Давайте вспомним, как Nintendo придумывает новые консоли. Со времен NES и Gameboy подход неизменен: взять давно существующую, проверенную, дешевую технологию и использовать ее для создания нового, необычного продукта. Nintendo DS, 3DS и Wii – лучшие тому примеры. Новая система Nintendo – не исключение.
Первая реакция на анонс Wii U: это убийственно круто. Разве что название неблагозвучно – ну да ладно, привыкнем. Современная HD-графика плюс полноценный контроллер с кнопками – это уже значит, что на Wii U будут выходить не только концептуальные, минималистичные игры, но и традиционные шутеры, файтинги, RPG. Действительно большой экран контроллера – не чета VMU на Dreamcast – позволяет не просто выводить экран инвентаря и контекстные виртуальные кнопки, но и собственно игровую картинку. Честно говоря, меня очень вдохновила идея о том, что при желании Wii U можно использовать вообще без телевизора, переключив вывод изображения на контроллер. То есть, берете его с собой на кухню, в туалет, в кровать – и наслаждаетесь Battlefield 3 или Ninja Gaiden 3 там, где удобно. И для этого не понадобится покупать отдельную портативную консоль и игры для нее. «Универсальность» – пожалуй, главное слово в описании контроллера Wii U: он может делать все, что только приходит в голову геймдизайнерам. И забудьте о сравнениях с iPad: платформа Apple никогда не станет полноценной игровой. Нет, пока там не появятся настоящие кнопки и аналоговые стики.
Однако акции Nintendo после конференции упали почти на 10%, да и многие журналисты на E3 были настроены скептически. Почему? Пожалуй, главная проблема – в том, что компания не сумела внятно построить презентацию и убедить скептиков. Напомню, что в 2006 году, представляя Wii, Nintendo выдала прессе демоверсии едва ли не пару десятков реальных игр, включая Super Mario Galaxy и Metroid Prime. На их примере журналисты сразу убедились: контроллер работает, идеи у геймдизайнеров действительно классные, работа над играми кипит, Wii – консоль номер один. На E3 2011 собственно Nintendo показала лишь набор технических демок для Wii U – и никто не знает, когда они превратятся в реальные хиты. Что мы увидим на старте консоли в середине следующего года, если сейчас ничего толком не готово? Тем более странно то, что кое-что показывать можно уже сейчас; например, на закрытом круглом столе геймдизайнеры Ubisoft (авторы Rayman Raving Rabbids) демонстрировали шутер Killer Freaks from Outer Space. И уж точно нелепым оказался анонс LEGO City Stories, подтверждающий худшие штампы о «детских» играх для систем Nintendo.
Впрочем, вернемся на семь лет назад. С ровно той же проблемой Nintendo столкнулась в 2004 году, представляя публике Nintendo DS. Над портативной консолью смеялись во весь голос, критикуя и слабую графику, и нелепые два экрана, и страшненький дизайн, и слабую поддержку сторонних разработчиков. С демками игр было тоже все плохо: много прототипов, мало реальных игр (кроме Super Mario 64, зачем-то портированной на DS). Прессе казалось: куда более элегантная и – главное! – мощная PSP гораздо перспективнее. Однако уже через год-два скептики были посрамлены, а в Интернете появились карикатуры на тему «DS prints money!!!». Оказалось, что Nintendo была права, и на ее формально более слабом и странном железе играть – интереснее. Совершенно в дураках оказались независимые издательства, вроде EA, не поверившие в систему, – и теперь они не повторят ошибку. Будут поддерживать Wii U с первого же дня.
