Американские супергерои уходят на экспорт: Фантастическая четверка, Тор, Капитан Америка, Грин Лантерн – все они получают киносериалы и превращаются из малоизвестных в России и Европе персонажей в звезд мирового масштаба. Без игр новоиспеченным звездам никак не обойтись: самые удачливые уже получили блокбастеры уровня Arkham Asylum, другие же пока ищут свою нишу.
У геройских игр есть, пожалуй, только один заведомый минус: они делаются в основном для американской публики – а в Америке, как известно, играют только на консолях. Оттого и ПК-версий проекты про Супермена и его друзей зачастую не получают. Но, как мы уже говорили, экспорт героев идет в полную силу, так что и на нашей родной платформе они начинают высаживаться (далеко за примером ходить не надо, смотрите на соседние страницы). Давайте же взглянем на историю геройских игр и попробуем понять, чего от них ждать в будущем.
SUPERMAN
Если вы не можете вспомнить ни одной хорошей игры про Супермена, то знайте: это потому, что игр таких не существует. На ПК тем более: у нас Кларк Кент так ни разу и не показался. На консолях, с другой стороны, рубашку на груди он рвал довольно часто: герой засветился в полутора десятках исключительно неудачных игр. Неудачных настолько, что родилось даже поверье о «проклятии игр про Супермена». Как еще объяснить тот факт, что имя самого популярного героя современности – пустой звук для геймеров?
В современных играх про Супермена Метрополис показан во всех подробностях.Так герой должен был выглядеть в отмененной игре от Factor 5.
Основной массив «суперменских» развлечений приходился на эпоху двумерных игр – пришелец с Криптона летал по небу из кубиков на Atari 2600, дрался с бандитами в 16-битных beat ‘em up, пулял лучами в доисторических скроллшутерах. Перечислять их толку нет – для современного игрока все они выглядят одинаково беспомощно: остается только повесить бирку «ретро» и убрать в чулан. Полоса игровых неудач завела Супермена на самое, кажется, дно: в 1999 году он получил свою первую 3D-игру... которая вошла в историю как одна из худших игр всех времен и народов. То был Superman для Nintendo 64 – экшн настолько удивительно сломанный, что с годами он обрел почти культовый статус и армию поклонников/ненавистников. Супермен там летал через колечки, таскал машины, бил кулаками неугодных – но графика и анимация были настолько убогими, а управление настолько искореженным, что средняя оценка игры болталась где-то в районе 20 баллов из 100. Неужто провал? Боже упаси: коммерчески игра была успешной, а по данным NPD она оказалась даже самой продаваемой в месяц своего релиза.
Новая эпоха для Супермена настала в 2000 году, когда права на сериал купило издательство Atari. С ходу заявив масштабные цели, новые владельцы поделили линейку пополам и выпустили пару детских игр по мультсериалу и одну «хардкорную» по оригинальному комиксу – называлась она Superman: The Man of Steel и появилась только на Xbox. Проект имел все шансы стать «Akham Asylum» для сериала Superman, но банально недотянул: получилась экшн-игра с красивым открытым миром, но нудноватой кампанией – что еще раз доказало, что Супермена как героя вообще тяжело занять чем-нибудь интересным: больно уж он всесилен. В нынешнем поколении пришелец с Криптона отметился в еще одной проходной игре по мотивам фильма (опять большой открытый мир, опять полная нудятина в вопросах миссий) и исчез.
Впрочем, всем очевидно, что Супермен – основной претендент на, извиняюсь, «архамизацию», и что игра-блокбастер по сериалу должна однажды выйти. Вот и совсем недавно, в 2008 году, за линейку взялись известные в консольных кругах Factor 5 (создатели Lair для PS3) – и все у них выглядело прекрасно, пока... не обанкротился их издатель Brash Entertainment, державший права на сериал. Что тут говорить – проклятие оно и есть проклятие.
В СОВРЕМЕННЫХ ИГРАХ ПРО СУПЕРМЕНА ВЫ СМОЖЕТЕ…
Летать над городом на сверзвуковых скоростях!
Выдыхать ледяной воздух!Дышать в космосе!
Поднимать очень большие ящики!Стрелять из глаз!
FLASH
Сверхбыстрый человек из вселенной DC, Флэш, всегда был лишь гостем в чужих играх. Только недавно у поклонников героя появилась (совсем ненадолго, правда) надежда на нормальную игру: лицензию Флэша, как и Супермена, купила Brash Entertainment – та самая, которая теперь разорилась. И хотя сейчас игра уже мертва, на YouTube можно найти очень любопытные ролики из ее раннего геймплея. Выглядит как гибрид между объемным «Соником» и «Суперменом» (звучит страшно, да).
