Споры о лучших проектах ушедшего года в редакции «СИ» начались задолго до подготовки номера. Константин Говорун главредской рукой добавлял и вычеркивал претендентов из списка, восседая на диванчике, Артем Шорохов в очередной раз живописал коллегам, как увлекательно пилить противников в Gears of War (ведь Gears of War – лучшая, лучшая, лучшая!), Александр Трифонов переживал за Medieval 2: Total War, а Наталья Одинцова пребывала в глубокой печали, потому что номинировать Devil May Cry 3 никак не выходило.
На какие игры лишний раз обратить читательское внимание, чтобы от них не отмахнулись в погоне за новинками нынешнего сезона, отметить за увлекательность и качественное исполнение? Номинаций набралось немало: по жанрам, по платформам и специальные награды. Кандидаты отбирались среди тех проектов, которые были официально изданы в Европе в 2006 году. Мы не сделали исключения для разработок, чьи обзоры уже появились на страницах журнала с пометкой import review: они соревновались только в категории «лучшая импортная игра». Metal Gear Solid Portable Ops и Elite Beat Agents терпеливо ждут конкурентов 2007 года.
Из-за нехватки достойных претендентов мы исключили те платформенные и жанровые номинации, в которых отсутствовала конкуренция: например, GBA не смогла похвастаться выдающимися релизами, а «горячую тройку» жанра beat’em up, который приобрел неожиданную популярность в 2005 году, серьезно подкосило отсутствие God Hand (вышедшей, напомним, пока в Японии и Штатах). Зато вновь пришлось разделить приставочные и консольные RPG: на них 2006 год оказался особенно щедр. Напомним, что выбор победителя – коллективное решение редакции «СИ», а не отдельных ее сотрудников. За абсолютной объективностью мы не гонимся, однако постарались учесть интересы поклонников всех жанров и сериалов.
Награды по жанрам
action.shooter.first-person
Номинанты:
Tom Clancy’s Rainbow Six Vegas (PC)
Call of Juarez
Black
Победитель: Black
Самый популярный жанр на PC в прошедшем году исправно радовал игроков хитами разного калибра, продолжениями известных сериалов, низкобюджетными, но интересными проектами – как и всегда. Событием года стоит признать выход долгостроя Prey, который за десять лет разработки успел несколько раз сменить движок, концепцию и команду создателей. Впрочем, в отличие от похожей истории с Gore или Breed, результат не разочаровал: пара задумок вроде порталов и шуток с гравитацией действительно впечатляет. То же самое можно сказать о двух других старожилах наших страниц, You are Empty и Sin: Episodes. Время не пошло им на пользу, но поскольку оба при желании проходятся часа за три, недостатки не сильно бросаются в глаза. А вот сойдет ли с рук Half-Life 2: Episode One то, что простительно киевлянам и Левелорду, – вопрос открытый.
Интересные метаморфозы произошли с серией тактических симуляторов Rainbow Six. После ужасной Lockdown, заставившей фанатов надеть траур, выходит Vegas и... тоже оказывается обычным шутером. Надо отдать должное, очень неплохим. Ураганные перестрелки в неоновых джунглях города-казино, и впервые явленные на PC красоты движка Unreal 3.0 обеспечили игре место в тройке лидеров. Увы, «Радуга 6», какой мы ее знали и в которой при правильном планировании не приходилось даже лично участвовать в операции, видимо, уже никогда не вернется. Поклонникам Ghost Recon повезло больше – версия Advanced Warfighter для PC осталась верной тактическим корням и поддерживает новомодный физический ускоритель PhysX. Battlefield 2142, даже несмотря на новый режим с «Титанами», не смогла предложить чего-то большего, чем смену ближневосточных декораций на футуристические. Про Call of Duty 3, отчего-то проигнорировавшей PC, и сказать особо нечего – еще один FPS про войну и немцев. К счастью, один из немногих в прошедшем году. А вот чехи из Techland, наоборот, порадовали. После довольно-таки проходной Chrome и ее продолжения они выпустили замечательный вестерн Call of Juarez, успешно доказав, что не только именитые движки и названия – путь к успеху.
Это же относится и к нашей победительнице, Black: создатели Burnout дебютировали в новом для себя жанре и заткнули за пояс всех конкурентов, даже выпустивших игры для более мощных платфор. Разрушения и картинка хороши настолько, что не верится, что все это работает на старушке PS2, а AI врагов впечатляет не меньше, чем в F.E.A.R.: Extraction Point. Сомнительный сюжет про «вовсе-не-Чечню» лишь добавляет интереса – заслуженное первое место. Что касается подававшей столько надежд Red Steel, читайте обзор в этом же номере.
action.shooter.third-person
Номинанты:
Tom Clancy’s Ghost Recon Advanced Warfighter (Xbox 360)
Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent (PC, Xbox 360)
Gears of War
Победитель: Gears of War
С шутерами от третьего лица все не столь просто. Куда, скажем, отнести Hitman: Blood Money? Как измерить количество adventure-вкраплений? А уж подражаний GTA III развелось столько, что пришлось выделить их в особый жанр. Или возьмем игры имени Тома Клэнси, которые мы уже упоминали в номинации, посвященной FPS. Здесь к ним добавилась еще и четвертая часть похождений Сэма Фишера. Как же так? Вот ведь какая штука: Advanced Warfighter на Xbox 360 – совсем другая игра, чем на PC, со своими разработчиками. Да и в Vegas то и дело включается вид от третьего лица. Но побеждает другая игра на движке Unreal 3.0, что вполне предсказуемо – кто лучше создателей распорядится мощностями собственного детища? Речь, конечно, идет об Epic и Gears of War. Три миллиона проданных копий за 10 недель – самый успешный результат Microsoft со времен Halo. Тем более что именно GoW удалось потеснить Halo 2 с онлайновой вершины Xbox Live.
action.platform
Номинанты:
New Super Mario Bros.
Daxter
LocoRoco
Победитель: LocoRoco
В 2006 году платформеры прочно обосновались на карманных консолях, продолжив тенденцию года позапрошлого: в то время как владельцы PSP и DS гоняли разноцветных «капитошек» в LocoRoco, носились на сверхзвуковых скоростях в Sonic Rivals да промышляли вытряхиванием монеток из кирпичей в New Super Mario Bros., на домашние системы былым любимицам публики, чей золотой век пришелся на 80-е, пробиться не удалось. Прыжки с платформы на платформу в мире, где противники – всего лишь одна из разновидностей ловушек, успели воплотиться во стольких вариациях, что нынешние представительницы жанра в погоне за оригинальностью вовсю задействуют уловки и приемы из игр другой «классовой» принадлежности. Так, например, отличились создатели Exit, которая получила в «СИ» 9 баллов не только за графику, живо напоминающую о разнообразных дорожных знаках и предупредительных табличках. Платформер, не просто использующий пазлы время от времени, а почти целиком собранный из головоломок, – именно так выглядят приключения Dr. ESC (или попросту доктора Выход), чья основная задача, как и у сотрудников МЧС, – помощь жертвам чрезвычайных происшествий. Увы, «оторванность от корней» не позволила нам включить Exit в список номинантов, хоть вся редакция и вспоминала наперебой о The Lost Vikings при виде забавных пиктограмм. Зато редкую приверженность играм старой школы проявили разработчики из Nintendo: New Super Mario Bros. следует канонам двухмерных похождений усатого водопроводчика, о которых уже порядком подзабыли благодаря многочисленным побочным проектам-гибридам о друзьях Марио. А вот Yoshi’s Island 2 (в Америке и на родине – Yoshi’s Island DS) оказалась не полноценным римейком, а скорей переизданием с незначительными дополнениями: графически она весьма похожа на оригинал. Перестал рядиться под шутер и сериал Jak & Daxter: новая Daxter предложила геймерам безупречное воплощение трехмерных платформеров на PSP. Дух Jak II: Renegade и Jak 3 cохранен, подгрузка данных при переходе на новый уровень проходит без сучка и задоринки, управление камерой не превращается в пытку. Но все-таки первое место мы присуждаем LocoRoco: не удачному подражанию, а самобытной переработке идей Yoshi’s Universal Gravitation, которая еще раз доказала миру: гениальными оказываются и самые простые игры со скромной графикой.
adventure
Номинанты:
Barrow Hill
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript
Победитель: The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript
Прошедший год не стали переломным для жанра adventure. Ни подъема, ни спада. «Классические квесты» потихонечку уходят из сектора коммерческих игр, поэтому может показаться, что жанр уходит в прошлое. Зато «любительские» проекты крепнут, и подчас выдают куда больше удовольствия на час игры, чем их «продажные» собратья. Удивительная двухэкранная, двухсюжетная механика проекта What Linus Bruckman Sees When His Eyes Are Closed, честная физика Penumbra, «линейка доверия» Reactor #9... А замечательная нуар-история The Shivah о раввине, расследующем убийство в еврейской общине? Это вам не очередной «Заговор тамплиеров в Матрице». Иногда, как было в случае с Keepsake, рядовая на вид игра с некрепко прикрученными к сюжету головоломками оборачивается восхитительной историей о дружбе и преданности. Хочется пожелать, чтобы в новом году на прилавках появлялись именно такие истории.