Стоит присмотреться и к новому «странному» железу. Контроллер Wii U – это просто нижняя половина Nintendo DS, только на технологически новом уровне и с полноценным набором кнопок. Не развитие идей Wii, не копипаста с iPad, а увеличенная DS, где верхний экран – это телевизор, а нижний – контроллер Wii U. Это заставляет надеяться на то, что и набор игр у консоли будет как у DS (лучшая платформа для хардкорных геймеров, причем с играми как от Nintendo, так и от партнеров), а не Wii (линейка классных хитов от Nintendo и поток шлака от сторонних издателей). Очевидно, что чистое motion-управление с помощью Wiimote станет теперь опцией, от которой разработчики вправе будут отказаться, благо каждую консоль снабдят контроллером Wii U с, повторюсь, полноценным набором кнопок.
Справедливы ли опасения геймеров, которых смущает размер контроллера Wii U? Я их понимаю – по интернет-трансляции с конференции и фотографиям не понять, удобно ли играть на таком большом агрегате. Действительно, контроллер огромный. И я сомневаюсь, что геймер захочет, например, активно размахивать им туда-сюда дольше получаса. Но все же контроллер неожиданно легкий и удобно лежит в руках, поэтому в более спокойных играх проблем не возникнет. В конце концов, играют же люди на PSP часами – и ничего.
Партнеры Nintendo
На пресс-конференции Nintendo слово взял глава Electronic Arts – компании, которая никогда особенно не дружила с Nintendo. Недооценив Wii и DS в свое время, она потеряла немало денег и геймеров. Теперь Electronic Arts планирует по максимуму поддержать Wii U прямо на старте и считает, что контроллер идеально подходит для самых разных игр компании – от Battlefield 3 до спортивных симуляторов. То есть, речь отнюдь не о казуальных поделках для детей.
А на специальном круглом столе вечером второго дня E3 на тему Wii U высказалась Ubisoft, давний партнер Nintendo. Французы сообщили, что готовят для консоли пять проектов, в числе которых – Assassin’s Creed (причем неизвестно, порт Revelations или вообще совершенно новый). Живьем же были показаны WU-версия Ghost Recon Online, а также свежеанонсированный шутер Killer Freaks from Outer Space от команды, подарившей миру Rayman Raving Rabbids. Это настоящий злой FPS с хорошей HD-графикой – не пародия, не сборник мини-игр. И, насколько нам пока известно, эксклюзив для Wii U.
Что касается других издательств, то чуть ли не каждое готово отметиться если не уникальными играми для Wii U, то хотя бы портами уже готовящихся проектов для PlayStation 3 и Xbox 360.
Wii U уместней всего сравнить с нижним экраном DS.
Что касается наличия классных игр, то тут стоит разделить вопрос на две части. Да, Nintendo не показала ни одного проекта. Но сомневается ли хоть кто-нибудь, что компания подготовит к релизу настоящие хиты и дальше будет снабжать ими систему до самого конца жизненного цикла? Ну серьезно! Да, это вопрос веры, но уж кто умеет делать игры самостоятельно, так это Nintendo. Без партнеров, если что, она вообще может обойтись! Будут ли поддерживать систему другие разработчики? На конференции Nintendo была показана уйма мультиплатформы, от Darksiders 2 до Ninja Gaiden 3. Очевидно, что в ближайшие годы все массовые хиты от независимых издателей будут выходить на трех консолях – Xbox 360, PlayStation 3 и Wii U. Как долго это продлится – неизвестно, это не обещает даже Nintendo (см. интервью с Лораном Фишером). Однако, когда запускалась оригинальная Wii, на рынке уже были Xbox 360 и PlayStation 3 с на порядок более мощной графикой, поэтому мало кому было интересно делать специально «ухудшенные» версии игр для консоли Wii. Сейчас же новые консоли Sony и Microsoft находятся в глубокой разработке. Wii сразу столкнулась с HD-конкурентами напрямую, а Wii U на момент релиза будет технологически самой продвинутой системой в любом смысле и останется ей еще пару лет.
