Суббота, 4 ноября, восемь часов утра. В 57-м павильоне ВВЦ холодно и тихо, немногочисленные сонные рабочие заканчивают сборку стендов. Повсюду лежат горы строительного мусора и ослепительно светят прожекторы. На стенде Nintendo, укутавшись в одежду, на уютных пуфиках дремлет пара человек. Хмурые от бессонной ночи сотрудники игровых компаний проводят последние приготовления: подключают плазменные панели, демонстрационные компьютеры и микрофоны, раскладывают рекламные буклеты, распаковывают фигуры персонажей. Тишину раскалывает рев двигателя: на стенд «Адреналин 2: Час Пик» загоняют оранжевый спорткар.
После девяти на улице начинает собираться толпа, а тоненький ручеек участников и журналистов разрастается до полноценного потока – все спешат занять рабочие места. Отовсюду доносятся обрывки мелодий, «Раз, раз», – идет проверка звука. Booth-babes выдвигаются на позиции, наводя последний лоск, рыцари и витязи поправляют ремешки доспехов. Час «Х» приближается, очередь перед входом в павильон становится не меньше, чем перед Мавзолеем, напряжение нарастает. В десять утра двери, наконец, открываются и замерзшие во время долгого ожидания посетители быстро заполняют оба этажа павильона, образуя пробки вокруг самых интересных стендов. Гремит музыка, шум тысяч голосов и шагов сливается в однородный гул: «ИгроМир» начался.
Snowball: «Вот он, новый Мавзолей!» – решили мы, обходя очередь в 500 людских метров у входа в 57-й павильон. «Вот он, “День живых мертвецов"!» – думали мы через три часа ожесточённых боёв с ордами малолетних любителей халявы. Запомнились два паренька, которые через две минуты игры в «Нарнию» деловито принялись исследовать компьютер на предмет развинчивания. Да, и это влажное дыхание толпы в местах скопления booth-babes! Но вообще всё было супер – с нашей стороны не потерялся ни один иностранец, хардкорщики всё-таки смогли отыскать «Европу III», а уши перестали гудеть уже через пять дней.
GSC World Publishing: Одна половина экспозиции GSC World Publishing стала пристанищем для поклонников и первооткрывателей «Героев Уничтоженных Империй». Те же, чьим вниманием целиком завладел S.T.A.L.K.E.R., сражались за игровые места и плакаты игры. Три плазмы крутили ролики HoAE и начальный ролик «Сталкера», недостатка во внимании мы не испытывали оба дня. Выводы: выставка удалась, потрясли длина очередей и децибелы звука.
Gaijin Entertainment: «ИгроМир» – знаковое событие в мире компьютерных развлечений. Подобного не было в России ранее, и, на наш взгляд, данная выставка внесла большой вклад в развитие игровой индустрии в стране. Сложилось впечатление, что организаторы выставки не ожидали столь бурного успеха. По официальной информации, «ИгроМир 2006» посетило свыше 25000 человек. Многокилометровые очереди, милиция едва сдерживала наплыв желающих. Очень богато, мощно и со вкусом. Однако в следующий раз выставка должна пройти в более просторном, и, что важно, устойчивом помещении.
Главное отличие российской выставки от Е3 и Games Convention – она предназначена в первую очередь для игроков, а не для прессы и делового общения. Тысячи геймеров вживую смогли посмотреть, а то и поиграть в хиты мирового уровня, про которые до этого читали только в журналах и на сайтах, поучаствовать во множестве конкурсов, получить бесплатные игры и сувениры, сняться вместе с booth-babes. Журналистам же оставалось только проводить увеселительные мероприятия на стендах своих изданий, общаться с коллегами и друзьями из игровых компаний и снимать множество ярких фотографий, ибо посмотреть было на что. Конечно, не в плане эксклюзивов – новых проектов показали очень мало, да и куда удобнее потом посмотреть на них в спокойной обстановке и общаясь непосредственно с разработчиками, а не с замученным PR-менеджером в окружении десятков подростков с горящими глазами. К тому же при царящем на выставке грохоте нормально разговаривать можно было лишь в кафе внизу – столики в нем никогда не пустовали, и именно там мы взяли интервью у представителей Midway.
