Более пятидесяти лет прошло со времен первого чемпионата мира по Формуле-1, а количество поклонников этих соревнований неуклонно растет. Возможно, это связано с меняющимися и дополняющимися правилами, возможно, дело в постоянно совершенствующихся технологиях, но факт остается фактом: Формулу-1 все еще называют «королевой автоспорта», а выступление для многих гонщиков в чемпионатах Формулы-1 зачастую становится главным делом жизни. Двадцать пять лет назад владельцы консолей и персональных компьютеров и подумать не могли, что когда-нибудь им представится шанс управлять лучшими болидами самого дорогого автоспорта, не выходя из дома. Сейчас в этом нет ничего удивительного, и любой из нас может не только посмотреть, но и поучаствовать в заездах. И даже выиграть чемпионат, на котором в реальной жизни и побывать-то никогда не доведётся.
За последние двадцать пять лет количество различных проектов по мотивам Формулы-1 исчисляется десятками и стремительно приближается к сотне. Что удивительно, по-настоящему качественных и интересных игр найдется совсем немного, поэтому рассматривать все подряд не имеет смысла. Но прежде чем выделять лучшее, необходимо рассказать, с чего же все началось.
Основные правила Формулы-1
Часть правил постоянно меняется, но основа остается неизменной. Прежде всего, от команды на трассе всегда выступают два пилота – при четырех максимально возможных в команде. В случае, если один из пилотов не выходит на трассу, это карается штрафом. Гран-при всегда проводится с пятницы по воскресенье включительно: первый день – свободные заезды по треку, второй – квалификация, от результатов которой зависит позиция старта болида в гонке, третий – собственно, гонка. Первые два дня необходимо проехать хотя бы по одному кругу – в противном случае, болид снимается с трека. Также стоит отметить: команда имеет право закупать шины и моторы у любого стороннего производителя, но шасси должно быть разработано и создано собственными силами.
Grand Prix 3 (PC) 2000 годFormula One (PS3) 2007 год
На первом месте в нашем случае стоят именно консоли: вопреки поклонникам Grand Prix Circuit, хорошо известной даже в России в конце 80-х, первые ласточки появились отнюдь не на PC. Впрочем, установить точно, кто же занялся виртуальной Формулой-1 первым, непросто – даже знатоки не берутся утверждать с полной уверенностью. Если брать в расчет игры, авторы которых хотели хоть как-то связать свои работы с Формулой-1, то нельзя обойти стороной Grand Prix (1982) для Atari 2600 и Pole Position (1983) почти что для всех известных в ту пору платформ – начиная от Atari 2600 и заканчивая ZX Spectrum. Ни в Grand Prix (не путайте с Grand Prix Circuit), ни в Pole Position не шла речь о реальных командах или треках, хотя обе предлагали игроку управлять болидами, похожими на «формульные». Вдобавок ко всему, обе были далеко не симуляторами: Grand Prix отображала болиды с высоты птичьего полета весьма схематично, а Pole Position и вовсе основывалась на одноименном мультфильме начала восьмидесятых. Первая игра, действительно имеющая немало общего с жизнью, появилась несколько позже под незамысловатым названием Formula One (1983) для Amstrad CPC, Commodore 64, MSX и ZP Spectrum. Количество представленных команд ограничивалось шестью, но в этот список входили самые известные в то время: например, Ferrari, Williams и Renault. Игра имела мало общего с предшественницами, поскольку относилась к совершенно иному жанру: незадолго до ее появления для ZX Spectrum был разработан симулятор менеджера футбольной команды Football Manager, популярность которого поразила самих разработчиков. И Formula One пошла по его стопам. Годом позже попытку заработать на знаменитом чемпионате предприняла Sega, выкатив на прилавки World Grand Prix (1984) для MSX и Sega Master System, в которой фигурировали реальные треки, но от настоящих соревнований игра была далека (зато имела встроенный редактор трасс). Тут уж всем стало ясно: виртуальная Формула-1 весьма интересна покупателям, и в «гонку» включились такие компании, как Konami, Codemasters и Accolade. Но добиться по-настоящему впечатляющих успехов удалось только последней в 1988 году, благодаря небезызвестной Grand Prix Circuit.