Осторожные журналисты справедливо говорят, что презентация Wii U не ответила на множество важных вопросов. По-прежнему неясно, насколько производительной будет консоль. Неочевидно, можно ли будет к ней подключать больше одного Wii U-контроллера. Вряд ли – ведь в самом джойпаде нет никакого «графического железа», всю картинку обрабатывает консоль и по беспроводной связи отсылает на маленький экран. Таким образом, два контроллера требуют в два раза большей производительности. Самый интересный вопрос – это, конечно же, цена на Wii U. Традиционно Nintendo поступала так: строила свои консоли из дешевых компонентов, продавала системы недорого, но все же дороже себестоимости (в противовес Sony и Microsoft, терявшим деньги на железе). Как будет обстоять дело с Wii U, во многом зависит от позиции конкурентов. Низкая цена на PS Vita показывает: Sony готова идти в том числе и на ценовые войны. Однако Nintendo, не отвечая на вопросы и оговориваясь, что даже скудные заявленные характеристики – не окончательные, оставила себе большое пространство для маневра. При необходимости, начинку консоли можно еще подкорректировать.
Скорее всего, более существенные подробности о Nintendo Wii U станут известны этой осенью – что-то скажут на Tokyo Game Show (компания не имеет стенда на выставке, но часто выступает с докладами перед ней), что-то – на более камерных презентациях в Японии. Мы продолжим следить за системой, при необходимости – с помощью наших партнеров из журнала Famitsu Weekly. Новая война консолей начинается – и это всегда очень, очень интересно. С чем вас и поздравляю.
Интервью: Лоран Фишер
Встреча с директором по маркетингу Nintendo of Europe состоялась на следующий день после презентации Wii U на пресс-конференции Nintendo. К этому моменту я уже успел поиграть в демки на новой консоли, почитать комментарии о Wii U в Интернете. Лоран Фишер оказался человеком занятым, однако ради заранее назначенной встречи со мной отлучился на полчаса с совещания у Сатору Иваты, президента Nintend. А как отведенное время закончилось, вернулся к боссу, вершить судьбы игровой индустрии. ? На пресс-конференции Nintendo вы показали контроллер Wii U, игры для нее, но отчего-то не саму консоль. Почему ей не нашлось места в презентации?
На наш взгляд, совершенно неважно, как выглядит корпус консоли. Если вы посмотрите на демо-юниты, то увидите белые коробочки, чем-то напоминающие обычную Wii. Зачем акцентировать на них внимание? Что действительно интересно показать, так это комбинацию HD-консоли с инновационным контроллером, а самое главное – рассказать о возможностях последнего. Ведь в нем есть и motion-контроль, который уже был реализован в Wii, есть полноценный набор кнопок и аналоговых стиков, а также есть еще и тач-скрин. Все это в комплекте позволяет нам и независимым разработчикам перейти на следующий уровень геймдизайна и предложить миру что-то действительно новое. Честно говоря, непросто объяснить все богатство возможностей Wii U, ведь с этой консолью мы вышли на неизведанную территорию, и не всем очевидно, как она работает. Поэтому, когда мы не показали «железо», у некоторых людей возникли сомнения. Но поскольку мы дали возможность опробовать Wii U в деле, я надеюсь, это сняло многие вопросы. ? И как раз о сомнениях. Есть люди, которых смутило то, что вы ничего не сказали о производительности системы. Они любят цифры, полигоны, мегагерцы. Можете ли хотя бы примерно сказать, насколько мощна Wii U? Примерно как PlayStation 3 и Xbox 360? Мощнее? Слабее?