Но что касается атмосферы шоу и праздника – тут уж все постарались на славу. Перед игрушечным замком Nival Interactive, расположившимся прямо напротив входа, на татами сражались «борцы сумо» в надувных костюмах – особенно запомнилась схватка двух титанов отечественной индустрии: Сергея Орловского и Дмитрия Архипова. Находящийся рядом стенд Nintendo, несмотря на малые размеры, был выдержан в корпоративном стиле: уютные пуфики, плазменные панели и девушки в белом, дающие всем желающим поиграть на DS. Wii не завезли, но можно было оформить предзаказ.
GFI / «Руссобит-М»: Приятно удивило огромное количество посетителей, которые в течение 2 дней приходили на «ИгроМир». Мы были уверены, что в Москве довольно много любителей электронных развлечений, но увидеть их всех одновременно на одной площадке было очень неожиданно и радостно! Компания GFI представила вниманию гостей выставки полные русские версии Gothic 3, «Splinter Cell: Двойной агент» и предфинальную версию стратегии в реальном времени о Второй мировой войне «Офицеры». От желающих потестировать эти хиты не было отбоя: на стенде нашего дистрибьютора – компании «Руссобит-М» всегда было шумно, весело и многолюдно. Большое спасибо всем, кто посетил наш стенд, по достоинству оценил наши проекты и участвовал в наших конкурсах и лотереях.
Gravity CIS: Хочется, прежде всего, поздравить и игроков, и представителей отечественной индустрии с тем, что у нас появилось мероприятие такого формата и такого масштаба. Оба дня на выставке царила атмосфера настоящего праздника, и, судя по довольным лицам посетителей, все усилия организаторов и компаний-участников были ненапрасными! «ИгроМир 2006» однозначно удался!
Фирма «1С» и ее студии-разработчики оккупировали добрую треть первого этажа: особенно выделялись шатер Katauri Interactive, внутри которого демонстрировали стратегию «Легенда о рыцаре»; грузовик – он же стенд «Дальнобойщиков 3» с рабочей версией этого ожидаемого симулятора; джип, красующийся на рекламных проспектах «УАЗ 4х4»; и главный герой «Санитаров подземелий» Кабан (вернее, изображавший его бритый детина); все – в окружении очаровательных девушек.
Там же, в окружении «людей в желтом», гордо высился стенд «Акеллы», разбитый на три тематических сектора. В «фэнтезийном» показывали Neverwinter Nights 2, Loki, Silverfall, Everquest 2 и Disciples III, в «военном», защищенном мешками с песком и спаренным пулеметом – Armed Assault и «Империю превыше всего», а в «гоночном», украшенном шикарным автомобилем, – новый проект «Московский водила». А где-то в недрах крутили ролик из разрабатываемого для PC и Xbox 360 Postal 3.
«Акелла»: «ИгроМир» стала первой выставкой в России, ориентированной на широкую аудиторию. С чисто человеческой точки зрения хочется отметить тотальную усталость после тех выходных. Но это не только физическая, но и полезная эмоциональная усталость, потому что «ИгроМир» выдал нам безумный моральный заряд. Особенно интересно было оценить аудиторию, для которой мы все работаем уже много лет. И наша, российская публика оказалась более цельной, внимательной, а иногда даже более дотошной, нежели, например, посетители немецкой Games Convention. Работа возле стендов иногда превращалась в охрану от напора гостей... отдыхать не пришлось никому. Считаем, что можно назвать все это безобразие успешным дебютом и поздравить организаторов!
«Новый Диск»: Мы оказались готовы к тому, что «ИгроМир» будет именно таким: шумным, ярким, многолюдным. Конечно, журналистам и специалистам игровой индустрии было тяжело без привычного «эксклюзива» и закрытых показов «только для прессы». Но зато выставка на 100 процентов оправдала ожидания тысяч простых геймеров. Два дня на стенде «Нового Диска» творилось настоящее игровое безумие: на сцене ни на минуту не прекращались конкурсы и раздачи подарков, а три десятка компьютеров работали на износ. Особым вниманием пользовался шутер «Инстинкт», релиз которого запланирован на декабрь. Каждый желающий мог не только пообщаться с разработчиками игры, но и превратиться в настоящего монстра с помощью грима. Геймеры, инфицированные вирусом ИНСТИНКТ, моментально заполонили всю выставку.