Причины развала Brash Entertainment, кстати, самые банальные. Молодая компания была создана с надеждой освоить, по словам ее начальства, «самый безопасный» рынок игр по лицензиям – кино, мультфильмов, комиксов и чего угодно еще. Выпустив пару таких игр (ужасного качества), сотрудники Brash усвоили, что плохие проекты даже по самым раскрученным лицензиям не продаются. Хотя и исключения бывают.
В отмененной игре про Флэша предполагались открытый мир и красные трико.
BATMAN
В годы своей 2D-юности Бэтмен был среди геймеров даже популярней, чем Супермен: ведь тогда, в конце 80-х и начале 90-х, выходили культовые фильмы Бертона про Темного Рыцаря. И появление каждого из этих фильмов вызывало целую волну игровых релизов: по одному только Batman Returns сделали аж восемь (!) одноименных игрушек. Еще парочку по Batman Forever, четыре штуки по первому Batman – в сумме игр про защитника Готема накопилось сейчас десятка три как минимум, из них штук двадцать плоских. Каждый из нас в детстве, наверное, играл в какого-нибудь из «Бэтменов» – игры эти расползлись по всем платформам, заняли кучу жанров и иногда даже отличались прекрасным качеством. Многие, например, помнят прекрасные платформеры Batman для Денди (там еще почему-то фиолетового цвета спрайт Бэтмена) и для SEGA Mega Drive (тут герой уже был больше похож на себя). Впрочем, на каждую качественную игру про Темного Рыцаря находилась игра ужасная – вроде Batman: Return of the Joker (где герой почему-то расстреливал негодяев) и Batman Forever (где анимация была отталкивающе реалистичной, как в Mortal Kombat).
В 1997 году сериал начал взрослеть: вышла первая объемная игра линейки – Batman & Robin, сделанная по одноименному фильму. Графика по тем временам была потрясающей, а геймплей ломал все устои: Бэтмен ездил на своем бэтмобиле по открытому Готэму и мог в любой момент выйти и пройтись по улице. При этом с миссиями обошлись очень любопытно – в игре постоянно тикали часы, и сюжетные преступления происходили в определенный момент в определенном месте: игрок должен был искать по городу подсказки и вовремя прибывать к месту следующего ограбления/убийства. В общем, это был такой Dead Rising с Бэтменом. И на словах Batman & Robin звучит как игра мечты, но в финальном продукте всю малину испортили банальные вещи: ужасное управление, кривая анимация, идиотская боевая система. Для своего 1997 года игра была, пожалуй, слишком амбициозной.
Многие платформеры в линейке делались японцами, а некоторые даже не выходили за пределами Азии.В Batman & Robin герои как бегали по улицам открытого города, так и разъезжали по нему в своих машинах.
После громких обещаний разработчиков от Dark Tomorrow ждали, пожалуй, слишком многого.Игра Batman 1990 года для Sega Mega Drive. Пожалуй, самый популярный из всех плоских «Бэтменов».
Первая игра про Бэтмена вышла еще в 1986 году.Так Готэм должен был выглядеть в отмененной игре от Pandemic.
В начале нулевых сериал пополнялся только детскими играми по мотивам мультяшных приключений Бэтмена, но в 2003 вышел еще один потенциальный хит (кстати, как и Batman & Robin, сугубо консольный) – Batman: Dark Tomorrow. Мрачный стелс-экшн с независимым сюжетом обещал стать долгожданным прорывом в линейке, но ничего не вышло: кроме CG-роликов ни один элемент игры критикам не полюбился. Неопытные разработчики из HotGen, даже вооружившись поддержкой сильных сценаристов и художников, не смогли справиться с геймплеем: ИИ, боевая система, камера – все оказалось никудышным. Тенденцию уныния продолжили и в скоро вышедшем Batman Begins по мотивам фильма – но эта игра хотя бы выглядела хорошо.
Как мы знаем, заканчивается история на высокой ноте: DC Comics и Warner Bros. встретили мастеров из Rocksteady и запустили стабильно великолепный сериал Arkham Asylum. Но все могло получиться иначе: почти одновременно с «психушкой» в студии Pandemic под руководством EA разрабатывалась совсем другая игра про Темного Рыцаря, ныне отмененная и похороненная.