Мы в Nintendo устроены иначе. Мы традиционно не считаем важными численные характеристики «железа». На пресс-конференции мы сообщили о главном: консоль имеет все необходимое, чтобы выдавать графику HD-уровня, этим пока и ограничимся. На наш взгляд, любая технология сама по себе не значит вообще ничего. Все зависит от того, как разработчики используют комбинацию из железа и контроллера, чтобы сделать что-то интересное. Конечная цель – добиться того, чтобы вы наслаждались временем за консолью. То, как вы играете или хотите играть – это главное, о чем мы думаем. Эмоции рождаются играми, а не технологиями. На этом всегда стояла Nintendo. ? Вот давайте вспомним, как оно было с Wii. В первые пару лет независимые издатели выпускали игры для консоли, но потом вся мультиплатформа ушла на PlayStation 3 и Xbox 360 из-за недостаточно высокой производительности Wii. На конференции вы убедили нас, что теперь она вернется на Wii U. Но что будет, если Sony и Microsoft через пару лет выпустят новые консоли с более мощной графикой. Не повторится ли история с оригинальной Wii?
Ох, столько вещей может еще случиться... Мы так далеко не загадывали, но вопрос, конечно, очень интересный. Когда мы запускали Wii в 2006 году, только наша консоль не предлагала HD-графику. У других она была. Но нашей задачей было привлечь новую аудиторию, предоставив ей уникальный игровой опыт, и именно для этого мы оснастили консоль контроллером с распознаванием движений, пожертвовав HD. И что, на ваш взгляд, делает игру правдоподобнее, ближе к реальности – HD-графика или motion-управление с помощью Wiimote, когда вы двигаете рукой – и видите, как персонаж делает то же на экране? Не думаю, что первое. Кроме того, в те годы HD-телевизоры были не так широко распространены, как сейчас. У большинства геймеров были обычные. Сейчас motion-управление есть не только на нашей консоли, более того – на других консолях есть и HD-графика, и motion-контроль. Чудесно. Это значит, что мы все движемся в одном направлении. Геймерам, как выясняется, именно это и нужно. Однако наличие мультиплатформы для нас – не самоцель. Главное, чтобы для нашей консоли талантливые люди делали игры, предлагающие геймерам новый, уникальный опыт. Будут ли это эксклюзивы или специальные версии мультиплатформенных игр – не так важно. За два, три, четыре года может случиться много разного, поживем – увидим. ? Контроллер WiiU часто сравнивают с iPad, можете это прокомментировать? И считаете ли Apple конкурентом Nintendo?
Сначала, если позволите, я отвечу на вторую часть вопроса, а потом вернусь к первой. Мы уже говорили о задачах Nintendo на рынке видеоигр. Наша стратегическая миссия заключается в том, чтобы удивлять людей своими продуктами и мотивировать их играть. Именно поэтому нам сложно выделять конкретных конкурентов. Ведь с одной стороны – да, есть игровая индустрия, где у нас есть формальные соперники… Но существует и индустрия развлечений вообще. В конце концов, у людей есть масса вариантов провести свободное время! В этом смысле и Facebook – наш сильнейший конкурент! Ведь он отнимает у людей время, которое они могли бы потратить на видеоигры. А как только речь заходит об отдельных компаниях, то оказывается, что конкуренции нет – потому что мы предлагаем развлечения, которые не могут быть получены ни в каком другом месте. Поэтому мы не конкурируем ни с Apple, ни с любой другой компанией. Наш соперник – это все альтернативные виды развлечений как целые категории.
Что касается контроллеров, то Wii U ни в коем случае не разрабатывался так, чтобы быть похожим на iPad. В конце концов, вспомните, что тачскрин мы использовали еще в Nintendo DS. Не все осознают, что это было первое игровое устройство, где использовался чувствительный к нажатию экран, – и это мы вывели на рынок раньше, чем появился iPhone! В те годы мы решили, что это удобный способ управления в играх. Совершенно логично использовать наше собственное изобретение вновь, в контроллере Wii U. И хоть он внешне и напоминает tablet PC, но им ни в коем случае не является и не станет. Я считаю, что iPad – хорошее устройство, но к нашему продукту не имеет никакого отношения. ? Когда запускались PlayStation 3 и Xbox 360, они позиционировались как универсальные устройства, на которых можно выходить в Интернет, смотреть фильмы. Эдакий домашний центр развлечений. А Nintendo Wii – как система только для игр. Сохранит ли Nintendo такой же подход и для Wii U, или же геймеры смогут, скажем, скачивать на нее фильмы или смотреть Blu-Ray?
