Недавно мы вспоминали, с чего началось победное шествие Nintendo DS – самой популярной портативной консоли из всех когда-либо существовавших. Но и про PlayStation Portable, которой также недавно исполнилось пять лет, забывать нельзя. Пусть общие продажи PSP оказались в два раза ниже, чем у двухэкранников от Nintendo, – это все равно отличный результат для Sony, если принять во внимание все сложности и вспомнить, насколько высокой была конкуренция. В конце концов, факт остается фактом – кроме Nintendo вообще никому не удавалось продавать портативные консоли в таких количествах. Так что заслуженное «серебро» – тоже неплохой результат в данной ситуации.
«А помнишь, как все начиналось?»
Если не считать эксклюзивной для Японии PocketStation, PSP – первая портативная консоль Sony. Многие критики изначально окрестили PSP «карманной PS2», и такое мнение вполне имело право на существование – все-таки ставка была сделана на технические характеристики. Даже в таком виде новинка вполне устраивала многих поклонников видеоигр, но специалисты Sony пошли дальше, превратив портативную консоль в полноценный многофункциональный гаджет.
Возможность играть по сети и выходить в Интернет через Wi-Fi, прослушивать музыку, смотреть видео, разглядывать фотографии – все это получили владельцы PSP на старте (со временем была сделана поддержка Skype, RSS-трансляций, новых аудио- и видеоформатов и многое другое). Объем встроенной памяти составлял всего 32 Мбайт, но устройство поддерживало карточки Memory Stick Duo, которые активно использовались в том числе для цифровых фотоаппаратов Sony и для сотовых телефонов Sony Ericsson. Также PSP снабдили UMD-приводом. Объем UMD-дисков мог достигать 1.8 Гбайт, что позволяло распространять на дисках не только игры, но и записи фильмов, сериалов, концертов или сборники видеоклипов.
Need for Speed Carbon: Own the City – единственная игра цикла, вышедшая эксклюзивно на PSP. Не самая лучшая, но с рядом небезынтересных находок и весьма стильным оформлением.Портативная Ace Combat X: Skies of Deception была верна канонам сериала – разработчики адаптировали геймплей оригинала под возможности портативной консоли.
Потенциал PSP казался огромным, и запуск прошел блестяще. К примеру, в Японии через полтора дня после начала продаж приобрести PSP было попросту невозможно – с полок смели все 200 тыс. заготовленных консолей. В других странах дело пошло не хуже – в одной только Англии всего лишь за несколько часов покупатели расхватали более 185 тыс. устройств! Что касается всей Европы, то там за неделю разошлось около миллиона PSP.
Первые модели для Японии часто страдали от технических неполадок – как тут не вспомнить битые пиксели, пузырьки воздуха на экране, самостоятельно открывающиеся лотки UMD-приводов и заедающие кнопки. К запуску в США и Европе практически все серьезные недостатки устранили. Нередко встречались устройства с одним-двумя битыми пикселями, но такое количество дефектов в Sony сочли допустимым: «Меньше пяти – не брак!».
С играми во время запуска ситуация также сложилась неоднозначная. С одной стороны, на нехватку не пожалуешься – если в конце 2004 года в Японии консоль дебютировала всего-то с шестью наименованиями в багаже, то к запуску в США (25 марта 2005 года) их было уже почти двадцать, а к старту в Европе (1 сентября 2005-го) и вовсе подготовили почти три десятка. С другой стороны, если не считать Lumines, практически отсутствовали новинки, ради которых стоило бы купить PSP. Повезло разве что поклонникам гонок. С самого начала консоль снабдили почти десятком неплохих разработок: Colin McRae Rally 2005, Ridge Racer, Midnight Club 3: DUB Edition,Need for Speed Underground: Rivals, TOCA Race Driver 2, Wipeout Pure и так далее. Но и здесь не все было гладко: в большинстве случаев речь шла о портированных с PS2 версиях. Консоли срочно требовались нормальные эксклюзивные игры, а также большой хит, который бы еще долгое время служил ее визитной карточкой.
Количество различных специальных и ограниченных изданий со временем превысило все разумные пределы.Портативные Grand Theft Auto отличались довольно высокой сложностью и большим количеством мелких недоработок, но это никак не сказалось на высоких продажах.
«Годы жизни»
Такой игрой стала Grand Theft Auto: Liberty City Stories (2005), тираж которой превысил в конечном счете 6 млн экземпляров – первое место по количеству проданных копий для PSP. Liberty City Stories была только через полгода портирована на PS2, так что многим поклонникам сверхпопулярного сериала Grand Theft Auto пришлось скрепя сердце приобретать портативную консоль. Кстати, Grand Theft Auto: Vice City Stories (2006) тоже приняли радушно – покупатели во всем мире разобрали почти 4 млн экземпляров (третье место по количеству продаж).
