Куда приводят амбиции
На дворе 2004-й, на полках давно лежат GTA III и Vice City, дилогия TimeSplitters, Jak II: Renegade и еще длинный список крайне успешных проектов для PlayStation 2. В то же самое время, даже при наличии портов с PC (Half-Life, Red Faction) и собственных разработок (TimeSplitters 2), консоль остро нуждается в качественных шутерах, причем шутерах «взрослых» и, желательно, эксклюзивных, но главное – способных на равных тягаться с конкурентом в лице Halo. На эту роль Sony выбирает наиболее технически продвинутую на тот момент разработку от Guerrilla Games – Killzone.
Однако, вопреки ожиданиям, игра с треском провалилась, несмотря на все свои достоинства. Дело в том, что PlayStation 2 был нужен не просто качественный шутер, и даже не «Halo-киллер», а некая отправная точка для победного шествия консоли на онлайновом поприще. Но многочисленные ошибки и недоработки сделали Killzone попросту непригодной в качестве киберспортивной дисциплины. Просчет обошелся Sony недешево: лишь спустя годы компания смогла доказать, что не «лайвом» единым жив консольный рынок онлайновых развлечений.
К счастью, для самой Killzone и ее создателей все было не так уж плохо. Даже сквозь призму неудачного первого опыта и завесу из технических и геймплейных ошибок, включая дуболомный AI, явно просматривался уникальный сюжетно ориентированный FPS. Главное, чего удалось добиться Guerrilla, так это великолепного эффекта присутствия, и эта особенность в будущем станет фирменной маркой всего сериала. Казалось бы, и унылые военные пейзажи игроки видели уже сто раз, и в окопах насиделись еще в Medal of Honor: Allied Assault и оригинальной Call of Duty – куда уж еще? Однако Killzone подкупала целым рядом интересных особенностей.
Оригинальная Killzone стала первым локализованным шутером на PS2 – переведены были только субтитры и текст. Спин-офф и сиквел традицию продолжили, но в них также локализовали озвучку. Русский перевод можно смело назвать образцовым.В оригинале Хелгасты – противники эпатажные, но глупые. Увы, первое знакомство с ними впечатляло больше всего, и уже к концу игры ты машинально косишь их целыми батальонами.
Например, в ней не было привычной (для консольных шутеров) «подгонки» прицела – приходилось целиться буквально по пикселям. Не было и прыжков, и даже приседание было сделано необычно. Общая «заторможенность» главных героев приучала к тактике «спрятался-пострелял-побежал» – Gears of War, которая популяризировала этот подход в массах, тогда еще не существовало. Самих героев под нашим управлением было четверо. Каждый со своим типом геймплея ¬– от стелса, до беготни напролом. Наконец, стилистика проекта – крайне необычная и взрослая – надолго оседала в памяти. Для привлечения внимания даже самых взыскательных геймеров у игры было достаточно козырей и без онлайна. Конечно, в сингле проблемы с выпадением полигонов, кривой загрузкой текстур и нестабильной частотой кадров никуда не девались, но косить хелгастов пачками это не сильно мешало.
Не последнюю роль сыграл пусть и не оригинальный, но неплохо поданный сюжет, повествующий о войне между людьми и выходцами с Хелгана – некогда безжизненной планеты, куда столетия назад отправились земные колонисты. Большинство из них погибли, но из-за ужасающего климата и непригодной для жизни атмосферы выжившие со временем мутировали в жестоких и на редкость выносливых созданий, в которых не осталось почти ничего человеческого. Хелгасты (наши локализаторы зачем-то переименовали их в хелганов) образовали могучую военную империю, у руля которой стоял расчетливый и мудрый Император Визари. Изуродованные кошмарными условиями, хелгасты затаили обиду на своих земных предков – началась война. В Первой Хелганской Войне хелгасты потерпели сокрушительное поражение, но не отступились. Их целью стала одна из важнейших земных колоний – планета Векта (все события оригинальной Killzone и Killzone: Liberation для PSP разворачиваются там). Нашествию врагов противостоит четверка героев: Ян Темплар – талантливый тактик и прирожденный лидер, Рико Веласкес – ударная сила отряда, Люгер – внебрачная дочь Солида Снейка, и Грегор Хакка – выходец с Хелгана, перешедший на сторону землян. Четыре разных взгляда на происходящее – главная изюминка первой Killzone. Если вы по каким-либо причинам пропустили в свое время эту игру, а в шкафу пылится «старушка» PS2, не упускайте свой шанс – обязательно сыграйте.