Впрочем, мы вовсе не против мистического флера: вся «троица» номинантов не упускает возможности озадачить нас столкновениями со сверхъестественным. Если подольше поиграть в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, оказывается, что перед нами настоящий action. или action.stealth. Тем не менее и приключенческая составляющая здесь очень сильна. А персонажи и сюжетные ходы весьма узнаваемы. Книга в действии! Не отстает от коллег малочисленная команда разработчиков Barrow Hill, консультируемых самим Джонатаном Боуксом: их игра-мистификация получилась удивительно убедительной и местами довольно жуткой. А местами смешной.
Первое место отвоевала The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript. Создатели слишком увлеклись нелинейностью, некоторые последовательности действий ведут в тупик. Однако разве не за возможность все подергать и покрутить, смешать и поджечь преданные поклонники обожают этот жанр?
action-adventure
Номинанты:
Tomb Raider: Legend
Dead Rising
Shadow of the Colossus
Победитель: Shadow of the Colossus
К жанру этому традиционно относятся игры, где зрелищным разборкам с врагами, решению логических задачек и интересному сюжету уделяется примерно равное внимание. Увы, в 2006 году не вышли новые и достаточно хорошие части Resident Evil, Metal Gear Solid или Silent Hill. Зато восстановил доброе имя сериал Tomb Raider – новые приключения Лары Крофт сумели воспроизвести формулу успеха старых хитов и добавить к ней немало удачных нововведений. Неожиданно ладным оказался зомби-хоррор Dead Rising, совершенно непохожий на классические ужастики от Capcom.
Впрочем, у обеих игр просто не было шансов на победу. Ведь в феврале 2006 года до Европы добралась горячо ожидаемая Shadow of the Colossus – приключенческий боевик от создателей культовой Ico. По сути, вся игра состоит из поединков с гигантскими боссами – колоссами. Найти уязвимое место каждого из них и есть основная задача геймера и его героя. Валерий Корнеев в рецензии так охарактеризовал игру: «Игра проста, как все гениальное – будь то «Черный квадрат» Малевича или Rez Мидзугути». Остается только лишний раз согласиться с ним.
action-adventure.freeplay
Номинанты:
Saint’s Row
The Godfather
Canis Canem Edit
Победитель: Canis Canem Edit
Термин «freeplay» в «Стране Игр» появился в сентябре 2006 года, с введением нового дизайна. Придуман он был для того, чтобы как-то обозначить игры со «свободным» геймплеем, будь то Shenmue, Yakuza или Grand Theft Auto. Неудивительно, что все три кандидата на победу в этом году в чем-то похожи на криминальный боевик от Rockstar. Но называть их «успешными подражаниями» неправильно. The Godfather – в первую очередь, попытка воссоздать мир «Крестного отца» Марио Пьюзо. Canis Canem Edit (бывший Bully) – самый настоящий симулятор школьной жизни. И только Saint’s Row можно обвинить в плагиате. С другой стороны, много ли отличий вы найдете между двумя любыми стратегиями в реальном времени? Назовите клона наследником или конкурентом, и все сразу встанет на свои места.
Еще до выхода на Canis Canem Edit навесили ярлык «чернухи», но выяснилось, что это не вполне так. Игра честна с геймером, не передергивает факты, и именно в этом ее сила. Марина Петрашко писала в авторской колонке в прошлом номере: «При придирчивом наблюдении история неуправляемого подростка Джимми оказывается рассказом о том, как трудно человеку противостоять мнению толпы о нем, пусть даже самому лестному, но не соответствующему его первоначальным целям». Так что, как ни странно, Canis Canem Edit заслуживает звание образчика игрового искусства не в меньшей степени, чем Okami.
racing.arcade
Номинанты:
Test Drive Unlimited
Need for Speed Carbon
FlatOut 2
Победитель: FlatOut 2
Electronic Arts продолжила традицию «ни года без Need for Speed» и выпустила уже десятую часть легендарной гонки. Как и предыдущие три-четыре выпуска, Carbon незамедлительно нашла поклонников, но оказалась довольно-таки средней в плане графики и нововведений. Test Drive Unlimited, вышедшая пока только на Xbox 360, смотрится получше, как по картинке, так и по количеству транспортных средств и свободе перемещения. Впрочем, обе страдают от использования лицензий: как бы красиво ни смотрелись все эти «Мазды» и «Ламборджини», модель повреждений в духе «столкнулись два кирпича» удручает. А вот финны из Bugbear подобными ограничениями не скованы: с превеликим удовольствием разносят вдрызг автомобили, и даже сами трассы. Если вы не пробовали устроить с друзьями гонку на выживание на арене или сыграть водителем в дартс, то многое пропустили в прошедшем году. FlatOut 2 – наши поздравления.
simulation
Номинанты:
GTR2
Microsoft Flight Simulator X
Победитель: Microsoft Flight Simulator X
Если симулятор кладется на полку после каких-нибудь 20-30 часов игры, это плохой симулятор. В этом жанре хорошие игры появляются крайне редко, но остаются надолго, по крайней мере на несколько лет. И то, что в этом году заметных релизов было примерно столько же, сколько ушей у среднестатистического человека – не гибель, а замедленный метаболизм. Полет нормальный.
Microsoft Flight Simulator – единственная игра жанра, годами не вылезающая из всевозможных чартов и хит-парадов, – отметилась очередной версией. Отклик публики был на редкость неоднозначен, но, как и в случае с Vista, этот продукт – наше с вами будущее, независимо от того, нравится оно кому-то или нет.
На автосимуляторном фронте единственным стоящим событием стал GTR2, что тоже никого не удивило. В последние годы симуляторный жанр в немалой степени жил усилиями отечественных разработчиков, но последние в подотчетный год привычно занимались приготовлениями к светлому будущему. Потихоньку избавилась от таинственного флера надежда всего прогрессивного человечества – «Битва за Британию». «Черная акула», на вид все время почти готовая, в очередной раз решила повременить с релизом (нет, мы не торопим, и в мыслях не было). «Морской охотник» в неустанных поисках себя зашел так далеко, что преподнес всем нам удивительный сюрприз, о котором подробно будет рассказано в самое ближайшее время, следите за анонсами.
special.mini-games
Номинанты:
The Rub Rabbits!
Mario Party 7
Rayman Raving Rabbids
Победитель: Rayman Raving Rabbids
Сборники мини-игр превращаются из забавных довесков, о которых мы так любим рассказывать, перечисляя достоинства очередного экшна или консольной RPG, в самостоятельные проекты. Отсутствие нормального сюжета и относительная простота – не помеха популярности, особенно если геймплей учитывает уникальные возможности платформы, а поучаствовать в состязаниях может целая компания игроков. В позапрошлом году нас поразила Wario Ware: Touched!, которая предложила не один десяток поводов использовать тачпад и стилус DS, а также Wario Ware: Twisted!, задействовавшая гироскопы GBA. В 2006 году к сборникам незамысловатых развлечений присоединились наборы развивающих заданий. Узнать возраст своего мозга и его вес наперебой предлагали Dr. Kawashima’s Brain Training: How Old is Your Brain? и Big Brain Academy. Но безоговорочным лидером в жанре стала Rayman Raving Rabbids в версии для Wii. Детищу Мишеля Анселя невозможно не присудить первое место за изобретательность: аплодисментов заслуживает и интуитивное управление с помощью Wii-mote и «нунчак», и комичные задания (чего стоят одни перестрелки на вантузах!), которых предостаточно.
