В середине девяностых платформеры пережили грандиозный набег новых персонажей. Успехи усатого водопроводчика Марио и сверхзвукового ежа Соника не давали покоя свежеиспеченным героям и их создателям, но многих ли вспомнят нынешние геймеры? Когда Мишель Ансель, разработчик из Ubisoft, cоздавал Рэймена («Человека-Луча», если угодно), он вряд ли рассчитывал, что его детище не только завоюет мировую славу, но и долгое время будет считаться негласным «талисманом» компании. Рэймен напоминал забавную детскую игрушку на веревочках: руки, ноги и голова болтаются отдельно от туловища и в то же время будто привязаны к нему невидимыми нитями. Тем не менее он запомнился геймерам даже сильней, чем стильная ящерица Гекс и червяк-мутант по имени Джим, отчаянно пытающийся из года в год спасти принцессу «Как-Же-Ее-Зовут» (What’s Her Name): например, в Великобритании, первая часть сериала Rayman стала самой продаваемой игрой для PS one. Конечно, в наши дни сам сериал чаще ассоциируется с весьма странными кроликами, а не с «Человеком-Лучом», но все же не стоит забывать, кто именно здесь главный герой и любимец публики. Равно как нехорошо было бы позабыть и о прежних подвигах улыбчивого красавца. Итак, вспомним?
Список платформ, на которых Ubisoft поставила первый по-настоящему удавшийся опыт, обширен: в сентябре 1995 года игра вышла на уже отживающей свой век Atari Jaguar, а в ноябре 1995 к приключениям «Человека-Луча» приобщились владельцы Saturn и PS one.
Версии для других консолей продолжали выпускаться и после появления второй части, дав геймерам повод позубоскалить: дескать, на полках Rayman мелькает не реже, чем сериалы от Sega и Nintendo, только вот проекты слишком уж похожи друг на друга.
Симпатяга Рэймен не отличался целеустремленностью Соника, его выходки не были так уморительны, как у червяка Джима, зато он полностью оправдывал собственное имя: жизнерадостный и дурашливый. Юных игроков покоряло не только его ловкое боксирование, но и удивительно яркий, «мультяшный» вид уровней. Геймеров постарше привлекало огромное количество секретов: на отыскивание сюрпризов и решение всех задачек уходило немало сил (к слову сказать, достичь того же результата в новых частях сериала намного проще). К тому же, в отличие от большинства персонажей подобных игр, Рэймен далеко не сразу получал все необходимые способности. Как только «Человек-Луч» выучивал очередной навык, геймер оказывался перед выбором: отправляться на покорение новых уровней или же вернуться к старым, чтобы добраться до прежде недоступных «плюшек». Так обычный платформер развивал память и смекалку, что вообще-то было совершенно не свойственно подобным играм десятилетней давности, и удачную находку затем не раз перенимали другие разработчики.
Возвращения к пройденным уровням занимали немало времени, да и сам мир Rayman миниатюрностью не отличался, чем тогда могли похвастаться очень редкие представительницы жанра: шесть различных зон, путешествие по которым занимало не один день. Правда, положиться «Человеку-Лучу» было почти не на кого. Навести порядок в родном мире ему помогала одна-единственная фея Бетилла (Betilla): от нее он получал новые способности. Что до остального населения вселенной Rayman, кроме Электунов (Electoons) (своеобразных «элементов мира», которых предстояло спасать) и безымянного клоуна, сохраняющего достижения главного героя, на пути попадались исключительно противники во главе с жутким (но симпатичным) мистером Тьмой (Mr.Dark). Самое главное, что назвать всех антагонистов, к примеру, врагами, язык не поворачивался: все они были нарисованы так, что вызывали только улыбку. Кстати, это не мелочь – сериал до сих пор не отказывается от подобной традиции, а найти хороший смешной платформер в наше время не так уж и просто.
Сегодня версии для большинства платформ, на которых появилась игра, стали раритетами. Но стоит отметить, что больше всего повезло владельцам GameBoy Advance и современных КПК. Для портативной консоли от Nintendo Rayman переиздали под названием Rayman Advance, а над Rayman Ultimate, вариантом Rayman для Windows Mobile, потрудилась компания Gameloft (вы будете удивлены, но это одна из немногих игр такого рода, где управление стилусом не вызывает желания разбить КПК об стену). По сути, ни та ни другая версия не отличается от оригинала, и запустив их, вы встретитесь с самой первой Rayman.