Конечно, на PSP появлялось немало откровенно проходных разработок и посредственных портированных версий, однако в целом ситуация с играми сложилась неплохая. Тем не менее среди недостаточно осведомленных геймеров бытовало мнение, будто новинок для платформы выходит – раз два и обчелся. Попробуйте поискать сообщения на форумах – даже сейчас находятся люди, которые считают, что для PSP почти ничего стоящего не делали. Наши постоянные читатели знают – это не так. Вспомним лишь несколько разработок: Ace Combat X: Skies of Deception, Gran Turismo, Killzone: Liberation, LocoRoco, Dissidia: Final Fantasy, Crisis Core: Final Fantasy VII, экспериментальные пошаговые Metal Gear Acid, игры сериала SOCOM, God of War: Chains of Olympus, Mega Man Maverick Hunter X, римейки первых двух Star Ocean, а также Tales of Eternia и Lunar: Silver Star Story, необычные гонки Sonic Rivals, сумасшедшую Half-Minute Hero, Smash Court Tennis 3, Crush, Jeanne d’Arc,Metal Slug XX, Wild Arms XF, Castlevania: The Dracula X Chronicles, Syphon Filter: Logan’s Shadow, Soul Calibur: Broken Destiny – вот далеко неполный список стоящих эксклюзивов. На самом деле, за время существования консоли как минимум три десятка новинок разошлось тиражом более 1 млн экземпляров. В списке Platinum (более 400 тыс. проданных копий) на сегодняшний день около сотни позиций. Конечно, хиты для Nintendo DS побили и эти рекорды, но результаты, тем не менее, весьма неплохие. Равно как и сами игры.
Экспериментальная Metal Gear Ac!d была принята прохладно, но более привычная для поклонников Metal Gear Solid: Portable Ops стала настоящим хитом.Если Tomb Raider: Legend для PSP вызывала недоумение, то Anniversary стала попросту идеальной игрой для портативной платформы. К сожалению, Tomb Raider: Underworld для PSP так и не появилась.
Дополнительный подарок преподнесли ветеранам – со временем в PlayStation Store стали появляться PS оne Classics. Удовольствие, скажем так, на любителя – избалованному геймеру разработки для PS оne с низким разрешением и выпадающими полигонами покажутся сейчас совсем невзрачными. Но это также отличный шанс вспомнить былые годы, благо заплатить придется не так уж много. Как показало время, классика PS one популярна до сих пор, так что список постоянно пополняется новыми позициями.
А вот с записями фильмов и концертов на UMD у Sony сразу не заладилось, особенно в России. Причин тому было несколько. Во-первых, очень часто полноценную озвучку заменяли субтитрами (российских фильмов для PSP было выпущено всего два – «Ночной дозор» и «Турецкий Гамбит»). Во-вторых, за фильм нередко просили столько же, сколько за игру для PSP. В-третьих, в России по новому формату (равно как и по лицензионным DVD) больно ударила доступность пиратских дисков – большинство потребителей на тот момент не были избалованы качеством картинки и предпочитали покупать сборники «экранок» за 100 рублей. Тиражи кинолент на UMD и в лучшие годы были небольшими (несколько десятков тысяч копий хита – отличный результат), а данные по последним релизам в Sony и вовсе не сообщают. Однако даже в 2009-м для PSP публиковали фильмы (например, 2012 и Michael Jackson’s This Is It), хотя едва ли такое решение можно назвать разумным. В России найти любые неигровые UMD всегда было непросто, так что в случае заинтересованности вам прямая дорога на западные аукционы, где за относительно небольшие деньги удастся собрать неплохую коллекцию.
Вполне успешно прошли релизы двух обновленных версий PSP (о них читайте на следующих страницах), а на третью модель и вовсе возлагались особые надежды. Но их она пока не оправдала.
В самом начале стандартная комплектация выглядела так: только консоль с аккумулятором и зарядкой. Выложив еще несколько десятков долларов сверху, можно было купить Value Pack – в качестве бонуса пользователь получал Memory Stick на 32Мб, чехол для консоли и ремешок на руку.Dead Head Fred – один из самых смешных платформеров для PSP. К сожалению, из-за необычного геймплея и специфического сюжета, понять и принять игру смогли лишь немногие.