Эволюция
Formula One (Amstrad CPC)
Grand Prix (Atari 2600)
Grand Prix Circuit (PC)
Formula 1 Sensation (NES)
Хотя первым настоящим симулятором считается Revs (1986) для Commodore 64, в разработке которого принимал участие сам Джефф Краммонд (Geoff Crammond, более известный по играм серии Grand Prix), именно Grand Prix Circuit стала настоящим событием для всей игровой индустрии. Сложно было найти игру с более реалистичной графикой и физической моделью. Игра блистала как на PC, так и на Amiga, Commodore 64, ZX Spectrum. К разработке, вопреки слухам, Джефф Краммонд не имел ровным счетом никакого отношения, зато на славу потрудились участники команды Distinctive Software, ставшие известными также благодаря Stunts, играм серии Test Drive и участию в разработке первой части Need for Speed. А вот ко второй игре серии (Grand Prix 2, 1995) Краммонд действительно приложил немало усилий. Основываясь на собственном опыте, накопленном при разработке симуляторов Revs, Revs+ и World Circuit, Джефф создал игру, которая и по нынешний день считается одной из лучших в рамках жанра.
Айртон Сенна
Айртон Сенна да Сильва (Ayrton Senna da Silva) – бразильский автогонщик, родился 21 марта 1960 года и трагически погиб 1 мая 1994. За свою короткую, но яркую жизнь, Сенна выиграл 41 гонку и стал трехкратным чемпионом мира (чемпионаты: 1988, 1990, 1991). Большинство достижений Айртона было зафиксировано во время ухудшенных погодных условий, благодаря чему он получил прозвище «Человек дождя». Имя Сенны у многих людей связано не только с гонками и победами – Айртон жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в родной Бразилии. После его смерти был объявлен трехдневный национальный траур, а спустя некоторое время его именем стали называть улицы. Именно после гибели Сенны, стандарты безопасности в Формуле-1 были в корне пересмотрены и выведены на новый уровень. Даже спустя 12 лет Айртон считается одним из лучших гонщиков Формулы-1.
Качество Grand Prix 2 – не единственная причина, по которой игра грянула как гром посреди ясного неба. В 90-е у игры почти не было конкурентов. Количество действительно стоящих игр по мотивам Формулы-1 в эти годы можно было пересчитать по пальцам: 1) Formula 1 Sensation (1993) старалась быть симулятором в рамках NES насколько это возможно; 2) Formula 1 (1996) была великолепным вариантом для PlayStation One с саундтреком, записанным неподражаемыми гитаристами современности Стивом Ваем (Steve Vai) и Джо Сатриани (Joe Satriani); 3) Power F1 (1997) также получила множество хвалебных откликов. Впрочем, даже самые высокие оценки этих игр не дотягивали до среднего балла Grand Prix 2.В начале XXI века на пятки Grand Prix стала семимильными шагами наступать серия F1 от внезапно очнувшейся после двенадцатилетней спячки (со времен Ferrari Formula One) Electronic Arts. Если первая попытка в лице F1 2000 вызвала по большей части снисхождение, нежели неподдельный интерес, то F1 2001 заслужила бурные аплодисменты, а F1 2002 и вовсе стала хитом сезона, после чего некоторые критики засчитали поражение серии Grand Prix. Несмотря на очевидные успехи набирающего обороты сериала F1, Electronic Arts быстро охладела к Формуле-1, и с тех пор делает вид, что эта тематика ей не особенно интересна (но мы-то знаем, что EA попросту потеряла лицензию). А сериал Grand Prix закончился на четвертой части в 2002 году. Но о каких новых анонсах с тех пор слышно не было.
