов, от которых повели род и остальные представители этого крылатого племени. Каждый из Великих отвечал за определенную сферу бытия и крайне редко вмешивался в дела смертных. Так, бронзовый Ноздорму стал хранителем времени, а алая Королева драконов Алекстраша – всех живых созданий в мире. Ее младшая сестра, зеленая Изера, впала в вечный транс, обратившись к Изумрудному Сну Сотворения, и теперь наблюдает из своего царствия грез за густыми чащобами и безбрежными океанами Азерота. Роль стража магии и запретных знаний принял синий Малигос. Олицетворением силы смертного мира явился черный дракон Нелтарион, впоследствии предавший свой род и принявший сторону Пылающего Легиона.
Тролли и акири. Первая из известных рас разумных обитателей Азерота – тролли. Изначальное племя их называлось Зандалар. Больше всего на свете мудрые зандалари ценили знания, однако существенная часть племени жаждала новых завоеваний. Эти воинственные тролли откололись от Зандалара, образовав собственные империи – Гурубаши и Амани. В то время их общим врагом стала третья империя, Аз’Акир. Акири, злые разумные насекомые, жаждали непрерывно расширять свои владения и уничтожать всю иную жизнь на просторах Калимдора. Тролли сражались с акири долгие тысячелетия, но так и не смогли добиться полной победы. Их усилия привели к тому, что королевство акири раскололось надвое, а сами насекомые заняли крайние северные и южные области Калимдора.
Ночные эльфы. Следующим народом, пришедшим в Калимдор, стали Ночные эльфы, или калдореи. Они поклонялись лунной богине Элуне и верили, что днем она спит в сияющих глубинах Колодца Вечности. Этот народ посвятил себя изучению магии природы. Отношения калдореи с иными народами Калимдора складывались непросто. Кровопролитная Война Зыбучих Песков, случившаяся между Ночными эльфами и акири, закончилась поражением насекомых. Однако стычки с троллями вспыхивали с удручающим постоянством на протяжении долгих столетий, и ни одна из сторон так и не взяла верх. Именно Ночные эльфы ответственны за Великий Раскол. Возжелав еще большего могущества, благородное сословие калдореи заключило сделку с демонами и открыло Пылающему Легиону путь в Азерот через Колодец Вечности. Вторжение удалось остановить, лишь уничтожив сам Колодец. Страшный катаклизм расколол материк на четыре части (Калимдор, Азерот, Лордерон и Нортренд), а его центральная часть затонула. Со времен тех давних событий Ночные эльфы стремятся отгородиться от остального мира, скрываясь в чащобах Ашенвальского леса на севере Калимдора.
Высшие эльфы. После катастрофы Высокорожденных изгнали из Калимдора, и те отправились к новосотворенному восточному континенту – Лордерону. Отрезанные от жизненных энергий Колодца Вечности, они утратили бессмертие и защиту от стихий. Рост их уменьшился, а кожа потеряла характерный фиолетовый оттенок. В северных лесах континента они основали свое собственное волшебное королевство Квел’Талас и отвергли поклонение луне и природе, обратившись к более могущественной магии солнца и света.
Наги. Измененные вызванными ими же силами, многие Высокорожденные погрузились на дно морское и преобразились в змееподобных наг. Там, на дне, наги построили новый град – Назятар и медленно начали восстанавливать свое могущество. Но пройдет еще десять тысячелетий, прежде чем они явят себя миру...
Дворфы. В древние времена Титаны оставили в Азероте своих детей – Земных, охраняющих глубинные пределы мира. Земных не заботила суета поверхностных рас, благо сюда, на глубину, не докатывались отголоски потрясений, преобразующих Азерот. Так продолжалось до Раскола, оказавшего огромное влияние на Земных. Раса Земных изрядно поредела, а выжившие сами заточили себя в каменных покоях, где были изначально сотворены. И следующие восемь тысячелетий они мирно почивали глубоко под землей. Неизвестно, что вновь пробудило их к жизни, но Земные внезапно восстали ото сна и обнаружили, что сильно изменились за прошедшие века. Они стали смертными. Назвав себя дворфами, Земные поднялись в пробуждающийся мир. Ими было основано огромное королевство – Каз Модан, или «Гора Каза», в честь Титана Каз’горота. Дворфы, по природе своей обожающие работать с драгоценными каменьями, наладили добычу оных в окружающих горах.