«Настоящее и... настоящее»
PSP Go разочаровала многих. Продажи оказались попросту смехотворны! Как будет развиваться ситуация дальше – неизвестно. Однако в первые полгода продаж PSP Go расходилась в десятки раз хуже, чем та же PSP-3000 – и это не преувеличение. В чем причина? Во-первых, не всем пришелся по вкусу внешний вид – мол, слайдер смотрится стильно только в сложенном виде, да и расстановка кнопок порадует не каждого. Во-вторых, из консоли убрали UMD-привод – и это породило куда больше возражений, нежели спорный дизайн. Изначально представители Sony обещали, что выпустят некое приложение, которое позволит сделать цифровую копию уже приобретенной на UMD продукции. Но что-то пошло не так, и вскоре ответственные лица компании заявили: «Те, кто приобретут PSP Go, смогут бесплатно скачать три игры из списка (ограниченного парой десятков позиций). Акция продлится с 1 октября 2009 до 31 марта 2010». Что и говорить – не особенно воодушевляющее предложение.
Недовольны и те, кто еще не успел обзавестись обширной библиотекой. В России, конечно, нет специализированных сетей по обмену, прокату и продаже подержанных игр, как в Европе или США, но одалживать диски у знакомых – обычная практика. Вдобавок коробочную продукцию ценят не столько за наличие красивой обложки и буклета, сколько за материальность и привычность – нет ощущения, что деньги потрачены на что-то эфемерное. Конечно, у цифровых версий есть свои плюсы – их сложнее потерять, да и место на полках они не занимают, но эти доводы покупателей пока не слишком успокаивают.
Сомнительно пока выглядит и направление PSP Minis (аналог DSiWare для Nintendo DS), которое запустили в PlayStation Store в прошлом году. В рамках PSP Minis особенно широко представлены простенькие платформеры, гонки и головоломки. Встречаются довольно занятные образцы, если принимать во внимание небольшую стоимость (несколько долларов). Направление могло бы оказаться перспективным, вот только смущает парочка спорных моментов. Во-первых, стоящих эксклюзивов очень и очень мало, а большинство интересных игр доступны (или становятся доступны через небольшой промежуток времени) также и для WiiWare, DSiWare или iPhone. И, во-вторых, пока варианты для PSP из-за политики Sony не поддерживают многопользовательский режим или хотя бы онлайн-таблицы результатов (в случае с iPhone наоборот, упор делается именно на это). Будет ли эта политика изменена в дальнейшем – вопрос открытый.
Будущее туманно, но зато 2010 год дарит владельцам PSP Metal Gear Solid: Peace Walker, Kingdom Hearts: Birth by Sleep, Final Fantasy Agito, Valkyria Chronicles 2, Ace Combat: Joint Assault, а также некую Resident Evil, о которой практически ничего не известно (хотелось бы верить, что проект не будет заброшен). С одной стороны, все не так уж и плохо – отличная «бомбардировка» потенциальными хитами и полное отсутствие «проходного материала». С другой, ситуация с новыми играми все-таки удручающая. И вопрос не только в количестве. Все упомянутые выше вселенные достаточно известны, у каждой – своя армия поклонников. Вкладываться в полностью оригинальные произведения издатели не спешат.
Самые часто задаваемые вопросы о PSP
? Судя по всему, на PSP ситуация с локализованными играми намного лучше, чем в случае с Nintendo DS?
Существенно. Помимо уже упомянутых в основном тексте разработок, можно отметить, например, Tekken 6, Gran Turismo, SOCOM U.S. Navy SEALs: Fireteam Bravo 3, Need for Speed: SHIFT и Need for Speed: Undercover, Ghostbusters: The Videogame, игры серии FIFA, Syphon Filter: Logan’s Shadow и «Полиция Майами. Отдел нравов» (список неполный). Локализована масса игр и для юных геймеров, что автоматически делает PSP хорошим подарком ребенку: «ВАЛЛ-И», «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Крэш: Битва титанов» и «Крэш: Повелитель мутантов» , «Disney/Pixar Вверх» и многие другие. На сайте компании «1С-СофтКлаб» (www.softclub.ru) можно найти весь перечень полностью локализованных версий и разработок, в которых есть хотя бы русские субтитры или русскоязычная документация в комплекте.
? Говорят, для PSP есть игры, разработанные русскими студиями?
Есть, но их на самом деле не очень много. Можно вспомнить разве что «Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники» и две вещи Creat Studios (www.creatstudios.ru): стильный шутер от первого лица – Coded Arms: Contagion, и смешной аналог Brain Age – Hot Brain. К нашему сожалению, произведения Creat Studios так и не были локализованы. Что, впрочем, не мешает получать от них удовольствие даже с базовым уровнем английского.