«1С»: Для нас «ИгроМир-2006» прошла с большим успехом и огромной пользой. Самый главный плюс выставки состоит в том, что мы смогли показать свои игры большому, очень большому количеству людей. Мы видели реальный интерес у посетителей, они действительно приходили, играли, общались с разработчиками и менеджерами «1С», задавали вопросы, интересовались новинками и планами по созданию продолжений старых хитов. Со своей стороны, мы постарались сделать все, чтобы людям было интересно на стенде фирмы «1С» – и очень рады, что у нас это, судя по награде в номинации «Лучший стенд» от журнала «РС ИГРЫ», получилось.
Остальные издатели проявили себя скромнее и «цыган с медведями» не выводили, если не считать боев на мечах между представителями клуба исторической реконструкции «Серебряный Волк» на стенде «Руссобит-М/GFI», неизменно собиравших толпу зрителей. Публику, впрочем, не меньше привлекали находящиеся там же удобные надувные кресла. Урок всем на будущее – подумайте о ногах посетителей, и популярность стенда обеспечена. В двухэтажном домике «Буки» все желающие могли поиграть в Company of Heroes, Dark Messiah of Might and Magic и Guild Wars: Nightfall. У «Нового Диска» было целых две точки: на одной торговали дисками, а на второй показывали издаваемые компанией консольные игры и проводили разнообразные конкурсы на сцене.
Там же, на первом этаже, расположился и наш стенд, заметный издалека благодаря надувному шару, и, по отзывам, один из самых ярких и запоминающихся на выставке. В «студийной» зоне оба дня работал ведущий, разыгравший кучу призов (в том числе –аудио-кресла Pyramat), а читатели получили возможность задать вопросы редакциям «Страны Игр» и «PC-игр», Гоблину, руководителю российского офиса Electronic Arts Тони Уоткинсу, разработчикам Postal 3 и Disciples III, команде локализаторов EverQuest II.
В «игровом» секторе, на компьютерах, предоставленных компанией Formoza, посетители могли сразиться в Counter-Strike с Полосатым и в Quake 3 с Cooller’ом. А также поиграть в Soul Calibur III с чемпионом Москвы и сотрудниками нашего журнала и потанцевать на автомате Pump it Up. Большой популярностью пользовался наш «музей», с такими экспонатами, как обезьяна, пишущая за Врена его статьи, и бейсбольной битой, предназначенной для вразумления нерадивых авторов.
При подъеме на второй этаж павильона внимание сразу привлекал чудовищных размеров стенд Electronic Arts/«Софт Клаб», с десятками компьютеров и запущенными на них Battlefield 2142, Need for Speed Carbon, Medieval 2: Total War и World in Conflict. В консольном разделе можно было поиграть в God of War 2, Killzone: Liberation и Ace Combat: The Belkan War. На огромной сцене с не меньшим экраном периодически демонстрировали сверхтехнологичный шутер Crysis, а разработчики (кстати говоря, арт-директор игры – русский) отвечали на вопросы зала. Сбоку примостилась очередь желающих полюбоваться на спрятанный в отдельной комнате деревянный муляж PlayStation 3. Другая next-gen консоль, Xbox 360, была представлена на стенде Microsoft «живьем», правда, с играми годичной давности. На том же втором этаже расположилась GSC Game World с мультиплеерной версией долгостроя S.T.A.L.K.E.R. и чудесная пагода Gravity CIS, где демонстрировались MMORPG Ragnarok Online и Rose Online, а также ролики всех других проектов Gravity.
«Софт Клаб»: На наш взгляд, первая в России полномасштабная игровая выставка удалась. Огромное количество посетителей, интересные стенды, участие таких грандов, как EA, SCEE, Microsoft – все это в полной мере продемонстрировало интерес к бурнорастущей российской игровой индустрии. Уверен, что в будущем году выставка сможет избавиться от некоторых недостатков и шероховатостей в организации, а многие участники, среди которых будет куда больше западных издательств, будут работать над подготовкой к этому грандиозному шоу с удвоенной силой.