Люди. Первое упоминание о людях относится ко времени бесконечных войн троллей с Высшими эльфами. Люди поддержали соседей из Квел’Таласа, и те обучили их искусству магии. Возникла первая человеческая империя – Аратор, но с веками она стала столь велика, что разбилась на семь государств. Одно из них, самое обширное, заняло земли южного Азерота. Остальные шесть остались на Лордероне: Стромгард, Джилнеас, Альтерак, Кул Тирас, Лордерон и Даларан. Даларан явился основным центром магии. Магократ, правивший Далараном, основал Кирин Тор – орден, занятый разработкой и записью каждого заклинания, артефакта и волшебной утвари, известных человечеству. Джилнеас и Альтерак обладали могучими армиями, исследовавшими южные регионы Каз Модана. Именно в эту пору люди впервые повстречали дворфов и обменялись многими секретами инженерного дела и обработки металла.
Орки. Эти зеленокожие обитатели далекого мира Дренор поддались соблазнам демонов Пылающего Легиона и с их попустительства обрушились на Азерот. Опустошив южный континент и уничтожив людское государство, орочья Орда устремилась на север, к Лордерону. Однако Альянс человеческих держав, Квел’Таласа и Каз Модана, сумел не только отбросить орков, но и загнать их назад в Дренор через Темный Портал. После чего родной мир орков был уничтожен разбушевавшейся магией их же шаманов, и теперь останки его называются Внешними Землями. Оставшиеся в Азероте орки перебрались на Калимдор, подальше от людей. Освободившись из-под власти демонов, они вмиг утратили всю кровожадность, вновь обратившись к природе и шаманству.
Эредар. Высокоразвитая раса из мира Аргус, 25 тысячелетий назад обращенная Саргерасом в демонов. Те немногие эредары, что отвергли посулы безумного титана, бежали от гнева Пылающего Легиона в иной мир, Дренор. С тех пор они именуются дренеи.
Огры. Немногочисленное племя огромных двухголовых великанов, пришедших в Азерот из Дренора вместе с орками. Чернокнижники последних с помощью захваченных во время Второй Войны Рунных Камней Квел’Таласа вывели новую породу – огров-магов!.. После опустошения Лордерона демонами уцелевшие огры бежали на Калимдор, где ведут отшельническую жизнь, установив ограниченные отношения с орочьим государством Дуротар.
Гномы. Мастеровые и изобретатели, гномы обитали в удивительном городе Гномерегане, завязав торговые отношения с соседями-дворфами и снабжая их паровыми машинами и огнестрельным оружием. Во время Второй Войны гномы выступили союзниками Альянса, но наотрез отказались отражать атаки демонов Пылающего Легиона, пытаясь избавиться от собственных бед и удержать Гномереган от наседающих на него древних злых сил. К сожалению, город все-таки пал и около половины расы гномов было уничтожено.
Таурены. Массивные, быкоподобные создания, живущие в пустынных областях Калимдора. Их жизнь посвящена служению природе и сохранению равновесия в отношениях между дикими животными и природными стихиями. Тем не менее, миролюбивость тауренов сочетается с воинственностью и беспощадностью по отношению к нарушителям уклада бытия быкоглавцев. В Третьей Войне таурены объединились с орками в сражении против Пылающего Легиона. С тех пор эти расы стали верными союзниками.
Warcraft: The Movie
9 мая 2006 года корпорация Blizzard распространила пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора с Legendary Pictures и о начале работ над переносом мира Азерота на большой экран. Подробностей пока немного, известно лишь, что сюжетная линия картины не будет основана на сценарии какой-либо из игр. «Начиная с первой игры цикла Warcraft и до последних романов нашей целью было создание богатой фэнтезийной вселенной, которая сможет вместить в себя истории, представленные в различных формах, – говорит Крис Метзен. – И создание художественного фильма кажется следующим витком развития вселенной Warcraft».
Лики героев
Бесконечные войны и кровавые конфликты породили немало героев, сыгравших ключевые роли в истории Азерота. Вот некоторые из них.Медив. Последний Хранитель Ордена Тирисфаля. С детства находился под властью духа Саргераса и был убит в Первой Войне своими же товарищами. Вернулся к жизни годы спустя и поспособствовал во время Третьей Войны объединению Альянса и Орды в силу, способную противостоять Пылающему Легиону.
Нер’зул. Могущественный орк-чернокнижник, чья магия и привела Дренор к гибели. Обращен демонами в Короля Мертвых, развоплощен и пленен в Ледяном Троне Нортренда.
Гул’дан. Орк-колдун, ученик Нер’зула. Заправлял вторжением орков в Азерот через Теневой Совет – союз некромантов и чернокнижников, вершащий политику Орды.
Артас. Принц Лордерона, обратившийся ко злу. Впоследствии воплотился в Короля Мертвых, связав свою сущность с духом Нер’зула.
Тралл. Нынешний вождь орочьей Орды, свободной от демонической порчи. Объединив выжившие во Второй Войне племена, он привел их на Калимдор, где основал новое государство – Дуротар.