? Сколько времени проходит до полной разрядки аккумулятора?
Зависит от ваших действий. Если играть с максимальной яркостью, аккумулятора хватит часа на три (на 20-30 минут меньше – в случае с PSP-3000). С минимальной – порядка пяти-шести часов. Слушать музыку с выключенным экраном (такая возможность тоже есть) можно и вовсе девять-десять часов.
? А как же быть, если этого мало?
На практике времени работы стандартного аккумулятора многим владельцам PSP вполне достаточно. Но если вы большую часть дня проводите в машине, то можно обзавестись зарядным устройством для автомобиля, которое стоит весьма недорого. А если вы предпочитаете жить в пещере, есть смысл приобрести второй (а также третий, четвертый и пятый) аккумулятор повышенной мощности или даже внешнее зарядное устройство. Найти эти аксессуары – не так уж и сложно, но владельцам PSP Go про вариант со съемными аккумуляторами по понятным причинам придется забыть.
? Что случилось с The Elder Scrolls: Oblivion для PSP?
Игра находилась в разработке целый год и должна была появиться еще в начале 2007-го. Затем сроки были сдвинуты, обещания снова не выполнены, а Bethesda как продолжала хранить молчание, так и продолжает. Ясно одно – если вы хотите поиграть в Oblivion, то лучше приобрести версию для PC, PS3 или Xbox 360. Между прочим, Oblivion – не единственный небезынтересный проект, который так и не увидел свет. Можно вспомнить как минимум портативную Devil May Cry, Black & White Creatures, римейк Earth Worm Jim или новую Cannon Fodder. Долгое время ходили упорные слухи, что и Gran Turismo никогда не опубликуют. Но хотя бы они оказались ложными.
«Двенадцать», или «Приятно познакомиться!»
Быть может, уже незачем приобретать PSP (во всяком случае, ради игр)? Решать вам. Но спешим напомнить – за пять лет существования консоли накопилось огромное количество интересных эксклюзивных разработок (не говоря уже о портах и римейках), так что покупать смысл есть. Отдельно стоит выделить как минимум двенадцать хитов, с которых стоит начать знакомство.
God of War: Chains of Olympus (2008)
Жестокий и одновременно величественный мир древнегреческих мифов раз за разом оживает в выпусках God of War. Здоровяк Кратос, бессменный герой цикла и самый знаменитый спартанец в истории видеоигр, неутомимо отрывает крылья и головы, штурмует неприступные стены и разделывает под орех гигантских боссов. Меняется список доступного ему оружия, появляются новые приемы и враги, но суть остается прежней: поразить воображение геймера зрелищными потасовками. Перед сотрудниками Ready at Dawn, создателями Chains of Olympus, стояла нелегкая задача – сделать экшн для портативной платформы, который бы по качеству не уступал «старшим» родственникам. И им это удалось: «карманные» похождения Кратоса – одна из самых продаваемых игр для PSP. Если вы по какой-то причине до сих пор с сериалом не познакомились, начните именно с этой части, ведь она является прологом к событиям оригинальной GoW.
из обзора «СИ»
Алексей Голубев: Воспользовавшись проверенной формулой, студия Ready At Dawn сумела порадовать поклонников продуманным игровым процессом и почти безупречным исполнением.
Оценка СИ: 9.0
Рекомендуем: Assassin’s Creed: Bloodlines, Crisis Core: Final Fantasy VII, Dante’s Inferno.
Patapon (2008)
Стратегия, в которой раздавать приказы удается всего-то с помощью четырех кнопок, – и ритм-симулятор одновременно. Такое сочетание жанров делает ее уникальной: если не считать сиквела, подобных разработок попросту нет. Конечно, нажимать кнопки в такт приходится и в Dance Dance Revolution, и в Guitar Hero, но только в Patapon правильно отбарабаненные комбинации заставят войско атаковать, защищаться или же наступать. Чтобы одноглазые воины не погибли в первой же стычке, выбирать момент для нападения или стратегического отступления требуется с умом. Награда за победоносные походы – ресурсы, с помощью которых удастся пополнить армию не только рядовыми, но и особыми юнитами. При этом и сами бойцы, и декорации, на фоне которых разворачиваются сражения, выглядят на редкость стильно и запоминаются надолго (www.rolitoland.com – сайт главного художника). Настолько, что «могучая кучка», направляющаяся на край земли, дабы увидеть ЭТО, начинает сниться по ночам. А в голове уже после пары минут игры звучит: «Пата-пата-пата-пон».