Горячий итальянский водопроводчик и его друзья не смогли угнаться за безумными кроликами: Mario Party 7 скупа на нововведения, зачастую оставляет исход игр на волю случая, да и не слишком впечатляет графикой. А вот The Rub Rabbits! подвело количество предлагаемых мини-забав и чересчур уж старательное использование тачскрина.
Жанр, судьба которого в течение 2004-2005 вызывала нешуточные опасения, ожил, отряхнулся и выдал на забаву поклонникам целых три отличных проекта – The Elder Scrolls IV: Oblivion, Gothic 3 и Neverwinter Nights 2. Это доказывает, что издатели по-прежнему готовы вкладывать немалые средства в компьютерные RPG. Другое дело, что все эти игры – продолжения успешных сериалов, которые выходят раз в два-три года, а вот рисковать с новыми марками почти никто не решается. Экспериментируют только уже зарекомендовавшие себя студии; компании-новички отваживаются идти непроторенными путями, лишь набрав команду из опытных разработчиков. Самые яркие примеры таких проектов: Mage Knight: Apocalypse и Titan Quest (обе, что характерно, action/RPG – наименее «опасный» вариант).
Российские студии потихоньку набирают обороты: в «Санитаров подземелий» вполне можно играть, и даже с удовольствием. Отличительную черту отечественных ролевых разработок – лихую смесь жанров – ценят не только на родине: «Космические Рейнджеры 2», вышедшие в этом году на Западе, собрали немало наград.
Почему победила Neverwinter Nights 2? Из всех трех претендентов она лучше всего укладывается в определение ролевой игры для PC. Тут и сложный процесс создания персонажа, и команда из ярких персонажей, и эпический сюжет, и великолепные диалоги. Elder Scrolls и Gothic – сериалы для игроков-одиночек: заявленная свобода действия не всегда подкрепляется достаточной мотивацией для исследования огромного мира. Маленькие уровни и линейность можно записать в минусы творению Obsidian, но, скорее, они придают происходящему должную камерность. И главное – Уркхарт, Эвеллон и Сойер продолжают работать, а значит, дело Black Isle будет жить.
role-playing.action-RPG
Номинанты:
Titan Quest
Kingdom Hearts II
The Legend of Zelda: Twilight Princess
Победитель: The Legend of Zelda: Twilight Princess
Вообще, бывает два вида action/RPG – консольные (игры в духе The Legend of Zelda и Dark Chronicle) и компьютерные (Diablo-клоны). Но они не столь уж различны меж собой, и сравнивать их напрямую можно. Да и выходило RPG с внушительными экшн-элементами в 2006 году не так уж много. Зато – каких.
Titan Quest, конечно, клон-близнец Diablo, взращённый на античной мифологии. Зато – лучший в своем роде, с современной графикой, удобным интерфейсом, отличным дизайном монстров. Если Blizzard никак не может выпустить Diablo 3, почему это не может сделать кто-то другой? Kingdom Hearts II также не слишком оригинальна – идея ролевой игры, где действуют персонажи Square Enix и Disney, уже приелась. Но это отличное продолжение знаменитой action/RPG.
И, наконец, The Legend of Zelda: Twilight Princess. Даже выйди игра только на GameCube, все равно ей было уготовано славное будущее. Но она появилась еще и на Nintendo Wii, щеголяя новым управлением и увлекательными дополнительными уровнями. Каждая новая «Зельда» – не просто очередная часть сериала, а шедевр ручной работы, переворачивающий все наши представления о жанре. Впрочем, об этом мы подробно рассказывали во втором январском номере за 2007 год.
role-playing.console-style
Номинанты:
Suikoden V
Mario & Luigi: Partners in Time
Dragon Quest: Journey of the Cursed King
Победитель: Dragon Quest: Journey of the Cursed King
«Не оставим ни одного мало-мальски популярного сериала без продолжения!» – так звучал девиз всех разработчиков консольных RPG в 2006 году. Пророчество Яны Сугак из «CИ» №210 не сбылось: в списке номинантов не оказалось Grandia III, хотя Final Fantasy XII так и не вышла в Европе. Grandia II настолько ловко объединила жаркие бои с необременительными лабиринтами и не самым хитросплетенным, но и не самым простым сюжетом, что ее последовательница оказалась волей-неволей в своеобразных «тисках». Не использовать выигрышные качества полюбившейся геймерам игры – рискованно, использовать – так же рискованно, ведь даже проверенная формула приедается. Поэтому при всех прелестях Grandia III, вроде отличной боевой системы, мы не смогли закрыть глаза на сходство с предшественницей и частые сюжетные неувязки. Wild Arms 4, напротив, избавилась от многих недостатков Wild Arms 3, но так же не порадовала новшествами: картонные герои и предсказуемость событий изрядно подпортили впечатление от живописных пейзажей и опасных поединков.
Зато мы – как может показаться, незаслуженно, – выделили Suikoden V (та же Grandia III куда дольше держалась в хит-параде редакции). Но старомодный геймплей, условно стратегические сражения армий и непременный сбор 108 Звезд Судьбы (с крайне неочевидно запрятанными персонажами) на сей раз послужили только дополнением к главной жемчужине – сюжету и отличным диалогам, переплюнувшим почти все «Суйкодены», кроме третьего. Отличилась и Mario & Luigi: Partners in Time, продолжение Mario & Luigi: Superstar Saga, не застращав нас всемирным апокалипсисом и призывами спасать мир, на которые горазда каждая вторая RPG.
Дизайны Акиры Ториямы чуть не стали весомым доводом против Dragon Quest, но художественные предпочтения редакторов решено было в расчет не брать. Восьмая часть сериала по сравнению с предшественницами похорошела: обзавелась отличной трехмерной графикой, обновленной пошаговой боевой системой, да и заряд жизнерадостности после посещения ее лабиринтов и знакомства с забавными персонажами нельзя недооценить. Отличное соотношение старомодности и увлекательности геймплея обеспечило Journey of the Cursed King первое место в нашем списке.
Sports
Номинанты:
Table Tennis
Tony Hawk’s Project 8
Fight Night Round 3
Победитель: Fight Night Round 3
В мире спортивных игр давным-давно ничего не происходит. Конечно, графика с каждой новой FIFA или Pro Evolution Soccer становится все лучше. Обновляются и пополняются базы данных по спортсменам – естественно, на основе информации из реального мира. Геймплей тоже улучшается, но уж больно медленно. Возможно, революцию произведет Nintendo Wii, но все же Wii Sports больше похожа на сборник прототипов игр, чем на настоящий хит. Да и то лишь гольф в нем можно назвать настоящим симулятором; было бы очень любопытно увидеть Tiger Woods PGA Tour 07 с Wii-управлением.
А пока среди спортивных игр побеждают самые красивые. Очередной Tony Hawk’s Project 8 не оставил равнодушными любителей экстрима, а Table Tennis стал лучшим в своем роде симулятором настольного тенниса (благо, их и существует-то не так много). Победителем в номинации стала игра Fight Night Round 3, главные достоинства которой – великолепная анимация и исключительно реалистичные модели людей. Естественно, речь здесь идет, в первую очередь, о версии для Xbox 360. Что касается геймплея, уникальное управление Fight Night мы уже вам не раз нахваливали. Жаль, что Fight Night для Nintendo Wii пока не объявлена.
strategy.turn-based
Номинанты:
Disgaea 2: Cursed Memories
Heroes of Might & Magic V
Galactic Civilizations 2: Dread Lords
Победитель: Galactic Civilizations 2: Dread Lords
2006 год войдет в историю как год выхода Heroes of Might & Magic V. Примеров возрождения бренда новой командой можно вспомнить немало, но все же «Герои» – случай особый. Взять хотя бы огромную армию поклонников, деятельную настолько, что ее мнение способно повлиять на сроки выхода и последующую доработку проекта, как это произошло прошлой зимой. Разработкой занималась российская компания – это знаменательно, но с точки зрения игровой индустрии в целом не столь важно, и об этом мы поговорим в другой номинации.