Вот уж точно никакого Blu-Ray. (смеется) Nintendo – игровая компания, и наша приоритетная задача – сделать так, чтобы все пользователи, вне зависимости от возраста, жанровых предпочтений, вкусов смогли наслаждаться нашей платформой. Наш главный и единственный инструмент – игры. Но, например, на Nintendo 3DS, если скачать апдейт, можно выходить в Интернет. Главный повод для покупки устройства – игры. И вдобавок к этому мы даем людям дополнительные функции, больше поводов использовать консоль. Например, мы сделали браузер для Nintendo 3DS, причем он поддерживает 3D – а это уже уникальная особенность консоли. Похожий подход был и у Wii. Главное – игры, система сконструирована для них, но в числе дополнительных функций – просматривальщик картинок. Ведь так удобно на большом экране в гостиной перелистывать фотографии виимоутом, показывать их друзьям. Так что при проектировании приставки главное для нас – это игры, все остальное – лишнее. Но если на получившемся в итоге оборудовании можно реализовать какие-то дополнительные функции – мы с удовольствием это сделаем. Такой подход у нас сохранится и относительно Wii U. ? На пресс-конференции Nintendo упомянула LEGO City Stories, как эксклюзив для платформы. Единственный из анонсированных на мероприятии. На мой взгляд, это был очень странный выбор – у многих людей сложилось впечатление, что Nintendo обращается в первую очередь к детской аудитории...
Видимо, такие люди выключили конференцию на этом моменте, потому что как раз дальше-то у нас были ролики из Space Marine и других взрослых игр. ? Все верно, потом были ролики из взрослых игр, но там – сплошь мультиплатформа, а эксклюзив – игра про LEGO! Странно как-то.
Я понял, что вы имеете в виду. Честно говоря, у меня нет пока подробной информации о том, что будет в мультиплатформенных играх, но LEGO City Stories – эксклюзив, потому что ее разработчикам понравился наш контроллер настолько, что весь геймдизайн максимально адаптирован именно под Wii U. Тот факт, что игра создается специально под нашу консоль, и привлек наше внимание. С другой стороны, у нас есть мультиплатформенные игры, и я верю – точно не знаю, но верю – что в них тоже так или иначе будет уникально использоваться наш контроллер. Нам было важно на презентации новой консоли четко показать, что она будет интересна не только геймерам со стажем, но и людям с небольшим игровым опытом или полным отсутствием такового. Без этого индустрия не может развиваться. И это нужно всем, в том числе и хардкорным геймерам. Есть одна вещь, которая людям, вроде нас с вами, не сразу очевидна. Сформулирую ее так: вы не можете побеседовать об играх с первым встречным. Вот серьезно! Вы можете поговорить о фильмах с кем угодно. Даже если ваш собеседник за год посмотрел одну ленту – окей, у вас уже есть целая одна тема для беседы. Но можете ли вы поговорить об играх с кем угодно? Пожалуй, нет.
А думаете, это нормально? Нет, конечно.
Думаете, что видеоигры чем-то хуже, чем кино? Мы в Nintendo считаем что ими могут наслаждаться все, и обсуждать – тоже. Потому что это нормально. Во имя этой цели мы работали над Nintendo DS и 3DS, над Wii и вот теперь Wii U. У нас впереди еще очень много работы на пути к главной цели – сделать игры естественной частью ежедневной жизни обычного человека. Мы понимаем, что в любом случае у каждого будет своя степень вовлечения в эту тему. Но важно сделать игры нормальным, популярным увлечением. Wii U – еще один важный шаг в этом направлении. ? Знаете, несмотря на все инновации, мне Nintendo всегда казалась очень консервативной компанией. Потому что вот появляется новая консоль – и на ней гарантированно выходят новые Mario, Zelda, Pokemon. Пожалуй, есть с десяток брендов, которые используются, а новые появляются редко. Мне, честно говоря, все игры нравятся, но все же – почему вы так редко создаете новые медиавселенные? Sony, например, для PlayStation 3 сколько придумала.