Ubisoft
Компания Ubisoft основана в 1986 году пятью братьями Гильмо (Guillemot) и сперва занималась изданием и дистрибуцией проектов компаний Electronic Arts, Sierra On-Line и Microprose на территории Франции. Правда, этим дело не ограничилось, и в начале 90-х Ubisoft открыла собственные студии по разработке игр в Румынии и Франции. Наибольшую известность из первых «ласточек» Ubisoft приобрел именно симпатяга Рэймен. Но настоящие успехи ждали впереди: в начале XXI века компания стала живо сотрудничать с Томом Клэнси (Tom Clancy), благодаря чему появились такие замечательные игровые сериалы, как Rainbow Six и Splinter Cell. Позднее Ubisoft подарит миру новый взгляд на Prince of Persia, станет издателем Far Cry, Ghost Recon и многих других замечательных игр. В 2004 году Ubisoft была признана третьим по величине независимым игровым издателем в Европе и седьмым в США.
Rayman 2: The Great Escape
Год выпуска: 1999
Платформы: Dreamcast, Nintendo 64, Nintendo DS, PlayStation One, PlayStation 2, PC
Пока в Ubisoft гадали, как обеспечить каждую платформу своим «Человеком-Лучом», Мишель Ансель не торопился радовать поклонников второй частью приключений Рэймена. Прежде всего было решено сделать мир игры трехмерным, а сюжет – более заковыристым, из-за чего дата выпуска несколько раз переносилась. Многие уже заподозрили неладное, но опасения не оправдались.
Rayman на редкость успешно пережил переход в 3D, в отличие от других, не менее популярных двухмерных платформеров: например, сериалы про червяка Джима и ящерицу Гекса в новом виде разочаровали поклонников и постепенно растеряли былую славу. К слову сказать, о них сейчас почти ничего не слышно. Первая часть Earthworm Jim несколько лет назад была переделана для GameBoy Advance, а в марте 2007 года бравый червяк поселится на PSP. А вот о новых играх с участием Gex совершенно ничего не известно. Но не о них речь, вернемся к нашему герою дня.
The Great Escape выглядела просто сногсшибательно. Плюс ко всему, разработчикам удалось оптимизировать движок до такой степени, что игра «летала» на всех компьютерах того времени с более-менее жизнеспособной конфигурацией. Сюжет оправдал надежды, да и полку помощников прибыло: прежде всего, это Глобокс (Globox), неторопливый увалень, подозрительно напоминающий большой синий мешок, и Ли (Ly) – фея в полосатых чулочках, которая постепенно восстанавливала утерянные способности главного героя. При этом персонажи так и не научились связно говорить – любую задушевную беседу они превращали в непонятный детский лепет. Думаете, это плохо? Вовсе нет, ведь перевод их болтовни приводился в субтитрах, да и забавная тарабарщина у многих вызывала ухмылку.
В Rayman 2 привлекали не только запоминающиеся персонажи и симпатичная графика: едва ли не каждый уровень разительно отличался от другого. Авторы так и сыпали идеями: здесь и поездки на ручных ракетах, готовых в любой миг сорваться с места, и гонки с феей Ли, и побеги от ужасного монстра (как вам идея встроить при этом камеру в его пасть?), и путешествие по болоту с динозавром в упряжке. В общем, не заскучаешь.
Не исчезла и возможность возвращаться на предыдущие уровни, чтобы собрать все-все сюрпризы. Правда, теперь это приходилось делать существенно реже, ведь все способности Рэймен получал достаточно быстро. Зато порой возвращения были сюжетно обусловлены, и отвертеться от них не удавалось. Подобная хитрость не вызвала недовольства (прогулки по местам былой славы случались не так уж часто) и выделила Rayman 2 среди конкуренток.
Пресса не просто тепло приняла The Great Escape: критики буквально признавались в любви к игре (думаю, фраза «лучший платформер со времен Super Mario 64» говорит о многом), и найти негативную рецензию было достаточно непросто. Пусть количество полигонов заставит современных игроков улыбнуться, но семь лет назад Rayman 2 стала великолепным подарком для владельцев всех актуальных на тот момент платформ, и особенно для PC, где всегда не хватало качественных платформеров. Сейчас достать The Great Escape нелегко – сказывается довольно почтенный возраст, да в России ее не локализовали. Но вполне возможно, что вы все еще найдете варианты для Dreamcast или PlayStation 2 (The Great Escape в названии этой версии заменяет слово Revolution).