Развивался сериал весьма неровно: после постепенных изменений во второй и третьей частях драматические преображения в «четверке» вызвали раскол среди игроков и в конечном итоге привели к плохим продажам и банкротству издателя и разработчика. Новый правообладатель рисковать не захотел, и возвращение к истокам себя оправдало: вселенная Might and Magic вновь на коне, все ждут второго дополнения. Впрочем, недостаток внутриигровой информации, не слишком удачный интерфейс и несколько других изъянов не позволяют признать HoMM V лучшей пошаговой стратегией, тем более при наличии столь сильных соперников.
Disgaea 2 – замечательный пример из серии «не чини, что не сломано». Все достоинства оригинала – увлекательный юмористический сюжет, гротескные персонажи и проработанная боевая система – сохранились и приумножились, а симпатичная анимешная графика хоть и порядком устарела, но не мешает с головой окунуться в пучину сражений.
Игра-победитель, хоть и с двойкой в названии, на самом деле третья часть сериала, зародившегося еще в 1994 году на OS/2 и 12 лет спустя остающегося одним из лучших последователей Master of Orion. Мощный искусственный интеллект, сотни причудливых технологий, невообразимые корабли и эпическая кампания. Недельные битвы, бессонные ночи, бесконечные мириады миров... А свежее дополнение Dark Avatar продлит удовольствие еще на пару месяцев.
strategy.real-time
Номинанты:
The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II
В тылу врага 2
Company of Heroes
Победитель: Company of Heroes
В жанре RTS имеется превеликое множество разнообразных течений (чему посвящен спец в этом же номере), каждое из которых отметилось в прошедшем году хотя бы одной, а то и несколькими играми. Хардкорная Take Command: 2nd Manassas и дополнения к Victoria и Hearts of Iron 2 от Paradox, римейк Settlers 2, доисторическая Paraworld, античные Rise & Fall: Civilizations at War и «Войны древности: Спарта», космические Star Trek: Legacy и Space Empires 5, «антитеррористические» Act of War: High Treason, Alliance: Future Combat, Joint Task Force, War on Terror... Одним лишь антуражем, понятное дело, различия не ограничиваются, скорее, размахом действа: от вершения судеб держав и галактик до управления отдельными взводами и выдачи оружия каждому юниту. Глобальный режим, в зачаточном виде появившийся еще в Dune II, моден в этом сезоне. Он есть и в Warhammer 40.000: Dawn of War – Dark Crusade, и в Rise of Nations: Rise of Legends, и сразу в двух стратегиях, созданных по популярным вселенным, но ничуть от этого не потерявших: Star Wars: Empire at War и The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II. При таком многообразии даже несколько парадоксально присуждать победу классическому до мозга костей проекту, да еще и про Вторую мировую. Но с качеством не поспоришь: Relic в очередной раз подтверждает звание лучших разработчиков RTS. Company of Heroes – флагман линейки под брендом Games for Windows, игра, занявшая первое место в рейтинге Gamerankings.com для PC в 2006 году и новый эталон в жанре. Отечественные «В тылу врага 2» и «Вторая мировая» хороши по-своему, но все же разница в бюджетах и общей приглаженности слишком бросается в глаза.
strategy.management
Номинанты:
Caesar 4
1701 A.D.
The Guild 2
Победитель: The Guild 2
В отсутствие очередной инкарнации SimCity выбор лучшего градостроительного симулятора усложнился: желающих занять пустующую нишу с каждым годом все больше, и это прекрасно. Пока Maxis увлеченно качает Sims-доллары из простодушных домохозяек и ставит бесчеловечные эксперименты в области жанросмешения (мы о Spore, да), из неплотно закрытых гробниц начинают выползать духи прошлого, например Caesar (кто помнит Impressions?) или даже Railroad Tycoon в обработке пенсионера мирового значения Сида «Наше все» Мейера, увлеченного в последнее время творческим переосмыслением собственных хитов начала девяностых. После мучительных многочасовых дебатов список номинантов звучал так: Anno 1701, Caeasar IV и The Guild 2. Игры-тяжеловесы, игры-династии, за каждым из названий как минимум десять лет истории. Очередной Caesar поручили людям из Tilted Mill, ветеранам игровой индустрии, многие из которых начинали в Imressions и были заняты созданием оригинального «Цезаря». Игра получилась настолько грандиозной, что способна отправить трехгигагерцовый процессор в состояние глубокой безответной задумчивости, при том, что крупные планы совершенно не впечатляют в отличие от предыдущего проекта Tilted Mill, «Дети Нила», где поведение каждого обитателя города моделировалось во всех деталях. Надеемся, что в юбилейном «пятом» Caesar разработчики подправят интерфейс и придумают более оригинальные сценарии.
Издатель классического немецкого сериала Anno, компания Sunflower, наконец, рассекретила принцип, согласно которому она выбирает названия для своих игр. Следите за мыслью: 1503, 1602 и, наконец, 1701! Значит ли это, что если все пойдет хорошо, в следующем году нас ждет Anno 1800? Третья игра в серии поменяла сразу все: разработчиков (на вахту заступили Related Designs), графический движок (классическую «изометрию» заменили на роскошное 3D со свободной камерой) и место действия – Новый Свет, эпоха колонизации (начинается сразу после финальных титров «Апокалиписа» Мэла Гибсона). Изменения пошли игре на пользу – никогда раньше игра под брендом Anno не смотрелась столь соблазнительно: происходящее на экране выглядит так «вкусно», что местные домики хочется съесть один за другим, закусив игрушечными парусниками. Проверенный годами, вылизанный немецкий дизайн не оставляет критикам ни одного шанса – очень, очень крепкая стратегия. Традиционно слабое место – боевые действия: эта игра любит торговцев больше, чем воинов.
Между тем пальму первенства мы решили отдать игре, которую не назовешь ни «крепкой», ни «соблазнительной». Это The Guild 2, проект немецкой студии 4HEAD. Как мы когда-то писали, проект принадлежит к вымирающему виду «игр мечты», причем не человечества в целом, а вполне конкретного человека по имени Ларс Мартинсен, владельца 4HEAD. Десять лет он терпеливо двигался к цели, ожидая, пока созреют миллионы транзисторов в силиконовых чипах графических акселераторов, и усыпляя бдительность издателей такими играми, как Mall of America Tycoon и Back to Gaya – The Game. А затем вдруг выпустил продолжение игры несуществующей, в котором классический немецкий экономический симулятор причудливым образом переплетается с The Sims и Grand Theft Auto. Она, как и предыдущая «экспериментальная» модель Europe 1400, может быть не замечена «светской» игровой прессой и невнимательными игроками, однако для любителей экономических стратегий – настоящий клад. Большой, сложный, очень претенциозный проект, как всегда в таких случаях, страдает недоделками, которые еще предстоит лечить «заплатками». Но среди прочих «градостроительных» с большими порядковыми номерами после названия The Guild 2 – как глоток свежего воздуха. Такие игры надо поддерживать. Встречайте победителя!
strategy.mixed
Номинанты:
SpellForce 2: Shadow Wars
Warhammer: Mark of Chaos
Medieval 2: Total War
Победитель: Medieval 2: Total War
Некоторые стратегии настолько уходят в сторону от классической схемы или переплетаются с другими жанрами, что приходится их как-то выделять особо. Так, разработчики из GSC Game World долгое время интриговали сочетанием «RTS vs RPG», и в «Героев уничтоженных империй» и в самом деле можно играть в двух режимах – либо в этакую Diablo, либо в обычную стратегию. Да вот беда: когда есть SpellForce 2 примерно с такой же концепцией, но с несравнимо более высоким уровнем исполнения, украинская разработка воспринимается не более чем как забавный курьез.