Для начала давайте попробуем понять, что такое бренд применительно к играм. Когда речь идет о других компаниях, а я, честно говоря, не очень люблю обсуждать их, то мы видим – да, существенная часть игр относятся к длинным циклам, в которых регулярно выходят номерные сиквелы или даже игры с «2010, 2011, 2012» в конце названия. У нас подход другой. Несмотря на то что используются одни и те же знакомые названия, мы выпускаем действительно новые игры куда чаще, чем кажется на первый взгляд. Вот возьмем, например, The Legend of Zelda, раз уж у нас сейчас юбилей. Каждая новая часть существенно отличается от предыдущей. Мы целиком переделываем мир, геймдизайн, персонажа, оставляя лишь немного общих базовых элементов. Неужели вы думаете, что это консервативный подход? Вспомните: сначала мы сделали суперпопулярную Ocarina of Time, потом Majora’s Mask, а потом вдруг Wind Waker – вот это действительно был существенный риск. Одно дело – запустить новый сериал с нуля, а другое – радикально переделать тот, что уже любим миллионами геймеров. Или если взять Mario, то сначала мы предложили геймерам Super Mario Bros. Galaxy, трехмерную игру, а потом снова вернулись в 2D в Super Mario Bros. Wii. Эти два проекта совершенно разные. Поэтому, пусть мы и работаем в рамках ограниченного числа медиавселенных, внутри их мы готовы рисковать и заново изобретать игровую механику, чтобы предлагать геймерам действительно свежие идеи. А если вам непременно нужны новые IP, то вспомните, какая игра была самой продаваемой в Европе в прошлом году. Это Wii Sports Resort. Второе место, правда, заняла Call of Duty, но третье – тоже новый IP от Nintendo, Wii Fit. Вы ведь никогда не задумывались об этом, правда? Не брали в расчет? Но эй, это же игры, они продаются в игровых магазинах, запускаются на игровых консолях, и это новые IP, которые появились уже на Wii, их не было прежде. Так что и новые IP мы тоже запускаем, если считаем это необходимым. ? Я уверен, что вы видели презентацию Vita и в курсе насчет чрезвычайно привлекательной цены консоли. Можете ли как-то прокомментировать? Считаете ли вы Vita конкурентом в каком-либо смысле?
Главное здесь – то, что мы абсолютно уверены в том, что мы делаем, и считаем, что линейка игр для Nintendo 3DS, представленная на выставке, усилит позиции нашей платформы. В конце концов, оптимальная цена за товар – это столько, сколько вы готовы заплатить за него. А привлекательность консоли зависит не только от суммы стоимости компонентов внутри ее, но игр, доступ к которым она открывает. В этом смысле мы считаем, что уникальная библиотека игр для 3DS и опыт, который получает ее владелец, стоят тех денег, которые мы просим за собственную систему. ? При запуске Nintendo 3DS вы давали понять, что 3D без очков – одно из основных достоинств 3DS. Очевидно, что вы видите в объемных играх потенциал. Собираетесь ли вы делать что-либо с 3D на Wii U? В конце концов, 3D-телевизоры потихоньку идут в массы…
Внедрение самых современных технологий – не самоцель для нас. Когда мы берем новинку на вооружение, нам важно, чтобы она была удобной и естественной для всех пользователей. В идеале геймер просто должен не замечать эту технологию. Например, вспомните motion-управление в Wii: взял Wiimote в руки, двигаешь им – и игра реагирует. Это кажется естественным. Та же история – с 3D без очков. У 3DS есть слайдер, позволяющий настраивать глубину объема. Это очень удобно, потому что у каждого человека – свой уровень комфортного 3D. Я вам больше скажу – у каждой игры он уникален. Слайдер позволяет быстро и просто настроить стереоскопическую картинку под себя, чтобы добиться максимального комфорта. Что касается домашних систем, где геймер сидит перед экраном, то… Понимаете, Nintendo – не производитель телевизоров, поэтому логично, что мы реализовали 3D в продукте, который целиком зависит от нас. И не думайте, что теперь в каждом новом продукте мы будем делать акцент на 3D. Для нас технология нужна тогда, когда позволяет создать для геймера новый опыт, будучи при этом незаметной и комфортной для него. Мы сочли, что 3D без очков на 3DS удовлетворяет этим условиям, поэтому и внедрили ее. По поводу Wii U и 3D пока еще идут дискуссии. ? Говоря о технологиях, нельзя обойти стороной цифровую дистрибуцию. Есть люди, которые считают, что физические носители устарели, и в скором времени никаких дисков и картриджей не будет. Что на эту тему считают в Nintendo?