Мастер своего дела
Мишель Ансель, благодаря которому появился на свет и Рэймен, и сумасшедшие кролики, и многие другие персонажи, родился в 1972 году в Монако. Детство провел в Тунисе и других экзотических уголках планеты: отец Мишеля был профессиональным военным, и семье приходилось часто переезжать. Правда, сам Мишель утверждает, что больше всего его тогда поразили не диковинные пейзажи и заморские страны, а русские, японские и китайские сказки. Позже он будет рисовать героев своих игр такими, какими когда-то представлял сказочных персонажей. В юности Мишель Ансель увлекся видеоиграми и программированием, успел потрудиться над игрой Mechanic Warriors для компании Lankhor. Впрочем, та так никогда и не была издана. В 1989 году будущий разработчик принял участие в конкурсе молодых геймдизайнеров, и на него обратили внимание в Ubisoft. В 17 лет, когда многие европейские подростки только начинают задумываться о будущей карьере, Мишель Ансель уже занимался проектом The Intruder для Ubisoft. Однако славу ему принес именно Рэймен, создавать которого он начал, по его словам, еще в 19 лет, за 4 года до выхода первой игры сериала в 1995 году.
Весь послужной список Мишеля Анселя не такой уж и большой: помимо первых двух частей сериала Rayman, а также Rayman Rush и Rayman Raving Rabbids, он работал над Tonic Trouble (1999) – похождениями забавного персонажа по имени Тоник, который удивительно напоминал Рэймена анатомией (хотя и не был столь же обаятелен). Впрочем, навечно оставаться «отцом Рэймена» ему не слишком хотелось, и Ансель взялся за амбициозную Beyond Good&Evil (2003), рассказывавшую о приключениях юной журналистки и ее бравого свиноподобного дядюшки. Критики восприняли эксперимент в штыки, и затосковавший геймдизайнер начал подумывать о смене карьеры: дескать, к чему делать игры, если публика не оценивает твой замысел по достоинству. Тем не менее, он принял участие в работе над Peter Jackson’s King Kong, признанной одной из лучших игр 2005 года. Кстати, именно Мишель предложил не выводить информацию о количестве патронов и состоянии героя на экран. Что за проект ждет нас после Rayman Raving Rabbids – великая тайна, но, по непроверенным данным, следующей игрой мастера может оказаться Beyond Good&Evil 2 (да и не секрет, что в конце игры Ансель намекнул на продолжение).
Rayman 3: Hoodlum Havoc
Год выпуска: 2003
Платформы: GameBoy Advance, GameCube, Macintosh, N-Gage, PlayStation 2, PC, Xbox
Сразу заметим, что Мишель Ансель почти не участвовал в разработке Hoodlum Havoc, выступая лишь в качестве консультанта. Он и сам неоднократно отмечал в интервью, что многое бы сделал в игре совершенно по-другому. К примеру, первое, что бросалось в глаза (вернее, в уши), – речь главных героев. Бессвязное мычание и невнятное бормотание ушли в небытие: Рэймен и его друзья обрели нормальные человеческие голоса и оживленно болтали – количество всевозможных диалогов по поводу и без повода превышало все разумные пределы. Голос главного героя сперва казался слишком уж мужественным, а Глобокса – попросту неподходящим, но привыкнуть было легко.
Не отставали от диалогов по обилию и мини-игры. Причем, непосредственно к сюжету они зачастую не имели отношения, а открывались после набора определенного количества очков. Основных же уровней набралось – ни много ни мало – пятьдесят, но за внушительное количество пришлось расплачиваться: то они чересчур коротки, то не слишком увлекательны.
Сам Рэймен обзавелся новыми способностями: выпивая банку определенного напитка, он получал на время дополнительные силы. Но случаи, где их требовалось применять, разнообразием не отличались. Все сводилось к действиям по схеме «как можно быстрее добежать из точки А в точку Б, не забыв при этом ударить какой-либо предмет в точке Б».
Графикой Rayman 3 напоминала предшественниц, хотя поклонники не жаловались: сериал всегда брал в первую очередь юмором и игровым процессом. Правда, с яркостью разработчики переборщили, и хотя сперва жизнерадостные краски услаждали взор, уже через пару часов глаза невероятно уставали от многоцветья.
Как и раньше, Ubisoft пристроила третью часть похождений Рэймена на все востребованные платформы, зацепив между делом даже Macintosh. А для стремительно набирающей популярность GBA и отчаянно барахтающейся N-Gage появились собственные версии Rayman 3, которые чрезвычайно напоминали первую Rayman.