Warhammer: Mark of Chaos многие ждали с нетерпением, но триумфального перерождения Dark Omen, к сожалению, не получилось. Впрочем, если не вспоминать славное прошлое, как варгейм в реальном времени, к тому же с сильным ролевым уклоном, она вполне неплоха. Что до победителя, именно из-за него и пришлось выдумывать номинацию, поскольку заносить Medieval 2: Total War только в стратегии пошаговые или реального времени в корне неверно. О ней, впрочем, еще немало будет сказано дальше, так что пока ограничимся поздравлениями.
Награды по платформам
Xbox 360
Номинанты:
Fight Night Round 3
Viva Pinata
Gears of War
Победитель: Gears of War
Xbox 360 не могла похвастаться обилием ярких проектов в первой половине года, зато ближе к зиме релизы посыпались один за другим, а сетевой сервис Live расширил ассортимент предлагаемых товаров и пользовался заслуженной популярностью. Оказала Microsoft поддержку и независимым разработчикам, обнародовав инструментарий для создания игр, заточенных под Live-сбыт. Не везет только жанру RPG (напомним, что Blue Dragon, о которой мы писали в прошлом номере, пока вышла лишь в Японии). Enchanted Arms, несмотря на оригинальную боевую систему и неплохие диалоги, так и не стала хитом на все времена, а в кроссплатформенную The Elder Scrolls IV: Oblivion многие сыграли на PC. Впрочем, не всегда версия для консоли Microsoft равна товаркам. Например, в случае с шутером Tom Clancy’s Ghost Recon именно в ней особенно хорош режим игры от третьего лица. А графика в Fight Night Round 3 превосходит вариант для Xbox. Неудивительно, что и составляя список номинантов, мы не оставили без внимания знаменитый боксерский симулятор: выглядят модели бойцов – что в нормальном, что в потрепанном виде – на диво убедительно. А вот геймплей остался почти без изменений со времен Fight Night Round 2, и поставить это проекту в заслугу, как, например, в случае с похвалами в адрес соблюдающей традиции New Super Mario Bros., не выходит: хочется все-таки новизны.
Не пробилось на первую строчку и необычное детище Rare. При невероятно детском антураже (вся подопечная живность выглядит как лоскутные куклы) Viva Pinata пробуждает в геймерах нешуточный азарт естествоиспытателя, предлагая управлять борьбой видов в отдельно взятом саду. Но хитрый гибрид The Sims и Animal Crossing – далеко не тот проект, который выявляет все возможности Xbox 360. Куда лучше это удалось Gears of War (редакция отрицает, что при вынесении вердикта подвергалась зомбированию со стороны Артема Шорохова, лично посвятившего распилке виртуальных врагов не неделю и не две).
PlayStation 2
Номинанты:
Kingdom Hearts II
Black
Shadow of the Colossus
Победитель: Shadow of the Colossus
Приставки предыдущего поколения рано списывать со счетов, и уж точно – не PlayStation 2. В начале прошлого года наконец вышел долгожданный Black – шутер от первого лица с удивительно качественной по меркам PS2 и Xbox графикой. Реалистичные взрывы, небывало умный AI (на уровне Metal Gear Solid), разрушаемость игровых объектов, – благодаря всему этому Black кажется более красивым и интересным, чем FPS нового поколения – вроде того же Resistance: Fall of Man. Очень хорошо выступили Kingdom Hearts II и Dragon Quest: Journey of the Cursed King (увы, Valkyrie Profile 2: Lenneth, Final Fantasy XII и Rogue Galaxy в Европе были отложены до 2007 года).
Ну и, наконец, Shadow of the Colossus. Как и в случае с Black, игра выжимает все возможное из графической начинки PlayStation 2. Геймплей необычен и вместе с тем привлечет не только горстку поклонников. Дизайн боссов волшебен. Shadow of the Colossus не зря всегда приводят в пример, когда говорят, что игры – это настоящее искусство.
Wii
Номинанты:
Wii Play
Rayman Raving Rabbids
The Legend of Zelda: Twilight Princess
Победитель: The Legend of Zelda: Twilight Princess
Приставка Nintendo Wii поступила в продажу в декабре 2006 года, и, фактически, сейчас мы оцениваем только игры из стартовой линейки. Тем удивительнее то, что даже в ней наблюдается конкуренция. Не в пример PlayStation 3 с одной приличной игрой, Nintendo Wii может похвастаться пятью-шестью достойными проектами. Сборник мини-игр Wii Play, в отличие от Wii Sports, продается отдельно, и действительно стоит своих денег. Если же кому-то его мало, можно попробовать схожую забаву – Rayman Raving Rabbids от Мишеля Анселя. Но, конечно же, ни одна игра на Nintendo Wii не сравнится с The Legend of Zelda: Twilight Princess. Новое детище Сигеру Миямото на деле доказывает, что на Nintendo Wii выходят и будут выходить нормальные проекты, рассчитанные на настоящих геймеров, а не их подружек и родителей (как опасаются многие). В этом ему помогает Red Steel – в меру удачный боевик от Ubisoft с уникальным управлением. Увы, его создатели не смогли отшлифовать геймплей и графику как следует; поэтому мы и не включили игру даже в список номинантов.
PSP
Номинанты:
Tekken: Dark Resurrection
Exit
LocoRoco
Победитель: LocoRoco
Карманная консоль от Sony в 2006 году не сменила дизайн, но новая белая расцветка обогнала по количеству обсуждений в прессе все разноцветные варианты DS. Виной тому – европейские рекламные плакаты PSP, на которых белокожая девушка-модель цепко держала чернокожую напарницу за подбородок. Хотя представители Sony и уверяли борцов против расизма, что красавицы всего-навсего олицетворяют разные версии консоли, те были неумолимы, и скандальная реклама исчезла с улиц.
Добротные продолжения популярных сериалов вместо бесконечных римейков – такой запомнилась нам линейка проектов для PSP. Любители экшнов, не дождавшиеся европейской версии Metal Gear Solid: Portable Ops, отвели душу в Syphon Filter: Dark Mirror или Killzone: Освобождение. Кстати, последняя стала четвертой полностью локализованной игрой для PSP в России (лавры первопроходца принадлежат LocoRoco, второй и третьей стали «Полиция Майами. Отдел нравов» и Ape Escape 2). Почти годичное ожидание свежей части GTA закончилось с прибытием в магазины Grand Theft Auto: Vice City Stories, предложившей сыграть за Вика Вэнса, брата героя оригинальной GTA: Vice City для PS2. Не разочаровала и Daxter. Но наиболее удачной оказалась Tekken: Dark Resurrection – полноценное дополнение к Tekken 5, которое сперва вышло на аркадных автоматах. Владельцы PSP уже оценили и трех новых бойцов, и отточенную боевую систему, и замечательный мультиплеер, а также возможность создавать виртуальную версию («призрак») своего персонажа. А вот Tekken: Dark Resurrection для PS3 выйдет только в марте 2007 года.
Разработчики оригинальных проектов сделали ставку на внешность: и Exit, и LocoRoco используют простое (и в то же время крайне эффектное на карманной приставке) графическое оформление. Детище Sony обошло соперницу благодаря обилию уровней и куда лучшей отлаженности геймплея.
DS
Номинанты:
Mario & Luigi: Partners in Time
New Super Mario Bros.