из обзора «СИ»
Марина Петрашко: С одной стороны, стратегии, как говорится, все видели. И ритм-игры тоже. С другой, больше, вроде бы, нигде пока развлечение «попади по кнопке в ритм» не служит юнитам... ресурсом.
Оценка СИ: 8.0
Рекомендуем: Patapon 2
LocoRoco (2006)
Немного сумасшедший и весьма нестандартный платформер способен понравиться практически каждому, вне зависимости от пола и возраста. Известны многочисленные случаи, когда в LocoRoco влюблялись люди, которые к видеоиграм относятся с полным безразличием. Назвать эту вещь гениальной можно хотя бы из-за схемы управления – всего лишь с помощью трех кнопок нам одновременно удается руководить и стайкой Муй-муев, путешествующих по долинам и хитроумным лабиринтам, и целой планетой, которую нужно в буквальном смысле вертеть в разные стороны. Удивительный красочный мир таит куда больше испытаний, чем кажется на первый взгляд, но при этом освоиться в здешних лабиринтах сумеет любой – от мала до велика. Тем обиднее, что именно попытки разнообразить и усложнить прохождение сделали LocoRoco 2 пусть и не намного, но все-таки хуже предыдущей части.
из обзора «СИ»
Марина Петрашко: Архимед, как известно, обещал рычагом перевернуть Землю. Нам для этого понадобятся лишь кнопки L и R.
Оценка СИ: 10
Рекомендуем: Downstream Panic, LittleBigPlanet, LocoRoco 2, Mercury Meltdown.
Monster Hunter Freedom Unite (2009)
Симулятор первобытного охотника в альтернативной вселенной – вот так в двух словах можно охарактеризовать любую Monster Hunter. Но это не какая-то там Deer Hunter, где нужно с утра до вечера выслеживать одного тощего оленя. Дичь преимущественно огромна, и ее очень много. Попытка пойти «в лобовую» на дракона или динозавра, да еще не изучив предварительно повадки зверя и не расставив ловушек, практически равносильна самоубийству. Но даже при максимальной осторожности победить гигантов в одиночку непросто. Поэтому на помощь могут прийти другие искатели приключений – прежде всего игра рассчитана на совместное прохождение. А после очередной победы дружной толпой и по магазинам в ближайшей деревне ходить интереснее, и мясо жарить веселее. Кстати, Monster Hunter Freedom Unite занимает второе место по количеству продаж среди игр для PSP – на сегодняшний день реализовано почти 5 млн копий!
Комментарий
Евгений Закиров: «Unite на сегодняшний день является не просто лучшим выпуском сериала, но и вовсе одной из главных игр на PSP. Более того, именно ради нее люди покупают эту консоль – и ничуть не разочаровываются в принятом решении».
Оценка СИ: 9.0
Рекомендуем: Monster Hunter Freedom, Phantasy Star Portable.
Daxter (2006)
Рэтчет и Кланк (герои серии Ratcher & Clank) целых десять лет боролись с Джеком и Декстером (главными действующими лицами сериала Jak & Daxter) за народную любовь. Победу до сих пор не одержал никто: практически все игры с участием упомянутых персонажей – изумительные платформеры со множеством шуток, секретов, неожиданных сюжетных поворотов и мини-игр. Единственное отличие Daxter от этой неизменной формулы – акцент на ближний бой и увлечение гимнастическими упражнениями да акробатическими этюдами. Вдобавок, вызволяя Джека из тюрьмы, Декстеру и пострелять придется, причем неоднократно. Нашлось место и простеньким головоломкам, которые хотя бы иногда заставляют задуматься и неплохо разбавляют прохождение. Увлекательные похождения рыжей бестии по достоинству оценили многие владельцы консоли – Daxter вполне заслуженно входит в десятку самых продаваемых игр для PSP.
из обзора «СИ»
Алексей Голубев: Разработчики умудрились выжать из карманной консоли все, и в результате картинка почти не отличается от того, к чему мы привыкли в играх на PS2. Претензий к графике – никаких!.
Оценка СИ: 8.0
Рекомендуем: Dead Head Fred, Jak and Daxter: The Lost Frontier, Prince of Persia: Rival Swords, Ratchet & Clank: Size Matters, Secret Agent Clank, Tomb Raider: Anniversary.