Малфарион Свирепый. Верховный друид Ночных эльфов. Сражался против Высокорожденных в час битвы за Колодец Вечности. В Третьей Войне повёл свой народ против второго вторжения Пылающего Легиона. После чего на долгие годы погрузился в тенета Изумрудного Сна.
Иллидан Свирепый. Брат Малфариона, посвятивший себя изучению магии Хаоса. Обратившись в полудемона, он предал калдореи, за что и был заточен на долгие века. Освободившись во время Третьей Войны, Иллидан побывал на службе и у Короля Мертвых, и у демонов, после чего бежал от своих нежеланных хозяев во Внешние Земли, где стал союзником Кровавых эльфов.
Тиранд. Ночная эльфийка, жрица Элуны. Любовь к ней поссорила братьев Свирепых, что в конце концов привело к предательству Иллидана. Сама же Тиранд отдала сердце Малфариону.
Бег времени
Литература
Книг, написанных по миру Warcraft, немного – всего семь. События, изложенные в них, прекрасно дополняют сценарии игр, позволяя глубже погрузиться в чарующую и притягательную, жестокую и беспощадную реальность Азерота. На русском языке выпуск романов серии Warcraft налажен издательством «Азбука». Переводы, правда, оставляют желать лучшего... Of Blood and Honor. Электронная книга от самого Криса Метзена, создателя вселенной Warcraft. История паладина Тириона Фордринга, истово верившего в порочность и жестокость орочьей расы. Но неожиданное проявление чести и сострадания одним из зеленокожих явится предтечей событий, что перевернут все его взгляды на жизнь и заставят раз и навсегда решить: кто – люди, а кто – монстры? Day of the Dragon. Последние дни Второй Войны. Кризис в высших кругах колдунов Кирин Тора является причиной, по которой волшебник Ронин отправляется в занятые орками земли Каз Модана. Там он раскрывает глобальный зловещий заговор, размах коего не мог и вообразить. Возникшая угроза побуждает его заключить союз с древними детьми воздуха и огня; лишь так Азерот может надеяться встретить новую зарю. Lord of the Clans. Изначально сюжет данной книги должен был лечь в основу компьютерной приключенческой игры с одноименным названием, однако проект заморозили. Раб. Гладиатор. Шаман. Вождь. И это все – таинственный орк по имени Тралл. Взращенный с младенчества жестокими хозяевами-людьми, желавшими сделать из него образцового слугу, Тралл следует своему предначертанию, которое только начинает осознавать – сломать оковы рабства и вернуть древние традиции своему народу. Так начинается рассказ о его жизни – сага о чести, ненависти и надежде... The Last Guardian. Хранители Тирисфаля: орден воителей, наделенных божественными силами. Веками ведут они свою незримую войну с Пылающим Легионом. С рождения Медиву было предназначено стать величайшим и могущественнейшим из этого великого Ордена. Но с самого начала тьма овладела его душой и невинностью и обратила служению злу силы, предназначенные триумфу добра. Борьба Медива, разрываемого двумя силами, со злом в себе стала судьбою всего Азетора... и навечно изменила этот мир. Трилогия War of the Ancients. Несколько месяцев спустя после завершения Третьей Войны в землях Калимдора возник временной разрыв, отправивший горстку героев в далекое прошлое, в час первого прорыва Пылающего Легиона. Вот только теперь нечаянное вмешательство гостей из будущего в ход событий, приведших к Великому Расколу, может кардинально изменить грядущее... Cycle of Hatred. Роман предшествует событиям World of Warcraft и посвящен непростым взаимоотношениям орков и людей, нашедших прибежище на Калимдоре после разорения Лордерона демонами и нежитью. Старая ненависть вновь берет верх, и любая искра, проскочившая между народами, грозит разжечь яростное пламя новой войны. World of Warcraft. Rise of the Horse. Давным-давно, на прекрасном Дреноре благородные орочьи кланы мирно соседствовали с таинственными дренеи. Но у агентов Пылающего Легиона были свои планы насчет обеих рас. И демонический лорд Кил’джеден запустил в действие план, который позволит ему не только уничтожить дренеи, но и обратить орков в единую и беспощадную Орду, несущую разрушение в мир. The Sunwell Trilogy. Воплотились просторы Азерота и в замечательной манге, созданной совместными усилиями писателя Ричарда Кнаака и художника Джай Хван Ким. Сюжет закручен вокруг приключений весьма необычной команды героев – синего дракона, злобного дворфа, двух братцев-троллей и таинственной девушки. Вся эта разношерстная братия странствует по Чумным Землям, пытаясь отыскать Солнечный Источник эльфов Квел’Таласа, исчезнувший во время Третьей Войны. Вот только цель их поисков весьма интересует и иную персону – самого Короля Мертвых!