«Бука»: «ИгроМир» оправдал все самые немыслимые слухи о себе – от огромных сумм, потраченных на стенды, до очереди за билетами через весь ВВЦ! Отдельно хочется отметить посетителей – ребята были очень дисциплинированные. Что касается «Буки», то, на наш взгляд, выставка прошла более чем успешно. Не один журналист поблагодарил нас за возможность взять интервью в спокойной обстановке нашего лимузина-H2.
Но не только шумными мероприятиями и красочными стендами запомнилась выставка – в первый день состоялась пресс-конференция Microsoft, на которой представитель компании Алексей Бадаев объявил об официальном запуске Xbox 360 в России в декабре этого года. Пока будет распространяться стандартная европейская версия консоли, причем цена будет ниже, чем у поставляемых в Россию «серых» приставок. Также будет решаться вопрос локализации интерфейса как самой консоли, так и ее сетевого сервиса. А Юрий Мирошников из «1С» сделал сенсационный анонс: в разработке находится версия культового авиасимулятора «ИЛ 2: Штурмовик» под Xbox 360 от неназванной пока отечественной студии.
5 ноября компания GFI совместно с «Руссобит-М» провела презентацию стратегий «Офицеры» и «Войны Древности: Спарта», а также онлайнового магазина GamePitStop.ru. Менеджер проекта Алексей Стеклов рассказал об особенностях цифровой дистрибьюции. Так, далеко не все отечественные издатели покупают права на такой тип распространения, и магазин может связываться напрямую с западными издателями и предлагать покупателям самые свежие хиты. Защита копии игры осуществляется с помощью технологии Starforce, причем привязка идет не к диску, как в случае с обычным «джевелом», а к коду оборудования компьютера клиента. В него же заложена возможность заменить до 20% «железа» и не прекратить при этом действие лицензионного ключа.
В 14.00 на главной сцене должен был начаться праздничный концерт с участием групп «Солнечный Удар», «Скафандр», Repentance и НАИВ, но его отменила милиция, поскольку народу собралось слишком много и второй этаж мог просто не выдержать и рухнуть.
Ближе к вечеру количество посетителей, к большому облегчению участников, начало таять. Всего же за два дня 57-й павильон ВВЦ посетило более 25 тысяч человек, что доказывает невероятный интерес публики к мероприятиям подобного рода и знаменует переход российской игровой индустрии в один ряд с американской, европейской и японской, по крайней мере, по наличию собственной потребительской выставки. Первый «ИгроМир», в чем уже никто не сомневается, не станет последним, так что ждем «ИгроМир 2007» – еще ярче, лучше организованный и с большим количеством эксклюзивов.
Награждение
Незадолго до окончания выставки наша редакция вручила награды лучшим проектам «ИгроМира». Список победителей таков:
Открытие выставки: «Легенда о рыцаре» (Katauri Int/«1С»)
Лучшая игра выставки: Company of Heroes (Relic Ent/THQ/«Бука»)
Лучшая игра для PC: Crysis (Crytek/EA Games/ «Софт Клаб»)
Лучшая игра для консолей: God of War 2 (SCEA/SCEA/«Софт Клаб»)
Лучшая игра для портативных консолей: New Super Mario Bros (Nintendo/Nintendo/«Новый Диск»)
Лучшая гоночная игра: Need for Speed: Carbon (EA/EA Games/«Софт Клаб»)
Лучшая стратегия: World in Conflict (Massive Ent/Sierra/«Софт Клаб»)
Лучший шутер от первого лица: Crysis (Crytek/EA Games/«Софт Клаб»)
Лучшая ролевая игра: Gothic 3 (Piranha Bytes/JoWooD/GFI)
Лучший экшн: Dark Messiah of Might and Magic (Arkane Studios/Ubisoft/«Бука»)
Лучшая графика: Crysis (Crytek/EA Games/«Софт Клаб»)
Лучший сиквел: Neverwinter Nights 2 (Obsidian/Atari/«Акелла»)
Лучшая игра по фильму/мультфильму: «Волкодав из рода серых псов» (Meridian’93/«1С»)
Лучший подарок детям: Big Brain Academy (Nintendo/Nintendo/«Новый Диск»)
Самая веселая игра: «Братва и кольцо» (Gaijin Ent/«1С»)