Оценки редко поднимались выше 7-8 баллов (а в версии для PC многие отмечали, что системные требования явно завышены), к тому же, большинство критиков сошлось на том, что без Мишеля Анселя и сама игра, и ее самый главный персонаж потеряли немалую долю обаяния и привлекательности. Однако если вы не будете придираться к мелочам и вам просто захочется сыграть в хороший платформер – обязательно попробуйте Hoodlum Havoc. К тому же, в России появился локализованный вариант от «Буки».
Rayman: Шаги в сторону
Ubisoft не стеснялась выжимать из солнечного героя максимально возможное количество денег. Самый первый «дополненный и расширенный» вариант оригинальной Rayman появился уже в 1997 году для PC и назывался Rayman Gold. Помимо cамой игры и некоторых не особо существенных доработок, поклонникам предложили попробовать силы в создании собственных уровней с помощью отдельного пакета Rayman Designer и распространять их через Интернет. Через год разработчики наскребли по сусекам более пятидесяти уровней и выпустили второе Gold-издание, Rayman Forever. А в 1999 году подоспела Rayman Collector, в которую вошло более шестидесяти лучших фэнских уровней. На этом страдания первой части почти завершились, если не считать переизданий для GBA и Pocket PC.
Rayman 2 для GBC (как и первая часть) была сработана на удивление добротно: симпатичные рисованные вставки и простенький, но какой-никакой сюжет. Тем не менее, сейчас ее отважатся пройти разве что самые заядлые приверженцы Рэймена.
После выхода The Great Escape посыпались жалобы, что Rayman не хватает многопользовательского режима. Ubisoft с готовностью откликнулась на просьбы, издав в 2001 году специальный проект Rayman M (PS2), позднее вышедший для GC, Xbox и PC под названием Rayman Arena. До Mario Party, ему, безусловно, далеко: взамен десятков мини-игр, за которыми впору провести не один вечер, геймерам предлагаются лишь два игровых режима, один из которых (гонки) и так с завидным упорством мелькает во всех представительницах сериала. Второе развлечение – deathmatch с определенным количеством соперников – также очень быстро наскучивает. Не спасает даже относительно большое количество уровней (по 12 на каждый режим) и возможность сменить персонажа. Самое смешное, что игра не поддерживает ровным счетом ничего, кроме однопользовательского режима и split screen, что в компьютерных проектах того времени уже считалось пережитком прошлого.
PS оne обзавелась собственной версией Rayman Arena, Rayman Rush, в которой оставили только ралли.
Не забыли в Ubisoft и о мобильных платформах (в частности, J2ME). Rayman Golf и Rayman Bowling от компании Gameloft S.A., нередко встречались в телефонах марки Mitsubishi: к примеру, в моделях M21i и M320. Как следует из названий, в них предлагалось поиграть в гольф и боулинг от лица Рэймена. Обе были плохо оптимизированы, и даже присутствие «Человека-Луча» их не спасало.
Напоследок стоит замолвить слово и о подарочных изданиях: Rayman 10th Anniversary и Rayman Collector’s Edition. Первая компиляция вышла исключительно на GBA и состояла из всего двух проектов – Rayman Advance и Rayman 3: Hoodlum Havoc, причем без каких-либо внутренних изменений. Rayman Collector’s Edition (только для PC), напротив, не предлагала первую часть, зато включала в себя The Great Escape, Rayman M и Hoodlum Havoc.
Теперь, когда мы рассмотрели все части Rayman, отметим: каждая из них (побочные проекты в расчет стараемся не брать) старалась сохранить особый жизнерадостный настрой оригинальной игры. Даже несколько спорная, но от этого не менее замечательная Hoodlum Havoc, созданная в разлуке с главным идеологом сериала, не отошла от этой традиции. Пусть разработчики переборщили с мини-играми и кислотными цветами, зато не забыли – игрок должен искренне улыбнуться при одном только взгляде на «солнечного» героя. Разработку Raving Rabbids Мишель Ансель взял обратно в свои руки и заставил геймеров хохотать во весь голос едва ли не за год до ее выхода – когда все мы увидели первый ролик с теми самыми кроликами. А потом увидели второй, третий, и стало ясно, что без Анселя жить действительно было намного скучнее.
1335 Прочтений • [Rayman: Части тела] [12.04.2012] [Комментариев: 0]