Phoenix Wright: Ace Attorney
Победитель: Phoenix Wright: Ace Attorney
В четвертом квартале 2006 года количество проданных по всему миру двухэкранных консолей от Nintendo достигло 35.61 миллионов. Бывший «гадкий утенок», которого не ленились ругать за старомодный дизайн, превратился в изящный аксессуар: в Японии DS lite поступила в продажу уже в марте, и PSP никак не угонится за соперницей. Но и до прибытия обновленной версии дела у DS шли более чем неплохо: к примеру, в январе Nintendo полностью распродала весь тираж приставок, чего ранее не происходило ни с одной консолью компании. В пользу DS говорят не только уникальные возможности «двухэкранника», которые заметно разнообразят игры, но и постоянно пополняющаяся библиотека оригинальных проектов самых разных жанров. Nintendo cтарается заинтересовать самую широкую аудиторию, о чем свидетельствует выход на DS наборов развивающих головоломок, вроде Dr. Kawashima’s Brain Training: How Old is Your Brain?, на редкость долго продержавшейся на верхних строчках японских хит-парадов. Хотя без римейков и не обходится, их куда меньше, чем для PSP, а утешением геймерам служит как обновленная графика (например, в Final Fantasy III, знакомство с которой нам еще предстоит), так и дополнительные функции и задания, вроде бонусного дела в нашумевшем «симуляторе адвоката» от Capcom. Проверенные временем сериалы обзавелись отличными продолжениями. Metroid Prime: Hunters покорила любителей гремучей смеси FPS и adventure, а также красотки Самус Аран, отличным мультиплеером – пробиться в номинанты ей помешал только никудышный одиночный режим. Не отсиживался на скамейке запасных и Марио: ролевая игра Mario & Luigi: Partners in Time порадовала интересной и неожиданно глубокой боевой системой. И, разумеется, мы не смогли обойти стороной New Super Mario Bros. – где еще увидишь такое удачное воплощение канонов двухмерного платформера в трехмерной форме!
Братьев-водопроводчиков обошел на повороте проныра-юрист. Phoenix Wright Ace Attorney, ранее не издававшаяся на Западе, с юмором рассказала о злоключениях молодого адвоката Феникса Райта, а бонусное дело продемонстрировало, что и про возможности новой консоли разработчики не забыли.
GameCube
Номинанты:
Mario Party 7
Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent
The Legend of Zelda: Twilight Princess
Победитель: The Legend of Zelda: Twilight Princess
В 2006 году Nintendo похоронила GameCube, перебросив все ресурсы на Nintendo Wii. Super Paper Mario перенесена на новую консоль; исчезла из списка релизов новая часть Kirby. Наконец, The Legend of Zelda: Twilight Princess была отложена на год – с тем, чтобы подготовить версию для Nintendo Wii. Лишь очередная (и предсказуемо увлекательная) Mario Party и еще несколько эксклюзивов (вроде ролевой игры Baten Kaitos Origins) скрасили жизнь фанатам GameCube.
Большая часть мультиплатформенных проектов выходила на PlayStation 2 и Xbox, обходя стороной GameCube. Одно из немногих исключений – Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent. Представьте себе – шпионский боевик от Ubisoft даже всерьез рассматривалcя как реальный кандидат на звание лучшей игры года на приставке от Nintendo! Кошмар! К счастью, версия The Legend of Zelda: Twilight Princess для GameCube все же поступила в продажу, и в США за декабрь разошлась тиражом в полмиллиона копий. По Европе данных нет; да и приобрести игру у нас не так-то просто (Nintendo всячески продвигает вариант для Wii). Но если новую консоль покупать вы пока не собираетесь, GC-версия очередного шедевра Сигеру Миямото – отличный вариант. Благо, она ничуть не хуже «старшего» собрата.
PC
Номинанты:
Company of Heroes
The Elder Scrolls IV: Oblivion
Medieval 2: Total War
Победитель: Medieval 2: Total War
Признаться честно, при подведении итогов 2005 года мы долго чесали в затылке, и вовсе не потому, что претендентов на звание «Лучшая игра для PC» было так много – как раз наоборот. Победу в итоге присудили позапрошлогодней GTA: San Andreas, только добравшейся до компьютеров.
Company of Heroes тоже вполне возможно представить на консолях, как успешно доказывает версия The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II для Xbox 360. А вот Oblivion от кроссплатформенности лишь пострадала – хорошо хоть почти сразу появились фанатские моды, приводящие интерфейс в порядок. И все же 2006 год был богатым на эксклюзивы. Такие, как Medieval 2: Total War. Её можно обвинять в недостатке новизны и непомерных системных требованиях, но то же самое можно сказать про любого из номинантов. Проверенные схемы, в конце концов, всегда самые успешные.
Xbox
Номинанты:
Dreamfall: The Longest Journey
LEGO Star Wars II: The Original Trilogy
TOCA Race Driver 3
Победитель: TOCA Race Driver 3
В 2006 году на Xbox почти не выходили эксклюзивные игры. И это неудивительно: Xbox 360 стартовала еще в конце 2005. А вот поток мультиплатформенных релизов и портов с других приставок и PC не иссякнет еще долго. И это отличные игры – Tomb Raider Legend, новые части FIFA, Pro Evolution Soccer и других спортивных симуляторов. Смешной приключенческий боевик LEGO Star Wars II от английской команды Traveller’s Tales отметился на всех возможных платформах, и версия для Xbox ничуть не хуже товарок. То же с Dreamfall: The Longest Journey, квестом-долгостроем, который появился не только на PC, но и на приставке от Microsoft.
Однако выделить хочется автогонки TOCA Race Driver 3 с их огромным количеством видов соревнований, кучей трасс, хорошей физикой и отличной моделью повреждений. Сюжетный режим карьеры и возможность пройти полный чемпионат по любой дисциплине, будь то DTM, TOCA или Indy Car, прикуют к экрану на долгие дни.
Специальные награды
Лучшая игра по мотивам (мульт)фильма
Номинанты:
Cars
Полиция Майами. Отдел нравов
LEGO Star Wars II: The Original Trilogy
Победитель: LEGO Star Wars II: The Original Trilogy
К проектам по лицензии принято относиться с опаской: слишком часто знакомые по экранным похождениям герои превращались в персонажей второсортных поделок. 2005 год порадовал нас отличными играми по мотивам фильмов (в первую очередь, Peter Jackson’s King Kong); да и в 2006 году киноманов ждут приятные исключения из общего правила. Правда, «Полиция Майами. Отдел нравов» сюжету популярного сериала досконально не следует, взамен предлагая геймерам неплохой «карманный» шутер от третьего лица, который подпортили излишне линейные уровни и несообразительность противников. Не слишком упражнялись в изобретательности и создатели простых, зато крайне веселых гонок по мотивам Cars: большинство забавных мини-игр перекликаются со смешными сценками из фильма.
Хотя LEGO Star Wars II: The Original Trilogy не предложила почти ничего нового по сравнению с первой частью, тех, кто не видел оригинала, ждет одна из лучших экскурсий во вселенную Star Wars. Можно спорить, насколько оригинально превращение повстанцев и имперцев в уморительные фигурки из конструктора LEGO, но несомненно одно – в трилогии Джорджа Лукаса такого не было.
Лучшая российская игра
Номинанты:
В тылу врага 2
Санитары подземелий
Heroes of Might and Magic V
Победитель: Heroes of Might and Magic V
Как и обещали, возвращаемся к «Героям». Выпуск игры мирового уровня, да еще и возрождение культовой серии – одно из главных событий в отечественной индустрии не только в прошлом году, но и за всю ее историю вообще. Наконец-то нам есть чем гордиться, помимо «ИЛ-2». Проект получился неоднозначным – на Gamerankings.com рейтинг чуть-чуть недотянул даже до 80%. В российской прессе средний балл выше, но ненамного – как бы тепло мы ни относились к Nival Interactive, ожидания от проекта тоже были крайне высокими. Тем не менее, поклонники довольны, дополнения и свежие карты продолжат выходить.
Фирма «1С» разродилась сразу несколькими долгостроями. Не все роды прошли удачно – эпохальную «Вторую мировую» еще долго придется доводить до ума, а в случае с You are Empty вообще непонятно, зачем понадобилось столько времени. А вот «В тылу врага 2» и «Санитары подземелий» вполне тянут на звание лучшей отечественной RTS и RPG соответственно. Встречать 2007 год без внутренних разработок «1С» даже несколько странно, но, видимо, наученная горьким опытом компания нескоро еще возьмется за столь крупные проекты.