Не думаю, что это так. Да, есть люди, которым комфортно покупать все в онлайне, работать с данными в онлайне, но можно ли сказать, что так чувствуют все? Вряд ли. Приведу пример, может, не самый удачный: когда я обновляю свой PC, то всегда немного волнуюсь – а ну как система зависнет в середине процесса, потому что знаю, что это может произойти… Пока у меня есть диск с бэкапом, все в порядке – если что, операционную систему можно восстановить. Но если бы резервной копии не было? По-моему, если поспрашивать людей на E3, найдется немало тех, кому некомфортно работать только с цифровыми копиями. Да что там – думаю, так скажет каждый второй. Причем мы с вами, наши коллеги все же глубоко вовлечены в современные технологии, чего нельзя сказать о действительно широкой аудитории, которая куда более консервативна. Мы создаем консоли для всех, а пять процентов – это далеко не «все». Конечно, рынок развивается, и рано или поздно технологии изменятся, равно как и представления людей, однако, на мой взгляд, это произойдет очень, очень нескоро. Физические носители еще долго будут с нами. ? А вот о сервисах, вроде OnLive, что думаете? Графика там обрабатывается на удаленном сервере и отсылается через Интернет на экран геймера. Перспективен ли такой подход? Интересен ли он Nintendo?
Знаете, есть такое занятное развлечение – прямо сейчас перечитывать дискуссии о будущем видеоигр, датированные, скажем, 2007 годом. Никто из нас толком не мог предвидеть, что произойдет. И сейчас загадывать вперед очень сложно. Одна-единственная прорывная технология, которую никто взял в расчет, опрокинет сразу все сценарии будущего. Возьмем, к примеру, развитие Интернета. Если несколько лет назад я вам сказал, что запущенный днем назад сайт Facebook станет больше, чем Google, вы бы мне поверили? С играми – та же история, строить прогнозы – бессмысленное дело. ? И последний вопрос. Наверняка вы знакомы с российским рынком и в курсе того, что консоли Nintendo у нас чудовищно непопулярны. Почему, на ваш взгляд, это так и что вы планируете изменить?
Думаю, причин было несколько, и одна из них – наши собственные ошибки. Мы слишком долго не приходили к вам, не работали с рынком, как следует, и мы прекрасно осознаем это. Теперь, с запуском Nintendo 3DS, мы потихоньку исправляем ситуацию, в частности локализовали консоль и Nintendogs, собираемся и дальше активно продвигать нашу продукцию. Российский рынок – очень большой и одновременно уникальный, поэтому нам нужно время, чтобы понять, что именно нужно вашим геймерам. Однако мы готовы вкладываться в изучение рынка, уверены в успехе и надеемся, что уже вскоре в России почувствуют первые результаты приложенных нами усилий.
664 Прочтений • [Wii U. Первая домашняя консоль нового поколения] [12.04.2012] [Комментариев: 0]