Jeanne d’Arc (2007)
Jeanne d’Arc – отличный повод для знакомства не только с самой PSP, но и с жанром тактических RPG в целом. Сюжет основан на исторических событиях – Жанна не раз встретит знаменитых героев прошлого и примет участие в реально происходивших сражениях. Правда, среди соратников Орлеанской девы встречаются говорящие львы и собаки, а бороться придется не только с людьми, но и с демонами. Генрих VI, согласно замыслу разработчиков из Level-5, и вовсе одержим злобным духом. Такое положение дел только поначалу кажется абсурдным – в дальнейшем следить за переосмысленными событиями прошлого будет весьма интересно. Помимо неординарной сюжетной линии, здесь есть все необходимое для хорошей разработки такого рода: сбалансированная и проработанная до мелочей, но в то же время очень простая боевая система, нескучные диалоги, колоритные персонажи, огромное количество разнообразных миссий и прочих занятных находок. Через несколько лет после релиза стало предельно ясно: этой замечательной игре не хватает лишь одного – продолжения.
из обзора «СИ»
Евгений Закиров: Восхитительная тактическая RPG. Сильнейший козырь в рукаве владельцев PSP.
Оценка СИ: 8.0
Рекомендуем: Disgaea: Afternoon of Darkness, Final Fantasy Tactics: The War of the Lions, Mytran Wars, R-Type Command, Tom Clancy’s EndWar, Wild Arms XF.
Ridge Racer 2 (2006)
Несмотря на все красоты и стабильно высокое количество кадров в секунду, многие поклонники гонок не относятся к Ridge Racer серьезно из-за донельзя упрощенной схемы управления. Их можно понять – в Ridge Racer напрочь отсутствует физика, и нередко большую часть времени на трассе геймер проводит в управляемом заносе без потери скорости. Такое поведение машины, равно как и отсутствие хотя бы зачатков интеллекта у компьютерных оппонентов, а также принципиальное нежелание сотрудников Namco придумывать сюжетную подоплеку соревнований – давно сформировавшиеся особенности сериала. Кому-то это не нравится, но фэнам попросту все равно. Потому что игра готова подарить то, чего не могут дать многие другие образцы жанра – ощущение скорости и неподдельную радость победы. В Ridge Racer 2 включены абсолютно все трассы из оригинальной Ridge Racer, Ridge Racer Revolution, Rave Racer, Rage Racer и R4: Ridge Racer Type 4. Почти каждый из этих двух десятков треков смоделирован практически безупречно.
из обзора «СИ»
Алексей Харитонов: Возможно, в Namco действительно придумали идеальное содержание, которому время от времени всего лишь нужно менять форму.
Оценка СИ: 8.0
Рекомендуем: ATV Offroad Fury Pro, Crash Tag Team Racing, FlatOut: Head On, Gran Turismo, MotorStorm: Arctic Edge, Need for Speed Carbon: Own the City, OutRun 2006: Coast 2 Coast, Wipeout Pure.
Pursuit Force: Extreme Justice (2008)
Extreme Justice разошлась мизерным тиражом и была незаслуженно обделена вниманием публики. А все из-за оригинальной Pursuit Force, отличавшейся завышенной сложностью, из-за которой при мысли о сиквеле среднестатистическому игроку становилось не по себе. Между тем в Extreme Justice разработчики исправили практически все недостатки, но оставили без изменений геймплей – это все та же череда погонь за преступниками и бесконечные прыжки на огромной скорости с одного средства передвижения на другое. Несмотря на существенно сниженную планку сложности, во второй Pursuit Force все равно нельзя расслабиться – ежесекундно что-то происходит, все стреляют и куда-то мчатся. А если не слышны звуки пальбы, то лишь из-за методичных ударов в челюсть. И, как в первоклассном голливудском боевике, полицейский эфир не утихает из-за нескончаемых переговоров. Тем приятнее, что компания «1С-СофтКлаб», взявшаяся за локализацию Extreme Justice, успешно справилась не только с текстовыми сообщениями, но и с озвучкой (всем желающим предоставлена возможность выбрать английский язык).
из обзора «СИ»
Андрей Шилоносов: На что точно не приходится жаловаться, так это на разнообразие. Одними прыжками сыт не будешь, а потому сценарий часто подбрасывает что-нибудь эдакое... Вроде снайперской стрельбы и катания на вертолетах.
Оценка СИ: 8.5
Рекомендуем: Chili Con Carnage, Driver 76, Miami Vice: The Game.