Лучший add-on
Номинанты:
Heroes of Might and Magic 5: Hammers of Fate
Sid Meier’s Civilization 4: Warlords
Warhammer 40.000: Dawn of War – Dark Crusade
Победитель: Warhammer 40.000: Dawn of War – Dark Crusade
Как водится, дополнений вышло чуть ли не больше, чем игр в любом из жанров: к одной лишь The Sims 2 – целых пять штук. Достойных, конечно, намного меньше. Первый add-on к Heroes of Might and Magic V удался: увлекательный сюжет, еще одна, очень необычная раса, генератор случайных карт, множество исправлений в балансе и интерфейсе – создатели Price of Loyalty и Armageddon’s Blade могут гордиться последователями. В Sid Meier’s Civilization 4: Warlords – шесть новых рас, но, понятное дело, отличаются от старичков они незначительно. Традиции, ничего не поделаешь. Из прочих изменений – добавленные режимы, юниты-полководцы, улучшенная дипломатия. В общем, «Цивилизации» много не бывает. Новых фракций в Warhammer 40.000: Dawn of War – Dark Crusade только две, но зато и проработаны они на славу. Высокотехнологичные Тау и мрачные Некроны замечательно вписываются в существующий состав и требуют особого подхода к тактике – ждем дополнения с Тиранидами?
Лучшая графика
Номинанты:
Microsoft Flight Simulator X
Medieval 2: Total War
Gears of War
Победитель: Gears of War
Пока в Crytek дожидаются выхода Windows Vista и DirectX 10, сегодняшний законодатель мод в области графики Epic успешно осваивает консоли нового поколения. Самое главное достижение компании в том, что для наслаждения красотами Unreal Engine 3.0 не нужен топовый компьютер с видеокартой за 600 долларов и системой жидкого охлаждения: достаточно купить во много раз более дешевую Xbox 360. У Gears of Wars, конечно же, есть много других достоинств, но технология, при помощи которой (как мы верим) сделают не меньше замечательных игр, чем на прошлых инкарнациях движка, заслуженно завоевывает первое место в этой номинации. Оставшиеся претенденты, при прочих равных, проигрывают именно из-за непомерных системных требований. С другой стороны, они оба принадлежат к таким жанрам, что на консолях мы их вряд ли скоро увидим.
При всех восторгах по поводу Rayman Raving Rabbids, нельзя не признать, что без смешных зайце-кроликов ее никто бы не заметил. Просто еще один сборник мини-игр с участием популярного персонажа. Но Мишель Ансель придумал зайцев, потом «под них» подстроил геймплей, и на выходе мы получили хит вполне солидных масштабов.
Еще более оригинальный проект – платформер LocoRoco. Его главная идея – в том, что мы управляем не персонажем, а землей у него под ногами (поворачивая ее шифтами). Как упоминалось ранее, похожая задумка использовалась в Yoshi’s Universal Gravitation. Кроме того, персонажи и уровни в игре весьма необычно выглядят, а звуковая дорожка состоит из каких-то совершенно сумасшедших вокальных композиций.
И, наконец, победитель. Знаменитая английская студия Rare наконец-то устала от бесконечных платформеров и боевиков и выпустила нечто среднее между Animal Crossing, Harvest Moon, Dungeon Keeper и The Sims. В Viva Pinata нужно выращивать фрукты-овощи и выстраивать рабоче-дружеские отношения с дикими лоскутными зверюшками, приходящими жить в ваш сад. Впрочем, рассказать о геймплее в двух словах непросто, поэтому рекомендую обратиться к нашей рецензии во втором январском номере за 2007 год. Внимательные читатели наверняка спросят, почему LocoRoco, игра с оценкой в 10 баллов, была поставлена в этой номинации ниже, чем Viva Pinata. Ответ прост: детище Rare куда внушительнее и вносит больший вклад в развитие индустрии и геймдизайна. LocoRoco – это безупречная реализация намного менее амбициозной идеи.
Лучший сетевой режим
Номинанты:
Battlefield 2142
Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent
Gears of War
Победитель: Gears of War
2006 год стал знаменательным для любителей многопользовательских игр. Если раньше cетевой мультиплеер за пределами PC был этакой экзотикой, то за отчетные 12 месяцев он добрался до всех современных консолей, включая портативные, и стал обязательной частью каждого уважающего себя блокбастера. Показательно, что из трех претендентов на звание лучшей сетевой игры два были изданы на Xbox 360 – именно консоль от Microsoft станет лучшим другом человека, увлеченного онлайновыми приключениями. PlayStation 3 на запуске не успела предложить действительно серьёзных многопользовательских игр, обе консоли от Nintendo мучают игроков «дружескими кодами» (friend codes), PSP, по традиции, страдает от общей хитовой недостаточности. Владельцам PC не о чем беспокоиться – у них в этом году был отличный Battlefield 2142, который перенес действие сериала в недалекое будущее и ввёл сомнительную систему званий, но остался верен формуле: 64 игрока на одной карте, десятки видов военной техники, увлекательные и масштабные сражения. Владельцы Xbox 360 получили новые приключения Фишера в Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent с ровно одним сетевым режимом... и пришли в восторг. Опытные разработчики из Ubisoft создали любопытный онлайновый stealth-режим, до которого не додумался даже отец жанра Хидео Кодзима: шесть игроков делятся на две команды, одна играет за скрытных шпионов и от третьего лица, вторая ищет их в роли наёмников и с видом «из глаз» – такого нет ни в одной другой игре. И, наконец, приз за лучшую многопользовательскую игру уходит к Gears of War, за которой великий русский писатель Артём Шорохов провёл последние пару месяцев непрерывно (редакция продолжает отрицать, что при вынесении вердикта подвергалась зомбированию). «Шестерни войны» изначально создавались с расчётом на качественный мультиплеер, и, несмотря на поддержку всего восьми игроков одновременно, игре удалось ухватить самую суть онлайновых поединков, удержаться на линии между яростным огнестрельным геймплеем и тактическими перестрелками из-за укрытий. Стабильную, быструю и честную игру обеспечивает «нереальный» движок Unreal Engine 3. Не стоит забывать и о полной поддержке кооперативного прохождения сюжетной кампании, от первого до последнего уровня – это то, чего не хватает многим другим играм.
Лучшая импортная игра
Номинанты:
Valkyrie Profile 2: Silmeria
Okami
Final Fantasy XII
Победитель: Final Fantasy XII
Перевод проектов на пять европейских языков – дело нешуточное, отнимает много времени. Пока американцы взахлеб делятся впечатлениями от свежепройденной Metal Gear Solid: Portable Ops, осваивают музыкальные задания Elite Beat Agents и размахивают божественной рукой в God Hand, жителям Старого Света остается скрипеть зубами и уповать на прыть почтовых служб. Особенно когда европейские издательства не спешат следовать примеру заокеанских коллег: увидим ли мы на нашем рынке Tales of Abyss, Хеnosaga Episode III: Also Sprach Zaratustra или же Baten Kaitos: Origins, остается загадкой.
Выбрать во всем этом многообразии самые лучшие игры – непростая задача! После долгих споров пальму первенства отбила Final Fantasy XII, самая долгожданная RPG 2006 года. Награждать ее в «СИ» уже стало традицией (посмотрите, например, на итоги E3 в «СИ» №213), но каждый раз детище Square Enix поражает нас прямо в сердце. Команда Vagrant Story cоздала такую «Последнюю Фантазию», которой не ждал никто: в ней не нашлось места трогательной любовной истории, зато герои вдосталь наговорились о кровной мести и трудностях освободительной борьбы (подробный обзор мы припасли для следующего номера, к выходу двенадцатой «Финалки» в Европе).
Не менее сильно нас впечатлил винегрет из скандинавских мифов и рассказов о путешествиях во времени – Valkyrie Profile 2: Silmeria. История о валькириях, продолженная спустя более чем шесть лет, не потеряла связи с оригинальной игрой, и в то же время не выглядит ее бледной копией. Хотя все же приходится признать – боевая система куда удобней в FF XII. Напоследок мы решили отметить оригинальные проекты: Okami еще во время разработки поражала необычной сюжетной завязкой и оформлением, и после выпуска не разочаровала. Интересные задания, комичные ситуации и диалоги, щедро приправленные шутками, не дают заскучать: впечатление портит только затянутая вторая половина игры.