Formula One 06 (PS3) – самый красивый симулятор этого вида гонок.Ни на PC, ни на Xbox 360 (не говоря уже о более слабых платформах) эта игра не выйдет.
С другой стороны, в это же время подняла голову Sony. Ее Formula One 2000 была прохладно принята народом, но уже Formula One 2001 оправдала все возложенные надежды. Дальше – больше: сериал Formula One набирал обороты, и каждая последующая игра серии привлекала внимание игроков и критиков. Где-то были явные промашки, но Sony работала над ошибками и к 2005 году окончательно завоевала кошельки и сердца поклонников Формулы-1. Первая часть готовилась студией Psygnosis, но затем Sony передала проект внутренней команде Studio Liverpool. Сериал от Sony готовится по официальной лицензии; более того, с 2003 года Sony владеет исключительным правом на создание игр по мотивам гонок Формула-1. Новые части Formula One выходят каждый год – в них обновляется графический движок, а также база данных по автомобилям и гонщикам. Выпускаются они только Sony и только для приставок от Sony.
Formula One 2006 разрабатывалась сразу в трех версиях: PSP, PlayStation 2, PlayStation 3. Из них в продажу пока поступили только варианты для PlayStation 2 и PSP и только в Европе (и, соответственно, в России). В Formula One 2006 геймер начинает карьеру в одной из относительно слабых команд – Super Aguri F1, Scuderia Toro Rosso или Midland F1 Racing. Чем лучше он выступает в гонках, тем больше шансов заполучить престижный контракт. Вершина карьеры – место пилота в команде текущих чемпионов, Renault F1. Кроме того, во время прохождения можно заполучить дополнительные призы. Разнообразные кубки складируются в специальной комнате для трофеев. В Formula One 2006, разумеется, представлены новейшие дополнения к правилам проведения настоящей Формулы-1, а также новый тестовый трек в Испании. К сожалению, в Formula One 2006 нет сетевого режима, который нам обещали поначалу. Сперва предполагалось, что даже владельцы разных платформ – PSP и PS2 – смогут сражаться друг с другом через Интернет. Разработчики разводят руками – дескать, у них на это не хватило времени.
Версия для приставки нового поколения PlayStation 3, которую неоднократно показывали прессе на многочисленных выставках, должна стать едва ли не самым значимым событием со времен выхода Grand Prix 2. Счастливые владельцы PS3 уже могут ознакомиться с ней – достаточно скачать демо-версию с сайта Sony. Вдобавок к стандартному режиму карьеры гонщика появится также возможность играть за старшего механика команды. Кроме того, нас ожидает самая реалистичная картинка, когда-либо имевшая место быть в играх Формулы-1 – и это значит, что мы еще на один шаг приблизились к настоящим пилотам чемпионата.
Уроки истории
Популяризация Формулы-1 началась в 80-х годах прошлого века, но первые чемпионаты проходили уже в 50-х. А если копнуть глубже, то началось все еще лет на 20-30 раньше – в Гран-при чемпионата Европы; очень многое будущие соревнования взяли именно оттуда. Правила Формулы-1 были окончательно сформированы в начале 40-х годов, но военное положение помешало утвердить их, поэтому свод вступил в силу только ближе к 50-м – именно тогда прошли и первые соревнования. Сейчас можно выделить три основных периода Формулы-1: «Рождение», «Золотой век», «Двадцать первый век». Знатоки чемпионата всегда успешно доказывают, что самым интересным был именно «Золотой век»: в частности, на этот период пришлось противостояние Айртона Сенны и Алена Проста, увеличение количества электроники в болидах, а также выявление заведомых лидеров – McLaren, Williams, Renault и Ferrari. Не забывают фанаты ссылаться и на те факты, что в «Двадцать первом веке» была запрещена командная тактика (то есть, болиды одной команды, подыгрывающие друг другу, могли получить штраф) и усилены меры безопасности – благодаря чему болиды существенно ограничены в скорости.