История гибели того «Бэтмена» от Pandemic стала для многих показательной – и начальство EA она представила не в самом лучшем свете. Проблем было много: во-первых, у Electronic Arts истекала лицензия на «Бэтмена», а потому разработку игры требовалось ужать в несколько месяцев. Во-вторых, сама концепция несколько раз менялась: изначально независимый проект решили через некоторое время присоединить к фильму, из-за чего многое пришлось переделывать с нуля. В-третьих, для игры выбрали жанр экшна в открытом мире – при этом никто из команды над такими проектами не работал, а движок от Saboteur, как выяснилось, для масштабного Готэма попросту не подходил. В итоге игру сделать не успели, лицензия истекла, и проект был закрыт, а часть разработчиков – уволены. Зато для Arkham Asylum проход был освобожден.
Пять лучших способов прокатиться на Бэтмобиле
Batman BeginsBatman: Gotham City Racer
Lego Batman
Grand Theft Auto: San AndreasThe Dark Knight: Batmobile Game
SPIDER-MAN
Человека-паука в игровом мире ждала уникальная судьба: получив в 80-х и 90-х традиционную пачку 2D-платформеров и драк, сериал начал нулевые под крылом Activision – и именно политика гигантского издательства определила его судьбу.
Супергеройский франчайз считается одной из главных линеек Activision, и Бобби Котик работает с ним так же, как и с прочими звездными сериалами вроде Call of Duty или Guitar Hero: игры про «паука» стараются выпускать ежегодно, а делают их силами целой флотилии внутренних студий, среди которых Treyarch, Griptonite Games (авторы Assassin’s Creed: Bloodlines для PSP) и Vicarious Visions (очень много трудившиеся в сериале Guitar Hero). Плюсы и минусы фирменного подхода Activision сразу заметны: с одной стороны, игр много и качество у них стабильно высокое (и почти все они появляются на PC, что для нас с вами особо важно), с другой – проектов таки слишком много, и ни один из них не назвать безусловным хитом. Так или иначе, геймеры подход Котика одобряют: ведь даже в начале нулевых, когда Супермен и Бэтмен могли лишь позорить в играх свое честное имя, Человек-паук уже купался в лучах славы: линейные экшны Spider-Man 2000-го и 2002-го года многие называли «лучшими супергеройскими играми всех времен». А к середине нулевых Activision окончательно разработала победную формулу и выпустила Ultimate Spider-Man: герой прыгал по крышам открытого Нью-Йорка, знал кучу приемов и передвигался на паутине исключительно элегантно – механики этой игры успеют даже скопировать в будущих проектах вроде Web of Shadows 2008-го.
Пожалуй, агрессивная политика Activision для сериала Spider-Man подходит даже лучше, чем для Call of Duty: ведь от военных шутеров люди однажды устанут, а вот про Питера Паркера игры можно делать самых разных жанров и стилей. Необъятность темы нам продемонстрировали в недавней Shattered Dimensions (где Человек-паук прыгал между разными мирами, в каждом из которых был свой геймплей) и собираются еще раз показать в грядущей Edge of Time (где прыгать придется уже во времени). Остается только надеяться, что идея сериала никогда не исчерпает себя.
Воздушные битвы в играх про Человека-паука всегда выходили оригинальными.Activision не боится экспериментировать с известным сериалом.
Ultimate Spider-Man выглядел простовато-мультяшно, но оказался одной из лучших игр про «паука».Грядущая Edge of Time, похоже, добавит в арсенал Паркера кое- какие очень странные приемы.
X-MEN
Люди Икс, одна из самых популярных геройских команд, в эпоху 2D-игр была представлена с самых разных ракурсов. Некоторые из старых игр линейки популярны до сих пор: например, beat ‘em up X-Men 1992 года получил HD-римейк на Xbox 360 и PS3, а файтинг 96-го года X-Men vs. Street Fighter по сей день вспоминают как начало длинного сериала драк VS от Capcom. Самым необычным ретро-хитом франшизы стал X-Men: The Ravages of Apocalypse 99-го, отмеченный в книге рекордов Гиннеса как «первый шутер с супергероями» (надеемся, что последний). Это был коммерческий мод для Quake, в котором игроки расстреливали из разнообразных пушек кибернетических двойников Людей Икс. В наше время такого бреда уже не делают.
Сейчас же франчайз X-Men, как и Spider-Man, принадлежит Activision – вот только с этим сериалом издательство пока не нащупало золотую жилу, а потому игры в нем выходят совсем не каждый год. Но тоже часто – у Людей Икс есть даже три вполне успешных игровых линейки: объемный файтинг X-Men: Mutant Academy времен первой PlayStation, командный экшн с видом сверху X-Men Legends и X-Men Origins: Wolverine, неприлично хорошая игра по одноименному фильму. Кстати, последними двумя проектами рулила Raven Software – студия, купленная Activision и прославленная шутерами вроде Quake 4, Singularity и, простите, Heretic и Hexen.