Мрачные техногенные пейзажи Killzone выглядят оригинально и броско. Качество графики в первой части было весьма высоким по меркам 2004-го года……но, увы, впечатление от игры портили технические ошибки и баги, которые, кстати, делали мультиплеер практически неиграбельным. Первую войну за онлайн Sony с треском проиграла Microsoft.
Зиг хелг!
Империю Хелгана, и хелгастов в частности, принято считать эдаким Четвертым, а иногда – Пятым Рейхом (потому как, по некоторым данным, четвертый все-таки существовал). Однако же эта точка зрения во многом ошибочна. Главное отличие фашизма от хелганства (назовем его так) – истоки и цели этих направлений. Так, хелганство родилось от безысходности и жажды мести: Визари не ставил перед собой цели «чистки» людских рядов – он хотел попросту поработить (уничтожить) человечество. Следовательно, понятие евгеники (та самая «чистка» и расовая гигиена) в хелганстве в чистом виде отсутствует. Тем не менее на Хелгане установлен тоталитарный режим с абсолютным неприятием демократии, что сближает хелганство и фашизм. Ко всему прочему, строгий стиль убранств Хелгана наглядно свидетельствует о частичной эстетической преемственности этих идеологий.
Миниатюрная война
Год 2006-й: PSP, уже успевшая набрать популярность (благодаря все той же GTA) мобильная консоль, срочно нуждается в играх-блокбастерах – линейка игр до неприличия мала. Sony ничего не остается как оперативно финансировать различные спин-оффы и ответвления основных игровых серий. Так рождается идея Killzone: Liberation.
Проект, изначально задуманный как вынужденная мера в упрочении позиций на рынке мобильных игр, оказался на диво удачным: Liberation была принята «на ура» как публикой, так и критиками. Кто-то покупал ее из-за малого ассортимента PSP-игр (надо же во что-то играть!), кто-то – из любви к первой части, но главной причиной, пожалуй, стало закономерное желание узнать, что же случилось дальше. История «Освобождения» продолжается на Векте, описываемые в игре события берут начало спустя два месяца после завершения оригинала. Сценарий уходит в дебри устройства вектанских войск, причем как человеческих, так и хелганских. Нам во всех красках описывают и показывают, что происходит с империей, когда император отдает бразды правления в чужие руки.
По меркам PSP-игр 2006-го года, Killzone: Liberation выглядела потрясающе. И пусть при ближайшем рассмотрении графика впечатляла уже не так сильно, благодаря изометрической перспективе недостатки в глаза не бросались.Хотя в основном материале мы не сказали ни слова о мультиплеере Liberation, это не значит, что он плох. Наоборот, для тактического шутера онлайн тут здоровский, с неплохим балансом и высокой динамикой. Поддерживается игра через Интернет, а это серьезный повод задуматься о покупке.
С точки зрения игрового процесса Liberation была маленьким прорывом в жанре тактических шутеров. Мы воевали бок о бок с напарником, который беспрекословно слушался наших приказов, прикрывал нашу спину и всячески старался проявлять себя. Главным героем стал знакомый по первой части Темплар, а в подчиненных у нас был Рико. На поле боя то и дело сходилось множество солдат, и даже в условиях портативного формата и изометрической перспективы перестрелки выглядели весьма зрелищно. Liberation и по сей день считается одним из лучших шутеров для консоли, найти ее сегодня на прилавках магазинов не составит особого труда.
Через тернии – к звездам
Новейшая история – на календаре 2009-й. PlayStation 3, на которой уже отгремели Uncharted: Drake’s Fortune, дилогия Resistance и несравненная MGS 4, нуждается в блокбастере, способном затмить Halo 3. Killzone 2 должен расставить все точки над «i»: либо у Sony действительно появится собственный шутер AAA-класса, либо на пальме первенства уже во второй раз в одиночестве усядется Microsoft.
Началось все, как вы помните, не очень здорово: репутацию Killzone 2 изрядно подмочил фальшивый трейлер, показанный на E3 2005. Отступать было некуда, и разработчики из кожи вон лезли, чтобы не ударить в грязь лицом. Разработка затянулась на 4,5 года, за которые Guerilla создала один из лучших шутеров для текущего поколения консолей, а возможно, и самый лучший. Конечно, ажиотаж вокруг Killzone 2 был нарочито раздут, но Sony иначе и не могла – слишком высоки были ставки. Игра должна была стать ответом не только Halo 3, но и дилогии Gears of War, поэтому расходы на маркетинг были колоссальными.