Лучший подарок детям
Номинанты:
LocoRoco
Wii Play
Brain Academy
Победитель: Brain Academy
«Все лучшее – детям!» – гласил популярный лозунг. Нынешние дети (как и мы, в их-то годы!) лихо осваиваются в платформерах и шутерах, но все же нам хочется порекомендовать им не Gears of War или Tom Clancy’s Ghost Recon Advanced Warfighter. Несомненно, они запросто разберутся и в New Super Mario Bros., и в Daxter, но настоящий подарок ребенку просто обязан быть не только жизнерадостным, но и развивать не одни лишь рефлексы. LocoRoco и Wii Play пропустит даже самый взыскательный цензор, которому в прыжках Марио по головам врагов может почудиться жестокость и насилие. И если провести забавные «капли» через все ловушки и победить в веселых мини-играх еще удастся благодаря хорошей реакции, то при решении задачек из Big Brain Academy, универсальной игры для геймеров всех возрастов, придется пораскинуть мозгами.
Не одними пафосными историями готовы развлечь нас разработчики. Забавное оформление, нарочито гротескные или юмористические игровые ситуации, комические пикировки персонажей – поводов улыбнуться отыщется предостаточно. Нарочито несерьезная Destroy All Humans! 2 (подробней о нем читайте в этом номере «СИ») так и не переплюнула эскапады безбашенных кроликов: сперва мы смеялись над внешним видом ушастых «Сэмов Фишеров», «Суперменов», и «хорошеньких служанок», а затем – над заданиями с их участием. Правда, кто знает, как выглядел бы список победителей, если бы до Европы добралась God Hand?
И если Rayman Raving Rabbids вполне можно назвать универсальным средством от депрессии, LocoRoco и Phoenix Wright Ace Attorney – лекарства куда более специфические. Первая поражает неподдельно детской жизнерадостностью, а вторая – невероятно веселыми перепалками, без которых, по версии Capcom, просто невозможно сделать адвокатскую карьеру.
Неожиданность года
Номинанты:
Успех «ИгроМира»
Закрытие Clover Studio
Успех Wii
Победитель: Успех Wii
Сразу после выхода Okami и God Hand закрылась студия Clover, известная работой над сериалом Viewtiful Joe и поистине звездным составом разработчиков. Мы посвятили этому событию целый спецматериал, где подробно рассказали об успехах и неудачах Clover. Что ж, будем надеяться, ее бывшие сотрудники соберутся вновь и подарят нам новые хиты, но уже под эгидой другой компании.
Осенью 2006 года в Москве прошла выставка «ИгроМир» – первое российское массовое мероприятие для геймеров. Ее успех превзошел самые радужные прогнозы устроителей – за два дня павильон на ВДНХ посетило более 25 тыс. человек. Каждый день у входа выстраивались гигантские очереди, которые раньше мы видели только на E3 или Tokyo Game Show. Стало ясно, что игровые выставки в России возможны и нужны – так что в этом году к «ИгроМиру» присоединится GAMEX, готовящаяся при поддержке нашего издательства. Помимо всего прочего, очень важно, что на «ИгроМире» были стенды не только PC-издателей, но и Sony, Nintendo и Microsoft.
Впрочем, оба этих события в масштабах всей индустрии меркнут перед успехом Nintendo Wii. Вплоть до мая 2006 года большинство аналитиков прочили приставке позорное третье место в консольной войне. Однако когда на E3 2006 приставка и игры для нее были продемонстрированы во всей красе, пресса единодушно признала ее перспективной. Безупречно прошел и мировой запуск – Wii появилась в магазинах по всему миру вовремя и в достаточных количествах. Впрочем, продажи бьют все рекорды, и ни один экземпляр на полках не залеживается. Пока неясно, чем закончится война консолей, но думается, что к сентябрю Nintendo Wii уверенно выйдет на первое место по количеству пользователей.
Разочарование года
Номинанты:
Гибель E3
Высокая цена на Wii
Запуск PS3
Победитель: Запуск PS3
В 2006 году произошло событие, которое никто не сумел предвидеть. Устроители Electronic Entertainment Expo, самой крупной игровой выставки в мире, объявили, что праздник закончился. В 2007 году и далее E3 проводиться не будет, а ее место займет камерная конференция работников индустрии и избранных журналистов. Никаких стендов не смастерят, а вместо 150 тыс. человек пригласят не более 5 тыс. Свято место, понятное дело, пусто не бывает: ожидается, что в этом году куда больше людей соберет Penny Arcade Expo (устроители – известный юмористический игровой сайт http://www.penny-arcade.com); организаторы Tokyo Game Show 2007 решили отвести под свою выставку четыре дня вместо обычных трех. Возможно, будут проведены и другие игровые мероприятия.
Другая плохая новость – неожиданно высокая цена на Wii. Нет, мы не жалуемся, что американские 250 долларов в Европе «неожиданно» превратились в 250 евро. Это нормально. Дурная весть заключается как раз в том, что Nintendo Wii в США стоит 250 долларов, а не 200 или 150, как думалось ранее. Скорее всего, причина кроется в бурных восторгах прессы и геймеров по поводу приставки. Ведь если ее все так ждут – почему бы не задрать цену и не заработать побольше денег?
Ну и, наконец, PlayStation 3. Мы не хотим сказать, что разочарованы в самой консоли – рано делать какие-либо выводы. А вот запуск, определенно, не удался. Высокая цена – раз. Всего одна приличная игра (да и та – FPS) в стартовой линейке – два. Задержка старта в Европе (и это главное) – три. Плюс новости о потере важных эксклюзивов (GTA IV, Assassin’s Creed, Virtua Fighter 5). Так что Sony придется что-то срочно предпринять, чтобы восстановить доброе имя в глазах геймеров.
Игра года
Номинанты:
The Legend of Zelda: Twilight Princess
Gears of War
Medieval 2: Total War
Победитель: Medieval 2: Total War
Игра года. Два простых слова, но сколько в них умещается. Особенно если учитывать разнообразие платформ, которые мы освещаем. На одном только PC вышло около 700 игр – и то с учетом только тех мировых и российских релизов, о которых мы знаем и пишем. Как можно выбрать из них всех одну, лучшую? Если смотреть на оценки, заветную десятку в 2006 году получила только LocoRoco. Subsistence не считается, поскольку Metal Gear Solid 3 уже побеждала в прошлом подведении итогов. Что до поющих капелек… Игра, оправдывающая существование PSP, – безусловно. Люди с горящими глазами, после бессонной ночи рассказывающие про муй-муи и «локо-дом», – доводилось видеть и такое. Но при этом мы вряд ли дождемся продолжения, про нее не напишут книжки и не снимут эпизод South Park, как, скажем, про World of Warcraft.
Зельда – совсем другое дело. Уже не просто игровой сериал, но культурный феномен, не уступающий по размаху Final Fantasy, – череда проектов, связанных несколькими персонажами и кочующими деталями, и при этом вполне самоценных, зачастую с совершенно другими мирами и непересекающимися сюжетами. Вообще, приурочить релиз Twilight Princess к запуску Wii – очень удачный коммерческий ход Nintendo, полностью себя оправдавший. Но, право слово, она могла выйти год назад на GameCube и ничего от этого не потерять.
Ах. И снова Gears of War. Уж сколько о ней было сказано в этом материале. Как и о Medieval 2: Total War. Нет, правда, мы ничего не имеем против консоли от Microsoft, как бы нас ни любили в этом обвинять отдельные читатели. Скажем, Артем Шорохов до сих пор не смирился с победой «писишной» стратегии. Но мы снова возвращаемся к вопросу о том, что же такое игра года. Если банально мерить все в цифрах, на Medieval 2 можно потратить больше всего времени (и, заметьте, с толком!), и доступна она на самой распространенной в России платформе. Но давайте начистоту: из всего вышедшего за год нам больше всего понравилась последняя Total War. Редакция – не бездушная машина по выставлению «объективных» оценок, а живые люди со своими предпочтениями (пускай и с богатейшим опытом), и окончательный выбор – это именно наше, личное мнение, рожденное в горячих спорах. А может, у прочих номинантов просто не нашлось достаточного количества убедительных защитников.
До встречи в следующем году!
2813 Прочтений • [Лучшие игры 2006 года] [12.04.2012] [Комментариев: 0]