Неочевидно, какой дорогой Люди Икс пойдут дальше и какую нишу в игровом мире они займут. Возможно, направление сериала мы поймем, когда увидим вживую следующий выпуск линейки – свежеанонсированную X-Men: Destiny.
Тот самый HD-римейк древней X-Men.
X-Men vs. Street Fighter. Вопреки названию, Людей Икс тут вполне можно стравливать друг с другом.В The Ravages of Apocalypse Логанов и Циклопов надо было расстреливать из всех орудий. Очень странная игра.
HULK
Халк всегда был специфичным героем – и комиксов хороших про него немного, и фильмы с его участием неоднозначные.
С играми Халку тоже не повезло: их набралось совсем немного, только шесть штук, из них половина объемные. Единственное, что из списка стоит внимания – The Incredible Hulk: Ultimate Destruction, родившаяся в 2005 году и обошедшая, к сожалению, нашу ПК-платформу. То был своеобразный прародитель Prototype – с таким же большим городом, возможностью бегать по домам и высоко прыгать, с хаосом, взрывами и разрушениями на каждом кадре. Учитывая, что киносериал Халка немного заглох, зеленого героя мы в ближайшие годы вряд ли увидим на мониторах.
Халк умеет прыгать……и Халк умеет ломать. А больше ему ничего не надо.
CAPTAIN AMERICA
Незаслуженно забытый как в кино, так и в играх, лишь в комиксах Капитан Америка нашел пока уважение публики. Игры про него, впрочем, были: лет двадцать назад Капитан появился в трех простеньких 2D-экшнах, но с тех пор – тишина. О Кэпе вновь заговорили лишь теперь: про него вот-вот выйдет фильм, а с фильмом появится и игра – от студии Next Level Games, авторов плохенькой Spider-Man: Friend or Foe. Надеемся на лучшее, что ж еще делать.
Правильный супергерой может освежить даже такую тухлую тему, как Вторая мировая война.
AQUAMAN
Жизнь несправедлива: Капитан Америка сидит без хороших игр, а какой-то глупый Аквамен получил про себя аж объемный подводный экшн на PlayStation 2. Впрочем, игра оказалась глубоко сломанной и провалилась на всех возможных фронтах. С тех пор Аквамен даже не пытался вернуться.
Аквамен, самый бесполезный супергерой на суше.
IRON MAN
Про Железного человека в играх вспомнили, по большому счету, лишь в нулевых – с рождением великолепного киносериала. Именно в дополнение к фильмам две игры про Тони Старка и вышли – обе, к сожалению, оказались ужасными и держат на metacritic оценку в районе 40 баллов из 100. Но есть и хорошая новость: разработчик-неумеха после выпуска провальной дилогии закрылся, а потому третью часть киносериала будет обрабатывать уже какая-то новая студия.
GREEN LANTERN
Грин Лантерн (использовать русское имя «Зеленый фонарь» уж очень не хочется), один из самых известных в Америке героев мира DC, за свою долгую историю не получил ни фильма по мотивам, ни игры. Но очень скоро, уже в июне, выйдет сразу и первое, и второе – и если кино кажется предсказуемо хорошим, то по поводу игры есть некоторые опасения. Разрабатывает ее, как-никак, Double Helix Games, автор ужасной G.I. Joe: The Rise of Cobra и Front Mission Evolved. Ну и дополнительный минус новинки: на ПК ее можно не ждать.
Грин Лантерн – один из сильнейших героев вселенной DC. С помощью своего особого кольца он способен создать из воздуха (и даже без него) любой предмет.
THOR
Тор – еще один популярный супергерой, который со дня на день вместе с фильмом получает свою первую игру (к сожалению, консольную). Занимается ей автор печально известной Rise of the Argonauts, но проект пока смотрится в меру приличным.
FANTASTIC FOUR
Фантастической четверке фантастически не повезло: команда побывала всего в трех серьезных играх, и все они были порваны критиками в пух и прах. Первой в 97-м году стал beat ‘em up с 2,5D-графикой, вторая вышла по фильму 2005 года – этот экшн делался внутренней студией Activision и получился хоть и ужасным, но самым приличным из троицы (все-таки компания Бобби Котика на супергероях уже собаку съела). Третья же игра появилась в 2007-м, на современных консолях – из нее Take-Two сделал командный экшн в духе X-Men Legends. Ее итоговая оценка metacritic – 45 баллов из 100.
Игра по первому фильму получила ПК-версию, а по второму – нет. Странно.