Killzone 2 в начале 2009-го задрала техническую планку настолько высоко, насколько это было возможно. И дело не только в движке или шейдерах, а в полной гармонии технической и художественной сторон.Суматошная эвакуация с земного крейсера запоминалась надолго. Мало того что все громыхало и взрывалось, так еще и Темплар в эти самые минуты приносил себя в жертву ради… упс, спойлеры.
События Killzone 2 разворачивались не в дебрях вектанских окопов, а на Хелгане – родной планете агрессоров. Помимо уже знакомых героев, Темплара и Рико, появились и новички. В роли протагониста (а он отныне был один) выступал Томас «Сев» Севченко – грубоватый, неотесанный, но обаятельный персонаж. Отряду Томаса поставлена задача пробиться к дворцу Визари и свергнуть императора. По законам драматического жанра, до судьбоносной встречи с Визари дойдут далеко не все. Радует, что сценаристы, прекрасно раскрыв тему безысходности, не скатились при этом в дешевую пафосность, а сыграли на чувствах с помощью более тонких методов (Bungie, для сравнения, смогла обойтись без героических соплей только в Halo: Reach).
При этом Killzone 2 ни на секунду не давала усомниться в том, что перед нами всамделишная война. Пусть здесь не было стопроцентно честной физики, не было смерти после одного попадания, не было исторического контекста… пусть. Все равно это самая «настоящая» и «реалистичная» игра про войну. Если рядом взрывалась граната – герой ходил контуженый, а экран покрывался кровавыми пятнами. Если погибал сослуживец (даже простой NPC!) – игрок удваивал осторожность и тщательно обдумывал дальнейшие действия. Killzone 2 развивала идеи, заложенные еще в первой части: игроки теряли связь с реальным миром на время прохождения и с головой уходили в мир Хелгана. К тому же эстетически игра получилась бесподобной за счет удачного сочетания использованных технологий и практически безупречного арт-дизайна.
Проект воспринимался как единое целое: сюжет, графика, геймплей, музыка – выбраться из Killzone 2 было невозможно. Уникальные черты оригинала в сиквеле были развиты, улучшены, дополнены и доведены до идеала. Герой научился прятаться за укрытиями, причем не переходя к виду от третьего лица, а оставаясь в FPS-режиме. Более того, не обязательно было высовываться из укрытий – любая щелочка или даже прожилка между объектами простреливалась (в мультиплеере – тоже).
Первая Killzone была мрачной, но вторая побила все мыслимые и немыслимые рекорды по уровню чернушности пейзажей. В такую войну верил с первых секунд и до последних, а лучшим другом становился не героизм, но верная винтовка.Мультиплеер Killzone 2 на равных соперничал с оным из Halo 3 и лишь чуточку недотянул до Halo: Reach. Тут есть практически все, за что мы любим онлайновые шутеры, а за два года игру успели вылизать до приторного блеска. Sony сумела показать всем, что не одной только Microsoft положено почивать на лаврах.
Напоследок, об онлайне. Проведя в его «стенах» более 100 часов чистого игрового времени и хорошо изучив все достоинства и недостатки, могу сказать лишь одно: Killzone 2 если и не стоит в одном ряду с Halo: Reach, то, по меньшей мере, дышит ей в затылок. Режимов не так много, как хотелось бы, баланс кое-где «провисает», первое время встречались лаги, но сейчас, спустя два года, мультиплеер отполирован до блеска. Более того, даже если ваша PS3 не подключена к Сети, есть возможность поиграть с ботами (весьма умными, кстати).
Если у вас есть PS3 и вы не пробовали Killzone 2 – вам нет оправдания, кроме пятикратного прохождения Metal Gear Solid 4. Даже далекие от жанра шутеров люди с придыханием вспоминают часы, проведенные за этой без преувеличения великой игрой.
На вершине игрового Олимпа
Главный вопрос, который не дает покоя всем поклонникам Killzone – какой будет третья часть? Армия Хелгана разрознена, и каждое ее подразделение преследует собственные цели, а выживших людей ждет настоящий Ад. Им надо каким-то образом остаться в живых. Впрочем, не только на сюжет мы возлагаем надежды. Убедиться в оправданности наших ожиданий мы сможем очень скоро (ждите подробностей в нашем оперативном обзоре). А пока советуем посмотреть на сагу в том виде, в котором она существует сегодня. Триквел вряд ли будет столь грандиозным, как Killzone 2, но ему и не надо быть таковым – Sony уже отвоевала место в нише консольных FPS, и последнее творение Guerrilla Games должно попросту закрепить успех. Поводов сомневаться в этом у нас нет.
1812 Прочтений • [Краткая история игровой серии Killzone] [12.04.2012] [Комментариев: 0]