Lumines (2005)
Создатели Lumines, на счету которых – легендарные Rez и Space Channel 5, предложили свое видение пажитновского «Тетриса». Игроку нужно не просто складировать блоки, а объединять их в группы одного цвета. Отличие от Columns или Puyo Pop вот в чем – одноцветные связки исчезают не сразу, а лишь в определенный момент, на который влияет фоновый ритм. Как и в случае со всеми разработками подобного рода, понять, насколько Lumines затягивает, невозможно, пока вы не попробуете поиграть сами. А так как звуковое сопровождение в данном случае очень важно, о нем стоит подумать отдельно. Если вы устали от хитовой музыки, которую и так без конца крутят везде – от магазинов до радио, лучше остановиться на оригинальной Lumines. В ее саундтреке немало приятных электронных композиций, которых вы до этого момента наверняка и не слышали. А если хотите играть под записи именитых исполнителей, выбирайтеLumines II – с песнями Black Eyed Peas, The Chemical Brothers, Fatboy Slim, Гвен Стефани, Junkie XL и многих других звезд поп-музыки.
из обзора «СИ»
Валерий Корнеев: В 1989 году новенькие Game Boy сотнями тысяч улетали с полок благодаря своевременно лицензированному Nintendo «Тетрису». В 2005-м продажам PSP немало способствовала Lumines.
Оценка СИ: 9.0
Рекомендуем: Capcom Puzzle World, Every Extra Extend, Puyo Pop Fever, Space Invaders Extreme, Ultimate Block Party.
Resistance: Retribution (2009)
«Карманные» приключения во вселенной Resistance, придуманные создателями Syphon Filter, не поразили новаторством (как, впрочем, и оригинальные игры сериала для PS3), но моментально подняли планку качества шутеров для PSP на новую высоту. Графика, управление, динамика, многопользовательский режим, звуковое сопровождение – практически все сделано максимально качественно. Resistance при переходе на портативную консоль изменилась не столь радикально, как та же Killzone (камера теперь находится за плечом главного героя), но из-за постоянной необходимости прятаться в укрытиях геймплей стал больше напоминать Gears of War, в которой ценится не столько агрессивный напор, сколько умение мыслить тактически. Общий смысл от этого не особенно поменялся – перед нами все та же альтернативная история середины XX века, прыгающие со всех сторон на главного героя противники и максимум действия как на фоне реально существующих городов, страдающих под гнетом инопланетных захватчиков, так и внутри гигантских вражеских построек.
из обзора «СИ»
Алексей Голубев: Несмотря ни на что, перед нами, вне всякого сомнения, проект очень и очень достойный, а в своем жанре так, пожалуй, и один из лучших на PSP.
Оценка СИ: 8.0
Рекомендуем: Call of Duty: Roads to Victory, Coded Arms: Contagion, Medal of Honor: Heroes, Syphon Filter: Logan’s Shadow.
Crush (2007)
Многие критики отмечали сходство Crush с Super Paper Mario (Wii): мол, в обеих можно было по нажатию одной кнопки превращать 2D-мир в 3D. Что интересно: авторы Crush сообщили о замысле за пять лет до релиза, так что еще неизвестно, кто у кого «увел» идею. Как бы то ни было, в действительности сходство сомнительное: Crush – одна сплошная головоломка с небольшими элементами платформера, и на идее вращения мира держится все прохождение. К тому же, если в приключениях Марио выбор был небольшой – или 2D, или 3D, то в Crush взглянуть на мир можно вообще с любой стороны, а уже потом его «сплюснуть», чтобы добраться, куда нужно, или уничтожить противника. Однако дело не сводится к задачкам вроде «враг стал плоским, теперь я могу его обойти» – практически каждый из сорока уровней предлагает что-нибудь новенькое.
из обзора «СИ»
Алексей Харитонов: Выглядит Crush как нечто среднее между мультфильмами Тима Бертона («Кошмар перед Рождеством» и «Труп невесты») и игрой Тима Шафера Psychonauts – совершенно сумасшедшая смесь!
Оценка СИ: 8.5
Рекомендуем: Echochrome, Exit.
Killzone: Liberation (2006)
Находчивости разработчиков сериала Killzone остается только позавидовать – они не стали создавать FPS для портативной консоли (видимо, не желая тратить лишние силы), а «отделались» шутером от третьего лица, в котором камера большую часть времени находится где-то на высоте птичьего полета. Сразу после анонса такая идея казалась сомнительной, но в итоге получился отличный боевик с возможностью кооперативного прохождения сюжетной кампании и без каких-то весомых недостатков. Из-за максимально удаленной камеры новая Killzone не только выглядела для своего времени просто отменно, но и заметно выделялась на фоне других шутеров. В игре даже есть полноценный многопользовательский режим для шести участников, который предлагает любителям стрельбы получить если не уникальный, то, как минимум, на редкость небезынтересный опыт. А еще Killzone: Liberation полностью перевели на русский язык. Нужно отметить, что сотрудники «1С-СофтКлаб» сделали свою работу не менее качественно, чем в Guerrilla – свою.
из обзора «СИ»
Евгений Закиров: Хотя все перестрелки мы наблюдаем с высоты птичьего полета и мельчайших деталей в кутерьме не разглядеть, движку Killzone: Liberation есть чем гордиться, даже когда виртуальный оператор берет средние планы.
Оценка СИ: 8.0
Рекомендуем: Metal Gear Solid: Portable Ops, SOCOM: U.S. Navy SEALs Fireteam Bravo 2, SWAT: Target Liberty.
Часть 5: «Сложный выбор»
Как и в случае с Nintendo DS, у всех существующих моделей PSP – свои особенности и однозначно советовать какую-то из них мы не станем. Однако надеемся, что наш краткий справочник поможет вам сделать выбор. Определяясь с моделью, следует помнить, что уменьшенная мощность аккумуляторов в PSP-2000 и PSP Go практически не влияет на время работы, благодаря оптимизированной системе энергопотребления и отказа от UMD-привода в случае с PSP Go. А вот PSP-3000 из-за нового экрана требует подзарядки несколько чаще обычного.
PSP-1000 (Fat)
Габариты/вес/аккумулятор:
170.0 x 23.0 x 74.0 мм/280 грамм/1800mAh
ЗА: Неплохой вариант для любителей сэкономить – можно приобрести подержанную PSP-1000 за весьма скромную сумму. Есть инфракрасный порт, что позволяет (при большом желании) подключать клавиатуру или использовать PSP в качестве пульта дистанционного управления.
ПРОТИВ: Самая тяжелая модель, и носить ее в кармане ужасно неудобно. Нет видеовыхода и возможности подключить микрофон. А еще битые пиксели, полуживой аккумулятор, некорректно работающий аналоговой стик, западающие кнопки, пыль на экране и грязь под кнопками – вот примерный набор «радостей», которые вас наверняка будут ожидать при покупке подержанной PSP-1000 (новые на аукционах стоят дороже PSP Go).
PSP-2000 (PSP Slim & Lite)
Габариты/вес/аккумулятор:
169.4 x 18.6 x 71.4 мм/189 грамм/1200mAh
ЗА: Среди первых трех моделей именно PSP-2000 обладает наиболее четким экраном. Есть возможность подключить микрофон. Вес уменьшен на треть по сравнению с оригинальной версией.
ПРОТИВ: Как и PSP-1000, PSP-2000 давно снята с производства, так что остается надеяться на нераспроданные запасы из магазинов или искать подходящее предложение среди желающих продать свою консоль. А таких (по понятным причинам) не очень-то много.
PSP-3000 (PSP Slim & Lite)
Габариты/вес/аккумулятор:
169.4 x 18.6 x 71.4 мм/189 грамм/1200mAh
ЗА: Практически идеальный дизайн PSP доведен до совершенства. Более яркий экран обеспечивает улучшенную цветопередачу. Встроен микрофон. Вес уменьшен на треть по сравнению с оригинальной версией.
ПРОТИВ: Среднее время работы от аккумулятора меньше, чем у других версий консоли. Если вы уже видели остальные модели, вряд ли вас устроит изображение на экране PSP-3000 из-за своеобразных искажений, которые напоминают эффекты при чересстрочной развертке (программно исправить недостаток невозможно, так как это аппаратная особенность). Но если это первая покупка – недостаток, скорее всего, останется незамеченным.
PSP Go
Габариты/вес/аккумулятор:
128.0 x 16.5 x 69.0 мм/158 грамм/930mAh
ЗА: Благодаря небольшому весу и миниатюрным размерам, PSP Go с легкостью умещается практически в любом кармане. Большой объем внутренней памяти. Встроен микрофон. Зарядка стала намного меньше и удобнее. Исправлены недостатки в воспроизведении изображения, которые так расстраивали владельцев PSP-3000. Увеличен угол обзора экрана. Добавлена поддержка Bluetooth (можно подключать беспроводные гарнитуры и даже джойпад PS3).
ПРОТИВ: Диагональ экрана значительно уменьшена. Отсутствует UMD-привод (существенный минус для тех, кто уже успел собрать коллекцию игр для PSP на физических носителях или хочет это сделать). Несъемный аккумулятор. Измененное расположение кнопок понравится не всем – особенно в играх, где задействован аналоговый стик. Нет возможности подключить камеру от оригинальной PSP.